Как превратить хобби в бизнес? Хобби как бизнес: как заработать на увлечении.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Человека, который может зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом, можно смело назвать счастливчиком. Именно поэтому рассмотреть своё хобби как бизнес стоит каждому, кто нашёл себя в какой-то определённой деятельности.

Поэтому на тему сегодня решил обратить своё внимание женский сайт «Красивая и Успешная».

Каждый человек от природы в той или иной степени наделён какими-то задатками, которые помогают ему достигать успехов в определённых видах искусства. Одни хорошо рисуют, другие отлично танцуют, третьи – замечательно поют, четвёртые – пишут потрясающие стихи, пятые – бесподобно шьют или вяжут.

Как это ни парадоксально, но довольно часто художественные натуры работают не в сфере искусства, а, например, в офисе торговой компании, в банке, в больнице или вообще на каком-нибудь заводе.

Причин несоответствия природных склонностей и профессии у человека может быть несколько: желание иметь престижную профессию, советы родителей, позднее осознание своего настоящего призвания.

Работая на престижной, но нелюбимой работе, такие люди часто ощущают моральную неудовлетворённость, а природное стремление творить постоянно зовёт их взяться за кисть или за иголку. В искусстве творческий человек находит отдушину и часто даже не задумывается, как превратить хобби в бизнес. А ведь это вполне реально, тем более в наше время высоких информационных технологий.

Виды хобби, от которых можно получить доход

Бизнесом можно сделать любое дело, к которому лежит душа. Так примером хобби, переросшего в бизнес, может стать увлечение Иосуке Хасегавы, изготавливающего денежные оригами.

Сайту сайт удалось выяснить, что многие предприимчивые талантливые люди зарабатывают на следующих увлечениях:

  • Вязание одежды и предметов интерьера – одно из тех хобби, бизнес на котором может дать неплохие доходы. Свитеры, кардиганы, жилеты, пальто, шапочки и шарфы, юбочки, платья, летние топы и туники, связанные вручную, никогда не выходили из моды и всегда выглядели очень стильно и дорого. Высок сегодня спрос и на связанные вручную скатерти, салфетки, занавески и т. д.
  • Шитьё одежды. Некоторые мастерицы, не имеющие специального швейного образования, умеют шить лучше профессионалов. Более того, они часто создают такие интересные идеи моделей, которым мог бы позавидовать сам Юдашкин. У них наверняка не будет отбоя от клиенток, стоит им лишь согласиться сшить на заказ первое платье.
  • Изготовление мягких игрушек. Милых мягких котят, щенков, медвежат, зайчиков, тигрят и других животных можно сшить или связать. Используют для мягких зверят самые разные материалы: и пряжу, и натуральную шерсть, и даже старые капроновые колготки. Способ изготовления тоже у каждого мастера свой. Но все такие игрушки раскупаются довольно охотно, ведь любая из них уникальна в своём роде. Поэтому из такого хобби сделать бизнес достаточно легко.
  • Мыловарение . Каких только мыльных шедевров не создают сегодня начинающие мастера мыловарения! Каждое из таких изделий – это отличный подарок или просто сувенир, поэтому даже те, кто только ознакомился с этим видом искусства, нередко получают множество заказов от знакомых.
  • Квиллинг . Создание рельефных картинок из цветной бумаги увлекает очень многих. У некоторых художников-самоучек получаются настоящие произведения искусства, достойные места на популярной выставке. Почему бы не рассмотреть это хобби как выгодный бизнес и не продать такую картину по выгодной цене?
  • Резьба по дереву. Талантливые резчики могут сделать удивительно красивыми самые обыденные вещи: разделочную доску, детскую кроватку, наличники для дверей и т. д. Такие произведения многие ценители красоты готовы покупать по высокой цене.
  • Плетение из лозы . Удобные, лёгкие корзинки, лукошки, шкатулки, вазы – модные и практичные украшения для каждого дома. Современной альтернативой плетению из лозы является плетение из газет. Такое хобби стало бизнесом уже у многих умельцев, ряды которых никогда не поздно пополнить.

  • Фотография. Цифровые «мыльницы» есть сегодня у каждого взрослого человека, но делать действительно впечатляющие кадры по-прежнему умеют только настоящие таланты. Если вы умеете ловить момент, выбирать ракурс, создавать застывшие сцены – сделайте своё хобби бизнесом, начав зарабатывать на съёмке торжеств и различных .
  • Стихи. Готовые лирические душещипательные поздравления в стихах, признания в любви, предложения руки и сердца и т.д. сегодня можно найти в богатых недрах интернета. И всё же многие люди хотят поздравить близких людей оригинальными строками, написанными специально для них. Вот эти люди и есть потенциальные заказчики для тех, кто хочет сделать бизнесом хобби по написанию стихов.
  • Статьи. У вас хороший слог и вы хорошо разбираетесь в какой-то сфере? Пишите на эту тему публицистические статьи в различные издания. Самый простой способ начать печататься – зарегистрироваться на какой-нибудь интернет-бирже и выполнять заказы через неё.
  • Комнатные растения. Увлечённым цветоводам не составит труда найти покупателей для своих зелёных питомцев. Тем более, что весной при пересадке у них, как правило, появляется множество молоденьких , которые просто необходимо куда-то пристроить.
  • Путешествия. Любители путешествовать тоже могут с лёгкостью превратить своё хобби в бизнес. Им известны самые интересные маршруты, достопримечательности и места для отдыха, и эти знания у них с удовольствием купят новички в плане туризма.
  • Торты. Многие хозяйки умеют выпекать очень вкусные тортики, но создать сладкое произведение искусства для какого-то важного торжества может лишь настоящий талант. Те, кто научился работать с мастикой, изготавливая из неё оригинальные композиции, наверняка не останутся без средств к существованию даже в сложные времена: у них всегда будут заказы.
  • Аксессуары. Многие умелицы из бисера, проволоки, керамики, текстиля, металлов, цветного стекла и прочих материалов изготавливают очень милые серьги, браслеты, бусы и броши. Стоит им лишь выставить на продажу свои изделия, и у них найдётся не один десяток заказчиц и покупательниц.

Те, кто любит быть в центре внимания, неплохо поёт, остро шутит и умеет организовывать разные игры, смогут подрабатывать в качестве тамады. Уверенные водители со стажем наверняка станут отличными инструкторами по вождению. Поклонники механизмов могут заниматься починкой различных приборов на дому. Владельцы собаки или кошки хорошей породы, изучившие особенности этих животных, тоже могут рассмотреть это домашнее хобби как бизнес.

Ряд увлечений, на которых можно зарабатывать, можно продолжать до бесконечности.

Многие творческие люди не ставят вопроса о том, как из хобби сделать бизнес, просто потому, что считают свои изделия чем-то не очень важным, не несущим никакой практической пользы, недооценивают их эстетические качества. Большинство просто не знает, кому и как продавать плоды своих трудов. Изменить ситуацию им помогут такие советы:

  1. Постоянно практикуйтесь, работайте с новыми материалами, совершенствуйте навыки. Почувствовав свою компетентность в деле, вы поверите в свои силы и научитесь создавать что-то такое, аналогов чего в мире нет.
  2. Не стесняйтесь выносить ваши изделия «в люди». Носите связанную или сшитую своими руками одежду, угощайте сотрудников на работе кулинарными шедеврами, читайте вслух написанные вами изречения или поздравления.
  3. Фотографируйте свои новые шедевры и выкладывайте фото в социальных сетях.
  4. Привлекайте помощников, собирайте команду. Очень часто у супругов перерастает в семейный бизнес, а позже семейное дело может превратиться в целую компанию.

Конечно, для создания большого бизнеса одного лишь таланта мало, тут нужен ещё и коммерческий склад ума. Но получать от хобби хотя бы небольшой доход реально для любого желающего. Поэтому всем, кто уже научился делать необычные, красивые вещи из самых обыкновенных материалов, наш сайт желает дерзнуть и рассказать о своём умении всем вокруг. Ведь мир так нуждается в красоте, а художники – в признании!


Вам никогда не казалось, что ваше хобби могло бы стать для вас больше, чем просто увлечением? Многие люди не осознают, что вещи, доставляющие им удовольствие, могут также обеспечить им неплохой доход.

Возьмём, к примеру, Анастасию Миронову, 26-летнюю молодую маму из Киева. Анастасия всегда увлекалась фотографией, но даже не догадывалась, что в один прекрасный день её хобби окажется главным источником дохода. По её словам, с детства ей хотелось фотографировать, чтобы делиться впечатлениями с родными и показать им, как красиво вокруг. С возрастом это желание переросло в хобби, а хобби, в свою очередь, стало профессией. На сегодняшний день Настя – гордый владелец собственного фотоагентства , где она имеет возможность постоянно развиваться, решать новые сложные задачи, узнавать новых людей и изучать новые неизведанные ракурсы.


Wix-сайт Анастасии Мироновой

Вдохновляющий пример Анастасии – вовсе не исключение из правил. Процветание таких сайтов, как Etsy , Elance , ArtFire и Fiverr , служит живым доказательством быстрорастущему движению молодых предпринимателей, которые стремятся превратить свое творческое увлечение в надёжный источник дохода. Нынешняя экономическая обстановка способствует развитию домашнего бизнеса: даже такие необычные хобби как валяние из шерсти и создание аксессуаров из войлока, может принести приличную прибыль. Сейчас самое подходящее время для этого, ведь интернет предлагает каждому бесконечное количество возможностей для построения окупающегося бизнеса. Вам не нужен «большой прорыв», безграничный бюджет или пиар-команда. Бесплатный конструктор сайтов и решительное продвижение в социальных сетях – вот и всё, что вам понадобится для самостоятельного достижения успеха. В этой статьи мы расскажем вам, как это сделать.


Wix-сайт рукодельных работ Wool Stories

Шаг первый: создание сайта

Вконтакте, Facebook и Twitter

Посмотрите, как фотограф Мария Филатова успешно продвигает свой сайт в сети Вконтакте:


Wix-сайт фотографа Марии Филатовой

Не верите, что увлечение может приносить хороший доход? В этой статье разложу все по полочкам, для тех, кто нацелен превратить хобби в полноценный бизнес. А в конце вы получите готовый план к действию, который останется адаптировать под свое творчество. Для тех, у кого мало времени на чтение ниже подготовлена полезная схемка: "Как превратить хобби в бизнес за 5 этапов". А чтобы и дальше получать полезные чек-листы, введите e-mail в форму подписки на рассылку.

План по заработку на хобби

С чего начать? Точно не с открытия ИП и незамедлительного увольнения на работе. Не стоит предпринимать необдуманные решения. Воспользуйтесь инструкцией, которая поможет разобраться в деталях, увидеть нюансы и определить стоит ли овчинка выделки.

Этап 1. Составьте карту мечты

Возьмите листок и ручку. Напишите ответы на следующие вопросы:

  1. Рассматриваете ли вы хобби как полноценный бизнес или планируете подработку на нем?
  2. Сколько времени ежедневно вы сможете уделять увлечению и готовы ли поставить его на поток, жертвуя творческой составляющей?
  3. Сколько денег в идеале вы хотели бы зарабатывать на творчестве ежемесячно?

Итак, вы перенесли зрительный образ на бумагу, картина начала проясняться. Сопоставим ее с реальностью.

Этап 2. Рассчитайте денежную составляющую

Напишите на листочке ниже:

  1. Сумму текущего ежемесячного дохода.
  2. Среднюю стоимость единицы изделия или услуги с учетом затрат на изготовление.
  3. Количество товаров или услуг в месяц, которое потребуется продать, чтобы получить доход как на оффлайн работе.
  4. Количество товаров или услуг, которое понадобиться реализовать, чтобы зарабатывать сумму, о которой мечтаете из пункта 3 предыдущей главы.

Денежные маячки готовы, перейдем к учету времени.

Этап 3. Определите временные затраты

  1. Запишите сколько времени занимает изготовление единицы товара или услуги.
  2. Подсчитайте сколько времени нужно для получения минимального дохода из пункта 3 предыдущей главы.
  3. Подсчитайте затраты времени для достижения максимальной прибыли из пункта 4 предыдущей главы.

Расчетная часть готова. Проанализируем и наметим стратегический план.

Этап 4. Выберите подходящую стратегию

Чтобы информация была более понятна, давайте обратимся к таблице.

Ее составил Николай, который увлекается изготовлением логотипов для компаний, планирует бросить работу и зарабатывать на хобби, но переживает, что не сможет получить доход как на постоянной работе.

  • Проанализируем денежно-временные затраты. Из таблицы видно, чтобы получить минимальную прибыль при условии стабильных заказов Николаю надо работать 10 часов в день, т.е. выполнять 2 заказа. Это соответствует его требованиям.

А вот для получения желаемого заработка на хобби требуется работать 35 ч., что невозможно физически. Перейдем к следующему шагу.

  • Подберем прибыльную стратегию. Как решить проблему недостатка времени?
  • Нанять помощников, но тогда затраты вырастут, и возникнет потребность продвигать творчество как полноценный бизнес.
  • Ввести дополнительные опции, которые повысят конечную стоимость услуги. Например, за дополнительную плату сделать другие варианты логотипа или предоставить файл с возможностью редактирования в фотошопе и другое.
  • Изменить концепцию хобби на более дорогостоящую. К примеру, обучать дизайну или предоставлять услуги для бизнеса премиум класса.

У Николая нет желания затевать крупный бизнес, но и на допуслугах в дизайне много не заработаешь, поэтому он решил работать на крупные организации. Так и вы на этом этапе сможете проанализировать все варианты, выбрать подходящий и приступить к продвижению творчества как основного бизнеса.

Этап 5. Займитесь маркетингом

Чтобы заказы были стабильными, расскажите о хобби, составьте маркетинговый план монетизации творчества:

  • Определите целевую аудиторию по стандартным критериям: страна, город, пол, возраст, тематические увлечения, уровень дохода.
  • Запустите рекламу услуг. Вариантов существует множество.

Платные: создание одностраничника, собственный сайт, сервисы схожей тематики, контекстная реклама.

Условно-бесплатные: все сервисы, которые предоставляют заказчиков за вознаграждение. Например, Биглион, YouDo, а также физлица или оффлайн организации работающие за откат.

  • Работайте над репутацией. Предоставляйте бонусы и всячески стимулируйте людей оставлять отзывы о работах. Тогда сарафанное радио заработает быстрее и заказы пойдут непрерывным потоком.

Чек-лист (просто сохраните себе картинку):

10 советов от людей, которые превратили увлечение в успешный бизнес

Подсчеты показали профит, но вы все равно переживаете, получится или нет превратить свое хобби в успешный бизнес? Прочитайте 10 советов от людей, которые попали в Forbes благодаря вере в удачу и приверженности увлечениям.

1) Выходите из зоны комфорта

Основатель крупнейшей соцсети для творческих людей DeviantArt Анджело Сотире запустил первый проект в 19 лет. У него не было стартового капитала, но была жажда двигать искусство в массы. В то время когда проекты вокруг закрывались, он работал и совершенствовался. Спустя 10 лет капитализация компании достигла отметки в 19 млн. долларов. По сей день сервис зарабатывает на платных услугах для пользователей и рекламе.

2) Не бойтесь идти на разумный риск

Анна-Мария Файола в школе увлекалась мыловарением, а в 20 лет решила заняться монетизацией творчества. Через 8 лет ее компания Bramble Berry вышла на доход в 3 млн долларов. Для продвижения проекта девушка взяла крупный кредит и принялась за работу. Успеху поспособствовали и сложившиеся обстоятельства: зарождающаяся популярность интернета и старт соцсетей.

3) Отпускайте то, что не нравится без сожаления

Том Сазмор из США организовал свою фирму по оптимизации пространства для клиентов в 28 лет. Но его съедало чувство несамореализованности - душа лежала к выпечке. Он не знал как превратить хобби в бизнес. Но однажды решился: разработал авторские рецепты, нашел партнера и стал соучредителем компании Broadmoor Baker. По данным Forbes ежегодная прибыль проекта 2 млн долларов.

4) Правильно позиционируйте свое увлечение

Роберт Стерновски в свободное от работы время увлекался разбором радиотехники. Он захотел открыть стартап, собрал единомышленников и запустил проект Softronics. Сначала бизнес строился в кустарных условиях, рабочие систематически нарушали дисциплину, поэтому компании не перепадали большие заказы. Тогда Роберт принял вынужденные меры: разработал стандарты качества ISO и снял презентабельный офис. Перепозиционирование сработало и вскоре ежегодный оборот фирмы составил 20 млн долларов.

5) Двигайтесь вперед, не обращая внимания на неудачи

Маркус Персон заинтересовался компьютером еще до школы и в 7 лет освоил популярные языки программирования. Он , участвовал в профессиональных чемпионатах, но особых успехов не достиг. Однажды ему в голову пришла идея разработки собственной игры Minecraft. Первоначальная версия была готова через неделю и вызвала положительную реакцию у геймеров. Тогда он собрал команду и доработал игру до совершенного уровня. В итоге за неделю до официального выхода было продано 5 млн копий Minecraft, а в прошлом году удалось заработать на хобби 4 млн долларов.

6) Ищите нестандартные каналы продвижения

Дэвид и Венди Каст экспериментировали с фитилями, сортами воска и аромамаслами для свечей и не рассматривали свое хобби как бизнес. Но после увольнения Дэвида с работы супруги перешли к активным действиям. Сначала Касты бесплатно раздавали образцы друзьям с условием заполнения анкеты о продукте, повторная же покупка обходилась в кругленькую сумму. Через 2 года бизнес раскрутился и принес 1 млн. долларов годовой прибыли.

7) Стройте бизнес на проблемах, которые решит ваше увлечение

Студент Алан Эллис увлекался программированием и во время очередного эксперимента создал проект по обмену музыкальными файлами Oink. Сервис позволял пользователям интернета невиданное - делиться друг с другом аудиозаписями. Вход в закрытую соцсеть был платным и стоил 5$. За несколько лет заработок Алана на хобби превысил 300000 долларов.

8) Найдите свою нишу, даже там где ее, казалось бы, нет

Рэйчел Рэй любила готовить с детства, но не имела представления как хобби сделать бизнесом. В то время существовало много кулинарных передач и конкуренция была огромной. Осуществить мечту помогла оригинальная концепция. Она придумала шоу по приготовлению блюд на скорую руку. Кроме программы 30 Minute Meals Рэйчел удалось запустить еще 3 телепроекта, написать множество книг о здоровом питании и сняться в рекламе. Сейчас ее совокупный ежегодный доход порядка 15 млн долларов.

9) Будьте смелее, не бойтесь негативной оценки

Джо Мадлен любил коллекционировать антиквариат. В 14 лет у него собралась нешуточная коллекция комиксов и автографов, которые он брал у всех подряд. Одноклассники только смеялись над ним, считая чудаком. Оказывается, Джо понимал, как просто сделать хобби бизнесом: он продал все, и на вырученные деньги открыл аукцион, торгующий личными документами знаменитостей. Дела пошли в гору и состояние его компании составляло $2 млн.

10) Не переставайте учиться

В детстве Энтони Швайгеру поставили диагноз: "Умственная отсталость", казалось бы, о бизнесе не может быть и речи. Но мальчик увлекся пчеловодством и родители поддержали его - отдали на предпринимательские курсы. После них Энтони возглавил фирму по изготовлению и реализации меда с ежегодным оборотом в $260000.

Вот видите, превратить хобби в бизнес при грамотном подходе реально. План готов. Теперь дело за вами. Дерзайте, не бойтесь пробовать новое и как говорил древнеримский император: "Делай, что должен и будь что будет".

Анна-Мария Файола (Bramble Berry)

34-летняя Анна-Мария Файола из города Беллингхэма, штат Вашингтон, в школьные и студенческие годы увлеклась изготовлением мыла, а в 20 лет решила превратить свое увлечение в бизнес. На 2011-й год доходы ее компании Bramble Berry оцениваются в $3 млн, а ассортимент насчитывает 2500 наименований. Преуспеть девушке помогли три фактора: редкая решимость ставить на кон все свое имущество, образование маркетолога и бум социальных сетей. Взяв крупный кредит через правительственную программу поддержки малого бизнеса, она разработала концепцию продвижения, чрезвычайно понравившуюся клиентам, — L.O.V.E. Это непереводимая игра слов, означающая примерно следующее: компания Bramble Berry меняет жизни (Lives) своих клиентов, создавая для них возможности (Opportunities), делясь высокими ценностями (Value) и вдохновляя на самовыражение (Expression). Большинство ее B2B-клиентов — сами дизайнеры мыла и производители косметики, и им важно знать, что поставщик разделяет их эстетические убеждения. А выпавший на нулевые годы взрывной рост интернета помог Анне-Марии завоевать сердца покупателей: она начала свой бизнес еще в 1998-м, и у нее было время подготовить свои товары к эпохе Web 2.0.

Джо Маддалена (Profiles in History)

Джо Маддалена, сын торговцев антиквариатом из штата Род-Айленд, превзошел своих родителей в страсти к коллекционированию еще в детстве. К четырнадцати годам у него на руках уже были 100 000 выпусков комиксов, более миллиона бейсбольных карточек, тысячи автографов знаменитостей (и еще больше — людей, у которых предприимчивый Джо брал автографы на тот случай, если они когда-нибудь станут знаменитостями) и даже несколько картин. Денег, полученных от продажи этих богатств, юному бизнесмену хватило, чтобы открыть аукцион Profiles in History, торгующий личной корреспонденцией голливудских звезд и статусными историческими документами. Среди лотов Маддалены — последняя служебная записка, на которой была поставлена подпись Джона Ф. Кеннеди, и письмо Авраама Линкольна, в котором он пылко защищает перед своими политическими оппонентами необходимость выпуска Прокламации об освобождении рабов. Эксперты полагают, что последний документ будет продан самое меньшее за $5 млн. Хороший профессиональный рост для человека, еще недавно бравшего автографы у своих одноклассников, а сегодня обладающего состоянием, которое оценивается в $2-3 млн.

Роберт Стерновски (Softronics)

Роберт Стерновски провел свои молодые годы, работая инженером в корпорации Rockwell Collins, обслуживающей интересы американского ВПК и космической индустрии. В свободное время изобретатель мастерил у себя в гараже радиотехнику. Когда случайно выяснилось, что его страсть разделяет несколько коллег и знакомых, было принято решение начать собственное дело. Фирма Softronics долгое время работала в кустарном режиме: офис то и дело переезжал, сотрудники приходили на службу ближе к полудню, а уходили домой под утро, всякий раз оставляя уборщице батареи пустых банок Mountain Dew и коробки из-под пиццы. Трансмиттеры, ресиверы и прочие гаджеты у Softronics при этом получались отличные, но доверять крупные подряды банде безумных нерях солидные клиенты как-то не решались. Стерновски переломил ситуацию меньше чем за полгода, внедрив стандарты качества ISO. Инженерам пришлось причесаться, а офису — преобразиться. Хобби превратилось в бизнес, зато и денег компания из двух десятков человек стала зарабатывать неприлично много: только с Rockwell Collins был подписан контракт на поставку оборудования на $200 млн, а ежегодный оборот составляет свыше $20 млн.

Маркус Персон (Mojang)

Тридцатидвухлетний швед Маркус Персон начал играть и программировать еще до того, как пошел в школу: в семь мальчик уже знал код Commodore 128. До 2009-го года Персон прожигал жизнь по тому же сценарию, что и многие талантливые, но рассеянные сверстники: работал фрилансером в хороших, но не лучших игровых студиях, то успешно, то безуспешно ввязывался в чемпионаты по программированию — в общем, был профессионально малоподвижен. Однако все это время Персон искал свою идею, которая обеспечила бы ему заветные пятнадцать минут славы. И нашел: билетом в новую жизнь оказалась разработанная на досуге, в порядке хобби, мобильная видеоигра Minecraft. Первую версию программы Персон написал за неделю. Реакция геймерского сообщества оказалась настолько позитивной, что разработчик уволился из всех мест, где (делал вид, что) работал, открыл компанию Mojang, набрал людей и принялся доводить концепцию Minecraft до блеска. Результат — 5 млн проданных копий еще до выхода официальной, самой последней версии игры, 18 млн пользователей, зарегистрировавшихся на сайте проекта и готовых раскошелиться после релиза, и $4,16 млн чистой прибыли в прошлом году.

Дэвид и Венди Каст (ContemporaryCandles)

Дэвид и Венди Каст из Глендейл Хайтс, штат Иллинойс, превратили свое хобби в бизнес не только ради прибыли, но и ради эксперимента. При изготовлении свечей одних только фитилей используются десятки видов, не говоря уж о сортах воска и ароматических маслах, и каждая их комбинация заставляет свечи гореть по-разному. Когда вариантов стало слишком много, Касты стали раздавать свечи друзьям — с обязательным условием: те должны внимательно следить за тем, как горит свеча, и делать пометки в специальной анкете. Друзья от участия в эксперименте не отказались и даже убедили Кастов превратить хобби в полноценный бизнес. Супруги долго упрямились, но их вынудили обстоятельства: в 2001-м Венди уволили, а глухой девушке даже в США бывает непросто найти работу. Дэвид, также страдающий от глухоты, поддержал жену, и за десять лет Касты заполонили весь Иллинойс сотнями видов свечей и сопутствующих товаров: подставок, игрушек из воска, банных принадлежностей. Их бизнес мог бы быть еще более успешным, если бы не фанатичная преданность семейным ценностям: Касты отвергают заманчивые предложения о расширении дела и крупные сверхурочные заказы, чтобы проводить больше времени с детьми. И тем не менее их годовой оборот оценивается в $1 млн.

Алан Эллис (Oink)

Бизнес британского студента Алана Эллиса начался с хобби: юноше нравилось программировать и хвастаться перед другими кодерами своей изобретательностью. Самым профессиональным любительским проектом Эллиса оказался сайт для обмена музыкальными файлами Oink, запущенный в 2004-м году и закрытый в 2007-м по решению суда. Oink работал по принципу торрента: его пользователи делились друг с другом аудиозаписями, которые хранились у них на компьютерах, а не на серверах компании. Эллис получал доходы с продажи пригласительных билетов: чтобы попасть в закрытую социальную сеть, нужно было уговорить кого-нибудь из уже подключенных знакомых заплатить $5 за «инвайт». За три года на сайте зарегистрировались 200 000 человек. Разумеется, обмен музыкой был незаконным, а правообладатели не получали от Oink ни гроша. Английскому суду так и не удалось доказать вину Эллиса и взыскать с него нажитые на проекте деньги (по разным оценкам, от $300 000 до нескольких миллионов): во время слушаний Алан утверждал, что не несет ответственности за преступления посетителей сайта, и что Oink — это всего лишь поисковая машина, и если судят его, то и остальные мировые поисковики тоже стоило бы засудить.

Рэйчел Рэй (30 Minute Meals)

Американская телезвезда Рэйчел Рэй, как и положено потомкам эмигрантов с Сицилии, с детства обожает готовить. Но пробиться с этим распространенным хобби в большой бизнес ей помогла оригинальная концепция: ее шоу 30 Minute Meals предназначено как раз для тех, кто кулинарию не жалует и боится заходить на кухню больше чем на полчаса. Формат неожиданно прижился: сегодня сорокатрехлетняя Рэй — второй человек на американском ТВ после Опры Уинфри, ведущая сразу четырех телешоу, автор бессчетного числа книг о вкусной и здоровой пище, лицо нескольких продуктовых марок и, конечно же, повар. Впрочем, американская мечта сбылась не так быстро, как кажется, когда читаешь статьи об успешных людях. Прежде чем шоу 30 Minute Meals выстрелило, Рэй пять лет оттачивала его формат на местном телеканале. Первые два года она работала в прямом смысле слова за еду, потом начала получать по $50 за выпуск — меньше, чем тогда составляли ее расходы на бензин. А в 2009-м году Forbes поставил Рэй на 79-е место в списке самых влиятельных знаменитостей планеты, оценив ее ежегодный доход в $15 млн.

Энтони Швейгер (Anthony Beehive)

Двадцатипятилетний Энтони Швейгер из города Лоренса, штат Канзас, свой миллион пока, может быть, и не заработал, но управляет производством с оборотом в $260 000 в год. А его пример показывает, как люди с ограниченными возможностями (Энтони страдает от эпилепсии и задержки умственного развития) могут эффективно интегрироваться не только в социальную жизнь, но и в бизнес. В третьем классе мальчик фанатично увлекся пчелами, и родители решили поддержать его. Семейный бизнес начался с улья на заднем дворе и воскресной торговли на фермерском рынке, но уже через два года для перевозки товара потребовались регулярные рейсы грузовика с прицепом. Энтони постоянно учится: в старших классах родители записали его на предпринимательские курсы National Foundation for Teaching Entrepreneurship и Youth Entrepreneurs of Kansas, и к природному обаянию хозяина-продавца прибавилась маркетинговая сноровка. Энтони добился, чтобы его мед стоял на отдельных полках в неприступных для мелких торговцев мегамаркетах из списка Fortune 500, разработал сайт, придумал эффектную упаковку для каждого из двух дюжин своих продуктов и занялся производством товаров-комплиментов — бальзамов, ароматизированных свечей и всевозможных лакомств на основе меда.

Каждый хочет, чтобы работа нравилась, чтобы не отправляться каждый день на каторгу, которая давно уже надоела и стоит поперек горла. Каждый мечтает превратить хобби в работу, чтобы делать то, что хочется, но чтобы еще за это и деньги платили. Многие хобби являются любимой работой, вот только проблема – как сделать так, чтобы получать за эту работу деньги?

Есть категория людей, для которых превращение хобби в работу особенно актуально: пенсионеры и женщины в декретном отпуске. Времени у них вполне достаточно, чтобы что-то делать, но устроиться на обычную работу далеко не всегда возможно (особенно для женщин с маленькими детьми).

Также актуально превратить хобби в работу для тех, кто страдает от каких-либо заболеваний, которые, в общем и целом, не слишком мешают активной жизни, но могут препятствовать работе и карьерному росту (например, вегетососудистая дистония, для которой характерны частые мигрени, острая реакция на изменение погоды и так далее). При подобных расстройствах здоровья регулярные утренние подъемы и хождение на работу (особенно на нелюбимую) могут окончательно разрушить хрупкий баланс организма. А вот любимое хобби как бизнес, напротив – улучшая настроение (а кому ж не приятно получать деньги за любимое дело!), способствует хорошему самочувствию.

Сейчас наблюдается очередной всплеск интереса к авторским изделиям. Магазины настолько набиты стандартной продукцией, что каждому хочется что-то оригинальное, не похожее на общий стереотип, который можно приобрести на каждом углу. И эта мода вытаскивает на поверхность хэнд мэйд. Поделки из дерева, бисера, пластики, папье-маше и множества других материалов – лишь бы они были оригинальными, выполненными не серийно, в единственном экземпляре – весьма и весьма востребованы. Шарф-самовязка ценится гораздо выше, чем шарф фабричного производства. И многие из тех, кто раньше изготавливал такие вещи в рамках собственного хобби, начинают выходить на рынок, предлагая свою продукцию широкому потребителю.

Вот тут-то и подстерегает основная проблема. Легко сказать – выйти на рынок. А как это сделать? Можно, конечно, попросту упаковать свои шарфики, шапочки, бисерные деревца и спичечные дворцы в сумку, да и действительно отправиться с ней на ближайший рынок, где и торговать. Вот только такой метод не слишком эффективен. К тому же, пока автор торгует с лотка, кто будет изготавливать новые изделия?

К превращению хобби в бизнес нужно подходить со всей серьезностью, не делая скидки на «мелкость» товара, а уж тем более – на «кустарность производства». Формирование цены на товар, определение целевой аудитории, изучение структуры рынка и объема рыночной ниши, изучение конкурентов, определение методов сбыта и так далее – то есть, все, что требуется для открытия бизнеса, нужно и в том случае, если в бизнес превращается хобби. Никаких скидок на то, что это хобби, на то, что работа просто нравится. Если есть желание превратить хобби в деньги, то и подходить к решению такого вопроса нужно соответственно.

В первую очередь – определение целевой аудитории. От нее зависит и максимальная цена, которую можно назначить на изделие, и даже варианты системы распространения товара. Например, большие деревья и композиции из бисера приобретают в основном люди с хорошим доходом, а вот маленькое деревце или горшочек бисерных фиалок с удовольствием приобретет каждый, кто желает украсить свой дом, в том числе и люди с доходом ниже среднего. Скульптуры из пенопласта и монтажной пены предназначены для владельцев частных домов и коттеджей, а маленькие статуэтки из тех же материалов купит любой любитель сувениров, вне зависимости от того, имеется у него загородный дом или нет. И так далее, по каждому виду товара хэнд мэйд.

Но маркетологическое исследование – это только один из этапов, который необходим для организации бизнеса из хобби. Занимаясь изготовлением продукции хэнд мэйд, нужно быть в курсе событий в этой области – новые веяния, моды, конкуренты, технологии, материалы. Это дает возможность вовремя перестроить «производство» и/или расширить его, включив дополнительную целевую аудиторию. Например, в моду входят садовые скульптуры из монтажной пены, и любителям пенопласта придется или потесниться, или расшириться, включив в свой ассортимент и модный товар. А тем, кто специализируется на изготовлении композиций из бисера, рекомендуется обратить внимание на такой материал, как пластиковые бутылки – сейчас в моду начинают входить цветы, изготовленные из таких бутылок. Изготовителям сувениров стоит присмотреться к декоративным бутылкам и свечам. И так далее, вариантов множество.

Оптимально – посещение и участие в разнообразных хэнд мэйд выставках, особенно в выставках-продажах. Участие в выставке – это не только возможность продать товар, это еще и утверждение определенного статуса (покупатель, приобретающий что-то на выставке, покупает не только изделие, но и определенную художественную ценность – выставки ассоциируются с творчеством и уникальностью). Также на таких выставках можно найти оптовых покупателей (например, фирмы, занимающиеся продажей сувениров или различной художественной продукции).

Хорошие результаты дает собственный сайт: он позволяет представить товар лицом (фотографии, видео), побеседовать с потенциальными покупателями (на сайте должна быть предусмотрена обратная связь, а человек, оставляющий отзыв на товар и получающий ответ от автора, с большой долей вероятности этот товар приобретет), а также организовать изготовление товара под заказ. Особенно актуально изготовление под заказ в тех случаях, когда речь идет о дорогостоящем продукте, изготовление которого требует и дорогих материалов, и довольно продолжительного времени (например, к этой категории относятся габаритные деревья из бисера и сложные бисерные композиции).

Чтобы позиционировать себя, как специалиста в области изготовления какого-либо продукта, можно пойти еще по пути написания мастер-классов и размещения таких мастер-классов на своем сайте в Интернете. Наличие на сайте мастер-классов хэнд мэйд, снабженных качественными фотографиями, не только привлекает к сайту посетителей, но и повышает доверие потенциальных покупателей – они могут посмотреть собственными глазами, как изготавливается тот или иной продукт, убедиться, что эта работа стоит тех денег, которые за нее просят.

Ну а дополнительный бонус – на подобном сайте тоже можно зарабатывать. Конечно, не так много, но в качестве бонуса приятно.

Самое сложное в товарах хэнд мэйд – продажа. И вовсе не потому, что на эти товары мало покупателей. Просто у многих начинающих возникает вопрос: а где продавать? В качестве точек для реализации продукции хэнд мэйд можно смело рекомендовать не только сайты и выставки-продажи, но и обычные магазины. Единственная сложность – приходится несколько уступать в цене, так как магазин делает еще и свою наценку на товар, и общая цена может оказаться слишком высокой для покупателя. Хорошо идет продукция хэнд мэйд в специализированных магазинах (магазины, где продаются различные произведения искусства, авторские работы и так далее). Возможна также организация собственной торговой точки на рынке (сувенирный киоск, палатка), а также сдача товара на реализацию в подобную торговую точку.

Если подойти к делу серьезно, то на хобби можно зарабатывать весьма неплохие деньги. И иметь одновременно и любимую работу, и хороший доход.

София ВАРГАН



Рассказать друзьям