Как рисовать драпировки. Азы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда человек начинает постигать азы рисования, то он сталкивается со многими трудностями. И так как учиться люди начинают с освоения правил построения натюрморта, то первые проблемы будут связаны как раз с этим. А в чем же сложность? Кажется, все просто, срисовывай геометрические и вазы. А вот нет, все эти предметы стоят на тканях, которые подчас нарисовать очень трудно. Как изобразить драпировки карандашом, вы узнаете в этой статье.

Рисуем простую драпировку

Прежде чем приступить к сложным работам, нужно приобрести базовые навыки. Разберем, как сделать рисунок драпировки со складками карандашом. Для начала нужно уяснить, что всегда копировать лучше с натуры, а не с экрана монитора. Поэтому стоит найти дома ткань и повесить ее на стену или стол. Также нужно продумать освещение. В летний период вполне может хватить естественного света, а вот зимой лучше включить настольную лампу. Причем она должна стоять с той же стороны, с которой падает свет из окна.

Приступим к изображению драпировки карандашом. Сначала нужно задать габариты рисунка, чтобы ткани не было тесно на листе. Для этого отступим 5 см снизу и 3 см сверху. Когда контур готов, намечаем складки. Если вы только учитесь, то не создавайте себе сложных композиций. Начинающим художникам вполне будет достаточно срисовать 2-3 складки. После того как они намечены, начинаем придавать им объем. Для начала, по краю складок проходимся карандашом. Штрихи кладем по форме. Когда складка определена, начинаем придавать ей тень. Когда это сделано, приступаем к растушевке. Но делать это нужно не ватой, а штрихами. Добиваемся плавного перехода от света к тени. Когда этот этап работы пройден, придаем контуру четкость и пририсовываем булавки, которыми ткань крепилась к стене.

Драпировка с несколькими складками

Научившись рисовать простые композиции, можно переходить к более сложным. Теперь попробуем изобразить драпировку карандашом в более трудном ракурсе. Сядем так, чтобы складки ткани смотрели прямо на нас. Первым делом опять компонуем рисунок, намечаем основные заломы. Теперь опять нужно по контуру складок пройтись полоской штрихов. Но на этот раз мы этим не ограничимся. Не только ткань имеет свет и тень. Такая игра присуща каждой складке. Вот это и попробуем показать. Разбиваем каждую складку на более мелкие части и прорисовываем на них тень и свет. Но помним, что все штрихи должны лежать по форме ткани. Если складка заворачивается, то и штриховка тоже должна это делать.

После того как драпировка готова, отделим ткань от стены. Этого эффекта мы тоже будем добиваться штриховкой. Тут нужно знать, что падающая тень от предметов всегда будет темнее той, которая находится на ткани. Обязательно это учитывайте в рисунке.

Рисуем сложную драпировку со складками

Когда вы освоитесь с изображением ткани разными методами, можно переходить к художественным работам. Изобразить драпировку карандашом можно очень красиво. Для этого нужно выбрать удачный ракурс и, конечно, передать разноплановость. Как этого добиться? Те складки, которые находятся ближе к художнику и которые освещены, должны иметь четкие, контрастные тени. А те, которые находятся на заднем плане, не должны быть блеклыми, просто не такими насыщенными. Чтобы не отвлекать внимание зрителя от драпировки, фон лучше оставить белым, а также не углубляться в детали и не изображать кнопки, которыми приколота ткань.

Драпировка в натюрморте

Ткань, лежащая на поверхности, рисуется точно так же, как и полотно, висящее вертикально. Рисунок драпировки карандашом нужно начинать с компоновки. Но помним, что мы изображаем натюрморт, а не только ткань, поэтому все вещи, которые будут выглядывать из-под складок, нужно вывести вперед. Это не значит, что если ткань лежит на переднем плане, а кувшин стоит на заднем, то драпировку нужно рисовать блеклой. Просто нужно выделить предметы, чтобы они по тону не потерялись. В такой композиции обязательно нужно сделать темный фон. На нем светлые ткани и предметы станут смотреться выигрышней, а главное, ярче. Но рисуя натюрморт, опять-таки стоит помнить про тени. В них нельзя теряться. Самая темная всегда будет падающая тень, потом должен идти фон, а потом тень на драпировке и лишь в последнюю очередь, тень на предметах.

Драпировка, завязанная в узел

Обычно такая декорация выступает в роли заднего плана и поэтому в детальной проработке не нуждается. Но все же мы расскажем, как нарисовать узел из драпировки карандашом поэтапно.

  • Первым делом намечаем габариты ткани.
  • Теперь нужно наметить на ней складки, причем здесь они будут лежать сразу в двух плоскостях в горизонтальной и в вертикальной. И что это нам дает? Нужно иметь в виду, что все то, что висит всегда темнее того, что лежит.
  • Прорисовываем узел. На нем нужно сделать акцент. Логика построения его будет аналогична прорисовке любой складки. Намечаем полоску тени и растушевываем ее штрихами к свету. Череда таких полосок и будет создавать иллюзию завернутой ткани.
  • Ну а теперь нужно разобраться с висящими и лежащими складками. Тут надо не забывать тот факт, что любой предмет в натюрморте будет отбрасывать тень. И она будет ложиться на драпировку. Поэтому стоит уделять этому внимание, и не забывайте ее изображать.

Складки на полотенце

Все тряпичные вещи рисуются одинаково. Поэтому, раздумывая над тем, как изобразить полотенце, вспомните, как рисовать драпировку карандашом. Аналогия построения будет та же самая. Если вы рисуете технический рисунок, то детальной проработки он не требует. А зачем вообще делать такие наброски, если можно выполнить полноценную художественную работу? Это нужно для того, чтобы художник мог быстро нарисовать любой предмет. Этот навык пригодится человеку в дальнейшем, когда он будет запоминать все предметы, которые находятся в интерьере и пытаться изобразить их по памяти.

Рисуем шторы

Весь текстиль, который вы можете найти в интерьере, изображается по одному и тому же принципу. Создание рисунка драпировки со складками карандашом (приколотой к стене) - это подготовительная работа для художника, который в дальнейшем планирует рисовать действительно стоящие картины. Так вот как же изобразить шторы? Для начала в совершенстве нужно овладеть навыком изображения сложных драпировок. Когда этот этап пройден, можно начинать рисовать оконную одежку с натуры. Если шторы сложные, с большим количеством складок и ламбрекеном, то следует вести работу поэтапно. Например, сначала нарисовать все вертикальные складки, а потом перейти к изогнутым линиям. И в последнюю очередь изображать декор в виде завязок, кружев и т. п. Если смотреть на наш пример, то можно удивиться. Как же так, на рисунке изображены два разных вида штор, а рисовать их нужно вместе? Да, именно так. Ведь разницы в тоне тюля и ночной шторой может достичь только на контрасте. Поэтому работу следует вести над вертикальными складками прозрачного материала и над широкими волнами плотной ткани одновременно.

Рисуем одеяло

Не всегда складки на материале будут явными. Если ткань плотная, то и заломы на нем будут большие и грубые. Но все равно художник, который хочет в совершенстве освоить рисование, должен знать, как нарисовать драпировку карандашом. Ведь одеяло будет изображаться по тому же принципу, с той разницей, что игра светотени не будет ярко выражена. В основном на таком материале заломы передаются резкой тенью, а полутон заполняет не пространство между светом и тенью, а расстояние между складками. Конечно, это все касается плотного одеяла, например, пухового или синтепонового. Легкие шелковые простыни будут рисоваться по аналогии с классическими драпировками.

Когда вы рисуете интерьер, нужно следить за тем, какая из тканей по тону будет самая насыщенная. Ведь, помимо покрывала, подушек и штор, в комнате часто присутствует ковер.

Изображаем одежду

Вы уже, наверное, поняли, что мы сталкиваемся с изображением драпировок повсеместно. Они встречаются в натюрмортах, интерьерах и даже в одежде. Давайте нарисуем юбку с драпировкой карандашом. Для начала нужно изобразить фигуру девушки. После того как она готова, можно ее одевать. Рассмотрим складки двух видов: которые развевает ветерок и которые находятся в состоянии покоя. Что же происходит с юбкой под действием ветра? Она начинает колыхаться. Складки преобразовываются из прямых в волнообразные. Такие заломы мы уже умеем рисовать. В пункте про сложные драпировки разбирался процесс из построения. А здесь мы просто скажем, что рисовать одежду намного сложнее, чем ткань, подвешенную на стену. Особенно трудно это делать, когда на улице ветер. Юбка не будет все время колыхаться по одной и той же траектории, поэтому нужно уловить момент, сфотографировать в памяти складки, и рисовать их уже по своему воображению. Изображать юбку в состоянии покоя намного проще. Здесь складки не колышутся, и чаще всего спадают вниз ровными полосками. Конечно, это верно только при условии, что девушка стоит.

А как же нарисовать джинсы на фигуре? Здесь придется вспомнить то, как мы рисовали одеяло. Плотная ткань складывается в грубые складки, в которых тень можно считать условной. Обычно художники оставляют белую полоску по центру ноги и от нее начинают изображать массивные складки. Стоит помнить, что все заломы будут идти под углом, а не по горизонтали.

Если только вы не рисуете обнаженных людей, одежда является чрезвычайно важным элементом вашей работы. Прежде чем мы научимся изображать людей во всех подробностях, нужно научиться рисовать одежду. Одежда очень сильно влияет на облик человека. Например, глядя на иллюстрацию справа, обратите внимание на то, как внешний вид ног зависит от складок. Смотрите, сколько складок пришлось нарисовать, чтобы получился убедительный образ.

Основные формы;
-пять видов складок;
-комбинация складок;
-текстура;
-узоры;

Основные формы тела ясно видны на этом рисунке модного наряда.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

В складках одежды следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус. Научившись внимательно наносить светотень на эти формы, вы сможете убедительно рисовать одежду. Потренируйтесь рисовать цилиндр и конус с пятью элементами светотени (об этих элементах было рассказано в уроке Техника выполнения рисунка). Посмотрите, каким образом тоновые переходы создают впечатление округлости объекта.

1. Здесь ткань плавно изгибается.Это называется мягким переходом (1). 2. Здесь ткань образует складку.
Это называется резким переходом (2).

1. Мягкие переходы.

2. Резким переходы.

Если бы мы развернули цилиндр, то получили бы форму, сходную с той, что находим в одежде. Видите более темную складку слева от приподнятой поверхности? Этот нахлест образуется наложением двух поверхностей и называется резким переходом.

Вы видите, что правый край приподнятой поверхности светлее и глаже? Это называется мягким переходом. Он представляет собой плавный изгиб поверхности. Здесь ткань не образует складку, но плавно разворачивается.

Резкие переходы на картинке сверху очень заметны. Вы видите, как эти формы начинают казаться частью занавеса или плиссированной юбки? Заметьте здесь форму конуса. Теперь вы должны понимать, насколько важны эти две геометрические формы (конус и цилиндр) для изображения одежды.

ПЯТЬ ВИДОВ СКЛАДОК


Давайте исследуем пять видов складок, которые можно наблюдать в ткани. Без достаточной практики и понимания того, как эти складки влияют на вид одежды, рисунок не будет выглядеть убедительным. Как я уже говорила, именно одежда более всего влияет на внешний вид человека.

Наиболее распространенной складкой является вертикальная. Она возникает, когда ткань свисает с одной точки и сворачивается в коническую форму (!). Посмотри-те, как эти полотенца висят на крючках. Вы видите конусы образованные ими? Найдите здесь также пять эле-ментов светотени, которые создают впечатление объема. Сочетание соб-ственной тени и отраженного света придает этим рисункам реализм.

Если ткань имеет узор, как в случае полосатого полотенца, важно размещать этот узор в соответствии со складками. Кроме того, следите за мягкими и резкими переходами на сгибах поверхностей и при их наложении.

Следующий рисунок демонстрирует другой тип вертикальной складки. На этот раз весь верхний край ткани закреплен на какой-либо поверхности. Там, где ткань "провисает", образуются склад-ки. Если вы видите коническую форму, вы уже знаете, что речь идет о вертикальной складке. Если всмотритесь внимательнее, то увидите также и цилиндр. Отыщите пять элементов светотени. По-тренируйтесь в рисовании таких складок.


Складка, показанная на следующем рисунке, час-то обнаруживается внизу вертикальной складки. Она называется инертной складкой. Ее можно наблюдать, когда ткань ложится на поверхность и больше не поддерживается сверху. Она "пассив-на". Вы можете обнаружить инертную складку в одежде человека, когда какой-то предмет его одежды касается другой поверхности. Прекрасным примером инертной складки является шлейф свадебного платья.


Третья складка, которую вам следует запомнить - спиральная, или кольчатая. Она всегда обнаруживается там, где ткань охватывает цилиндрическую форму, например руку, ногу или торс. Это очень важная складка, поскольку она показы-вает движение скрытой под ней формы. Напри-мер, когда вы шевелите рукой, ткань вашей ру-башки или свитера "тя-нется" за ней. Именно это натяжение ткани и образуемые складки дела-ют ваш рисунок реалистичным и убедительным. Если одежда нарисована без этих характерных черт, она выглядит плоской и навевает скуку. Складки помогают подчеркнуть форму тела.


Четвертая складка называется ниспадающей. Она обнаруживается, когда ткань висит на двух точках. По-смотрите на ткань, свисающую с обоих плеч на примере. Она образует форму, напоминающую букву U. Ниспадающую складку можно увидеть в шарфах, шалях, свитерах с высоким воротником, всюду, где имеются две точки подвеса.


Пятая складка, которую нам следует рассмотреть - составная. Ее распознать труднее всего, пото-му что зачастую она является результатом сочетания каких-либо других складок. Скажем, на рисунке можно увидеть серию вертикальных складок, которая в то же время является приме-ром составной складки. Вы видите, как одна складка попадает внутрь другой, особенно когда ткань спадает с руки?


Взгляните на складки шарфа (сле-ва). Хотя это спиральные складки, каждая из них находится внутри другой, образуя составную складку. Посмотрите как складки влияют на восприятие узора шарфа. То же относится и к свитеру (внизу слева). Складки рукава (внизу справа) начинаются как вертикальные, но на локте превращаются в составную складку.

КОМБИНАЦИЯ СКЛАДОК

Зачастую,в одном предмете одежды приходится видеть комбинации разных типов складок. Чтобы одежда на вашем рисунке выглядела реальной, вы должны точно идентифицировать все складки. Важно уметь видеть, как свет влияет на формы, помня обо всех пяти элементах светотени. Кроме того, обращайте внимание на узоры на ткани.


На этом примере можно увидеть все пять типов складок, хотя некоторые из них не так заметны, как другие.
1 - Спиральная складка.
2 - Инертная складка.
3 - Вертикальные складки.
4 - Ниспадающие и составные складки.

Это прекрасный пример комбинации ниспадающей и составной складок (*).

Наряд снизу тоже демонстрирует множество складок. Пристально посмотрите на него и поищите все пять типов складок. Потренируйтесь в рисовании этих иллюстраций. Если это вам поможет, нанесите сетку, чтобы точнее увидеть размеры и расположение форм. Поскольку придется идентифицировать множество форм, наибольшую точность обеспечит 12-миллиметровая сетка. Обратите внимание на освещение и на то, как оно влияет на внешний вид ткани.

ТЕКСТУРА

Рисование ткани - зачастую трудное дело, но оно становится еще труднее, когда приходится учитывать узоры и текстуру ткани. О цветах, типах тканей и одежде в целом можно было бы написать целую книгу. Но пока давайте ограничимся кратким обзором того, чему следует уделять внимание. Помните, что все, что вы рисуете, представляет собой просто темные и светлые участки поверхности, имеющие определенные очертания. Узоры и текстура тканей - не исключение.

Всегда сначала в точности рисуйте форму объекта, для чего надо найти лежащее в ее основе геометрическое тело. А затем следите, как узоры следуют за этой формой.

В этом свитере ребристая поверхность вязки не только порождает линейный узор, она является также рельефной структурой. Ввиду этого каждый ее элемент освещается по-разному. Все, что имеет выпуклый край, собирает на нем свет. Вы видите отраженный свет, благодаря которому рубчик выглядит приподнятым? Более темные, вогнутые, участки растушевываются, что делает все изображение более материальным.

УЗОРЫ


Полоски на одежде рисовать до-вольно легко. Просто следуйте за изгибами одежды и затем зачерняйте полосы через одну, т.е. тени добавляются уже после того, как все полосы нарисованы. Обращайте внимание на то, как полоски, расположенные дальше, выглядят меньшими по сравнению с теми, что находятся ближе (перспектива).

Когда речь идет о более замысловатых узорах, например при изо-бражении клетчатой ткани, я рассматриваю каждую клетку в первую очередь как форму, а затем закрашиваю ее в соответствии с тем, насколько темной она выглядит.

Если продвигаться вперед неторопливо, задача оказывается не такой уж непосильной. После того как узор нанесен, тени растушевываются.


Полосы следуют за изгибами поверхности ткани. Тени добавляются после того, как все полосы нарисованы.

Сложные узоры вроде этого рисовать легче, если работать над каждой маленькой формой поочередно. Тени растушевываются после того, как весь узор прорисован.

Пожалуй более компактно и, вместе с тем, более подробно мне будет сложно рассказать, но если у вас возникнут какие-либо вопросы или предложения, я обязательно отвечу и постараюсь внести поправки в это маленькое руководство.

16. Складки ткани. Рисунок пером

РИСОВАНИЕ ТКАНЕЙ

Художнику часто приходится изображать ткани - одежду, занавеси и т. п. Он должен уметь передать не только цвет или орнамент ткани, но и другие ее качества - толщину, ворсистость, мягкость или жесткость. Различные по фактуре ткани дают и разные формы складок: крупные, мелкие, округлые, плавные, ломаные. Если ткань висит, складки ее свободно спадают вниз, напоминая цилиндрическую или конусообразную форму; если ткань лежит на каком-либо предмете, то складки, облегая этот предмет, подчеркивают его форму и т. д.

На рис. 16 тушью и пером изображена висящая ткань с вертикальным направлением складок.

Рис. 18 сделан отмывкой тушью. Упругая ткань растянута между двумя точками. Появились крупные поперечные складки. Освещение искусственное, контрастное, поэтому границы падающих теней четкие. Здесь предварительно были намечены легкими карандашными линиями границы складок и основных теней, как это показано на рис. 17. Затем были залиты разведенной тушью или краской полутени и тени, начиная с бледных тонов; наслаивая краску, постепенно сгустили тон до нужной насыщенности.

Толстая узорчатая драпировка, положенная на кресло, повторяет его форму (рис. 19). Рисунок выполнен карандашом. Естественно, что сначала надо было представить себе и построить в общих чертах форму кресла, а потом уже переходить к построению облегающих его складок.

Ткани необходимо рисовать возможно чаще, вырабатывая в себе умение «ставить натуру», драпировать что-либо естественно располагая складки, подчиняя их композиционному замыслу, удачно осветить ткань, чтобы выявить ее свойства. Особенно трудно рисовать драпировки «от себя», по представлению, а это очень важно для художников-текстильщиков и особенно модельеров костюма.

КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА ИЗ ДОМАШНИХ ПРЕДМЕТОВ

В каждый натюрморт могут входить различные предметы, но они обязательно должны быть объединены, связаны между собой общей темой, подчинены одной идее. Группа предметов, случайно оказавшихся вместе, не связанных между собой тематически, не будет натюрмортом в общепринятом значении этого слова. Составить натюрморт - задача трудная и требует известного навыка. Прежде всего определяется тема натюрморта: фрукты и овощи, музыкальные, столярные инструменты и т. п.

После этого подбираются соответствующие данной теме компоненты натуры: некоторые из них будут основными, главными, другие второстепенными, дополняющими. Следующая задача - расположить предметы, скомпоновать их в единое целое, выбрать высоту подставки, освещение.

Как компоновать предметы? Готовых рецептов на это не существует. Каждый новый натюрморт должен быть поставлен по-новому, композиционных решений может быть бесконечное множество.

Предположим, предстоит составить натюрморт из вазы, веток рябины и яблока. Если в вазе ветки наклонены и влево и вправо, уравновешивая друг друга, а ваза поставлена в центре, то яблоко, положенное рядом с ней, нарушит равновесие (рис. 20, А). Правая половина будет более загружена деталями и «перевесит» левую. Это впечатление усиливается тенями, направляющимися тоже вправо. Если вазу немного подвинуть влево, а яблоко вместить вправо и продвинуть его к переднему плану, - группа представляется более уравновешенной; появляются разные планы пространства, глубина (рис. 20, Б).

Если букет асимметричен, и ветки свешиваются в левую сторону, вазу можно значительно сдвинуть вправо; тогда яблоко, положенное с другой стороны, уравновесит композицию (рис. 20, В). Направление веток влево поможет пространственной связи с букетом, равномерному заполнению листа. Центральное положение вазы с таким букетом должно уравновешиваться яблоком, положенным с другой стороны от веток (рис. 20, Г). Но в данном случае, благодаря направлению веток, весь натюрморт смотрится нескомпонованным, а элементы его - разобщенными.

Перед тем, как компоновать рисунок, т. е. красиво, целесообразно расположить его на листе бумаги, выбирается точка наблюдения, в зависимости от которой натура смотрится по-разному: если смотреть с одной стороны, натюрморт представляется построенным по вертикали, а с другой - по горизонтали. Это в свою очередь определяет выбор формата бумаги. Следует искать точку наблюдения наиболее выгодную, при которой компоненты натуры удачно располагаются в пространстве, не загораживая друг друга, хорошо выявляя свои характерные свойства.

Желающему овладеть реалистическим рисунком надо учатся композиции у природы, внимательно приглядываться к окружающему миру, стараясь найти в нем элементы гармонии, ритма, равновесия, контрастов. Это разовьет наблюдательность, восприимчивость к красоте.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА

На рис. 21-24 виден ход работы над натюрмортом. Эти примеры показывают, что рисовать надо не по частям, а сразу. Прежде всего определяется формат бумаги: квадратный, удлиненный по вертикали или по горизонтали. Выбор формата облегчают краткосрочные (по 5-10 мин.) наброски. Рисуют несколько небольших прямоугольников разных пропорций и в них компонуется рисунок. Остановившись на одном из них, намечают легкими линиями такое же расположение на выбранном листе. Далее намечается композиционное расположение группы предметов на листе. По возможности одновременно уточняется построение всех предметов и в равной степени прорабатывается их форма. Другими словами, на каждом этапе работы над рисунком степень проработки должна быть везде примерно одинакова.

В первой стадии рисунка, за которой последует уточнение, а следовательно, и перемещение линий, нажимать карандашом не следует, чтобы стирая неверные линии резинкой, не испортить поверхность бумаги.

Уточняются трехмерные размеры всей труппы фигур, одновременно с нанесением линии горизонта. На рис. 21 горизонт расположен на уровне верхнего края бутыли. Далее обобщенно, без детализации, уточняются еще раз: форма и пространственное положение всех предметов и их взаимные пропорции; уточняются размеры каждого предмета и слегка намечаются основные тени (рис. 22). Когда большая форма предметов в достаточной степени построена и выверена, приступают к конкретизации, детализации ее. Усиливаются тени и прокладываются основные полутени (рис. 23). В заключительной стадии проверяется сила освещенных мест, теней, полутонов, бликов и рефлексов. Смотреть в это время надо цельно, дальше отходя от рисунка, проверяя, чтобы ни одна деталь не смотрелась оторванно от общего тона, не нарушала цельность пространства, чтобы рисунок был объединен и гармоничен (рис. 24).

На заключительном этапе выполнения рисунка работа особенно ответственна, потому что проверяется все: пластические, пространственные, тоновые качества. С целью наибольшего обобщения часто приходится отказываться от многих деталей, которые сами по себе могут быть интересны, но не помотают выявлению главного, а, наоборот, отвлекают зрителя.

Рисунки 25 и 26 могут служить образцом хорошего выполнения задания.

Для будущего художника прикладного искусства - текстильщика, керамиста, резчика по дереву, миниатюриста, - как и для любого художника, учебный рисунок является основой искусства. Вооруженный этими знаниями он сможет перерабатывать формы природы, учитывая специфические требования декоративного искусства. Главные из них - это предельная ясность, краткость, иначе лаконизм выражения; строгая соподчиненность всех компонентов, т. е. цельность изображения; выявление «большой формы», т. е. отбрасывание отвлекающих загромождающих деталей, акцентирование на конструктивной основе формы; переработка объемно-пространственной формы в плоскостную, двухмерную.

Начинающим рекомендуется уже на начальной стадии обучения пробовать свои силы в рисунке с декоративными задачами. Рис. 27 - пример такого учебного упражнения. Здесь объем и пространство не иллюзорны, не создают обманчивого впечатления подлинности. В рисунке нет детальной лепки формы с ее рефлексами, полутонами, собственными и падающими тенями. Но особенно важно, что формы здесь, оставаясь объемными, «привязаны» к плоскости, не «прорывают» ее в глубину.

В данном случае перед учащимся стояла задача показать не только форму, но и орнаментальное убранство предметов.

ГБПОУ КДПИ имени Карла Фаберже

Отчет

о проведении открытого урока

по рисунку с основами перспективы

Тема. «Тональный рисунок драпировки»

Дата проведения: 23.11.2015

Педагог: Акимов Сергей Петрович

Учебная группа: ДИ 1-11

Дисциплина: Рисунок с основами перспективы.

Специальность: 54.02.01 Дизайн в информационных технологиях

МОСКВА 2015 год.

    Общее положения

В процесс обучения студентов 1 курса первого семестра не случайно вводится рисунок драпировки, так как в дальнейшем, на протяжении всех лет обучения, студенты сталкиваются с изображением ткани, как на натюрморте, интерьере, так и в одежде человека. Изображение драпировок является ответственным этапом в системе обучения рисунку дизайнеров всех специализаций.

Драпировка – это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то образует различного вида складки – драпируется. Все складки можно разделить на три основные типа: прямые, диагональные (косые) и радиальные. Поверхность наибольшей выпуклости принято называть гребнем складки, а поверхность наибольшей глубины – дном складки. Расстояние от дна складки до гребня называют высотой, или глубиной, складки. Необходимо прочувствовать объемность складок, их конструкцию, постараться на первом этапе «разбить» большие массы, выявлять объем за счет толщины линии, удаленность каждой складки. После построения и определения композиционного центра студенты слегка штрихуют все темные места драпировки, штрих кладут по форме движения складок, а в углублениях, дне складок – вдоль натяжения поверхности ткани. Использование мягких материалов позволяет быстро закрывать пятном значительные площади, обеспечивая оперативность и выразительность в работе над рисунком драпировки, помогает студентам вырабатывать более обобщенный взгляд на натуру, оценивать ее пластические и композиционные особенности. Рисунок становится эмоционально острее, качественно лучше и композиционно разнообразнее.

Выполнение рисунка драпировки графическими материалами дает возможность одновременно изучить форму объекта, структуру и свойства текстильного материала, композиционное многообразие ритмов складок, передать фактуру и характер поверхностей, а также реализовать творческий художественный замысел.

Рисунок драпировки с применением разнообразных графических материалов, является школой мастерства студентов, повышающей интерес к более обобщенному и выразительному рисунку, расширяющей творческие возможности будущих художников - дизайнеров.

Вид занятий: рисование с натуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебная цель:

    Изображение сложного ограниченного объема. Зависимость формы складок от характера ткани.

    Обучить студентов способам и приемам работы различными графическими материалами. Студенту-дизайнеру важно познать разнообразные приемы графического искусства.

    Развить вкус к различным техникам и манерам рисования.

Задачи: Основной задачей рисунка драпировки является построение формы объекта, изучение пропорций, характера и пластики текстильных материалов. Познакомиться с методом выполнения задания. Соблюдение последовательности работы над рисунком-

разметка большой формы, проведение линий основных складок, нахождение

линий изгибов. Показать объём при помощи светотени.

Обучающие :

Обучить овладению основными приемами изображения формы на плоскости как в линии, так и в тоне;

Научить анализу конструктивных особенностей строения формы;

Ознакомить и изучить особенности расположения складок на драпировке, виды складок, основные формы;

Научить последовательности этапов выполнения построения складок;

Научить передавать форму, объём и материальность предмета с помощью мягкого материала.

Развивающие :

Изображение драпировки позволяет развить и усовершенствовать навыки работы графическими материалами: углем, сангиной, сепией, соусом, использовать различные техники рисунка, внести в это задание творческую составляющую.

- развить навыки рисования с натуры;

Развить креативность мышления, воображение, внимание;

Развить умение компоновать предметы в заданном формате.

Методическая связь: история, культура и искусство

Методы обучения.

Сочетание на разных этапах занятия трёх методов:

Объяснительно – иллюстративный на этапе объяснения темы и постановки задачи,

Репродуктивный - отработка приёмов выполнения рисунка различных элементов драпировки;

Частично-поисковый метод - выполнение творческого практического задания.

Методы ведения урока : лекция, беседа, демонстрация, анализ, практическое задание.

Оборудование и материалы:

Для преподавателя: план урока, наглядное пособие, плакаты, репродукции, доска. Электронная учебная презентация: «РИСУНОК ДРАПИРОВКИ». наглядные пособия, технологические карты «Последовательность выполнения рисунка драпировки»;

Для студентов: Альбом для набросков, ластик, карандаш. Мягкие материалы: Соус, сангина, пастель. Тряпочка, ватка, растушки, кисти, скотч, мольберт, стул.

Постановка с драпировкой.

Работа выполняется на плотной бумаге – ½ листа ватмана

Время выполнения: 4 академических часа

2. Ход урока

    Организационная часть(2-3 минуты)

    Вводная беседа с проверкой качества усвоения предыдущего материала (8-10 минут)

    Подача нового материала, постановка задач для выполнения на данном занятии (5 минут);

    Просмотр презентации «Драпировка. Рисование с натуры» (15минут);

    Последовательность выполнения рисунка драпировки. (10-15минут)

    Перемена(15минут)

    Практическая часть(45 минут)

    Перемена(15 минут)

    Практическая часть(45 минут)

    Практическая часть(30 минут)

    Подведение итогов, рефлексия.(15 мин.)

Задание направлено на вырабатывание навыков: художественного видения и рисования конструктивных особенностей складок на геометрических фигурах (шаре, конусе, цилиндре), а так же подвешенной ткани с двумя точками опоры.

Тоновой рисунок драпировки является основным учебным заданием в процессе обучения студентов рисунку на первом курсе. Выполняя это задание, студенты продолжают приобретать новые знания и навыки в рисовании натюрморта, а также продолжают закреплять и совершенствовать знания, полученные в процессе выполнения предыдущих заданий (которые являются неотъемлемой частью и этого рисунка). Главное, что эта работа формирует у студента понятие тона и тональных отношений, причем не только в рисунке. Мышление тоновыми пятнами необходимо при создании композиций как графику – дизайнеру, так и живописцу. И здесь, действительно, нужно понять, что рисунок является основой всех видов искусства

Рассмотрим всю цепочку процесса работы над рисунком драпировки, начиная с форэскизов и заканчивая приемами обобщения почти завершенного рисунка; познакомимся с тоном и научимся им работать; научимся лепить форму предмета светом и тенью средствами мягкого материала.

3. Этапы выполнения построения складок драпировки:

1этап.

Выбор формата, вертикального или горизонтального (определить с помощью видоискателя);

Композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа;

Определение пропорционального соотношения, самого широкого участка драпировки к ее высоте (с помощью визирования);

Определение положения широкого участка (центр или выше/ниже центра).

Проводим вспомогательные линии.

Композиционное решение рисунка тоном драпировки потребует от вас творческого подхода. В отличие от рисунка конструктивного, который по своему графическому содержанию является линейным, тоновой рисунок является пятновым.

Это композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа. Выбор расположения листа, вертикального или горизонтального. Определить с помощью видоискателя.
Определяем пропорциональное отношение, самого широкого места др. к ее высоте. При помощи визирования. Так же определяем нахождение широкого места(центр или выше/ниже центра) Проводим вспомогательные линии.

Обратите внимание на пропорциональное соотношение пятен драпировки. Чтобы выбрать точку зрения, с которой вы будете создавать рисунок драпировки, выполните несколько форэскизов . Они выполняются в тоне, небольшого размера. Форэскиз должен представлять собой упрощенный вариант будущей композиции рисунка, в котором основной задачей является создание локальных тоновых пятен и нахождение между ними пропорциональных отношений, направленных на равновесие композиции нашего натюрморта. Далее легкими линиями наметим композиционное решение листа согласно форэскизу. Найдем пропорциональные отношения между формами складок и приступим к конструктивному построению складок в пространстве листа.

2 этап.

Выстраивание конструкции складок драпировки. С помощью визирования, определяем, какая складка выше/ниже, тоньше/шире относительно другой. Построение выполняем от самых крупных и основных складок, наиболее выделяющихся на ткани, т.е. построение ведем по принципу: от простого к сложному. Освещение в рисунке передается при помощи тона. Определите собственные, падающие тени и светотени в зависимости от источника освещения. Моделировка драпировки светом начинается с введения легкого тона в тени собственные и падающие.

После завершения работы над конструктивным построением складок, их пропорциональными отношениями, приступайте к определению источника освещения. Источник освещения должен находиться слева и сверху или справа и сверху. Цель освещения - помочь дальнейшему выявлению объема самого пространства и драпировки в этом пространстве.

3 этап.

Намечаем светотень для наилучшего восприятия объема и освещения;

Выделяем наиболее четкой линией основные складки, находящиеся ближе к нам, наиболее контрастные.


4 этап - работа тоном

Выполнить конструктивно-тональный рисунок;

Показать наиболее контрастную часть, показать разницу тоном в тенях;

Выбрать правильное направление штриха для наибольшего отображения формы и объема складок.

Завершение. Обобщение.

Подошли к завершению, но не завершили. Посмотрите на выполненный рисунок драпировки в целом и проанализируйте её. Соответствует ли рисунок вашему первоначальному замыслу, представленному в форэскизе? Наверное, «соответствует, но как-то все дробно» ? Просто, рисуя драпировку, вы потеряли ощущение её композиционной целостности.

Сколько бы ни было складок в драпировке - это все же единый организм, погруженный в среду. Вспомним, с чего начиналась композиция листа: с нахождения в его пространстве единой массы складок в драпировке. Увлекаясь проработкой и детализацией складок, вы забыли, что они являются частями целого, так как смотрели на драпировку широко открытыми глазами и видели все подряд.

А теперь прищурьте (в прямом смысле!) глаза и посмотрите, что вы должны были нарисовать. Падающие, собственные тени складок стремятся объединиться в причудливое темное пятно; освещенные части складок стремятся организовать свое пятно; дальний план темнеет; первый план становится контрастным. Немного усильте тон в углах драпировки, чтобы, читая рисунок, скажем, по кругу, ваш взгляд не задерживался на них.

Вы прошли путь от общего к частному, а теперь проделайте путь обратный - к общему, то есть произведите обобщение тонового рисунка драпировки. Не забывайте о возможностях воздушной перспективы. Темная драпировка, уходящая в пространстве натюрморта от передней части стола в глубину, конечно, теряет тоновую интенсивность по мере удаления (и не только она!). На переднем плане драпировка будет иметь более темный тон тени и светотени по сравнению с дальним планом, что вызовет эффект ярко освещенной поверхности драпировки. Следите за тем, чтобы тоновые пятна находились в равновесии. В противном случае, «тоновое опрокидывание» композиции в какую-либо сторону вызовет неприятное впечатление от вашего рисунка.

Просмотр презентации (15 минут) «Драпировка. Рисование с натуры».

Практическая часть (30 минут)

Педагог, проходя по рядам, подсказывает способ решения конкретных задач. Учащиеся рисуют самостоятельно, руководствуясь технологическими картами, проявляют полученные навыки и закрепляют результат.

Подведение итогов, рефлексия (15 мин)

Все ученики принимают участие в мини-выставке. Каждый рассказывает про свою работу - проводит самоанализ:

что нового узнал?

чему научился?

что получилось?

что было самым сложным? самым интересным?

где могут пригодится новые знания и умения?

Чтобы закрепить пройденный материал необходимо выполнить домашнее задание :
выполнить наброски и зарисовки различных по фактуре, плотности, рисунку, динамике и конструкции складок ткани.
Материалы: простые карандаши различной мягкости, пастель, уголь.

В конце занятия каждый ученик должен получить положительную словесную оценку педагога, отзывы товарищей и с гордостью унести домой плод своего творческого труда.

4. Список используемой литературы и интернет ресурсы для самостоятельного ознакомления.

1. Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Нерсисян Л.С., КубышкинаЭ.И. Программы для школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением предметов художественно–эстетического цикла. – М.,2001 г.

2. Ростовцев Н.Н., Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия для педагогических институтов. - М. : Просвещение, 1989. - 207 с. - ISBN 5-09-000956-2

3. Хогарт Б. Игра света и тени для художников: учебное пособие / Пер. с англ. В.С. Матвеева. - Тула М.: Родничок АстрельАст, 2001. - 152 с.: ил. - ISBN 5-17-006044-0

4. Чудинов А.Н. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» -1910 г.

5. Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1988.

6. Ростовцев Н. Н. Академически:»: рисунок. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1995.

7. Ростовцев Н. Н. История метедов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. -М., 1981.

мастер - класс Акимов С.П.

мастер - класс Андрияка С.Н.

5. Ключевые понятия.

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающие друг от друга только по светлоте.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до черного. Светлота – это светотеневая характеристика цвета.

Диапазон светлоты – участок ахроматической шкалы, куда входят цвета, очень близкие по светлоте.

Равноступенчатая шкала – ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого – либо цветового качества.

Цветовая палитра – набор цветов и оттенков, составленный для достижения определенных художественных целей.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном. К ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.

Цветовая гамма – совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. С учетом характера их психофизического воздействия выделяют теплую, холодную, нейтральную и т.д.

Монохромная гамма – одноцветная гамма с оттенками трех видов насыщенности.

Насыщенность цвета – свойство цвета изменять свое цветовое содержание от смешивания с ахроматическими цветами.Три вида насыщенности: разбеление (смешивание с белой краской), потускнение (смешивание с серой краской), затухание (смешивание с черным цветом)

Приложение 1

Наглядные образцы рисунков ткани со складками

Приложение 2

Схемы и построение драпировок лежащих на простейших фигурах


Для того чтобы правильно рисовать драпировки, надо понять систему построений и изменений плоскости ткани в зависимости от свойств ткани, ее положения на другой плоскости, освещения. Вначале, не будем ставить задачу изучения свойств тканей и светотеневого анализа рисунка, а только лишь изложим свои соображения схем и построений драпировок лежащих на простейших фигурах - шаре, кубе, конусе и цилиндре.

В складках следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус. Научившись внимательно наносить светотень на эти формы, можно убедительно рисовать одежду.
Изучая на уроках рисунка элементы светотени можно увидеть, каким образом тоновые переходы создают впечатление округлости объекта.


Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего необходимо проследить, как образуются складки. Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки.
В рисовании драпировки сохраняется та же последовательность, что и в предыдущих учебных рисунках: после общей компоновки на листе намечаем направление складок (рис, 2 а), строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани (рис. 2, б); далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени (рис. 2, в). При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях - вдоль натяжения поверхности ткани.

Рисунок драпировки (тональное решение): 1- свет; 2 - полутон; 3 - собственная тень; 4 - рефлекс; 5 - падающая тень


Рис.2. Последовательность рисования драпировки

Складок, понимать их структуру.

Рассмотрим разницу в понятиях и “складка”.

Ткани, ложащиеся различными складками, изображенные в произведениях художников разных времен, называются .

Складка – это изгиб поверхности ткани, возникающей вследствие ее непреднамеренного сжатия, а получается в результате образования складок путем связывания, сшивания, наколки, укладки и т. д. Говоря о , нельзя не сказать о рисунке складок, их пластическом выражении, закономерностях. Извивающиеся и, казалось бы, неподдающиеся анализу складок имеют определенные закономерности, т. е. в некоторых условиях складки в образуются в определенном порядке, создавая интересные группировки, ритмические чередования, красивые линии, что открывает богатые изобразительные возможности для художника.

В истории мирового изобразительного искусства изображение всегда занимало одно из важнейших мест, а принцип их трактовки в разные эпохи у различных школ, направлений и отдельных художников служил одним из признаков стиля . Красота линий складок в одежде использовалась художниками на различных ступенях развития стиля по-разному. Можно наблюдать строгие, угловатые готические складки в произведениях А. Дюрера и напротив, мягкие, изящные, вполне естественные линии в произведениях Боттичелли, Леонардо да Винчи .


Являясь одним из выразительных средств в изобразительном , заслуживает серьезного изучения. Изучению статической , т. е. свободно висящего куска ткани должно уделяться большое внимание в процессе обучения рисунку. Для правильного изображения необходимо ясно представлять происходящие в ней динамические явления, уметь “прочесть” складки. Складка на ткани образуется тогда, когда ткань занимает меньшую протяженность, чем ее собственный размер. Ткань сгибается, подчиняясь действующим силам, в зависимости от ее физических свойств, т. е. материала, из которого она изготовлена, характера структуры и толщины.

Известный советский художник и педагог П. Я. Павлинов установил три типичные складок по трем пространственным направлениям приложения сил относительно поверхности материала:

  • Прямые , образующиеся в результате сдвига материала в прямом направлении навстречу друг другу. Прямые складки можно разделить на долевые , образующиеся в результате сжатия материала по ширине и поперечные , образующиеся в результате сжатия материала по длине.
  • Радиальные , образующиеся в результате давления, направленного нормально к какому либо месту на поверхности материала, и располагающиеся лучами-радиусами от точки приложения силы и диагональные, возникающие при растягивании материала по диагонали.
  • Если на поверхности материала действуют силы, в нескольких направлениях одновременно (например, при сжатии в ширину и высоту), то образуются кривые складки. Кривые складки могут быть круглыми (трикотажное полотно), ломаными (грубая ткань, лен, ситец), в зависимости от свойств материала и раздвоенными.

Заложенная складками объемна , т. е. имеет высоту (глубину), ширину и длину. Объемные представляют собой изгибы складок, направленные от лицевой стороны ткани к изнаночной и от изнаночной к лицевой. Нужно обратить внимание на то, что высота складок к низу драпировки постепенно увеличивается, так как тяжесть материала придает им больший изгиб. Поверхность наибольшей выпуклости образует выступающие складок (гребни), а поверхность наибольшей глубины – впалые складок. Расстояние то впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки.

складок зависит от свойств и вида материала. Тонкие ткани дают мелкие складки, толстые и жесткие – крупные и широкие. Трикотажные полотна дают складки более округлой , чем ткани, при тех же условиях динамического воздействия. Ткани и полотна отличаются фактурой. Они могут быть: гладкими или ворсистыми, блестящими или матовыми, плотными или редкими и т. д. Ткани и полотна могут одновременно обладать рядом свойств. Так, шелковые ткани мягкие и блестящие, шерстяные ворсистые, пушистые, матовые и т. д. Мягкие, тонкие полотна или ткани очень хорошо драпируются, дают складки с мягкими изгибами; жесткие и плотные – складки с острыми, отчетливо выраженными углами. При выборе материала для драпировок необходимо учитывать эти свойства, так как неудачный выбор может расстроить задуманную композицию .

Рассмотрим с простыми складок. Одним из вариантов является композиция , висящей на одной или двух точках опоры.

  • В первом варианте, свисающая с одной точки опоры, имеет вертикальное направление, образует складки конусообразной (радиальные складки) .
  • Во втором варианте драпировка , свисающая с двух точек опоры, образует в целом правильную систему складок в виде дуг (кривые складки) , группирующихся на той или иной стороне. При этом складки могут в одном или двух местах ломаться. Если точки опоры находятся на разной высоте, то система дуг смещается к точке опоры, расположенной ниже.

Если бросить кусок ткани на какую-то горизонтальную поверхность, то получатся сложные группы складок , не имеющие никакой системы, т. е. каждый раз складки образуются по-новому. Складки образуются и прямые, и кривые. драпировки , свисающей с одной точки опоры (радиальные складки).

Складки разных типов, соединяясь между собой, образуют различные сочетания в зависимости от поверхности, на которой лежит материал; от усилий, прилагаемых к материалу; от качества и структуры материала. Если в качестве материала используется трикотажное полотно, то на гладкой горизонтальной плоскости образуются выпуклости и “пузыри”. Благодаря эластичности, в образующихся складках выступающие части закругляются и получаются круглые складки. В свободно спадающей наблюдается характерная провесная складка , обращенная дугой всегда вниз. Провесная складка образуется из радиальных складок, которые переходят в диагональные и затем внизу (вместе наибольшего закругления) превращаются в круглые складки.

Рисование играет огромную роль в учебном процессе. Ведь уметь правильно передавать их специфическую можно лишь тогда, когда учащийся логически и пространственно мыслит. Важно постоянно анализировать в процессе рисования, какие силы участвуют в образовании той или иной , какое место она занимает в пространстве. А ведь все это как раз и свидетельствует об овладении начальной грамотой изобразительного , без которой невозможно дальнейшее творчество.



Рассказать друзьям