Как сдать ЕГЭ по литературе? Как сдать ЕГЭ по литературе: особенности, требования и рекомендации Что было на егэ по литературе.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На официальном сайте ФИПИ в разделе "Аналитические и методические материалы" опубликованы "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года", именно здесь можно найти информацию о том, какой средний балл ЕГЭ по литературе был в 2017 году .

Скачать документ.

Таблица 1

Средний балл ЕГЭ 2017 по литературе

Общее число участников ЕГЭ 2017 г. по литературе составило 41 267 человек, что чуть ниже числа экзаменовавшихся в 2016 г. (43 585 человек), но выше, чем в 2015 г. (37 512 человек). Указанные данные свидетельствуют об определенной стабильности в выборе ЕГЭ по литературе выпускниками, поступающими в вузы соответствующего профиля.

Наибольшее число участников отмечается в следующих субъектах РФ: г. Москва (5392 человека), г. Санкт-Петербург (2556 человек), Московская область (2679 человек), Краснодарский край (1368 человек), Ростовская область (1090 человек), Свердловская область (1035 человек), Нижегородская область (931 человек).

Средний тестовый балл в 2017 г. составил 59,68, что чуть выше показателей 2016 г. (57,91) и 2015 г. (57,12).

Наиболее многочисленными являются группы экзаменуемых, получивших 41–60 и 61–80 т.б. (41% и 40% участников соответственно). Группа высокобалльников составляет более 8,6% от общего числа участников. В сравнении с 2016 г. в 2017 г. уменьшилась доля экзаменуемых с результатами в диапазоне низких баллов (0–40 т.б.). Наметилась тенденция к увеличению доли хорошо подготовленных участников с результатами 61–80 т.б. (увеличение на 2%), что объясняется, в частности, тенденцией к повышению качества преподавания предмета «Литература» в связи с введением итогового сочинения.

Минимальный балл ЕГЭ 2017 г. составил 8 п.б. (32 т.б.), как и в 2016 г. Доля выпускников, не набравших в 2017 г. минимального количества баллов, равна 2,9%, что на 1,4% меньше, чем в 2016 г. (4,3%) и на 2,4% меньше, чем в 2015 г. (5,3%). Данный результат также свидетельствует об улучшении качества подготовки выпускников к экзамену по литературе.

100 баллов за ЕГЭ по литературе в 2017 г. получили 343 человека. (0,83%), что в абсолютном исчислении больше, чем в 2016 г. (256 человек). Динамика количества 100-балльников связана с повышением качества подготовки выпускников, мотивированных на успешную сдачу экзамена по литературе.

Анализ результатов ЕГЭ 2017 г. подтверждает сохранение измерительных свойств экзаменационной модели и позволяет констатировать, что степень сложности заданий КИМ в целом адекватна познавательным возможностям экзаменуемых и дает возможность дифференцировать их для поступления в вузы с различными требованиями к уровню подготовки по литературе.

ЕГЭ по литературе уже через месяц, а ты, замечтавшись о выпускном, так и не проштудировала список произведений из школьной программы?! Выход есть! Зачастую именно паника мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Особняком стоит ЕГЭ по литературе, о сложности которого ходят легенды. Но не думай, что для успешной сдачи этого экзамена потребуется несколько лет упорных занятий.

Фото tumblr.com

Приложить усилия, конечно, придется, но можно и схитрить:

  1. Для начала ознакомься с кодификаторами ЕГЭ, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте КИМ.
  2. Изучай краткие содержания всех произведений, но в совокупности с критическими статьями, их полно в интернете. Это как читать про фильм, который ты хочешь посмотреть в кино. Если он окажется не очень, то потраченных денег на билет будет жалко. Но ты можешь подготовиться и изучить рецензии уже посмотревших картину на «Кинопоиске». То же самое и с книгами. Только читай рецензии известных критиков, а не кого попало. Не забудь выписывать главное, чтобы освежить знания перед экзаменом!
  3. Подпишись на паблики «ВКконтакте», например, на «Литература-ЕГЭ», туда скидывают много полезных материалов: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Пока едешь в метро, ждешь подружку у подъезда или скучаешь на перемене, открывай группы и изучай, все равно с телефоном сидишь.
  4. Относительно стихотворений тоже есть свой метод. Если ты проспала и не выучила их наизусть, нужно классифицировать всю лирику по разделам: природа, война, любовь, дружба, творчество. В каждую группу напиши название стихотворения и автора. Такой навык пригодится тебе на ЕГЭ по литературе в задании №16.
  5. Последняя часть состоит из творческого задания по литературному произведению, где добавляют баллы за использование цитат. Даже не читая произведение целиком, в интернете можно найти цитаты по каждому, которые ты заучила. Тебе это очень пригодится.
  6. Кстати, еще один неплохой вариант – посмотреть . Только, пожалуйста, не смотри зарубежные интерпретации, которые скорее похожи на вольную трактовку и имеют мало общего с первоисточником. Отдай предпочтение нашему кино.

Лайфхаки от студентов журфака:

«Я сдал ЕГЭ на 85 баллов, занимаясь всего два месяца. Главный секрет в изучении структуры.

Если ты научишься стилистически грамотно писать сочинения, то достаточно ознакомиться лишь с ключевыми идеями произведений.

Зубрежка мелких фактов поможет только с тестовой частью, которую можно отработать буквально за два дня с помощью сборников и пробных тестов», – Максим.

«Интернет для сильных духом. Он может стать бесценным источником информации, а может сжечь все твое время. В течение подготовки к ЕГЭ, я вышла из всех соцсетей, оставив лишь номер телефона для друзей. Ты удивишься, насколько продуктивным станет даже один час работы, если не проверять лайки в Инстаграме каждые пять минут!» – Марина.

Фото tumblr.com

«Мой секрет заключался в регулярной практике. Основа ЕГЭ по литературе – четыре мини-сочинения и одно большое. Для большого сочинения предлагается три темы на выбор из разных разделов литературы. Поэтому самым разумным будет выбрать заранее какую-то одну в начале подготовки. Я люблю литературу XX века, поэтому сделала упор на нее. За месяц я успела написать несколько сочинений по каждому произведению этого раздела» – Аня.

«Я считаю, что мой успех заключается в "репетициях". Нередко непривычные условия вгоняют человека в ступор.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ дома за чашкой чая и сдача экзамена в нервной обстановке среди посторонних людей очень отличаются. Поэтому попробуй хотя бы несколько раз написать тренировочные задания в неудобной обстановке, засекая время.

Для кого-то это может быть шумное кафе, а для кого-то даже метро» – Даша.

«Готовясь к ЕГЭ за короткий срок, увы, информация укладывается хуже, не так размеренно. Поэтому моей проблемой стало то, что имена и фамилии всех героев перемешались в кучу. Во время экзамена я не могла вспомнить даже свою... Так что я настоятельно рекомендую еженедельно проговаривать имена главных героев из каждого произведения, чтобы точно не забыть и не перепутать» – Таня.

Вот видишь, это реально! Только теперь нельзя терять ни дня, возьмись за учебу сегодня, и все обязательно получится. При правильном планировании времени процесс подготовки превратится в удовольствие. Удачи!

Текст: Александр Смолин
Фото: newtonew

Я сдавал в 2014 году. С тех пор пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл - самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек - я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор - перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4 ), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, или «Очарованного странника» , тургеневской «Аси », которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4 ) - вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

Русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни , ни , ни , ни , ни - хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте - это не так. Лично я не смог осилить и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: , и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать - это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть - очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело - C-часть . Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8 , 9 и 15,16 ) и одно большое - С-5 (задание 17.1-17.3 ). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим - цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3 ) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас - 8 и 15 ) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией - снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было - тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.

В С2 и С4 (сейчас - 9 и 16 ) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты - нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому - нет.

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий - во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3 ) - самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 - большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное - содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов , при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий - термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье - цитирование, краткий пересказ эпизода, описание - словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое - логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец - то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, - речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это - очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

7 июня состоится Единый государственный экзамен по литературе. 17 заданий, из них одно сочинение, почти четыре часа на выполнение – от таких подробностей можно впасть в обморок, особенно если Пушкин с Булгаковым не читаны, а Тютчев с Маяковским не заучены. Но хорошо тем, кто знает географию: оказывается, на Сахалине-то ЕГЭ начнется аж на восемь часов раньше, чем в Москве. «Отчего же не воспользоваться этим преимуществом?» – думают особенно отчаявшиеся.

Ответы ЕГЭ 2017 по литературе в интернете

Набрав в поисковике «Ответы КИМ ЕГЭ 2017 7 июня » или что-то в этом роде, полюбуйтесь группами, аккаунтами в социальных сетях, форумами на сайтах, где предлагают получить ответы на ЕГЭ за несколько часов до экзамена. Заметьте, что кое-где обещают выслать ответы даже за 12 часов до! То есть экзамен еще нигде не прошел, а ответы уже предлагают. Как это возможно?

Такое, конечно же, невозможно. Никто не знает содержание КИМов до момента их вскрытия в месте проведения экзамена. Не знают даже наблюдатели и преподаватели. Значит, делаем вывод: мошенники просто пользуются уязвимым положением выпускников и в решающий час просто присылают им компиляцию заданий из открытого банка. Горе-экзаменуемый целый день рвет и мечет, ни с чем идет на экзамен, и хорошо, если каким-то чудом получает минимальный балл. Приходя домой, он обнаруживает, что злополучной странички на сайте «ВКонтакте» или «Одноклассники» больше нет или там попросту никто не отвечает на сообщения.

Итак, теперь мы знаем, что не стоит верить тем, кто обещает вам выслать ответы на ЕГЭ 2017 по литературе сию минуту, в течение дня или в любое время до старта экзамена в самом восточном городе нашей страны. Но, увы, у нас неприятная новость и для тех, кто рассчитывает на ответы за восемь часов и менее: КИМы ЕГЭ в разных регионах эквивалентны друг другу по сложности и структуре, но различны по содержанию. Польза от КИМа, допустим с Камчатки, такой же, как от демонстрационной версии КИМа на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Скачайте ключ к решению всех тестов прямо сейчас!

Ввиду вышесказанного советуем вам не связываться с готовыми ответами. Проявите свои бойцовские качества и докажите себе, что как бы худо ни было ваше познание отечественной литературы, вы всегда способны мобилизоваться и одержать победу честным путем. Разумеется, ни о каком высоком балле уже речи не идет, вам просто нужно постараться выдать все, на что способны в сложившейся ситуации.

Изучите подробно кодификатор из пакета документов демонстрационных КИМов на сайте ФИПИ – там вы найдете все темы, которые изучали в школе и которые только и могут войти в ЕГЭ. Даже изучая лишь кодификатор, вы уже многое поймете, вспомните. О том, как можно подготовиться к ЕГЭ по литературе в короткий срок, читайте подробнее здесь.

Структура и содержание ЕГЭ 2017 по литературе

Как уже было сказано, вам предстоит справиться с 17 заданиями. Сочинение – последнее из них. В среднем у вас должно уйти на его написание около двух часов. Тему сочинения вы выбираете из трех вариантов.

Остальные 16 заданий поделены на две части: 1) анализ эпического, лироэпического или драматического произведения; 2) анализ лирического произведения. Большая их часть – это закрытые вопросы с кратким ответом и проставлением в бланке числа, соответствующего правильному ответу. Но по два задания в каждой из частей потребуют от вас развернутого ответа на 5–10 предложений.

Будьте бдительны перед соблазнами получить готовые ответы, оригинальные КИМы или шпаргалки. Верьте в свои силы, и удачи вам на экзамене!

Первое, что необходимо при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля - это знание текстов. Надо очень много читать.

Литература – предмет накопительный, можно сказать, археологичный. Например, программа для студентов русского отделения журфака МГУ рассчитана так, что они читают по 6-7 часов каждый день, в течение пяти лет. И если ты не накопил этого ресурса в большом количестве, то просто не будешь знать, на что опираться.

На ЕГЭ по литературе, в отличие от математики, нет единственно правильных ответов на вопросы. Тебе может казаться, что твой ответ прекрасен, - а он окажется бессодержательным. Значит, надо не просто читать. Надо знать, на что направить фокус внимания. Надо получать обратную связь любым способом.

Как же готовиться к ЕГЭ по литературе с нуля?

Литература базируется на знании текстов. Если готовишься к ЕГЭ по литературе, тебе нужно хотя бы два года. Если хочешь успеть за год, у тебя должны быть “начитаны” все основные тексты.

И при этом важно не просто “ознакомиться с сюжетом”, но и запомнить все детали и структуру произведения.

Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:

Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»?
Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).

Сколько частей в «Обломове»?
Ответ: Четыре! Как времен года.

Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»

Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.

Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала - предисловие к роману. Потом - первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».

Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм - хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” - гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.

Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.

Дальше, надо помнить и не путать имена персонажей, место действия, детали биографий героев. Давайте проверим себя:

Как звали Базарова?
Ответ: Евгений Васильевич.
Как звали Печорина?
Ответ: Григорий Александрович.
Как звали по отчеству Татьяну Ларину?
Ответ: Татьяна Дмитриевна.
Как называлась крепость, где происходили основные события в «Капитанской дочке»?
Ответ: Крепость называлась Белогорская. Выпускники пишут то “Белгородская”, то “Белозерская” и теряют баллы. Это типичные ошибки на ЕГЭ.
Где живут родители Петруши в той же “Капитанской дочке”?
Ответ: В деревне в Симбирской губернии.
Какой город осаждается?
Ответ: Оренбург.

И это только первый шаг в подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Второе, что необходимо, - аналитический склад ума. У ЕГЭ по литературе есть своя специфика. Нужно понимать, что есть некий алгоритм, или технология.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за год?

Да, за год можно успеть, если у вас очень хороший тайм-менеджмент. Это действительно значит, что надо каждый день хотя бы час уделять этой работе. Буквально ставить таймер. Честно проверять то, что написали, по критериям. Показывать стороннему наблюдателю - например, школьному учителю или репетитору.

На первом этапе мы изучаем тексты. На втором - пишем варианты ЕГЭ и проверяем по всем критериям.

В этом году издательство “Феникс” выпустило мою книгу “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. В ней я подробно рассказываю о подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.



Рассказать друзьям