Как в мифе описывается появление. Мифы и факты о происхождении человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План:

1. Мифы древности о происхождении мира и людей.

1.1. Что такое миф? Происхождение мифа.

1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

1.3. Особенности мифологического сознания.

2. Древнейшая система мифологических представлений.

3. Древнегреческое представление о происхождение богов и людей.

3.1 Генеалогии богов.

3.2. Создание человека.

3.3. Жизнь человека.

4. Миросозерцание восточных славян.

5. Мифология древних народов.

6. Библия, как книга с повествованием о сотворении мира и человека.

7. Антропогенез.

7.1. Происхождение человека, как биологического вида.

7.2. Теории.

7.2.1. Эволюционная теория.

7.2.2. Теория творения (креационизм).

7.2.3. Теория внешнего вмешательства.

7.2.4. Теория пространственных аномалий.

1. Мифы древности о происхождении мира и людей.

1.1. Что такое миф? Происхождение мифа.

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные ";сказки"; о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших ";золотое руно";, Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово ";миф"; имеет древнегреческое происхождение и означает именно ";предание";, ";сказание";. Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.

1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

    космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

    антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

    мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

    эсхатологические мифы - мифы о ";конце света";, конце времен.

Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы:

мифы развития

мифы творения

В мифах развития происхождениях мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология),небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология). ";...все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все бездвижное, тихое, и пространство неба было пусто..."; – из мифов Центральной Америки.

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхъестественным существом - богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного - гагары, вороны, койота). Самый известный пример мифов творения – библейский рассказ о семи днях творения: ";И сказал Бог: да будет свет...и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью...";

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях 0 повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - ";мыслящий прежде";, ";предвидящий";) наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии ";конца света"; и наступлении ";конца времен";. Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском ";Апокалипсисе";: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит ";конец времен";, и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

1.3. Особенности мифологического сознания.

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

    В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое;

    В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено;

    Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие;

    Миф живет в своем, особенном времени - времени ";первоначало";, ";первотворения";, к которому неприложимы человеческие представления о течении времени;

    Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

    Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека,

    Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущим человечества,

    Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

2. Древнейшая система мифологических представлений.

Древнейшая система мифологических представлений предков современных индоевропейских народов, реконструируемая с помощью сравнительного исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных индоевропейских традициях. Под И.м. понимают также совокупность хеттской мифологии (и других анатолийских - лувийской, палайской и более поздних - лидийской, ликийской), арийской [включающей индийскую мифологию, иранскую мифологию, дардскую и нуристанскую (кафирскую), ближневосточную митаннийскую, арийскую мифологии], армянской мифологии, греческой мифологии, италийской мифологии, кельтской мифологии, германо-скандинавской мифологии, балтийской мифологии, славянской мифологии, тохарской мифологии, а также фрагменты мифологии, относящиеся к албанской, фракийской, иллирийской, фригийской, венетской и некоторым другим традициям, известным в неполной передаче.

По археологическим и лингвистическим источникам, ранняя область обитания носителей древней индоевропейской культуры в 4-3 тыс. до н. э. локализуется в южнорусских степях, на юго-востоке Европы и северо-востоке Передней Азии. В хозяйстве индоевропейцев скотоводство преобладало над земледелием: ведущей отраслью было коневодство (конь - главное культовое животное), что способствовало (наряду с изобретением колесниц) интенсивным передвижениям индоевропейских племен в 3-2 тыс. до н. э. по Европейскому материку, а через Кавказ и Центральную Азию - вплоть до Индостана. Археологические и языковые данные позволяют предположительно восстанавливать этапы расселения и этнической истории индоевропейцев вплоть до сложения исторически засвидетельствованных этносов и культур. Археологические свидетельства о ритуалах - погребальные памятники (курганы), остатки жертвоприношений, предметы культа - служат не только источником для реконструкции мифологии и культа, но и критерием для ее проверки (соотнесение археологических и лингвистических данных).

Основными источниками для реконструкции И. м. являются мифологические тексты. Кроме того, важны описания соответствующих мифологий, сделанные как изнутри данной традиции, так и сторонними наблюдателями, принадлежащими к другой культурно-языковой или конфессиональной традиции (известия греческих авторов, особенно Геродота; римских авторов - Тацита, Плиния Старшего, Цезаря и др.; немецких и польских христианских писателей). Для традиций, сохранивших преемственность вплоть до недавнего времени, источником сведений о И. м. могут быть фольклорные тексты, особенно включающие мифологические имена и соответствующие мотивы; для фрагментарно сохранившихся традиций существенно и упоминание отдельных мифологических слов, особенно имен, в составе немифологических (часто иноязычных) текстов.

В общеиндоевропейской мифологической системе главный объект обозначался основой *deiuo, ";дневное сияющее небо";, понимаемое как верховное божество (а затем и как обозначение бога вообще и класса богов): ср. хетт. siuna-, ";бог";, siuatt-, ";день";, лувийск. tiuaz, ";бог солнца";, др.-инд. deva, дева - ";бог";, dyaus, ";небо"; (Дьяус как божество), авест. daeva, ";дав";, ";демон";, греч. Zetg, род. падеж Ai6g, ";Зевс, бог ясного неба";, лат. deus, ";бог";, dies, ";день";, др.-исл. tivar, ";боги";, литов. dievas (Диевас - ";бог";) и т. д. В соответствии со структурой большой патриархальной семьи, возглавляемой отцом"; патриархом";, это верховное божество выступает как ";бог-отец";, *deiuos pater: др.-инд. Dyaus pitar, греч. Zeus, латю, лат. lupiter (Юпитер), Diespiter, умбр. lupater, иллир. Aeinccrueog; частичные продолжения этого обозначения в лувийск. tiuaz tatis, палайск. tiiaz papaz и т. д., или сохранение той же модели в латыш. Debess tevs, ";небо-отец";.

Находящемуся на небе отцу - сияющему небу соответствует оплодотворяемая небом обожествляемая земля (часто в противоположность светлому богу - ";темная";, ";черная";) как женское божество - мать. Ср. у Гомера Деметра - богиня плодородия (букв. ";земля-мать";), фриг. ";богиня-мать";, рус. ";землямать"; (совпадение по этимологии) и частичные соответствия: др.-инд. prthivi matar, ";земля-мать";, и хетт. Dagan-zipas, ";душа земли"; (см. также в ст. Земля). Специализированный мифологический образ земли обнаруживается в таких индоевропейских традициях, как иранская и славянская: авест. ArSdvI Sura Anahita (Ардвисура Анахита, богиня плодородия, плодоносящей влаги), рус. ";мать сыра земля"; (где Sura этимологически совпадает с ";сыра";). Плодотворящая функция земли отражена в общеиндоевропейском мифологическом мотиве человека, происходящего от земли: ср. лат. homo, ";человек";, готск. guina, литов. zmones, ";люди";, слова того же корня, что и ";земля"; - лат. humus, литов. Zeme и т. д. (ср. также типологически сходный мотив происхождения человека из глины в древних ближневосточных мифологиях).

Наличие таких сложных сочетаний, как др.-инд. dyava-prthivf, ";небоземля";, дает основание предполагать мифологический мотив единства неба и земли как некой древней супружеской пары - прародителей всего сущего.

Человек ведет свою родословную от земли как женского (материнского) начала; он смертей, обращается в прах, ср. греч. р(ют6б, ";человек";, т. е. ";смертный";, др.-инд. mr-ta-, слав. 8ъты1ь, ";смерть";, и от другого корня - хетт. danduki, ";смертный"; при тохар. В on-uwaiine, ";бес-смертный";, др.ирл. duine, ";человек смертный"; (сопоставимо с обозначением ";земля"; от корня dui-, ";два";, в частности, в арм. erkin, ";земля";). Смертность человека противопоставляет его бессмертным детям неба - богам, которые преодолевают смерть с помощью напитка бессмертия, греч. vexтае, ";нектар"; из nek, ";смерть"; ter, ";преодолевать";, греч. йцрцоою, ";амброзия";, ";напиток бессмертия";.

От неба как мужского начала происходят его дети-близнецы ";сыновья неба"; (греч. ";Диоскуры";, др.-инд. Divo napata, ";сыновья бога неба";, литов. Dievo suneliai, ";сыновья бога";, латыш. Dieva deli, ";дети бога";) и ";дочь неба"; (др.-инд. Divas duhitar, ";утренняя заря - дочь неба";). Идея близнечности пронизывает И. м. и космогонию (см. Близнечные мифы), начиная с исходной неразделенности неба и земли (ср. их обозначение с помощью одного корня dui-, ";двойня";, в древнеармянском гимне Вахагну - erkin, ";земля";, erkir, ";небо";). Типологические аналогии (и некоторые древние тексты, в частности греческие и анатолийские) позволяют предположить древний мифологический мотив разъединения неба и земли (античный миф об Уране и Гее). По свидетельству индийской, греческой и балтийской мифологий восстанавливается значительное число общих мотивов, связанных с близнецами-братьями, которые ухаживают за своей сестрой или спасают ее (в море). Символы близнецов - кони (у др.-инд. Ашвинов, ср. парные изображения коней - коньков крыши и т. п. в германской, балтийской и славянской традициях). Связь божественных близнецов с культом коня, представленным в полностью совпадающих ритуалах (принесение коня в жертву, ср. др.-инд. ашвамедху, и захоронение коня вместе с человеком) во всех древних индоевропейских традициях, позволяет дать хронологическое, а отчасти и пространственное приурочение индоевропейского близнечного мифа (подтверждаемое и археологическими материалами использование коня в упряжи боевых колесниц в 3-2-м тыс. до н. э.). Ср. обозначения Большой Медведицы как колесницы: древневерхненемецкое wagan, ";колесница";, среднеголл. woenswaghen, woonswaghen, ";повозка Вотана";, рус. Воз, ";Большая Медведица";, согд. ´nxr-wzn, ";круг Зодиака";, митаинийск. арийск. uasanпа, ";круг на ипподроме";, др.-инд. vahana, ";животное, на котором ездят боги";, др.-инд. ratha, ";колесница";, литов. Ratai, латыш. Rati, ";Большая Медведица";, др.рус. Кола, ";Большая Медведица-Колесница";, фриг. ";Большая Медведица";, тохар. A kukal, В kokale, ";колесница"; и др.; ср. также др.-инд. обозначения созвездий, образованные от asvayuja, ";конская упряжка"; и т. п.

Конская символика, специфичная для индоевропейского близнечного культа, отражается и в названии культового дерева, связанного с близнецами: др.инд. asvattha, ашваттха (букв. ";лошадиная стоянка";), космическая ось мира, и в сходных по функции ритуальных столбах, называвшихся ";конями"; (нижненемецкие Hengest, Horsa, Хенгест и Хорса); ср. распространенность ";конских"; имен в древних индоевропейских традициях (в т. ч. и имени особого конского божества - галльск. Эпона и др.).

На основании отдельных индоевропейских традиций реконструируется мотив разнополости близнецов и инцестуозных отношений между близнецами. Наиболее характерные свидетельства мифа об инцесте близнецов можно почерпнуть из ведийского мифа о Яме и его сестре Ями, которая пыталась его соблазнить (характерно, что Яма был первым смертным, а в дальнейшем стал божеством смерти и подземного царства; вместе с тем отражение индоиранского образа Ямы обнаруживается в среднеиранском Jamsid (Джамшид, ср. авест. Иима), из *Yima-xsaeta, ";Иима - царь"; и кафирск. Imra (из Yamarajan с тем же значением). К тому же общеиндоевропейскому названию ";близнеца"; *iemo восходит имя др.-исл. мифологического первого человека Ymir (Имир), др.ирл. е(а)main, ";близнец";; ср. Find-eamna, ";тройня Фин"; - три братаблизнеца, которых сестра уговорила вступить с ней в брачную связь; аналогичный мотив обнаруживается в среднеиранском предании о браке Yima (Иимы) и его сестры Yimak, который послужил прецедентом для подобных браков у зороастрийцев, ср. также древнехеттский миф о браке тридцати братьев - сыновей царицы Канеса и их тридцати сестер-близнецов, а также славянский миф об инцесте Ивана да Марьи, приуроченный к празднику Купалы. Возможно, что в индоевропейском корне *iemo- обозначалось не только близнечное божество плодородия [связь плодородия с инцестом и близнечным культом подтверждается типологически, ср. латыш. Jumis (Юмис), ";полевое божество, сдвоенный плод";], но и всякое сочетание двух разных начал, в т. ч. мужского и женского (андрогинное божество, ср. образ Гермафродита как сочетание двух мифологических существ и т. п.). Мотив двойственности, отмеченной выше в связи с небом и землей, обнаруживается и в обозначении образа мира, ср. лат. imago (с тем же корнем iem-, также хетт. himma со сходным значением).

Распространенность мотива инцеста и приурочение его к началу целой брачной традиции и к первому человеку или первому царю может найти историческую параллель в известном обычае инцеста в высшем слое иерархического общества древневосточного типа.

После разъединения неба и земли идея двоичности дублируется и в пределах собственно неба. Солнце [индоевропейское *s(a)ucl-n-, др.-инд. Surya, Суръя, др.-иран. x^runah, ";фарн, солнечное высшее благо";, лат. sol как женское начало; ср. также частый женский образ ";дочери солнца";: др.-инд. Duhita Suryasya, литов. Saules dukte, латыш. Saules meita, слав. ";солнцева дочь";] и месяц (индоевропейское *me-n-s, литов. menuo как мужское начало) вступают в брачные отношения (мифологический мотив небесной свадьбы наиболее полно сохранился в балтийской мифологии). Вместе с тем этот индоевропейский мифологический сюжет содержит другой прецедент - первую измену (ср. Денницу и мотив утренней звезды в балтийской и славянской мифологии и т. п.). Образ утренней звезды часто сливается с образом утренней зари, обозначаемый индоевропейским корнем со значением ";рассветать";; ср. др.-инд. Usas (Ушас), греч. ´Hug (Эос), лат. Aurora (Аврора), др.-англ. Eastre, литов. Ausra (Аушра), латыш. Usins (Усиньш).

В отдельных традициях в сюжете небесной свадьбы принимает участие громовержец в разных ипостасях - либо обманутого мужа, либо судьи, наказывающего месяц за измену солнцу и рассекающего его пополам. Характерной особенностью этого мифа является наличие свадебной колесницы, которая принадлежит или солнцу (ср. распространенный во многих мифологиях мотив солнечной колесницы), или громовержцу как устроителю свадьбы. Колесница и кони громовержца, равно и наличие таких атрибутов, как каменный или медный топор, меч, стрелы, также позволяют ввести этот миф в определенный исторический (начало бронзового века) контекст.

Имя громовержца восстанавливается на основании совпадения ряда древних традиций. Ср. литов. Perkunas (см. Перкунас, латыш. Perkons, прус. Perkuns), слав. Регипъ, др.-рус. Перунъ, Перун (с многочисленными трансформациями на славянской почве), др.-исл. Fjqrgyn, Фьоргун (мать громовержца Тора), др.-инд. Рагjanya- (Парджанья, имя бога и одновременно грозовой тучи), хетт. Pirua-, Пирва.

Громовержец и связанный с ним основной миф стоит в центре древней И. м. Громовержец обычно находится наверху - на небе, на горе, на скале, на вершине дерева, прежде всего дуба, в дубовой горной роще (ср. такие родственные имени громовержца слова, как лат. quercus, ";дуб";, готск. faiguni, ";скала";, хетт. регипа-, ";скала";, др.-инд. parvata-, ";гора"; и т. д.). Ядро мифа составляет поединок громовержца с противником, для которого восстанавливается общеиндоевропейское исходное имя с корнем *uel-, ср. др.-рус. Велес, Волос, литов. Velnias, Vielona (см. Велняс), латыш. Veins, Vels (см. Вело), др.-инд. Vala (Вала), Vrtra (Вритра, ср. Varuna, Варуна) и др. Противник громовержца находится внизу - под горой, под деревом, у воды, в его владении скот как основное богатство и как символ потустороннего мира - пастбища: ср. общеиндоевропейское представление о загробном мире как о пастбище, где пасутся души умерших, ´г|^й

Эти фрагменты мифа реконструируются с такой надежностью, что соответствующие мотивы могут быть выражены в языковой форме не только применительно к отдельным традициям, но и на общеиндоевропейском уровне: *gwhenti ng^im perunt-, ";поражает змея в отношении скалы"; (на скале, под скалой, с помощью каменного орудия - скалы); *ogniin (g´e)g´on-e dwo ak´men-, ";порождает огонь с помощью двух камней"; (эта формула описывает и мифологический мотив высечения огня - молнии с помощью каменного неба и скалы, и соответствующий обряд, при котором священный огонь добывался с помощью ударов двух камней друг о друга); *perperti ng^im Per^n(t-s), ";поражает (ударяет/убивает) змея громовержец - бог скалы";. Формальная структура каждого из этих фрагментов индоевропейского мифа ориентирована на повторение, обыгрывание звуковых комплексов, обозначающих имена участников мифа и названия основных атрибутов. Разные части таких фрагментов могут рассматриваться как анаграммы указанных имен или обозначений предметов. Такая реконструкция вскрывает недифференцированность звуковых и семантических комплексов: не вполне различимы указания на место, субъект, орудия действия, на глагол и его объект. Такие семантические и звуковые связи не только образуют ядро мифологического текста, но и являются орудием построения и развития мифа, вплоть до создания новых мотивов.

И. м. знает ряд названий змееобразных чудовищ, относящихся к классу существ нижнего мира, связанных с водой и с хаотическим началом и враждебных человеку. Кроме противника громовержца с названием от корня *uel-, к этому виду существ принадлежат такие, как *Budh: др.-инд. Ahi budhnya (Ахи Будхнья), ";змей глубин";, где ahi, как и др.-Иран. AJi dahaka (Ажи-Дахака), ";Змей Огненный";, закономерно продолжает индоевропейское ´";ng^´hi, ";змей";, встречающееся и в приведенных фрагментах основного мифа; др.-греч. IItOtov, ";Пифон";, серб. Бадньак, Бадняк. Существа, связанные с иным, нижним, водным миром, также символизируют плодородие, богатство и жизненную силу, соотносясь с одной из ипостасей образа матери-земли или вообще плодотворящего начала, ср. индоевропейское *Ner-/*Nor-, представленное как в женских мифологических образах (иллирийск. Noreia,. италийск. сабинск. Neria, Neriena; др.-герм. Nerthus, Нертус, определяемая Тацитом как terra mater, ";земля-мать";, греч. NT)QT)i6es, Нереиды, дочери морского царя Нерея; ср. также хетт. ^nnara и, на уровне сказок, рус. Норка), так и в мужских именах (др.-исл. Njordr, Ньорд - морской бог, греч. NT)()ei;g, Нерей - морской царь, имя осетинских мифологических героев - нартов). Вокруг того же корня пег-, который, по-видимому, являлся одним из важнейших обозначений нижнего мира и его плодоносящих свойств, группируются названия и представления о подземном царстве и входе на небо (др.-инд. naraka, нарака, ";дыра";, ";подземное царство";, тохар. А йаге, ";преисподняя";, слав. ";нора"; и т. п.), о воде (др.-инд. naras, ";воды";, новогреч. veoo, ";вода";, литов. naras, ";гагара"; - водяная птица, связанная с преисподней и с актом творения мира, и т. д.), о зловещем начале, иногда символизируемом левой стороной (ср. умбрск. nertru ";sinistro";), о жизненной, плодородной силе (хетт. innara-, ";сила";, лувийск. апnarummi-, ";сильный";, Annurammenzi, ";сильные боги";, хетт. Innarauantes, литов. noreti, ";хотеть";, narsas, ";ярость";, ";мужество"; и т. п.).

Еще один круг мифологических персонажей, связанных с обозначением нижнего мира, объединяет ряд божеств, чьи имена восходят к индоевропейскому *Trit: древнеиндийскому Trita, Trita Aptya, ";Трита Водяной"; (ср. хетт. Нар-, ";бог ручья";, ";бог потоков";, ";бог-судья"; при ордалиях), авест. Orita, Qraetaona (Tpaэтаона) и т. д., ср. также др.-греч. TgiTtov (Тритон) как обозначение морского мифологического персонажа или потока, а также ирл. triath, ";море";. С этими персонажами связан миф о спуске героя в колодец (иногда вследствие предательства двух старших братьев); само имя Trita, вероятно, обозначает ";третий"; (брат или мир, который так обозначается в сравнении с двумя предыдущими мирами - небом и землей). Он попадает в нижний мир, добывает богатства или живую воду, которые позволяют преодолеть смерть и вернуться к жизни на земле (другие варианты спуска в преисподнюю и путешествий в загробном мире, например в мифе об Орфее и Эвридике; ср. также героя русских сказок о трех царствах, которого иногда называют Иван Водович или Иван Третий, Третьяк). Тема водного царства связана с еще одним индоевропейским мифом, главным героем которого является божество по имени *Nep(o)t (букв. ";племянник";, уравниваемый в правах с сыном), ср. др.-инд. Apam Napat (Апам Напат), авест. Аращ Napat (Апам-Напат), лат. Neptunus (Нептун), ирл. Nechtan. В мифе об этом божестве рассказывается о чудесном источнике - колодце, спрятанном от взоров или таящем в себе сокровища. После того как герой мифа подходит к источнику и обходит его три раза или трижды входит в него (ср. мотив Триты как указание на троичность водного царства), из источника выходят воды, образующие озеро или тройной поток, преследующий героя. В своем течении этот поток доходит до мифического моря.

древностью своего происхождения те, которые говорят нам...

2МИФЫ ДРЕВНОСТИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА И ЛЮДЕЙ.

2ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

2ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ.

1) Что такое миф? Происхождение мифа.

3) Особенности мифологического сознания.

11) Что такое миф? Происхождение мифа.

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего антич-

ные,библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и челове-

ка,рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе,Апполоне,Диони-

се,Геракле,аргонавтах,искавших "золотое руно",Троянской войне и злок-

лючениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает

именно "предание","сказание".Европейским народам вплоть до XVI-XVII

вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские ми-

фы,позже им стало известно об арабских,индейских,германских,славянс-

ких,индийских сказаниях и их героях.Со временем сначала ученым,а потом

и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии,Оке-

ании,Африки.Выяснилось,что в основе священных книг христиан,мусуль-

ман,буддистов также лежат различные,подвергшиеся переработке мифологи-

ческие предания.

Что удивительно: обнаружилось,что на определенной стадии историчес-

кого развития более или менее развитая мифология существовала практи-

чески у всех известных науке народов,что некоторые сюжеты и рассказы

в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Так встал вопрос о _происхождении мифа..Сегодня большинство ученых

склоняются к тому мнению,что секрет происхождения мифа следует искать

в том,что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания

и осмысления мира,понимания природы,общества и человека.Миф возник из

потребности древних людей в осознании окружающей его природной и соци-

альной стихии,сущности человека.

Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ни-

же,после того,как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказа-

2) Основные тематические циклы мифов и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выде-

лять несколько важнейших циклов.Назовем их:

* космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

* антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человечес-

кого общества,

* мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или

иных культурных благ,

* эсхатологические мифы - мифы о "конце света",конце времен.

Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

2Космогонические мифы 0,как правило делятся на две группы:

1мифы развития 0 | 1мифы творения

В мифах развития происхождениях ми-|В мифах творения акцент делается на

ра и Вселенной объясняется эволю- |утверждении о том, что мир сотворен

цией,превращением некоего бесфор- |из каких-то первоначальных элемен-

менного первоначального состояния, |тов (огня,воды,воздуха,земли)

предшествующего миру и Вселенной. |сверхестественным существом -богом,

Это могут быть хаос (древнегречес- |колдуном,творцом (творец может

кая мифология),небытие (древнееги- |иметь облик человека или животного-

петская,скандинавская и др. мифоло-|гагары,вороны,койота).Самый извест-

гия)."...все было в состоянии неиз-|ный пример мифов творения-библейский

вестности,все холодное,все в молча-|рассказ о семи днях творения:"И ска-

нии:все бездвижное,тихое,и прост- |зал Бог:да будет свет...и отделил

ранство неба было пусто..." - из |Бог свет от тьмы.И назвал Бог свет

мифов Центральной Америки. |днем,а тьму ночью..."

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе:подробное описание

первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоя-

тельствах творения Вселенной.

2Антропогонические мифы 0 являются составной частью мифов космогоничес-

ких.Согласно многим мифам,человек сотворяется и самых разнообразных

материалов: орехов,дерева,праха,глины.Чаще всего,творец создает снача-

ла мужчину,потом женщину.Первый человек обычно наделен даром бессмер-

тия,но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества

(таков библейский Адам,вкусивший плодов с древа познания добра и

зла).У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека

от предка-животного (обезьяны,медведя,ворона,лебедя).

2Мифы о культурных героях 0 повествую о том,как человечество овладевало

секретами ремесла,земледелия,оседлой жизни,пользования огнем - иначе

говоря,как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.Самый

знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Проме-

тее,двоюродном брате Зевса.Прометей (в дословном переводе - "мыслящий

прежде","предвидящий") наделил разумом жалких людей,научил их строить

дома,корабли,заниматься ремеслами,носить одежды,считать,писать и чи-

тать,различать времена года,приносить жертвы богам,гадать,внедрил го-

сударственные начала и правила совместной жизни.Прометей дал человеку

огонь,за что и был покаран Зевсом:прикованный к горам Кавказа,он тер-

пит страшные мучения - орел выклевывает ему печень,ежедневно вырастаю-

щую вновь.

2Эсхатологические мифы 0 повествуют о судьбе человечества,о пришествии

"конца света" и наступлении "конца времен".Наибольшее значение в куль-

турно-историческом процессе сыграли эсхатологические представле-

ния,сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе":грядет

второе пришествие Христа - Он придет не как жертва,а как Страшный Су-

дия,подвергающий Суду живых и мертвых.Наступит "конец времен",и пра-

ведники будут предопределены к жизни вечной,грешники же к вечным муче-

13) Особенности мифологического сознания 0.

Сказанного достаточно,чтобы подтвердить сформулированную выше

мысль:мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить про-

исхождения,природа,людей,устройство мира,предсказать судьбу челове-

чества.Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным

образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.Какие же

особенности отличают мифологическое сознание?

* В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной

стихии:природа,общество и человек слиты в единое целое,неразрыв-

ное,единое,

* В мифе нет абстрактных понятий,в нем все - очень конкретно,персони-

фицировано,одушевлено,

* Мифологическое сознание мыслит символами:каждый образ,герой,действу-

ющее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие,

* Миф живет в своем,особенном времени - времени "первоначало","пер-

вотворения",к которому неприложимы человеческие представления о тече-

нии времени,

* Миф мыслит образами,живет эмоциями,ему чужды доводы рассудка,он объ-

ясняет мир,исходя не из знания,а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого

общества и человеческой культуры?

* Они по своему объясняли мир,природу,общество,человека,

* Они в своеобразной,очень конкретной форме устанавливали связь между

прошлым,настоящим и будущем человечества,

* Они являлись каналом,по которым одно поколение передавало другому

накопленный опыт,знания,ценности,культурные блага,знания.

Основные понятия.:

миф,группы мифов:космогонические,антропогонические,эсхатологичес-

кие,мифы о культурном герое.

Вопросы и задания.:

1) Дайте определение основным понятиям.

2) Какие тематические группы мифов принято выделять науке?Чем объяс-

нить близость мифов,существовавших у народов,не вступавших в контакты

друг с другом?

3) Расскажите известные вам космогонические,антропогонические,эсхато-

логические мифы,мифы о культурном герое.

4) Верно ли утверждение,что мифотворчество является фактом далекого

прошлого.Что вам известно о мифах,возникших в современную эпоху?

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

  • - Космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной;
  • - антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;
  • - мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
  • - эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы:

Мифы развития

Мифы творения

В мифах развития происхождениях мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния,

предшествующего миру и Вселенной.

Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская, скандинавская и др. мифология). "...все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании: все бездвижное, тихое, и пространство неба было пусто из

мифов Центральной Америки.

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен

из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхъестественным существом - богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного-гагары, вороны, койота).Самый известный пример мифов творения - библейский рассказ о семи днях творения: "И сказал Бог: да будет свет...И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном перевод - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

История происхождения человека от обезьяны, несмотря на многочисленные ее подтверждения, до сих пор ставится под вопрос. Разберемся, что в эволюции является мифом, а что реальностью.

10. Большинство ученых не согласны с теорией происхождения человека от обезьяны

Ученые различных специальностей уже очень давно спорят о происхождении человека. Гипотеза, выдвинутая Чарльзом Дарвином, на сегодняшний день ставится под вопрос по ряду причин. Да, человек, безусловно, имеет сходство с обезьяной более, чем с иными обитателями Земли. Однако, это не является доказательством того, что люди произошли от обезьян. Мнение генетиков противоречит факту происхождения людей от обезьян. Научный мир говорит о том, что скорее всего, два этих вида: люди и обезьяны, кроме схожести поведения и внешней схожести более ничего общего не имеют.

9. Ископаемые, найденные учеными, – кто они? Предки древних людей или же древние обезьяны?


Останки, найденные антропологами, относятся как древним людям, так и к древним обезьянам. Удивительно, но даже ученым очень трудно определить, к какому виду относятся те или иные находки. Это говорит о том, что различия, по крайней мере внешние, между людьми и обезьянами древнего мира были минимальны. Этот факт служит подтверждением теории Дарвина о происхождении человека.

8. Свинья схожа с человеком по генетике больше, чем обезьяна


Действительно, людям пересаживают сердечный клапан свиньи, однако, речь не идет о целых органах. Возможно, здесь дело за будущим. Но генетики категорически не согласны с тем, что люди произошли от парнокопытных. Да, некоторые ткани свиней приживаются у человека, но это не имеет отношения к генам. Любопытно, но стволовые клетки таких животных как мыши используют для создания искусственной кожи людям. Получается, что схожесть человека и свиньи – это миф, которому нет места в реальной жизни. А тот факт, что свиней используют как доноров для пересадки органов, - это правда. Свиней на планете много, их гораздо больше обезьян, поэтому используются именно они.

7. Теория Дарвина основывается, в первую очередь, на внешнем сходстве человека и обезьяны


На самом деле, использование внешних сходств как основного доказательства сходства видов было возможно лишь много веков назад. На сегодняшний день, теория происхождения человека от обезьяны строится на генетических, анатомических, эмбриологических, палеонтологических, биохимических и поведенческих сходствах. Получается очень много точек соприкосновения человека и обезьяны как видов. Это лишний раз является подтверждением теории Дарвина.

6. Чарльз Дарвин под конец жизни решил отречься от своей теории


Данный миф появился всего лишь в 1915 году и не имеет никакого отношения к реальности. Чарльз Дарвин никогда не отрекался от главной теории своей жизни. Подтверждения слуху мы не найдем ни в автобиографии писателя, ни в воспоминаниях его друзей и родственников. Легенда об отречении взялась ниоткуда и наделала много шума в прессе, однако она так и осталась неподтвержденной выдумкой.

5. Различные ископаемые предки человека были описаны всего лишь по одной находке


На самом деле, прежде чем сделать определенный вывод, антропологи изучают массу находок. Однако, запоминаются и входят в историю, как правило, лишь первые открытия. Одной из первых находок оказалась всем известная Люси, которую принято считать обезьяной-прародительницей человека. В школах и других учебных заведениях, при изучении истории, упоминают чаще всего именно Люси, забывая рассказать и о других найденных останках.

4. Невозможно точно определить возраст найденных костей


В современном мире можно легко узнать возраст тех или иных останков. Для этого существует более десяти различных высокоточных способов, которые постоянно применяются учеными для изучения возраста найденных останков. К примеру, кости первого австралопитека, чье имя Люси, насчитывают возраст более 2,5 миллионов лет – этот возраст был определен с помощью разных видов анализа: калий-аргонового и метода деления треков. Оба проведенных анализа показали примерно одинаковый результат с допустимыми погрешностями.

3. На самом деле невозможно реконструировать внешний вид обезьяноподобных предков. Он является лишь вымыслом научных работников


Метод реконструкции связан с особенностями строения костей человека. Доказано, что мягкие ткани формируются в зависимости от костей человека. Поэтому, изучив кости можно сделать вывод о внешности человека. Данный метод широко применим, помимо антропологии, в криминалистике. Михаил Герасимов сделал ряд больших научных открытий, связанных с данным методом, а также сам неоднократно воссоздавал внешние образы людей на основании найденных останков. Реконструкция сегодня является точным способом воссоздания внешнего образа древних предков.

2. Большинство найденных доказательств происхождения и эволюции человека из обезьяны – это подделки


Да, подделкам есть место в мире доказательств происхождения человека от обезьяны. Однако, подделки, среди прочих находок, можно пересчитать по пальцам. К тому же, подделанные находки ученые легко обнаруживают с помощью различных анализов и не придают им большого значения. Поэтому, говорить о том, что вся эволюция происхождения человека от обезьяны – лишь фикция, это ошибка. Подделкам не уделяется внимание, и никто не воспринимает их серьезно, такие вещи легко раскрыть.

1. Слишком мало антропологами найдено находок, чтобы на их основе делать какие-либо выводы


Если быть честными и хорошо погрузиться в мир открытий, сделанных антропологами, то можно с уверенностью сказать, что доказательств эволюции предостаточно. Все найденные останки насчитывают сотни и тысячи важнейших экземпляров, каждый из которых является отдельным доказательством происхождения человека. Поэтому нельзя упрекнуть ученых в том, что они якобы строят свои выводы на пустом месте. На сегодняшний день в мире полно фактов, которые подтверждают теорию происхождения человека Чарльза Дарвина.

У Греков. Единственными людьми, кто смог пережить потоп были Девкалион и его жена Пирра. И великие боги предложили им создать новое человечество. Девкалион и Пирра по легенде стали бросать камни за спину, и камни начали превращаться в статуи. Статуи пели песни, Девкалион и Пирра должны были выбрать одну понравившуюся им песню о человечестве, и они выбрали изз всех песен историю о греческих героях: о Тезее, Геракле и других полубогах. И человечество таким образом возродилось на земле. Девкалион и Пирра умерли, а отвергнутые ими поющие статуи стали требовать от богов справедливого суда. Боги решили вынести вердикт, взвесив на весах решение Девкалиона и Пирры. И суд богов признал выбор супружеской пары верным! Человечество, воспевающее греческих героев, стало единственным на земле.

У Турков. Человечество родилось на черной горе. В пещере одной образовалась яма, которая по форме напоминала человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ АТАМ, которого зовут отцом Луны.

У Мексиканцев (XVII в.). Здесь все немного путаннее, так как на формирование легенды с одинаковой силой повлияли и древние культы и католицизм. Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но слишком надолго оставил его в печи. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое детяще на землю и попал в Африку. Но на этом Бог не остановился и создал друого человека, которого оставил в печи на гораздо меньшее время. Человек получился абсолютно белый. Бог снова решил, что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз Бог более внимательно подошел к процессу и проследил за степенью готовности своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до золотистого цвета. На этот раз у Бога всё получилось. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы.

У племен Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик вселенная, нашедший на дороге сгусток крови. Кролик начал лапкой играть с ним, и сгусток превратился в кишки. Кролик продолжил забавляться, и на кишках появились сердце, затем глаза, и, наконец, получился настоящий маленький мальчик, первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом мальчиком. Это был предок сиу.

У Арабов. Существует вариант создания Ветхого Завета. В их космогонии для того, чтобы человек родился, необходима земля четырех разных цветов: синего, черного, белого и красного. Бог послал за ней ангела Гавриила, но, когда тот наклонился для того, чтобы набрать земли, земля заговорила и спросила, чего он хочет. «Земли, для того чтобы Бог смог создать человека», – объяснил Гавриил. Земля ответила: «Я не могу тебе этого позволить, потому что человек будет неуправляем и захочет разрушить меня». Ангел Гавриил передал ее мнение Богу. Тогда Бог послал ангела Михаила. Произошла та же история. Точно такая же неудача. Земля вновь воспротивилась рождению человека. Тогда Бог послал ангела Азраила, чьей особенностью было то, что он являлся ангелом смерти. Его не убедили аргументы земли. Таким образом, человек существует благодаря ангелу смерти, и поэтому человек смертен. Из принесенной земли Бог сотворил Адама. Но тот в течение сорока лет ничего не делал, просто лежал на земле. Ангел не мог понять, почему человек не двигается. Он посмотрел Адаму в рот, чтобы узнать, что находится у него внутри, и понял, почему Адам остается неподвижным. Внутри тело человека было пустым. Тогда ангел рассказал об этом Богу, и тот решил дать человеку душу. Адам ожил, и Бог, для того чтобы дать ему преимущество перед землей, природой, растениями и животными, разрешил ему назвать все, что его окружало. Человек один имеет право давать имена даже духам (джиннам) и горам. И каждый раз, когда он произносит имя, он покоряет себе того, кого называет. (Таба ри, арабский летописец IX века, халифат Абба сидов.)

У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды заполнила яму (очень похоже на Турецкий вариант). Дождь кончился, влага высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.

У индейцев Навахо. Вначале на земле жили полулюди полузвери. Они пересекли три неба, откуда были изгнаны из за своих глупых поступков. В конце концов они спустились на землю, где четверо местных богов: синий, белый, черный и желтый, пришли посмотреть на них. Боги попытались обучить их чему то при помощи жестов, но недочеловеки ничего не понимали. Тогда все боги, кроме одного, черного, оставили их. Черный бог сказал полулюдям о том, что они грязные и вонючие глупцы. «Остальные боги вернутся через четыре дня, – сказал он им. – Помойтесь, и мы предадимся церемонии создания людей». Боги принесли с собой различные предметы, шкуры ланей и два початка кукурузы, желтый и белый. Из белого початка вышел мужчина, а из желтого – женщина. Они предались любви под навесом и родили пять пар близнецов. Первые близнецы были гермафродитами, но остальные родили детей, и эти дети переженились с пришлым народом. Так появилось современное человечество.



Рассказать друзьям