Как возникла славянская азбука? Славянский алфавит: история возникновения.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Без письменности нет цивилизации. Такое утверждение не вызовет сомнения ни у кого, поскольку именно так «связь времён», каковой является письменность, позволяет цивилизации сохранить своё лицо. Письменность же всегда приспосабливается к конкретному языку. Сегодня нам уже трудно представить, что наша цивилизация когда-то не имела письменности – настолько трудно, что это становится поводом к многочисленным околоисторическим мифам и даже фальсификациям: и пресловутая «Велесова книга» с её «гибридом» кириллицы и индийского письма деванагари, и даже попытки найти в орнаментах некое узелковое письмо и даже руны. Пожалуй, апофеозом абсурда можно считать «шедевр» В.А. Чудинова: Этот, с позволения сказать, «исследователь» взял фотографию объёмной фигурки мамонта, вырезанной в каменном веке, перевёл её в штриховой рисунок и в прорисовке шерстинок мамонта прочитал фразу… «Я русский»! Да-да, именно так: в каменном веке – надпись на современном русском языке. Поистине, такой материал мог бы украсить первоапрельский номера любого журнала – но он был напечатан в книге, претендующей на серьёзность и даже некоторую научность.

Главным мотивом в таких публикациях звучит навязчивое желание доказать, что письменность у славян существовала в дохристианские времена.

Между тем, история возникновения славянской азбуки известна хорошо, и связана она с именами двух братьев – христианских святых, равноапостальных Кирилла и Мефодия. Заслуга этих людей настолько очевидна, что в Болгарии даже при советской власти день их памяти – 24 мая – отмечался как государственный праздник, День славянской письменности (и очень хорошо, что мы в конце концов позаимствовали эту традицию).

Что же это были за люди?

В житии Кирилла сказано (и многие болгарские учёные поддерживают эту версию) сказано, что они были болгарами, но большинство современных учёных считает, что они были греками, но хорошо знали славянский язык – возможно, потому, что мать их была славянкой. Родом они были из византийского города Салоники (славянское название – Солунь, поэтому их ещё называют «солунскими братьями»). Впрочем, живя в Солуни, нетрудно было научиться славянскому языку – на нём там говорило не меньше народу, чем на греческом.

Старший брат – Мефодий в монашестве (мирское имя неизвестно) – сделал блестящую карьеру, достигнув поста стратега (военного губернатора) Славинии (провинция на территории современной Македонии), но со временем предпочёл карьере монашескую жизнь. О младшем же брате Кирилле (в миру – Константине) рассказывают такую историю: в семилетнем возрасте ему приснилось, что пришёл он на бал, где было много красивых и знатных девушек, и ему предложили выбрать себе невесту – и он выбрал девицу по имени София. Было это или не было, но впоследствии это человек был в полном смысле «обручён с Софией» (премудростью): получив блестящее образование в Константинополе, он отказался от предложенного ему выгодного брака и принял священнический сан, а затем стал хранителем библиотеки при соборе св.Софии (в современном мире с этим положением сопоставимо звание академика). Позднее он преподавал философию – за что и получил прозвище Константин Философ. Не раз он одерживал верх в философско-богословских диспутах – например, с Аннием, предводителем иконоборцев… но так или иначе, в 856 г. Кирилл удаляется в монастырь, настоятелем которого был его брат Мефодий, и вот там – с группой единомышленников – они и озаботились созданием славянской азбуки.

Почему встал такой вопрос?

Разумеется, это было связано с распространением христианства среди славянских народов. Ничто не ставит такую преграду распространению какого бы то ни было учения, как языковой барьер! Донести до славян учение Христа можно было только на их родном языке – и солунские братья понимали это… но, к сожалению,не все современники были с ними в этом солидарны. Вот, например, какие слова обращает к Мефодию папа Иоанн VIII: «Слышали мы, что святую мессу служил ты на варварском, т. е. на славянском, языке, в то время как в нашем письме, переданном через Павла, епископа анконского, мы приказывали тебе, чтобы ты служил святую мессу не на этом языке, но на латинском или на греческом, так, как ее поют в храме божьем по всему свету и у всех народов». Приводился и совсем уж абсурдный аргумент: фраза «Иисус Христос, царь иудейский» была начертана на святом кресте только на трёх языках – латинском, греческом и еврейском – следовательно, только этим трём языкам «положено» иметь письменность.

Но, к счастью, были в те времена и здравомыслящие люди. Славянские князья-христиане (из Великой Моравии) Ростислав, Святополк и Коцел тоже понимали, что без священных книг на славянском языке распространение христианства среди их народа – дело абсолютно бесперспективное. Они обратились к византийскому императору Михаилу с просьбой «послете ны учителя, иже ны могуть сказати книжная словеса и разумъ ихъ». Эта миссия была возложена на Кирилла и Мефодия. Произошло это в 863 г.

Первой славянской азбукой, созданной братьями, стала глаголица. Названия и значения букв в ней практически такие же, как в знакомой нам кириллице, но вот начертание… прямо скажем, буквы глаголицы выглядят весьма вычурно: линейных элементов мало, в основном окружности, больше замкнутых форм… До сих пор не прекращаются споры, что послужило образцом для таких букв: в качестве возможных источников называют и греческие, и еврейские письмена, и самаритянские, и грузинские, и даже… руны.

Глаголица получила некоторое распространение, в Хорватии до сих пор используется в церковной литургии. Следует заметить, что в Хорватии создание глаголицы приписывают другому человеку – св.Иерониму… Но кто бы её не создал – солунские братья не были ею удовлетворены, и создали другую азбуку, известную как кириллица. Если об истоках глаголицы можно спорить, то основа кириллицы очевидна: ею стал т.н. унциал – греческое каллиграфическое письмо (сходство между греческими и славянскими буквами можно заметить и сейчас). Впрочем, в славянских языках есть и такие звуки, которых в греческом нет – для их обозначения пришлось добавить 19 букв (по очертаниям они несколько напоминали глаголические).

Вот так в IX веке родилась славянская азбука – кириллица. Ей предстояло пройти через многое: запрещение папой римским в 885 г., ряд реформ… но главное – она распространилась среди славянских народов, поспособствовав не только распространению среди них христианской веры, но и зарождению литературного языка у всех этих народов. Сегодня кириллицей пользуются в качестве официального алфавита не только в России и Болгарии, но и в других странах: Белоруссии, Украине, Белоруссии, Македонии, Сербии, Черногории, а также в некоторых неславянских странах: Казахстане, Киргизии, Таджикистане.

А что же с дохристинаской славянской письменностью? В одних случаях это было использование славянами-язычниками письменности, уже существующей у славян-христиан – как, например, свинцовая печать с именем князя Святослава, написанным кириллицей. Иногда речь идёт о родовых знаках – это ещё не письменность. Наконец, есть случаи и откровенных подделок («Велесова книга», статуэтки из Ретринского храма). И, наверное, не стоит разводить таинственность на пустом месте, проще признать очевидные заслуги святых равноапостальных Кирилла и Мефодия, праздник в честь которых мы скоро будем отмечать!

Первоначально славянская письменность возникла в первом тысячелетии нашей эры. Когда племенной строй достиг сравнительно высокого развития. О существовании у славян в дохристианский период письменности свидетельствует то, что договоры Олега и Византией заключались на двух языках: славянском и греческом.

Создателями упорядоченной славянской азбуки стали братья Кирилл и его старший брат Мефодий.

Они были родом из македонского портового города Солуни. Оба брата отличались ученостью, но Кирилл обладал прекрасной памятью. И учился в Византии, где затем стал работать.

В конце 862 года в Византию прибыло посольство от Моравского князя Ростислава. Которые просили прислать людей, которые вели бы проповеди не на латыни, а на понятном славянском языке. И император направляет Кирилла и Мефодия. Уже во время приезда на Русь братья имели при себе славянские тексты. Кирилл разработал славянскую азбуку, с помощью которой братья перевели основные богослужебные книги.

Было два славянских алфавита: Глаголица и кириллица. Оба использовались. Но вопрос о том, какую из азбук разработал Кирилл остается не решенным. Некоторые ученые полагают, что Кирилл разработал глаголицу, а кириллицу создали его последователи. Сохранившиеся славянские рукописи выполнены и глаголицей и кириллицей. Но глаголица по начертанию сложнее и более архаична нежели кириллица. Поэтому вторая вытесняет глаголицу.

Образование в 9м веке раннефеодального государства содействовало унификации восточнославянской письменности. С принятием христианства на Руси утверждается повсеместно единый для государства кириллический алфавит. Письменность и грамотность на Руси была распространена среди самых разных слоев населения. Огромный научный интерес в этом плане представляют берестяные грамоты, обнаруженные в основном в Новгороде. Содержание их было разнообразно, от бытовых до юридических вопросов. Такие грамоты были широко распространены по Руси и найдены также в Смоленске, Пскове, Витебске.

4. От рукописной к печатной книге. Палимпсесты, инкунабулы, экслибрисы.

Рукописная книга способствовала появлению такого явления как палимпсест.

Палимпсест – рукопись на пергамене поверх старого, соскобленного текста. Это было вызвано дороговизной писчего материала, которая приводила к его неоднократному использованию. Старый текст с пергамена смывали специальными смесями, например, из молока, сыра и извести, выскабливали кусочками пемзы.

С приходом христианства античные тексты, написанные на пергамене, уничтожались монахами, которые считали их еретическими. Одно из первых открытий в области палимпсестов было сделано в 1692 году, когда под рукописью 13 века обнаружили список библии, относящийся к пятому веку. В 19 веке применяли различные химические методы для восстановления старых текстов на пергаменах, при этом не редко портили ценные рукописи. Сейчас используют фотографические методы, один из которых был разработан русским фотографом Евгением Буринским.

Развивающееся общество требовало для себя разнообразных знаний. Это в некоторой степени предопределило возникновение книгопечатания в Европе.

Первое, что содействовало возникновению книгопечатания в целом, было изобретение бумаги в Китае, откуда затем она попала и в другие страны. В 12-13 веках бумажные мельницы появляются в Испании, где бумажную массу из тряпья, перемолотого каменными жерновами.

Второе, это принцип штемпелерования. Он был известен еще в клинописных культурах. Для получения оттиска печать-ролик прокатывали по сырой глине, а затем отпечаток подвергали оттиску. Этот же принцип был воплощен в чеканке монет.

В разных странах древнего мира существовал свой способ книгопечатания. Так, китайские летописцы говорят о кузнеце по имени Би Шен, который в 11 веке изготавливал литеры из глины. Сохранились также бронзовые литеры, изготовленные в 15 столетии в Корее.

В Китае также издревле высекали иероглифы на каменных стелах. Затем текст смачивали краской и прикладывали к нему лист бумаги. Со временем камень заменила деревянная доска. И появилась ксилография. Первая ксилографическая книга «Алмазная сутра», была изготовлена в 868 году.

В Европе ксилографическая книга появилась после крестовых походов. Её появлению способствовала массовая потребность в бумажных деньгах, игральных картах, папских индульгенциях. Техника ксилографии была проста: на деревянной доске вырезалось изображение или текст в зеркальном порядке, на рельеф наносилась краска, накладывался лист бумаги и прижимался специальной подушечкой (мацой). Отдельные листки склеивались сначала в свитки, позднее собирались в книгу. Печать размещалась сначала на одной стороне листа (анопистографические издания), а в последствие на обеих сторонах (опистографические).

Одним из самых известных ксилографических изданий Европы является «Библия бедных», распространенная в эпоху средневековья. Она представляла собой листы с изображением библейских сцен и персонажей с пояснительными надписями. Но ксилографические книги сойдут на нет к середине 16 века.

Идея наборного книгопечатания, как было видно, появляется ещё в Китае в 11 веке, но полностью разработать реально работающий наборный механизм из отдельных литер удалось только в 15 столетии. Эта заслуга принадлежит Иоганну Гутенбергу. В 1440 году он впервые ставит типографские опыты. А уже в 50е годы он напечатал свою первую библию, называемую 42х строчной, тк на каждой странице набрано по 42 строки текста в два столбца. Часть была отпечатана на бумаге, часть на пергамене. Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Это было время инкунабул и палеотипов, когда книгопечатание только начинает свое развитие.

Инкунабулы – книги, изданные в Европе от начала книгопечатания до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как тираж их составлял 100-300 экземпляров.

Начинается практика печатной иллюстрации в книге. Для этого стали применять ксилографию. Одна из первых иллюстрированных книг «Корабль дураков» Бранта. Она была украшена гравюрами Альбрехта Дюрера. В Италии была изобретена гравюра на меди, которая стара родоначальницей глубокой печати.

В Венеции возникают такие книги как альдины. Владелец типографии Альд Мануций поставил дело подготовки книг на научную основу. Его издания прославились тщательной подготовкой и оформлением.

В целом шрифт инкунабул напоминал почерк рукописных книг. В типографии Альда художники, подражая античным образам, придумали простой и красивый шрифт антиква. Альды ввели обычай выделять ту или иную мысль в тексте различными шрифтами. Для того, чтобы эти книги не могли подделать, Альд ставил издательский знак (дельфин, обвившийся вокруг якоря). Традиционный тираж 275 экземпляров. Формат ин-фолио или ин-кварто. Инкунабулы были сравнительно не дорогими.

Первые инкунабулы, напечатанные кириллицей появились в Кракове в конце 15 века. Их печатником был Фиоль. «Октоих» и «Часослов» 1491 год. Они были напечатаны в два цвета –черной краской и киноварью.

Экслибрис – книжный знак, наносимый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Разновидность экслибриса, оттиснутого на корешке или сторонке переплетной крышки называют суперэкслибрисом. Обычно на экслибрисе обозначены имя, фамилия владельца и рисунок, говорящий о профессии, интересах. Родиной считают Германию, где он появился после начала книгопечатания.

Азбука старославянского алфавита так же, как и любая другая азбука представляла собой систему определенных знаков, за которыми закреплен определенный звук. Сформировался славянский алфавит на территории проживания народов Древней Руси много столетий назад.

События исторического прошлого

862 год вошел в историю как год, когда на Руси были предприняты первые официальные действия по принятию христианства. Князь Всеволод отправил послов к византийскому императору Михаилу, которые должны были передать его просьбу о том, чтобы император послал в Великую Моравию проповедников христианской веры. Необходимость в проповедниках возникла по причине того, что люди сами не могли проникнуть в суть христианского учения, ведь Священное писание было лишь на латыни.

В ответ на эту просьбу в русские земли были отправлены два брата: Кирилл и Мефодий. Первый из них получил имя Кирилл немного позже, когда принимал монашеский постриг. Такой выбор был тщательно продуман. Братья родились в Солуни в семье военачальника. Греческий вариант - Салоники. Уровень образования для того времени они имели очень высокий. Константин (Кирилл) обучался и воспитывался при дворе императора Михаила Третьего. Он мог говорить на нескольких языках:

  • греческом,
  • арабском,
  • славянском,
  • еврейском.

За свое умение посвящать других в тайны философии он получил прозвание Константин Философ.

Мефодий начал свою деятельность с военной службы, пробовал себя в качестве управителя одного из регионов, который был заселен славянами. В 860 году они совершили поездку к хазарам, их целью было распространение христианской веры и достижение некоторых договоренностей с этим народом.

История письменных знаков

Константину пришлось создавать письменные знаки при активной помощи своего брата. Ведь Священное писание было только на латыни. Чтобы донести эти знания до большого количества людей, письменный вариант Священных книг на языке славян был просто необходим. В результате их кропотливой работы появился славянский алфавит в 863 году.

Два варианта азбуки: глаголица и кириллица неоднозначны. Исследователи спорят о том, какой же из этих двух вариантов принадлежит непосредственно Кириллу, а какой появился позже.

После создания письменной системы братья занимались переводом Библии на язык славян. Значение этой азбуки огромно. Народ смог не только говорить на своем языке. Но и писать, и формировать литературную основу языка. Некоторые из слов того времени дошли до нашего времени и функционируют в русском, белорусском, украинских языках.

Символы-слова

Буквы древней азбуки имели названия, совпадающие со словами. Само слово «азбука» произошло от первых букв алфавита: «аз» и «буки». Они представляли собой современные буквы «А» и «Б».

Первые письменные символы на славянских землях выцарапывались на стенах церквей Переславля в виде картинок. Было это в 9 веке. В 11 веке эта азбука появилась в Киеве, в Софийском соборе, там знаки толковались, делались письменные переводы.

Новый этап в формировании азбуки связан с появлением книгопечатания. 1574 год принес на русские земли первую азбуку, которая была напечатана. Называлась она «Старославянская азбука». Имя человека, выпустившего ее, вошло в века - Иван Федоров.

Связь появления письменности и распространения христианства

Старославянская азбука представляла собой нечто большее, чем простой набор символов. Ее появление дало возможность большому количеству людей знакомиться с христианской верой, проникать в ее суть, отдавать ей свое сердце. Все ученые сходятся во мнении, что без появления письменности христианство на русских землях не появилось бы так быстро. Между созданием букв и принятием христианства - 125 лет, в течение которых произошел огромный скачок в самосознании народа. От дремучих верований и обычаев люди пришли к вере в Единого Бога. Именно Священные книги, которые распространялись по территории Руси, и умение их читать, стали основой распространения христианских знаний.

863 год - это год создания азбуки, 988 год - дата принятия христианства на Руси. В этом году князь Владимир объявил, что в княжестве вводится новая вера и начинается борьба со всеми проявлениями многобожия.

Тайна письменных символов

Некоторые ученые считают, что символы славянской азбуки представляют из себя тайные знаки, в которых зашифрованы религиозные и философские знания. Все вместе они представляют сложную систему, основанную на четкой логике и математических связях. Существует мнение, что все буквы в этой азбуке - это целостная, неразрывная система, что и создавалась азбука как система, а не как отдельные элементы и знаки.

Первые такие знаки были чем-то средним между цифрами и буквами. Старославянская азбука основывалась на греческой унциальной письменной системе. Состоял славянский алфавит кириллица из 43 букв. 24 буквы братья взяли из греческого унициала, а остальные 19 придумали сами. Необходимость придумывать новые звуки возникла из-за того, что славянский язык содержал звуки, не характерные для греческого произношения. Соответственно, и букв таких не было. Эти символы Константин либо взял из других систем, либо придумал сам.

«Высшая» и «низшая» часть

Всю систему можно разделить на две отличающиеся части. Условно они получили названия «высшая» и «низшая». Первая часть включает буквы от «а» до «ф» («аз» - «фет»). Каждая буква - это символ-слово. Такое наименование было полностью ориентировано на людей, потому что эти слова были всем понятны. Низшая часть шла от «ша» до буквы «ижица». Эти символы остались без цифрового соответствия, были наполнены негативным подтекстом. «Для проникновения в суть тайнописи этих символов, их нужно тщательно изучать, анализировать все нюансы. Ведь в каждой их них живет смысл, заложенный создателем».

Исследователи также находят смысл триады в данных символах. Человек, постигая эти знания, должен достичь более высокого уровня духовного совершенства. Таким образом, азбука - это создание Кирилла и Мефодия, ведущее к самосовершенствованию людей.

Когда появилась славянская азбука? Давно. В этом году отмечается юбилей – 1150 лет!
"Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка. Ни латинского. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".
Так обратились славянские князья к византийскому базилевсу Михаилу.
Эти строки мы находим в "Повести временнЫ"х лет" – главном документе древнерусской истории. Тогда вызвал к себе Михаил двух учёных братьев – Константина, принявшего при пострижении имя Кирилл, и Мефодия – и направил их в славянские земли.
В Болгарии братья усовершенствовали славянскую азбуку. Свершилось это в 863 году. С помощью брата Мефодия и учеников Константин перевёл с греческого на болгарский язык основные богослужебные книги. Отсюда и ведёт свое начало славянская письменность. В мелодии славянского языка Кирилл смог уловить основные звуки и найти для каждого из них буквенные обозначения. За короткий срок Кирилл и Мефодий перевели на славянский Священное Писание. В православии равноапостольные "учители словенские" почитаются как святые.

Среди богословов сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в южно-славянских землях и препятствовавшего распространению славянской письменности. Не на того напали.
Константин передал папе Римскому Адриану II обретённые им в херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Замечу, что М. Лютер, переводчик Библии на немецкий язык, даже в XVI веке боролся за то, чтобы богослужение велось на языке народа, которому проповедуют. У нас же богослужение, а следовательно, и образование осуществлялось на родном языке со времен принятия христианства.
А ведь были времена, когда судьба русской азбуки, казалось, висела на волоске. В 20-е годы прошлого века большевики вынашивали планы замены кириллического алфавита латиницей. Активно поддерживал этот проект Луначарский. Кириллицу тогда считали реакционным царским алфавитом, который мешает мировой революции. Но главной целью большевиков было, конечно, отформатировать по-своему духовную память народа, лишить будущие поколения возможности читать всё то, что накоплено в ходе многовековой российской истории.
Что спасло тогда русскую азбуку? Как получилось, что среди всех народов Европы только славяне получили много веков назад национальный алфавит? Как отразилось на национальном самосознании всех славян то, что Библию они узнали на своём родном языке, а не на латыни или греческом? Как Россия спасла своих братьев по кириллице от 400-летнего османского ига? Какая борьба вокруг кириллического алфавита разворачиваются в современном мире? Перейдет ли Украина на латинский алфавит?

Об этом рассказывается в фильме - смотрите:

Обратите внимание – весь мир оживает в названии букв кириллицы. Не то что икс, игрек, зет – угловатый латинский декартов мир.
Аз, Буки – азбука. По ней учимся читать.
Веди – индийские веды, ведать, ведуны, волхвы (волховы), речка Волхов – центр и начало русской демократии.
Глагол – "глаголом жечь сердца людей". Ни убавить, ни прибавить.
Добро – а не зло должно править миром.
Есть – всё сущее – есть – существует, но и покушать тоже неплохо… в меру.
Живете – плодитесь, размножайтесь.
Земля – и планета, и почва.
А на ней Люди.
Мыслете – соображайте – желательно не на троих, хотя и это тоже не всегда плохо.
Покой – поспать необходимо каждый день, а вечный покой нам только снится.
Слово –" В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Твердо – стоим на земле и за землю.
Хер – даже фаллический символ плодородия здесь присутствует.

На основе кириллицы созданы алфавиты восьми славянских языков – белорусского, болгарского, македонского, русинского, русского, сербского, украинского, черногорского; и ряда неславянских – дунганский, молдавский, нивхский, таджикский, цыганский, чукотский, шугнанский, ягнобский. Кроме того, 20 кавказских, 4 монгольских, 9 тунгусо-маньчжурских, 27 тюркских, 12 уральских языков используют кириллицу.
О значении письменности говорить не приходится – сей пост мы читаем именно на кириллице. С помощью письменности появилась возможность фиксировать и накапливать знания и передавать их по вертикали от поколения к поколению. Книги, а сейчас и Интернет, дают возможность резко ускорить передачу информации по горизонтали - опять же, на основе письменности.

У директора Волгоградского института художественного образования Николая Таранова много званий: каллиграф, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза художников России. Но мало кто знает, что он еще изучает символы. И, занимаясь этим, он вышел на "детективный след" и совершил удивительное открытие.Кто придумал славянскую азбуку?

Казалось бы, это известно всем: Кирилл и Мефодий, которых православная церковь за эту заслугу называет равноапостольными. Но какую именно азбуку придумал Кирилл — кириллицу или глаголицу? (Мефодий, это известно и доказано, во всем поддерживал брата, но «мозгом операции» и образованным человеком, знавшим много языков, был именно монах Кирилл). Об этом в научном мире до сих пор идут споры. Одни исследователи-слависты говорят: «Кириллицу! Она и названа в честь создателя». Другие возражают: «Глаголицу! Первая буква этой азбуки выглядит, как крест. Кирилл — монах. Это — знак». Утверждается также, что до труда Кирилла никакой письменности на Руси не было. Профессор Николай Таранов с этим категорически не согласен.


Утверждение, что на Руси никакой письменности не было до Кирилла и Мефодия, основано на одном единственном документе — «Сказании о письменах» черноризца Храбра, найденного в Болгарии, — говорит Николай Таранов. — Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за погрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы. В одном варианте: «славяне до Кирилла не имели книг», в другом — «букв», но при этом автор указывает: «писали они чертами и резами». Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного русского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились». И в «Житии Кирилла», известном Русской православной церкви, читаем: «В городе Корсуне Кирилл встретил русина (русского), у которого были с собой книги, написанные русскими письменами». Кирилл (у него мать была славянкой) достал какие-то свои письма и с их помощью стал читать те самые книги русина. Причем это были не тонкие книжки. Это были, как утверждается в том же «Житии Кирилла», переведенные на русский «Псалтырь» и «Евангелие». О том, что своя азбука на Руси была задолго до Кирилла, есть много свидетельств. И Ломоносов о том же говорил. Он приводил в доказательство свидетельство Римского папы VIII, современника Кирилла, в которых утверждается, что Кирилл эти письмена не изобрел, а вновь открыл.

Возникает вопрос: зачем же Кириллу было создавать русскую азбуку, если она уже была? Дело в том, что у монаха Кирилла было задание от моравского князя — создать для славян азбуку, пригодную для перевода церковных книг. Что он и сделал. И буквы, которыми сейчас написаны церковные книги (а в измененном виде — наши сегодняшние печатные творения) — это работа Кирилла, то есть кириллица.

Глаголицу уничтожили намеренно?

Существует 22 пункта, которые доказывают, что глаголица была древнее, чем кириллица, утверждает Таранов. Есть такое понятие у археологов и филологов — палимпсест. Так называется надпись, сделанная поверх другой уничтоженной, чаще всего выскобленной ножом, надписи. В Средневековье пергамент из кожи молодого ягненка был довольно дорогим, и ради экономии писцы часто уничтожали «ненужные» записи и документы, а на выскобленном листе писали что-то новое. Так вот: везде в русских палимпсестах затерта глаголица, а поверх нее — надписи на кириллице. Исключений из этого правила нет.


В мире осталось всего пять памятников, написанных глаголицей. Остальные были уничтожены. Причем, по-моему, записи на глаголице были уничтожены намеренно, — считает профессор Николай Таранов. — Поскольку глаголица не подходила для записи церковных книг. Цифровое значение букв (а тогда очень сильна была вера в нумерологию) в ней было иным, чем требовалось в христианстве. Из уважения к глаголице Кирилл оставил в своей азбуке те же названия букв, что и были. И они очень-очень сложны для алфавита, «родившегося» в IX веке, как утверждается. Уже тогда все языки стремились к упрощению, буквы во всех алфавитах того времени обозначают только звуки. И только в славянской азбуке такие названия букв: «Добро», «Люди», «Мыслите», «Земля» и т. д. А все потому, что глаголица очень древняя. Она имеет множество признаков пиктографического письма.

Пиктографическое письмо — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображенный ими объект. Последние находки археологов говорят в пользу этой версии. Так, найдены таблички со славянской письменностью, возраст которых датируют 5000 годом до нашей эры.

«Глаголицу создал гений»


Все современные алфавиты Европы ведут свое происхождение от алфавита финикийцев. В нем буква А, как нам говорили, обозначает голову быка, которая затем перевернулась рогами вниз.

А древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал: «Эти буквы называют финикийскими, хотя правильнее называть их пеласгическими, так как ими пользовались пеласги», — рассказывает Николай Таранов. — А знаете, кто такие пеласги? Это предки славян, праславянские племена. Финикийцы выделялись среди окружающих смуглых черноволосых племен земледельцев, египтян и шумеров светлой кожей и рыжими волосами. Да еще своей страстью к путешествиям: они были отличными мореплавателями.

В ХII веке до нашей эры пеласги как раз участвовали в Великом переселении народов, и забредали отдельные их группы отчаянных покорителей новых земель очень далеко. Что дает волгоградскому профессору версию: финикийцы были знакомы со славянами и позаимствовали у них азбуку. Иначе с чего вдруг по соседству с египетскими иероглифами и шумерской клинописью образовался буквенный алфавит?

Вот говорят: «Глаголица была слишком декоративна, сложна, поэтому постепенно ее вытеснила более рациональная кириллица». Но глаголица не так плоха, — уверен профессор Таранов. — Я изучил наиболее ранние версии: первая буква глаголицы обозначает вовсе не крест, а человека. Потому и называется «Аз» — Я. Человек для себя — точка отсчета. И все значения букв в глаголице — сквозь призму человеческого восприятия. Я нарисовал первую букву этого алфавита на прозрачной пленке. Посмотрите, если наложить ее на другие буквы глаголицы, получается пиктограмма! Я считаю: не каждый дизайнер так придумает, чтобы каждая графема попадала в сетку. Я поражен художественной цельностью этого алфавита. Думаю, неизвестный автор глаголицы был гением! Ни в одной другой азбуке мира нет такой четкой связи между символом и его цифровым и сакральным значением!



Глаголица и нумерология

Каждый знак в глаголице имеет сакральное значение и обозначает определенное число.

Знак «Аз» — человек, число 1.
Знак «Ведаю» — число 2, знак похож на глаза и нос: «Вижу, значит — ведаю».
Знак «Живите» — число 7, жизнь и реальность этого мира.
Знак «Зело» — число 8, реальность чуда и чего-то сверхъестественного: «слишком», «очень» или «зело».
Знак «Добро» — число 5, единственное число, рождающее себе подобные или декаду: «Добро порождает добро».
Знак «Люди» — число 50, согласно нумерологии — мир, откуда к нам приходят души человеческие.
Знак «Наш» — число 70, символизирует связь небесного и земного, то есть наш мир, данный нам в ощущениях.
Знак «Омега» — число 700, некий божественный мир, «Седьмое небо».
Знак «Земля» — по мнению Таранова, означает картинку: Земля и Луна на одной орбите.

Света Евсеева-Фёдорова



Рассказать друзьям