Как выглядит коробочка мертвые души. Сочинение: Образ помещицы Коробочки в поэме Н.В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Н. В. Гоголь «Мертвые души» Образы помещиков. Коробочка Выполнила: Девитаева Анастасия ученица 9А класса МБОУ СОШ № 23 г. Новосибирск руководитель: Лабодина Елена Валерьевна

2 слайд

Описание слайда:

Коробочка. Описание внешности Значение имени: бережливость, недоверчивость, скудоумие, упрямство. «…Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…». В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет – это подчеркивание её бездуховности.

3 слайд

Описание слайда:

Коробочка. Характеристика «Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящичкам комодов. В один мешочек отбираются все целковики, в другой полтиннички, в третьей четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек… бережлива старушка…». Типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных. Коробочка – домовитая хозяйка.

4 слайд

Описание слайда:

Коробочка. Характеристика Главная её черта – мелочная скаредность. Ограниченна, упряма, подозрительна. Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий. Хозяйственность Коробочки – единственная её добродетель. Гоголь говорит о таком типе людей: «… иной и почтенный, и государственный…человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены».

5 слайд

Описание слайда:

Коробочка. Усадьба У нее «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». «Обильное хозяйство» сама ведет и уделяет ему много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги, правда, не умеет ими распорядиться – они лежат мертвым грузом. Всюду развешаны пучки трав. Важная деталь – охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома и дают ощущение глухой удаленности от жизни. Все лежит на своих местах, есть даже веревочки, которые «уже никуда не нужны».

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Коробочка. Детали обстановки Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов есть те, которые «уже никуда не нужны». Мелочность, ограниченность интересов Коробочки подчеркиваются птичье-животными образами: Бобров, Свиньин; у Чичикова, выпавшего из брички, спина и бок в грязи, «как у борова»; чучело в чепце хозяйки – пародийный двойник Коробочки. Вещи в доме отражают её наивное представление о красоте и круг её развлечений (штопанье, гадание, стряпня).

8 слайд

Описание слайда:

Коробочка. Образ жизни Умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продешевить» при продаже. Все «новое и небывалое» пугает её.

9 слайд

Описание слайда:

Коробочка. Реакция на предложение Чичикова Все «новое и небывалое» пугает её, нежелание продать «мертвые души» объясняется и тем, что она всю жизнь стремилась к накопительству, и полагает, что они в хозяйстве могут как-нибудь пригодиться. Она проявляет полное непонимание значения этой сделки, боязнь продешевить и быть обманутой (едет в город разузнать, «почем нынче ходят мертвые души»).

Произведение:

Мертвые души

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. - это только потенциальный покупатель.

Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.

Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.

Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души»

Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!" (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душамит". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мёртвые души".Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом "дубиноголовая".)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души.

Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые... набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой.

Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.

Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: "вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?", И снова автор подчеркивает типичность этого образа: " Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка". Оказывается, тупость Коробочки, ее "дубинноголовость" не такое уж редкое явление.

Настасья Петровна Коробочка - помещица, вдова коллежского секретаря, очень хозяйственная и бережливая пожилая женщина. Деревушка ее невелика, но все в ней исправно, хозяйство расцветает и, видно, приносит неплохой доход. Коробочка выгодно отличается от Манилова: она знает всех своих крестьян («…не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть»), отзывается о них как о хороших работниках («все славный народ, все работники» Здесь и далее цит. по изд.: Гоголь Н.В. Собрание сочинений в восьми томах. - (Библиотека «Огонек»: отечественная классика)- Т.5. «Мертвые души». Том первый. - М., 1984.), сама занимается хозяйством - «вперила глаза в ключницу», «мало-помалу вся переселилась в хозяйственную жизнь» . Судя по тому, что, выспрашивая Чичикова, кто он такой, она перечисляет тех людей, с которыми постоянно общается: заседатель, торговцы, протопоп, - круг общения ее невелик и связан, главным образом, с хозяйственными делами - торговлей и уплатой государственных налогов.

Видимо, она редко выезжает в город и не общается с соседями, потому что на вопрос о Манилове он отвечает, что такого помещика нет, и называет старинные дворянские фамилии, которые более уместны в классицистической комедии XVIII века - Бобров, Канапатьев, Плешаков, Харпакин. В этом же ряду стоит и фамилия Свиньин, которая проводит прямую параллель с комедией Фонвизина «Недоросль» (мать и дядя Митрофанушки - Свиньины).

Поведение Коробочки, ее обращение к гостю «батюшка», стремление услужить (Чичиков назвал себя дворянином), попотчевать, устроить на ночлег как можно лучше - все это характерные черты образов провинциальных помещиков в произведениях XVIII века. Так же ведет себя и госпожа Простакова, когда узнает, что Стародум дворянин и принят при дворе.

Коробочка, казалось бы, набожна, в ее речах постоянно встречаются присказки и выражения, характерные для верующего человека: «С нами крестная сила!», «видно, в наказание-то бог и послал его», но особой веры в ней нет. Когда Чичиков уговаривает ее продать мертвых крестьян, суля выгоду, то она соглашается и начинает «просчитывать» выгоду. Доверенным лицом Коробочки является сын протопопа, служащий в городе.

Единственное развлечение помещицы, когда она не занята хозяйством, гадание на картах - «вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы…». Да и вечера она коротает со служанкой.

Портрет Коробочки не столь подробен, как портреты других помещиков и как бы растянут: сначала Чичиков слышит «хриплый бабий голос» старухи-служанки; затем «опять какая-то женщина, помоложе прежней, но очень на нее похожая»; когда его проводили в комнаты и он успел осмотреться, вошла барыня - «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, …». Автор подчеркивает старость Коробочки, дальше Чичиков про себя прямо называет ее старухой. Внешний вид хозяйки утром особенно не меняется - исчезает только спальный чепец: «Она была одета лучше, нежели вчера, - в темном платье (вдова! ) и уже не в спальном чепце (но на голове, видимо, чепец все-таки был - дневной ), но на шее все так же было что-то навязано» (мода конца XVIII века - фишю, т.е. маленькая косынка, которая частично закрывала декольте и концы которой убирались в вырез платья См. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии/ Под ред. Т.Г.Морозовой, В.Д.Синюкова. - М., 1995. - С.115).

Авторская характеристика, которая следует за портретом хозяйки, с одной стороны подчеркивает типичность персонажа, с другой - дает исчерпывающее описание: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи (именно словами о неурожае и плохих временах начинается деловой разговор Коробочки и Чичикова) , убытки и держать голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые Пестрядь - ткань из остатков пряжи различного рода, домотканая материя (Кирсанова) мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа Салоп - верхняя одежда из меха и богатых тканей, вышедшая из моды уже к 1830 году; название «салопница» имеет дополнительный оттенок «старомодная» (Кирсанова). Видимо, с этой целью Гоголь и упоминает салоп как непременный атрибут подобных помещиц., имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами Пряженцы - начинка, которая выкладывалась прямо на пекущуюся лепешку или блин, по-другому, припек. или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка …». Именно такова и Коробочка, поэтому Чичиков сразу же не особенно церемонится и переходит к делу.

Важную роль в понимании образа помещицы играет описание поместья и убранства комнат в доме. Это один из приемов характеристики персонажа, которым Гоголь пользуется в «Мертвых душах»: образ всех помещиков складывается из одинакового набора описаний и художественных деталей - поместье, комнаты, детали интерьера или значимые предметы, непременное застолье (в той или иной форме - от полного обеда, как у Собакевича, до предложения Плюшкиным куличика и винца), манеры и поведение хозяина во время деловых переговоров и после них, отношение к необычной сделке и т.д.

Поместье Коробочки отличается крепостью и довольством, сразу видно, что она хорошая хозяйка. Двор, на который выходят окна комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней тварью»; далее видны огороды с «хозяйственным овощем»; фруктовые деревья накрыты сетями от птиц, видны и чучела на шестах - «на одном из них надет был чепец самой хозяйки». Крестьянские избы тоже показывают достаток их обитателей. Словом, хозяйство Коробочки явно процветает и приносит достаточную прибыль. Да и сама деревенька не маленькая - восемьдесят душ.

Описание поместья разделяется две части - ночью, в дождь, и днем. Первое описание скудное, мотивируется это тем, что Чичиков подъезжает в темноте, во время сильного дождя. Но в этой части текста также существует художественная деталь, которая, на наш взгляд, имеет существенное значение для дальнейшего повествования, - упоминание внешнего вила дома: «остановилась <бричка> перед небольшим домиком, который за темнотой трудно было рассмотреть. Только одна половина его была озарена светом, исходившим из окон; видна была еще лужа перед домом, на которую прямо ударял тот же свет». Чичикова встречает и лай собак, который свидетельствует о том, «что деревушка была порядочная». Окна дома - это своего рода глаза, а глаза, как известно, зеркало души. Поэтому то, что Чичиков подъезжает к дому в темноте, освещено только одно окно и свет из него падает в лужу, говорит, скорее всего, о скудности внутренней жизни, о нацеленности на какую-то одну ее сторону, о приземленности устремлений хозяев этого дома.

«Дневное» описание, как было сказано ранее, подчеркивает именно эту однобокость внутренней жизни Коробочки - направленность только на хозяйственную деятельность, рачительность и бережливость.

В кратком описании комнат в первую очередь отмечается старинность их убранства: «комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…». В этом описании явно выделяются две особенности - языковая и художественная. Во-первых, используются синонимы «старенький», «старинный» и «старая»; во вторых, набор предметов, которые попадаются Чичикову на глаза во время краткого осмотра, также указывает на то, что люди, обитающие в таких комнатах, больше обращены к прошлому, чем к нынешнему. Важно то, что здесь несколько раз упоминаются цветы (на циферблате часов, листья на рамках зеркал) и птицы. Если вспомнить историю интерьера, то можно выяснить, что подобный «дизайн» характерен для эпохи рококо, т.е. для второй половины XVIII века.

Дальше в эпизоде описание комнаты дополняется еще одной деталью, которая подтверждает «старинность» жизни Коробочки: Чичиков обнаруживает утром на стене два портрета - Кутузова и «какого-то старика с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче

В беседе по поводу покупки «мертвых» душ раскрывается вся сущность и характер Коробочки. Сначала она никак не может понять, чего хочет от нее Чичиков - умершие крестьяне не имеют никакой хозяйственной ценности, поэтому не могут быть предметом продажи. Когда же она понимает, что сделка может быть выгодна для нее, то недоумение сменяется другим - стремлением получить максимальную выгоду от продажи: ведь если кто-то хочет купить мертвых, следовательно, они чего-то стоят и являются предметом торга. То есть мертвые души становятся для нее в один ряд с пенькой, медом, мукой и салом. Но все прочее она уже продавала (как мы знаем, довольно выгодно), а это дело для нее новое и неизвестное. Срабатывает желание не продешевить: «начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь на надул ее этот покупщик», «я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят», «я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», «в хозяйстве как-нибудь на случай понадобятся…». Своей упертостью она выводит из себя Чичикова, который рассчитывал на легкое согласие. Тут-то и возникает эпитет, которые выражает сущность не только Коробочки, а всего типа подобных людей - «дубинноголовая». Автор поясняет, что ни чин, ни положение в обществе не являются причиной такого свойства, «дубиноголовость» - явление весьма распространенное: «иной и почтенный, и государственный даже человек. а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что бебе в голову, так уж ничем его не пересилишь; сколько не представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены».

Коробочка соглашается тогда, когда Чичиков предлагает ей еще одну сделку, понятную ей, - казенные подряды, т.е государственный заказ на поставку, который хорошо оплачивался и был выгоден для помещика своей стабильностью.

Эпизод торгов автор заканчивает обобщенным рассуждением о распространенности этого типа людей: «точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытверженные мысли, занимающие по законам моды на целую неделю город, мысли не о том, что делается в ее доме и в ее поместьях, запутанных и расстроенных благодаря незнанию хозяйственного дела, а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм». Сопоставление хозяйственной, бережливой и практичной Коробочки с никчемной светской дамой заставляет задуматься, что же является «грехом» Коробочки, только ли ее «дубиноголовость»?

Таким образом, мы имеем несколько оснований для определения смысла образа Коробочки - указание на ее «дубиноголовость», т.е. застревание на одной мысли, неумение и невозможность рассмотреть ситуацию с разных сторон, ограниченность мышления; сопоставление с привычно-вытвержденной жизнью светской дамы; явное господство прошлого в всем, что касается культурных составляющих жизни человека, воплощающихся в моде, интерьере, речи и правилах этикета по отношению к другим людям.

Случайно ли, что Чичиков попадает к Коробочке после плутаний по грязной и темной дороге, ночью, во время дождя? Можно выдвинуть предположение, что эти детали метафорически отражают характер образа - отсутствие духовности (тьма, редкие отблески света из окошка) и бесцельности - в духовно-нравственном плане - ее существования (запутанная дорога, кстати, девчонка, которая провожает Чичикова до большой дороги, путает право и лево). Тогда логичным ответом на вопрос о «грехе» помещицы будет отсутствие жизни души, существование которой свернулось до одной точки - далекое прошлое, когда был жив еще покойник-муж, любивший, чтобы ему перед сном чесали пятки. Часы, которые с трудом бьют положенный час, мухи, которые будят утром Чичикова, запутанность дорог к имению, отсутствие внешних контактов с миром - все это подтверждает нашу точку зрения.

Таким образом, Коробочка воплощает собой такое состояние души, в котором жизнь сворачивается до единственной точки и остается где-то далеко позади, в прошлом. Поэтому автор подчеркивает, что Коробочка - старуха. И никакое будущее для нее невозможно, следовательно, и возродиться, т.е. развернуть жизнь до полноты бытия, ей не суждено.

Причина этого кроется в изначально бездуховной жизни женщины в России, в ее традиционном положении, но не социальном, а в психологическом. Сопоставление со светской дамой и детали, говорящие о том, как Коробочка проводит «свободное время» (гадания на картах, хлопоты по хозяйству) отражают отсутствие какой-либо жизни интеллектуальной, культурной, духовной. Дальше в поэме читатель встретится с объяснением причин такого состояния женщины и ее души в монологе Чичикова после встречи с прекрасной незнакомкой, когда герой рассуждает, что же происходит с чистой и простой девушкой и как из нее получается «дрянь».

«Дубиноголовость» же Коробочки также получает точное значение: это не чрезмерная практичность или меркантильность, а ограниченность ума, которая определяется одной-единственной мыслью или убеждением и является следствием общей ограниченности жизни. И именно «дубинноголовая» Коробочка, так и не оставившая мысль о возможном обмане со стороны Чичикова и приезжающая в город поинтересоваться «почем нынче мертвые души», становится одной из причиной краха авантюры героя и стремительного бегства его из города.

Почему к Коробочке Чичиков попадает после Манилова и до встречи с Ноздревым? Как было сказано раньше, последовательность образов помещиков строится по двум линиям. Первая - нисходящая: степень «греха» в каждом следующем случае все тяжелее, ответственность за состояние души все больше лежит на самом человеке. Вторая - восходящая: насколько возможно для персонажа возрождение жизни и «воскресение» души?

Манилов живет достаточно «открыто - появляется в городе, присутствует на вечерах и собраниях, общается, но жизнь его похожа на сентиментальный роман, а значит, иллюзорна: он очень напоминает и внешностью, и рассуждениями, и отношением к людям героя сентиментальных и романтических произведений, модных в начале XIX века. Можно догадываться о его прошлом - хорошее образование, недолгая государственная служба, отставка, женитьба и жизнь с семейством в поместье. Манилов не понимает, что его существование не связано с реальностью, поэтому осознать, что жизнь его идет не так, как должна, он не может. Если проводить параллель с дантовской «Божественной комедией», то он более напоминает грешников первого круга, чей грех заключается в том, что они некрещеные младенцы или язычники. Но и возможность возрождения для него закрыта по той же причине: его жизнь - это иллюзия, и он этого не осознает.

Коробочка же слишком погружена в мир материальный. Если Манилов целиком в фантазиях, то она - в прозе жизни, причем жизнь интеллектуальная, духовная сводится к привычным молитвам и такой же привычной набожности. Зацикленность на материальном, на выгоде, однобокость ее жизни хуже, чем фантазии Манилова.

Могла ли жизнь Коробочки сложиться по-другому? И да, и нет. Влияние окружающего мира, общества, обстоятельства наложили отпечаток на нее, сделали ее внутренний мир таким, каков он есть. Но выход все-таки был - искренняя вера в Бога. Как мы увидим дальше, именно истинная христианская нравственность, с точки зрения Гоголя, является той спасительной силой, которая удерживает человека от духовного падения и духовной смерти. Поэтому нельзя считать образ Коробочки сатирическим изображением - однобокость, «дубиноголовость» ее уже вызывают не смех, а грустные размышления: «Но зачем же среди недумающих, веселых, беспечных минут сама собою вдруг пронесется иная чудная струя: еще смех не успел совершенно сбежать с лица, а уже стал другим среди тех же людей, и уже другим светом озарилось лицо…»

Дальнейшая встреча с Ноздревым - пройдохой, скандалистом и плутом - показывает, что хуже однобокости жизни может быть бесчестие, готовность сделать гадость ближнему своему, иногда вовсе без всякой причины, и чрезмерная активность, не имеющая никакой цели. В этом отношении Ноздрев является своеобразным антиподом Коробочки: вместо однобокости жизни - чрезмерная разбросанность, вместо чинопочитания - презрение к каким-либо условностям, вплоть до нарушения элементарных норм человеческих отношений и поведения. Сам Гоголь говорил: «…Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». Пошлость есть духовное падение, и степень жизненной пошлости есть степень торжествования смерти над жизнью в душе человека.

Итак, в образе Коробочки отражается распространенный, с точки зрения автора, тип людей, которые ограничивают свою жизнь только одной сферой, которые «упираются лбом» во что-то одно и не видят, а главное - не хотят видеть - ничего, что существует помимо предмета их внимания. Гоголь выбирает сферу материальную - заботу о хозяйстве. Коробочка достигает в этой сфере достаточного для женщины, вдовы, которой приходится управляться с приличного размера имением, уровня. Но жизнь ее настолько сконцентрирована на этом, что никаких других интересов у нее нет и быть не может. Поэтому настоящая жизнь ее остается в прошлом, а нынешнее, а тем более будущее есть не жизнь. а только существование.

ПортретН. В. Гоголь создал пять типов, пять портретов, среди которых только
один женский - это Коробочка. Фольклорный источник этого образа - баба
Яга.Коробочка- оседлая старушка – помещица, невзрачная бабушка,
которая каждую свою вещь гардероба занашивала до дыр. Коробочка не
претендует на высокую культуру: во всём её облике заметна весьма
незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини:
он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид.
Так она описывается в произведении:
«…Минуту спустя вошла хозяйка, женщина
пожилых лет, в каком-то спальном чепце,
надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех
матушек, небольших помещиц, которые
плачутся на неурожаи, убытки и держат голову
несколько набок, а между тем набирают
понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,
размещенные по ящикам комодов…»

Портрет Коробочки в поэме «Мертвые души»

ПОРТРЕТ КОРОБОЧКИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ
ДУШИ»
Помещица, вдова, очень
хозяйственная и
бережливая, пожилая
женщина. Она знает всех
своих крестьян, отзывается
о них хорошо, тем она и
отличалась от Манилова.
Портрет Коробочки не столь
подробен, как портреты
других помещиков.
Владелица 80 крепостных
душ.

Характер

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица»
мертвых душ Чичикову. Фамилия героини метафорически выражает
сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной,
упрямой, суеверной. Настасья Петровна не видит ничего дальше своего носа,
все «новое и небывалое» пугает ее. В образе Коробочки заключен тип
омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа
работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее
страстью, - торговая деловитость. Главная цель её жизни – упрочнение
своего богатства, беспрестанное накопительство.
Каждый человек для нее - это прежде всего
потенциальный покупатель. Коробочка обладает
характером: она начинает неистово торговаться с
Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание,
кроме душ, купить многое другое. Примечательно,
что Коробочка помнит всех своих умерших
крестьян наизусть. Образ Коробочки великолепно
символизирует николаевскую эпоху, где придавалось
существенное значение соблюдению формы, а о
содержании не заботились, где подавляли живую
душу ради впечатления благополучия.

Усадьба Коробочки

УСАДЬБА КОРОБОЧКИ
Поместье Коробочки отличается крепостью и
довольством, сразу видно, что она хорошая
хозяйка. Двор, на который выходят окна
комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней
тварью»; далее видны огороды с
«хозяйственным овощем»; фруктовые деревья
накрыты сетями от птиц, видны и чучела на
шестах – «на одном из них надет был чепец
самой хозяйки». Крестьянские избы тоже
показывают достаток их обитателей. Словом,
хозяйство Коробочки явно процветает и
приносит достаточную прибыль. Да и сама
деревенька не маленькая – восемьдесят душ.

Деревня

Внутренний мир Коробочки отражает ее
хозяйство. У нее «хорошенькая деревенька».
Все в ней аккуратно и крепко: и дом, и двор.
Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее
недалекость и упрямство, мелочность,
животную ограниченность интересов
исключительно собственным хозяйством. Ее
соседям Гоголь дал фамилии Бобров,
Свиньин. Даже местоположение села
Коробочки (в стороне от столбовой дороги, в
стороне от настоящей жизни) указывает на
невозможность ее исправления и
возрождения. В хозяйстве Коробочки
"индейкам и курам не было числа". По
фольклорной традиции птицы, упоминаемые
в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки,
воробьи, голуби), символизируют глупость,
бессмысленную хлопотливость.

Дом

Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает
ее внутренний мир - аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя
всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому
миру. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на
стенах в доме Коробочки.
«…Комната была обвешана старенькими
полосатыми обоями; картины с какими-то
птицами; между окон старинные маленькие
зеркала с темными рамками в виде
свернувшихся листьев; за всяким зеркалом
заложены были или письмо, или старая колода
карт, или чулок; стенные часы с
нарисованными цветами на циферблате...».
Вещи в доме Коробочки, с одной
стороны, выражают ее наивное представление о
пышной красоте, а с другой - ее скопидомство и
ограниченный круг домашних развлечений
(гадание на картах, штопанье, вышивка и
стряпня).

Кабинет Коробочки

КАБИНЕТ КОРОБОЧКИ
Скромные комнаты,
достаточно старые,
немного картин,
старенькие
полосатые обои,
часы на стене,
зеркала.

Речь Коробочки в поэме «Мёртвые души»

РЕЧЬ КОРОБОЧКИ В ПОЭМЕ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»
Коробочка была уже старая и не
всегда быстро соображала, для
того чтобы ей ответить, она
сначала долгое время думала.

10. Сделка

"Дубинноголовая" Коробочка поняла выгоду торговли и соглашается,
правда, после долгих уговоров. Она боится продешевить при продаже мертвых
душ, опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы "какнибудь не понести убытку", может быть, эти души в хозяйстве пригодятся.
Ведь "товар такой странный, совсем небывалый" - она сначала думает, что
Чичиков намерен выкопать мертвых из земли. Коробочка собирается
подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мёд. Цены на эти
продукты она знает.
У неё, кроме желания приобрести и извлечь
пользу, нет чувств. Коробочка торгует
крестьянами с такой деловитостью, с какой
продаёт другие предметы своего хозяйства.
Для неё нет разницы между одушевлённым и
неодушевленным существом. Сомнения (не
продешевила ли она?) вынуждают ее
отправиться в город, чтобы узнать настоящую
цену на столь странный товар. Едет Настасья
Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это
еще один аналог ее образа, наряду с комодом,
шкатулкой и мешочками, полными денег.

11. Отношение Коробочки к продаже мертвых душ

ОТНОШЕНИЕ КОРОБОЧКИ К ПРОДАЖЕ
МЕРТВЫХ ДУШ
Когда Чичиков
предложил ей продать
своих мертвых душ,
она сначала не
поняла, как можно их
вообще продавать,
они же мертвые.
Коробочка так же
была удивлена, как и
Манилов, которому
Чичиков предложил
сделку.

Рассказать друзьям