Как звали богатырей из сказки. Три богатыря (мультипликационный цикл)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Виктор Васнецов появился на свет в семье священника. Родиной художника был Вятский край - место, где в то время помнили и свято чтили старинные обряды и обычаи, народные сказания. Воображение мальчика было захвачено поэтикой сказок, былин, песен. В годы учебы в Академии художеств (1868 -1875) Васнецов с жадным интересом изучал историю своего народа, русские героические былины. Одной из первых работ художника стала картина «Витязь», на которой изображен спокойный богатырь, охраняющий границу земли русской. С большим увлечением молодой художник работал над иллюстрациями к сказкам: «Конек-Горбунок», «Жар-птица». Страсть к былинно-сказочному жанру сделала Виктора Васнецова настоящей звездой русской живописи. Его картины - это не просто изображение русской старины, но воспроизведение могучего национального духа и смысла русской истории.

Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

Широко раскинулась холмистая, поросшая ковылем да кое-где молоденькими елочками степь. Она и сама, как действующие персонажи, говорит о силе и мужестве русских героев. Заметим это, предваряя описание картины. Три богатыря Васнецова полны готовности встать на защиту родной земли и своего народа.

Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Художник понимал свою работу над картиной как «творческий долг, обязательство перед родным народом». Он замечал, что даже в моменты, когда оставлял работу над произведением, к нему всегда «влеклось сердце и тянулась рука». Что же можно разглядеть, пытаясь сделать достаточно глубокое описание картины?

Три богатыря

Васнецова захватывали героические характеры. Создавая эти монументальные образы на холсте, художник стремился наделить их впечатляющей внешностью, запоминающимися чертами. Илья Муромец в центре композиции - неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий - он весь дышит умиротворенной добротой.

Слева от Ильи - Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием. Справа от старших товарищей восседает на коне Алеша, сын ростовского священника. Он легко удерживает в руке лук и поглядывает с хитринкой. В Алеше Поповиче играет молодой задор, и чувствуется, что паренек с азартом бросится в минуту опасности на защиту своих друзей и земли.

Без характеристики коней будет не полным описание картины. Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя. Под Ильей - основательный, упрямый и верный вороной. Горд и полон достоинства белый конь Добрыни. Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.

Композиция и пейзаж

Каждая деталь полна значения, и об этом важно сказать, делая подробное описание картины. Три богатыря Васнецова словно сроднились с пейзажем, тонко передающим героическое настроение картины. Фигуры расположены в центре границы между землей и небом, дует мятежный вольный ветер, над холмами в глубине полотна парит сильная птица. В воздухе есть напряжение и тревога. Но источает уверенность и надежность облик богатырей - ратников и богоугодных людей земли русской.



Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет никого, кто не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» - её репродукция не только печаталась в нескольких школьных учебниках, но и, в советские времена, украшала многие жилища, и, как поговаривают, висела в каждой сельской чайной.
Но вот если многие деяния богатырей (замечу: далеко не все) есть плод фантазии составителей былин, а многие из них составлялись даже через четыреста лет после смерти персонажей, то сами герои существовали в действительности, и внесли свой вклад в историю Руси.
Так кто же они, былинные богатыри?
Самым известным и почитаемым богатырём на Руси, конечно же является Илья Муромец сын Иванович. В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых, что свидетельствует о выдающемся вкладе богатыря в становлении и укреплении Православной веры. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно мощи преподобного Ильи Муромца исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Кстати, именно за выздоровление болящих на паралич следует молиться преподобному Илье Муромцу. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря. А вот погиб ли Илья Муромец в бою, или был коварно убит врагами, история точных сведений не даёт, в былинах же говорится, что Илье «не суждена смерть в битвах».
Академик Михаил Герасимов восстановил по сохранившимся мощам образ Ильи Муромца в последние годы жизни. Это оказался крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи Василий Вирастюк или Алексей Кокляев, а этим ребятам под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт. Некоторое время считалось, что у Ильи Муромца черты лица монголоидные, но, на самом деле, у него была вполне славянская внешность, что достоверно подтвердила реконструкция по методу академика Герасимова.
Мало кому известно, что Илья Муромец герой не только русских былин, но и германского эпоса, где описываются подвиги Ильи Руссича (исследователи уверены, что это один и тот же человек), правда, там он почему-то княжеского рода. Думаю, это случилось потому, что в Европе рыцари были людьми знатными, а подвиги Ильи были под стать только славному витязю. То, что наш богатырь прославился в Германии, говорит о том, что Илья путешествовал по чужих землях и там прославился своей силой и смелостью!
Огромную роль в истории Киевской Руси сыграл другой богатырь – Добрыня Никитич. Известно, что он приходился родным братом Малуше - матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси.
За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом.
О происхождении Добрыни упоминает Нестор в «Повести временных лет» - Малуша, а, следовательно, и Добрыня были детьми Малка Любечского – так в то время называли пленённого древлянского князя Мала, которого княгиня Ольга удерживала в городе Любече. Не понятно, правда, почему же тогда он Никитич, некоторые историки объясняют, что отчество богатыря происходит от слова «никто» (потому как упоминание имени древлянского князя в то время в Киеве не приветствовалось). В любом случае, других сведений о происхождении Добрыни нет, а то, что он был, как и его сестра, княжеского рода, сомнению не подлежит, ведь тогда бы его сестра, по тогдашним обычаям, не могла быть женой князя, а её сын не мог называться княжичем, следовательно, стать князем.
Таким образом, место рождения Добрыни считается столица древлян - город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении: не раз доводилось Добрыни отвечать на обиды и заступаться за сестру, можно говорить, что именно в княжеском тереме он выработал характер воина и дипломата.
Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве. А приёмы владения мечом он перенимал у варяжских наёмников, смотреть учения которых он бегал как только выпадет свободное время. Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом!
После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве.
Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру. И делал это, из песни, как говорится, слов не выкинешь, не только словом Божьим, но и мечом острым.
Не раз Добрыня, и это тоже отражено в былинах, возглавлял войско Владимира, добывая для князя победы как в войнах с внешними врагами (упоминается о боях русского войска с греками-византийцами), так и с внутренними – сторонниками князя Ярополка и воеводы Свенельда.
Как и упоминается в былине, Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.
Меньше всего известно нам о третьем богатыре – Алёше (Александре) сыне поповском. Известно, что был он одним из лучших, а возможно наилучшим русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. Жил вначале трагического в истории Руси ХІІІ века. Родился в Ростове. Геройски погиб в 1223 году в сражении на реке Калка.

Поскольку речь у нас пойдёт о былинах, то расскажу я для разгону забавную историю из времён, которые сейчас вполне можно назвать былинными. Разгар перестройки, последние годы Советского Союза. Так сказать, крушение империи. Все эти события мне довелось наблюдать из места весьма подходящего для наблюдения. Жил я тогда в Москве в общежитии аспирантов Академии наук СССР.

Не знаю, как сейчас, но тогда в очную аспирантуру можно было поступать до 35 лет. Мне было 33, возраст почти предельный, и поэтому я, посмеиваясь, называл себя «дедушкой русской аспирантуры». И, действительно, я был гораздо старше всех ребят, проживавших в здании сталинской еще постройки на улице Вавилова.

А приехали в Москву эти мальчики и девочки со всего Союза. Как пелось в одной славной песне (тоже сталинского замеса), с южных гор до северных морей. Таджикистан, Молдавия, Литва, Калмыкия, Бурятия - тогда это была одна страна. Даже - ей-богу не вру! - Украина совсем не числилась заграницей.

Но дружба народов, воспетая в славных советских песнях, уже начинала трещать по швам. Когда молодые представители союзных (все еще!) республик собирались выпить за общим столом, то и дело сами собой вспыхивали разговоры о том, как хорошо бы было, кабы эти республики жили порознь. Почему-то все забывали многократно доказанную истину: за свободу надо платить. О плате мало кто из юных интеллектуалов задумывался.

Похожие мысли высказывали и представители России. Их логика была не менее проста и прямолинейна. К чему кормить окраины? Пользы от них никакой. Если эти деньги да в России оставить - ух, и славно же мы заживем!

Этот вечный разговор возобновился во время очередной пьянки. Если не ошибаюсь, состоялась эта пьянка накануне 7 ноября, который тогда считался главным праздником страны. Что там ни говори, но межнациональные разборки в день годовщины пролетарской революции выглядели сюрреалистично.

Градус спора нарастал, а если учесть градусность выпитого, словесные препирания вполне могли перейти в мордобитие. Поэтому, улучшив момент, я спросил паренька, аспиранта из института истории СССР:

Ты картину Васнецова «Три богатыря» помнишь?

Конечно, помню.

Ну, тогда скажи, кто из богатырей, изображенных на картине, русский?

Все! - Ответил паренек, ни на секунду не задумавшись. Чем и показал степень своего профессионализма и знание предмета. Потому что ни о какой русской нации во времена князя Владимира Красно Солнышко говорить не приходилось. Тогда вообще такого понятия, как «нация» во всем мире не разыскать было.

То, что товарищ был не слишком сведущ в предмете, вдохновило меня на мелкую провокацию.

Нету там русских! - Сказал я с серьезным видом.

Это как же так, нету? - Все внимание было теперь обращено на меня.

А вот так и нету. Начнем по старшинству. Кто на картине в центре, на черном коне?

Илья Муромец! - Вспомнил кто-то.

Хазарский воин на службе у киевского князя. То есть иудей. В некоторых былинах его и называют Жидовином. И звали-то его, скорее всего Элиягу.

А Муромец он тогда почему же? Разве в Муроме евреи жили?

В Муроме в то время жило финно-угорское племя мурома. И далековато были эти места от Киева. Трое суток скачи - не доскачешь. Так что вряд ли Илья Муромец был из этого Мурома.

Известие о том, что Илья Муромец - еврей, привлекло всеобщее внимание и теперь все за столом с интересом слушали мое вранье.

Так, теперь Добрыня Никитич. Он на картине изображен по правую руку от Ильи, сидит на белом коне. Кстати, художник неспроста выбрал масть у коней. Это намек на, так сказать, масть всадника. Какие там волосы убраны у богатыря под шлем не разглядишь. А Илья Муромец, как самый старший, уже изрядно поседел. А вот кони богатырей словно подсказывают: Илья - брюнет, Добрыня - блондин, и борода у него на картине, как положено, рыжеватая. А в одной из былин, где он бился со своей будущей женой, Настасьей Микуличной, прямо говорится, как схватила она в поединке Добрыню за жёлты кудри. Ну а Алеша Попович, соответственно - рыжий-бесстыжий.

Почему бесстыжий?

Сейчас и до него дойдем. Так вот, Добрыня - имя, известное из летописей. Новгородский воевода, дядя князя Владимира. Крестил Новгород, как говорит известная русская поговорка, мечом. А какой нации были на Руси князья? Известно какой, варяги . Норманны. Немцы, то есть. Даже не немцы, пожалуй, а шведы. Но уж точно, что не из местного населения.

Ну, а теперь, как и было обещано, самый молодой Алеша Попович. Ну, тут фамилия, а точнее, отчество само за себя говорит. Попович, то есть сын попа. Если учесть, что действие былин происходит во времена князя Владимира, то есть при крещении Руси, местных священнослужителей воспитать еще не успели. Значит, попами были приглашенные из Византии греки. Так, значит, кто у нас Алеша Попович?

Правильно. Это и его манера поведения подтверждает. Он всегда берет не столько силой, сколько хитростью. Греки по всей тогдашней Европе именно этим качеством и славились . Ну, и еще своеобразной моралью. Именно Алеша Попович попытался Добрыне Никитичу рога наставить и жениться на его супруге, Настасье Микуличне.

Так что на картине Васнецова у нас изображены три богатыря, да только вряд ли русских.

Мой рассказ произвел впечатление. Главное, что он перевел разговор в более мирную колею. Когда заиграла музыка и начались танцы, мой приятель, тоже гуманитарий, но не историк, а археолог, сказал мне тихо:

Ну ты и 3.14здобол!

Надеюсь, что мне никто всерьез не поверил.

Ну, а теперь, попробуем разобраться в этом вопросе более серьезно.

Былины - это русский богатырский фольклор. Почему русский? Ведь я только что сказал, что в те времена русской нации не существовало. Да, во времена Древней Руси, то есть в 9 — 13 веках не было ни русской нации, ни русского языка. Но былины были сложены гораздо позже, а записаны вообще в 18-м - 19-м веках. И распевали былины уже на русском языке. Может быть, для нашего уха языке и архаичном, но все же вполне понятном и перевода не требующем.

Их, действительно, распевали своеобразным речитативом. И хотя иногда былины называли еще и «стáринами», то есть рассказами о делах давно минувших дней, сами эти песни на документальность не претендовали. Это были явные мифы, то есть, произведения художественные.

Именно как художественные произведения былины и следует рассматривать, несмотря на то, что действуют в них иной раз исторические персонажи. А потому, руководствуясь заветом великого А.С.Пушкина, будем судить былины по законам, ими самими над собою признанными. То есть попытаемся извлечь информацию о трех богатырях из самого текста былин.

Тех, кто обеспокоился нечаянным еврейством Ильи Муромца, следует сразу успокоить. Илья Муромец - не хазарский воин на службе у киевского князя. Хотя по обычаям того времени в том, что хазарский воин (этнический тюрок, по вере иудей) мог наняться в дружину к киевскому князю нет ничего удивительного. Это был только вопрос денег. Мы же не удивляемся, что за команду российского футбольного клуба играет темнокожий спортсмен, родной язык которого, к примеру, португальский, а сам он перед матчем ходит молиться в католический собор. Князя Владимира это тоже не слишком волновало. Так что сиживали за его столом и хазары тоже. Кстати, судя по пушкинской поэме «Руслан и Людмила», один из женихов-соискателей, Ратмир, - именно хазарский воин. Несмотря на свое славянское имя. И да, само слово «богатырь» восходит к хазарскому «богатур».

Но все же биография главного героя былин, пожалуй, самая запутанная. Здесь имеют место реминисценции с библейскими текстами. Ведь Илья Муромец начал свою жизнь и свои подвиги фактически с того возраста, когда закончил свою земную жизнь Христос. И в некоторых текстах былин калики перехожие оказываются Христос и два апостола, исцеляющие страдальца. Подобное сходство не должно удивлять. В былинах это случается. Например, эпизод с купцом Садко на корабле очень напоминает то, что произошло на корабле же с пророком Ионой.

То, что Илья Муромец родом не из Мурома, спрятавшегося среди северо-восточных лесов и болот - почти доказанное утверждение. И уж тем более, он не из села Карачарова, которое давно вошло в черту Москвы. Тем более, что в топониме Карачарово отчетливо слышна тюркская составляющая. По исследованиям некоторых филологов родина былинного богатыря - город Карачев в Черниговском княжестве. Рядом - город Моровийск, по которому богатырь должен был называть себя Моровлин. Похоже на «Муромец»? Специалисты склонны думать: да, похоже.

Еще одним прототипом Ильи Муромца считают монаха Илью Печерского, захороненного в Киево-Печерской лавре. В монашестве он носил имя Ильи Муромца. Обследование его мощей показало, что этот Илья был очень сильным человеком ростом в 177 сантиметров. Для 12-го века, когда он жил это был очень высокий рост. Что характерно, у этого Ильи Муромца обнаружено заболевание позвоночника и следы многочисленных ран. Умер этот человек приблизительно в возрасте 50 лет. И родом он был откуда-то из-под Чернигова.

Кстати, этот святой Илья Муромец - покровитель российских войск. Своим именем он опекает ракетные войска стратегического назначения, а также пограничные войска. Кого-то, может быть, это наполняет гордостью. Мне же смешно. Почему-то вспоминается буддийский Таиланд, в котором, к тому же почитают множество индийских богов. Так вот, министерство просвещения там опекает мудрый бог Ганеша, сын самого шестирукого Шивы, которому папаша по необходимости присоединил к человеческому телу голову слона. От чего Ганеша стал не только сильным, но еще и симпатичным. А вот символом военно-воздушных сил страны является Гаруда, боевая птица-змееборец бога Вишну.

Былина о битве Ильи Муромца с хазарином Жидовином в своде былин имеется. Имеется и вариант, в котором Жидовин оказывается сыном Ильи. Но в былинах при сходных обстоятельствах упоминается еще один сын Ильи Муромца, ему неведомый (что для мужчин - довольно обычное дело). Того сына зовут Сокольник.

В общем, как и было сказано, самый загадочный из знаменитых былинных персонажей - Илья Муромец.

Добрыня Никитич чуть менее популярен по сравнению с Ильей. И, надо сказать, его биография прорисовывается из былин гораздо более ясно. Он - богатырь-наемник при князе Владимире и его родственник. Добрыня не столь силен, как Илья Муромец, но силы и храбрости ему тоже не занимать. К тому же он достаточно умен и образован, чтобы выполнять различные дипломатические поручения князя. Заметим, именно умен, а не хитер, как Алеша Попович. Его жена - Настасья, дочь Микулы Селяниновича, который в иных случаях силой превосходил Илью Муромца. Так что и в семейной жизни у Добрыни полный порядок.

Прообразом Добрыни Никитича, действительно, является тот самый Добрыня, дядя Владимира, который недобрым словом поминается в летописи за окаянное крещение Новгорода огнем и мечом.

Третий богатырь, Алеша Попович, в самом деле, поповский сын. Его отец — ростовский поп Левонтий (в некоторых былинах, Федор). Так что все, сказанное мною про него, пожалуй, не поклеп. Действительно, грек, действительно, хитер, действительно, не всегда разборчив в средствах. Да, рыцарь, но рыцарь и со страхом, и с упреком. Но это - закон жанра. Не могут все герои эпоса быть сильными или умными. Кому-то следует быть слабаком и хитрецом, чем вызывать у слушателей и негодование, и симпатии. И да, имя у третьего из богатырей вполне подходящее. «Алексей» - по-гречески «защитник»

Примечания к тексту.

1. Не знаете, кто такие варяги? Читайте статью

Три богатыря - российская гепталогия полнометражных мультипликационных фильмов, повествующих о приключениях трёх самых известных богатырей - Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Мультфильмы были созданы кинокомпаниями «Мельница » и СТВ . Осенью 2008 года, был выпущен сборник всех трёх частей от концерна «Союз ». С 2010 по 2015 год сборники мультфильмов про богатырей и других сказочных героев также продавались на пиратских дисках.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Три богатыря и принцесса Египта (мультфильм)

    ✪ Три Богатыря и Шамаханская Царица (мультфильм)

    ✪ Три богатыря и морской царь (мультфильм)

    ✪ Илья Муромец и Соловей Разбойник (мультфильм)

    ✪ Три богатыря: Ход конем. Мультфильмы

    Субтитры

Мультфильмы цикла

Действие происходит в средние века на русских землях условно в X-XIII веке. Каждый из мультфильмов имеет отдельный сюжет, но связан основными героями. Единственным сквозным героем всех мультфильмов является Князь Киевский, которого озвучил Сергей Маковецкий .

Алёша Попович и Тугарин Змей (2004)

Мультфильм создавался с 11 июня 2004 года режиссёром Константином Бронзитом . Первая в России экранизация былины об Алёше Поповиче и Тугарине Змее. Съёмки окончены 22 июля 2004 года.

Бюджет: $4 000 000. Кассовые сборы: $6 720 288

Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006)

Премьеру мультфильма огласили в 2005 году, а сняли через год. Съёмки шли с 13 декабря 2005 года по 4 февраля 2006 года.

Бюджет: $4 500 000. Кассовые сборы: $6 864 576

Илья Муромец и Соловей-Разбойник (2008)

Премьера состоялась 27 декабря 2008 года. Мультфильм должен был стать завершением трилогии о трёх богатырях, но было решено продолжать серию - кассовые сборы как окупили мультфильм, так и с лихвой покрыли убытки от двух предыдущих частей. Также 4 ноября 2008 года шла на Первом канале . Съёмки шли с 15 августа по 13 сентября 2007 года.

Бюджет: $2 000 000. Кассовые сборы: $12 432 144

Три богатыря и Шамаханская царица (2010)

Бюджет: $3 000 000. Кассовые сборы: $24 288 720

Три богатыря на дальних берегах (2012)

Бюджет: $3 500 000. Кассовые сборы: $32 000 000

Три богатыря. Ход конём (2015)

Съёмки шли с 24 августа по 4 октября 2014 года, а премьера состоялась 1 января следующего года.

Бюджет: $3 500 000. Кассовые сборы: $24 576 288

Три богатыря и морской царь (2016)

Съёмки шли с 25 января по 27 февраля 2016 года [ ] . Премьера в России и мире состоялась 1 января 2017 года.

Бюджет: $4 000 000. Кассовые сборы: $14 134 274

Три богатыря и принцесса Египта (2017)

Фильм анонсирован с началом показа мультфильма «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Анонсированная дата выхода - 28 декабря 2017 года. Съёмки пойдут в мае.

Съёмочная группа

В скобках указан номер фильма

  • Авторы сценария - Константин Бронзит (1), Максим Свешников (1-3), Александр Боярский (1-7), Илья Максимов (1-2), Ольга Никифорова (4), Светлана Саченко (6-7), Алена Табунова (7)
  • Режиссёры - Константин Бронзит (1), Илья Максимов (2), Владимир Торопчин (3), Сергей Глезин (4), Константин Феоктистов (5-7)
  • Художники-постановщики - Ольга Овинникова (1-5), Олег Маркелов (3-4), Елена Лаврентьева (4), Лидия Савина (5), Светлана Дегтярёва (6)
  • Художники по персонажам:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Варфоломеева (2-5)
    • Людмила Стеблянко, Илья Максимов (1-2)
    • Екатерина Смирнова (4-5)
    • Олег Маркелов (2-3)
    • Анна Попко, Ольга Лызо, Майя Нинбург, Елена Кокоулина (4)
  • Художники лэй-аутов:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Мардаголимова, Олег Пожидаев (1-3)
    • Екатерина Салабай (3), Артём Мясников (3)
    • Юлия Байгулова (3-5)
    • Елена Терлецкая, Екатерина Смирнова, Екатерина Комелина, Наталья Ковалевская (4-5)
    • Альбина Кунцевич, Евгения Банди, Алевтина Шабунина (5)
  • Руководители отдела лэй-аутов - Марина Михеева (1-4), Елена Терлецкая (5)
  • Ведущие аниматоры:
    • Ольга Образцова, Екатерина Шрага (1-2)
    • Елена Кокоулина (2-3)
    • Александра Шоха (2-4)
    • Антон Рудин (2)
    • Ольга Кажанова, Екатерина Салабай (3)
    • Екатерина Рябкова (4)
    • Наталья Ковалевская, Евгения Тройнятникова, Татьяна Румянцева, Ольга Пермякова, Вера Шиганова (5)

Развитие характеров героев, художественные особенности и отсылки к другим фильмам

Сначала идёт фильм «Алёша Попович и Тугарин Змей», потому что здесь Князь более молодой, а на престол встал недавно. Опыта особо не замечено. Возможно, что это отсылка к князю Владимиру Святому, который принял христианство на Руси. Следующим идёт «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Строго говоря, хронологически эта история началась чуть-чуть позже, чем история Алёши Поповича. К тому времени Князь занимался государственными делами, невзирая на Алёшу. В шатре хана Бекета можно увидеть изображение Тугарина Змея. Также можно заметить разваленные ворота Киева и полуразломанную дверь во дворце, что осталось после прихода Алёши с Тугарином.

В мультфильме «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» Князь уже старше и умнее. На носу корабля можно увидеть изображение Алёши Поповича. Уже в начале этого фильма Князь радостно пересчитывает всю свою казну, тогда как в предыдущем на нём висел гигантский долг в 40 тысяч монет. Кроме того, именно с этой серии он обретает зачатки храбрости, не имевшиеся в первых двух (авантюрная погоня за Соловьём и финальная битва) и проявившиеся далее - в пятой части.

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Князь обретает новую черту характера - влюблённость. Хотя она была наваждением, зато изменила героя. Причиной всего этого была фотография царицы, которую Князь нашёл в книге «Поколение Х», и можно заметить, что она издаёт звук щёлканья камеры. В шестом фильме она появилась на несколько секунд.

В последующих мультфильмах характер Князя сформирован окончательно: это меркантильный, хитрый, жадный и трусоватый человек, который всё же способен на подвиг и беспредельно любим своим народом, поскольку радеет о благе Киева. Князь вечно влипает в передряги вместе с Юлием, относясь к нему, как к брату. Богатырей и их жён он стал считать за свою родню.

Богатыри практически не изменяются в своём поведении и характере на протяжении фильмов. Сквозной темой для них становятся отношения с жёнами. Хотя богатыри не чураются простой крестьянской работы, обыденная жизнь без врагов для них скучна и приводит к расслаблению, но отъезды не нравятся их жёнам, особенно Настасье Филипповне - жене Добрыни Никитича. В походах богатыри переосмысляют отношение к семейной жизни. После завершения походов обычно все семейные проблемы улаживаются.

Заметно иррациональное содержание богатырской силы - она появляется не от тренировок, а от обладания артефактами: родной землёй, зубом дракона и т. п. Исчезновение же силы может быть связано с падением боевого настроя богатырей - от осознания своей бесполезности, от отсутствия врагов, от утраты важных атрибутов.

Несмотря на былинную основу и «военность» богатырей, фильмы из цикла не содержат никаких сцен жестокости или насилия. Ни один из злодеев не был убит (в лучшем случае антагониста пленят, а чаще всего он убегает или исправляется и мирится с протагонистами), а все битвы сводились к раскидыванию врагов по сторонам.

Персонажи

После успехов трёх мультфильмов о богатырях было решено снять ещё несколько мультфильмов, со спин оффом , где все три богатыря и другие персонажи (известны с этих фильмов): конь Юлий, Князь Киевский, жёны богатырей (Любава, Настасья Филипповна и Алёнушка), бабуля, Тихон, Змей Горыныч и кони богатырей (Бурушка, Моисей и Вася) объединятся. Новые мультфильмы стали показывать события, которые не были в былинах. Первым из них был мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица», режиссёром которого стал Сергей Глезин.

Через 2 года, богатырей стал снимать Константин Феоктистов.

Исторические источники «расселили» великую троицу по разным векам. Имена трех богатырей стали символами детства для многих поколений ребят.

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алеша Попович часто совершают различные подвиги вместе. Спасают родную землю от полчищ врагов, выходят на бой с диковинными злодеями, выручают попавших в беду пригожих девиц.

Их деяния нашли отражения не только в славянском эпосе, но и в историях, которые веками передавали из уст в уста финны, алтайцы, германцы, скандинавы. Кем же были на самом деле эти три витязя и встречались ли они друг с другом?

Илья Муромец

В 1188 году в Киево-Печерской обители отошел ко Господу преподобный старец Илия , память которого православные христиане отмечают 1 января. Всенародный герой, увенчанный славой и израненный в боях, принял иноческий постриг в глубокой старости. По другой версии, инок Илья Печерский погиб в бою, когда в 1204 году князь Рюрик привел половцев в Киев и разорил лавру.

Мощи его покоятся в Ближних пещерах лавры. В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу останков.

Исследование показало, что в гробнице покоится мужчина по меркам XII века преклонного возраста, перенесший множество травм и ранений и умерший от поражающего удара, нанесенного в область сердца. Округлое орудие, возможно, копье, пронзило его левую руку и вошло в грудь. Правая рука его осталась навеки сложенной для крестного знамения. Медики также выявили дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей.

Так стало ясно, что Церковь хранит память о былинном герое, образ которого в многочисленных пересказах за многие века сделался расплывчатым и неопределенным.

Историкам известно несколько вариантов происхождения Ильи. Так, например, тем самым богатырем мог быть Илья Чоботок . Это прозвище он заслужил, когда, за неимением оружия, отбился от врагов чоботом, то есть сапогом. Во владимирском селе Карачарове не только считают Илью Муромца своим земляком, но и родичем. Мужчинам из семейства Гущиных , обладавших необыкновенной силой, аж до XIX века запрещалось участвовать в потешных кулачных боях.

По другой версии Илья пришел на службу к киевскому князю Владимиру из селения Карачев близ города Моровийска на Черниговщине. А германские эпические поэмы, не вдаваясь в подробности, именуют его просто - Ильей Русским .

Этот богатырь является главным действующим лицом в 15 сюжетах героических былин, по которым можно проследить его биографию. Если исходить из них, то в юности Илья был парализован, а впоследствии - исцелен каликами перехожими (по некоторым версиям - Христом и двумя апостолами). Он учился воинскому искусству у Святогора , а поступив на службу к киевскому князю, зарекомендовал себя победой над Соловьем-разбойником . Известно также, что у Ильи Муромца были непростые отношения с князем Владимиром, а его сына Сокольничка постигла трагическая судьба.

Добрыня Никитич

Место рождения этого богатыря точно не известно. Некоторые исследователи полагают, что он родился во второй половине X века где-то в районе Владимира-Волынского. Вполне возможно, Никитич – вовсе не его отчество, а искаженное прозвище, данное по названию села Низкиничи.

Именно воевода Добрыня, полагают историки, помог Владимиру взойти на княжеский престол в обход старшего брата Ярополка . К слову, Добрыня вполне мог подучить Владимира добиться силой Рогнеды , дочери половецкого правителя, которая стала невестой Ярополка.

Владимир с войском пришел в Полоцк, захватил Рогнеду и публично изнасиловал. Сам князь, как описывают легенды, был весьма женолюбив и держал в Киеве целый гарем. Охотиться за единственной женщиной (пусть она и отказалась выходить замуж за него, назвав сыном рабыни), чтобы потом унизить ее, - не в его характере. А Добрыню весьма раздражали напоминания о том, что его сестра Малуша при князе Святославе была рабыней, ключницей.

В былинах Добрыня Никитич бьется со Змеем и выручает из беды целую череду красавиц, включая собственную жену, Настасью Микулишну . В реальности, будучи поставлен князем Владимиром наместником в Новгороде, он сначала устанавливает в городе языческих идолов, а затем, после крещения племянника, обращает свой удел в христианство.

Несмотря на религиозные шатания, богатырь был грамотным и умелым правителем, при нем Новгород расцвел. Многим стратегическим государственным решениям князь Владимир также обязан своему дяде и воспитателю. Сын Добрыни Никитича, Константин , стал одним из видных сподвижников Ярослава Мудрого . Прямым потомком героя был святой Варлаам Печерский , первый игумен Киево-Печерской лавры.

Алеша Попович

В былинах Добрыня Никитич бился с Ильей Муромцем прежде чем они подружились. А Алеша Попович сватался к жене Добрыни, когда тот был в походе. На самом деле Добрыня Никитич жил в X веке и служил Владимиру Красно Солнышко, Илья Муромец два века спустя подвизался на службе у Владимира Мономаха .

А ростовский храбрец Александр (Олеша) Попович , который стал прообразом былинного Алеши Поповича, в молодости воевал за Всеволода Большое Гнездо , а сложил голову в битве при Калке в 1223 году в дружине Мстислава Старого , то есть в XIII веке. И неразлучной троицы богатырей, очевидно, никогда не существовало.

"Некто от ростовских, житель Александр , глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп ; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу", - говорится в летописях начала XIII века.

Богатырь оказался втянут в политическое противостояние двоих сыновей князя Всеволода, Константина и Юрия , и лично убил несколько лучших воинов последнего. Чтобы избежать мести, он уехал в Киев в дружину князя Мстислава Старого.

Воин из боярского рода, отцом которого был священник, в былинах изображается не силачом, а хитрецом. Он хвастлив, коварен и ловок. Летописи же перечисляют многочисленные битвы, в которых Александр Попович принимал участие и побил немало врагов. Один из них, половецкий хан Тугоркан , вошел в былины под именем Тугарина .

Князь Мстислав был счастлив, когда к нему на службу поступил такой прославленный воин, который, к тому же, привел с собой несколько опытных товарищей. Киевский правитель полагал, что теперь сможет справиться с любым неприятелем. Однако в битве при Калке, где русские полки вместе с половцами выступили против татар, Мстислава ждали поражение и смерть.

По некоторым данным, Алеша Попович был сыном святителя Леонтия , епископа Ростовского и Суздальского.



Рассказать друзьям