Какая пословица подходит к сказке журавль. Какие пословицы и поговорки подходят к сказке лиса и журавль? Лиса с журавлем под

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Н ародные сказки – истинная сокровищница накопленных веками мудрости и опыта многих поколений. Многие, очень многие люди впервые знакомятся с народными сказками в раннем детстве. И это очень правильно, ведь именно в детстве закладываются те основы культуры, которые человек пронесёт через всю жизнь. Русская сказка «Лиса и Журавль» рассказывает о дружбе двух хитрюг, которые старались-старались друг друга перемудрить, да ничего у них не вышло. В общем, «как аукнулось, так и откликнулось». В нижеследующей статье сюжет известной сказки будет проиллюстрирован известными и не очень пословицами из копилок разных народов.

Итак, поехали!
Жили-были себе в одном лесу лиса и журавль. Хорошо жили, не тужили. Занимались каждый своими делами… А потом познакомились, и, так сказать, почувствовали родство душ, несмотря на сильные внешние различия. И стали друзьями. Дружили тоже хорошо, ровно. Постепенно дружба их крепла – и однажды, когда у местной медведицы родился маленький медвежонок, лиса да журавль вместе вызвались его окрестить. А как окрестили – стали ещё ближе друг другу, ещё роднее. В Англии в таких случаях говорят: «Тот беден, у кого друзей нет».

И вот в один прекрасный день решила лиса попотчевать куманька вкусненьким. Позвала журавля в гости, на званный пир. Как говорят русские, «добр Мартын, коли есть алтын». Журавль обрадовался, тут же согласился. Назначили они, как водится, дату – и разбежались готовиться.

И вот в назначенный день и час пришёл журавль в гости к любимой подруге и куме. А лиса наварила каши манной да по тарелке размазала – и гостю дорогому подала. Да не просто так подала, а с улыбкой саркастической да с шутками-прибаутками: мол, кушай, дорогой куманёк, сама готовила, старалась, от души! Себе, естественное дело, тоже каши вкусной положила, да так же по тарелке размазала – чтоб легенду не разрушать.

И вот приступили они к еде. Журавль носом клюёт да клюёт – а ничего достать не может. А лисица кашу слизывает с тарелки – да знай себе ещё подкладывает. Так рыжая всю кашу сама и съела. Расплылась в сытой да довольной улыбке – и говорит журавлю: всё, мол, куманёк дорогой, пир окончен, потому как угощать тебя больше нечем. Глупо, конечно, лиса поступила, да и зачем ей это – непонятно. Не зря ещё древние шумеры вопрошали: «Другу злом платишь – чем отплатишь недругу?» Да дело, видимо, просто в том, что «Дружба с ничтожным глупцом не может быть долгой» (древняя индийская пословица).

Что же журавлю делать? Поблагодарил он вредину сквозь зубы… А потом в голове промелькнула смутная идея. Потому что журавль-то на самом деле был далеко не дурак. Ещё древние евреи говорили: «Доброго нередко принимают за глупца». Но тут добряк очень сильно обиделся, и решил ответить вероломной подруге той же монетой. И пригласил он кумушку в гости с ответным визитом. Дескать, пир так был хорош, что негоже оставаться неблагодарным столь радушной хозяюшке. А потом ушёл домой не солоно хлебавши – вынашивать план мести. Здесь нелишним будет привести в ироническом ключе вот какую английскую пословицу: «Доброе дело заслуживает в ответ такого же доброго дела». Или осетинскую «Кому скажешь: «Добрый день!», тот не забудет сказать в ответ: «Доброй ночи!».

На следующий день пришла лиса к журавлю в гости с ответным визитом. И журавль радостно приглашает дорогую кумушку за стол. А на столе – окрошка. В кувшине с ну очень узким горлышком. И говорит журавль лисе: кушай, кумушка, сам готовил, специально для тебя старался! Себе тоже окрошки налил в такой же кувшин. Что делать — лиса не знает… Давай вокруг этого кувшина ходить, то лизнет его, то понюхает, то в горлышко язык просунуть старается – а ничегошеньки достать не может. А журавль доволен! И давай из своего кувшина клювом своим длиннющим вкусную окрошку хлебать. В общем, журавль наелся, а лиса осталась ни с чем. Думала рыжая проказница за счёт казавшегося простодушным журавля набить желудок на неделю вперёд – а не вышло. Не зря казахи говорят, что «Все мысли голодного вокруг еды вертятся».

С тех пор не дружат лиса с журавлем. А всё потому, что «В дружбе важна честность» (лезгинская пословица). Да и поругались они после этого крупно (в сказочный сюжет эта информация не входит, а элементарная логика подсказывает), потому как зачастую «Правду говорить – дружбу терять», утверждает пословица из копилки мудрости русского народа. А в китайской копилке есть похожая: «Взаимное доверие – это основа дружбы».

Мораль сказки такова: не всегда человек, который кажется простофилей, таковым и является. А если немного пораскинуть мозгами, то станет понятно, что журавль, в отличие от насквозь корыстной лисы, хороший друг. Как говорят на Алтае, «Без хорошего друга человек не знает своих ошибок». Да только вряд ли лиса вынесла для себя из этой ситуации хоть какой-то опыт, сделала хоть какие-то выводы. Увы, есть в мире категория людей, о которых говорят русские пословицы «Дурака учить – что мёртвого лечить» и «Глупость – беде соседка»; или ещё более точная «Глупый ртом глядит, брюхом слушает».

А казахи добавляют: «Дружба – богатство бесценное». Сказка про лису и журавля как раз призвана научить читателя ценить это бесценное богатство, а не разбазаривать его по пустякам. Есть, конечно, известная российская пословица: «Дружба дружбой, но табачок – врозь». Но в этой ситуации она не работает. Потому что тупая корысть никогда не приводит ни к чему хорошему. А дружба – она как стекло, разобьёшь – обратно не сложишь (российская пословица).

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке»Лиса и Журавль»; краткое содержание сказки «Лиса и Журавль»; о том, чему эта сказка учит.

Тема "Лиса и журавль", русская народная сказка

Цели урока:

  1. образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  2. развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;
  3. воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.

Ход урока.

  1. Организационный момент .

Психологический настрой

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята! Сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в страну русской народной сказки.

Ученик читает : У сказки чистая душа,

Как ручеёк лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ её творец,

Народ-творец, народ-мудрец,

В неё мечту свою вложил.

Как золото в ларец.

  1. Работа по теме урока

1) Давным –давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.

Сказки родились давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагали они по свету, яркие, умные, весёлые. А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев. Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочной стране. А чтобы нам очутиться в сказке, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова. Крибле, крабле, бумц .

Открывается доска. На доске надпись «Страна сказок», картинки из сказок, сказочные герои.

Ученик читает : О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится;

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…

Вот мы и очутились в удивительной и полной чудес Сказочной стране ! Мы с вами в гостях у сказки.

2) - Сказки бывают разные.

Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские)

А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются…(народные)

3) - Сейчас мы проверим, сможете ли вы отличит авторскую сказку от народной .

А помогут мне в этом ваши друзья. (группа подготовленных детей загадывают загадки)

1-й ученик. Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(
Царевна – лягушка. Народная сказка.)

2-й ученик. Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(
Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка )

3-й ученик. Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
(
Волк и семеро козлят. Народная сказка. )

4-й ученик

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди. Народная сказка)

5-й ученик

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.

Молодцы, я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.

4) - Скажите, ребята, какие бывают сказки?

Волшебные, о животных, бытовые.

- Есть сказки волшебные . (перевернуть домик)

Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

Все в волшебных сказках необыкновенно. Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.

Подберите иллюстрации к данным сказкам. (иллюстрации к сказкам на доске)

- Есть сказки бытовые . (перевернуть домик)

Какова особенность этих сказок?

В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях .

Подберите иллюстрации.

- Сказки о животных .

Чем характерны эти сказки?

Сегодня у нас в гостях Лиса. Опишите ее. (иллюстрация на доске)

Какие сказки, о лисе вы знаете?

Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей. Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

5) Чтение произведения.

Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Словарная работа. (слова записаны на доске)

  1. Пир - большой званый обед.
  2. Потчевать - угощать.
  3. Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
  4. Несолоно хлебавши - ни с чем.

6) Вопросы после чтения

  1. Понравилась ли вам сказка?
  2. Почему лиса решила угостить журавля?
  3. Какое угощение приготовила лиса журавлю?

Почему она размазала кашу по тарелке?

Получился ли у них званый пир?

Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? Что он

При этом думал?

  1. Удался ли план лисы?
  2. Каким в сказке показан журавль?
  3. Какой урок преподал журавль лисе?
  4. Почему лиса перестала дружить с журавлем?
  5. Была ли это настоящая дружба?

7) Чтение сказки по ролям.

8) Работа над пониманием текста.

  1. Обратите внимание на начало сказки: «Лиса с журавлем подружились», так ли это?
  2. Как вы думаете, почему дружбы у лисы с журавлем не по лучилось?
  3. Как бы поступили настоящие друзья?
  1. Работа над пословицами. - Какую пословицу встретили в сказке? Объясните смысл данной пословицы.

Игра «Найди пословицу».
- Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз.

Что есть в печи, всё на стол мечи.

Любишь кататься, люби и саночки возить..

За добро добром и платят.

У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

Умел в гости звать, умей и угощать.

10) Работа с текстом сказки Игра «Сапёры» Учитель начинает читать текст, дети продолжают.

Итог урока Чему учит нас эта сказка? Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

Вот и заканчивается наше сказочное путешествие. Нам пора возвращаться. Закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Крибле, крабле, бумц.

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблоня. – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.


Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” - “тяп, тяп”).

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” - вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное - ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:

— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

Чему учит эта басня? Какая главная мысль?

Кто-то считает, что сия сказка

  • учит гостеприимству,
  • наставляет учитывать особенности другого,
  • показывает, что любого можно поставить на место его же методами.

А она имеет ещё одно название «Как аукнется, так и откликнется» (пословица). Если сам не выполнишь просьбу брата, то и он в другой раз тебе откажет. Если сам одолжишь приятелю, то и он согласиться дать тебе в долг. Если сам хамишь родителям, то и твои дети повзрослев будут грубить тебе. Если сам позовёшь друзей на праздник, то и тебя не забудут пригласить.

Мультфильм «Крошка Енот» растолковывает ту же народную мудрость: пока Крошка Енот строил грозные рожицы и махал палкой, Тот Кто Сидит в Пруду пугал его, но стоило ему улыбнуться, как напряжение спало и страх прошёл.

Фиксики развивают тему и доходчиво рассказывают про цепную реакцию, которую можно описать следующим примером. Вася бескорыстно помог Пете, Петя — Жене, Женя — Васе. Круг замкнулся. Вася не помогал самому Жене, но тот решил, что не останется безучастным, раз его когда-то выручили в трудную минуту. Заразительны как дурные, так и хорошие поступки!

Что бесподобно проиллюстрировал карикатурист Херлуф Бидструп.

Для тех, кто ищет краткое содержание совсем короткой сказки, которым не важно «отчего?» и «почему?», а нужно лишь «что?» и «как?», есть выжимка (вывод, руководство к действию): «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Притом важно понимать, что отзывчивость и доверчивость разные понятия. О чём повествует уже другая сказка:

  • «Лисичка-сестричка и Серый волк»

Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы. Живут они хоть и на одном болоте, но на разных его концах, далеко друг от друга. А в одиночку жить скучно. Первым об одиночестве задумался журавль. Он решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.

Однако, когда журавль предложил цапле жить вместе, цапля отказала журавлю, сославшись на неприемлемый для нее внешний вид журавля – ноги у того длинные, а платье коротко. Но когда обиженный журавль ушел, цапля засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала.

Пришла цапля к журавлю и предложила жить вместе. Обиженный журавль тоже отказал цапле и прогнал ее. Расстроенная цапля в слезах вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он опять вспомнил, как скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но на повторное предложение руки и сердца журавль снова получил отказ.

У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.

Мораль этой сказки состоит в том, что сомнения и нерешительность могут завести кого угодно в тупик.

Главный смысл сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь находить компромиссы, как-то договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.

О чём сказка «Журавль и цапля»?
О проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?

Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.



Рассказать друзьям