Какая тема связана с образом мастера. Творчество в понимании Берлиоза

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Написанию романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгаков уделил двенадцать лет своей жизни и вложил в него много труда. Несмотря на некоторую мистичность сюжета, автор поднимает в данном произведении довольно тесно связанные с повседневностью проблемы, например проблему творчества и места писателя в обществе.

Рассматривая путь Мастера, невозможно обойти стороной тот факт, что именно в его образе Булгаков отразил положение творца периода первой половины двадцатого века. Характеристика Мастера, данная в романе автором, сильно отличается от стандартных черт, присущих писателям того времени. Встретив на своем пути осуждение и грубую критику в адрес первых опубликованных глав романа о Понтии Пилате, Мастер не прекратил его написание, а наоборот продолжил, пойдя против системы и нисколько не рассчитывая на благосклонность литературного сообщества.

Мастеру было необходимо донести до читателя свои мысли, а не снискать положительную оценку своего творчества у критиков и представителей МАССОЛИТа, сущностью которых он был возмущен. Однако. После того, как бесконечная травля довела героя до нервного срыва, отчего он сжег роман, Мастер предстал перед читателем сломленным и подавленным, даже запуганным. Наверное, именно в этом Булгаков пытался отразить трагедию творчества в тот сложный для существования свободной мысли период.

Назвав главного героя Мастером, автор явно имел задумку показать читателю несоответствие критических замечаний в адрес произведения героя с реальным положением дел относительно содержания романа о Пилате. Булгаков признает Мастера истинным талантом и настоящим знатоком в области литературного творчества. Однако мир, настроенный на пресечение проявления всякой новой и свободной мысли, отрицает гениальность и превосходство Мастера на этом поприще. Главному герою, в отличие от представителей ассоциации МАССОЛИТа, роман и другая литературная деятельность не приносили дохода. И даже выигранные по "счастливому билету" деньги Мастер вложил в реализацию своего литературного замысла, когда другие, наоборот, писали на заказ ради выгоды.

Булгаков не дал имени главному герою, но в то же время проиллюстрировал значимость его места в романе, включив "звание" Мастера в заглавие произведения. Маргарита таким же своеобразным именем называла его, подчеркивая тем самым свое почтительное отношение и любовную преданность.

В образе Мастера я увидела проблеск автобиографичных черт, введенных в произведение Булгаковым неслучайно. Этот труд стал, по сути, заключительным в жизни писателя и, что интересно, тоже долгое время не находил признания в литературных кругах. Возможно, в образе Мастера Булгаков пытался отразить черты собственной личности, чтобы привести параллели для своего читателя между удрученным положением Мастера и в реальном мире автора. Ведь в советское время, особенно в тридцатые годы, цензура не допускала к печати любую неугодную власти статью или, тем более, художественную литературу. В связи с этим, проблема творчества становилась все более острой, что и попытался раскрыть путем изображения образа Мастера Булгаков.

Стоит отметить, что судьбу главного героя как писателя и творческой единицы в тот период можно смело назвать трагической, но как человека, живущего обычной жизнью, этого сделать невозможно. Мастер был счастлив в любви с Маргаритой, ведь Воланд забрал их из мира подлости и зла, показанного в данном произведении даже не Сатаной, а обычными людьми. Именно герой, олицетворяющий в представлении людей материализованное зло- Воланд, подарил Мастеру вечный покой, вечную любовь и присутствие рядом любимой женщины. А мир людей, причинивший Мастеру достаточно душевных и иных страданий, оказался скоплением истинного зла, не выдуманного и не нарисованного воображением.

Подводя итог, я хочу отметить, что Булгаков дописывал роман, будучи тяжело больным. И произведенная им работа считалась, считается и, я уверена, будет считаться шедевром не только русской, но и мировой литературы. "Мастер и Маргарита" - произведение о жизни. И это не преувеличение. О жизни во всех ее проявлениях. О душе и Боге, о любви и жестокости, о правде и лжи, об отчаянии и возрождении смысла. Этот роман стоит не просто прочесть, его стоит перечитывать.

Вступление Творчество в понимании Берлиоза Творчество для Ивана Бездомного Творчество и мастер Выводы

Вступление

Роман ” Мастер и Маргарита ” поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе “Мастер и Маргарита” – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия.

Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера. Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.

Творчество в понимании Берлиоза

Тема творчества в романе “Мастер и Маргарита” поднимается с первых страниц.

С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе “председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор Толстого художественного журнала” неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это

Категорически не так.

Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.

В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве.

Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза “Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек”. Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась “за кадром”.

В дополнение к образу “пишущей братии” Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его “румяногубым” и “пышнощеким”, писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.

Творчество для Ивана Бездомного

Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и “толстых журналов” превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.

Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его “чудовищны”, и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует.

Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира.

Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе “Мастер и Маргарита” проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу.

Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название “Появление героя”. Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в “спрута с очень длинными и холодными щупальцами”, который начинает ему видится повсюду, “как только погаснет свет”.

Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары “настали безрадостные дни”, они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Выводы

Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний.

Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами.

Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.

Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на “поэмы под заказ” и, в конце концов, осознает, что стихи его “чудовищны” и писать их он больше не будет.

На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер.

Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа. Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман “Мастер и Маргарита”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” В романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это пишется с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и […]...
  2. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита”, бесспорно, является одним из лучших творений М. А. Булгакова – гениального писателя и художника. Многие критики и булгаковеды считают роман в какой-то степени автобиографичным, так как работы Булгакова также как и Мастера, не сразу публиковались и часто подвергались […]...
  3. Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима. В 1937 году М. А. Булгаков решил вернуться к роману “Инженер с копытом”, который стал называться “Мастером и Маргаритой”, нужно было закончить его. Эпиграф из трагедии И. В. Гете “Фауст” говорит о том, что […]...
  4. План Ведение Ответственность на примере московских героев Ответственность и мастер Тема наказания и помилования В заключение Ведение ” Мастер и Маргарита ” Михаила Булгакова не зря называют закатным произведением. Этот роман является итоговым не только потому, что он – последнее, написанное автором, но и потому, что писатель вложил в него весь свой накопленный опыт и […]...
  5. “Настанет время, когда не будет власти кесарей, ни какой-либо иной власти” (М. Булгаков). (Тема власти в романе “Мастер и Маргарита”) Мы привыкли считать власть и высшие ценности противоположностями. Настоящий Мастер не может быть в гармонии с кесарем. Действительно ли это так? Обратимся к роману “Мастер и Маргарита”. Как Булгаков характеризует власть? События романа разворачиваются в […]...
  6. ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман называется “Мастер и Маргарита” – значит, в центре его драматическая история талантливого писателя и его возлюбленной, “тайной жены”. Повествуя о них, писатель пытается ответить на вопрос: что такое любовь? Конечно, не только у Мастера и Маргариты в жизни есть любовные коллизии. Супругу Берлиоза видели […]...
  7. Жанрово-композиционные особенности. Булгаков создал необыкновенный роман, тайна которого не разгадана до сих пор. Писатель, по наблюдению Е. А. Яблокова, сумел слить в нем воеди­но поэтику романтизма, реализма и модернизма. Необычность бул­гаковского творения во многом связана также с его сюжетно­жанровым своеобразием. Сам писатель жанр своего произведения определил как роман. Литературоведы называют его романом – мифом, философским […]...
  8. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический “Театральный роман” и роман “Жизнь господина де Мольера”, обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – “Мастер и Маргарита”. В романе царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость архитектурного замысла. Перед читателем […]...
  9. В “Мастере и Маргарите” М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус. Главы романа условно разделены на “московские” и “новозаветные”. Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого […]...
  10. Основой творчества Михаила Афанасьевича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая поднимала страдание абстрактных, нереальных героев, проходя мимо правду жизни. Поэтому в своем последнем романе “Мастер и Маргарита” он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит. Тема борьбы добра и зла – вечная тема всех времен и […]...
  11. Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном ведут битву за душу любимого – за ее восхождение. И они эту битву выигрывают, потому что любят. Они выигрывают ее, даже умирая… Э. Гольдернесс Любовь, милосердие, прощение, творчество – понятия общечеловеческие, составляющие основу морали всякого человека, любой мировой религии. Именно эти принципы лежат в основе романа […]...
  12. Над романом “Мастер и Маргарита” М. Булгаков работал в течение двенадцати лет. Этот роман является вершиной его творчества. Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было опубликовано. В романе прослеживаются три главные линии: Москва в 20-30-е годы, религиозная тема и любовь Мастера и Маргариты. Булгаков очень точно показывает Москву в те […]...
  13. План Герои до встречи друг с другом Проблема любви в романе Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие Милосердие и сострадание в любви героев Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе ” Мастер и […]...
  14. Тема любви и прощения в романе “Мастер и Маргарита” В тумане утреннем неверными шагами Я шел к таинственным и чудным берегам. Ел. Соловьев Любовь, прощение – понятия не столько христианс­кие, сколько общечеловеческие. Именно они составля­ют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они – смыслообразующие принци­пы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель […]...
  15. Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей. В этом произведении затрагивается огромное количество тем: тема истинного и ложного творчества, бескорыстной любви, преступлений […]...
  16. 1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой Д. Гете 2. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”? А. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина Б. Евангелие В. “Фауст” Гете 3. Кто входит в свиту Воланда? А. Афраний Б. Азазелло В. […]...
  17. Создавая образ Мастера, Михаил Булгаков в какой-то степени рассказал эпизод из собственной жизни, вложив в своего героя некоторые собственные черты, собственные переживания. Мастер, как и его автор, жил, достаточно замкнуто, работал историком в музее, родился не в Москве. Как и Булгаков, Мастер чувствует одиночество в личной жизни и в своем литературном творчестве. Подобно своему герою, […]...
  18. Проблема творчества и творческой личности вставала перед писателями во все времена. Но особенно остро выразилось противостояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь некрасовская формула: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Иными словами, над творчеством стояла политика, и литература подчинялась единому канону, так называемому соцзаказу. Но в любое время […]...
  19. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в некоторой степени автобиографичен, поскольку Мастер – двойник Булгакова. Нет, это не тень автора, не его копия, это – живое лицо. Он одновременно похож и не похож на своего создателя. Но как бы там ни было, именно Мастеру автор отдал свои заветные образы и “ершалаимские” главы романа. Рассказ […]...
  20. “Прощение или прощание? Последний закатный роман” (М. А. Булгаков). (Тема прощения в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему […]...
  21. Над своим последним романом Михаил Афанасьевич Булгаков работал ни много ни мало почти двенадцать лет. Примечательно, что в процессе работы он неоднократно менял название романа: например, один из законченных вариантов назывался “Великий канцлер”, другой – “Князь тьмы”. В этих случаях имелся в виду, конечно, дьявол, прибывший в Москву под именем Воланда. Были и другие названия. […]...
  22. В тумане утреннем неверными шагами Я шел к таинственным и чудным берегам. Вл. Соловьев Любовь, прощение – понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они – смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет […]...
  23. План Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа Индивидуальность личности Мастера Счастливый билет Главный подарок судьбы Период отчаяния и безнадежности Заслуженный покой В романе образ Мастера является одним из главных персонажей. Это подчеркивает и решение автора запечатлеть его в названии произведения. Характеристика мастера в романе ” Мастер и Маргарита ” – это противопоставление чистой и […]...
  24. Роман “Мастер и Маргарита” – вершинное произведение Михаила’ Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необычностью, цветовой и звуковой насыщенностью, тематическим разнообразием, богатством красок, гротескным изображением героев и фантастикой. “Мастер и Маргарита” привлекает еще и оригинальной композицией: в рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа – роман […]...
  25. Любовь, прощение – понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они – смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила русская культура. Просто воплощались они, в основном, в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, […]...
  26. Проблема творчества и творческой личности вставала перед пи­сателями во все времена. Но особенно остро выразилось противо­стояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь некрасовская формула: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Иными словами, над творчеством стоя­ла политика, и литература подчинялась единому канону, так назы­ваемому соцзаказу. Но в любое время […]...
  27. Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Л. А. Блок Роман “Мастер и Маргарита” построен чрезвычайно сложно: это роман в романе. В произведении совмещены роман о Мастере и роман Мастера. На первый взгляд образ заглавного героя и история его жизни занимают второстепенное место в произведении, Мастер […]...
  28. В своем бессмертном романе “Мастер и Маргарита” Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Так, например, он рассматривает проблему истинных и мнимых ценностей в жизни человека. По мнению Булгакова, одной из важнейших ценностей в этом мире является истинное искусство, истинное творчество. В самом начале романа писатель знакомит нас с двумя героями – представителями “пишущей братии”. Один […]...
  29. Еще ни одно произведение русской классической литературы не обошлось без того, чтобы так или иначе не освятить бессмертную тему любви. Писатели по-разному видели это чувство. Для одних оно было проклятием, для других – благословением, для третьих – патриотизмом, для четвертых – материнством… Но так или иначе, никто не отказывал своим героям в счастье любви. Известно, […]...
  30. КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ТАИНСТВЕННЫЕ СОБЫТИЯ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Произведение М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман сложный, многослойный. Кроме того, это жизненный роман. Булгаков, как мне кажется, вложил в него все свое творческое мастерство, сделал достоянием читателей свои убеждения, все то, во что он верил, все то, о […]...
  31. Тема трусости связывает две линии романа. Многие критики будут приписывать трусость и самому мастеру, не сумевшему бороться за свой роман, за свою любовь и свою жизнь. И имен­но этим будут объяснять награждение мастера после заверше­ния всей истории покоем, а не светом. Остановимся на этом подробнее. В конце романа, когда Воланд покидает Москву, к нему яв­ляется […]...
  32. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: “Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе “Мастер и Маргарита”, пока ни одному критику не удалось – у каждого критика – “свой” Булгаков, как и каждого читателя”. Слово “мастер” не случайно вынесено Булгаковым в […]...
  33. Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и […]...
  34. Я – часть той силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает благо… В. Гете. Фауст Вопрос о том, что такое добро и зло, откуда они берутся, принадлежит к категории самых сложных, над которыми человечество бьется уже не одну сотню лет. Любые попытки ответов влекут за собой целую сеть дополнительных вопросов, опутывающую человеческое сознание, но […]...
  35. Место романа “Мастер и Маргарита” в жизни и творчестве его автора. Над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков работал на протяжении 1928-1940 лет. Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 […]...
  36. “Мастер и Маргарита” – сложное, неоднозначное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. Перечитывая его, каждый раз открываешь для себя что-то новое. Добро и зло – одна из центральных тем романа. Тема эта вечная, она волновала людей во все времена – и во все времена находила […]...
  37. План Введение Москва как место действия Изображение представителей Массолита и варьете Образы москвичей в романе В заключение Введение Москва в “Мастере и Маргарите” Булгакова не зря выбрана основным местом действия романа. Вторым служит Ершалаим. В древнем городе несет свои светлые идеи Иешуа, в Москве 30 годов – “гастролирует” Воланд, сокрушаясь, “что люди совсем не изменились”. […]...
  38. В романе Булгакова “Мастер и Маргарита” встречается множество перекрестных тем. Одна из них – это тема дьявола, с этого, собственно, и начинается произведение. Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех измерений: прошлого, настоящего и потустороннего. Эта сюжетная линия пересекает судьбы многих героев романа. Рассмотрим литературную элиту Москвы. Именно из этой элиты и […]...
  39. Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мы привыкли связывать сатану со злом. На протяжении жизни нам навязывают образ плохого существа литература, газеты, телевидение. Которое только ищет момент, чтобы напакостить, обмануть, предать и заманить в западню. Существо, которое ничего и никогда не делает просто так, с которым как бы там не было, […]...
  40. В духовной атмосфере сегодняшнего общества, много лет назад отторгнутого от религии (“большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге”, – с гордостью говорит Берлиоз) остро ощутима нехватка высших нравственных образцов. По давней российской традиции их ищут в писателях. И не будет преувеличением сказать, что именно М. А. Булгаков и есть тот самый […]...

Поэт сам выбирает себе тему для своих произведений

А. С. Пушкин

Одной из тем, раскрытых Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», является тема творчества. В чём величие и в чём слабость художника-творца, какие произведения заслуживают славы и бессмертия, а какие обречены на забвение, – эти вопросы, несомненно, волновали писателя и нашли своё отражение в его произведении.

В центре романа – судьба Мастера, написавшего исторический роман о Понтии Пилате, пятом прокураторе Иудеи, подписавшем смертный приговор бродячему философу Иешуа Га-Ноцри.

Чем же провинился нищий философ, которого прокуратор отправляет на казнь? Дело в том, что Иешуа высказал мысль о том, что всякая власть является насилием над людьми и что придёт время, когда всё изменится. Человечество войдёт в царство истины и справедливости, где не нужна будет никакая власть.

Так писатель в своём романе затрагивает самую волнующую тему – тему свободы. Его Мастер был свободен, когда писал свой роман. Историк по профессии, он работал в музее, занимался переводами, когда неожиданно выиграл сто тысяч рублей. Он смог оставить службу и заняться любимым делом, то есть полностью отдаться творчеству. Материальная независимость для писателя – факт немаловажный, и Булгаков на собственном опыте знал об этом. Ему революция принесла не освобождение от эксплуатации, а потерю дома, распад семьи, голод и нищету. Он вспоминал: «Работать приходилось не просто, а с остервенением. С утра до вечера, и так каждый день без перерыва, а иначе не выживешь». В числе погибших Михаил Булгаков быть не хотел.

А для его Мастера наступил «золотой век», когда с ним случилась ещё более удивительная вещь: он неожиданно встретил любовь, мгновенно поразившую его сердце, – прекрасную женщину, по имени Маргарита. Она первая назвала его Мастером, она сулила ему славу и говорила, что в его романе заключена вся её жизнь.

Испытания для героя начались уже после создания его произведения. Он впервые столкнулся с миром литературы, и злобная критика обрушилась на него. Вопросы, которые задавали ему, казались ему сумасшедшими. Его не спрашивали по существу романа, а интересовались кто он такой, откуда взялся, давно ли пишет и кто его надоумил «сочинить роман на такую странную тему». Смех, удивление, потом страх и, наконец, душевная болезнь стали уделом Мастера. Он сжигает рукопись романа и прячется ото всех, даже от любимой женщины.

Отказ от борьбы за истину и любовь сыграли роковую роль в судьбе героя. Сам Булгаков по этому поводу высказывался так: «Писатель должен быть стойким, как бы ни было ему трудно. Без этого литературы не существует».

Страх несовместим со свободой человеческого духа и губителен для творчества. Любое насилие приводит к искажению истины. В процессе творческого созидания человеческая душа как бы озаряется светом, то есть наступает то состояние, которое писатели и поэты называют вдохновением. Но даже самый выдающийся талант гибнет, если он не чувствует себя свободным, если ему указывают о чём и как писать.

На первых страницах романа литератор Берлиоз рассуждает об антирелигиозной поэме, которую по его заказу написал молодой поэт Иван Николаевич Бездомный и которой он остался недоволен. Булгаков с тонкой иронией отмечает при этом: «Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, но Иисус в его изображении получился как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж».

Эти рассуждения Иван Бездомный слушает очень внимательно, не пытаясь их оспорить и соглашаясь с ними «на все сто». К этому времени Иван Николаевич уже достиг определённой известности, его стихи печатаются в «Литературной газете». Однако, попав впоследствии в клинику для душевнобольных и познакомившись с Мастером, Иван вдруг почувствовал необъяснимое отвращение к поэзии, собственные стихи стали казаться ему неприятными. И в конце книги, прощаясь с ним, Иван говорит: Я ведь слово своё сдержу, стишков больше писать не буду. Я другое хочу написать».

Это «другое» суждено написать далеко не каждому, кто берётся за перо. Так, в качестве второстепенного персонажа в романе изображён поэт Рюхин, который доставляет Ивана в лечебницу. «Балбес и бездарность Сашка» – такую характеристику даёт своему коллеге Иван Николаевич. Это «кулачок», сочинивший к Первому Мая заказные стишки («взвейтесь!» да «развейтесь!»). В скверном настроении возвращается Рюхин в Москву. Он вспоминает обидные слова, брошенные Бездомным ему прямо в лицо. И горе заключалось в том, что всё в этих словах было правдой. «Отчего мои стихи дурны? – размышлял Рюхин. – Да, не верю я в то, что пишу».

Грузовик остановился у поворота, и металлический Пушкин, чуть наклонив голову, смотрел на бульвар. «Вот пример удачливости, – думал Рюхин и не мог понять, что же особенного было в пушкинских стихах.

Так в чём же заключается тайна этого чуда, когда самые простые слова звучат так удивительно и неповторимо? Как, рисуя самые скромные картины природы и бытия, великие поэты передают читателю нечто сокровенное и значительное. Возможно, что никто и никогда не скажет об этом со всей определенностью. Одно ясно: только свободное творчество способно достичь успеха, мужество и бесстрашие души необходимы художнику, чтобы его произведение дошло до читателя в первозданном виде.

Именно этого не смог достичь Мастер, и потому заслужил он «не свет, а покой». В подобной ситуации находился сам Булгаков: его роман не был напечатан при жизни. Он не мог в открытую говорить о современных ему событиях и людях, и «Мастер и Маргарита» является примером зашифрованной прозы. Читатели понимают, что автор пишет о том, что произошло в действительности, но при этом придаёт рассказанному форму вымысла, многое скрыв и недосказав.

Так, возможно, что в романе раскрывается факт действительной расправы литературных критиков над конкретным писателем. К примеру, прототипом Мастера мог быть Л. Андреев, очень похожий на него внешне. Он имел юридическое образование, знал несколько языков; его интересовали темы, связанные с пограничным состоянием человеческого духа, одинаково влекомого к подвигу и к преступлению. Другим прототипом мог быть С. Есенин: именно в середине 20-х годов он подвергался несправедливым гонениям и преследованиям. Его поэмы «Страна негодяев» и «Гуляй-поле», в которых он обвинял власть в преступлениях против крестьянства, так и не дошли до читателя. Как и в случае с Мастером, критики не разбирали достоинства его стихов, а «распинали» его как личность.

В своём романе в зашифрованном виде Булгаков намекал на подвиг и других русских поэтов-мучеников, которые в своём творчестве не исказили истину, не запятнали совесть – поэтов, достойных не только «покоя», но и «света». Кроме упомянутого Есенина, писатель вспоминает про Грибоедова (Дом литераторов носил имя Грибоедова) и М. Лермонтова, отдельные факты биографии которого отражены в жизни Иешуа (так, ему было 27 лет, а не 33 года, как Иисусу Христу; кроме того, в момент гибели обоих разражается страшная гроза).

Добро, творчество, свобода – эти понятия неразделимы для художника, и это та истинная гармония жизни, к которой должен стремиться каждый человек. Может быть, и всю жизнь человеческую надо рассматривать как творчество, в котором нельзя совершать роковых ошибок, в котором не должно быть места лжи и предательству.

«Мастер и Маргарита» есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру, утверждением истины, без которой человечество не может существовать.

Подлинный творец, Мастер, не должен никому и ничему подчиняться. Он должен жить с ощущением внутренней свободы, потому что именно несвобода порождает зло в разных его ипостасях, а добро рождается свободой.

Герой романа - Мастер - живет в Москве 20-30-х годов. Это время строительства социализма, слепой веры в правильность политики правительства, страха перед ним, время создания «новой литературы». Сам М.А. Булгаков считал самообманом самозваную «новую литературу», к которой относили себя пролетписатели, он говорил, что любое искусство всегда «ново», неповторимо и в то же время вечно. И хотя большевики исключительно мешали Булгакову писать, печатать, ставить на сцене свои произведения, но они не смогли помешать ему чувствовать себя Мастером.

Путь в творчестве героя М.А. Булгакова тернист, как и путь самого писателя, но он честен, добр, он пишет роман о Понтии Пилате, фокусирующий в себе противоречия, которые обязаны решить своей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность. В его романе живет вера в непреложный нравственный закон, который заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием. Духовный мир Мастера раскрывается такими красивыми, высокими словами, как «любовь», «судьба», «розы», «лунный свет». И вот он соприкасается с реалиями жизни, прежде всего литературной. Ведь им написан роман, он должен найти своего читателя. Словом «ужас» сопровождаются воспоминания Мастера о вхождении в «мир литературы».

Этим миром правят Берлиоз, критики Латунский и Ариман, литератор Мстислав Лаврович, секретарь редакции Лапешникова, которой они прикрылись и которая, «стараясь не попадать своими глазами» в глаза Мастера, сообщила, что «вопрос о напечатании романа “отпадает”». Но если бы роман только не напечатали. Честного, свободного в полете мысли писателя начали травить критическими статьями, предлагается «ударить», и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить (опять это проклятое слово!) ее в печать. «Что же так раздражало всех этих писак? А то, что Мастер не похож на них: не так мыслит, не то чувствует, говорит, что думает, в отличие от критиков, которые «говорят не то, что хотят сказать». Они невольники своего времени, все жильцы «нехорошей квартиры», где «два года тому назад начались необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать». Люди «исчезали», комнаты их почему-то оказывались «запечатанными». А те, что еще не исчезли, не напрасно полны опасений, как Степа Лиходеев или тот же сосед Маргариты, Николай Иванович: «Нас услышит кто-нибудь...» Во всей Москве есть лишь одно заведение, где люди раскрепощаются, становятся сами собой. Это клиника Стравинского, сумасшедший дом. Только здесь они избавляются от наваждений несвободы. Неслучайно поэт Иван Бездомный именно здесь излечивается от берлиозовых догматических наставлений и своего занудного стихоплетства. Именно здесь он встречается с Мастером и становится его духовным и идейным преемником. А Мастер? Почему он сюда попал? Разве он был не свободен? Нет, но им овладело отчаяние, нужно было бороться со сложившимися обстоятельствами, защитить свое творение. Но у Мастера на это не хватило сил. И вот рукопись сожжена. В октябре к ее автору «постучали»... А когда в январе он вернулся «в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами», в его квартире уже обитал Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, прямой потомок Иуды из Кариафа. «Холод и страх стали постоянными спутниками Мастера. И ничего иного не оставалось ему, как идти сдаваться в сумасшедший дом».

Несвобода победила свободу? А как иначе могло быть в те дни? Сделав Мастера победителем, Булгаков нарушил бы законы художественного творчества, изменил бы чувству реализма. Но, победив, тирания лжи, насилия, трусости бессильна оказалась уничтожить, растоптать то, чем была полна душа Мастера. Да, герой проявил слабость, не сумел бороться с режимом, однако на поклон к своим душителям не пошел, пощады не попросил. Предпочел другое. «Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, - говорит Мастер, - они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там». Потусторонняя сила позволила ему не только ощутить свою свободу, но и ощутить ее с особенной, недоступной в реальной жизни полнотой: обрести ученика, своего последователя, получить право освободить от вечных мук Понтия Пилата.

Итак, Мастер вознагражден за свои страдания, ему дарованы вечный покой и бессмертие. Он не в силах физически бороться со злом, но его роман - это уже подвиг, так как несет людям веру в добро, справедливость, любовь, человечность и противостоит злу и насилию. В этом и заключается предназначение настоящего творца.

Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых - писательская трагедия человека, жившего в 30-е годы. Для настоящего писателя самое страшное - не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли. Такая проблема затронула и одного из главных героев романа - Мастера.

Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них - это материальные блага. Иван Бездомный признается Мастеру, что его стихи ужасны. Для того чтобы написать что-то хорошее, нужно вложить душу в произведение. А темы, на которые пишет Иван, совершенно не интересуют его. Мастер пишет роман о Понтии Пилате, в то время как одной из характерных черт 30-х годов является отрицание существования Бога.

Мастер желает получить признание, стать известным, устроить свою жизнь. Но деньги - не главное для Мастера. Автор романа о Понтии Пилате называет себя Мастером. Так же называет его и возлюбленная. Имя Мастера в романе не дано, так как этот человек выступает в произведении как талантливый писатель, автор гениального творения.

Мастер живет в небольшом подвальчике дома, но это его совершенно не гнетет. Здесь он может спокойно заниматься любимым делом. Маргарита во всем ему помогает. Роман о Понтии Пилате - труд жизни Мастера. Он вложил всю свою душу в написание этого романа.

Трагедия Мастера заключается в том, что он пытался найти признание в обществе лицемеров и трусов. Роман отказываются напечатать. Но по рукописи было ясно, что его роман читали и перечитывали. Такое произведение не могло остаться незамеченным. Незамедлительно последовала реакция в литературной среде. Посыпались статьи, критиковавшие роман. В душе Мастера поселились страх и отчаяние. Он решил, что роман - причина всех его несчастий, и поэтому сжег его. Вскоре после выхода статьи Латунского Мастер оказывается в психиатрической больнице. Воланд возвращает Мастеру роман и забирает его и Маргариту с собой, так как им нет места среди жадных, трусливых, ничтожных людей.

Судьба Мастера, его трагедия перекликаются с судьбой Булгакова. Булгаков, как и его герой, пишет роман, где поднимает вопросы христианства, так же сжигает первый черновик своего романа. Роман «Мастер и-Маргарита» оставался не признанным критикой. Лишь спустя много лет он стал известен, был признан гениальным творением Булгакова. Подтвердилась знаменитая фраза Воланда: «Рукописи не горят!» Шедевр не исчез бесследно, а получил мировое признание.

Трагическая судьба Мастера характерна для многих писателей, живших в 30-е годы. Литературная цензура не пропускала произведения, отличавшиеся от общего потока того, о чем нужно было писать. Шедевры не могли найти признание. Писатели, рискнувшие свободно высказывать свои мысли, попадали в психиатрические больницы, умирали в нищете, так и не добившись известности. В своем романе Булгаков отразил реальное положение писателей в это нелегкое время.

Одним из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность. Таким человеком является и Мастер, который создает свой великий роман в условиях, где оценить его по заслугам не могут и не хотят, как не могут оценить и роман самого Булгакова. В «Мастере и Маргарите» действительность и фантазия неотделимы друг от друга и создают необыкновенную картину России двадцатых годов нашего столетия.

Атмосфера, в которой Мастер создает свой роман, сама по себе не располагает к той необычной теме, которой он его посвящает. Но писатель независимо от нее пишет о том, что его волнует и интересует, вдохновляет к творчеству. Его желанием было создать произведение, которым бы восхищались. Он хотел заслуженной славы, признания. Его не интересовали деньги, которые можно получить за книгу, если она будет пользоваться популярностью. Он писал, искренне веря в то, что создает, не задаваясь целью получить материальную выгоду. Единственным человеком, который восхищался им, была Маргарита. Когда они вместе читали главы романа, еще не подозревая о разочаровании, которое их ждало впереди, то были взволнованны и по-настоящему счастливы.

Причин, по которым роман не был оценен должным образом, было несколько. Во-первых, это зависть, которая появилась у бездарных критиков и писателей. Они поняли, что их работы ничтожны в сравнении с романом Мастера. Им не нужен был конкурент, который бы показал, что есть истинное искусство. Во-вторых, это тема романа, являющаяся запретной. Она могла бы повлиять на взгляды в обществе, изменить отношение к религии. Малейший намек на что-то новое, на что-то выходящее за рамки цензуры, подлежит уничтожению.

Внезапный крах всех надежд, конечно, не мог не повлиять на душевное состояние Мастера. Его потрясло неожиданное пренебрежение и даже презрение, с какими отнеслись к главному труду всей жизни писателя. Это было трагедией для человека, осознавшего, что его цель и мечта неосуществимы. Но Булгаков приводит простую истину, которая заключается в том, что истинное искусство нельзя уничтожить. Пусть даже спустя годы, но оно все равно найдет свое место в истории, своих ценителей. Время стирает только бездарное и пустое, не заслуживающее к себе внимания.



Рассказать друзьям