Какие бывают музыкальные инструменты? (фото, названия). Духовые медные музыкальные инструменты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Название духовых музыкальных инструментов многим из нас знакомо еще со школы

В мире насчитываются сотни различных названий духовых музыкальных инструментов. Их звучание может сильно отличаться друг от друга, но работают они по одному принципу. Они звучат, когда воздух начинает вибрировать в полости трубки инструмента или трубок, при этом регистр определяется вместительностью этой полости. Чем она меньше, тем выше звук, поскольку колебания воздуха в ней происходят чаще, чем в трубке с полостью большего размера.

Названия многих духовых музыкальных инструментов знакомы каждому со школьной скамьи: труба, гобой, саксофон, кларнет, волынка, рожок, дудук, валторна, орган, фисгармония, флейта,горн.

Виды духовых музыкальных инструментов

Разделять инструменты принято на:

  • медные;
  • деревянные;
  • клавишные.

Если первые два названия исторически обоснованы материалом, из которого изготовлен инструмент, то под термином «клавишные духовые» скрываются инструменты с особым устройством. Они состоят из различных трубок, куда воздух попадает с помощью мехов, приводимых в действие ногами или руками. Самый известный клавишный духовой инструмент – орган.

Сегодня для определения классификации практически не имеет значения, из какого материала произведен инструмент. Если раньше они изготавливались, к примеру, из дерева, то сейчас могут быть также из стекла, металла, пластика, глины, а если в прошлом делались из меди – то сейчас из любого металлического сплава, особенно популярна латунь. Интересно, что в эпоху барокко существовали медные духовые инструменты из дерева, покрытые листовой медью. То есть, чтобы отнести инструмент к тому или иному виду, учитывают не только материал, но и способ звукоизвлечения.

Медные духовые музыкальные инструменты

Чтобы получить музыкальный звук из медного духового инструмента, нужно вдувать воздух в трубку. При смене положения губ и при различном объеме выдуваемого воздуха будет меняться тон и сила звучания.

Популярные медные духовые музыкальные инструменты:

  • труба;
  • валторна;
  • флюгельгорн;
  • саксгорн;
  • корнет;
  • горн;
  • тромбон;
  • геликон.

Многие из этих инструментов обязательно включают в состав симфонического оркестра. Есть для них и много сольных сочинений. Большое распространение медные духовые получили в джазе. Самые известные музыканты, добившиеся виртуозной игры на медных духовых, это Луи Армстронг, Чет Бейкер, Ли Морган, Лестер Боуи и другие. Одним из лучших трубачей современности считается американский музыкант Кристиан Скотт.

Эти инструменты часто используют и в экспериментальной музыке. Норвежский трубач Нильс Петтер Мольвер смог добиться интересного сочетания хип-хопа, техно, эмбиента, которое сопровождается игрой на трубе.

Из отечественных духовиков, чье творчество связано с медными инструментами, можно отметить Аркадия Шилклопера.

История медных духовых инструментов

Предками медных духовых являются первые сигнальные трубы и охотничьи рога, которыми созывали людей или предупреждали об опасности. После совершенствования техники производства и различных ремесел, были созданы более сложные модели инструментов. Они уже могли издавать не один, а значительное количество звуков.

Видео о медных духовых инструментах

Новый этап развития этих инструментов наступил в начале 19 века, когда был изобретен вентильный механизм. Таким образом, сегодня выделяют несколько семейств медных инструментов:

  • Натуральные. Извлекают только звуки натурального звукоряда (горн).
  • Вентильные. Оснащены специальными вентилями, которые позволяют вручную регулировать объем воздуха в инструменте, следственно и повышать или уменьшать регистр. К этому семейству относится большая часть медных духовых (трубы, тубы, валторны).
  • Оснащенные выдвижной трубкой (кулисой), которая так же регулирует объем воздуха (тромбон).
  • Клапанные. Работают по принципу деревянных инструментов, когда музыкант играет на них, закрывая и открывая пальцами отверстия, проделанные в корпусе (русский рожок).

Деревянные духовые музыкальные инструменты

К этой группе относятся те инструменты, которые выдают звуки под действием исполнителя, наполняющего его полость воздухом и открывающего или закрывающего отверстия в теле инструмента пальцами или клапанами. К ней относится большинство народных инструментов.

Деревянные духовые музыкальные инструменты представлены большим разнообразием:

  • саксофон;
  • флейта;
  • гобой;
  • фагот;
  • кларнет;
  • свирель;
  • дудук;
  • блокфлейта;
  • волынка;
  • жалейка.

Деревянные духовые инструменты являются неотъемлемой частью фольклорной музыки. Являются обязательными в составе симфонического оркестра, нередко используются в духовых оркестрах. Многими композиторами написаны сольные концерты для деревянных духовых, особенно в эпоху барокко и классицизма.

Кинокомпозиторы также часто обращаются к этим инструментам. Большой любовью пользуется гобой. Он звучит, например, в главной теме ко второму эпизоду киносаги «Звездные войны». Греческий композитор Элени Караиндру, написавшая музыку к большинству фильмов Тео Ангелопулоса, активно использует гобой и саксофон для передачи музыке определенного цвета.

Саксофон – еще один популярный джазовый инструмент. Известные исполнители: Джерри Маллигэн, Чарли Паркер.

История деревянных духовых

Первые деревянные духовые инструменты известны с древнейших времен. Древние греки использовали авлос, а египтяне играли на мемете. Многие народы создавали свои уникальные инструменты: дудук в Армении, сурнай в Казахстане, хитирики в Японии, волынка в Шотландии, жалейка в России. У венгров известны инструменты тарогато и тороксип. Румынский и молдавский духовой музыкальный инструмент чимпой очень похож на волынку и работает по тому же принципу, когда звук извлекается с помощь мехов и трубочек, в которые загоняется воздух, и через которые воздух выходит, издавая определенные звуки.

Видео о духовых деревянных инструментах

Уже в 12 веке в Европе играли на гобое. Об этом свидетельствуют сохранившиеся с того времени гобелены и картины, на которых изображены музыканты с этим инструментом.

На сегодняшний день все деревянные духовые делятся на:

  • Язычковые. Они вбирают воздух через специальный язычок или тросточку. Бывают инструменты с одинарной тростью (саксофон, кларнет) и двойной (почти все народные духовые инструменты, гобой, фагот).
  • Лабиальные. В таких инструментах, например, во флейте, отверстие для воздуха расположено поперек тела, при этом колебание внутри трубки создается при рассечении воздушным потоком краев отверстия.

Клавишные духовые музыкальные инструменты

Духовые клавишные музыкальные инструменты устроены довольно сложно. Звуки появляются от колебаний язычков, музыкант приводит их в действие с помощью клавиш, клапанов или педалей.

Основные клавишные духовые:

  • орган;
  • фисгармония;
  • электроорган;
  • оркестрион;
  • мелодическая гармоника;
  • гидравлос.

Такие инструменты также известны с древности. Например, история органа насчитывает несколько тысячелетий. Считается, что первые упоминания о нем были в третьем веке до нашей эры. Похожий инструмент изображен на некоторых древних монетах. Известно, что инструмент, максимально похожий на современный орган, появился в четвертом или пятом веке нашей эры, а в христианских богослужениях его начали использовать несколько столетий спустя.

Первые нотные партитуры, известные сегодняшним исследователям, написаны Адамом из Илеборга в середине 15 века. Органу посвящали свои произведения Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Георг Фридрих Гендель, Ференц Лист, Антон Брукнер,

Лучшие производители органов традиционно жили в Италии, Франции, Германии, хотя еще раньше Византия славилась производством этих инструментов, но со временем утратила эту позицию. После 19 века лучшими мастерами считаются французы, которые смогли создать симфонические органы, очень мощные и объемные по звучанию.

Орган сегодня – самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент, и играть на органе очень сложно. При этом самым большим среди органов считается инструмент Wanamaker. Сейчас он находится в одном из филадельфийских торговых центров, но первоначально создавался в Лос-Анджелесе. У этого инструмента почти 400 регистров, а трубочек в нем насчитывается ровно двадцать восемь тысяч четыреста восемьдесят две.

Звучание какого духового музыкального инструмента нравится Вам больше всего? Поделитесь своим мнением в

На уроках в музыкальной школе изучаем инструменты симфонического оркестра . Начали с группы духовых. Дома хотела закрепить с сыном названия инструментов и их голоса. Собрала в одно место фото духовых инструментов и музыку в их исполнении . Вы можете слушать инструменты онлайн. Надеюсь, кому-то пригодится, и времени потратится значительно меньше, чем у нас.

Духовые музыкальные инструменты делятся на деревянные и медные . Изначально такая классификация была обусловлена материалом, из которого они были сделаны. Теперь это деление весьма условно, например, флейту и саксофон изготавливают из металла, хотя они относятся к деревянным духовым инструментам.

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ| ФОТО:

Деревянные духовые инструменты: слушать звуки инструментов

  1. Флейта| Слушать онлайн
  1. Кларнет| Слушать онлайн

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  1. Гобой | Слушать онлайн

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  1. Фагот | Слушать онлайн

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Медные духовые инструменты: слушать звуки инструментов

  1. Труба| Слушать онлайн

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Духовой инструмент занимает важное место в культуре всех народов. Неизвестно почему, но практически каждый народ имел собственный музыкальный инструмент этого типа. Что же такого особенного в духовых инструментах и почему они не теряют своих поклонников? Давайте разбираться.

Что это?

Духовые инструменты относятся к семейству музыкальных, у которых источником звука является воздушный столб. Кстати, этим объясняется и само название инструментов: слово «дух» используется в значении «воздух». Чтобы духовой инструмент «заговорил», необходимо вдувать в него струю воздуха.

Возможности инструментов этого рода уникальны. Их можно использовать как в оркестрах (духовых, джазовых, симфонических), так и для ансамбля и сольных выступлений, или же в авангардных направлениях современной музыки.

История возникновения

Прежде чем рассматривать виды духовых инструментов, а также пытаться понять, как можно научиться на них играть, необходимо вспомнить, как они возникли.

Впервые трубить в рог или в раковину научился, наверное, ещё древний человек. Это и были первые примитивные духовые инструменты, которые использовались охотниками или же шаманами в оккультных целях. Постепенно человек научился обрабатывать металл, и это коренным образом повлияло не только на орудие его труда и оружие, но и на духовые музыкальные инструменты. Хотя в качестве материала теперь использовался металл, форма инструментов практически не изменилась и имитировала природные формы.

Прадедами нынешних медных духовых инструментов можно считать первые почтовые рожки, а также сигнальные трубы и охотничьи рога. Однако звуковая палитра, которую можно было извлечь их таких инструментов, была довольно скудна, если не сказать примитивна, и полностью зависела от таланта музыканта. А причина в том, что такие инструменты ещё не были оснащены механизмом вентилей. Несмотря на примитивизм, этот звукоряд послужил основой для создания фанфар.

Улучшение качества металлообработки положительно влияло на развитие музыки. Теперь каждый духовой музыкальный инструмент мог получить трубу заданных размеров. В итоге они получили название натуральных.

Кардинально расширить возможности духовых инструментов смогли только в XIX веке, когда был изобретен вентиляционный механизм. Именно он во многом повлиял на технику игры.

Как научится играть?

Начинать изучать духовой инструмент необходимо в зависимости от возраста и физиологических особенностей ребёнка. Дело в том, что для него существуют возрастные ограничения.

Первым инструментом, который осваивает ребёнок, становится блок-флейта. Она помогает развить дыхание, а также постичь азы нотной грамоты. Этот инструмент хорош ещё и тем, что он является основой для изучения других видов духовых инструментов.

Примерно в 8-10 лет ребенок может переходить на более взрослый духовой музыкальный инструмент. Чаще всего это гобой, саксофон, поперечная флейта или кларнет. Трубу, валторну и тромбон маленький музыкант сможет осилить после десяти лет.

Духовой оркестр: инструменты и особенности

Такой оркестр состоит из коллектива музыкантов, каждый из которых играет на духовых инструментах. В зависимости от состава, духовой оркестр может быть малым медным или смешанным (малый, средний, большой).

Если оркестр состоит только из кларнетов, альтов, теноров, баритонов и басов, то его относят к малому медному. В зависимости от того, какие инструменты к ним присоединяются, формируются остальные виды. Добавляться могут как деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот), так и медные инструменты.

Малый медный оркестр может справиться с несложной музыкой, к примеру, маршем или танцем. Чтобы сыграть более сложный репертуар, необходимо задействовать смешанный оркестр.

Основные виды медных инструментов

Часто родители не могут определиться с выбором: какой инструмент духовой подойдёт именно их ребёнку? Чтобы не ошибиться, необходимо владеть всей информацией, касающейся их. Так как сейчас большое распространение получили медные инструменты, мы расскажем именно о них.

Существует несколько видов медных инструментов:

  1. Вентильные. Такой духовой инструмент в своей конструкции имеет три или четыре вентиля, которыми управляет сам музыкант. Также у него есть дополнительная крона, которая не только увеличивает длину инструмента, но понижает его строй. К этому семейству медных инструментов относят трубы, тубы, саксгорны и валторны.
  2. Кулисные. Такие инструменты имеют выдвижную духовую трубку - кулису. Она дает возможность контролировать длину воздуха, который поступает в канал. Движения музыканта способствуют тому, что звук повышается или понижается. Классический пример кулисного инструмента - тромбон.
  3. Натуральные. Из такого инструмента можно извлечь только те звуки, которые относятся к натуральному звукоряду. Это горн, валторн, фанфара, альпийский рог, сигнальный рожок.
  4. Клапанные. Эти инструменты отличаются тем, что имеют отверстия на своем корпусе. Во время игры музыкант закрывает или открывает их. Клапанные инструменты широко использовались в XVIII веке, однако от них постепенно отказались. Связанно это в первую очередь с неудобством их эксплуатации. К этому виду относится серпент, корнет и клапанная труба.

Польза духовых инструментов

Учеными давно доказано, что игра на духовых инструментах положительно влияет на систему дыхания человека. Заниматься этим видом искусства стоит тем людям, которые страдают от астмы или хронического бронхита. Кроме того, игра на таких инструментах помогает лечить нервные расстройства. Если же на духовых инструментах начинают играть дети, то вскоре они становятся более спокойными и уравновешенными.

Духовые инструменты очень отличаются по своей структуре и звучности от всех остальных инструментов, причем они выделялись в музыке всех культур еще с доисторических времен. Классификация этих инструментов хорошо отражает взаимосвязь и различия между разными видами духовых.

Как устроены духовые инструменты?

Духовой инструмент состоит из резонаторов определенного типа (как правило, в форме трубок). В них происходят колебания столба воздуха, который игрок вдувает в духовой инструмент, а вследствие этого усиливается звук.

Звуковой диапазон духового инструмента определяется размерами его резонаторов. Например, звук, извлекаемый из толстой тубы, низкий, поскольку длина ее воздушного канала способствует низкочастотному колебанию потока воздуха. А звучание тонкой флейты будет высоким за счет более узкой формы инструмента, а, соответственно, и меньшего объема резонатора: при таких условиях столб воздуха чаще колеблется о его стенки, следовательно, звук становится выше.

Увеличить частоту колебания столба можно за счет ускорения вдувания воздуха, то есть если создать более быструю и острую воздушную струю.

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на две группы:

  • медные духовые инструменты;
  • деревянные духовые инструменты;
  • клавишные духовые инструменты.

Изначально такое распределение возникло из-за материалов, используемых для изготовления того или иного инструмента, но впоследствии оно стало в большей степени относиться к способу извлечения из него звука. Материал инструментов, изготавливаемых в наше время, медью и древесиной не ограничивается и может быть самым разнообразным - от металла и до пластика, от латуни и до стекла, но за этими инструментами все равно будет закреплена принадлежность к одной из вышеназванных групп.

При игре на них звук извлекается благодаря изменению длины столба воздуха. Этого можно достигнуть при открывании особенных отверстий, что находятся на инструменте, а каких именно - зависит от расстояния, на котором эти отверстия друг от друга находятся.

Деревянные духовые инструменты делятся на две подгруппы: лабиальные и язычковые. Распределение зависит от того, каким способом воздух вдувается в инструмент.

В лабиальных вдувание воздуха происходит через поперечную щель, расположенную на головке самого инструмента: благодаря этому струя воздуха рассекается и способствует внутреннему колебанию воздуха.

К лабиальным духовым инструментам относятся дудка, а также флейта и ее разновидности.

В язычковых вдувание происходит с помощью язычка - тоненькой пластины вверху инструмента, вследствие чего столб воздуха приходит в колебание.

К язычковым духовым инструментам относят: саксофон, кларнет, фагот и их разновидности, а также такие инструменты, как балабан и зурна.

От способа звукоизвлечения, вызываемого определенным положением губ на инструменте и силой вдувания воздушной струи, зависит принадлежность инструмента к медным духовым. Эти духовые инструменты раньше были медными, впоследствии латунными, а иногда и серебряными.

Медные духовые инструменты тоже делятся на подгруппы.

Особенность вентильных инструментов заключается в том, что они, собственно, оснащены тремя или четырьмя вентилями, которыми управляет игрок с помощью пальцев. Нужны они для того, чтобы увеличить длину струи воздуха посредством увеличения длины самого инструмента и таким образом понизить звук. Это происходит при нажатии на вентиль, когда в трубку включается добавочная крона и инструмент дополнительно удлиняется.

К вентильным инструментам относятся: труба, валторна, туба, саксгорн и другие.

А вот у натуральных духовых инструментов добавочных трубок нет совсем: они извлекают звуки только из натурального звукоряда и не способны играть мелодические линии, поэтому практически перестали использоваться еще в начале XIX века. К этой подгруппе относят горн, фанфару, охотничий рог и подобные инструменты.

Добавочная выдвижная трубка в форме буквы U, которая называется кулиса , характеризует такой вид медных духовых, как тромбон. Движение этой трубки влияет на длину потока воздуха, соответственно, и на тон звука.

Клавишные духовые инструменты

Отдельно в этой классификации выделяют клавишные духовые инструменты. Их особенность в том, что в их структуре находятся язычковые и подвижные трубки - в них через специальные меха накачивается воздух.

Среди них выделяют две подгруппы:

  • язычковые — фисгармония, аккордеон, мелодика, баян;
  • пневматические — орган и некоторые его виды.

Духовые инструменты симфонического оркестра

Флейта, фагот, гобой, туба, валторна, тромбон, кларнет и труба - те духовые музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Рассмотрим часть из них.

Флейта

Изначально флейта действительно изготавливалась из древесины, однако позже, в XIX веке, основным материалом для этого инструмента стало серебро. Само слово «флейта» уходит корнями в древние времена; тогда это название относилось ко всем без исключения духовым инструментам. Считается, что флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов в принципе - первые предки этого инструмента появились уже около 43 тысяч лет назад.

Ранее существовала продольная флейта, которую музыкант держит перед собой, как дудку, однако в период после эпохи барокко она была вытеснена поперечной, которую держат сбоку, отводя руки в сторону. Именно поперечный вариант представляет себе большинство людей, слыша понятие «флейта». В симфоническом оркестре в основном задействованы две флейты. Используется флейта чаще всего для классических произведений. Среди других духовых освоение флейты дается большинству людей лучше всего, а учить ноты для флейты не сложнее, чем ноты для пианино или гитары .

Тромбон

Тромбон - единственный медный духовой инструмент, который не претерпел никаких изменений спустя века своего существования, и остался таким же, каким его знали древние музыканты. Тромбон является единственным инструментом, который не транспонирует, то есть высота реального звука которого совпадает с высотой звука в нотной записи. Под словом «тромбон» обычно понимают такую его разновидность, как теноровый тромбон. Существуют также альтовый и басовый тромбоны, но их используют очень редко.

В симфоническом оркестре обычно задействованы три тромбона. Чаще всего тромбон встречается в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.

Гобой

Тот вид, который гобой имеет сейчас, он приобрел в XVIII веке. Его предшественниками еще с древних времен были такие инструменты, как авлос, зурна, волынка и другие. Для гобоя характерен певучий тембр, схожесть с человеческим голосом. Сам он имеет коническую форму и набор из двадцати трех мельхиоровых клапанов на корпусе.

Симфонический оркестр насчитывает в своем составе гобои в количестве двух штук. Произведения эпохи классицизма и барокко — основной репертуар этого инструмента.

Труба

Среди медных духовых именно труба может звучать выше всех. Изготовляют ее из таких материалов, как латунь, медь либо серебро. Она является одним из самых древних инструментов. Изначально ее использовали как сигнальный инструмент, но с XVII столетия она стала элементом симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре используют три трубы. Применяется этот инструмент в самых разнообразных жанрах: в классике, в джазе и т. д.

Туба

Туба, в отличие от трубы, наоборот, является самым низкозвучащим элементом. Кроме того, по размеру и весу туба тоже превышает все остальные медные духовые инструменты. Из-за этого на ней нередко играют стоя, что, кроме всего прочего, подразумевает соответствующую физическую подготовку музыканта. Она является изобретением бельгийца Адольфа Сакса XIX века. Как и труба, туба - вентильный инструмент.

В оркестре, в основном, используется одна-единственная туба.

Более-менее серьезного уровня игры на любом духовом инструменте можно добиться за три-четыре года систематической практики. Развитие музыкального слуха поможет ускорить прогресс. Считается, что деревянные духовые инструменты немного проще осваивать, чем медные; а сложнее всего ученикам даются валторна и тромбон.

Объяснить маленьким деткам, что такое медные духовые инструменты, будет проще с помощью видео. Предлагаем посмотреть следующий видеосюжет:

Игра на большинстве духовых инструментов связана с использованием человеческого дыхания. Отсюда и происходит их название: старинное русское слово «дух» означает воздух. Звучащим телом любого духового инструмента является столб воздуха, заключенный в канале ствола.

В основе классификации музыкальных инструментов лежит их разделение соответственно с природой и условиями использования звучащих тел. По способу звукообразования, по типу вибратора, приводящего столб воздуха в колебание, духовые инструменты делятся на флейтовые, язычковые и мундштучные. Флейтовые (лабиальные или свистящие)
Вибратором у этих инструментов является струя воздуха, рассекающаяся об острый край лабиального отверстия или стенки ствола. К флейтовым относятся:

  • окариновидные инструменты — различные керамические свистульки с игровыми отверстиями;

продольные флейты:

  • открытые — инструменты, ствол которых открыт с обоих концов;
  • многоствольные — инструменты, представляющие собой набор трубок различных размеров, причем один из концов каждой трубки закрыт, другой открыт;
  • свистковые — инструменты, в верхний конец (головку) ствола которых вставляется втулка, губа или язык исполнителя, образующие щель, через которую струя воздуха направляется на острый край среза свисткового отверстия;
  • поперечные флейты — инструменты с одним закрытым концом (головкой), где имеется звуковое отверстие, на край которого направляется струя воздуха.

Язычковые

Вибратором у этой группы инструментов является эластичная пластинка - прерыватель (трость, пищик). К данной группе относятся:

  • инструменты со свободным язычком: в виде берестяной пластинки, травяного листа и т. п.;
  • инструменты с одинарным или двойным бьющимся язычком;
  • инструменты с проскакивающим язычком: гармоники, фисгармонии и др.

Мундштучные

Вибратором у этих инструментов являются соответствующим образом сомкнутые и собранные губы исполнителя. Положение, степень упругости и гибкости губных и лицевых мышц исполнителя, их натренированность, выносливость и силу при игре на духовом инструменте принято называть амбушюром. Исполнители на мундштучных инструментах плотно приставляют губы к мундштуку, а струя посылаемого воздуха вызывает их вибрацию. Таким образом, в отличие от всех других духовых инструментов у мундштучных амбушюр не просто участвует в процессе звукообразования, а является непосредственным возбудителем колебаний — вибратором. И хотя исполнители на флейтовых и язычковых инструментах также должны иметь амбушюр (флейтист с его помощью направляет струю воздуха на срез инструмента, исполнитель на язычковом инструменте, охватывая трость губами, с помощью амбушюра управляет ее вибрацией), именно мундштучные инструменты называют амбушюрными.

Флейтовые и язычковые инструменты, используемые в профессиональном исполнительстве, принято называть деревянными духовыми, несмотря на то, что далеко не всегда материалом для их изготовления служит дерево; мундштучные — медными духовыми инструментами.

Частота колебаний столба воздуха, заключенного в трубке духового инструмента (высота звука) зависит от длины трубки. При увеличении ее длины частота колебаний уменьшается (высота звука понижается), при уменьшении длины частота колебаний увеличивается (высота звука повышается). Кроме того, путем увеличения напряжения амбушюра и скорости вдуваемого воздуха (передувания) столб воздуха можно заставить вибрировать не только целиком, но и разделенным на 2, 3, 4 и т. д. равные части. Столб воздуха, звучащий целиком, дает основной тон. Столб воздуха, разделенный на две равные части, звучит октавой выше основного тона, на три равные части — дуодецимой выше основного тона, на четыре равные части — двумя октавами выше основного тона и т. д. Эта последовательность звуков, извлекаемых на духовом инструменте путем передувания, называется натуральным звукорядом, а сами звуки — натуральными или обертонами. На гобое, кларнете, фаготе передувание происходит при помощи специальных «октавных» клапанов. Для наглядности приводим натуральный звукоряд, построенный от звука до большой октавы (см. пример 1).

Как уже указывалось, абсолютная высота основного тона зависит от длины трубки инструмента, но интервалы между обертонами не зависят от абсолютной высоты основного тона, а всегда остаются постоянными: между первым и вторым обертоном — чистая октава, между вторым и третьим — чистая квинта, между третьим и четвертым — чистая кварта и т. д. Интервалы между обертонами не соответствуют одноименным интервалам равномерно-темперированного строя, однако это несоответствие не столь велико, чтобы не употреблять натуральные звуки в практике. Исключение составляют седьмой, одиннадцатый, тринадцатый и четырнадцатый обертоны, которые настолько отличаются от соответствующих звуков равномерно-темперированной гаммы, что воспринимаются на слух как фальшивые. Несмотря на это до изобретения хроматических инструментов они широко использовались при игре на натуральных валторнах и трубах.

Духовые музыкальные инструменты известны с доисторических времен. Предположительно в эпоху палеолита (приблизительно 80—13 тысяч лет до н. э.) появились флейта, труба, труба-раковина; в эпоху неолита (приблизительно 5—2 тысячи лет до н. э.) флейта с игровыми отверстиями, флейта Пана, поперечная флейта, поперечная труба, дудки с одинарным язычком, носовая флейта, металлическая труба, дудки с двойным язычком.

Флейтовые и язычковые духовые инструменты представляют собой полые трубки цилиндрического или конического, а иногда и обратно-конического сечения. Простейшие флейтовые и язычковые инструменты давали возможность извлекать на них лишь небольшое количество натуральных звуков. На флейте Пана поступенность звуковой шкалы достигалась посредством разновеликих трубок (чем короче трубка, тем выше звук). Однако их смена в процессе игры затрудняла технику исполнения. Возникла мысль попытаться варьировать длину воздушного столба в пределах одной трубки, просверлив в ней отверстия. Открытое отверстие позволяло воздуху, посылаемому исполнителем в инструмент, выйти из трубки раньше ее окончания, что укорачивало воздушный столб и таким образом повышало звук. Отверстие, закрытое пальцем, восстанавливало целостность трубки.

Флейта получила широкое распространение в Древнем Египте (мем — продольная флейта с пятью игровыми отверстиями и себи — поперечная), Палестине (угаб — продольная открытая флейта), в Китае (пайсяо — разновидность флейты Пана; сяо — продольная бамбуковая флейта с шестью игровыми отверстиями; ди — бамбуковая поперечная флейта с шестью игровыми отверстиями, четырьмя отверстиями для подстройки и одного для окраски тембра; сюань — продольная глиняная флейта с шестью игровыми отверстиями), Индии (ванша — поперечная флейта и лайю — продольная). В значительно меньшей степени инструмент был распространен в Древней Греции и Риме. Это разновидности сиринкса (свирели): флажолет (высокая по регистру разновидность продольной флейты) с игровыми отверстиями и флейта Пана.
В странах Древнего мира помимо флейт широкое распространение имели язычковые инструменты. В Древней Греции одним из самых любимых инструментов был авлос. Инструмент представлял собой цилиндрическую или коническую трубку с 3—4 или 6 игровыми отверстиями и с двойной тростью. Исполнитель обычно пользовался двумя авлосами одновременно. На одном звучала мелодия, на другом — сопровождающий ее неизменный тон. В последнем веке до нашей эры авлос был усовершенствован. Число игровых отверстий увеличилось до 15. Некоторые из них закрывались вращающимися кольцами, что облегчало процесс исполнения. Авлос сопровождал театральные представления, гимнастические упражнения, использовался он и в качестве ратного инструмента в военных походах. Популярны были пифийский (низкий) и хоровой (высокий) авлосы. В Риме авлос назывался тибией.

В Древнем Египте широкое распространение получил аргуль. Инструмент представлял собой две соединенные между собой трубки, имеющие различную длину и мундштуки клювообразной формы с одинарными язычками. Короткая трубка имела 6 игровых отверстий, а более длинная — лишь отверстие для посыла воздуха. Играли на двух трубках одновременно, как на авлосе. В отличие от аргуля арабская цуммара имела игровые отверстия на обеих трубках. В Китае бытовали инструменты гобойного типа гуань и сона.

Возникновение европейского гобоя связано с двумя средневековыми типами восточного гобоя. Это индийская зурна и арабский замр. Европейские музыканты применяли восточный способ игры: трость инструмента полностью погружалась в рот и свободно вибрировала, отчего звук получался очень громким и монотонным. В эпоху Средних веков возникло ответвление гобойной группы — семейство западноевропейских свирелей с коническим стволом. Дискантовые и сопрановые свирели назывались шалмеями, альтовые и теноровые — поммерами, басовые — бомбардами или большими басовыми поммерами. Эти инструменты располагали диатоническим звукорядом почти в две октавы и имели разные строи. Общий диапазон семейства свирелей составлял к концу XVI в. пять с половиной октав: от фа контроктавы до си третьей.

Усовершенствование деревянных духовых инструментов связано прежде всего с увеличением числа игровых отверстий. Располагаясь на определенных расстояниях друг от друга, они стали разделяться на основные и на отверстия с клапанами. Последние в свою очередь делились на отверстия с клапанами изначально находящимися в закрытом положении и на отверстия с клапанами, изначально находящимися в открытом положении.

Основные отверстия дали возможность получить основной диатонический звукоряд инструмента. Как правило, они прикрываются кольцами (очками), соединенными со специальными корректирующими клапанами. Отверстия с клапанами, находящимися в закрытом положении и открывающимися при нажатии, дают возможность получить на инструменте альтерированные тона. Отверстия с клапанами, находящимися в открытом положении и закрывающимися при нажатии, используются для получения самых низких звуков инструмента.

У гобоя, кларнета и фагота имеются еще октавные клапаны. Они находятся с противоположной стороны от основных отверстий и помогают исполнителю осуществлять передувание. Для октавного обертона используется та же аппликатура, что и для основного тона (на фаготе более усложненная), только весь звукоряд инструмента будет звучать октавой выше.

Флейта, гобой и фагот принадлежат к «октавирующим» инструментам. Они дают как четные, так и нечетные обертоны. Кларнет является «квинтирующим» инструментом, так как при передувании он дает сразу квинту через октаву от основного тона. Четные же обертоны получить на нем невозможно.

Предшественниками современных медных духовых инструментов были раковины и рога, возникшие еще в доисторическую эпоху. Простые рога, изготовленные из рогов зверей и даже бивней слона, широко использовались в тех случаях, когда нужно было издать сигнал, превосходящий по силе человеческий голос. Они издавали по несколько натуральных звуков, тембрально невыразительных, с преобладанием низких обертонов.

В Древнем Египте, Палестине, Греции, Риме широкое распространение в качестве военного и сигнального инструмента получила прямая металлическая натуральная труба. В Древнем Китае использовались бронзовые трубы да-чун-ку (с большим раструбом) и сяо-чун-ку (с малым раструбом). В Древней Индии были распространены: древнейший духовой инструмент шанкха (труба из морской раковины) и рана-сринга (рог).

В первобытно-общинном обществе славянские дружины имели простейшие музыкальные инструменты. Для сбора дружины и подачи военных сигналов применялись турьи рога. В летописях X—XI вв. упоминаются трубы и бубны, а на фресках Киевского Софийского собора (XI в.) встречаются изображения флейт и прямых труб. В Ипатьевской летописи 1151 г. сказано о том, что движение войск в киевских дружинах начиналось под звуки труб. В княжение Юрия Долгорукого (90-е годы XI в.— 1157) количество войска определялось числом знамен и соответствующим количеством труб и бубен.

В XII в. произошло разделение между трубами и рогами. Трубы стали использоваться в военной практике, рога перешли в сторожевой, охотничий и пастушеский обиход. В эпоху крестовых походов трубы стали принадлежностью привилегированных классов (1096—1270), по своему значению они приравнивались к оружию.

Простые рога использовались многими народами Европы вплоть до Средних веков. Различались три типа рогов: малые (цинки), средние и полные, или половинные. Изготавливали их из рога буйвола. В XIV в. ствол рога стали изгибать. Так были созданы кольцеобразно изогнутые охотничьи или лесные рога, а в конце XV — начале XVI в.— несколько меньших размеров сигнальные (почтовые). В начале XVI в. в Германии появились охотничьи рога в три оборота.

Дальнейшее усовершенствование медных духовых Инструментов связано прежде всего с пополнением их натурального звукоряда. В результате на длинных узкомензурных 12 инструментах появилась возможность извлекать натуральный звукоряд со второго по шестнадцатый обертон, а на коротких широкомензурных — со второго по шестой-восьмой обертоны. Вместе с усовершенствованием медных духовых инструментов совершенстовалась и исполнительская техника. Так, в конце XVII— начале XVIII в. возникла новая техника игры — кларино (от лат. clarus — ясный). Она заключалась в максимальном использовании верхнего отрезка натурального звукоряда, где последовательность извлекаемых звуков становится поступенной. Постоянное использование верхнего регистра инструмента (трубы или валторны) требовало от исполнителя высочайшего мастерства. Наивысшие достижения этой техники нашли отражение в творчестве композиторов А. Вивальди (1678—1741), Г. Генделя (1685—1759) и И.-С. Баха (1685—1750).

Поиски, связанные с созданием хроматических медных духовых инструментов, наиболее наглядно прослеживаются на примере усовершенствования валторны (см. валторна). Порой эти поиски приводили и к совершенно неожиданным результатам. Так, опыт по созданию валторны с клапанами, предпринятый в 1760 г. Ф. Кельбелем, привел к созданию бюгельгорнов — широкомензурных инструментов с клапанами, получивших широкое распространение в духовых оркестрах.

Вентильный механизм, изобретенный в начале XIX в., значительно расширил возможности медных духовых инструментов, хотя в тембровом отношении натуральные инструменты превосходили хроматические. Вентильный механизм бывает двух видов: помповый (пистонный) и вращающийся. Помпу впервые применили берлинские мастера Ф. Блюмель и Г. Штёльцель в 1814 г. для валторны. Конструкция вращающегося вентиля была создана в 1832 г. П. Ридлем из Вены. Вентильный механизм состоит из нескольких дополнительных трубок или кронов различной длины. Каждому из кронов соответствует двой вентиль, который включает крон в основную трубку и соответственно понижает весь строй инструмента.

Все хроматические медные духовые инструменты, кроме тромбона, снабжены тремя основными вентилями. Первый вентиль понижает весь строй инструмента на 1 тон, второй — на 1/2 тона, третий — на 2,5 тона. Все три вентиля, нажатые вместе, понижают строй инструмента на 3 тона. Таким образом хроматически заполняются все интервалы между натуральными звуками (кроме октавы между I и II). Необходимо учитывать, что при включении кронов в отдельности звукоряд основной трубки понижается точно на требуемую величину: для понижения на 1/2 тона длина основной трубки должна быть увеличена на 1/15 ее часть, для понижения на тон — на 1/8, для понижения на полтора тона — на 1/5. При включении же двух или трех кронов одновременно — соотношение резко изменится. Так, если одновременно с первым нажать третий вентиль, длина его крона будет составлять уже не 1/5 длины основной трубки, а несколько меньшую величину, так как к длине основной трубки уже прибавилась длина первого крона. При включении всех трех кронов одновременно эта разница станет еще более ощутимой (вместо понижения на 3 тона общий звукоряд понизится на 2,3/4 тона). Поэтому каждый крон делают несколько длиннее расчетного, что лишь незначительно понижает звуки при нажатии какого-либо одного вентиля. Зато при комбинации вентилей получаются интонационно более чистые звуки. Тем не менее, в комбинациях с участием третьего вентиля расчетные соотношения между основной и добавочными трубками значительно изменяются.

Применение на некоторых инструментах четвертого вентиля (квартвентиля) дает возможность хроматически заполнить интервалы между I и II обертонами, но практически все звуки, взятые при помощи комбинаций вентилей, звучат значительно выше, причем при одновременном нажатии всех четырех вентилей вместо понижения на 5,1/2 тонов основной звукоряд понизится всего на 5 тонов. Однако применение квартвентиля упрощает комбинации вентилей. Кроме того, применение квартвентиля увеличивает диапазон инструмента на большую терцию вниз.

Кулисный механизм имеет единственный инструмент — тромбон (



Рассказать друзьям