Какие основные цвета в изобразительном искусстве. §4 Основные, составные и дополнительные цвета

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Три основных цвета

Первое, что нужно уяснить себе - это что в живописи есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания других. Эти цвета - желтый, красный и синий - известны как основные (базовые) цвета. Именно они образуют середину (основу) цветового круга.

Если смешать два основных цвета, получится так называемый «дополнительный» (или вторичный) цвет. Красный и синий при смешении дают фиолетовый, красный и желтый - оранжевый, и, наконец, синий и желтый дают зеленый. Конкретный оттенок дополнительного цвета зависит от того, какой именно желтый, синий и красный вы используете и в каких пропорциях их смешиваете. Если смешать основной цвет с дополнительным, вы получите третичный цвет.

Черный и белый также нельзя получить путем смешивания, но они относятся к группе монохромных цветов и не участвуют в смешивании цветов хроматических.

Холодные и теплые цвета

Каждый цвет «склоняется» к одному или другому. Это не всегда бросается в глаза, иногда теплота или холодность цвета едва различимы. Но холодные следует отличать от теплых, поскольку при смешивании эти свойства оказывают серьезное влияние на результат.

Среди основных желтый и красный относятся к теплым, а синий - к холодным цветам. Кроме того, если проводить сравнения среди видов одного цвета, можно обнаружить, что среди красных, желтых и синих есть оттенки теплее и холоднее. Правда, это уместно только в рамках сравнения: желтый никогда не будет по-настоящему холодным, а лишь холоднее другого желтого - в ином случае это уже не желтый, а какой-то другой цвет.

Если мысленно двигаться по цветовому кругу, то становится видно, что каждый цвет имеет относительную «температуру». При движении от холодного «полюса» к теплому «температура» цвета растет, а при движении в обратную сторону - от теплого к холодному - эта «температура» падает.

Различие между теплыми и холодными оттенками очень важно понимать и улавливать. Благодаря этому знанию станет возможно верно передать время суток - солнечный день или голубоватые сумерки, нужное настроение и атмосферу - печальную или радостную, и т.д. Кроме того, это поможет художгнику грамотно играть на контрасте теплого и холодного, что также имеет весьма впечатляющий эффект при правильном применении.
На сегодня все, в следующий раз продолжим нашу беседу о теории цвета. Удачи в живописи!

Теория Цвета - Цвет в Живописи

Часто рассматриваю картинки без единого слова-комментария.
Ни об авторе ни о его работах

Приходится" гуглить" самой

Хочу разобраться в цвете - композиции- перспективе -технике и т д

Этот пост -попытка ликбеза в области живописи

При правильном использовании, через цвета можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Правильное применение цветов - одно из важнейших условий успешного рисунка. Знания о применении цвета не передаются по наследству, этому учатся.

Существуют правила, которые необходимо соблюдать, и такие, которыми можно пренебречь, но каждый художник, стремящийся достичь успеха в своем деле должен начинать с фундамента, т.е. -

с теории цвета.

Существует огромное количество доступных научных материалов; однако, большинство из них далеки от художников.

1. Три свойства цвета


Прежде чем углубиться в теорию цвета, необходимо понять ее базовые принципы. Давайте обратимся к, так называемым, трем свойствам цвета. Эти свойства представляют собой общий язык теории цвета и всегда должны быть в уме художника.

- Оттенок - наименование того или иного цвета (например, красный, синий, желтый).


- Насыщенность - это бледность или затемненность оттенка (цвета).
-
Интенсивность определяет яркость или тусклость оттенка (цвета). Чистые оттенки - высокоинтенсивные.

Тусклые оттенки - соответственно, обладают низкой интенсивностью.
Эти три свойства цвета будут зависеть от многих вещей, но в основном - от света на вашей картине

Цветовой Круг
Цветовой круг, основанный на красном, желтом и синем цветах - традиционная форма цветовой схемы в области искусства

Базовые цвета
Существует три базовых цвета:

красный, желтый и синий.

Это три пигментных цвета, которые не могут быть смешаны или получены путем смешивания других цветов


Цвета второй группы

К таким цветам относятся зеленый, оранжевый и фиолетовый.


Эти цвета получены путем смешивания базовых цветов.

Цвета первой и второй группы вместе образуют шестерку самых ярких цветов спектра.

Смешивая каждый цвет с соседним, мы получим еще шесть цветов - цвета третьей группы.
Цвета третьей группы


К этой группе относятся желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Эти цвета получены путем смешивания одного базового и одного вторичного цвета.

Баланс цвета

Вы не можете рисовать, используя только один или даже все базовые цвета. Нужно достичь баланса в вашей цветовой композиции.


Добавьте несколько цветов третьей группы, или немного серого, чтобы картина не была такой ненатурально яркой.

Если вы не будете держать это в уме, то, не смотря даже на то, какая у вас хорошая композиция и дизайн, вам не удастся зацепить взгляд зрителя.

В природе, например, вы никогда не встретите чистые базовые или вторичные цвета в избытке


наоборот, все цвета сбалансированы,

это и создает нашу реальност ь
Задача художника заключается в том, чтобы знать, когда и как изменить эту реальность или подчеркнуть ее, чтобы сделать ее более красивой, более драматичной или более пугающей,
в зависимости от цели автора.

Известный иллюстратор Эндрю Лумис
(Andrew Loomis)

однажды сказал:

«Цвет - как банковский счет. Если зайти глубоко, скоро ничего не останется».


Это значит, что некоторые из самых прекрасных творений, когда-либо созданных художниками, используют ограниченную цветовую палитру

Важно понять, что цвет в спектре - это белый свет, разделенный на элементы.


Предметы обладают цветом только потому, что их поверхность принимает свет и отражает все другие цвета спектра. Если бы в свете не было цвета, он бы вообще не воспринимался человеческим глазом.

Без хорошего эскиза, конечно, цвет малозначим, но все дело в тесной связи между твердой линейной композицией и цветом, которая делает хорошую картину произведением искусства!

Цвет (англ. сolour , франц. сouleur , нем. farbe ) - это свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. В широком значении цвет означает сложную совокупность градаций, взаимодействий, изменчивость тонов и оттенков. Видимый человеком цвет возникает, с одной стороны, под влиянием объективного физического явления - , с другой - в результате электромагнитного излучения различных частот на зрительный аппарат человека. Помимо этих факторов, на возникновение цветового ощущения человека влияют зрительный опыт и память, физиологические и психологические особенности.

Цвет переживается не только визуально, но также психологически и символически, поэтому он изучается как сложнейший феномен многими специалистами. Физики исследуют световые волны, измеряют и классифицируют цвета; химики создают новые пигменты для красок; физиологи изучают действие цвета на глаза и , а психологи - воздействие цвета на психику человека.


Теория цвета - это совокупность знаний о цвете. В настоящее время наука по изучению цвета включает в себя два основных раздела: цветоведение и колористику. Олицетворением научного знания о цвете также является колориметрия. Цветоведение изучает цвет с точки зрения систематизации знаний физики, химии, психологии, физиологии. Колористика изучает основные характеристики цвета, гармонизацию цветовых множеств, механизм воздействия цвета на пространственное формообразование, средства и методы цветовой организации архитектурной среды.

Характеристики цвета

Цвета делятся на две категории - хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый цвета и все их смеси. Хроматические цвета мы видим индивидуально. К ахроматическим (не имеющим цвета) относятся белый, черный и все оттенки серого, они различаются только по светлоте. Человеческий глаз способен различить до 400 переходных оттенков от белого к черному.

Выделяют четыре цветовые группы: спектральные, светлые, темные и пастельные (или сероватые) цвета. Светлые - цвета спектра, смешанные с белым цветом; темные - цвета спектра, смешанные с черным; сероватые - цвета спектра, смешанные с разными оттенками серого.


Получение цветов спектра при помощи призмы

// wikipedia.org

К основным характеристикам цвета относят: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Цветовой тон - признак хроматического цвета, по которому один цвет отличается от другого: зеленый, синий, фиолетовый. Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от ахроматического, схожего с ним по светлоте. Если добавить к чистому красному цвету немного серого, который одинаковый с ним по светлоте, то новый цвет будет менее насыщенным. Светлота - качество цвета, по которому его можно приравнять к одному из цветов ахроматического ряда, то есть чем выше яркость, тем светлее цвет.

Цветовые круги

Все многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились привести в систему - расположить их в определенном порядке, выделить основные и производные цвета. К основным цветам относятся желтый, синий и красный. Смешивая их, можно получить все остальные оттенки.

В 1676 году с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр и заметил, что он содержит все цвета, за исключением пурпурного. Спектр послужил основой для систематизации цветов в виде цветового круга, в котором Ньютон выделили семь секторов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.


Цветовой круг Ньютона

// wikipedia.org

Идея графического выражения системы цветов в виде замкнутой фигуры была подсказана тем, что концы спектра имеют тенденцию замкнуться: синий через фиолетовый переходит в пурпурный, красный с другой стороны также приближается к пурпурному.

Спустя 140 лет после Ньютона цветовой круг был усовершенствован Иоганном Гёте, который добавил пурпурный цвет, получаемый при смешении фиолетового и красного. Помимо этого, Гёте первым задумался о том, что цвет оказывает действие на психику человека, и в своем научном труде «Учении о цвете» первым открыл явление «чувственно-нравственного действия цвета».


Цветовой круг Гёте

// wikipedia.org

В 1810 году свою теорию цвета опубликовал Филипп Отто Рунге, немецкий живописец романтической школы. К числу основных цветов, помимо желтого, синего и красного, художник относил также черный и белый. Рунге строил свои выводы на опытах с пигментами, что делало его учение более близким живописи. Трехмерная модель систематики цветов Рунге послужила основой для всех последующих моделей.


Цветовой шар Рунге

// wikipedia.org

Другие цветовые системы - это цветовой шар Альберта Манселла и двойной конус Вильгельма Фридриха Оствальда. В системе Манселла опора делается на цветовой тон, светлоту и насыщенность, а у Оствальда - на цветовой тон, белые и черные цвета. Новые системы опирались на опыт предшественников. Так, Манселл взял за основу цветовой шар Рунге.

Сегодня в живописи, дизайне, архитектуре и прикладных видах искусства широко используется цветовой круг Иоханнеса Иттена - швейцарского художника, теоретика искусства и педагога. Его 12-частный цветовой круг показывает наиболее распространенную в мире систему расположения цветов, их взаимодействие между собой. Иттен выделил основные цвета, цвета второго порядка (зеленый, фиолетовый и оранжевый), которые получаются при смешении пары основных цветов и цвета третьего порядка, которые получаются при смешении основного цвета с цветом второго порядка. Например, желтый, смешанный с зеленым, обыватели назовут салатовым, но в цветоведении он именуется желто-зеленым.


Цветовой круг Иттена

// wikipedia.org

Классификация цветовых систем

Потребность в систематизации цвета продиктована практикой. Например, она важна для теории живописи. Спектр послужил основой для систематизации цветов в виде цветового круга и треугольника. Помимо перечисленных выше цветовых систем, выделим также цветовой атлас химика Мишеля Шеврёля, хромометр Эжена Делакруа и «Хроматоаккордеон» Рудольфа Адамса.

Шеврёль впервые разработал цветовую систему, приспособленную к нуждам производства. Он создал цветовой атлас, включающий 72 чистых цвета, в основе которых лежали шесть основных цветов в двенадцати модификациях. Теоретические труды Шеврёля пользовались большим авторитетом и популярностью у художников.


Цветовая система Шеврёля

// wikipedia.org

Эжен Делакруа вошел в историю как выдающийся колорист, тщательно изучал механизмы гармонизации, исследовал работы восточных мастеров колорита и труды Шеврёля. Он составил несколько «колористических пособий», которые позволяли легко и быстро подобрать необходимое цветовое сочетание.

В 1865 году Рудольф Адамс в книге «Хроматоаккордеон» изложил свое видение цветовой гармонии как созвучное действие различных частей в целом, так называемое многообразие в единстве. Гармонирующие цвета должны содержать элементы всех основных цветов круга: красного, желтого и синего; черный, белый и серый также составляют единство, но без многообразия. Для облегчения подбора сочетаний Адамс построил «цветовой аккордеон» на основе 24-частного цветового круга, на котором эти цвета были представлены в шести ступенях светлот.

Из цветовых систем нашего времени следует выделить: практическую цветовую координатную систему (PCCS); цветовую систему Coloroid ; естественную цветовую систему - ЕЦС (NCS).


Цветовая система Coloroid

// wikipedia.org

Практическая цветовая координатная система - ПЦКС (PCCS) - за основу структуры принято изменение цвета по трем признакам, а за основу цветового тела было принято цветовое тело системы Манселла, в котором цвета, образующие цветовой круг, располагались на наклонном экваторе. Цветовая система Coloroid имеет цветовое тело в виде цилиндра, хроматические цвета располагаются внутри этого цилиндра, а ахроматические - на его оси.

В Шведском центре цвета под руководством Андерса Харда была разработана естественная цветовая система - ЕЦС (NCS). В основу работы была положена аксиома, что восприятие цвета, свойственное психофизиологии человека, отлично от оценки цвета как физической величины. Естественная цветовая система - метод описания отношений между цветами исключительно на основе их естественного восприятия, то есть люди способны судить о цвете без ссылок на физику. Человек является истинным инструментом измерения и оценки цвета. Естественная цветовая система удобна для практиков, которые занимаются формированием цветовой среды: дизайнеров, архитекторов, градостроителей. Она создана для исследования полихромии архитектурной пространственной среды.

Цветовые модели

Цветовая модель - это абстрактная модель описания представления цвета в виде кортежей чисел. Они называются цветовыми координатами, обычно используется три или четыре значения. Цветовая модель задает соответствие между цветами, воспринимаемыми человеком и хранимыми в памяти, и цветами, формируемыми на устройствах вывода. Такие модели представляют собой средство для количественного концептуального описания цвета и используются в , например Photoshop .


RGB-цветовая модель, представленная в виде куба

// wikipedia.org

По принципу действия модели можно разбить на несколько классов: аддитивные, субтрактивные и перцепционные. Аддитивные основаны на сложении цветов, такие как модель RGB - Red , Green , Blue (красный, зеленый, синий). В основе субтрактивных моделей лежит операция вычитания цветов (субтрактивный синтез), например CMYK - Cyan , Magenta , Yellow , Key color (голубой, пурпурный, желтый, ключевой цвет (черный)). Перцепционные модели - HSB, HLS, LAB, YCC - базируются на восприятии. Цветовые модели могут быть аппаратно-зависимыми (их пока большинство, RGB и CMYK в их числе) и аппаратно-независимыми (модель Lab ).


Наложение реальных типографских красок CMY

// wikipedia.org

Психологическое воздействие цвета

Воздействие и восприятие цвета - сложный процесс, который обусловлен разными психологическими факторами и базируется на физиологии нервной системы. Василий Кандинский в своем учебном курсе для Баухауза делает акцент на физических основах цветового порядка, исследуя прежде всего цветовое трезвучие желтый - красный - синий, с которыми согласуются соответственно три основные формы: квадрат, треугольник, круг. Акцентирует внимание на пространственном и психологическом действии отдельных цветов. Желтый - динамика, движение вовне, острый угол. Синий противоположен желтому, усиливает его качество, ощущение холода, движение внутрь, соответствует кругу, тупому углу. Красный - горячий, движение внутри себя, соответствует уравновешенности и тяжеловесности квадрата, прямому углу на плоскости. Белый и черный - молчащие цвета: белый символизирует возможность рождения нового цвета, черный означает поглощение.


«Желтое-красное-синее», Василий Кандинский

// wikipedia.org

Здесь следует затронуть вопрос о цветовой гармонии, которая зависит, в частности, от особенностей цветового восприятия. Цветовая гармония - результат гармонизации - равновесие двух цветов и более, а также цветовых групп. Анализ эволюции теорий цветовой гармонии привел к необходимости комплексного рассмотрения проблемы, включая особенности цветового восприятия, физиологические и возрастные особенности человека, его социальный статус, условия окружающей среды и, конечно, уровень общей культуры.

Цвета по-разному влияют на человека. Например, теплые цвета - красный, оранжевый, желтый - побуждают к действию, выступают как раздражающие. Холодные цвета - фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый - приглушают раздражение. Пастельные цвета обладают смягчающим и сдерживающим влиянием. Есть цвета, которые влияют на восприятие пространства: теплые воспринимаются ближе к нам, холодные, наоборот, подчеркивают дистанцию.


«Четыре темных отметины на красном», Марк Ротко

// wikipedia.org

Восприятие цвета субъективно. С эстетической точки зрения цвет определяется согласно цветопредпочтениям. С целью определения цветопредпочтений в разные годы проводились многочисленные эксперименты, особенно активно цветопредпочтения изучались английскими психологами, в частности У. Уинчем. До сих пор проводятся всевозможные эксперименты в этой области. Изучаются различные воздействия цвета в зависимости от пола. Но не стоит забывать, что очень многое зависит от индивидуальных особенностей: характера, воспитания, территориального расположения. Сталкиваясь с каким-либо цветом в своей жизни неоднократно в разных предметных ситуациях, человек вырабатывает свое отношение к нему, что, несомненно, оказывает свое воздействие на восприятие конкретного цвета.

Люди, которые живут в холодном климате на севере, стараются восполнить нехватку солнца и в жилье чаще используют теплые цвета. Люди, живущие на юге, где много солнца, стараются и в одежде, и в интерьере использовать холодные или нейтральные цвета. Рыжеволосые люди предпочитают носить одежду холодных оттенков - сине-фиолетовую, сине-зеленую, то есть цвета, дополнительные к оранжевому, красно-оранжевому.


Цветовые ассоциации

Цветовые ассоциации вызывают у человека эмоцию или ощущение, связанное с воспоминаниями об увиденном или пережитом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения разного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также память о виденном или пережитом.

Цвета могут «отправлять» память к определенному времени года: теплые оттенки говорят о лете, холодные - о зиме. Всем известна температурная ассоциация: красный цвет - горячий, синий - холодный. Возрастные ассоциации: дети ассоциируются с более яркими цветами, а пожилые - с мягкими, приглушенными оттенками. Могут возникать ассоциации, связанные с весом: легкие, воздушные, невесомые ― светлые оттенки; тяжелые ― темные оттенки.

Теория цвета в живописи

Теория цвета в живописи довольно широкое понятие. Закономерности цветового строя в живописи - это переработанные художником закономерности объективной реальности. Цветовая гармония, колорит, контрасты ― это цветовые категории, которые существуют в теории цвета и которые художник интерпретирует по-своему. Однако художественное творчество нельзя сводить только к схеме и науке, художник творит не по рецептам и преимущественно работает интуитивно, а это явление необъяснимое. Поэтому на сегодняшний день у нас нет теории живописи как научной дисциплины, нет теории, которая в полной мере излагает основные принципы живописного мастерства.


«Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа

// wikipedia/org

Цветовой строй картины определяется визуально. Обычно человек, созерцая картину, дает ей словесные характеристики, очень общие и, как правило, далеко не полностью отражающие изучаемые особенности произведения. Как правило, цветовой строй картины описывается стереотипными и, в сущности, мало что говорящими фразами, например: «Художник использует гамму…» или «Гармония построена на контрасте или нюансе…» Такие характеристики, конечно, содержат известную информацию о художественных особенностях произведения, но далеко не достаточную и с трудом используемую для более широких обобщений.


Цветовой атлас Манселла

// Mark Fairchild, wikipedia.org

Отсюда возникает вопрос: возможно ли измерить цветовой строй картины? Возможно. Цель измерений цвета в живописи состоит в решении весьма узкого вопроса - найти пути более конкретной и точной характеристики особенностей цветового строя и на этой основе создать классификацию различных типов цветовой гармонии и колорита. Но результаты измерений цвета в картине ни в коем случае не дают в руки исследователя какого-то инструмента, позволяющего определить эстетические качества художественного произведения. Цветовой строй измеряется с помощью обозначения каждого цвета, как, например, в атласе Манселла с помощью буквы и двух цифр: буква - цветовой тон, цифры - светлота и насыщенность, то есть для измерения цветового строя картины необходимо иметь атлас цветов.

Методическое пособие «Цвет - основа живописи» для детей 6-7 лет.


Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Сявский Центр Детского Творчества» п. Сява, Нижегородской области.

Методическое пособие «Цвет - основа живописи», предназначено для детей 6-7 лет. Разработано на основе учебных материалов Г. П. Шалаевой «Учимся рисовать». Будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования при обучении детей основам цветоведения и техническим приемам акварели и гуаши в живописи. Так же им могут воспользоваться родители, самостоятельно занимающиеся со своими детьми.
Цель: Знакомство с основными характеристиками цвета, как средством художественного выражения.
Задачи:
заложить теоретические знания о цвете;
развивать чувство цвета, художественного вкуса;
сформировать систему знаний и навыков для работы с цветом;
воспитывать уверенность, инициативность.
Методическое пособие «Цвет – основа живописи» существенно обогатит художественно - практическую базу младшего школьника. Данное методическое пособие направлено на овладение детьми теоретических и практических знаний и навыков работы с цветом.
Знания о цвете, приемах работы с красками необходимы и для освоения технологии живописи. Детям предлагается освоить принципы и методы работы с основными и дополнительными цветами, нежными и насыщенными, звонкими и глухими, холодными и теплыми оттенками. Важной частью является работа по освоению цветовых отношений, где дети знакомятся с теорией и наглядно-демонстрационной базой и выполняют ряд творческих заданий. Цвет имеет большое значение в жизни современного человека. Знания о цвете необходимы каждому. Умение видеть, чувствовать цветовую гармонию помогает ребенку развивать творческую активность.

Примечание:
а) Методическое пособие желательно изучать блоками (разделить на предлагаемые разделы). По каждой теме провести с обучающимися закрепляющие упражнения.
б) Материал пособия использовать по своему усмотрению – опираясь на возрастные особенности ребенка.

Методическое пособие «Цвет – основа живописи»

Тема. Основные и дополнительные цвета.

Работы, написанные красками, называют живописью.
- Краски бывают разные: акварельные, масляные, гуашь.
- Красками пишут, а не рисуют!
- Чтобы удобнее было писать картину красками, художник ставит ее на мольберт.
- Краски смешивают кистями или мастихином на пластмассовой (деревянной) дощечке – палитре.


Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон желтый, а апельсин оранжевый, огурец зеленый, а вишня – красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется - цветоведением . Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Цвет – главное выразительное средство живописи.
- Цвета можно разделить на основные и дополнительные.
- Цвета можно разделить на близкие и противоположные.
- Цвета можно разделить на теплые и холодные, звонкие (яркие) и глухие (спокойные).

Цветовой спектр.


Чистые, яркие цвета называют цветовым спектром .


Эту шутку придумали для того, чтобы запомнить порядок расположения цветов в спектре.

Основные и дополнительные цвета.


Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются - составные или дополнительные .



Раскрасим первый треугольник синей акварельной краской, и дадим ему хорошенько просохнуть. В это время тщательно вымоем в воде кисточку и раскрасим второй треугольник желтой краской. Посмотрим, что у нас получилось. Какого цвета вышел тот кусочек, где желтый цвет попал на синий? Зелёного.
Дальше, также дав рисунку просохнуть, берем красную краску и закрашиваем третий треугольник, и видим, что на том кусочке его, который «зашёл» на предыдущую фигуру, получился не желтый, не красный, а оранжевый цвет.


Этот способ перекрывания одного цвета другим называется лессировкой . Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим на таблицу и узнаем как получить другие цвета


А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называют составными .

Задание. Раскрась петушка составными цветами.


Тема. Оттенки и полутона.

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого – бледно-жёлтый. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.


Цветовые оттенки основных цветов.
Получить различные оттенки можно и другим путём – добавляя в краски белила (белую краску). Данное свойство по изменению цвета называется светлотой .


Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета .


Задание. Раскрась цветы темными и светлыми оттенками, при помощи смешивания красок раскрась листья.


Узелок на память.
Основной цвет предмета в тени усиливай, а на свету – ослабляй путём добавления воды в краску. Кроме того, ослабив цвет, можно сделать более ровным переход от светлого к тёмному.


Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на черном фоне будет ещё белее.


Белый лебедь на жёлтом фоне будет смотреться не таким белым.

Тема. Контрастные цвета.

Есть ещё цвета, которые называются контрастными . Контрастные цвета расположены напротив друг друга.


Это три пары контрастных цветов.


Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.


Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет наиболее удачным и почему?



Задание. Раскрась картинку контрастными цветами.


Тема.Теплый и холодный цвет.


Теплые цвета называются так, потому что напоминают цвет огня, солнечный свет.


Холодные цвета называются так, потому что ассоциируются со льдом и водой.


Задание. Раскрась картинку холодными цветами.


Задание. Раскрась картинку теплыми цветами.



Зеленый цвет получают из теплого (желтого) и холодного (синего) цветов.


Задание. Определи в каких оттенках зеленого цвета нарисованы детские рисунки.

Задание. Раскрась листочки теплыми и холодными оттенками зеленого цвета.


Тема. Звонкие и глухие цвета.


Выбор цвета зависит от настроения в работе. Известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение, они могут вызывать радость, печаль, тревогу.

Яркий колорит в картинах известных художников.


Художник Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»

ОСНОВНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА

Цели: дать понятие об основных и составных цветах; познакомить с цветовым кругом; учить составлять составные цвета путем смешения двух основных; развивать зрительное восприятие цвета, внимательность; содействовать воспитанию аккуратности.

Оборудование: таблица «Цветовой круг», образец педагогического рисунка, картины с изображением радуги.

Словарь: основные и составные цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я.

Учитель. У меня рассыпались буквы и слоги, из которых я хотел сложить название принадлежностей для рисования, необходимых для урока. Помогите мне сложить эти два слова.

(Краски, кисть.)

4. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Каждый предмет имеет свой собственный, присущий ему цвет. Например, спелые лимоны – желтые, апельсины – оранжевые, огурец – зеленый. Казалось бы, все тут ясно. Но не торопитесь, у цвета очень много секретов. Недаром существует специальная наука – цветоведение, занимающаяся проблемами изучения цвета. Вот и мы начнем постепенно постигать эти тайны, для того чтобы рисунки наши были не только красочными, но и передавали реальный цвет предмета правдоподобно.

III. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Великому английскому ученому Исааку Ньютону однажды пришла в голову мысль пропустить узкий солнечный луч через трехгранную стеклянную призму. Когда он это сделал, то увидел, что на расположенном позади нее экране появился последовательный ряд красивых цветов. Вы дома тоже не однажды это видели. Например, когда на грани красивой хрустальной вазы попадает лучик солнца, мы видим тогда красный, желтый и прочие цвета. А еще есть одно природное явление, когда множество людей одновременно видят такую же красоту.

Как оно называется? (Ответы учащихся.)

Правильно, это радуга. Лучи солнца, проходя через капельки дождя, точно так же, как и в призме, разделяются на семь цветов. Помните какие? (Ответы учащихся.)

А можете ли вы их расположить в том же порядке, что в радуге? (Ответы учащихся.)

Есть одна волшебная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова обозначает цвет, а место слова во фразе указывает на его место в последовательности цветов.

Знание закономерности расположения цветов очень важно, в этом вы убедитесь позже. Чтобы с этой шкалой было удобно работать, все цвета изобразили в виде ц в е т о в о г о к р у г а, добавив к уже известным еще и пурпурный цвет, который отсутствует в радуге, но имеется в природе.

Но есть три цвета, которые называются чистыми, или о с н о в н ы м и. Это – красный, желтый, синий.

Смешение трех основных цветов дает белый цвет, а смешение двух из них дает смеси цветов. Это вовсе не означает, что если вы возьмете красную, желтую и синюю акварельные краски, смешаете их, то у вас получится белый. Нет, такое превращение возможно только при смешении окрашенных в основные цвета лучей света. Попробуйте поэкспериментировать дома, направляя в одну точку лучи, которые можно пропустить предварительно через цветные стекла.

Если мы смешаем два основных цвета, то получим так называемые составные цвета . Например, смешав желтую и красную краску, мы получим оранжевую, смешав синюю и красную – фиолетовую.

IV. Дидактические игры.

1. У з н а й с о с т а в н о й и о с н о в н о й ц в е т а.

Учитель показывает карточку, окрашенную в какой-либо цвет, а учащиеся либо делают хлопок в ладоши, если цвет относится к основному, либо сидят молча, если цвет относится к составным.

2. П р о в е р и м, н а с к о л ь к о в ы в н и м а т е л ь н ы.

На доске выложены по порядку карточки, окрашенные в цвета радуги. Когда учащиеся закрывают глаза, учитель или переставляет карточки, или меняет их местами. Учащиеся должны восстановить последовательность.

3. К т о б ы с т р е е?

Учитель показывает две карточки, окрашенные в разные основные цвета, например синий и красный. Учащиеся должны поднять карточку, окрашенную в составной цвет, в данном случае – фиолетовый. Темп игры постепенно ускоряется.

V. Практическая работа.

З а д а н и е 1. Выполнить упражнения по смешению основных цветов для получения составных.

З а д а н и е 2. Нарисовать цветовой круг по образцу.

Внутренний круг – основные цвета.

Внешний круг – составные цвета.

З а д а н и е 3. Нарисовать, как вы себе представляете цветик-семицветик из одноименной сказки.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы сидели, рисовали

И немножечко устали.

Встали, руки развели,

Вверх подняли, потянулись,

Опустили и нагнулись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно снова рисовать.

VI. Итог урока.

1. С о б е р и с л о в а и з р а с с ы п а н н ы х б у к в.

(Основной цвет.) 2. П р о ч т и с л о в о.

Что бывает оранжевым?

(Апельсин.)

3. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.

Некоторым из вас могло показаться странным, что мы целый урок посвятили цвету. Но это только начало. У нас возникнет еще много вопросов.

Н а п р и м е р:

Какие цвета хорошо сочетаются между собой?

Почему одни цвета словно выпирают из рисунка, а другие как будто сливаются с соседними цветами?

Так что впереди у нас еще много открытий. Главное сейчас – тренировать свое зрение, чтобы вы могли отличать оттенки одного и того же цвета или разные тона, полученные смешением основных и составных цветов. Только тогда вы сможете правильно передавать в своих рисунках цветовые отношения.

4. В ы с т а в л е н и е о ц е н о к.



Рассказать друзьям