Какие тайны скрывает мавзолей ленина. Почему в Европе мало красивых людей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В склепах зачастую можно найти намного больше, чем просто человеческие останки. Эти подземные святилища веками хранят свои секреты. В них находили художественные шедевры, реликвии и даже загадочные заболевания.

1. Сибирские посмертные маски


В 2015 году исследователи обнаружили 20 посмертных масок в древнем склепе в Кемеровской области (Сибирь). Могила принадлежала загадочной Таштыкской культуре - воинам, которые контролировали большую часть Сибири между 300 г. до н.э. и 500 г. н.э. Склеп был вырыт в земле, окружен каменной стеной и покрыт бревенчатой крышей. Потребовалось два года, чтобы полностью раскопать это массовое захоронение. Археологи обнаружили останки 30 человек, которые были кремированы и помещены внутрь поддельных «тел» из ткани и кожи. На лицах этих «манекенов» были посмертные маски, сделанные из гипса. Археологи были удивлены, обнаружив, что посмертные маски Таштык имеют типичные европейские черты. Возле склепа были обнаружены останки детей, причем, что примечательно, ни на ком из них не было погребальной маски.

2. Семь волшебных мумий


В 2009 году археологи обнаружили семь мумий в 900-летнем склепе с стенами, покрытыми магическими надписями. Останки, которые сохранились по естественным причинам, были захоронены глубоко в монастыре в Старой Донголе, столице средневекового государство Мукурра (территория современного Судана). Склеп содержал останки семи мужчин, все возрастом старше 40 лет. Погребальная камера была запечатана кирпичами и грязевым раствором. Черные надписи были сделаны на побеленных стенах склепа чернилами на коптском и греческом языках. Среди них встречаются отрывки из Евангельский, а также магические имена и символы, которые, как полагают, были предназначены для защиты мертвых от сил зла. Склеп был впервые найден в 1933 году, но раскопки начались более 70 лет спустя.

3. Череп Будды


Археологи считают, что они, возможно, нашли кусок черепа Будды в 1000-летнем ларце-ступе, обнаруженном в склепе под храмом Баоэнь в Нанкине, Китай. Ступа не только содержала то, что может быть частью черепа Будды, но и кости других буддийских святых. Ларец был сделан из сандалового дерева, покрытого серебром и золотом, и инкрустированного хрусталем, стеклом, лазуритом и агатом. Надписи показывают, что он был сделан во время правления императора Жэнь-цзуна (997-1022 годы н.э.) династии Сун. Ступа была расположена в железном ящике, который в свою очередь был помещен в каменный саркофаг. По преданию, когда Будда был кремирован, царь Индии Ашока решил разделить останки костей и праха святого на 84 000 равных части. Китай получил 19 из них, в том числе теменную кость Будды Остатки были первоначально размещены в другом храме, который был разрушен в ходе военных действий 1400 лет назад.

4. Мумия, больная раком


В 1995 году археологи раскопали венгерскую мумию XVIII века, которая произвела настоящую революцию в исследованиях рака. Естественно сохранившиеся останки были обнаружены в запечатанном склепе доминиканской церкви в городе Вац, где в общей сумме нашли примерно 260 мумифицированных останков. Команда израильских исследователей проверила все трупы, чтобы увидеть, были ли они носителями вызывающих рак генов. В теле одного человека они обнаружили мутацию в гене APC, который, как известно, вызывает повышенный риск развития рака толстой кишки. Полученные данные свидетельствуют о том, что предрасположенность к этому заболеванию существовала до того, как болезнь стала серьезной проблемой здравоохранения. Сегодня колоректальный рак является третьим по распространенности формой рака.

5. Тайный склеп Медичи



В 2004 году археологи обнаружили в Италии тайную гробницу, принадлежащую могущественной семьи Медичи. В ходе более раннего исследования известного склепа Медичи специалисты были шокированы, обнаружив, что могила последнего Медичи, великого князя Джана Гастоне был пустой. В попытке найти недостающий труп они обнаружили секретную камеру позади главного алтаря флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Когда исследователи подняли каменную плиту, перед их глазами показались ступеньки, ведущие к скрытому склепу. В нем находился один гроб для взрослого, в котором и лежало тело Гастоне, а также восемь детских гробов. Что примечательно, во всех детских костях были найдены признаки рахита. Это, вероятно, было вызвано недостатком витамина D в их рационе. Исследователи не смогли определить некоторых из погибших детей и считают, что некоторые из них являются внебрачными детьми Медичи.

6. Самое раннее изображение Иисуса


В египетском склепе археологи недавно обнаружили то, что может быть самым древним изображением Иисуса. Расположенная в древнем городе Оксиринх, таинственная подземная структура показалась на свет только после того, как исследователи удалили 45 тонн камня. На стенах склепа было шесть слоев краски и множество изображений. Одна картина привлекла внимание экспертов: на таинственном изображении показан одетый в тунику молодой человек с вьющимися волосами, который благословляет кого-то.

Некоторые исследователи считают, что это самое древнее известное изображение Христа. Тем не менее, пока исследователи пытаются перевести загадочные надписи, окружающие фигуру, ее личность остается загадкой. Археологи сообщают, что они еще не успели исследовать другое таинственное пространство, к которому ведет ход из крипты. Они понятия не имеют, что найдут в новой скрытой камере.

7. Склеп древнего астронавта


В 1948 году был обнаружен потайной проход, ведущий в склеп майя Пакаля II, правителя Паленке. Прошло еще четыре года, чтобы расчистить завалы, после чего исследователи смогли войти в скрытую камеру. Останки правителя покоились в нефритовой маске, украшенной бисером. Сразу же возникло много вопросов относительно находки. Пакаль II якобы умер в возрасте 80 лет, однако, скелетные останки принадлежали 40-летнему мужчине. Более того, резьба на крышке его саркофага убедила некоторых, что Пакаль II и вовсе не был человеком. Гравировка на саркофаге очень похожа на человека, одетого в скафандр и сидящего в кабине космического корабля, напичканной приборами.

8.Тайные шедевры Праги

Искусствоведы недавно обнаружили никогда ранее не виденный памятник глубоко под церковью Рождества Христова в Пражской Лорете. Стены гробницы покрыты замысловатыми изображениями смерти, воскресения и прочих аллегорий. Датируемая 1664 годом эта удивительная живопись сделана только в черном и сером цвете, благодаря чему создается удивительная игра светотени. Картины были обнаружены в 2011 году, когда склеп был открыт впервые за последние десятилетия. Многие из работ явно были созданы под влиянием голландского искусства, в том числе Рембрандта. Личность художника остается загадкой.

9. Захороненные сердца



В 2015 году археологи обнаружили пять сердец 400-летней в склепе под монастырем якобинцев в французском Ренне. Забальзамированные органы были захоронены в свинцовых урнах в форме сердца, покрытых надписями. Эти сохранившиеся сердца, датируемые XVI – XVII веками, являются частью давней традиции «погребений сердец». Их проанализировали с помощью технологий МРТ и КТ, что предоставило любопытные данные: в трех сердцах были обнаружены серьезные заболевания, в том числе бляшки и атеросклероз.

10. Семья Иисуса


В 1980 году археологи обнаружили скрытый склеп в Иерусалиме. Гробница Тальпиот содержала десять таинственных оссуариев. Некоторые утверждают, что эти ящики, предназначенные для хранения человеческих останков, являются окончательным доказательством того, что это место последнего упокоения Иисуса из Назарета и его семьи. Это открытие означает, что Христос не только не был воскрешен из мертвых, но у него также были жена и дети. Надписи на оссуариях гласят «Иисус, сын Иосифа», «Мария» и даже «Иуда, сын Иисуса».

Всем, кто увлекается историей и археологией, интересно будет узнать и про .

Стройка пока в самом разгаре. Даже удивительно, как это среди плотно обустроенных могил, между которыми и протиснуться-то невозможно, нашелся такой большой кусок земли для семейной усыпальницы.

Еще издали видны два купола, один уже позолоченный с крестом наверху. Одна из усыпальниц огорожена ажурной чугунной решеткой, выкрашена серебряной краской. Строение по углам венчают стройные колонны с позолоченными верхушками. Если подойти ближе и заглянуть сквозь решетку, то можно увидеть большую домовину из черного гранита. Тут захоронен брат Петра Алексеевича. Внутри установлены бюст брата из белого мрамора и белый мраморный крест. Изнутри купол усыпальницы покрыт росписями – изображения святых и лики ангелов с крылышками.

Вход в усыпальницу огорожен коваными воротами, над которыми установлена небольшая гранитная женская статуя с крестом в руках и крыльями за плечами. Попасть внутрь, видимо, могут только самые близкие люди. Сквозь кованый ажур ворот виднеется полукруглая площадка, черные гранитные стены подпирают собой высокий холм кладбища. На граните выбиты какие-то библейские сцены, а посередине из белого мрамора большое изображение ангела.

По соседству строится вторая большая усыпальница, где похоронена мама известного политика. Пока тут идут строительные работы, поэтому, что именно будет внутри, как распишут стены, мы не знаем. Но видно уже, что такая усыпальница могла обойтись в очень не маленькую сумму. Внешние стены и пол вокруг выложены черным гранитом, словно в мавзолее. Изнутри стены покрывает светлый с прожилками мрамор. Вход в склеп украшают отчеканенные из металла фигуры святых на голубом фоне. Перед входом тоже полукруглая площадка, которая, вероятно, так же, как и соседняя, будет отделана барельефами из дорогого камня.

Невдалеке расположился вагончик-времянка, в котором и живут рабочие. Строители разговорчивостью не отличались, но и прогонять непрошеную гостью не стали. На вопрос, когда окончится стройка, только неопределенно пожимали плечами. Работы, мол, тут еще непочатый край.

По словам здешних работников, проведать, как идут дела на строительстве, приезжает очень пожилой родственник Петра Алексеевича. С простыми кладбищенскими работниками он не общается, приедет, посмотрит и снова уедет.

Рядом с семейной усыпальницей политика участок со старыми захоронениями монашек Введенского монастыря. Простые белые кресты и маленькие земляные холмики, почти сровнявшиеся с землей. Могилы расположены очень близко, и нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на холмик. Откуда им знать, с кем приходится соседствовать. Хотя в течение своей земной жизни они успели прийти к истине, что на том свете все равны.

Существует ли мода в строительстве склепов?

– Мода на склепы? – переспрашивает Иван Дивный, старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения НАН Украины. – Все сохранившиеся склепы на Байковом, например, как правило, относятся к концу ХІХ и началу ХХ веков, и это кусочек веяний того времени, того стиля. Тут можно встретить и луковки на верхушках, и «раздутые» формы и псевдоклассицизм. Это то же самое, что веяния в строительстве домов тех времен. Посмотрите в старой части города: каждый дом соответствует той эпохе, в которой строился. Тогда тоже существовали фирмы, достаточно известные и крупные, которые ставили буквально на промышленный поток изготовление склепов. Они предлагали уже готовые проекты, из которых заказчик мог выбрать то, что ему нравится. Поэтому мы можем встретить и похожие строения на кладбищах.

Красота и вечное спокойствие

Современные ритуальные фирмы тоже предлагают изготовить склеп из мрамора или гранита. В интернете удалось отыскать пару современных проектов. Это могут быть стелы «в обрамлении скалы», склепы в виде арок, колонн, «мавзолея из красного гранита или белого мрамора». Самое главное, все это «олицетворяет красоту, архитектурную целостность и вечное спокойствие». (Видимо, составители хотели написать «покой».) Обойтись такая «вечная красота в камне» может и в $50 тыс., и в $100 тыс.

В одной донецкой фирме по изготовлению склепов нам рассказали, что нынче спрос на склепы растет. Даже провели экономические расчеты: если в яму размером 5 на 3 м можно «уложить» (простите за грубость) четыре гроба, то в склеп таких же размеров и глубиной в 2,5 м – аж 12. Экономия-то какая городской земли! Состоятельные люди должны знать, где их похоронят, считают сотрудники фирмы. Сейчас в Донецке, например, можно даже заранее купить участочек на кладбище, построить себе склеп. И ждать спокойненько своей смерти.

Что же до вкусов, то их определяет только толщина кошелька. Кто-то тянет размер склепа 4 на 5 м, а кто-то – 7 на 8 м, да еще с подиумом – чтобы издалека было видно. Кто-то строит из кирпича, а кто-то из мрамора и гранита.

Старые склепы

Сколько всего сохранилось в Киеве старых склепов, точно сказать трудно. Даже специалисты не знают цифры. Точно известно, что старые польские и немецкие усыпальницы еще остались на Байковом, Лукьяновском кладбищах.

На Байковом напротив церкви есть несколько старых захоронений. Летом, когда распускается листва, их практически не видно. Есть старый склеп в готическом стиле, такая себе мини-копия католического собора. Несколько старых строений врыты в гору. Определить, к какому времени они принадлежат, сложно – почти все даты стерты. Остались лишь некоторые фамилии – семейство Диателовичей, Александр и Мария Тышевичи, Вацлав и Наталья Горские, почетные граждане Киева Михаил и Агриппина Матвеевы. Одно из самых последних захоронений в склепе датируется 1922 годом. На самом деле самих гробов внутри строений уже нет, что с ними, никто не знает. Сами склепы похожи на маленькие домики, их размеры примерно 2 на 4 кв. м, высота 2–2,5 м. Определить их стиль достаточно сложно. Есть и готика, классические колонны, склеп, похожий на синагогу. Есть напоминающие псевдорусский стиль – с маленькими «луковками» наверху и как бы раздутыми пропорциями.

На Байковом несколько лет назад даже построили новые склепы. Ничего особенного, просто квадратные бетонные сооружения. Видимо, предполагалось, что тот, кто ими заинтересуется, сам и займется их отделкой. Но, к сожалению, пока не нашлись желающие взять себе семейную усыпальницу.

По мнению директора Байкового кладбища Андрея Никифоровича Юхимчука, раньше семейные традиции киевлян были иными. Безутешная вдова редко когда вновь выходила замуж, и после смерти ее тоже хоронили в семейной усыпальнице. Поэтому и склепы были более востребованы. А вообще, по словам директора кладбища, если у старых захоронений найдутся наследники, которые подтвердят свои права документами, то они могут использовать эти склепы.

Батюшка церкви на Байковом кладбище считает, что никаких церковных указаний по поводу строительства склепов не существует, каждый делает, как хочет. А такие сооружения, как правило, строили люди богатые. Хотя напротив церкви находится простая могила с крестом, в которой захоронены почетные граждане нашего города.

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

Шокирующие подробности из прошлого Европы. Как связаны казалось бы совершенно разные явления: огромные хранилища человеческих костей в парижских катакомбах, святые мощи в церквях, заражение человека плесенью и грибами, алкогольные обряды и окуривание ладаном? Фото- и видео-материалы 18+.

Для большинства людей из стран бывшего СССР (особенно женщин) слово Париж имеет определённое магическое значение. Увидеть Париж и умереть - пословица, известная с советских времён. Похожие чувства возникают у наших людей и в отношении других столиц и городов Европы. Создаётся впечатление, что Европа - это эталон чистоты, аккуратности и порядка.
К сожалению, это только впечатление. Вы не задумывались над тем, почему среди европейцев (да и среди американцев тоже) так мало красивых людей, особенно женщин? У самих европейцев есть поговорка: на немецком (или английском и т.д.) телевидении только одна красивая ведущая, да и то-шведка.

Когда турист приезжает впервые в Париж, то сразу замечает, что любимый цвет одежды тамошних женщин,- чёрный. Вам не кажется это странным?
И почему так пугающе часто наши люди через 1-2 недели после приезда из Европы заболевают нехарактерными инфекциями, от мозговых до кишечных?
Почему именно в Европе бушевали эпидемии чумы, холеры и др., убившие миллионы людей? И почему все мировые войны начинались из Европы? Вы сейчас конечно подумали о первой и второй мировый войнах? Ужасы этих войн всем известны.
Малоизвестен тот факт, что в 30-летнюю войну (1618—1648) погибло 75% населения Европы.Тридцатилетняя война — это первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны, за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.
В этой статье я постараюсь объяснить причины этих несчастий европейцев. И причины эти как правило спрятаны под землёй...

Опасность, исходящая из-под Парижа
Под Парижем существует сеть извилистых подземных туннелей и пещер. Общая протяжённость их — около 280 километров.
Вы не поверите, но в этих тоннелях покоятся останки почти шести миллионов человек! Причём черепа и кости этих людей открыто лежат на деревянных настилах или просто на бетоне, соприкасаясь с воздухом, который потом через множество отверстий поднимается на поверхность земли. И этим воздухом дышат парижане и гости французской столицы.
Немного истории парижских подземных катакомб.
До девятого столетия большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег. Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для добычи известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города — это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Парижане в шутку называют всю эту подземную систему "Залежами супового набора".
Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов из существующих 280 км.
На фото ниже-схема парижских катакомб. Извилистые участки - старая система (конец XVIII века), прямые - новая (середина XIX).

Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (ориентир — знаменитый лев работы скульптора Бартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в парижские катакомбы.

Карта подземных разработок Парижа

Узкая винтовая лесенка, ведущая на отметку 10 м

Подвалы многих парижских домов, стоящих вверху, соединены с системой катакомб.

Один из штреков с выходом в подвал дома наверху

В конце коридора видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где-то рядом поездов

Небольшой музей скульптур. Еще во время активной добычи, многие каменоломщики выражали свое творчество в виде маленьких скульптур или миниатюрных постройках.

Миниатюрная копия дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов.

Поскольку к середине XVIII века кладбище Невинных (функционировавшее с XI в.) стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, однако священники выступали против закрытия. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот.
Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Далее в этой статье будет много нелицеприятных фото, но без них трудно понять откуда берётся всё то огромное количество скрытых инфекций, которые постоянно угрожают здоровью жителей Европы и туристам.+

Массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагались они всегда в центре городов или недалеко от центра- в этом основная угроза.

За этим колонником начинается оссуарий - захоронения с Парижских кладбищ, доступные для просмотра

Один из фактов истории катакомб: Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.

С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир также "представлен" в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).

Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение — 60 евро.

Табличка на колонне справа гласит о дате захоронения.

Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина — подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 года уровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.

Другие европейские массовые хранилища черепов и костей

Практически в каждой стране Европы (кроме Швейцарии и скандинавских стран) есть крупные катакомбы, в каждом из которых хранятся черепа и кости десятков и сотен тысяч давно умерших европейцев.
Самым неприятным для здоровья в отношении скрытых инфекций является тот факт, что особенно массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагаются они всегда в центре городов или недалеко от центра.
Катакомбы под собором святого Стефана (Вена, Австрия)
В прекрасной Вене находится замечательный собор Святого Стефана - одна из главных достопримечательностей города. Но мало кому известно, что этот ста сорока метровый гигант в буквальном смысле воздвигнут на тысячах человеческих тел. Вы можете сами в этом убедиться, если зайдёте в катакомбы, которые находятся непосредственно под собором.

История национального символа Австрии начинается еще в 1137 году, когда на его месте маркграф Леопольд IV заложил первую церковь. Она была построена на месте древнего кладбища, оставшегося еще с римских времен. В Вене долгое время было принято хоронить своих усопших не рядом с церковью, а под ней - в катакомбах. Массовое захоронение здесь началось во время эпидемии бубонной чумы, в 1732 году.

Всего в соборе похоронены 72 члена Габсбургской династии, а в восточной части собора находится подземное кладбище, гдележат кости около 11 тысяч человек.
В катакомбах хранятся останки бывших архиепископов и правителей Австрии, например, Фредерика III, Императора Святой Римской Империи. В старой части, в Комнате Герцогов, хранятся заспиртованные органы членов Императорской семьи (в том числе и монарший желудок Императрицы Марии Терезии), их сердца в серебряных сосудах расположены в церкви Св. Августина, а бальзамированные тела — в церкви Капуцинов.
В 1735 году, во время одной из эпидемий, для того, чтобы предотвратить распространение чумы, близлежащие кладбища освободили от захоронений и тысячи гниющих, полуразложившихся трупов бросили в катакомбы Штефанцдома. Это стало началом «общественного кладбища» под собором. Сорок лет в его подземельях хоронили жителей Вены, знатных и не очень. Когда мест не хватало, сгоняли заключенных тюрем, и они разбирали старые трупы по частям, соскабливали плоть с костей, сортировали, мыли и складывали штабелями по отдельности — там берцовые кости, там ребра, там ключицы… Однако, свою работу они так и не закончили — то тут, то там за решетками можно увидетьгруды неотсортированных костей.
В конце концов, места стало не хватать катастрофически, да и запах от 11 000 гниющих трупов под собором стала настолько невыносимой, что невозможно было проводить церковные службы, поэтому специальным указом в 1783 году по указу Иосифа II подземный некрополь был закрыт.

Правда, в начале девятнадцатого столетия катакомбы открыли для посетителей. В настоящий момент из-за того что в соборе никто ничего не реставрировал с XVIII века, мрачные, склизкие стены и соответствующий запах прилагаются. Кучи костей за решеткой, издающие мерзкое зловоние — это останки жертв бубонной чумы.
Катакомбы Рима (Италия)

Катакомбы в Риме - одни из старейших на Земле. Они в появились в 1 веке и были созданы для захоронения евреев и христиан. Историкам известны 6 еврейских гробниц и около 40 христианских.
В Древнем Риме были запрещены захоронения в пределах города. В то время, как язычники кремировали тела умерших, христиане организовывали подземные кладбища.
Катакомбы были вырыты под домами нескольких зажиточных христианских семей. Первые подземные гробницы под Римом построили евреи. Христиане последовали их примеру только во 2-м веке.

Особенно разрослись катакомбы во II и III веках. Когда в 313 году гонения христиан прекратились, они практически перестали хоронить умерших в подземных катакомбах. Однако паломники приходили сюда для поклонения.
После того, как катакомбы были разграблены германскими варварами в начале 9 века, мощи христианских мучеников и святых были перенесены в городские церкви. А когда-то располагались в Риме, на Аппиевой дороге (Via Appia Antica), начиная с Catacombe di San Sebastiano, в принципе, катакомбы там и сейчас есть, но все самое ценное было давно вынесено. В конце концов про подземные туннели забыли. +

Обнаружены они были в ходе раскопок в XVII веке.

В наши дни путешественники со всего мира, посещая Рим, имеют возможность изучить протянувшуюся более чем на 600 км сеть катакомб. Подземные лабиринты располагаются на пяти этажах. Украшенные росписями гробницы, являются самыми ранними образцами христианского искусства. На стенах туннелей сохранились картины, на которых изображена жизнь христиан во II веке.

Римские катакомбы были полны скелетов, украшенных драгоценностями. Со временем они были разграблены и оказались в скандинавских землях, вероятно после вторжения скандинавских варваров в Рим в 4-м веке.

украшенные драгоценностями, золотом и регалиям, были найдены в римских катакомбах 17-го века на границе между Германией и Чехией. Когда существовала Римская Империя, то её влияние распространялось и на эти земли, поэтому неудивительно, что на этих территориях сохранилось множество подобных римских сооружений.

Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini, Rome, Via Veneto, 27 - (Piazza Barberini) неподалёку от фонтана Тритона, Рим (Италия).

В общей сложности в склепе под церковью собраны кости приблизительно четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг., которые расставлены и развешаны в шестикомнатном склепе под церковью.

Это больше, чем просто погребальная камера: монахи расставили останки своих братьев в причудливой мрачной манере: из костей и черепов тут сложены люстры, ими выложены арочные проходы и настенные "украшения".

После постройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, располагавшегося в районе фонтана Треви, были перенесены кости захороненных там монахов.

В пятом зале размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в чешском Седлеце (ниже).
Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) — погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, Италия.

Здесь в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты — духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют "композиции".

К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем — настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии. В центре часовни в стеклянном гробу находится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело хорошо сохранилось. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом и облачали в лучшие одежды. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки

Часовни, церкви, склепы, а внутри находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают опасные пары. Споры плесени попадают в лёгкие людей
Вы подумали, что всё вышеописанное и есть самое страшное из нависающей над Европой инфекционной угрозы? Нет! Далее будет описана опасность ещё более близкая к европейцам и туристам Европы.

В Европе (как и в других католических странах) в часовнях и церквях почти всегда находятся открыто стоящие каменные склепы, в которых лежат кости давно умерших известных людей. Как правило склепы - это каменные плиты, неплотно лежащие друг на друге. И лежащие внутри медленно гниющиекости соприкасаются с окружающим воздухом. Эти пары попадают в лёгкие людей, посещающих эти религиозные заведения.
Также в Европе существует широко распространённая традиция хоронить людей не под землёй, а в фамильных склепах, где кости умерших покоятся в забвении многие годы, зачастую и сотни лет. В склепах кости усопших также лежат под плитами. И родственники, посещая склеп, вдыхают застойный воздух склепа. Количество фамильных склепов по всей Европе, США, Западной Украине и в др. странахисчисляется сотнями тысяч.
Фамильный склеп Габсбургов, расположенный под церковью ордена капуцинов (Kapuzinerkirche) в Вене на площади Новый Рынок (Neue Markt), расположенного недалеко от императорского дворца Хофбург.
Церковь знаменита своим Императорским склепом, где покоятся
Склеп рода Габсбургов и членов их семей

императоры из рода Габсбургов и члены их семей. Склеп основан в 1617 г. Анной Тирольской, женой императора Маттиаса. В склепе 12 императоров, 19 императриц (включая Марию-Луизу, вторую жену Наполеона) и многие другие члены семьи Габсбургов (всего 137 человек).
Кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена также одна дама, к династии не принадлежавшая - графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии. Кроме того, в склепе есть 4 урны с забальзамированными сердцами покойных.
Внутри склепов находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают угрозу здоровью людей

Всего 138 захоронений.
Саркофаг Марии Терезии двойной: покоится там вместе со своим супругом Францем Стефаном I. Четыре фигуры по краям саркофага символизируют Австрию, Венгрию, Богемию и Иерусалим (Габсбурги были титулованными королями Иерусалима).
Последнее погребение в склепе Капуцинов произошло 16 июля 2011 года, когда в нём был похоронен умерший в 2011 году последний кронпринц из дома Габсбургов Отто фон Габсбург.
Саркофаги, стоящие внутри Берлинского кафедрального собора

Гальштатская часовня в Австрии.

Гальштат - коммуна в Верхней Австрии, которая входит в состав округа Гмунден. Изображённые разрисованные черепа- это часть очень древней традиции,которая до сих пор практикуется в Австрии и Баварии.

Через 20-30 лет после погребения, телоизвлекается из могилы, череп скоблится, выбеливается, полируется и разрисовывается крестиками, листьями, цветочками, а потом на него записываются данные о его прежнем владельце - имя, профессия, дата смерти и так далее. Зачем всё это делается и почему такая странная традиция?
Всё очень просто: дело в том, что в многих местах в Альпах хронически не хватало земли, поэтому придумали экономичное решение - прежний покойник извлекался, а на его место хоронили нового. Вот такая "экономичная" альпийская традиция.
Действительно, в Австрии за то, чтобы "полежать в земле " нужно платить за аренду земли. Сколько родственники могут платить, столько покойник и лежит. Потом их выкапывают и черепа сохраняют. Есть могилы, которые через 100-200 лет вскрывают за "неуплату".
Склеп королевской семьи Орлеан, находящийся в городе Dreux (Франция).

Склеп Седлец (Kostnice Sedlec), Кутна Гора в Чехии
Этот склеп представляет собой не просто аккуратно уложенные останки людей, а тщательно проработанные элементы "декора", такие, как люстры, гербы, гирлянды. Склеп расположен в небольшой римско-католической часовне, под кладбищем церкви Всех Святых.

Я часто слышу от разных людей, что в наше время бывает тяжело не только ухаживать за семейными могилами, но даже регулярно их посещать иногда оказывается весьма затруднительным делом. И вопрос упирается не столько в то, что неохота или некогда, сколько в другие причины: добираться до места обычно надо далеко, и при этом еще могилы родных бывают разбросаны по разным кладбищам. Даже если на одном кладбище их несколько, но не на общем участке и не на смежных, – это тоже проблема. Ведь хотя бы к праздникам (Пасхе, Троице и другим) везде надо навести порядок, подкрасить оградки, принести цветы. Нужно постоянно следить за состоянием памятников, цветников или мощения. И ведь не набегаешься, особенно с инвентарем. Тем более, что не все имеют возможность ездить и подвозить этот самый инвентарь на машинах.

Семейный склеп : реальность или история?

То ли дело было раньше: горожане побогаче (особенно дворянского или купеческого происхождения) нередко хоронили членов семьи в общих усыпальницах. Такие старинные склепы я сама видела не только на питерских, московских или монастырских кладбищах, но и на старых погостах в небольших российских городках. Например, очень красивые древние строения такого рода до сих пор стоят в Таганроге. А в своем детстве, помню, я ходила с бабулей на одно старинное закрытое кладбище в одном из городов Воронежской области. Там были разные склепы купеческих семей, и некоторые из них считались еще действующими!

В одном из таких покоились останки бабушкиной соседки. Бабушка моя жила в квартире, расположенной в большом дореволюционном доме с общим двором. Когда-то вся эта усадьба принадлежала предкам той самой соседки – тети Зины. Они были богатыми и известными людьми, им принадлежали многие магазины и лабазы (хранилища) с товарами. Родовая гробница тети Зининой родни считалась среди других одной из самых красивых. Она была построена из мрамора в виде небольшой часовенки, на куполе которой стояла скульптура ангела с крестом в поднятой к небу руке. Последним, кого похоронили в этой усыпальнице , был отец соседки, и тетя Зина надеялась, что после ее смерти городские власти разрешат поместить ее тело туда же. Правда, бабушка вскоре умерла, и я больше ни тетю Зину, ни кого-то из их семьи никогда не видела и до сих пор не знаю, осуществилось ли ее желание.

История возникновения склепов

уходит своими корнями в очень давние времена. Самые древние захоронения в ритуальных пещерах возникли не менее, чем 40 тысяч лет назад, а может, и раньше. Позже царские семьи Месопотамии, Вавилона и Персии нередко погребали прах своих покойников в подобных пещерах, то же самое делали и древнегреческие правители – например, фиванские цари. Об этом рассказывается даже в мифологии. В те же времена в некоторых местах стали строить и искусственные склепы, всякие мавзолеи и прочие типы усыпальниц . Самыми известными из таких считаются некрополь аргосских царей в Греции, Мавзолей в Галикарнасе (его еще называли одним из 7-ми чудес света), красивейшие саркофаги этрусков и египетские пирамиды – грандиозные и величественные сооружения для мертвых.

В средневековой Европе захоронения даже венценосных особ первоначально были более чем скромные, ведь христианство никогда не приветствовало ритуальные излишества. Одним из первых в настоящий склеп был погребен Карл Великий. Позже погребения такого рода получили большую популярность в Польше, а особенно в Италии. В других странах Европы стали активно использовать этот тип похорон где-то начиная с XIV века. Наиболее знаменитой до сих пор является роскошно оформленная венская усыпальница Габсбургов – императоров Австро-Венгрии. В ней покоятся останки более чем 150-ти человек.

У восточных славян в языческие времена тоже было принято помещать прах в особые деревянные гробницы срубы (их углубляли в землю) и домовины, которые ставили над курганами, на лесных полянах или на перекрестках дорог. Туда помещали прах в керамических сосудах или даже тела покойных. Иногда под курганами устраивали и каменные помещения для групповых захоронений. После христианизации Руси такой способ погребения постепенно был забыт. Вновь семейные склепы в России стали строить уже в XVI веке. В основном их делали в виде часовен, в которых можно было поставить свечу и помолиться за упокой души. Такие захоронения можно было встретить и на городских, и на сельских, и на монастырских кладбищах, и в родовых усадьбах аристократов.

В наше время тоже кое-где строят склепы

В некоторых странах Европы эта традиция и не прекращалась. Особенно популярной до сих пор (как и раньше, впрочем) она сейчас является в католических Италии и Польше. Там вовсю пользуются старыми семейными склепами и строят новые гробницы , иногда не менее интересные и роскошные, чем прежде. Причем тела в них часто помещают не в землю, а в ниши или в саркофаги.

На так называемом постсоветском пространстве, где действующих усыпальниц к середине ХХ века практически не оставалось, они теперь постепенно появляются вновь. Например, их сооружение давно разрешено на некоторых украинских и белорусских кладбищах. В частности, очень популярны семейные склепы в Западной Украине, где всегда было очень сильное влияние польской культуры. И кое-где на киевских кладбищах тоже появились склепы . В Минске же такие родовые погребения можно встретить и на территории крематориев (первые там появились еще в далеком 1986-м году, а в некоторые из них можно поместить до 19-ти урн с прахом), и на больших погостах. Мой старый друг из Беларуси рассказывал, что в Минске цена готового семейного склепа для урн иногда достигает аж 2-х с половиной миллионов рублей.

Мне самой было очень интересно увидеть современные родовые гробницы на Северном Кавказе, а именно в Абхазии. Там покойных по обычаю хоронят в собственных садах и дворах. В основном встречаются традиционные могилы, но иногда родные устраивают для своих покойных и небольшие мавзолеи из камня. Абхазы давно уже разделились на мусульман и христиан, но и в тех, и в других осталось много языческого духа. А склепы ведь изначально были связаны с языческим культом почитания мертвых, который в Стране Души еще вполне актуален. Несколько особенно интересных усыпальниц мне показали в деревнях Гудаутского района. В них рядом с останками древних предков лежат мужчины, погибшие не так давно – во время грузино-абхазской войны. Одно из таких строений было возведено еще в начале XIX века для усопших древнего княжеского рода. Оно было похоже на осетинские склепы из серого камня, которые я осматривала в Алании. Другая усыпальница датировалась где-то 60-ми годами прошлого столетия и напоминала большую апацху – традиционное абхазское жилище, но только не из лозы и глины, а из кирпича и бетона.

Можно ли построить склеп в современной России

– это вопрос, который сейчас интересен многим. В Федеральном Законе «О погребении и похоронном деле» (№ 8-ФЗ от 12 января 1996 года) специально про родовые усыпальницы и про то, можно или нельзя их возводить, ничего не говорится. Я там вообще не нашла слова « склеп » или ему подобное. Зато в этом законе (в Статье 4 «Места погребения») есть такой пассаж (привожу его в сокращении): «Местами погребения являются отведенные <…> участки земли <…> для захоронения тел (останков) умерших, стены скорби для захоронения урн с прахом умерших <…>, а также иные здания и сооружения, предназначенные для осуществления погребения умерших ». «Иные здания и сооружения» – это ведь могут быть и гробницы в том числе. Значит, формально они не запрещены.

При этом новые склепы на российских кладбищах появляются не так уж и часто, потому что они требуют достаточно большой территории, а получить ее часто бывает проблемой. Кладбища-то в основном переполнены, а муниципалитеты устанавливают строгие ограничения, по которым выделяют площади даже для родовых участков. Чаще всего усыпальницы появляются на могилах весьма состоятельных людей и имеют вид небольших античных или христианских храмов. По своему размеру они соответствуют традиционным мемориальным комплексам и обычно располагаются внутри ограждения. А вот возводить гробницы для погребения вне кладбища (на садовых и дачных участках, в поместьях и так далее) российский закон категорически воспрещает, так как это будет грубым нарушением всех санитарных норм.

Что интересно, уже несколько лет идет подготовка к принятию нового Федерального Закона «О погребении и похоронном деле». Его все обсуждают и обсуждают, но пока никак не доведут до ума, потому что вокруг возникают всякие-разные религиозные и прочие разногласия. Но уже есть сведения, что там подробно прописываются нормы и правила, по которым в нашей стране наконец-то разрешат открывать частные кладбища. На таком некрополе вполне законно можно будет построить или купить и оформить на свое имя семейно-родовой склеп , даже и больших размеров. Но, скорее всего, введут одно ограничение: склепы вроде бы планируются только для урн с прахом. Однако посмотрим.

Лично я думаю, что строительство усыпальниц надо вообще широко практиковать, ведь это не
просто очень удобная и по сути своей экономичная форма
семейного захоронения, но и хорошее решение определенных проблем с экологией. Кладбища справедливо считаются местами повышенной экологической угрозы. У нас в России много места, но нельзя же его бездумно транжирить, отводя большие и удобные участки под погосты, которых нужно все больше и больше. А склепы , как, впрочем, и кремация, – это реальная возможность не так быстро заполнять территорию кладбища, ведь внутри одной гробницы могут покоиться останки многих усопших. И людям будет хорошо: их покойные родственники окажутся не в разбросанных тут и там могилах, а в общей семейной усыпальнице . В случае принятия этого закона я, наверное, тоже постараюсь купить для себя склеп . Особенно если туда можно будет погребать не только урны, но и тела, то есть проводить похороны по христианскому обычаю.



Рассказать друзьям