Какое впечатление роман мастер и маргарита. Мои впечатления после прочтения романа Мастер и Маргарита Булгаков М

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роман этот я долго отказывался читать, во многом из-за того, что его советовали все кому не лень. Тем более общую историю, думаю, знают почти все, и я в том числе, и это была ещё одна причина не читать. Но вот, начав читать полгода назад и осилив половину, я таки вернулся к ней и добил вторую половину.

Отзывов на книжку есть миллион и ещё немного, поэтому поначалу не хотел писать и его, но вот нашло настроение и подумал - а почему бы и нет. Тем более это был отличный повод увильнуть от правок своей книжки.

Всё по той же причине (известности), рассказывать сюжет, думаю, не нужно, поделюсь лишь мнением. Основная ветка, московская, мне откровенно не понравилась. Интерес вызывало только появление Воланда, но он участвовал всего в нескольких сценах, а всё остальное время действовали его слуги, и за них читать было скучно. Как скучал я и при повествовании за остальных персонажей. В романе полно действующих лиц, и я всё ждал, когда они сыграют свою роль, но, по сути, важный персонаж там всего один - тот, кто загремел в психушку, и через которого нас познакомили с Мастером. Все остальные… ну да, они как бы выражают то, что хотел донести автор, всякие вторичные идеи, высмеивание и тому подобное. Но роман, как мне кажется, всё же не об этом. Не о них. Их истории хотелось скорее дочитать и забыть, особенно в конце, когда описывались действия милиции, все эти поиски и допросы.

В общем, первую часть книги я откровенно скучал, а вот на второй, когда появились вставки из прошлого (они были и в первой половине, но всего один или два раза, кажется), когда Воланда стало больше, когда начали появляться параллели - вот здесь стало интереснее. Но, опять же - читать всю эту историю Маргариты - увольте. Как она отрывалась на отвергнувших Мастера критиках, как чудила и веселилась, или как стояла на балу и знакомилась со всеми… Да, это показывает характер персонажа, но… зачем? Вот это «зачем?» меня не покидало до конца романа. Когда стали соединяться ветки прошлого и настоящего ответ, казалось бы, появился, но книга закончилась, и я понял, что «зачем?» никуда не делось.

Наверное, ещё стоит упомянуть, что с библией и всем связанным с ним я знаком только по услышанному мимоходом. Вполне допускаю, что какие-то аллюзии прошли мимо меня. А может быть и просто что-то упустил. Но в целом книжка оставила ощущение не законченности. И я говорю не о продолжении, как раз наоборот. Концовка вроде бы вполне логична, но так и хочется спросить - и чо? Вот я прочитал о страданиях людей, о муках Мастера и Маргариты, вот они получили… даже не знаю, наказание или награду, не столь важно. Но - и чо?

Возможно, виноваты те самые завышенные ожидания. Эту книжку советовали столько раз и столько лет, что и не упомню даже. И я ожидал от неё чего-то большего. Сам не знаю чего. Но встретить вот такое, незавершённое - такого я не ожидал точно.

При этом я не могу ничего плохого сказать обо всём остальном. Персонажи живые, действуют сообразно характерам, очень даже понятным характерам. Не нравился местами стиль, особенно когда автор явно выступал в роли повествователя, но это дело такое.

Забавно, но больше всего вопросов вызывают действия Воланда. Понятно, что он парень не простой - Сотона во плоти, и обычным смертным его понять не дано, но… его госпожой обязательно должна быть женщина по имени Маргарита? Серьёзно? Он Сотона всея планеты, и балы соответственно тоже даёт по всему свету. Как он отыскивает этих Маргарит где-нибудь в Китае? А в Зимбабве? Или до посещения такой низкосортной страны он не снисходит? Тем более он же, блин, сотона, какие нафиг правила? В общем, это вместе с большей частью бала вызвало у меня недоумение, да и котяра с товарищами откровенно раздражали, особенно в конце, когда они пошли наедаться в дорогу.

С удовольствием были прочитаны только отрывки из прошлого. Оно и не удивительно - их писал Мастер. Местами с перебором в описаниях, но в целом - интересно. Даже для небольшой интриги место нашлось, что я сразу оценил и одобрил. Но этого было мало и оно не перевесило впечатлений от остальной книги, потому мнение сложилось вот такое - отрицательное.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» во многом можно назвать автобиографичным. В образе Мастера можно проследить черты самого Булгакова. Автор «подарил» герою фрагменты своей биографии.

Мастер появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы уже успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей. Мастер - гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа, на Мастера начались настоящие гонения в печати. Его незаслуженно ругали, унижали, оскорбляли. В конце концов, герой был доведен до сумасшествия. Мастер сжег свое детище и сам направился в «дом скорби». Именно там с ним впервые и знакомится читатель.

Описание Мастера дается глазами Ивана, и сначала мы видим, что это «… бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». И сразу мы обращаем внимание на «карие и очень беспокойные глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол.

Бездомный рассказывает гостю историю своего попадания в психиатрическую лечебницу, и читатель неожиданно узнает, что перед ним предстал автор романа о пятом прокураторе Иудеи. Далее нам наконец-то рассказывается история самого Мастера и его возлюбленной. Он был историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала его к творчеству, которое медленно стало вести его к пропасти.

А затем появляется Маргарита! Это, пожалуй, самая красивая, лиричная, романтическая часть романа! Встреча героев предназначалась свыше. Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»

С появлением Маргариты в роман входит излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Каморка Мастера оживает, становится много уютней благодаря заботливости его возлюбленной. Эти персонажи живут в обособленном мирке, где существуют лишь Он, Она и Роман. Так входит в произведение важнейшая для писателя тема творчества. «Тот, кто называл себя Мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное… Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Маргарита становится вдохновительницей Мастера, живущей исключительно для него и его творчества. Кстати, стоит заметить, что она единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования.

К сожалению, вечное пребывание в уютной каморке было невозможно, Мастер закончил свой роман и вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!..» В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую. Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения. Здесь Булгаков поднимает проблему истинного и ложного творчества. Он убежден, что только полная отдача истине, желание писателя нести правду сердца и ума обеспечивают произведению настоящее бессмертие. Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. мастер маргарита булгаков творчество

Я думаю, Булгаков назвал свой роман «Мастер и Маргарита», потому что это важнейшие герои произведения. Именно через них писатель вводит в роман тему истинного и ложного творчества. Именно Мастер написал роман, который проходит через все произведение и поднимает еще целый ряд философских вопросов и проблем. А Маргарита - та, которая всегда сопровождала своего возлюбленного. Только благодаря Маргарите Мастера вызволили из психиатрической лечебницы и вернули к жизни его роман.


…Иной раз удивляешься тому, как всё-таки сильно может измениться взгляд на мир после прочтения хорошей книги!.. Тогда и людей воспринимаешь как-то по-другому, и с собой становишься более откровенным, да и вообще к жизни отношение меняется. А вот как меняется мировоззрение – это зависит от содержания книги и от её автора.

Если речь идёт о прозе, то важен сюжет: например, приукрашенное суеверие, запавшее в душу, может сделать человека набожным, поменять его отношение к религии; добрые рассказы о крепкой дружбе если не прививают чувство ответственности, то хотя бы напоминают о нём. Но здесь искренность автора необязательна. Возможно. Его точка зрения, окажется прямо противоположной мнению героя., от этого читатель ничего не потеряет. Иное дело стихотворения. Стихи – это отражение душевного состояния автора, его мыслей. В стихотворении поэт часто говорит от своего, верит в то, о чём пишет.

Если поэт изливает душу в строках стихотворения, то и душа читателя подхватывает мотив эмоций, сливаясь с переживаниями автора.

Многие становятся настоящими фанатами любимых поэтов. Но, оказывается, можно стать пожизненным поклонником романа, повести, рассказа – совсем не стихотворных жанров.

Вот уже несколько лет моей настольной книгой является роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В нём – и любовь, и история, и политика, и религия; и всё это сатирически отражает дух ХХ века. Каждая глава романа пронизана мыслью бесконечного существования несправедливости и лжи правителей, могущества незримых сил, любви, способной на всё, кроме забвения.

Философско-сатирический юмор произведения после первого прочтения понятен не в полной мере.

Мне нравится то, что, перечитывая главу, с каждым разом открываешь всё новые и новые детали и неслучайные подробности, заставляющие и рассмеяться, и задуматься, многое ли изменилось со времён Пилата.

Наиболее ярким и оригинальным персонажем мне представился кот, «громадный, как боров. Чёрный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами», со своеобразным именем «Бегемот», закусывающий водку ананасом с солью и перцем.

Очень типичным для влюблённой женщины, таящей в душе и скорбь, и ненависть, и нежность, становится образ Маргариты, королевы дьявольского бала, женственной и ранимой ведьмы, бесконечно влюбленной в своего Мастера и во всё то, что связано с ним.

Ужасной и холодной представляется мне Гелла, в прошлом, возможно, такая же, как Наташа или Маргарита, неизвестным образом очутившаяся в свите Князя тьмы.

Неутомим и энергичен Коровьев, этакий массовик-затейник с вечной улыбкой на лице и зловещей искоркой в глазах. Ему принадлежит второе, после Бегемота, место на пьедестале моих симпатий.

Третье место я бы, пожалуй, отдала не столько герою, сколько эпизоду. Вспомните: конец первой части, буфетчик Андрей, обеспокоенный указанием на рак печени, пришёл на приём к доктору Кузьмину, расплатился за осмотр тремя этикетками с бутылок «Абрау-Дюрсо»… Далее – котёнок-сирота «с несчастной мордочкой», потом – «паскудный воробушек», танцующий фокстрот и использующий чернильницу весьма необычным образом. И это в сочетании с окончанием событий первой главы, обдающей холодом. Так-то: и смешно, и страшно…

В том же духе описаны события полночи, в которую проводился «Великий бал у Сатаны», утро после бала, исполнение желаний Маргариты.

Концовка истории о любви Мастера и Маргариты оригинальна и интересна. Главным образом, благодаря придуманной «Мастером» заключительной фразе: «…жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». После этой фразы становится грустно, как всегда бывает грустно читать последние строки, «Успокаивают» несколько листов эпилога, завершающие роман уже окончательно всё той же заключительной фразой.

УСОШ №4

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Уроки разработаны учителем литературы

МБУО «Удомельская средняя общеобразовательная школа №4» Тверской области

Хакимовой В.А.

Разработка уроков с применением новых технологий

по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Велик потенциал романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», уникального произведения литературы XX века. Его нелегко изучать в школе, хотя старшеклассники читают роман с увлечением. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычные герои – все это разжигает в учениках читательский интерес.

Но школьникам бывает трудно связать воедино сюжетные линии романа, осмыслить представления автора о жизни и смерти, о добре и зле, о вине и расплате.

На изучение биографии писателя и самого романа необходимо выделить 6 уроков.

Урок 1. Биография писателя. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита».

Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, выявить читательское восприятие романа.

1. Слово о писателе.

2. Верите ли Вы, что…

(используется прием технологии критического мышления).

М. Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии?

По образованию М. Булгаков - медик, закончил Киевский медицинский

Университет с отличием?

Имел частную медицинскую практику, как А.П. Чехов?

Первые произведения писателя – пьесы?

Все произведения, прославившие писателя, написаны в Москве?

М. Булгаков писал письмо Сталину с просьбой о выезде из СССР из – за

Бедственного положения?

Работал ассистентом режиссера во МХАТе?

Ставил инсценировку поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

По роману Булгакова снят фильм «Мастер и Маргарита» режиссером В. Бортко?

3. Сообщения учащихся по биографии писателя.

1) Детские и юношеские годы М.Булгакова.

2) Военная служба писателя. Начало литературной деятельности.

3) Литературная деятельность писателя.

4) Работа над романом «Мастер и Маргарита».

5) Последние годы жизни писателя.

4. Соотнесите предположения, выдвинутые в начале урока, с биографическими данными М.А. Булгакова.

5. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита».

Для беседы предлагаются вопросы:

Какое впечатление произвел на вас роман?

Какие страницы особенно запомнились?

При чтении каких эпизодов романа вам было трудно удержаться от смеха?

Какие эпизоды читались со слезами на глазах?

Какие ваши первые представления о Мастере и Маргарите?

Какие сюжетные линии вы можете назвать?

В качестве домашнего задания ко второму уроку ученики перечитывают «московские главы».

Урок 2. Воланд и его свита. Сатирическое мастерство писателя.

Цель урока: проверить знание учащимися текста романа, провести анализ эпизодов, связанных с Воландом и его свитой, выявить сатирическое мастерство писателя.

I. Тест по роману.

  1. Действие романа не происходит:

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Ершалаиме

г) в Ялте

  1. О ком пишет свой роман Мастер?

а) об Иване Бездомном

б) о Воланде

в) о Понтии Пилате

г) о Маргарите

  1. Какой герой является главным в «ершалаимских главах»?

а) Иешуа Га – Ноцри

б) Понтий Пилат

в) Марк Крысобой

г) Левий Матвей

  1. Кто из героев не входит в свиту Воланда?

а) Бегемот

б) Коровьев

в) Азазелло

г) Барон Майгель

  1. Что объединяет членов МАССОЛИТа, возглавляемого Берлиозом?

а) призвание писателя

б) упорный труд

в) молодость

г) получение благ

  1. Что сделал со своим романом Мастер?

а) отдал в печать

б) потерял

в) сжег

г) убрал в стол

  1. Кем была Маргарита на балу у Воланда?

а) хозяйкой бала

б) гостьей

в) Маргарита не была на балу у Воланда

г) служанкой

  1. Какую черту характера человека Иешуа считал самым страшным пороком?

А) жадность

Б) трусость

В) подлость

Г) зазнайство

  1. Какое событие не связано с героями романа Коровьевым, Азазелло, Бегемотом?

А) поджог дома Грибоедова

Б) фокусы черной магии

В) карнавальное шествие

Г) пополнение клиники новыми пациентами

10) Произведение какого писателя напоминают главы сатирического

изображения московского общества?

а) М.Е. Салтыкова – Щедрина

б) А.П. Чехова

в) Н.В. Гоголя

г) А.С. Грибоедова

а,в

  1. «Погружение» в текст романа, работа в группах.

Деление класса на группы, обсуждение каждой группой своей темы.

1 группа. Воланд и его свита.

Вопросы для обсуждения:

Найдите портреты Воланда и его свиты;

Какова сюжетно – композиционная роль Воланда в романе?

Чем булгаковский дъявол похож и не похож на своих литературных

Предшественников?

Какова связь между поступками Воланда и авторским выбором эпиграфа?

2 группа. Черная магия и её разоблачение.

Вопросы для обсуждения:

В каких эпизодах романа действует свита Воланда?

Как ведут себя москвичи в сценах, связанных с черной магией?

Зачем Воланду понадобилось такое представление?

Типизации персонажей?

3 группа. Бал у сатаны.

Вопросы для обсуждения:

Для чего появляется Воланд в Москве?

Какие герои являются гостями бала?

Почему Воланд выбирает хозяйкой бала Маргариту?

С какой целью введен этот эпизод?

  1. Выступления представителей групп с сообщениями.

Подведение итогов урока.

В качестве домашнего задания учащиеся должны выбрать описание нравов современной Булгакову писательской среды. Обратить особое внимание на историю Мастера.

Урок 3. Проблемы литературного творчества в романе Булгакова.

Цель урока: раскрыть проблемы литературного творчества в романе, пригласить учащихся к поисковой деятельности с целью сотрудничества.

  1. Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении романа:

Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?

Каким должен быть настоящий писатель? Какими проблемами озабочены писатели в романе Булгакова?

Может ли сумасшествие стать прозрением?

В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова?

Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником Мастера?

Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:

а) работа с текстом;

б) выбор цитат;

в) анализ эпизода;

г) сопоставительный анализ;

д) выявление художественных особенностей текста.

К каждому вопросу учащиеся собирают необходимый материал, собранная информация оформляется в виде схем.

  1. Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?

Берлиоз

Иван Бездомный

Редактор толстого журнала,

Председатель правления

МАССОЛИТа;

Пролетарский поэт;

Носит фамилию известного

Композитора;

Фамилия напоминает

Фамилии пролетарских поэтов:

Бедный, Приблудный, Голодный

Догматик;

Типичный представитель советского

Общества;

Псевдоученый;

Талантливый поэт;

Лицемер;

- «загипнотизирован» Берлиозом.

Идеолог, оболванивавший

Начинающих поэтов и писателей.

Выводы:

Воланд наказывает Берлиоза, произнося знаменитые слова: «Каждому будет дано по его вере». Но в том – то и беда, что ни во что не верит Берлиоз. За ним – непреклонность догматика, псевдоученость, высшая школа лицемерия. Редактор толстого журнала, управляя литературой, плодит себе подобных. Поэтому и казнит его Воланд страшной казнью, а из его головы делает чашу для вина.

Иван Бездомный «загипнотизирован» учителем, но в нем есть талант, недаром его Иисус «как живой». Воланд его прощает.

  1. Каким должен быть писатель? Какими проблемами озабочены писатели в романе Булгакова?

Чем должны жить писатели?

Чем озабочены члены МАССОЛИТа?

1. Думами о назначении человека.

1. Расширением собственной жилплощади.

2. Размышлениями о путях развития общества.

2. Выгодными командировками.

3. Поисками места человека в окружающем мире.

3. Высокими гонорарами.

4. Дачными проблемами.

5. Социальный заказом.

Выводы:

Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни, думают лишь о личном благополучии. Никто из них никогда не размышляет о литературе. Бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах, ради них готовы оболгать и очернить любого.

  1. Может ли сумасшествие стать прозрением?

Очищение Ивана Бездомного:

Из купели выходит другим, вместе с одеждой исчезает удостоверение МАССОЛИТа и чувство причастности к цеху литераторов;

Убежден, что сатана находится в доме Грибоедова;

Иконка и свеча в руках.

Выводы:

Теряя рассудок, Иван Бездомный прозревает. Он стал видеть бездарность своих собратьев по перу. Душевное потрясение – освобождение от стереотипности мышления, от сковывающих разум догм, от марксистской идеологии.

  1. В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова?

Сходства

Различия

Внешний облик

Мастер имеет возможность спокойно работать. У Булгакова такой возможности не было.

Судьба писателя – сатирика

Мастер отрекся от своего романа, Булгаков не отрекался от своих произведений.

Бешеная травля со стороны критики

Мастер предал любовь.

Сожженный роман

Булгаков писал свои произведения «в стол».

Любовь на закате дней

Выводы:

В романе мы наблюдаем явную параллель собственной судьбы М. Булгакова и Мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о произведениях писателя, напечатанных при жизни, только две были положительными.

5. Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником Мастера?

Иван Бездомный

Постигает диалектику жизни и впитывает

Гуманистические идеалы;

Обретает веру;

Проявляет интеллигентность;

Становится просвещённым.

Сотрудник института философии и истории;

Идейный преемник и духовный наследник Мастера.

Выводы:

История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана Бездомного к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония.

Как художник он захвачен буйством фантазии, психологической достоверностью творения Мастера. Теперь он никогда не придет в дом Грибоедова. Он познал суть творчества, ему открылось мерило истинно прекрасного. Сотрудник института истории и философии Иван Николаевич Понырев становится идейным преемником и духовным наследником Мастера.

В качестве домашнего задания предлагается перечитать «ершалаимские главы романа», подготовить индивидуальные сообщения по Евангелиям.


Мои впечатления после прочтения романа
Мо впечатления после прочтения романа

Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений. Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики так и не в состоянии придти к единому ответу… Булгакову, на мой взгляд, удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и «связанные» между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. Но повествование об этих событиях в "Мастере и Маргарите" идет от лица сатаны. Именно поэтому часто можно услышать второе неофициальное название романа - «Евангелие от сатаны». Сколько прочтений романа, столько существует мнений. Как говорится, «зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?»

Несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа Га-Ноцри и тьма в облике Воланда. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями. Невозможно не задуматься над их словами:

«Что такое истина?»

«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…».

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоя-щий мастер смог бы так изящно и невероятно соединить прошлое с будущим, тьму со светом, показать вечное переплетение любви и верности, противостояние добра и зла. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем: сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. Надо учиться не завидовать, а прощать. Тогда, может, и мир станет чище. Как мне кажется, основная идея, заложенная Булгаковым, - неотвратимое наказание за деяния. Не случайно, сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей.

Истина, на мой взгляд, присутствует в каждой строчке этого романа. Она проникла в него так же, как и «кровь, ушедшая в землю, и там, где она пролилась, уже давно растут виноградные гроздья». Истина - это то, что создано богом и не осквернено. Чего не коснулась рука человека, вечно делающего все себе во благо. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что это. А если и узнаем, то не сможем объяснить это другим, ведь она внутри нас.

Каждый герой романа по-своему пережил «встречу» с Воландом или его свитой. Но лично я не считаю представленного с булгаковской интерпретации сатану некой темной личностью… В «Мастере и Маргарите» он предстает в образе несущего истину, как и Иешуа, но в отличие от него, карающий за дурные поступки. И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков… Все они были жестоко наказаны свитой Воланда, тем не менее, на мой взгляд, они задумывались, почему все происходит именно с ними. Уже можно и не говорить о поэте Иване Бездомном, который по ходу романа кардинально изменил свои жизненные позиции… Встреча с Мастером заставила его пересмотреть многое. Но сам результат того, что эти люди наказаны ярко представлен Булгаковым. У всех у них остались неприятные воспоминания о встрече с сатаной и его свитой. Босой, к примеру, больше не любит театры, Жорж Бенгальский утратил свою привычную веселость, а теперь уже сотруднику Института истории и философии, профессору Ивану Николаевичу Поныреву в каждое полнолуние снится один и тот же сон. Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.



Рассказать друзьям