Канал культура фекла толстая. Биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Фекла Толстая родилась в семье филологов. По паспорту - Анна, но с детства все называли ее Феклой. Так детское прозвище стало узнаваемым и изящным творческим псевдонимом. Окончив две школы - английскую и музыкальную - Фекла поступила на филфак МГУ. По образованию она филолог-славянист, переводчик с польского, но, помимо этого, знает еще сербский, французский и английский.

На телевидение Фекла Толстая попала тогда, когда решила получить второе образование и поступила в ГИТИС на режиссерский факультет. Во время учебы пришла на телевидение работать режиссером. Но вскоре стала еще и ведущей программ «Времечко» и «Ночной полет» Авторского ТВ (канал «Культура»).

В 2002 году Феклу пригласили на телеканал НТВ в качестве ведущей программы «Все сразу!» с Петром Фадеевым. Ее задача - освещение новостей мировой индустрии развлечений. Съемки в этой программе стали огромным и очень важным опытом. Она брала интервью у Табакова и Ахеджаковой , у Николаса Кейджа и Брайана Ферри, встречалась с великим множеством людей искусства, но самое главное - смогла преподнести зрителям легко и доступно все грани современной культуры.

Хорошей школой стало для Феклы участие в программах канала «Россия» «Стань звездой!» и «Народный артист». В ее карьере это были первые проекты такого масштаба. Как заметила сама ведущая, работа на РТР подняла ее на совсем иной уровень самостоятельности.

На Первом канале Фекла появилась в роли ведущей интерактивного шоу «Большой обед».

Этот проект был попыткой расширить границы привычного телевидения. Никогда еще актуальные проблемы и вечные темы не преподносились так, как в «Большом обеде». На роль ведущих нужны были профессионалы с моментальной реакцией и своими взглядами на каждый неоднозначный момент.

Продюсер программы Лариса Кривцова ни минуты не сомневалась в правильности выбора: «Я сразу решила, что Фекла Толстая идеально подходит для роли ведущей этого проекта. Она быстро реагирует на происходящее, не нуждается в заготовках - умеет думать в кадре, артистична, динамична и ненавязчива. С Володей - вторым ведущим - они "разыгрывают" эдакую интеллигентную семейную пару, члены которой хорошо и давно друг друга знают, но между которыми, что называется, "есть жизнь". Они ироничны по отношению друг к другу, сыплют экспромтами...»

Следующий проект Первого канала, над которым работала Фекла - документальный цикл «Великие династии». Это истории о великих российских фамилиях - Шереметевых, Долгоруких, Демидовых, Трубецких, Голицыных, Воронцовых, Пушкиных... В поисках «знати перекатной» съемочная группа объехала половину земного шара, побывала и в американском городке Голицын, и на римской вилле Зинаиды Волконской. В результате серьезные генеалогические изыскания были поданы в художественной, интересной форме.

Кому, как не Фекле Толстой, вести подобные передачи. Праправнучка Льва Толстого , многочисленные родственники которой и сейчас - известные журналисты и писатели, знает не понаслышке, какие бремя и гордость достаются человеку вместе с громкой фамилией. «Мой отец всегда отвечал, что есть здесь как плюсы, так и минусы. С одной стороны, приятно чувствовать себя причастным к большой хорошей семье. Я очень люблю свою семью. Недавно, в августе, была встреча Толстых со всего мира.

С другой стороны, иметь фамилию, которая немножко как красная тряпка, не всегда приятно. Особенно если ты что-то пытаешься писать, даже какие-то мелочи в периодические издания. Я редко подписываюсь своей фамилией. Мне кажется, уже достаточно людей написали под этой фамилией много всего хорошего. А еще в женском варианте фамилии все норовят перепутать ударение...»

Как и представители большинства знатных родов, Толстые со всего мира регулярно встречаются в Ясной Поляне. Однажды в интервью Фекла призналась: «В этом году я на съезде была всего один день и старалась пообщаться со всеми - подходила, представлялась, и уже через несколько минут казалось, что мы полжизни вместе прожили. Надеюсь, Лев Николаевич признал бы нас и захотел бы присоединиться...»


Дарья Печорина

9 сентября исполняется 190 лет со дня рождения русского писателя Льва Толстого. Его романы «Война и мир», «Анна Каренина» знают во всем мире, а его потомки до сих пор собираются все вместе в Ясной Поляне. О знаменитой семье рассказала праправнучка писателя – журналистка, телеведущая, режиссер Фекла Толстая.

– Главный секрет Толстых не только в том, что у нас знаменитый предок. Я каждый день слышала от отца (Никита Толстой, внук второго сына писателя – Ильи Львовича Толстого. – Прим. «Антенны») очень доброжелательные, чаще всего веселые рассказы о своем деде, которого не застала, о его сестре, тетке моего отца, и людях из семьи Толстых. И главное, что удалось из них вынести: семья – это важная основа. Конечно, в какой-то степени это тоже наследство Льва Николаевича, который осознанно шел к тому, чтобы у него была большая счастливая семья: долго выбирал супругу, они родили 13 детей, создали в Ясной Поляне семейное гнездо. На меня не так производил впечатление портрет довольно сурового старика с бородой, как то, что этот старик похож на моего отца и деда. Это ощущение, что ты не один, а принадлежишь какой-то ветке большого дерева, я запомнила с детства.

Фекла на фоне портрета своего отца, Никиты Ильича Толстого. На пальце у нее фамильный перстень

Фото Вадим Шульц

Когда я снимала сериал «Толстые» для телеканала «Культура», где каждая из восьми серий посвящена одному представителю рода, мне хотелось поймать их общие черты. Известна фраза Льва Николаевича. После посещения своего дяди Федорова Ивановича Толстого, яркой личности, он написал, что у него есть дикость в характере как у всех Толстых. Мне кажется, Толстые очень эмоциональные, иногда вспыльчивые и «натуральные». Не любят притворяться. Все люди воспитанные, но что думают, то и говорят. Еще независимые и свободолюбивые. Редко готовы подчиниться насилию, жесткому давлению. По своим близким знаю: любовью можно сделать все, силой – ничего.

Музей с веревочками превращается в дом

– В Ясную Поляну я попала в 16 лет и увидела те же портреты, что висят у нас дома. Вдруг мир исторического прошлого оказался реальным. Сохранилась его материальная оболочка, а после 1994 года, когда директором музея-усадьбы стал мой троюродный брат Владимир Толстой и стали происходить съезды потомков, она наполнилась настоящими семейными отношениями. Помню, как в 2000-м году мы с моими американскими, итальянскими, французскими братьями играли в усадьбе домашний спектакль. Музей с веревочками превратился в дом, где идет жизнь семьи и можно хоть немного почувствовать атмосферу, которая была при жизни Льва Николаевича.

Лев Толстой

Фото Getty Images

Съезды Толстых были бы невозможны без потрясающего Николая Павловича Пузина, который жил и работал в Ясной Поляне с 40-х годов прошлого века до самой смерти семь лет назад.

Во время революции дети Толстого эмигрировали. В России остался только старший сын Сергей Львович. До этого времени все внуки знали друг друга с детства и поддерживали отношения, но дальше это становилось труднее. Сергей Львович Толстой в 40-х годах перед смертью завещал молодому сотруднику Ясной Поляны Пузину не терять связь с Толстыми по всему миру и собирать о них сведения. Николай Павлович потрясающе говорил по-русски, грассировал, как в ХIХ веке, казалось, что он переместился из времени Льва Николаевича в наше и был живым мостиком для всех поколений Толстых.

Американские тетушки, итальянская сестра

С 2000 года съезды Толстых проходят регулярно раз в два года. Этим летом было 150 человек. Сейчас основной костяк прекрасно знаком друг с другом, и уже дети растут на наших глазах. А кто-то приезжает впервые, как в этом году одна семья из Швеции. У нас проходила выставка, на которую все привезли семейные реликвии. Это прекрасный повод вспомнить историю семьи. Моя шведская кузина, профессиональная актриса и режиссер, показывала свой спектакль по письмам Софьи Андреевны и Льва Николаевича. Я представляла сериал «Толстые», мы его обсуждали, спорили. Еще был бал в Тульском дворянском собрании, на котором потомки танцевали в красивых платьях. Хотя это скорее исключение. Как и предки, Толстые тяготеют к простой жизни без дворцов, балов, к отдыху на природе: погулять, искупаться в пруду, половить рыбу, покосить траву.

Виктория Толстой – правнучка Льва Толстого по линии его сына Льва

Фото Getty Images

Огромное счастье, что все могут собраться в родовом гнезде. Например, мои любимые американские тетушки – стопроцентно русские. Их отец, внук Толстого, женился на русской эмигрантке из известного рода Родзянко (Михаил Родзянко был последним председателем Госдумы до революции). Они жили в Белграде, во Франции, затем перебрались в Америку. Моя тетушка Татьяна Толстая, несмотря на то, что выросла в русском окружении, где говорят на русском языке, впервые приехала в Россию в 60 лет. Замечательно сказала моя итальянская сестра: «В Москве мы чувствуем себя туристами, а в Ясной Поляне мы дома».

Семья литературно одаренная

– Среди потомков есть люди самых разных профессий. Насколько знаю, никто не стал писателем, но литературно одарены были очень многие Толстые. Сын Толстого Лев Львович написал несколько повестей, в энциклопедиях его называли Лев Толстой-младший. Все дети оставили воспоминания. Повести писала и Софья Андреевна. Для образованных людей это было в порядке вещей. Среди Толстых много людей, занимающихся языком и литературой, в частности, одними из самых известных филологов были мой отец академик Никита Толстой и мой дядя профессор Илья Толстой. Многие потомки занимаются изучением жизни своей семьи. В прошлом и этом году мы много общались с моей итальянкой теткой Мартой Альбертиной. Она пишет книгу о своих маме и бабушке, внучке и дочке Толстого, поэтому приезжала в Москву. Мы сидели с ней в архивах, читали старые письма, смеялись и переживали. Сейчас я как сокуратор сделала выставку «Праздновать нельзя запретить» в музее Толстого на Пречистенке. Мы решили посмотреть, как современники Льва Николаевича, когда он был знаменит и при этом являлся противоречивой фигурой для общества, отмечали его 80-летие. Сохранились тысячи газет и журналов того времени. Одни говорили, что он величающий мыслитель, а другие призывали не праздновать юбилей человека, который отлучен от церкви и высказывает критику в адрес правительства. Это очень интересно читать еще и потому, что такие статьи рассказывают об обществе того времени. Там есть и огромное количество карикатур, которые печатали к юбилею на самого Толстого и его критиков. Современники были в живом диалоге со Львом Николаевичем, и нам хотелось его возродить.

- ФЁКЛА, не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что в детстве вас подразнивали. Толстой не дразнили?

Меня и сейчас дразнят, ну и что! А в школе друзья меня звали «Графин» - производное от «графиня». Я очень горжусь своей фамилией, рада, что в такой семье родилась. И спасибо Ленину, что он в своё время написал статью «Лев Толстой как зеркало русской революции», - эта статья множество жизней спасла моим родственникам во время cоветской власти. По крайней мере, я свою фамилию никогда не поменяю.

- Интересно, как воспитывают в таких семьях, как ваша? Наверное, заставляли учиться с утра до вечера?

Разумеется, я окончила музыкальную школу и ещё много чего. Но мне кажется, что у меня было хорошее детство. Обычное московское. Я родилась в Замоскворечье. И мы всегда в Кадашевских переулках, на Ордынке, на Пятницкой гуляли, играли в казаки-разбойники. Правда, я никогда не ходила в детский сад, потому что моим воспитанием занималась бабушка. И хотя я была девчонка очень разбитная, но при этом воспитывалась в старых традициях нашей семьи. Бабушка вспоминала, что у неё было три гувернантки, она выросла в большом имении, у неё была своя лошадь. И она меня учила всем правилам приличия, как вести себя за столом…

Например, для меня совершенно естественным было говорить «Благодарю вас» или «Можно выйти из-за стола?». Бабушка учила меня делать книксен и прочее, прочее. Говорят, что встречают человека по одёжке, а для меня важнее - как и что человек говорит (возможно, потому, что у меня лингвистическое образование и «ухо настроено» на речь) и как он ест.

- Страшно с вами разговаривать. Лингвист, полиглот, графское бабушкино воспитание, ещё слово не то скажешь и…

Да ладно вам… А про воспитание могу сказать. Мама всегда надо мной издевается: я могу чинно есть и восклицать «Ах, где моя крахмальная салфетка?», а через мгновение соскрёбывать и доедать какую-нибудь холодную жареную картошку со сковородки. Мне нравится знать правила и приличия и нравится иногда их нарушать. Порой это специальный эпатаж, порой хулиганство, к которому я очень склонна. Возвращаясь к детству, могу сказать, что оно у меня было прекрасным, - мы прекрасно тусовались…

Летом я жила на даче или мы с родителями ездили в фольклорные экспедиции на Украину или в Белоруссию. Родители профессионально занимались традиционной славянской духовной культурой, и мы колесили по деревням, сёлам. Кроме того, в детстве несколько лет (в смысле летних каникул) я провела на съёмочной площадке, потому что во втором классе меня взяли сниматься в кино. Для меня это было очень важным.

Лучшие дня

- Интересно, какие ленты запечатлели ваш юный возраст?

Помню, был такой двухсерийный фильм «Просто ужас». Он снимался Одесской киностудией, и всё лето я провела в Одессе. Было замечательно! Там играл, например, Семён Морозов, прославившийся к тому времени главной ролью в картине «Семь невест ефрейтора Збруева». Потом были ещё какие-то съёмки, и в итоге я уже была «отравлена» актёрством. И в восьмом классе пошла заниматься в театральную студию к Владимиру Владимировичу Книпперу, который, если не ошибаюсь, приходился племянником Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой. И тут началась для меня новая эра - мы всё время там пропадали, играли. Я помню конец своей школы уже как время, целиком посвящённое театральным занятиям, а школа была так-сяк - как придётся. Поэтому я окончила школу со всеми пятёрками и тройкой по… поведению. Золотой медали не получила, а у нас все всегда были медалисты. И я единственная в семье, кто изменил профессии, - я не стала филологом-славистом, как родители и сестра, хотя и училась этому. Но я из-за этого не переживала. Думаю, наука ничего не потеряла.

- Такие юношеские «грехи», как курение, мини-юбки, зависание на дискотеках, появление домой на рассвете и прочее, вам были свойственны?

У меня были очень демократичные родители. Мне всё всегда было можно, и, мне кажется, это меня спасло от очень многих бед. Понятно, что все в старших классах пробовали курить. Я потом курила в университете несколько лет. Мне разрешалось выпивать, более того, папа с детства наливал вина, когда мы сидели за столом. Он вырос на Балканах, а там детям иногда в соску добавляют вино.

- Это правда, что папа был резко против вашей театральной карьеры?

Он не был против увлечения театром, но не считал театральный вуз образованием. Ему, профессору МГУ, академику, очень известному учёному, казалось, что у меня тоже есть голова на плечах и мне нужно получить хорошее образование. Поэтому я как-то очень естественно сначала пошла по семейным стопам. При том, что всегда с удовольствием учила языки, окончила английскую спецшколу. В МГУ получила диплом переводчика с польского языка. Последний год училась в Варшавском университете, затем в аспирантуру даже поступила и преподавала в РГГУ…

Но когда я попала в ГИТИС (правда, на режиссёрский факультет), то была приятно изумлена. Нам читали курсы потрясающие люди. Кроме того, я училась у Марка Анатольевича Захарова, который в представлениях не нуждается. Это я к тому, что в том же ГИТИСе вполне можно получить блестящее образование.

- На режиссуру пошли потому, что актриса из вас не получилась?

Во-первых, я была уже не так молода для актрисы - поступала в 25 лет. Да и потом мне посоветовали. Говорили: «Вы всё через голову делаете, у вас главный «инструмент» - голова! Попробуйте на режиссёрский».

- Но, насколько я знаю, вы не сделали даже дипломной работы. Почему?

На съёмках сериала о великих династиях России у Фёклы появился двойник

Потому что ещё на третьем курсе я попала на телевидение, и как-то оно меня засосало. И потом мне не хватает силы воли заниматься режиссурой, это трудная работа и во многом мужская. К тому же никто не хочет быть средним режиссёром, а всю жизнь пыжиться и в одиночку считать себя гениальным - на это не каждый способен… Вот когда я работала в программе «Народный артист», там были люди, которых браковало жюри, и они, выходя за дверь, ругали это жюри на чём свет стоит и буквально вопили: «Я всё равно стану звездой и буду петь! Всем назло!!!» Уверена, что только у таких упорных людей всё получится. Я не видела себя режиссёром.

- А вы могли бы стать хорошей актрисой?

Конечно. Я жалею, что эта часть моей судьбы не реализована.

- Куда же смотрел Марк Анатольевич?

Думаю, он смотрел на других актрис, которые лучше меня и талантливее. Ничего страшного. Марк Анатольевич всё правильно делал. Но хорошей актрисой я всё равно могла бы быть, без ложной скромности.

- Давайте конкретно о вас поговорим. Что вы за человек?

Я очень хорошая. (Смеётся.)

- К тому же личность популярная, узнаваемая…

Меня не узнают на улице. Мне это не нужно. Мне легче, когда меня не видят. Естественно, что при желании я могла бы чуть-чуть по-другому выглядеть, немножко по-другому себя «подавать». Кто-то только войдёт в помещение - и со всех сторон слышится: «О-о-о!!!»

«Для меня с детства совершенно естественно говорить: «Можно выйти из-за стола?»

Нет, мне очень приятно, когда люди смотрят программы, в которых я принимаю участие. Но мне спокойней так, как есть. Я спокойно езжу на метро, хожу в магазины, люблю посещать строительные рынки. Иногда бывает, что в каком-нибудь ресторанчике вдруг кто-то присылает букет цветов или бутылку шампанского. И это тоже приятно, не скрываю, и я с удовольствием могу с этими людьми пообщаться. Самое удивительное, что наибольшее любопытство к своей персоне я испытываю в Ясной Поляне, где бываю по разным поводам. Вот там у меня часто берут автографы, особенно дети и студенты. Самое смешное, что молодёжь, которая берёт автографы, спрашивает: «А что вы здесь делаете? Какими судьбами?» Они знают, что я Фёкла Толстая, но соединить Фёклу Толстую со Львом Николаевичем Толстым им не приходит в голову. Я им говорю: «А это имение моего прапрадедушки». Они сразу: «Да? Как интересно!» И дарят всякие необычные подарочки.

- Что может так вывести из себя?

Всё, что угодно! Толстые - люди довольно страстные.

- А влюбчивые?

И влюбчивые тоже.

- Вы изящно ушли от ответа, не рассказав про свою первую любовь. Про первый конфликт с родителями по поводу неприхода домой ночевать, первый скандал, потому что «этот мальчик не нашего круга»… Было?

Конечно, всё это было, потому что я всегда делала всё, что хотела. Не было только «мальчика не нашего круга», потому что он был… сыном кинорежиссёра. (Смеётся.) И потом для меня всегда было важно, что он за личность, а не чей он сын.

- Кстати, какие мужчины вам нравятся?

Сейчас, по прошествии времени, я думаю, что идеал мужчины у всех женщин почти одинаков. По крайней мере, словами вам опишут одно и то же. Лучше высокий, чем низкий, красивый, чем некрасивый. Но ведь наше приятие или неприятие людей происходит на том уровне, который невозможно осознать. Лично я хотела бы, чтобы этот человек был умён, хотя бы потому, что мужчина-дурак - это совсем плохо. «Мой тип» обязательно должен быть умён, должен быть творческой личностью. Не в смысле «писатель, музыкант, поэт», а человеком с мозгами, способными творить на любом поприще. Для меня важна в мужчине его способность на поступки, готовность принимать важные решения, иметь свою точку зрения. И я считаю, что эти качества не зависят ни от внешности, ни от возраста, ни от профессии. Ещё для меня важно, чтобы у мужчины было хорошее чувство юмора. А не люблю я подлых людей, терпеть не могу пафосных пустозвонов, болтунов, когда воду льют и лабудой занимаются…

- Например, какой мужской поступок может вызвать ваше восхищение?

Меня можно поразить просто письмом. Один мой поклонник писал мне, но каждое его письмо было произведением искусства. Я не знаю, как складывались любовные отношения у других женщин, но всякий мой роман сопровождался любовной перепиской.

- Не буду вас спрашивать, сколько у вас было романов. Но спрошу: вы влюбчивая, как все Толстые?

Мне кажется, что да. Хотя, может быть, теперь меньше с возрастом. Но я влюбчивая не только в отношении мужчин и романов, но и в отношении просто людей - я могу увлечься каким-то человеком по-дружески. Я очень увлекаюсь людьми - мы познакомились, и мне хочется общаться ещё и ещё. Это происходит как вспышка…

- Для вас важны материальные проявления чувств - шикарные подарки, шубы, бриллианты?

Нет. Шубы я не ношу вообще. Когда я была совсем ещё молоденькой и вырабатывала свои принципы, то страшно боялась всегда, чтобы финансы или вообще материальные блага влияли на человеческие отношения. И я очень тщательно охраняла все свои отношения от какого-либо финансового влияния. Может быть, даже чрезмерно.

- Но попытки были?

Люди же умные и, как правило, дарят подарки те, которые хотят получить. Знаете, есть такое французское представление о том, что можно дарить женщине, - оно мне кажется очень справедливым. Женщине можно дарить то, что не оставляет следов, то есть то, что исчезает и не обременяет её. Духи, цветы, конфеты…

- Судя по разбросу ваших трудовых специальностей, вы достаточно всеядный и любознательный человек: официантка в клубе, журналист в газете, ГИТИС, телеведущая, языки опять же…

Но всё же легко объяснимо. Официантка - потому что закончила университет и мне надо было где-то элементарно зарабатывать на жизнь. А тут моя подруга открыла ресторан, позвала к себе. Были такие времена, когда люди для души занимались одним, а зарабатывали другим. Между прочим, в нашей смене работали начинающие актрисы, ныне известный спортивный тележурналист, режиссёр из вахтанговского театра у нас подрабатывал водителем, бухгалтером была студентка Лит-института. И это нормально было! Я работала секретаршей, переводила, давала уроки русского, английского языка. Чем только не занималась! Даже писала какие-то рекламные статьи, потом статьи про телевидение, позже была телевизионным обозревателем.

- Признайтесь: мужчины вас боятся?

Надеюсь, что нет. Я вообще очень не люблю людей, которые меня боятся, меня это страшно раздражает. И самое неприятное, что я начинаю давить на них гораздо больше. Не зря же говорят: «Нельзя бояться собаку, она почувствует твой страх и тогда укусит». Вот я, к сожалению, веду себя как собака. Если меня начать бояться, могу укусить… Я сама стараюсь никогда не бояться начальников или властей предержащих, и мне кажется, что люди, перед которыми лебезят, сами этого не любят. И, наоборот, с уважением смотрят на людей, которые не дрожат перед ними.

- Готовясь к этому интервью, я прочитал историю, способную выжать слёзы из камня. О том, как ваш чудом не умерший от тифа, трижды чуть не расстрелянный большевиками дедушка и ваша бабушка, разлучённые Гражданской войной, случайно встретились много лет спустя в Югославии. Буквально на улице… Есть ли в вашей семье какая-нибудь легенда или предание, передающееся от поколения к поколению, которую вы расскажете своим внукам?

Конечно, эту историю я тоже буду рассказывать. А семейные легенды? Я могу рассказать другую историю, которая меня до сих пор трогает до глубины души. Мой отец купил на рынке такую чугунную лапу - инструмент сапожника, - на которую надевается сапог или ботинок, чтобы его удобнее было латать. Ещё у него были специальный сапожный молоток с набалдашником, коробочка с гвоздями, набор подмёток. Иногда он ремонтировал обувь. Помню, мы часто подсмеивались над ним по поводу этого его увлечения. А он, повторюсь, академик и тому подобное, на полном серьёзе говорил: «Если что-то случится, у меня есть профессия, которая нас всех прокормит. Я буду сапожником!» Теперь-то я понимаю, что это говорил человек, который, как и его семья, пережил очень много на своём веку. Но для меня не это важно, а то, что самые главные вещи заложены у человека внутри. И что мой папа ничуть не изменился бы, если бы стал сапожником. И ещё важное ощущение и от него, и от дедушки исходило: всё можно пережить. Конечно, не мне меряться с ними. Мой дедушка пережил две войны, родился в одной стране, уехал в другую, а вернулся в третью. Это страшные катаклизмы, которые невозможно пересказать словами, но главная идея, которую они все вынесли, - всё можно пережить. И они мне её передали. Может, это я и должна передать дальше - следующим поколениям.

- А у вас есть своя «чугунная лапка»?

Свой «отходной манёвр»? Думаю, что есть. Во-первых, я хорошая официантка - без дураков. Во-вторых, могу электропроводкой заниматься. Убираю неплохо - могла бы быть уборщицей в богатых домах. Могу переводить, языки преподавать…

- Известно, что ваш муж - журналист. И больше ничего.

А что вы хотите, чтобы я вам рассказала?

- Трогательную историю. Или что вы родственные души, а познакомились на боях без правил - интересно же.

Нас «свёл» мой папа. Вася работал в немецкой телекомпании, а её руководство захотело взять интервью у моего отца. А папа сказал: «Немецкой телекомпании про сербов говорить не хочу!» Вдруг Вася, увидев меня в каких-то гостях, стал меня окручивать, чтобы я, в свою очередь, «охмурила» папу. В конце концов мы поехали к нам на дачу, интервью получилось. Ну а потом Вася решил, что надо отдать мне кассету, то да сё, и понеслось-поехало на долгие 8 лет.

Я считаю, что наш союз держится на том, что мы абсолютные противоположности. Я - человек эмоциональный, он - спокойный. Муж говорит, что у меня «шило в заднице», я не могу сидеть на месте. А Вася любит полежать на диване, почитать книжку. С другой стороны, он очень работящий и последовательный, сидит в кабинете с утра до вечера. А я начну пятьсот дел, потом не успеваю, и он меня тихо спасает. Мы, скорее, дополнение друг друга, потому что всё, что Васе нравится, мне абсолютно не нравится.

- Плавно подошли к теме ваших вредных привычек.

Я очень люблю сладкое и поэтому постоянно… толстею. Постоянно опаздываю, и это ужасно. Я очень ленивая. У меня есть список самых важных дел, которые необходимо срочно сделать, но они бесконечно переносятся с одной недели на другую. Не курю. Выпиваю, но я не считаю любовь к хорошему вину вредной привычкой.

- Говорят, вы проводите свободное время чуть ли не за рубанком или пилой «Дружба».

Это правда. Если меня изолировать от общества и уложить на диван «отдыхать» - для меня это верный путь к депрессии. А вот физический труд очень лечит людей. Что-то есть правильное в древних методиках… Как ещё отдыхаю? Сейчас увлечена итальянским. Люблю на велосипеде ездить. Обожаю играть в пинг-понг.

- Что от вас ожидать не в ближайшем, а в достаточно перспективном будущем - лет через десять-двадцать? Может, напишете книгу?

Знаете, я давно решила, что с моей фамилией книги писать уже не нужно. Говорю абсолютно серьёзно: это закрытая тема. А если отвечать на ваш вопрос… Дело в том, что я раздираема между двумя направлениями. С одной стороны, я люблю развлекательные программы и с удовольствием их делаю. А с другой - мне интересно делать документальное кино. Поэтому у меня есть предложения и такие и сякие. И я выбираю иногда так, иногда сяк.

- А нет желания уйти глубоко в семью и нарожать кучу вундеркиндов - Толстых XXI века?

По-моему, в жизни места должно хватать всему - тому, и другому, и третьему. И желательно, всему одновременно. Тогда всё в жизни успеешь.

Фекла Толстая (Анна Толстая)

Теле- и радиоведущая Фекла Толстая — одна из самых неординарных медийных личностей. В карьере женщина не стоит на месте и всегда находится в поиске интересных идей. Самые известные программы с её участием: «Времечко», «Стань звездой» и «Большой обед». Также под руководством Феклы были организованы масштабные проекты «Каренина. Живое издание», «Чехов жив» и «Мастер и Маргарита. Я там был».

Биография Феклы Толстой

Настоящее имя телевизионной звезды Татьяна Никитична Толстая. Она родилась 27 февраля 1971 года в Москве. Родители — известные советские учёные в области филологии Никита Ильич Толстой и Светлана Михайловна Шур.

Воспитанием девочки занималась бабушка и три гувернантки. Они приобщали её к искусству, литературе. В школу маленькая Таня шла уже подготовленной: умела читать и грамотно излагать свои мысли.

В младших классах девочка получила прозвище Фекла, сокращенно от Фекляндия. Она отличалась «ершистым» характером, высокой трудоспособностью и старательностью. Уроки Таня делала исключительно на отлично, а в свободное время любила играть с мальчишками в футбол.

Самой большой гордостью Феклы был её прадед — писатель Лев Толстой. К концу школы она успела прочитать все его произведения, а также освоить несколько иностранных языков.

В творческую среду Татьяна Никитична попала в 1982 году. Она прошла пробы в советскую картину «Просто ужас!». Семейный фильм был снят Александром Полынниковым по мотивам одноимённой пьесы. Затем девочка приняла участие ещё в двух проектах «Серафим Полубес и другие жители Земли» и «Старая азбука».

В 1994 Фекла окончила бакалавриат филологического факультет МГУ. Следующий учебный год начался для неё в аспирантуре этого же вуза. В 2000 девушка получила диплом режиссера в ГИТИСе.

Первое время Толстая работала преподавателем в РГГУ. Профессиональный путь начала на радиостанциях «Эхо Москвы» и «Маяк». Параллельно была ведущей и режиссёром телепрограмм «Стань звездой», «Времечко», «Ночной полёт».

С 2003 по 2004 совместно с Иваном Ургантом вела музыкальное шоу «Народный артист». Затем на ведущих российских каналах вышли передачи «Всё сразу», «Большой обед», «Ты — то, что ты ешь».

С 2014 по 2016 под руководством Феклы было реализовано три масштабных литературных проекта. Наибольшую аудиторию собрало онлайн-чтение «Чехов жив». При поддержке партнеров были задействованы современные актёры Эльвира Данилина, Виктор Мамонов, Артем Ткаченко, Оксана Фандера. Также участие приняли певец Дима Билан, журналист Сергей Брилев, писатель Денис Драгунский и др.

Личная жизнь Феклы Толстой

Официально Татьяна Толстая не замужем, однако рядом с ней есть любимый мужчина, личность которого телеведущая тщательно скрывает. Семейная жизнь и рождение детей входят в ближайшие планы Феклы.

Последние новости о Фекле Толстой

Сейчас Толстая работает на телеканале «Культура» в программе «Наблюдатель». В августе 2017 женщина выступит в роли специальной гостьи на фестивале текстов об искусстве «Вазари». В рамках мероприятия лекции пройдут во всех крупных городах страны.

Детство и семья Феклы Толстой

Фёкла или Анна, как записано в свидетельстве о рождении, родилась в Москве. Всё её детство прошло на Ордынке. Девушка считает, что если бы она родилась где-то в другом месте, скорее всего и жизнь бы сложилась как-то иначе.

Родители Фёклы были научными работниками, профессионально занимающимися филологией. Фёклой её называл отец, это имя так и осталось у неё на всю жизнь. Так её называли все родственники и друзья, такой псевдоним оставила она себе, начав работать на телевидении. Воспитанием девочки в основном занималась бабушка, причём воспитание это было домашним, ни о каком садике не было и речи. Бабушкиным воспитанием в своё время занимались три гувернантки, поэтому её наставления всегда были всеобъемлющими. Иногда бабушка отводила внучку в Лаврушинский переулок, где некая солидная дама за небольшую плату присматривала за детьми. Она сидела на лавочке, а те играли рядом.

Когда пришло время идти в школу, Фёкла ничуть не волновалась, так как в той же школе уже шесть лет училась её сестра Марфа, причём была круглой отличницей. Училась Фёкла на пятёрки, но по поведению были всегда тройки. У неё был «ершистый» характер, и не раз учителя сравнивали её со старшей сестрой, удивляясь такому поведению девочки. Она стала единственной в семье, у кого не было золотой медали.

Среди её друзей преимущественно были мальчишки, с которыми она любила погонять в футбол. Вообще девочка росла на редкость самостоятельной. В первом классе одна она ездила сама на метро к своим бабушкам.

Ещё будучи школьницей, Толстая снялась в эпизодической роли в кино, так проявило себя заложенное в ней от природы творческое начало. Фильм назывался «Просто ужас!» Девочка окончила кроме общеобразовательной школы, ещё и музыкальную.

После школы Фёкла стала студенткой филфака МГУ, пойдя по стопам родителей. Она свободно владела польским, английским, французским, сербским. Окончив же университет, она чувствовала неудовлетворённость профессией, ей хотелось чего-то иного. Некоторое время девушка работала преподавателем РГГУ. В то время она дружила с Анной Ардовой , которая посоветовала ей поступить в ГИТИС и даже помогла подготовиться. Толстая поступила и никогда об этом не жалела. Ей посчастливилось учиться у Марка Захарова . Она закончила режиссёрский факультет в 2000 году.

Фекла Толстая на телевидении

Ещё в студенческие годы девушка начала пробовать себя на телевидении, работая режиссёром, позже стала ещё и ведущей на канале «Культура». Позже её пригласили на НТВ, где вместе с Петром Фадеевым она вела программу «Всё сразу!», освещая новости мировой индустрии развлечений. Этот опыт оказался для неё очень ценным. Все грани современного искусства она преподносила зрителям с необыкновенной лёгкостью. Эта передача дала ей возможность познакомиться в процессе интервью со многими интереснейшими людьми – Брайаном Ферри и Олег Табаков , Николасом Кейджем и Лией Ахеджаковой .

Фёкла Толстая в «Вечернем Урганте»

У телеведущей есть опыт работы и на канале «Россия», где она вела передачи «Народный артист» и «Стань звездой!» Работа на этом канале, по утверждению Фёклы, подняло её на новый уровень самостоятельности.

Работа на Первом канале

Когда решали, кто будет вести шоу «Большой обед» на Первом канале, выбор однозначно пал на Толстую, так как нужны были телеведущие с моментальной реакцией и личным взглядом на любой неоднозначный момент. Для такого профессионала, как Фёкла не нужны были заготовки, она реагировала прямо в кадре.

Ещё один большой проект Первого канала – «Великие династии». Это документальный цикл о великих фамилиях России. Съёмочная группа вместе с Толстой колесила по всему земному шару, проводя генеалогические изыскания, которые потом преподносились зрителям в интересной, художественной форме. Были сделаны передачи о Трубецких и Долгоруких, Демидовых и Голицыных, Шереметевых, Пушкиных, Воронцовых.

Москва глазами Феклы Толстой

Особенно интересной оказалась работа над серией фильмов о Толстых. Правнучка знаменитого писателя многих родственников знает совсем не понаслышке. Работа над циклом передач о своей семье стала для неё более эмоциональной, чем передачи о других знаменитых фамилиях. Она исследовала свои корни на протяжении семи веков истории России. Ещё один из проектов канала дал возможность телеведущей попробовать себя в роли пилота самолёта, она летала, делая некоторые фигуры пилотажа.

На Первом она участвовала в шоу «Танцы на льду» вместе с Жеромом Бланшаром. Девушка не дружит со спортом, но захотела преодолеть себя. Ей понравился проект, от которого Фёкла получила удовольствие, тем более что партнёр во всём ей помогал.

Фёкла Толстая сегодня

Любые проекты, за которые берётся Фёкла, интеллигентность, ум и чувство такта делают её самой востребованной ведущей на телевидении России.

В основном она известна интеллигентной образованной публике. На развлекательных каналах Толстая не работает. Все её работы, как правило, тонкие, интересные и мудрые. Любимым каналом был и остаётся канал «Культура». С ним она сотрудничает чаще всего.

Личная жизнь Фёклы Толстой

Фёкла не любит говорить о каких-либо подробностях своей личной жизни. Точно известно, что у неё не было официальных браков, и нет детей. Она считает, что ещё не встретила своего мужчину.

Часто Толстая бывает на даче. Любит проводить там несколько дней подряд. Она умеет своими руками делать незатейливую деревянную мебель, свободно владея лобзиком и рубанком. Наколоть дрова для неё тоже не проблема. Некоторых своих друзей она научила этому нехитрому делу.

На даче хранится огромная библиотека, в которой много книг, написанных, в том числе, и её родителями. Она с мамой часто принимает гостей, дом всегда открыт для друзей и родных. Счастливым днём, проведенным на даче, Фёкла считает тот, когда ей не надо ехать в Москву.

Девушка утверждает, что её знаменитая фамилия не всегда помогает. Иногда, она является серьёзной помехой, как например, в случае с написанием статей и книг. Фёкла с удовольствием занималась бы этим, тем более она считает, что у неё неплохо получается, но с такой фамилией открыто писать она никогда не будет. Наверняка критики стали бы под микроскопом рассматривать любую небольшую статью или заметку, написанную правнучкой великого Толстого. Именно поэтому она предпочитает заниматься своим любимым делом – режиссурой.

В Ясной Поляне проходят съезды семьи Толстых, куда съёзжаются потомки известной фамилии со всего мира. Троюродный брат телеведущей является директором усадьбы, благодаря чему семейство имеет возможность встречаться именно там. Род огромен, но все относятся друг к другу как к близким людям. Толстые есть во всех странах мира.

Фёкла говорит, что приятно знать, что куда бы ты ни приехала, там есть твои близкие люди. Даже если ты с ними не знакома, познакомившись, сразу чувствуешь единство характеров и родство душ. Толстая сыграла журналистку, берущую интервью у зрителя, в спектакле «Своими словами», который был поставлен в «Школе современной пьесы». Театральное образование ей в этом помогло.



Рассказать друзьям