Капитанская дочка литературное направление. §2

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 30-е годы Пушкин обратился к Смутным временам XVIII и. к восстанию Пугачева (1773 - 1774). Писатель изучал документы, а в 1833 г. совершил поездку в те места, где 60 лет назад бушевало восстание. Он побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, Бердской слободе — столице Пугачёва. В течение нескольких месяцев Пушкин читал новые документы, встречался с людьми, помнившими Пугачёва. Своё исследование писатель завершил созданием исторического очерка «История Пугачёва».

Государю, который был личным цензором поэта, труд Пушкина показался интересным, но он внёс 23 поправки и предложил назвать его «История пугачёвского бунта». Пушкин согласился с поправкой: «...Царское название, признаемся, точнее», — говорил он.

В 1834 г. «История...» увидела свет. А в 1836 г. была напечатана повесть «Капитанская дочка», анализ которой мы проведем.

Оба произведения написаны на одном историческом материале. Но если в «Истории...» исследуется такое понятие, как «пугачевщина», то в «Капитанской дочке» в центре внимания судьбы людей, попавших в водоворот кровавого бунта.

Задумав произведение о пугачёвских временах, Александр Сергеевич хотел сделать главным героем офицера, который перешел на сторону Пугачёва. Но изучив документы и свидетельства очевидцев, понял, что такой поступок был нетипичен для дворян.

Пропасть между двумя Россиями

Бунт Пугачева, по сути дела обозначил пропасть между двумя Россиями - дворянской и крестьянской (народной). У каждой из них оказалась своя правда.

Народный лагерь возглавил Пугачёв, назвавший себя государем Петром III. В повести «Капитанская дочка» Пушкина изображено, что он, как и положено «царю», живёт во «дворце» - простой крестьянской избе, только оклеенной золотой бумагой. Окружение у него тоже «царское» — «господа енаралы», которые на самом деле были простыми мужиками и казаками. Поверх крестьянских тулупов у них голубые ленты (голубые ленты свидетельствовали о получении ордена Св. Андрея Первозванного - высшего ордена Российской империи). Весь этот маскарад лучше любых слов говорил, что и сам «государь» Пугачёв и его «енаралы» - совсем не те, за кого себя выдают.

Народный царь к дворянам безжалостен. Он с необычайной лёгкостью («махнул белым платком») отправляет их на виселицу. Именно так он расправился с капитаном Мироновым. Но в тоже время Пугачев считает своим долгом защищать (как всякий царь в народной сказке) слабых и обиженных. Он берёт под своё покровительство даже Машу Миронову, дочь своего врага...

И сам Пугачёв и весь его мятежный лагерь — плоть от плоти народа. Особенно явно это проявлялось в их речах, песнях. Речь Пугачёва пересыпана пословицами, поговорками, народными выражениями: «казнить так казнить, жаловать так жаловать», «ступай на все четыре стороны», «долг платежом красен», «милую тебя на сей раз».

Пугачёвцам противостоит дворянский лагерь. В повести это «старинные люди» — Гринёвы, Мироновы, Савельич, обитатели Белогорской крепости. Пушкин описывает их с симпатией и сочувствием.

И вот между этими социальными слоями разразился конфликт... В той борьбе, что они ведут, не остаётся места для личной доброты — её поглощает сословная ненависть.

Судьбы героев, композиция «Капитанской дочки»

На фоне кровавых событий крестьянской войны раскрываются судьбы простых людей — Гринёвых и Мироновых. И прежде всего юного Петруши Гринёва. Возмужание этого беспечного мальчишки происходит стремительно.

Испытания и злоключения, выпавшие на долю героя, составляют сюжет повести. Экспозиция произведения — сведения о Гринёвых. Мы узнаём, что Петруша из провинциальных дворян, образование получил у Бопре, парикмахера из Франции, а воспитание - у стремянного Савельича, до семнадцати лет гонял голубей. А потом отец отправляет его на службу в армию. По пути к месту службы судьба сводит Гринёва с беглым казаком, который впоследствии окажется Пугачевым. Встреча с ним - завязка действия . А дальше идёт его развитие : Пётр Гринёв приехал в Белогорскую крепость, влюбился в дочь коменданта крепости Миронова. Захват пугачёвцами Белогорской крепости и казнь офицеров - это кульминация сюжета . Здесь каждый из героев проявляет себя в истинном свете. Один из офицеров — Швабрин - оказался предателем. Гринёв был помилован Пугачёвым, который вспомнил, что в первую встречу Пётр подарил ему заячий тулупчик, спасая от зимнего холода. В этой ситуации Пугачев, конечно, отступает от своих правил и действует по сердцу. Несмотря на милость Емельяна, Гринёв отказывается перейти на сторону бунтовщиков, что указывает на его внутреннюю силу и непоколебимость нравственных принципов.

Петр живёт по закону народной мудрости, внушенной отцом: «Береги честь смолоду». Молодой офицер дважды отказывается от предложений своего спасителя, но Пугачёв, проявляя великодушие, спасает Машу Миронову от преследований Швабрина и отпускает с Гринёвым.

Казалось бы, вот он конек всем ужасам — герои спасены. Но не тут-то было. Жизнь, сдвинутая с места таким страшным по своей силе и беспощадности явлением, как народный бунт, не может быстро войти в свои прежние рамки. Поэтому Гринёву предстояло пройти ещё через одно страшное испытание — арест и обвинение в сообществе с Пугачёвым.

Он мог бы оправдаться, но его честь и достоинство не позволяют ему упоминать в этой истории имя Маши Мироновой. Оберегая её от возможных подозрений, Гринёв практически признаёт себя без вины виновным.

Пётр спасает честь и жизнь Маши Мироновой. Она тоже спасает его, когда обращается к императрице Екатерине II с просьбой помиловать Гринёва. Зеркальность поступков Петра Гринёва и Маши Мироновой говорит об общности их нравственных принципов. Несмотря на жуткие потрясения в обществе, они остались у них непоколебимыми.

Царица милует Гринёва. То есть она, как когда-то и Пугачёв, поступает не по закону, а по сердцу.

Развязка сюжета и завершение повести - семейное счастье Петра Андреевича Гринёва и Марии Ивановны Мироновой и казнь Пугачёва. Таким финалом Пушкин выразил свою веру в спасительную силу правды, милосердия и любви в «жестокий век», как для отдельного человека, так и общества в целом.

Во время работы над «Историей Пугачева» у Пушкина возник замысел произведения на ту же тему. Первоначально героем повествования должен был стать дворянин, который перешел на сторону бунтовщиков. Но со временем Пушкин изменил концепцию произведения. За три месяца до смерти он завершил рукопись «Капитанской дочки» . Повесть была анонимно опубликована в 1836 году в журнале «Современник».

В кратком эпилоге к «Капитанской дочке» Пушкин указал, что получил записки Гринева от его внука, а от себя добавил лишь эпиграфы. Такой прием придал повествованию документальную достоверность и одновременно показал, что позиция главного героя может не совпадать с позицией писателя. Учитывая тематику романа и сложные отношения Пушкина с властями, это было не лишней предосторожностью.

Александр Сергеевич считал произведение исторической повестью, но по многим литературным характеристикам «Капитанская дочка» достойна претендовать на роман. Жанр повествования можно назвать семейной хроникой или биографией главного героя – Петра Андреевича Гринева. Рассказ ведется от его имени. Завязка сюжета происходит в первой главе, когда семнадцатилетний Петруша отправляется служить в Белогорскую крепость. В повести есть две кульминации: захват крепости пугачевцами и обращение Гринева к самозванцу за помощью. Развязка сюжета – помилование героя императрицей.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева – основная тема произведения. Серьезное изучение Пушкиным исторических материалов помогло создать яркую картину крестьянского бунта. Масштабность событий, жестокая и кровавая война показаны с подкупающей достоверностью.

Пушкин не идеализирует ни одну из сторон конфликта. Грабежи и убийства, по мнению автора, не имеют оправдания. В этой войне нет победителей. Пугачев понимает всю безнадежность своей борьбы, а офицерам просто претит воевать с соотечественниками. В «Капитанской дочке» пугачевский мятеж предстает национальной трагедией, беспощадным и бессмысленным народным бунтом.

Осуждает герой и беспечность властей, в результате которой Белогорская крепость оказалась не готова к защите, а Оренбург был обречен на долгую осаду. Петр сочувствует изуродованному башкирцу, участнику восстания 1841 года, которое было жестоко подавлено. Гринев выражает популярную оценку событий, а не «официальный» взгляд императорской власти, чью сторону представляет.

Пугачев – единственный реальный персонаж. Его характер сложен и противоречив. Самозванец ведет себя непредсказуемо, как стихия. Он может быть грозным и властным, но в то же время веселым и плутоватым. Пугачев жесток и скор на расправу, но проявляет иногда благородство, мудрость и рассудительность.

В образе народного предводителя мифологические черты органично сочетаются с точными реалистическими деталями. Пугачев – центральная фигура произведения, хоть и не является его главным героем. Встреча Гринева с главарем бунтовщиков становится судьбоносной. Все основные события в жизни молодого офицера связаны теперь с этим человеком.

Характер главного героя показан в развитии. В начале произведения Петр Гринев – шестнадцатилетний юноша, который бездельничает и гоняет голубей. По образованию и воспитанию он ассоциируется с известным Митрофанушкой. Отец Гринева понимает, что отправлять молодого человека в Петербург глупо. Вспомним, как ведет себя Петруша на постоялом дворе в Симбирске: игра на деньги, вино, грубость по отношению к Савельичу. Если бы не мудрое решение отца, столичная жизнь быстро превратила бы героя в мота, пьяницу и азартного игрока.

Но судьба уготовила молодому человеку суровые испытания, которые закалили характер Гринева, пробудили в его душе честность, чувство долга, отвагу, благородство и другие ценные мужские качества.

Петру не раз перед лицом смерти пришлось делать нравственный выбор. Он так и не присягнул на верность Пугачеву, даже под угрозой пыток и с петлей на шее. Но Гринев покидает осажденный Оренбург для спасения своей невесты, нарушая воинский устав. Он готов взойти на эшафот, но не допускает мысли о том, чтобы втянуть в судебное разбирательство любимую женщину. Верность слову и твердость характера Петра Гринева, его мужество и неподкупная искренность вызывают уважение даже у бунтовщиков.

Антипод Гринева – Алексей Швабрин. Он получил неплохое образование, умен, наблюдателен, отважен, но эгоистичен и вспыльчив. Швабрин совершает предательство не столько из-за страха за свою жизнь, сколько из желания поквитаться с Гриневым и добиться своей цели. Он клевещет на Машу, жестоко обращается с ней, доносит на Петра. Алексей с удовольствием злословит о жителях крепости даже тогда, когда не имеет от этого никакой выгоды. Честь и доброта для этого человека – пустой звук.

Образ верного слуги Савельича выписан Пушкиным с особой теплотой и долей юмора. Старик трогательно заботится о «молодом барине» и его имуществе, готов отдать жизнь за своего господина. При этом он последователен в действиях, не боится отстаивать свое мнение, называть самозванца вором и разбойником и даже требовать от него возмещения убытков. У Савельича есть гордость и чувство собственного достоинства. Старик оскорблен подозрениями Петра в том, что доносит на Гринева отцу, а также грубым письмом барина. Преданность и честность простого крепостного создают резкий контраст с подлостью и вероломством дворянина Швабрина.

Немало испытаний выпадает и на женскую долю героини романа – Маши Мироновой . Добрая и немного наивная девушка, выросшая в крепости, сталкивается с обстоятельствами, которые могут сломить более сильного и храброго человека. В один день Маша лишается родителей, оказывается в руках жестокого врага, тяжело заболевает. Швабрин старается запугать девушку, запирает ее в чулане, практически не кормит. Но трусиха Маша, которая падает в обморок от выстрела пушки, проявляет удивительную решительность и стойкость. Любовь к Гриневу придает ей стойкости во многих поступках, особенно в рискованной поездке в Петербург. Именно Маша умоляет императрицу о помиловании своего жениха и спасает его. Этого не решились сделать ни отец, ни мать Гринева.

Для каждого персонажа Пушкин находит особую манеру речи в соответствии с его характером, социальным положением и воспитанием. Образы героев, благодаря этому, получились живыми и яркими. В сравнении с «Капитанской дочкой», по мнению Гоголя , другие повести – «приторная размазня».

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое написал А. С. Пушкин в 1836 году: опишем его краткое содержание и проведем анализ. "Капитанская дочка" по жанру - историческая повесть. Напомним краткое содержание произведения.

В нем повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева, 50-летнего человека. Он вспоминает время, когда он повстречал предводителя восстания крестьян.

Происхождение и детство Петра Гринева

Петр родился и вырос в семье одного небогатого дворянина. Мальчик практически не получил образования - он лишь к 12 годам с помощью Савельича выучился грамоте. Петр вел до 16 лет жизнь типичного недоросля. Он играл с мальчишками из деревни и мечтал о веселой жизни в Петербурге, поскольку был записан в сержантом, еще когда находился в чреве матери.

Однако отец его решил иначе - он отправил Петрушу, 17-летнего юношу, в армию, а не в Петербург, чтобы тот "понюхал пороху". Прощаясь, он дал наставление Петру, которое вынесено в эпиграф "Капитанской дочки": "Береги честь смолоду". Так Гринев оказался в Оренбургской крепости. Вместе с Петром отправился сюда и Савельич, его воспитатель.

Путь в крепость

Савельич с Петром на подъезде к городу заблудились, попав в буран. Их спасла лишь помощь незнакомца, который вывел героев на дорогу к жилью. Петруша в благодарность за свое спасение подарил этому незнакомцу заячий тулуп, а также угостил его вином.

Знакомство с Белогорской крепостью

Вот Петр приезжает в Белгородскую крепость на службу. Она не была похожа на укрепленное сооружение. Лишь несколько "инвалидов" составляет войско, единственное ее орудие - пушка. Миронов Иван Кузьмич управляет крепостью. Это честный и хотя и не отличающийся образованностью. Все дела ведет в крепости Василиса Егоровна, его жена. Гринев сходится довольно близко с семейством коменданта. Он проводит много времени с ним.

Взаимоотношения Гринева со Швабриным

Его другом поначалу становится также офицер Швабрин, который служит в этой крепости. Однако вскоре они ссорятся из-за того, что Швабрин нелестно отозвался о Маше, дочери Миронова, которая нравится Гриневу (образ капитанской дочки будет рассмотрен ниже). Петр вызывает на дуэль Швабрина и получает ранение. Маша, ухаживая за ним, рассказывает Гриневу, что Швабрин когда-то просил ее руки, но она ему отказала. Гринев решает жениться на этой девушке и пишет отцу письмо, прося благословения. Но тот не согласен на такой брак, поскольку бесприданницей является капитанская дочка. Главные герои произведения, таким образом, не могут пожениться. Маша не хочет заключать брак без отцовского благословения.

Пугачевцы в Белогорской крепости

В 1773 году, в октябре, Миронов получает письмо. В нем сообщается о Пугачеве, который выдает себя за погибшего Петра III. Он уже собрал большое войско, состоящее из крестьян, смог захватить несколько крепостей. Готовится встретить Пугачева и Комендант собирается свою дочь отправить в Оренбург, но сделать это не успевает - пугачевцы уже здесь. Жители деревни хлебом-солью встречают захватчиков. Все те, кто служит в крепости, взяты в плен. Они должны присягнуть на верность Пугачеву. Однако комендант принести присягу отказывается, его вешают. Жена его также погибает. А вот Гринев оказывается неожиданно на свободе. Савельич говорит ему, что Пугачев и есть тот незнакомец, которому когда-то подарил Гринев заячий тулуп.

Судьба Маши после прибытия в крепость Пугачева

Несмотря на то что главный герой открыто оказывается присягнуть Емельяну, тот его отпускает. Гринев уезжает из крепости, но в ней остается капитанская дочка. Главные герои, любящие друг друга, не могут воссоединиться. Девушка больна и скрывается под видом племянницы местной попадьи. Швабрин назначен комендантом крепости. Он присягнул Пугачеву. Это беспокоит Гринева. В Оренбурге главный герой просит помощи, но не находит ее. Он получает вскоре от Маши письмо. Девушка пишет, что Швабрин вынуждает ее выйти за него замуж. В случае отказа он обещает рассказать людям Пугачева, что она - капитанская дочка. Описание всех этих событий в произведении дается подробно - мы выделили лишь основные моменты.

Пугачев освобождает Машу

В Белогорскую крепость едут Гринев с Савельичем. Но они попадают по дороге в плен к пугачевцам и встречаются вновь с их предводителем.

Петр честно рассказывает Емельяну, куда он едет и зачем; и неожиданно для Гринева Пугачев решает ему помочь "наказать обидчика сироты". Пугачев в крепости освобождает Машу. Его не останавливает даже рассказ Швабрина о том, кто она такая на самом деле.

Помилование Гринева императрицей

Историческая повесть "Капитанская дочка" заканчивается следующими событиями. Гринев отвозит девушку к своим родителям. Сам же он возвращается в армию. Проваливается выступление Пугачева, но Гринева арестовывают, так как Швабрин на суде говорит, что Петр - шпион Пугачева. Главного героя приговаривают к ссылке в Сибирь, и лишь визит к императрице, который совершает Маша, помогает добиться помилования Гринева. А вот Швабрина отправляют на каторгу.

Тематика произведения "Капитанская дочка"

Проблемы, рассмотренные в произведении, весьма многочисленны. Наиболее важной из них, конечно, является проблема чести. Вообще по широте охвата действительности, значительности темы, поставленной автором, художественному совершенству произведения повесть "Капитанская дочка" - вершинное достижение, шедевр, созданный Пушкиным-реалистом. Она была закончена за 3 месяца до смерти автора. Таким образом, стала последним крупным его произведением "Капитанская дочка".

Проблемы, поставленные автором, во многом касаются очень важной темы для того времени - темы крестьянской войны, крестьянского восстания. Пушкину изучение истории пугачевского восстания дало возможность правдиво и точно рассказать об изображенных в повести событиях. Смысл "Капитанской дочки" заключался, в частности, в том, чтобы показать психологию его участников.

Отец Петра, Гринев Андрей Петрович

Гринев Андрей Петрович отрицательно относился к бесчестным и легким способам делать при дворе карьеру. Поэтому он не захотел отправить в Петербург на службу в гвардию своего сына Петра. Он желал, чтобы тот "понюхал пороху" и стал солдатом, а не бездельником. Именно он произносит слова, которые вынесены в эпиграф "Капитанской дочки": "Береги честь смолоду".

Гринев-отец не лишен присущих представителю того времени отрицательных черт. Вспомним, например, его суровое обращение с безропотной и любящей женой, матерью Петра, учиненную им расправу над учителем-французом, возмутительно грубый тон письма к Савельичу, в котором тот называет его "старым псом". Перед нами в этих эпизодах предстает типичный дворянин-крепостник. Однако есть и у Гринева-отца. Это сила характера, прямолинейность, черты и вызывают естественную и невольную симпатию к нему читателя - к этому строгому к другим и к самому себе суровому человеку.

Характер Петра Гринева

Характер Петра Гринева, 16-летнего юноши, показан автором в движении, развитии, которое произошло под влиянием жизненных условий, в которых он оказался. Петруша поначалу - легкомысленный и беспечный помещичий сынок, недоросль-бездельник, практически фонвизинский Митрофанушка. Он мечтает об исполненной удовольствий легкой жизни гвардейского офицера в столице.

В Петре Гриневе соединились любящее, доброе сердце его матери со смелостью, прямотой, честностью, присущими его отцу. Эти качества Гринев-отец укрепил в нем в твердом напутствии верно служить, слушаться начальников и, самое главное, беречь честь смолоду.

Доброта главного героя проявилась в щедром подарке "мужичку", указавшему ему дорогу во время бурана и сыгравшему в дальнейшей судьбе героя решающую роль. И после, рискуя всем, Гринев бросился на выручку Савельичу, захваченному в плен. Глубина его натуры сказалась в чистом и большом чувстве, которое возникло в нем к Маше Мироновой.

Честь в "Капитанской дочке" - очень важная характеристика личности. И Петр Гринев своим поведением доказал верность отцовским заветам, не изменил тому, что считал своей честью и своим долгом. Хорошие задатки и черты, свойственные ему, закалились, окрепли и восторжествовали окончательно под воздействием суровой школы жизни, в которую отец отдал его, послав в глухую степную окраину вместо Петербурга. Крупные события истории, участником которых стал Гринев, не позволили ему после личного огорчения (отец не дал согласие на брак с Машей) опуститься и пасть духом, сообщили душе юноши "сильное и благое потрясение".

Швабрин Алексей Иванович

"Капитанская дочка" - книга, в которой среди главных героев мы найдем и Швабрина Алексея Ивановича, соперника Гринева - полную противоположность прямому и честному Петру. Автор и этого персонажа не лишает положительных черт. Он наблюдателен, умен, образован, интересный собеседник, остер на язык. Однако ради личных целей Алексей готов совершить бесчестный поступок. Он оклеветал Машу Миронову, бросает тень также и на ее мать. Швабрин наносит вероломный удар Гриневу на дуэли и пишет вдобавок лживый донос на Петра его отцу. Алексей Иванович не по идейным убеждениям переходит на сторону Пугачева: он рассчитывает тем самым сохранить себе жизнь, а в случае успеха надеется сделать при Емельяне карьеру. Но главное, он жаждет расправиться с Гриневым и жениться насильно на Маше, которая не любит его.

Семья Мироновых и Иван Игнатьевич

Познакомимся вкратце и с характерами других персонажей, которые создал Пушкин в произведении "Капитанская дочка". Герои, о которых пойдет речь, принадлежат к рядовому офицерству, как и Швабрин. Они тесно связаны с солдатской массой. Речь идет об Иване Игнатьевиче, кривом гарнизонном поручике, и самом капитане Миронове, который по происхождению не был даже дворянином - он вышел из солдатских детей в офицеры. И Василиса Егоровна, его жена, и сам капитан, и кривой поручик из призведения "Капитанская дочка" - герои эти были необразованными людьми, с ограниченным кругозором, не дававшим им возможности разобраться в целях и причинах народного восстания.

Они были не лишены недостатков, типичных для того времени. Вспомним хотя бы "правосудие" капитанши. Она говорит, что не разберешь, кто прав, кто виноват - Прохор или Устинья. Следует наказать обоих. Однако Мироновы были добрыми и простыми людьми, преданными долгу, готовыми бесстрашно умереть за "святыню своей совести".

Образ Маши Мироновой

Продолжим анализ. Капитанская дочка (в честь которой и было названо интересующее нас произведение) - очень яркая героиня. Пушкин с особой теплотой и симпатией создает образ Маши Мироновой. В ней таятся под нежностью внешнего облика сила и стойкость, раскрывающиеся в любви к Гриневу, сопротивлении Швабрину, ее поездке в Петербург к императрице ради спасения своего жениха. Такова в произведении, которое создал Пушкин, капитанская дочка. Анализируя поступки этой героини, Александр Сергеевич ей явно симпатизирует.

Савельич, дядька Гринева

Автор очень правдиво показывает образ Савельича, дядьки Гринева, Его преданность господам далека от простой рабской принадлежности, как показывает проведенный нами анализ. "Капитанская дочка" - повесть, в которой Савельич показан не как унижающийся перед господами слуга. Так, в ответ на несправедливые и грубые упреки Гринева-отца он в своем письме называет себя "верный ваш слуга", "раб", как это было принято в то время при обращении к господам крепостных. Однако тон письма этого героя проникнут чувством человеческого достоинства. Душевное богатство, внутреннее благородство его натуры полностью раскрывается в глубоко человеческой и совершенно бескорыстной привязанности одинокого, бедного старика к своему питомцу.

Образ Емельяна Пугачева в произведении

Пушкин ("Капитанская дочка") анализировал образ Емельяна Пугачева. В 1830 годы он усиленно изучал историю его восстания. Образ Емельяна, созданный в интересующем нас произведении, резко отличается от предшествующих изображений Пугачева. Без всяких прикрас показал Пушкин этого вождя народного бунта. Его образ дан во всей суровой реальности, иногда жестокой.

В изображении автора Емельян отличается "сметливостью" - мятежным и вольным духом, ясностью ума, героической удалью и хладнокровием, широтой натуры. Он рассказывает Гриневу сказку о вороне и орле. Ее смысл состоит в том, что миг яркой и вольной жизни лучше долгих лет прозябания. Пугачев говорит о себе, что его обычай - "казнить так казнить, миловать так миловать".

Композиционный параллелизм

Александр Сергеевич назвал повестью "Капитанскую дочку". Мы в последней главе произведения вновь переносимся в дворянское имение Гриневых, в ту же обстановку. Такой параллелизм начала и конца композиции повести придает законченность и стройность. Однако Пушкин добавляет новые штрихи в описание обстановки. Так, Гринев-отец свой календарь перелистывает рассеянно, мать не варит на этот раз медового варенья, а вяжет фуфайку для Петруши, которого должны сослать на вечное поселение в Сибирь. Тяжелой семейной драмой сменилась семейная идиллия.

Языковые особенности

Язык, которым написано произведение, является замечательной стороной повести. Каждое действующее лицо Пушкин наделяет особой языковой манерой, которая соответствует уровню его развития, умственному кругозору, характеру, общественному положению. Поэтому из реплик персонажей, их высказываний перед читателями возникают необыкновенно живые и выпуклые человеческие образы. В них обобщены характерные стороны жизни русского общества того времени.

На этом завершаем анализ. "Капитанская дочка" - произведение, писать о котором можно очень долго. Его, как выразился Н. В. Гоголь, характеризует "чистота и безыскусственность", возведенные в такую степень, что действительность кажется карикатурной и искусственной перед ним. Гоголь отметил, что все русские повести и романы кажутся всего лишь "приторной размазнею" перед произведением "Капитанская дочка", описание которого было представлено в этой статье.

«Капитанская дочка» представляет собой исторический роман (в некоторых источниках - повесть), написанный А.С.Пушкиным. Автор повествует нам о зарождении и развитии большого и сильного чувства между молодым знатным офицером и дочерью коменданта крепости. Все это происходит на фоне восстания Емельяна Пугачева и создает для влюбленных дополнительные преграды и угрозы для жизни. Роман написан в форме мемуаров. Такое переплетение исторической и семейной хроники придает ему дополнительный шарм и очарование, а также заставляет поверить в реальность всего происходящего.

История создания

В середине 1830-х в России набирали популярность переводные романы. Светские дамы зачитывались Вальтером Скоттом. Отечественные писатели, и среди них Александр Сергеевич, не могли остаться в стороне и ответили собственными произведениями, среди которых были и «Капитанская дочка».

Исследователи творчества Пушкина утверждают, что сначала он работал над исторической хроникой, желая рассказать читателям про ход Пугачевского бунта. Подойдя к делу ответственно и желая быть правдивым, автор встречался с непосредственными участниками тех событий, специально для этого уехав на Южный Урал.

Пушкин долго сомневался, кого же сделать главным героем своего произведения. Сначала он остановился на Михаиле Шванвиче - офицере, который во время восстания перешел на сторону Пугачева. Что заставило Александра Сергеевича отказаться от такого замысла, неизвестно, однако в результате он обратился к формату мемуаров, а в центр романа поставил офицера-дворянина. При этом главный герой имел все шансы перейти на сторону Пугачева, однако долг перед Отечеством оказался выше. Шванвич же из положительного персонажа превратился в отрицательного Швабрина.

В первый раз роман предстал перед зрителями в журнале «Современник» в последнем выпуске 1836 года, причем авторство Пушкина там упомянуто не было. Было сказано, что эти записки принадлежат перу покойного Петра Гринева. Однако в этом романе по соображениям цензуры не была опубликована статья о бунте крестьян в поместье самого Гринева. Отсутствие авторства повлекло за собой отсутствие каких-либо печатных отзывов, однако многие отмечали «всеобщий эффект», который произвела «Капитанская дочка» на тех, кто ознакомился с романом. Через месяц после публикации настоящий автор романа погиб на дуэли.

Анализ

Описание произведения

Произведение написано в форме мемуаров - помещик Петр Гринев рассказывает о временах своей молодости, когда его отец распорядился отправить его служить в армию (правда, под присмотром дядьки Савельича). В дороге с ними случается одна встреча, коренным образом повлиявшая на их дальнейшую судьбу и на судьбу России, - Петр Гринев знакомится с Емельяном Пугачевым.

Доехав до места назначения (а им оказалась Белогорская крепость), Гринев сразу же влюбляется в дочь коменданта. Однако у него есть соперник - офицер Швабрин. Между молодыми людьми происходит дуэль, в результате которой Гриневу наносится ранение. Его отец, узнав об этом, не дает своего согласия на брак с девушкой.

Все это происходит на фоне развивающегося Пугачевского бунта. Когда дело доходит до крепости, то подельники Пугачева сначала лишают жизни родителей Маши, после чего предлагают Швабрину и Гриневу присягнуть на верность Емельяну. Швабрин соглашается, а вот Гринев из-за соображений чести - нет. Его жизнь спасает Савельич, который напоминает Пугачеву об их случайно встрече.

Гринев воюет против Пугачева, однако это не мешает ему призвать последнего в союзники для спасения Маши, которая оказалась заложницей Швабрина. По доносу соперника Гринев оказывается в тюрьме, и вот уже Маша делает все для его спасения. Случайная встреча с императрицей помогает девушке добиться освобождения возлюбленного. На радость всем дамам, дело заканчивается свадьбой молодых в родительском доме Гринева.

Как уже было упомянуто, фоном для любовной истории послужило великое историческое событие - восстание Емельяна Пугачева.

Главные герои

В романе можно выделить нескольких главных героев. Среди них:

Емельян Пугачев

Пугачев - по мнению многих критиков, самая яркая за счет своего колорита главная фигура в произведении. Марина Цветаева в свое время утверждала, что Пугачев заслоняет собой бесцветного и блеклого Гринева. У Пушкина Пугачев выглядит этаким очаровательным злодеем.

Петр Гринев, которому на момент повествования только исполнилось 17 лет. По мнению литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского, этот персонаж нужен был для беспристрастной оценки поведения другого персонажа - Емельяна Пугачева.

Алексей Швабрин - молодой офицер, служащий в крепости. Вольнодумец, умен и образован (в повести упоминается, что он знает французский и разбирается в литературе). Литературовед Дмитрий Мирский назвал Швабрина «чисто романтическим негодяем» из-за его измены присяге и перехода на сторону повстанцев. Однако поскольку образ прописан неглубоко, сказать о причинах, которые побудили его на такой поступок, сложно. Очевидно, что симпатии Пушкина не были на стороне Швабрина.

На момент повествования Марии только исполнилось 18 лет. Настоящая русская красавица, при этом простая и милая. Способная на поступок - чтобы спасти любимого, едет в столицу встречаться с императрицей. По мнению Вяземского, она украшает роман так же, как Татьяна Ларина украсила «Евгения Онегина». А вот Чайковский, который в свое время хотел поставить оперу по этому произведению, сетовал, что в ней недостаточно характера, а есть только доброта и честность. Того же мнения придерживалась и Марина Цветаева.

С пяти лет приставлен к Гриневу в качестве дядьки, российского аналога гувернера. Единственный, кто общается с 17-летним офицером как с малым ребенком. Пушкин называет его «верным холопом», однако Савельич позволяет себе высказывать неудобные мысли как барину, так и своему подопечному.

Анализ произведения

Коллеги Александра Сергеевича, которым он самолично читал роман, делали небольшие замечания относительно несоблюдения исторических фактов, при этом в общем и целом отзываясь о романе положительно. Князь В.Ф.Одоевский, например, отмечал, что образы Савельича и Пугачева выписаны тщательно и продуманы до мелочей, а вот образ Швабрина не доработан, а потому читателям будет сложно понять мотивы его перехода.

Литературный критик Николай Страхов отмечал, что такое сочетание семейной (частично любовной) и исторической хроник характерно для произведений Вальтера Скотта, ответом на популярность которых среди русской знати, по сути, и было произведение Пушкина.

Еще один русский литературовед Дмитрий Мирский высоко оценивал «Капитанскую дочку», подчеркивая манеру повествования - сжатую, точную, экономную, при этом просторную и неторопливую. Его мнение заключалось в том, что в становлении жанра реализма в русской литературе это произведение сыграло одну из главных ролей.

Русский писатель и издатель Николай Греч спустя несколько лет после публикации произведения восхищался тем, как автору удалось выразить характер и тон того времени, о котором тот повествует. Повесть получилась настолько реалистична, что можно было действительно подумать, что автором является очевидец этих событий. Федор Достоевский и Николай Гоголь также периодически оставляли восторженные отзывы об этом произведении.

Выводы

По мнению Дмитрия Мирского, «Капитанская дочка» может считаться единственным полновесным романом, написанным Александром Сергеевичем и опубликованным при его жизни. Позволим себе согласиться с критиком - в романе присутствует все для того, чтобы быть успешным: романтическая линия, закончившаяся женитьбой, - услада для прекрасных дам; историческая линия, повествующая о таком сложном и противоречивом историческом событии, как восстание Пугачева, - больше будет интересна мужчинам; четко выписанные главные персонажи и расставленные ориентиры относительно места чести и достоинства в жизни офицера. Все это объясняет популярность романа в прошлом и заставляет наших современников прочитать его сегодня.

«Капитанская дочка» на уроках литературы

Я ИДУ НА УРОК

Елена Стародубцева

Стародубцева Елена Анатольевна (1966) - учитель школы села Донское Ставропольского края.

«Капитанская дочка» на уроках литературы

Урок 1. Первая глава романа

Цель. На примере романа А.С. Пушкина «Дубровский» выяснить отношение поэта к русскому бунту; сравнить образы фонвизинского недоросля и пушкинского; понять, какова была атмосфера в доме Гринёвых и каково значение образа отца героя в повествовании; развивать умение учащихся анализировать текст, соотносить его с другими произведениями; обсуждение содержания и смысла понятия “честь”; развивать навыки работы со словарями.

Ход урока

I. Вопросы для повторения

1. На фоне какого исторического события разворачивается повествование в романе?

2. Какое произведение Пушкина предшествовало созданию «Капитанской дочки»?

II. Вступительная беседа

Прежде чем приступить к изучению романа «Капитанская дочка», вспомните, в каком другом романе Пушкин изобразил крестьянский бунт? Кто стоял во главе этого бунта?

В романе «Дубровский» Пушкин показал крестьянский бунт, причиной которого стало судебное решение: крестьяне Дубровского должны были перейти во владение к Троекурову. Во главе этого бунта встал молодой Владимир Дубровский.

Напомню, что роман «Дубровский» был написан в 1832 году, но не был закончен. Чтобы выяснить, почему, вспомним основные мотивы романа.

Обида, нанесённая дворянину, смерть отца, жажда мести, разбойничья шайка, благородный предводитель разбойников.

Черты какого литературного направления несут эти мотивы?

Черты романтизма. Есть перекличка с поэмой Байрона «Корсар».

Роман обрывается на том, что Дубровский распускает разбойничью шайку и уезжает за границу. Почему роман прекращён именно на этом месте?

Во-первых, к этому времени Пушкин твёрдо стоял на реалистических позициях и роман «Дубровский» - это реалистическое произведение. Во-вторых, Дубровский - дворянин. Он не мог быть разбойником и предводителем бунтующих крестьян. Он всего лишь играл эту роль, пока в нём горела жажда мести. Но когда эта роль потеряла смысл, он уходит из разбойничьей среды. Дубровский честен, благороден, великодушен. Эти качества несовместимы с разбоем, бунтом и грабежами.

Вывод. Главная мысль Пушкина состоит в том, что не может честный и благородный дворянин быть на стороне бунтующих крестьян. Понятия дворянской чести несовместимы с разбоем. Запомним эту мысль и перейдём к роману «Капитанская дочка».

III. Первая глава романа

Что представляет собой этот роман по своей форме?

Это воспоминания Петра Андреевича Гринёва в виде мемуаров, изданные с разрешения его родственников.

С первых же строк романа мы погружаемся в атмосферу усадьбы провинциального поместного дворянина.

Расскажите о жизни Петруши Гринёва до службы в армии. Какое произведение, изученное нами ранее, напоминают нам эти строки? Что общего между фонвизинским недорослем и пушкинским?

Первая глава романа напоминает нам комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Петруша Гринёв так же, как и Митрофан, бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. Так же, как у Митрофана, учитель Петруши невежествен. У Митрофана учитель - бывший кучер, у Петруши - бывший парикмахер. Обоим по шестнадцать лет. Но разница в изображении у Фонвизина и Пушкина существенная. Фонвизин смеётся и издевается над Митрофаном, его маменькой и учителями, его пьеса - это сатира. В пушкинском же романе то же самое описывается с добрым юмором и мягкой иронией. Кроме того, у Петруши и Митрофана совершенно разные отцы.

Уточним, что означает литературоведческий термин «ирония».

Ирония- отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

Задание классу. Приведите примеры иронического изображения в первой главе.

Это описание “урока” месье Бопре, во время которого Петруша был “занят делом” - изготавливал бумажный змей из географической карты. “Достижения” в учёбе Петруши, когда к двенадцати годам он “выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля”. Это и “несомненные успехи в службе” на постоялом дворе, выразившиеся в неумеренном употреблении пунша и игре на бильярде и т.д.

Почему, несмотря на столь отрицательные явления, детство Петруши описывается с такой добротой и юмором?

Его описывает сам Гринёв спустя много лет, уже в преклонном возрасте. А человеку свойственно вспоминать своё детство с теплотой. Он вспоминает своё детство не с насмешкой, а с улыбкой.

С какого момента судьба Петруши переменилась?

С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.

Индивидуальное задание учащегося. Рассказать о службе молодых дворян во времена Екатерины Второй.

Теперь самое время обратиться к эпиграфам, данным Пушкиным к 1-й главе и ко всему роману.

Какой эпиграф дан к 1-й главе? Как он соотносится с содержанием главы? Почему заканчивается словами: “Да кто его отец?”

Что мы узнаём об отце Гринёва с первых же строк романа? Кто такой Миних и какое значение имеет упоминание его имени в романе?

Индивидуальное задание учащегося. Подготовить сообщение о Минихе.

Бурхард Христофор Миних (1683–1767), полководец, политический деятель. В 1741 г. сослан императрицей Елизаветой Петровной в Сибирь. Возвращён из ссылки Петром Третьим, которому остался верен во время дворцового переворота 1762 г., возведшего на престол Екатерину Вторую.

Таким образом, отец Гринёва оказался в отставке, потому что не хотел нарушить данную им присягу. Потому-то отец с таким раздражением и волнением читает Придворный календарь, в котором указываются награды и чины тех, с кем когда-то служил и кто присягнул на верность новой императрице. Эпиграфом Пушкин заостряет наше внимание на важнейшем вопросе, поднимаемом в повести.

Как вы понимаете пословицу: “Береги честь смолоду”? Где в первой главе она звучит?

ВЫВОД. В романе «Капитанская дочка» главным вопросом будет вопрос чести и её сохранения.

IV. Понятие “честь” в повести

Но как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринёв? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и словарю В.И. Даля.

Индивидуальное задание учащегося

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь .

4. Почёт, уважение. Воздать честь .

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почёта.

В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа?

В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом, пятом у Даля.

Какими примерами из первой главы можно это подтвердить?

Представление о службе как о парадах, увеселении, оказываемом почёте. Уплата долга за проигрыш в бильярд. Грубое обращение с Савельичем, стремление настоять на своём.

ВЫВОД. Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

Но можно ли уже в первой главе увидеть признаки того, что это не является нравственной основой его характера, что по своей натуре он добрый и сердечный человек?

Да, это чувство вины, испытываемое Петрушей после ссоры с Савельичем, внутреннее осознание своей неправоты. Петруша после этого находит в себе силы попросить прощения у слуги.

Но почему же Петруша так груб и своеволен на постоялом дворе, ведь раньше такого за ним не водилось?

Он хочет ощутить себя взрослым, вырваться из-под опеки, сделать что-то по своей воле: “Но я хотел вырваться на волю и доказать, что я уже не ребёнок”.

V. Итог урока

Какая главная нравственная проблема поднята Пушкиным в романе «Капитанская дочка»? Сколько голосов звучит в повествовании?

VI. Домашнее задание

2. Задание по вариантам: 1-й вариант - проанализировать поведение и поступки Гринёва.

2-й вариант - проанализировать поведение и поступки Швабрина по вопросам:

Отношение к семье Мироновых;

Поведение на поединке;

Поведение во время захвата Белогорской крепости пугачёвцами;

Отношение к Маше Мироновой;

Поведение c Пугачёвым.

Индивидуальные задания

1. Рассказать о жизни Гринёва в Белогорской крепости и о том, какова была сама крепость, как проходила служба, кто в крепости был подлинным хозяином.

2. Сравнить эпизод дарения заячьего тулупчика и эпизод уплаты долга за проигрыш. Что общего и в чём различие?

Урок 2. Развитие характера главного героя. Гринёв и Швабрин

Цель. Проследить дальнейшее развитие характера героя; обучение сравнительной характеристики героев; развитие у учащихся навыков работы по вариантам; дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе; воспитание в школьниках таких понятий, как честь и достоинство.

Ход урока

У нас ведь всё от Пушкина.
(
Ф.М. Достоевский)

I. Одной из целей нашего урока будет проследить по роману, как развивается личность Петра Гринёва. По ходу нашего урока мы составим схему взросления главного героя.

В течение урока вычерчивается в тетрадях и на доске следующая схема:

6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

4) Отказ присягнуть бунтовщику.

3) Поединок за честь девушки.

2) Благодарность за спасение.

1) Уплата долга за проигрыш.

Вопрос для повторения. Каким предстал перед нами Петруша Гринёв в первой главе?

Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.

Вы сказали, что герой страстно хочет повзрослеть. Но что означает “быть взрослым”? Как вы понимаете это выражение?

Это значит быть самостоятельным, уметь принимать серьёзные решения, отвечать за себя и за других, уметь анализировать свои поступки и давать им свою оценку.

Обладает ли Петруша в полной мере набором этих качеств?

Нет. Хотя он уже способен осознать свою вину и признать её, он ещё не может принимать самостоятельных решений, противостоять дурному влиянию. Это подтверждает случай на постоялом дворе.

Проследим за дальнейшими поступками Гринёва. Почему герой со своими спутниками попадает в буран?

Он легкомысленно надеется на авось, не слушает советов опытного человека. В этом снова проявляется его своеволие, желание настоять на своём.

Как путникам удалось выбраться из бурана? Как он отблагодарил своего спасителя?

Индивидуальное задание учащегося. Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, когда Гринёв заплатил долг за проигрыш Зурину. В чём сходство и различие этих эпизодов?

Сходство в том, что и в том, и в другом случае Гринёв отдаёт долг другому человеку, требуя необходимое у Савельича. В обоих случаях Савельич возмущён убытком, ворчит и возражает.

Различие в том, что в первом случае Петруше стыдно за своё поведение, он раскаивается и просит прощения. Во втором - нет, потому что во втором случае он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за оказанную услугу. Он платит добром за добро. В этот раз он поступает вполне осознанно, как честный человек.

ВЫВОД. Этот поступок Гринёва соотносится с понятиями чести. Он честно благодарит за спасение, и это ставит его на ступень выше по сравнению с предыдущим поступком, что даёт ему право не обращать внимания на возражения Савельича.

II. Индивидуальное задание

Расскажите о жизни Гринёва в Белогорской крепости. Что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова?

(Ответ учащегося.)

ВЫВОД. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая. Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей - мысль семейная. Обратите теперь внимание на эпиграф к нашему уроку. Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого.

III. - Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем?

Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.

Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие?

Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.

Работа по вариантам

Как соотносятся друг с другом Гринёв и Швабрин в системе персонажей?

Они противопоставлены.

Сейчас мы составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина и посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести.

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

Разное

Критерий сравнения Гринёв Швабрин
1. Отношение к семье капитана Миронова С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.
2. Поведение на поединке Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку. Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.
4. Отношение к Маше Мироновой Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство. Описывает Машу “совершенною дурочкою”, клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.
5. Поведение с Пугачёвым Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека. Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

Какой вывод мы можем сделать о понятиях чести у одного и у другого?

У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести - самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.

IV. Итог урока

Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к эпиграфу урока: “У нас ведь всё от Пушкина”. Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы вскоре встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.

V. Домашнее задание

Ответить на вопросы:

1) Почему роман назван по имени героини?

2) Почему Екатерина Вторая помиловала Гринёва?

Задание по вариантам

1-й вариант. Проследить, как развивалось чувство любви между Машей и Гринёвым.

2-й вариант. Рассказать о том, что произошло с Машей после взятия Пугачёвым Белогорской крепости.

Индивидуальные задания

1) Подготовить выразительное чтение по ролям диалога Маши и Гринёва из главы «Любовь».

2) Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил...».

Урок 3. Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель. Проанализировать образ Маши Мироновой, понять, почему роман назван её именем; развивать навыки выборочной работы с текстом; развивать навыки выразительного чтения наизусть и по ролям; воспитание понятий скромности, чести, целомудрия и возвышенной любви.

Ход урока

Роман о чуде, совершаемом любовью.
(
Т.Алпатова)

I. Вступительное слово учителя

Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно всегда связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблён, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Даже безответная любовь была полна для поэта очарования и светлой печали. Состояние влюблённости было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: это и адресаты его любовной лирики, и героини произведений - Татьяна Ларина, Донна Анна, Маша Троекурова, Лиза Муромская, Земфира и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве Пушкина.

II. Какой предстаёт перед нами Маша в главе «Крепость»? Найдите описание её внешности.

Скромная, застенчивая, боязливая, робкая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса Егоровна даже называет её трусихой. Кроме того, сказано, что Маша - бесприданница.

Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их красота в другом.

Работа 1-го варианта. Сразу ли возникает у Петруши Гринёва чувство любви к Маше? Проследите по роману, как возникает и развивается это чувство.

Сначала Пётр отнёсся к Маше с предубеждением, настроенный отрицательным отзывом Швабрина. Но во время разговора за столом ему стало жалко Машу, так как её мать очень бесцеремонно о ней говорила. Затем Петруша, познакомившись с девушкой поближе, обнаружил, что она “благоразумна и чувствительна”. Но это ещё не любовь, хотя Гринёву уже неприятно слушать колкие замечания Швабрина о Маше. Сочинённое стихотворение вряд ли было посвящено Маше. Будь это так, вряд ли Пётр стал бы показывать его Швабрину. Но он выносит его на суд, ожидая похвалы. Имя Маши в стихах оказалось, скорее всего, случайно. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного - Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело - Пётр влюбился. Когда же Маша ухаживала за раненым Гринёвым, у него созрело решение жениться на ней.

Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но значит ли это, что она бесхарактерная?

Нет. Отказ Швабрину свидетельствует о твёрдом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в старых девах на всю жизнь.

Да, это надо понять: представьте себе девушку, живущую в глухой деревне, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным её шансом устроить свою судьбу. Но она отвергает его, так как не любит. Это говорит не только о твёрдом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже, детях, вести домашнее хозяйство. Других поприщ не было.

Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным?

Объяснение после получения письма отца Гринёва, в котором он запрещает сыну жениться.

(Подготовленные заранее учащиеся читают по ролям диалог Маши и Гринёва в главе «Любовь». Можно инсценировать этот эпизод.)

Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится?

(Ответы учащихся.)

У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой из романа?

(Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Я вас любил..».)

Какие строчки диалога созвучны стихотворению?

Именно это и называется целомудрием.

Целомудрие - 1) То же, что и непорочность.

2) Строгая нравственность, чистота. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

Входит ли это понятие в объём понятия “честь”?

Да, в словаре С.И. Ожегова “честь” в третьем значении означает “целомудрие”.

Значит, и Маша Миронова свято хранит честь, готова отказаться от личного счастья ради сохранения чести. И речь идёт не только о девичьей чести, но и о человеческой.

Индивидуальное задание. Расскажите о злоключениях Маши после взятия пугачёвцами Белогорской крепости.

Какие качества характера проявила Маша в это время?

III. Почему же роман назван не «Гринёв» - по имени главного героя, не «Пугачёв» - по имени предводителя народного восстания, а по имени Маши - «Капитанская дочка»?

Видимо потому, что именно главная героиня становится центром лирического сюжета романа. Несмотря на свою скромность и незаметность, она становится предметом любви и обожания всех, кто встретится с нею. Из-за Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин. Из-за неё Гринёв отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, из-за Маши Пугачёв проявляет царскую милость. Именно Маша потом вызволит Гринёва из тюрьмы.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Исследователь творчества А.С. Пушкина Т.Алпатова пишет, что это “роман о чуде, совершаемом любовью”. Действительно, разве не чудо, что Гринёв, побывавший в самом “логове льва”, выходит оттуда цел и невредим со своей невестой? И разве не чудо, что Маша добивается прощения своего жениха у самой императрицы?

Обратимся к финальной сцене романа. Что просит Маша у государыни?

“Милости, а не правосудия”.

Почему именно “милости”, а не “правосудия”?

Потому что с точки зрения закона Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажён и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринёв осуждён вполне справедливо, и спасти его может именно милость государыни.

Почему Екатерина Вторая при помиловании произносит фразу: “Я в долгу перед дочерью капитана Миронова”? В каком долгу?

Капитан Миронов не изменил своей присяге императрице. Из-за этого Маша осталась сиротой, и государыня платит этот долг тем, что не оставляет Машу без покровительства. Пугачёв как-то сказал Гринёву: “Долг платежом красен”. Этому же следует и Екатерина Вторая.

IV. Итог урока

Профессор Т.Алпатова пишет, что «Капитанская дочка» - “это первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто - быть не могло. Роман о чуде, совершаемом любовью”. Да, всего этого на самом деле, скорее всего, не могло быть. Но гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро.

На следующих уроках изучения романа учащиеся исследуют образ Емельяна Пугачёва в изображении А.С. Пушкина.



Рассказать друзьям