Картина «Радуга» Айвазовского: краткое описание. Описание картины И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картина «Радуга» И. К. Айвазовского явилась ответом художника на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера письма не современна, а дарование иссякает. Полотно было написано в 1873 году и обозначило новый этап в творчестве живописца.

На первый взгляд, перед нами – типичное для Айвазовского изображение «кораблекрушения». С другой стороны, эта работа очень отличается от предыдущих полотен художника. Не отказываясь от своих позиций, Айвазовский, тем не менее, подвергает их пересмотру и модернизации – особенно это касается колористического решения картины.

Вместо насыщенных ярких красок на этом полотне – оттенки более сдержанные, тонко разработанные. В картине гораздо меньше «придуманности». Несмотря на очевидную романтичность, работа «Радуга» отличается несомненным уклоном в сторону реализма.

Мы видим корабль, терпящий крушение возле скалистого берега. Люди отчаянно пытаются спастись на шлюпке. Художник показал бурю на море так, словно сам находится в открытом море среди разбушевавшейся стихии. Сквозь ветер и брызги волн силуэт тонущего судна и очертания берега кажутся размытыми. Тревожное грозовое небо полностью сливается с морской стихией.

Колорит картины – это изысканные оттенки и переходы голубоватых, розовых, зеленых, лиловых тонов. Поток солнечного света, проникающий сверху вниз сквозь весь этот хаос, ложится на воду разноцветной радугой. Как мираж, радуга то мерцает, то исчезает – прозрачная, чарующая, мягкая. Волны становятся меньше и уже не несут опасности. Радуга обещает спасение. Уныние людей, спасающихся на шлюпке, сменяется оживлением. Кто-то поднял вверх руки, благодаря Всевышнего.

Общее настроение картины – радостное, светлое. Живописец воспевает героизм людей, вышедших победителями из неравной схватки со стихией.

Помимо описания картины И. К. Айвазовского «Радуга», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Иван Айвазовский (17. 07. 1817 - 19.04.1900) - художник-маринист имперской России, по происхождению - армянин (Ованесс Айвазян), непревзойдённый в своём жанре мастер, придерживался в своих произведениях романтического стиля.

Количество картин, созданное Айвазовским за годы жизни, приблизилось к шести тысячам. Были в его творчестве полотна на восточные и армянские сюжеты, просто пейзажи, но большая часть картин Айвазовского посвящена морским пейзажам и батальным сюжетам. Известны его картины «Девятый вал», «Ночь в Гурзуфе», «Чёрное море», «Неаполитанский залив», «Кронштадский рейд», «Чесменский бой».

Иван Константинович всю жизнь творил в рамках одной темы, и он достиг совершенства в пределах морской тематики. Однако критики стали обвинять его в несовременной манере письма, в угасании таланта. Айвазовский ответил критикам картиной «Радуга». Он написал её в 1873 году, «Радуга» положила начало новому периоду в творческом развитии художника.

Только на поверхностный взгляд эта картина типична для Айвазовского. Тема «Кораблекрушения», конечно, не нова для него, но это полотно в сравнении с предыдущими полотнами стоит особняком. Художник на этот раз отказался от ярких красок, колорит «Радуги» приглушенный, в оттенках проработана точность. При всём романтизме «Радуги» сделан шаг в направлении реализма.

По сюжету картины разыгравшийся шторм топит корабль. Рядом скалистый берег. Очевидно, судно налетело на подводный риф. Бушующая толща воды изображена так, словно художник сам присутствует на месте крушения. Ветер размётывает брызги волн в пыль, и очертания берега смутно видны. Судно тоже окутано туманом, его вот-вот поглотит морская пучина.

На переднем плане картины шлюпка с потерпевшими кораблекрушение. Утлое судёнышко кажется скорлупкой среди разбушевавшейся водной стихии. Люди не теряют надежды на спасение, пытаются управлять лодкой, но борьба с бурей отняла много сил. Самые активные у руля и на вёслах, другие прижались к бортам в страхе, женщина обхватила руками маленького ребёнка и напряжённо смотрит на волны.

Но вот солнечный луч с неба озарил мятущееся море, в брызгах воды заиграла радуга над головами страдальцев. И волны стали тише, уже не захлёстывают шлюпку. Отчаяние людей сменилось надеждой, один человек сорвал шапку и поднял лицо вверх, благодаря небеса. Радуга - всегда добрый знак, и люди, несомненно, спасутся.

Цветовая гамма картины для того времени стала новаторством. Наблюдается постепенный переход в эмоциях и красках. Там, где тонет корабль, вода темна, на ней лежит тень. Этот участок картины вызывает тревогу и страх. Но незаметно краски, светлеют, в волнах появляются лиловые и голубые оттенки радуги, золотятся солнечные блики. Радуга преобразила небо и море. Цветовая палитра в этой работе отличается разнообразием, но краски нежные, неброские.

Картина «Радуга» в целом даёт позитивный настрой: никогда не надо терять надежду. Наверняка, эти люди перед лицом опасности молились о спасении. Кто-то из них был услышан. Так что, просите, и дано будет вам.

Марина как отдельный жанр пейзажной живописи окончательно оформилась в русском искусстве в XIX веке, во время расцвета творчества Ивана Айвазовского, что неудивительно, поскольку он по сей день считается одним из величайших маринистов в мировом искусстве. Картина «Радуга» Айвазовского - яркий пример удивительного морского пейзажа.

Пейзажи-марины в русской живописи

Несмотря на уникальность и мировое признание, в раннем творчестве Айвазовского чувствуется влияние первых русских пейзажистов, основоположников жанра - и , чьи редкие морские пейзажи совмещали классическую технику академической живописи со свежими идеями романтизма.

Раннее творчество Айвазовского практически полностью посвящено морской стихии. Молодой художник писал романтические пейзажи с восторгом и восхищением. Одной из причин романтической эмоциональности художника было то, что Айвазовский не считал возможным писать море с натуры. Все, что изображал живописец на своих полотнах - воспоминания и плоды воображения.

Все же за бурлящим романтизмом в первых картинах Айвазовского прослеживается стремление изучить морскую стихию во всех ее возможных ипостасях. На более поздних полотнах мастерство и врожденное чувство меры творца обуздывают романтическое восхищение, и зрителю предстают работы взрослого, умелого художника, знающего свое дело и свой предмет изображения. Картина «Радуга» Айвазовского представляет собой новый этап не только в творчестве художника, но и в жанре русского морского пейзажа. Работая над этим полотном, мастер стал использовать привычные в совершенно иной манере.

Творчество Айвазовского проторило дорогу в жанр марины для таких пейзажистов, как Лагорио, Боголюбов и Куинджи.

Иван Айвазовский

Биография художника являет собой почти сказочный сюжет. Айвазовский был сыном обедневшего купца, однако он своим талантом и мастерством завоевал признание среди отечественных и мировых живописцев и стал основоположником марины в русском изобразительном искусстве.

С раннего детства проявляя тягу к рисованию, Айвазовский обратил на себя внимание архитектора своего родного города - Феодосии. Будущий художник получил от него не только поддержку и напутствие, но и материальную помощь - художественные принадлежности и первые уроки рисования.

После окончания Симферопольской гимназии Айвазовский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. На четвертом году обучения он был удостоен академии, которая позволила молодому художнику выехать за границу в качестве стипендиата заведения. Несколько лет Айвазовский провел в Италии, где стал знаменитым благодаря своим морским пейзажам.

История картины «Радуга»

Принято считать, что лучшие работы Айвазовского были созданы в ранний период его творчества. Такие картины, как «Девятый вал», «Лунная ночь» и «Буря на море ночью», считаются пиком карьеры мариниста - художник создал неповторимые по яркости и богатству сюжетной линии пейзажи.

В начале 70-х годов XIX столетия в адрес художника летело множество критических высказываний относительно однообразия и надуманности его полотен. Картина «Радуга» стала ответом на критику. Мнение современников о картине Айвазовского «Радуга» неоднородно; практически все отметили уникальность цветовой гаммы и реалистичность полотна, однако были и те, кто продолжал упрекать художника в надуманности его пейзажей.

Автор всегда говорил, что море невозможно писать с натуры, поэтому доля надуманности в морских пейзажах Айвазовского есть всегда, ведь картины - плод воображения художника. Однако «Радуга» отличается реализмом цветовой палитры и тонкостью подобранных оттенков, которые делают капли морской пены практически прозрачными, тем самым радуга становится почти невидимой.

Айвазовский, «Радуга» описание картины и ее сюжет

Сюжет «Радуги» не нов для творчества Айвазовского. Автор выбрал для картины знакомый, почти избитый предмет изображения - морскую бурю. Как и все полотна мариниста, картина «Радуга» Айвазовского изображает кораблекрушение «от первого лица» - так, словно автор сам был на тонущем корабле.

Картина наполнена нечеткими, туманными очертаниями. Скалистый берег и само судно, терпящее крушение, теряются в волнах и высокой морской пене. На первом плане картины - шлюпка с моряками, пытающимися избежать смерти. Люди всматриваются в даль океана, пытаясь разглядеть безопасное для причала место, однако высокие волны и штормовой ветер треплют шлюпку и мешают морякам определить и удержать направление.

Благодаря радужному спектру картина, несмотря на трагический сюжет, не кажется тяжелой и удручающей. Характерная для Айвазовского игра со светом на этом полотне создает идеальный радужный круг, который исполняет сюжетную роль «благого предзнаменования», обещая терпящим бедствие морякам безопасную гавань.

Айвазовского «Радуга» и ее оттеночная палитра

В попытке найти для себя новую технику живописного изображения моря и различных его ипостасей художник-маринист перешел на новую, более светлую и реалистичную палитру.

Картина «Радуга» Айвазовского является одним из серии полотен, выполненных в новой для него цветовой гамме. Художник использует присущие ему яркие цвета - желтый, фиолетовый, лиловый и огненно-оранжевый, при этом не теряя реализма и прозрачности пейзажа.

Картины «Радуга», «В Бурю», «Марина», а также некоторые полотна, написанные в 80-х годах XIX столетия, словно вышиты тонкими линиями ярких цветов. Невероятные оттенки растворяются в соленом морском воздухе, создавая при этом чистые, легкие и воздушные пейзажи, в которых море выглядит чрезвычайно реально и в то же время сказочно ярко.

Картина «Радуга» Айвазовского занимает особое место в творчестве этого знаменитого российского художника. Во всех своих полотнах он изображал море, используя при этом насыщенные яркие цвета, игру со светом. Упомянутая работа отличается от предыдущих морских пейзажей, о чем и будет сказано далее в статье. Здесь же необходимо отметить, что полотно определило рубеж в творческой жизни художника, ознаменовав начало освоения автором иной техники живописи.

Написание

История создания картины «Радуга» Айвазовского весьма занимательна. В 70-х годах XIX века критики стали упрекать художника за то, что его метод устарел, темы для сюжетов исчерпали себя, а приемы не соответствуют современным направлениям в культуре. В ответ художник в 1873 году представил на суд публики свое новое произведение, которым доказал, что способен на новаторские находки и оригинальные приемы.

После представления полотна мнения критиков на ее счет разошлись. Многие отметили уникальное цветовое решение, необычное сочетание красок, а также философский сюжет. Однако некоторые специалисты по-прежнему продолжали упрекать художника в нереалистичности. Впрочем, это обвинение несправедливо: автор почти всегда придерживался романтизма с некоторыми элементами реализма, утверждая, что море невозможно писать с натуры.

Художественные особенности

Картина «Радуга» Айвазовского отличается некоторыми специфическими чертами, которые позволяют критикам говорить о ее уникальности. Произведение посвящено морской тематике, в чем живописец остался верен себе. Однако манера письма и краски существенно отличаются от того, что можно видеть на более ранних полотнах мастера.

Ранний и зрелый Иван Константинович много работал с насыщенной палитрой. Его привлекала игра цвета, смелые и динамичные живописные решения. Свое же новое полотно он написал в более сдержанных тонах: цветовая палитра получилась не такой броской, как в предыдущих работах.

Особенности сюжета

Картина «Радуга» Айвазовского, в отличие от наиболее известных его полотен, в которых показаны морские стихии и кораблекрушения, проникнута жизнеутверждающим пафосом. В центре изображена лодка с моряками, которые спасаются с тонущего корабля, теряющегося посреди волн.

Художник изобразил людей, уставших от борьбы с бушующим океаном, но не потерявших надежду на спасение. Они стремятся попасть на берег, и рулевой указывает им направление. Видно, что эти люди старательно экономят свои силы, гребцы постоянно сменяют друг друга.

Почти вся картина «Радуга» Айвазовского проникнута светлыми красками, которые показывают зрителю, что моряки спасутся, несмотря на страшные волны.

Смысл

Этот сюжет имеет глубокое символическое значение, поскольку знаменует победу человека над смертью. Несмотря на сильный шторм, небо прояснилось, и на нем появилась радуга, предзнаменуя конец бури. Она дает людям надежду на спасение. Ее цвета окрашивают вспенившиеся волны в нежные тона, и море медленно успокаивается.

Это новая история, рассказанная художником, который раньше показывал трагические сюжеты, акцентируя внимание зрителя на драме. Но теперь он написал полотно очень проникновенного содержания. Несмотря на то что основную его часть занимает образ стихии, борьба людей за выживание и их радостная надежда на спасение стала главной темой произведения «Радуга».

Картина Айвазовского отличается некоторой туманностью: в ней линия моря сливается с горизонтом, корабль как бы теряется в зыбком тумане, и на этом фоне особенно сильно выделяется лодка с людьми.

При этом следует обратить внимание на то, как автор изобразил море. Известно, что он достиг настоящего мастерства в воспроизведении морской стихии. В рассматриваемом полотне он использует свои излюбленные цвета: желтый, фиолетовый, лиловый. Однако на этот раз цветовая гамма получилась не столь яркой и насыщенной, как в предыдущих работах. Произведение получилось легким и прозрачным, оставляя у зрителя светлое впечатление.

Итак, картина Айвазовского «Радуга», фото которой представлено в статье, ознаменовала новый этап творчества великого мастера, показав, что художник не был чужд новым тенденциям в живописи и, оставаясь в целом рамках традиционной тематики, нашел иные средства к воплощению новых идей.


Радуга.
1875.

Разноцветная дугообразная полоса на небе, образующуюся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Дождь всё ещё звенел над степью. От Гремячего Лога до дальнего пруда, в полнеба, стала горбатая, цветастая радуга. (Шолохов. Поднятая целина.)

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1984.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с радугой.

Успокоение

Гроза прошла – ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася,
И радуга концом дуги своей
В зелёные вершины уперлася.

Ф. Тютчев.
1830.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.
1900-е.

Радуга в субботу – дождь на всю неделю (Ирландия).

Если радуга появляется вечером, она предвещает ясный день; если же утром – то на другой день следует ждать дождя. Точно такая же примета существует у немцев.

Многие дикие народы боятся радуги. Например, дикари острова Ниас не решаются даже взглянуть на радугу, считая, что это огромная сеть, поставленная мощным духом, чтобы поймать их тени. А тени они отождествляют с душами. А тени они отождествляют с душами.

В свете этого факта представляется интересным тот ритуал, который мы наблюдали несколько лет назад в одном из посёлков Северной Англии. Едва завидев радугу, здешние дети тут же сложили на земле крест из двух палочек. Когда мы спросили, зачем они это сделали, они ответили просто: «Чтобы откреститься от радуги».

Углубившись в изучение странных обычаев и поверий, мы провели небольшое расследование. Посёлок назывался Лидс (Западный Райдинг, Йоркшир), и наши расспросы показали, что обычай «Отгонять радугу» всё ещё был популярен среди здешних стариков. Он заключался в том, чтобы сделать крест из двух палочек и положить на их концы четыре камешка.
Но каким образом это помогало от радуги? Старики не могли нам ничего объяснить: они знали лишь, что радуга должна растаять, поскольку так говорили их родители и родители их родителей. Что же касается причины, по которой это должно случиться, то они никогда не знали и не интересовались ею.

Всё это заставило нас предположить, что разгадку тайны следует искать в небе. Ведь хорошо известно, что древние считали небо Дорогой Богов. После того, как скандинавский бог Один построил свой небесный дворец, он провёл к нему мост Бифрост, по которому можно было туда проникнуть. Бифрост был трёхцветным, и посередине него пролегла красная полоса, ибо он был из огня и должен был поглощать души, недостойные вступить во дворец. Таким образом, Бифрост, или Дорога Богов, превратился в Дорогу Душ, восходящих на небеса.

В Норвегии и Дании до сих пор можно найти старые надгробные камни с руническими надписями типа: «Нагейлфр построил этот мост для своего сына Анунда.»

Что за мост подразумевается здесь?

Конечно же, радуга – древний Бифрост, по которому души переправляются через Млечный Путь к месту своего вечного успокоения.

Скандинавское влияние в северных графствах Англии было очень сильным: многие здешние названия имеют скандинавское происхождение. Поэтому вполне можно предположить, что радуга и по сей день остаётся здесь мостом для душ, уходящих на небеса – то есть, приметой близкой смерти. Отогнать радугу – значит продлить чью-то жизнь; вот почему дети из северных графств складывают крестики, чтобы «откреститься от радуги».

В Австрии и кое-где в Германии до сих пор считается, что души умерших детей поднимаются на небеса по радуге.

Идея сравнить радугу с мостом принадлежит античным народам. Деметра, древнегреческая богиня смерти, имела среди своих жриц Капитул Моста; а саму её называли Владычицей Моста. В Риме жрец был строителем мостов, понтификом, поскольку он принимал на себя заботу о душах, переправляющихся в иной мир.

Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» - «Миф». 1995.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.
1900-1905.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя. Радуга.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга. Этюд.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.

Борис Ольшанский.
Волхова с радугой.
2002.

Иван Константинович Айвазовский.
Радуга.
1873.

Николай Никанорович Дубовской.
Радуга.



Рассказать друзьям