Картины итальянского гения леонардо да винчи в эрмитаже. Шедевры эрмитажа Какая картина да винчи в эрмитаже

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В зале № 213 находятся две маленькие картины Боттичелли и два холста кисти Пьетро Перуджино. Этот умбрийский живописец принимал участие в работе над фресками Сикстинской капеллы и больше известен как учитель Рафаэля. Там же висят некоторые работы Филиппино Липпи.


Высокий потолок с кессонами и орнаментальный декор зала 214 служат изысканным фоном для двух полотен Леонардо да Винчи. Это единственные работы великого итальянского живописца в России.

На более ранней из них изображена Мария, которая держит на коленях Иисуса. Картина носит название «Мадонна Бенуа» - по фамилии семьи, продавшей эту полотно Николаю II в 1914 г.

Мадонна Бенуа кисти Леонардо да Винчи из собрания Эрмитажа

Другая картина - «Мадонна Литта». Это более искусная картина, выполненная мастером в зрелые годы. Она изображает Богоматерь, кормящую Иисуса грудью.

Следующий зал посвящен непосредственным преемникам Леонардо. Портрет женщины, известный под названием «Флора», принадлежит кисти Франческо Мельци, самого верного ученика Леонардо, на руках у которого он умер.

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа Бенуа Александр Николаевич

Леонардо да Винчи (Его Ученики И Подражатели)

Вполне зрелым представляется искусство лишь одного величайшего художника, принадлежащего, как мы уже указали, XV веку, - Леонардо да Винчи. Еще ни одно из упомянутых событии не наступило, еще все шло своим ровным течением, последовательно и равномерно, когда родился и развился этот гениальный человек, познавший новые формулы красоты, отвечающие назревавшим душевным переживаниям.

Самый пленительный момент Возрождения для нас, живущих в эпоху какого-то старчества, тот, когда “дерево культуры” покрылось зеленеющими почками, когда воцарилось в истории человечества радостное настроение весны. Но затем почки начали распускаться, дерево покрылось густой одеждой листвы, и в этом виде, в этой пышной картине оказывается трудным узнать прежнюю очаровательную прозрачность, тонкость и хрупкость. Именно в творчестве Леонардо произошла эта полная метаморфоза Возрождения. Кажется, точно нет связей между ним и его предшественниками. Напрасно, впрочем, было бы искать в нем и воскресение древности. Леонардо ни в чем (кроме только архитектуры) не возобновил античных традиций (вроде того, как сделали Мантенья и Донателло). Он оказался вполне “новым”, он все нарушил и все снова воздвиг, открыл такие пути, которые не пройдены еще и в настоящее время, с простотой ясновидца указал на идеалы, в которые мы до сих пор не поверили вполне, ибо “духу не хватает”, чтобы поверить.

Здесь, впрочем, нас интересует одна только формальная сторона, вернее, чисто пластическая сторона его творчества. С нее началось дальнейшее развитие европейской пластики. Леонардо, легко и просто, нашел такие формулы, которые как по волшебству вывели искусство из оцепенения, дали ему радость и полноту. То, над чем бились Липпо Липпи, Поллайоло, Верроккьо и более молодые: Боттичелли, Перуджино и Гирландайо, для него предстало готовым, совершенным, как Паллада, вышедшая во всеоружии из головы Зевса. Однако как обозначить словами это новое? Что это такое - эта круглота линий, равновесие частей, эта мягкость выразительных движений и мягкость светотени? Шаг ли дальше на пути завоеваний реализма или новый “декоративный прием”? Разумеется, это нечто большее, но совершенно невыразимое. Сам Леонардо пытался в словах выяснить свои открытия в сфере пластической красоты, но и его слова кажутся наивными и неубедительными рядом с наглядными, им же созданными примерами.

Произведений самого Леонардо Эрмитаж не содержит, но дух Леонардо разлит на всем художественном творчестве Италии, явившемся вслед за ним. Надо, впрочем, оговориться, Леонардо был этим первым и самым драгоценным источником нового “художественного стиля”, но идеи, воплотившиеся в нем, вообще уже “носились в воздухе”. Возможно, что аналогичные явления вне Флоренции и вне Милана следует считать и самобытными.

Наконец, нельзя таких гениев, как соотечественника Леонардо Микель Анджело или как урбината Рафаэля считать какими-то последователями Винчи. Надо только помнить для уразумения их положения в истории, что основные формулы, которыми они воспользовались, которые они довели до высшей степени зрелости и совершенства, были уже найдены в момент сложения их художественных личностей. Одни года рождения говорят за себя. Леонардо родился в 1452, Микель Анджело в 1475, Рафаэль в 1483 году.

К непосредственным отражениям искусства Леонардо относятся в Эрмитаже 5 картин, в разные времена носившие имя самого мастера. Это не произведения самостоятельных, лишь отчасти зараженных чужим творчеством художников, а работы подражателей и учеников, во всем покорно следовавших за мастером и учителем.

“Мадонна Литта” (названная так потому, что она до своего поступления в Эрмитаж, в 1865 году, принадлежала графам Литта в Милане) одна из жемчужин нашего музея.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта). Ок. 1490 - 1491. Холст, темпера, переведена с дерева. 42х33. Инв. 249. Из собр. Герцога А. Литта, Милан, 1865

“Орнаментальная” сторона картины, линии, композиция, отношение частей вполне достойны Леонардо; возможно даже, что в основе картины лежит рисунок самого мастера. Леонардо же следует отдать замысел как ликов Богородицы и Младенца, так и всей чисто музыкальной, невыразимой словами нежности, с которой передано чувство материнства и милая, несколько неловкая поза Младенца. Но “удача” картины не леонардовская. Резкий свет, доходящий местами до грубости, подбор красок (лишь частью пострадавших от времени и реставрации); промахи и недовершения в лепке (например, руки Мадонны или складки ее тюника у разреза на груди) - все это говорит за то, что перед нами работа ученика - превосходного, впрочем, художника и человека, вполне усвоившего задачи учителя. Кто этот ученик? Круг лиц, стоявших близко к Леонардо, был настолько подавлен величием мастера, эти добросовестные и серьезные, тяжелые и неуклюжие ломбардцы так строго следовали его заветам, что их индивидуальные особенности как-то смешались и их легче узнавать по недочетам и ошибкам, свойственным каждому из них, нежели по достоинствам, унаследованным ими от мастера... Вот почему и эту картину крестили самыми разнообразными именами, начиная от такого совершенного техника, как Бельтраффио, кончая таким неловким художником, как Бернардино де Конти. Вопрос остается открытым, и потому благоразумнее называть Мадонну Литту просто “работой ученика Леонардо”.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Леонардо да Винчи В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров - фреска «Тайная вечеря»

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

ДЖОКОНДА Леонардо да Винчи 22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось. Среди работников Лувра началось смятение. Посетителям

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Ученики диджея Фрэнсиса В 1970 году Стив Д’Аквисто (Steve D’Acquisto), только что выучившийся на бальзамировщика, водил в ночную смену такси, дожидаясь начала действия лицензии на проведение похоронных обрядов. Однажды он высадил пассажира на Шеридан-сквер, 1 у клуба Haven. «Я

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Леонардо да Винчи (1452–1519) – один из титанов итальянского Возрождения: живописец, скульптор, архитектор, музыкант, инженер и изобретатель. Кто хочет разбогатеть за день, будет повешен не позже чем через год. Мудрость – дочь опыта. Тот, кто редко думает,

Из книги Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе] автора Киле Петр

Из книги Тайны богов и религий автора Мизун Юрий Гаврилович

Ученики Остаде Бега, Корнелис Дюсарт, Корнелис Оуденрогге Из этих учеников в Эрмитаже представлен младший брат Адриана - Исаак, о котором мы будем говорить дальше, при разборе голландского пейзажа, Корнелис Бега (1620 - 1666), Иог. Оуденрогге (1625 - 1657) и Дюсарт (1660 - 1704). Из них

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Леонардо да Винчи «Небесным произволением на человеческие существа воочию проливаются величайшие дары, зачастую естественным порядком, а порой и сверхъестественным; тогда в одном существе дивно соединяются красота, изящество и дарование, так что к чему бы ни обратился

Из книги История борделей с древнейших времен автора Кинси Зигмунд

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Леонардо да Винчи (1452–1519) скульптор, художник, изобретатель... Вино мстит пьянице. ... В природе все мудро продумано и устроено, каждый должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни. ... Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода

Из книги Код да Винчи расшифрован автора Ланн Мартин

III. Рим: ученики превзошли учителей На известной всем статуе волчица вскармливает на горе Палатин близнецов Ромула и Рема, будущих основателей Рима.Однако в Риме слово «волчица» (лат. lupa) означает «самка волка», но и «проститутка»; лупанарий – или lupanarium – публичный дом;

Из книги автора

Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452–1519) – один из титанов итальянского Возрождения: живописец, скульптор, архитектор, музыкант, инженер и изобретатель. Кто хочет разбогатеть за день, будет повешен не позже чем через год. Мудрость – дочь опыта. Тот, кто редко

Публикации раздела Музеи

Приключения да Винчи в России: подробно о наших Леонардо

С читается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо - занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю наших Леонардо вместе с Софьей Багдасаровой .

«Мадонна Литта»

Анджело Бронзино. Состязание Аполлона и Марсия. 1531–1532 годы. Государственный Эрмитаж

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта».

Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. К картине Леонардо он, впрочем, отношения не имеет. Четверть века спустя после его смерти, в 1864 году, герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж , совсем недавно ставший публичным музеем, с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

Антонио Литта так хотел угодить русским, что прислал перечень из 44 предлагаемых на продажу работ и попросил представителя музея приехать в Милан, чтобы посмотреть галерею. Директор Эрмитажа Степан Гедеонов отправился в Италию и выбрал четыре картины, заплатив за них 100 тысяч франков. Помимо Леонардо, музей приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана и «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато.

В Россию картина прибыла в очень плохом состоянии, ее пришлось не только чистить, но и сразу переложить с доски на холст. Так в Эрмитаже появился первый Леонардо.

Кстати, вот и пример споров по поводу атрибуции: создал Леонардо «Мадонну Литта» сам или с помощником? Кто был этим соавтором - его ученик Больтраффио? А может, Больтраффио написал ее целиком, по наброску Леонардо? Окончательно этот вопрос до сих пор не разрешен, и «Мадонна Литта» считается немного сомнительной.

У Леонардо да Винчи было множество учеников и последователей - их называют «леонардески». Порой они истолковывали наследие мастера весьма странно. Так появился тип обнаженной «Моны Лизы». В Эрмитаже есть одна из таких картин работы неизвестного автора - «Донна нуда» («Обнаженная женщина»). Она появилась в Зимнем еще при Екатерине Великой: в 1779 году императрица приобрела ее в составе коллекции Ричарда Уолпола. Кроме нее, в Эрмитаже также находится большая коллекция других леонардесков, включая копию одетой «Моны Лизы».

Лавиния Фонтана. Венера, кормящая Амура. 1610-е. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490–1491. Государственный Эрмитаж

Леонардо да Винчи, школа. Донна нуда. Государственный Эрмитаж

«Мадонна Бенуа»

Эта картина, написанная в 1478–1480 годах, также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) - Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой (и, кстати, приходилась дальней родственницей художнице Марии Башкирцевой , чем гордилась).

Прежде картиной владел ее отец, астраханский купец-миллионер Александр Александрович Сапожников, а до него - дед Александр Петрович (внук Семена Сапожникова, за участие в пугачевском бунте повешенного в селе Малыковка одним молодым поручиком по имени Гаврила Державин). В семье рассказывали, будто бы «Мадонну» Сапожниковым продали бродячие музыканты-итальянцы, которых неведомо как занесло в Астрахань.

Но на самом деле Сапожников-дед приобрел ее в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ее из Италии в 1790-х). Удивительно - когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт и другие авторы, выставили на аукцион, Эрмитаж купил несколько работ (в частности, Милле, Миньяра), но этой скромной «Мадонной» пренебрег. Новый владелец занялся реставрацией картины, по его просьбе ее сразу перевели с доски на холст.

Русская общественность узнала об этой картине в 1908 году, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил руку мастера. Это произошло на «Выставке западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга», открывшейся 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств.

В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно, картину отправили за рубеж, где эксперты осмотрели ее и подтвердили подлинность. Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тысяч франков (около 200 тысяч рублей), однако в России началась кампания за покупку работы государством. Директор Эрмитажа граф Дмитрий Толстой обратился к Николаю II. Супруги Бенуа тоже хотели, чтобы «Мадонна» осталась в России, и в итоге уступили ее Эрмитажу в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку.

Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец и соотечественник Сапожниковых, в декабре 1918 года в своей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да - то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани «Мадонну» - не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?» Но не вышло - не вернулась картина в Астрахань.

Орест Кипренский. Портрет Алексея Корсакова. 1808. Государственный Русский музей

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478. Государственный Эрмитаж

Василий Тропинин. Портрет А.П. Сапожникова. 1826. Государственный Эрмитаж

«Спаситель мира»

Больше работ Леонардо в русских музеях нет, только «разжалованные», например - «Святой Себастьян» кисти уже упоминавшегося Больтраффио (в Пушкинском музее с 1930 года). В середине XIX века как работу да Винчи ее купил граф Сергей Строганов, и только в 1896 году исследователь Фриц Харк предположил, что на самом деле - это картина кисти его ученика.

Однако русский след явно прослеживается в судьбе еще одной картины Леонардо да Винчи - «Спаситель мира». Впрочем, что эта картина - работа гения, решили только в XXI веке.

Дело в том, что многие произведения да Винчи хотя и не сохранились, но известны по его наброскам, копиям учеников и описаниям современников. Так, мы знаем, что он написал «Леду и лебедя», «Мадонну с веретеном» и «Битву при Ангиари». Пускай их оригиналы утеряны, но леонардески Больтраффио, Франческо Мельци, Джампетрино и даже Рубенс оставили достаточно копий и вариаций, чтобы мы были уверены, что подобные работы действительно существовали, и могли представить, как примерно они выглядели.

Та же история со «Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, а версии учеников существуют - около двадцати. Одну из таких копий в 1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, а в 1958 году его наследники продали на «Сотбис» всего за 45 фунтов как работу Больтраффио. В 2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил от поздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал и отправил на экспертизу. И многие эксперты согласились с гипотезой владельцев картины: она написана не последователем, а самим мастером. Пресса наполнилась громкими заголовками - «Найдена утраченная картина Леонардо да Винчи!».

В 2011 году «Спасителя мира» выставили на престижной выставке Лондонской национальной галереи, посвященной Леонардо, где впервые собрали максимальное число шедевров, включая луврские (кроме «Моны Лизы») и эрмитажные. Произошла окончательная легитимация находки - осталось ее только продать.

И действительно, через два года образ Христа купил российский миллионер Дмитрий Рыболовлев. А в 2017 году при посредничестве «Кристис» коллекционер продал её наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салман Аль Сауд за 400 миллионов долларов. «Спаситель мира» стал самым дорогим произведением искусства за всю мировую историю.

Реклама

В 214-м зале Эрмитажа выставлены две небольшие картины — это произведения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Трудно переоценить значение этого многогранного деятеля, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения — художника, мыслителя, ученого, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились самые смелые и самые заветные стремления его современников, людей Возрождения — эпохи величайшего прогрессивного переворота.

Картины да Винчи в Эрмитаже: о картинах "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта"

Леонардо да Винчи подарил миру множество шедевров в области науки, медицины, инженерии. Не менее высоко ценится и его вклад в искусство. Живопись да Винчи считается мировой классикой, каждое полотно которой – символ эпохи Возрождения. Произведениями можно насладиться в Эрмитаже, Лувре, Уффици, а также в других заведениях разных стран.

Современный Эрмитаж, находящийся в Санкт-Петербурге, хранит в своих стенах две картины Леонардо: «Мадонна Бенуа»; «Мадонна Литта». Обе работы помещены в зале №214 Большого (Старого) Эрмитажа.

«Мадонна Бенуа» или как часто её называют «Мадонна с цветком» была выполнена приблизительно в 1478 году, когда молодой да Винчи находился во Флоренции. Уже тогда гений иначе смотрел на мир, поэтому создал Мадонне простое, юное и не особо красивое лицо. Другие художники рисовали её взрослой и подчеркнуто прекрасной. Также мастер вышел за рамки портрета, создав жанровую сцену. Младенец Иисус не просто сидит на коленях матери, он играет с цветком, протянутым ею. Это кажется молодой девушке очаровательным, на её губах застывает нежная улыбка, а в глазах ясно читается душевное тепло.

«Мадонну Литту» мастер создал в 1490 году. Изображенные на ней персонажи – Мадонна и младенец Иисус кардинально отличаются от тех, которые помещены на картину «Мадонна Бенуа». Теперь девушка выглядит старше, строже. В её глазах, как и раньше, читается любовь и нежность, но от улыбки остался только намёк, а наивность во взгляде уступила место задумчивости. У ребёнка кудри на голове, в то время как Иисус «Мадонны Бенуа» лысый. Художник добавил на новую картину пейзаж за окнами, погружающий в атмосферу спокойствия.

Картины да Винчи в Эрмитаже: почему переместили?

В Государственном Эрмитаже впервые за 40 лет переместили картины Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа” и “Мадонна Литта”.

Полотна разместили в новых витринах, отодвинули от прохода и повернули так, чтобы посетителям было удобнее их рассмотреть, сообщили со ссылкой на директора музея Михаила Пиотровского.

“Мы еще год назад решили развернуть витрины, чтобы было удобнее публике, и чтобы циркуляция была правильной”, – отметил Пиотровский.

По его словам, в новых витринах есть система стабилизации климата и “условия хранения картин по большому счету не изменились, и в этом есть плюс”.

“Системы должны обеспечить, чтобы все условия – влажность, температура были такими же, к которым картины привыкли за последние 40 лет”, – пояснил Пиотровский.

Кроме того, изменилось освещение экспонатов. Раньше свет из окон на них падал сбоку, теперь же – прямо".

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

В 214-м зале Эрмитажа выставлены две небольшие картины. Это произведения Леонардо да Винчи (1452-1519). Трудно переоценить значение этого многогранного деятеля, всеобъемлющего гения эпохи Возрождения - художника, мыслителя, ученого, изобретателя. В лице Леонардо да Винчи воплотились самые смелые и самые заветные стремления его современников, людей Возрождения - эпохи величайшего прогрессивного переворота. Настойчиво и неутомимо стремится Леонардо изучить и безошибочно понять реальный, земной мир - прекрасный мир, окружающий человека; постигнуть закономерность в жизни природы, уловить оттенки света и цвета предметов и воздуха; усвоить механику движения и существования человеческого тела - прекраснейшего создания природы; наконец, заглянуть в душу, во внутренний мир человека и понять этот внутренний мир в неразрывной связи с материальной жизнью, подметить жесты и взгляды, раскрывающие душевные движения человека.
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в небольшом городке Винчи. С 14 лет он жил и учился во Флоренции, многосторонняя культурная жизнь которой помогла развиться его научным и художественным склонностям. Период времени между 1482 и 1499 г. Леонардо да Винчи провел в Милане, работая как ученый, изобретатель, скульптор и живописец. В это время его воздействие на современное итальянское искусство становится очень значительным. В конце жизни Леонардо уехал во Францию, куда увез с собою любимые свои произведения.
Картин Леонардо да Винчи дошло до настоящего времени очень мало, и две из них, хранящиеся в Эрмитаже, составляют значительную долю его художественного наследия. Обе написаны на один и тот же сюжет: мадонна с младенцем. Больше картин Леонардо на эту тему не сохранилось.

Молодой Леонардо да Винчи прежде всего ломает эту преграду. Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына. Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает передачу рельефа, объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения: полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается более всего - на щечке, на руке ребенка,- он прерывает ее легкой полосой рефлекса, отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке, украшающей платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление беспредельной дали.
В этой ранней работе Леонардо да Винчи уже пользуется новой для того времени живописной техникой: картина написана с применением масляных красок, позволяющих добиваться большей прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера.


Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.
Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.
Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII-XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа., Л. 1963



Рассказать друзьям