Картины Маковского: описание, фото. Литературно-исторические заметки юного техника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картина увидела свет в 1889 году. Заголовок картины выдает ее исходник – изображенные фигуры являются персонажами литературного произведения. Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» явилась для художника первоосновой в создании выразительной художественной […]

Портретом в живописи называется художественное изображение человека, передающее его внутренний мир. В пространстве полотен нет ничего лишнего, что отвлекало бы зрителя от изображенного персонажа. Среди огромного художественного наследия Константина Маковского женские портреты […]

Дата написания – 1881 год. На картине художник изобразил свое семейство: жену – Ю. П. Маковскую, детей – Константина, Александра, Елену. На прогулке детей сопровождает воспитательница. Перед зрителем – жанровая сценка. Семья […]

1887г. холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург. Сюжетом картины послужило историческое событие: молодой царь Алексей Михайлович, согласно обычаю, выбирает себе будущую супругу. Согласно обычаю, на смотрины собирали самых красивых девушек из знатных сословий. […]

Начиная с жанровых сценок и бытовых зарисовок, художник постепенно уходил к узко профессиональным вопросам – композиции и детализации образов, проработке формы и цвета. Черты романтизма и любовь к декоративным эффектам художник перенял […]

Константин Егорович Маковский яркий представитель одного из наиболее выдающихся семейств XIX века. Его отец являлся учредителем Московского училища, а старший брат был известным передвижником. Любовь к живописи проявилась довольно рано. Полотна К. […]

Известное полотно Маковского Константина Егоровича «Боярский свадебный пир» принадлежит к целому циклу его полотен, которые объединены историческими сюжетами. Это яркие, праздничные, сказочные, необыкновенно колоритные произведения, с большим количеством персонажей, картины, передающие традиции, […]

Писаные русские красавицы в национальных одеждах – героини портретов Константина Маковского с 1880-х годов. Самый востребованный в те годы русский художник увлекся изучением женских костюмов прошлых эпох. Его интересовала Русь XV – […]

«Если кто из художников был популярен на Руси - то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки - то самое, что сближало художника со своим временем». Александр Бенуа

В своей книге «Мой Дагестан», размышляя о таланте человека, известный на весь мир поэт озвучил интересную мысль: «Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии…» . Пожалуй, это единственная мысль великого аварца, с которой можно не согласиться, или же оспорить.

В противовес Расулу Гамзатову вспоминается не менее интересная мудрость: «Краса ветвей зависит от корней» . По иронии судьбы эта мысль принадлежит советской аварской поэтессе, народной поэтессе Дагестана — Фазу Гамзатовне Алиевой.

В искусстве действительно мало царствующих династий, но одна из них была, причем в русском искусстве и очень талантливая. Настолько, что все — и отец, и дети — все стали знаменитыми художниками. Конечно же — это династия Маковских. Родоначальником династии живописцев был Егор Иванович Маковский. Продолжателями стали его дети — Александра Егоровна, Константин Егорович, Николай Егорович, и его внуки.

Все они были очень известны в художественных кругах, но всемирно известным и самым дорогим художником из династии стал старший из сыновей — Константин.

Во второй половине XIX века Константин Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России. Современники называли его «блестящий Костя», а император Александр II - «мой живописец». Говорят, что именно из-за «обнаженных Русалок» К. Маковского Александр II впервые посетил выставку передвижников.

По объемам продаж произведения Константина Егоровича Маковского сравнимы разве что с полотнами , одного из самых плодовитых русских мастеров.

Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.

В России завистники называли его поверхностным художником, не желающим «копать вглубь», но и они не могли отрицать гениальности легкой руки конкурента. Львиная доля его работ оказалась в частных коллекциях…


Русалки. 1879, Демонстрировалась на VII Передвижной выставке в 1879 году

Знаете, почему в отечественных музеях практически нет работ Маковского? Потому что российским коллекционерам они были просто не по карману.

Так Маковский просил у Третьякова за свой «Боярский свадебный пир в XVII веке» ни много ни мало 20 000, и это была нормальная цена за его работу. Третьякову такие расценки оказались не по карману, и «Пир» ушел к американскому ювелиру Шуману за… 60 000. При этом ювелир был просто счастлив, заказал еще одно полотно и начал выпускать в США открытки с картинами Маковского.


Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883, Музей Хилвуд, Вашингтон, США

Картина «Боярский свадебный пир в XVII веке», один из лучших шедевров Маковского, пользовалась головокружительным успехом в 1883 году на Всемирной выставке в Антверпене и удостоена самой высокой награды - Большой золотой медали. Орденом короля Леопольда был награжден и сам художник.

При работе над этой картиной художнику позировали жена Юлия Павловна (именно ее лицо у невесты), ее сестра Екатерина и старший сын Сергей.

В советское время Маковский был объявлен «вредным» художником и оказался забыт, его работы были распиханы по запасникам, а потом раздаривались дружественным зарубежным вождям. Так несколько полотен достались от щедрот даже индонезийскому президенту Сукарно, сегодня они составляют гордость местной государственной картинной галереи.


Восточная женщина (Цыганка). 1878
Араб в чалме. 1882
«Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, — писал сам Маковский. — Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.»

Любил он и женщин. Константин Егорович был очень любвеобильным мужчиной. Ко времени знакомства с первой женой у него уже была внебрачная дочь Наталья, Наталья Лебедева, которая только в 1877 году получила фамилию Маковская, плод его студенческого увлечения.

В 1867 году он женился на юной, подававшей надежды актрисе Александрийского театра - Елене Тимофеевне Бурковой, получившей образование в Швейцарии. Леночка внесла в его рассеянную «богемную» жизнь много любви и чуткой общительности. Она была хрупка, болезненна и не могла считаться красивой, но от внешности ее и от всей «манеры быть» исходила неизъяснимая прелесть.

Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы, но счастье длилось недолго. Сначала почти сразу же после рождения в 1871 году умер сын Владимир. В том же году у Елены обнаружили туберкулез. Врачи говорили, что спасти ее может теплый сухой климат, и Маковский повез жену в Египет. Однако ничего не помогло, и в марте 1873 года художник овдовел. До сих пор неизвестно, как выглядела жена художника. Возможно на одном из следующих портретов именно она?


Женский портрет. 1878
Женский портрет. Начало 1880-х, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Женский портрет. 1880-е, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Константин Егорович в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную веселость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холеный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем.

Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто-русскому лицу в темно-русой бороде вид открытый и независимый. Внимание к знаменитому, балованному художнику, всегда приобретало оттенок восторженного поклонения. В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату.


Безутешным вдовцом Константин Маковский оставался недолго. В 1874 году на балу в Морском корпусе он встретил Юлию Павловну Леткову , приехавшую поступать в консерваторию (у нее был красивый голос, лирическое сопрано), которая вскоре стала его женой.

Ей шел всего шестнадцатый год, но своим уменьем держать себя в обществе и умственной зрелостью, казалась она старше. Судя по тогдашним плохим фотографиям, она была очень красива. Константин Егорович влюбился с первого взгляда и не отходил от нее весь вечер. На следующий день влюбленный «профессор живописи» поспешил пригласить всех к себе - «помузицировать». К ужину Константин Егорович повел юную Леткову под руку и, усаживая ее за стол рядом с собою, громко сказал - так чтобы все слышали: «Вот и отлично… Будьте у меня хозяйкой!» . Так началась их помолвка…

Через две недели после вечера на Гагаринской набережной решено было сыграть свадьбу, как только невесте исполнится шестнадцать лет. 22 января 1875 года в Почтамтской церкви состоялось венчание. Невесте было 16, жениху — 36 лет.

На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская – жена художника – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций.

По семейной легенде, появление знаменитого портрета жены художника было случайным. Юлия Павловна поднялась в мастерскую к мужу, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости.

Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город.

«Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней», – писал один из современников.

Весной 1875 года супруги поехали в Париж. Константин снял мастерскую на знаменитом бульваре Клиши и квартиру на Брюссельской, наискось от четы Виардо. Тургенев, портрет которого Маковский написал ранее, был их частым гостем. В доме Виардо собирались артисты - русские и парижане, часто бывали художники.

Маковские вернулись из Парижа через год с новорожденной дочкой, а в конце лета случилось горе - девочка умерла от скарлатины. Семнадцатилетняя мать очень тяжело перенесла смерть перворожденной, но молодость взяла свое, и вскоре она стала опять ожидать прибавления семейства, а на поправку поехала в Ниццу.

15 августа 1877 года в доме Переяславцева на набережной у Николаевского моста, родился сын Серёжа — будущий художественный критик, эссеист, поэт, редактор и издатель «Аполлона», замечательного русского журнала, альманаха.


Сережа (Портрет сына в матроске). 1887

Можно сказать, что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин. Позже он вспоминал, что его очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, который так нравились Константину Маковскому. Можно вспомнить картины «В мастерской художника» (которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа».

В 1879 году у Маковских родилась Елена, в 1883 – сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III. Им тоже суждено было стать моделями Константина Егоровича.

Мастерская, в которой дети позировали отцу, сама по себе была источником сильных впечатлений: она вся была увешана персидскими коврами, африканскими ритуальными масками, старинным оружием, клетками с певчими птицами. В китайских вазах стояли кисти, страусовые и павлиньи перья, диваны украшали многочисленные парчовые подушки, а столы - шкатулки из слоновой кости. Естественно, детей тянуло в кабинет отца, и позирование не было им в тягость.

В 1889 году Константин Маковский ездил на Всемирную выставку в Париже, на которой он экспонировал несколько своих картин. Там он познакомился с 20-летней Марией Алексеевной Матавтиной (1869-1919) и увлекся ею. Плодом этого увлечения стал родившийся в 1891 году внебрачный сын Константин. Художник был вынужден признаться во всем жене. И она не простила измены.

18 ноября 1892 года Юлия Павловна подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей». 26 мая 1898 года был оформлен официальный развод. Юлии Павловне было всего 39 лет! Константину Егоровичу 59 лет.


Семейный портрет. 1882, Изображена Ю.П.Маковская с детьми Сергеем и Еленой

Оставшиеся 56 лет жизни Юлия Павловна прожила в семье сына Сергея. Она в эмиграции, во Франции, помогала сыну писать очерк об отце, который писать ему было особенно тяжело; он так и не смог его простить.

А Константин Маковский 6 июня 1898 года женился на Марии Матавтиной, и суд узаконил их детей. К тому времени родились также дочери Ольга и Марина. После появился на свет и сын Николай. Художник продолжал использовать в качестве моделей и детей от третьего брака и свою новую жену.

Константин Егорович Маковский умер 17 сентября 1915 года в результате несчастного случая. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску. Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха.

Факты из жизни К. Маковского

«Тем, что из меня вышло, я считаю себя обязанным не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», — писал на склоне лет К.Маковский.

В детстве все интересно. Облезлая ворона смешно пила из лужи. На Ленивке чистоплотный мужик торговал вкусным малиновым квасом. В магазине на Тверской итальянец Джузеппе Артари раскладывал эстампы, выписанные из-за границы.

«Любуйся и запоминай!» внушал отец сыну, и требовал от Кости зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их… Искусство - это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей, делая их добрее и лучше»

Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось на глаза, и сразу выказал способность легко «схватывать природу». Двенадцати лет он поступил в Школу живописи и ваяния, где первыми наставниками его были Скотти, Зарянко, Тропинин. Живописную манеру последнего он усвоил в совершенстве — копию Маковского с тропининского портрета не отличить было от оригинала. Еще находясь в «Школе» он получил от Академии малую серебряную медаль за карандашный этюд (1857).

Особенно известной в творчестве художника была картина «Дети, бегущие от грозы» , изображающая простой, но исполненный драматизма сюжет из сельской жизни.

Дети, бегущие от грозы. 1872, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дети здесь напоминают сказочных героев – сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Художника привлекло ощущение тревоги перед грозой, объединившее природу и детей. В пейзаже, пронизанном ветром, запечатлено переменчивое состояние природы: чередование света и тени, разнообразие оттенков неба – от темно-лилового до золотисто-желтого. Колеблющиеся верхушки растений, бегущие облака подчеркивают движения детей, подгоняемых ветром. Шаткий мостик прогибается под торопливыми шагами девочки – совсем скоро разразится гроза. А внизу, у самой земли, где сплетаются болотные травы и цветы – тишина и покой.

Бунт четырнадцати - состоявшийся 9 (21) ноября 1863 года скандальный отказ четырнадцати лучших выпускников Императорской Академии художеств, возглавляемых И. Н. Крамским, от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии художеств.

Во время учебы в Московском училище живописи Константин Маковский был первым студентом, получившим все доступные награды. Но впоследствии, учась в Академии, он в числе других студентов, отказался писать конкурсную картину на тему «скандинавской мифологии» - принял участие в так называемом «бунт четырнадцати» , и в итоге не получил диплом. И все же через несколько лет художник удостоился званий академика, профессора, действительного члена Академии художеств.

Кисти Маковского принадлежит самое большое станковое полотно в России – картина «Воззвание Минина к нижегородцам», которую он писал шесть лет.

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Особенно интересным направлением в творчестве художника был образ «Боярышень» и русских красавиц в национальных костюмах — более 60-и полотен, и все они яркие, насыщенные и уникальные. Одни из самых известных:


Боярыня у окна. 1885
Под венец. 1884
Боярышня, Этюд к картине 1901 года «Хмелем обсыпают»
Боярышня. 1880-е
«Гадание» (1915)

1880-е раскрыли Маковского как автора портретов и создателя исторических полотен. На парижской Всемирной выставке 1889 года художник получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Суд Париса» и «Демон и Тамара» (1889).

Причуды Михаила Врубеля

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Константин Маковский – один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства.

Судьба была благосклонна к этому художнику. Его картины пользовались огромной популярностью и высоко ценились как у российских коллекционеров, так и у зарубежных. Огромная часть работ пополнила частные коллекции. В российских музеях на сегодняшнее время очень малое количество картин этого мастера, ибо произведения его нарасхват уходили к заграничным покупателям.

Ни много ни мало, картина «Боярский свадебный пир в 17 веке», оказавшаяся не по карману самому Третьякову, была продана за огромную по тем временам сумму 60000 рублей американскому мастеру ювелирного дела Шуману, заплатившему за неё троекратную сумму от той, которую Маковский просил за это произведение у основателя Третьяковской галереи. Картины художника были так же дороги, как и жизнь, которую он предпочитал. Мастер купался в лучах славы, боготворил женщин и любил роскошь.

Детство и юность

К. Е. Маковский родился в 1839 году. Его отец, Егор Иванович Маковский был известным художником, одним из основоположников училища живописи, скульптуры и архитектуры в Москве, которое и окончил Константин в 1857 году, поступив в это учебное заведение, будучи двенадцатилетним подростком. С детства в семье царила атмосфера поклонения художественному мастерству, в доме бывали многие известные деятели живописи и культуры.

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и другие дети. Живописному творчеству и графике отдали силы и умение сыновья Егора Ивановича Владимир и Николай, а также дочь Александра. Только вторая дочь, Мария, посвятила себя певческому искусству.

Константин Маковский продолжил обучение в Академии Художеств Петербурга, где достаточно быстро раскрылись его талант и художественная одарённость. Уже в 1862 году начинающий художник получил Малую золотую медаль за своё первое историческое произведение на тему убийства сына Бориса Годунова.

Однако закончить Академию в обычном порядке Маковскому так и не пришлось: в 1863 году 14 учеников, в числе которых был и Константин, обратились к академическому руководству с просьбой о самостоятельном выборе произведений, претендующих на главную золотую медаль. Маковский не захотел писать картину по мотивам скандинавских мифов.

После отказа в этом праве, участники группы со скандалом покинули стены Академии, получив дипломы художников 2 степени и впоследствии основав Товарищество передвижных художественных выставок. О так называемом «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру и за группой быстро установили негласное двойное наблюдение: городской полиции и тайной императорской.

Творческий путь

После завершения учёбы Константин Маковский с головой окунается в творческий процесс. В 1866 году художник удостоился наград за картину «Литературное чтение». За произведение о том, как крестьянские дети стерегут лошадей в ночном, созданное по сюжету рассказа Тургенева «Бежин луг», мастер получил Золотую медаль с присвоением звания художника 1 степени. Детскую тему он продолжил в картине «Игра в бабки» (1870), где в образах героев картины очень тонко подметил их характерные черты.

В своём раннем творчестве К. Маковский создает глубокие смысловые жанровые произведения. В 1870-72 годах из-под его пера вышли картины «В приёмной у доктора», привлекшая большое внимание ценителей типичностью образов, юмором и оригинальным сюжетом «Балаганы на Адмиралтейской площади» с колоритными типажами представителей российских сословий тех времён, «Крестьянский обед во время жатвы», «Похороны ребёнка» и «Дети, бегущие от грозы». В 1872-73 годах Маковский создаёт картину «Любители соловьёв», за которую удостаивается 1 премии Общества поощрения художеств и звания академика.

Параллельно он успешно пробует себя в портретном жанре, создавая как образы известных деятелей искусства, науки и общества, так и простых людей В это время из-под пера художника вышли «Портрет А. И. Сувориной», «Девочка в платке», «Вакханка», «Молодая итальянка с померанцами», «Селёдочница», и др. Портрет артиста О. А. Петрова был высоко оценен В. В. Стасовым, который писал, что данное полотно – одно из самых лучших в портретном творчестве как по исполнению, так и по удивительному сходству изображения с реальным персонажем.

В 1876 году, являясь уже знаменитым и востребованным, К. Маковский едет в путешествие по Европе и Азии, посещает Сербию, Болгарию и Египет. Венцом этой поездки явилось создание картин, которые стали одними из лучших в его галерее: «Дервиши в Каире» и «Болгарские мученицы», а также портретные зарисовки «Арабский мальчик с апельсином», «Каирец», «Египетский воин».

В конце 19 столетия К. Маковский создает создаёт большое количество весомых, эффектных и занимательных исторических полотен эпохи боярского жанра 17 века, имевших величайший успех в мире искусства. Это и упоминавшаяся выше картина про свадебный пир бояр в 17 веке, и «Выбор невесты царём», (1887) и «Пир у боярина Морозова», (1895). В это же время создаётся череда великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия», множество полотен с изображениями боярышень.

Маковский был женат трижды, воспитал нескольких детей, один из которых, Сергей, стал впоследствии известным поэтом и художественным критиком. Вспоминая свой жизненный путь, Маковский писал, что не зарыл своего таланта, данного ему богом, в землю, но так и не применил его в полной мере. Художник констатировал, что слишком любил жизнь, эта любовь помешала ему полноценно отдаться творчеству.

Мастер умер в 1915 году, не оправившись после падения на улице, в возрасте 76 лет, будучи ещё творчески активным. Произведения Маковского навсегда вошли в число бестселлеров мировой художественной живописи.

Мастер появился на свет в 1839 году в семье талантливого человека и неплохого художника Егора Ивановича Маковского. Художественная среда, в которой воспитывался Константин, оставила свой отпечаток на всех детях из этой семьи. Мальчики стали известными художниками, а их сестра Мария - актрисой.

Константин легко и успешно учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Друзьями его родителей были знаменитые художники - В. Тропинин и , что, несомненно, повлияло на творчество мастера.

Константин столь же успешно поступил в Императорскую Академию художеств в , учился прекрасно и еще будучи студентом стал участвовать в выставках. Но академический диплом ему не достался, так как вместе с некоторыми другими учащимися не стал работать над полотнами по мифологии скандинавских стран.

Маковскому было свойственно реалистическое изображение реальности, но и не чуждо романтическое направление и склонность к использованию достаточно пышных декоративных деталей и элементов. Тем не менее, его полотна смотрятся очень органично и цельно, в них чувствуется основательная академическая подготовка и несомненный талант живописца и рисовальщика.

Знакомство и совместная работа с логическим образом привела к созданию с некоторыми другими известными художниками «Товарищества передвижных художественных выставок». Эти художники быстро стали известны как передвижники. Маковский продолжил свою серию работ, которые изображали простых людей, занятых своими обыденными, повседневными занятиями.

На тематику работ и особенно художественные средства реализации замысла, цветовую гамма картин Константина большое влияние оказали его путешествия в Сербию и в . Картины обретают многоцветность, богатый колорит и часто отличаются сложной многофигурной композицией. Мастер увлекается историческими событиями, которые изрядно идеализирует в угоду пущей изобразительной привлекательности.

Также в этот период Маковский успешно пишет большое количество портретов. Среди них необыкновенно красивые изображения Марии Волконской и супруги царя Александра III Марии Федоровны в молодости. Последняя картина - парадное изображение, в полной мере отражающее массовое увлечение аристократией псевдорусскими мотивами. Богатые украшения царицы и ее диадема, сильно напоминающая кокошник, наглядно демонстрирует высочайшее мастерство художника.

Эти же особенности характерны и для других работ мастера, изображающих русских людей прошлых эпох. Они предельно идеализированы, но очень красивы и привлекательны, мастерски выполнены.

Жизнь талантливого художника прервалась внезапно. 76-летний мастер погиб, когда его экипаж попал под трамвай. После него осталось множество прекрасных картин, которые демонстрируют его высокий уровень как художника. В его картинах осталась целая эпоха, бурная и энергичная, время, когда формировалось новое русское искусство и создавались запоминающиеся, эпохальные полотна.


Автопортрет, 1856

Константин Егорович Маковский (2 июля 1839—30 сентября 1915) — русский художник, присоединившийся к передвижникам,действительный член петербургской АХ.

Костя Маковский рисовал с четырехлетнего возраста всё, что попадалось на глаза, и сразу выказал способность легко «схватывать природу».
«Любуйся и запоминай!» внушал отец сыну, и требовал от Кости зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика «Не забыл ли мужика, что квасом тебя угощал? Да и ворона та была примечательна. Ну-ка, изобрази мне их... Искусство — это религия, искусство для того и есть, чтобы облагораживать людей, делая их добрее и лучше».Позже Константин говорил, что своему таланту обязан в первую очередь своему отцу.

Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880-90-х годов. "Свадебный пир в боярской семье XVII столетия" (1883), "Поцелуйный обряд" (1895), "Смерть Иоанна Грозного" (1888) интересны, скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Маковский К.Е. был женат дважды (Об этом я расскажу отдельно).
Он мечтал устроить свою судьбу по примеру великих мастеров прошлого, и исполнил свою мечту. Но плата за нее оказалась немалой. На склоне лет, испытав определенное пресыщение, он признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству»

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску. Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Константин Егорович умер, не приходя в сознание. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода.



Рассказать друзьям