Картины написанные по сюжетам мифов. Мифологические картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Исторический жанр
Мифологический жанр

Виктор Васнецов."Христос Вседержитель",1885-1896.

Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), батальным жанром. Эволюция Исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв.).


Виктор Васнецов."Слово Божие", 1885-1896

Его зачатки восходят к условно-символическим композициям Древнего Египта и Месопотамии, к мифологическим образам
Древней Греции, к документально-повествовательным рельефам древнеримских триумфальных арок и колонн. Собственно исторический жанр начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения –
в батально-исторических произведениях П. Уччелло, картонах и росписях А. Мантеньи на темы античной истории, трактованных в идеально-обобщенном, вневременном плане композициях Леонардо да Винчи, Тициана, Я. Тинторетто.


Тициан."Похищение Европы", 1559-1592

Якопо Тинторетто."Ариадна,Вакх и Венера".
1576,Дворец Дожей, Венеция


Якопо Тинторетто."Купание Сусанны"
Вторая пол. XVIв.


Тициан."Бахус и Ариадна". 1523-1524

В 17–18 вв. в искусстве классицизма исторический жанр выдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты; в рамках этого стиля оформились как тип торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. Лебрен), так и полные этического пафоса и внутреннего благородства картины, изображающие подвиги героев античности (Н. Пуссен).

Никола Пуссен."Пейзаж с Орфеем и Эвридикой", 1648

Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 в. произведениях Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность, П.П. Рубенса, свободно соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией, Рембрандта, опосредованно воплотившего воспоминания о событиях нидерландской революции в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях.

П.Рубенс."Союз Земли и Воды"
1618, Эрмитаж, С.-Петербург

П.Рубенс."Диана, идущая на охоту",1615


П.Рубенс."Художник с женой Изабеллой Брант",1609

Рубенс."Венера и Адонис", 1615
Метрополитен, Нью-Йорк

Во 2-й половине 18 в., в эпоху Просвещения, историческому жанру придается воспитательное и политическое значение: картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к революционной борьбе; в годы Французской революции 1789–1794 он изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым действительность и историческое прошлое. Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), а также испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным восприятием драматичности исторических и современных общественных конфликтов.


Эжен Делакруа."Женщины Алжира в своих покоях".
1834, Лувр, Париж

В 19 в, подъем национального самосознания, поиски исторических корней своих народов обусловили романтические настроения в исторической живописи Бельгии (Л. Галле), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польши (П. Михаловский). Стремление к возрождению духовности средневековья и Раннего Возрождения определили ретроспективный характер творчества прерафаэлитов (Д.Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, Х. Хант, У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс, Дж. Ф. Уотс, У. Крейн и другие) в Великобритании и назарейцев (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и др.) в Германии.


Джордж Фредерик Уотс."Ариадна на острове Наксос".1875

Эдуард Берн-Джонс."Зеркало Венеры",1870-1876

Эдуард Берн-Джонс."Вифлеемская звезда",1887-1890

Мифологический жанр (от гр. mythos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля.


Сандро Ботичелли."Клевета", 1495


Сандро Ботичелли."Венера и Марс", 1482-1483

В 17в. - начале 19-го века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт, П. Батони), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо). В 19 веке мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура И. Мартоса, картины
Ж.-Л. Давида, Ж.-Д. Энгра, А. Иванова).

Помпео Батони."Бракосочетание Амура и Психеи",1756


Помпео Батони."Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде"
1770,Эрмитаж, Сенкт-Петербург



Помпео Батони."Воздержанность Сципиона Африканского"
1772, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Наряду с темами античной мифологии в 19-20вв. в искусстве стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.


Гюстав Моро."Ночь",1880

В начале 20-го века символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (Г. Моро, М. Дени,
В. Васнецов, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в скульптуре А. Майоля, А. Бурделя,
С. Коненкова, графике П. Пикассо.



Лоуренс Альма-Тадема."Нахождение Моисея"
1904,частная коллекция



Виктор Васнецов."Бог Саваоф",1885-1896

Прерафаэлиты (от лат. prae – перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей, объединившихся в 1848 в "Братство прерафаэлитов", основанное поэтом и живописцем Д.Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и Х. Хантом. Прерафаэлиты стремились к возрождению наивной религиозности средневекового и раннеренессансного ("дорафаэлевского") искусства, противопоставляя его холодному академизму, корни которого они видели в художественной культуре Высокого Возрождения. С конца 1850-х гг. вокруг Россетти группировались художники У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись Прерафаэлитов развивалась в сторону стилизации, усложнения плоскостной орнаментики, мистической окраски образного строя; широкий характер имела деятельность Прерафаэлитов (прежде всего Морриса и Бёрн-Джонса) по возрождению английского декоративно-прикладного искусства. Идеи и практика Прерафаэлитов во многом повлияли на становление символизма в изобразительном искусстве и литературе (Дж. У. Уотерхаус, У. Патер, О. Уайльд) и стиля модерн в изобразительном искусстве (О. Бёрдсли и др.) Великобритании.

Э.Бернс-Джонс."Шиповник.Спящая принцесса",1870-1890


ЭюБернс-Джонс."Афродита и Галатея", 1868-1878


Джордж Фредерик Уотс."Орландо, преследующий Фату Моргану"
1848г., частная коллекция

Назарейцы (нем. Nazarener), полуироническое прозвище группы немецких и австрийских мастеров раннего романтизма, объединившихся в 1809 в "Союз св. Луки"; произошло от "алла назарена", традиционного названия прически с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введенной в моду Ф. Овербеком, одним из основателей братства назарейцев С 1810 назарейцы (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образу средневековых религиозных братств и художественных артелей. Избрав образцом для подражания искусство Дюрера, Перуджино, раннего Рафаэля, назарейцы стремились возродить духовность искусства, утерянную, по их мнению, в культуре нового времени, однако их работы, в том числе коллективные (росписи в доме Бартольди в Риме, 1816–1817; ныне в Национальной галерее, Берлин). не лишены оттенка холодной стилизации В 1820–1830-е большинство назарейцев вернулось на родину. Их практическая деятельность и особенно теоретические высказывания оказали определенное воздействие на неоромантические течения 2-й половины 19 в., в том числе на прерафаэлитов в Великобритании и мастеров неоидеализма в Германии.


Фердинанд Ходлер."Отступление Маригнана".1898

С 1850-х г. получили также распространение салонные исторические композиции, сочетавшие пышную репрезентативность с претенциозностью, и небольшие историко-бытовые картины, в точных деталях воссоздававшие "колорит эпохи" (В. Бугеро, Ф. Лейтон, Л. Альма-Тадема в Великобритании, Г. Моро, П. Деларош и Э. Месонье во Франции, М. фон Швинд в Австрии и др.).


Лоуренс Альма-Тадема."Сафо и Алкаес".1881


Гюстав Моро."Эдип и Сфинкс"


Гюстав Моро."Химера", 1862

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от греч. μυθολογία - кол-лек-ция ми-фов) - жанр изо-бра-зительного искусства, сю-же-ты ко-то-ро-го по-черп-ну-ты из ми-фов.

Мифологический жанр фор-ми-ру-ет-ся в эл-ли-ни-стическом и римском искусстве, в хо-де вы-де-ле-ния сис-те-мы жан-ров из син-кре-тиз-ма ар-ха-ич-ной тра-диционной куль-ту-ры, един-ст-вен-ным со-дер-жа-ни-ем ко-то-рой и был миф.

Таким образом, воз-ник-но-ве-ние мифологического жанра со-пря-же-но с де-ми-фо-ло-ги-за-ци-ей соз-на-ния; миф вос-при-ни-ма-ет-ся как ху-дожественный вы-мы-сел, его ге-рои под-вер-га-ют-ся все-воз-мож-ным транс-фор-ма-ци-ям и пе-ре-ос-мыс-ле-ни-ям: ока-зы-ва-ют-ся в бы-то-вой об-ста-нов-ке, слу-жат об-раз-ца-ми по-ве-де-ния, ино-гда под-вер-га-ют-ся ос-мея-нию или же вы-сту-па-ют в ка-че-ст-ве ал-ле-го-рий, пер-со-ни-фи-ка-ций.

Ес-ли в средне-вековом искусстве хри-сти-ан-ская сю-же-ти-ка поч-ти пол-но-стью вы-тес-ня-ет «язы-че-скую», то в эпо-ху Воз-ро-ж-де-ния ан-тич-ные ми-фы пе-ре-ос-мыс-ли-ва-ют-ся и сбли-жа-ют-ся с хри-сти-ан-ски-ми, на-пол-няют-ся но-вым ал-ле-го-рическим со-дер-жа-ни-ем (А. дель Пол-лай-о-ло, С. Бот-ти-чел-ли, А. Ман-те-нья , Пье-ро ди Ко-зи-мо, Ф. дель Кос-са, Ра-фа-эль, Кор-ред-жо, Б. Пе-руц-ци, Дж. Ро-ма-но, Джорд-жо-не, Ти-ци-ан, П. Ве-ро-не-зе, Я. Тин-то-рет-то, А. Брон-зи-но, Дж. Ва-за-ри, Л. Кра-нах Стар-ший, Ж. Гу-жон, Н. дель’Аббате, ху-дож-ни-ки Фон-тенб-ло шко-лы и др.).

«Ме-та-мор-фо-зы» Ови-дия, на-ря-ду с го-ме-ров-ским эпо-сом, ста-но-вят-ся основнм ис-точ-ни-ком ми-фо-ло-гических сю-же-тов в искусстве ба-рок-ко и клас-си-циз-ма XVII века (скульп-ту-ра Дж.Л. Бер-ни-ни, жи-во-пись Ка-ра-вад-жо, братьев Кар-рач-чи, Дж.Б. Тье-по-ло, П.П. Ру-бен-са, Рем-бранд-та, Д. Ве-ла-ске-са, Н. Пус-се-на, К. Лор-ре-на и др.), ро-ко-ко (Ф. Бу-ше, Ж.О. Фра-го-на-ра) и клас-си-циз-ма второй половиныXVIII - начала XIX веков, ко-гда мифологический жанр сбли-жа-ет-ся с ис-то-рической и ре-лигиозной жи-во-пи-сью, на-пол-ня-ясь иде-аль-ны-ми клас-си-ци-стическими об-раз-ами (скульп-ту-ра А. Ка-но-вы, И.Г. Ша-до-ва и Б. Тор-вальд-се-на, жи-вопись Ж.Л. Да-ви-да, Ж.О.Д. Эн-гра, А.Р. Менг-са, В. Ка-муч-чи-ни и др.) или по-лу-чая тра-гическое пе-ре-ос-мыс-ле-ние в жи-во-пи-си ро-ман-тиз-ма (Ф. Гойя, Э. Де-лак-руа).

Ут-ра-тив глу-бо-кий под-текст и пла-стическую ост-ро-ту сти-ля в позд-неа-ка-де-мическом и са-лон-ном искусстве второй полоины XIX века, мифологический жанр вы-ро-дил-ся в по-верх-но-ст-но-ил-лю-ст-ра-тив-ные про-из-ве-де-ния (В.А. Буг-ро, Л. Аль-ма-Та-де-ма, Ф. Лей-тон и др.), по-лу-чил са-ти-рическое ис-тол-ко-ва-ние в се-рии ли-то-гра-фий О. До-мье.

В XIX веке, бла-го-да-ря ин-те-ре-су ро-ман-ти-ков к национальным кор-ням и средне-вековой и на-род-ной куль-ту-ре, в искусство во-шли сю-же-ты гер-ман-ских, кельтских, индийских и славянских ми-фов. Вме-сте с тем в твор-че-ст-ве пре-ра-фа-эли-тов и мас-те-ров не-ои-деа-лиз-ма воз-ро-ж-да-ет-ся ин-те-рес к ан-тич-ной те-ма-ти-ке (жи-во-пись Х. фон Ма-ре, А. Бёк-ли-на, скульп-ту-ра А. Хиль-деб-ран-да).

Мифологический жанр ши-ро-ко пред-став-лен в искусстве XX века, на-чи-ная с сим-во-лиз-ма и мо-дер-на ру-бе-жа XIX-XX веков (Г. Мо-ро, М. Де-ни, Ф. Вал-лот-тон, Ф. фон Штук, Г. Климт, А. Му-ха), ар-хаи-зи-рую-щей не-оклас-си-ки (А. Май-оль, Э.А. Бур-дель и др.) и аван-гар-ди-ст-ской жи-во-пи-си и гра-фи-ки (М. Бек-ман, П. Клее, П. Пи-кас-со). Ин-ди-ви-ду-аль-ное ми-фо-твор-че-ст-во от-ли-ча-ет про-из-ве-де-ния мас-те-ров сюр-реа-лиз-ма. То-та-ли-тар-ное иск-во Ита-лии, Гер-ма-нии куль-ти-ви-ро-ва-ло мифологический жанр. Ан-ти-то-та-ли-тар-ная ин-тер-пре-та-ция ми-фа ха-рак-терна для пред-ста-ви-те-лей по-стмо-дер-низ-ма (К.М. Ма-риа-ни, Дж. Шоу и др.).

В Рос-сии мифологический жанр по-лу-чил рас-про-стра-не-ние с XVIII века, осо-бен-но в искусстве клас-си-циз-ма конца XVIII - начала XIX веков (скульп-ту-ра С.С. Пи-ме-но-ва, В.И. Де-мут-Ма-ли-нов-ско-го, И.П. Мар-то-са, жи-во-пись А.П. Ло-сен-ко, П.И. Со-ко-ло-ва, К.П. Брюл-ло-ва, А.А. Ива-но-ва).

Во втрой половине XIX - начала XX веков ин-те-рес к национальному фольк-ло-ру по-ро-ж-да-ет свое-об-раз-ную ин-тер-пре-та-цию мифологического жанра в сти-ле мо-дерн : ска-зоч-ные об-ра-зы жи-во-пи-си В.М. Вас-не-цо-ва и М.А. Вру-бе-ля, гра-фи-ки И.Я. Би-ли-би-на и Е.Д. По-ле-но-вой, скульп-ту-ры С.Т. Ко-нён-ко-ва и К. Эрь-зи. Славянская и восточная ми-фо-ло-гия пред-став-ле-ны в по-лот-нах Н.С. Гон-ча-ро-вой и Н.К. Ре-ри-ха. Ми-фы Эл-ла-ды пре-ло-ми-лись в про-из-ве-де-ни-ях Вл.А. Се-ро-ва и Л.С. Бак-ста.

В современном искусстве мифологический жанр пред-став-лен отдельными ра-бо-та-ми на ан-тич-ную те-му П.П. Кон-ча-лов-ско-го , В.Н. Яков-ле-ва, Э.И. Не-из-вест-но-го и др., а так-же ря-дом про-из-ве-де-ний ху-дож-ни-ков СССР, по-свя-щён-ных ге-ро-ям национальных эпо-сов.

На ру-бе-же XX-XXI веков на-блю-да-ет-ся воз-ро-ж-де-ние мифологического жанра в отечественном искусстве, к не-му об-ра-ща-ют-ся А.Г. Ак-ри-тас, Д.Д. Ка-мин-кер, М.М. Ше-мя-кин, З.К. Це-ре-те-ли и мн. др.

Мифологический жанр

Мифологический жанр

разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрождения достиг расцвета.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Мифологический жанр" в других словарях:

    - (франц. genre род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры … Художественная энциклопедия

    Один из основных жанров изобразит, искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий,… … Художественная энциклопедия

    - (Zurbarán) (1598 1664), испанский живописец севильской школы. Строгий монументализм композиций и образов тонко сочетал с тщательностью в передаче предметной фактуры, теплотой цветовой гаммы, светотеневой моделировкой (цикл картин из жизни… … Энциклопедический словарь

    - «Благая весть» … Википедия

    - «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne), Музей Метрополитен, Нью Йорк Живопись барокко или барочная живопись живописные произведения периода барокко в культуре XVI XVII веков, тогда как в политическом плане… … Википедия

    Колыбельная песня - жанр детского фольклора бытового назначения. Колыбельные песни пелись матерью у колыбели засыпающего ребенка в возрасте до пяти лет. В русской народной культуре колыбельные носят мифологический характер, в них много мифических персонажей – Дрема … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ - территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

Мифы Древней Греции – это захватывающие приключения богов, героев и злых существ. Они интересны во всех отношениях.

Это и развлечение похлеще голливудских блокбастеров. И возможность понять совершенно иное мировоззрение людей дохристианской цивилизации.

О мифах мы знаем не только благодаря античным авторам.

Художники, жившие до нашей эры, также активно создавали фрески с мифологическими сюжетами. И часть из них сохранились до наших дней.


Дионис (Вакх) встречает Ариадну на острове Наксос. Фреска в Стабии, вилла Ариадны, 1 до н.э.

Но почти на 1,5 тысячи лет мифы исчезли из искусства.

Они вновь появились в живописи лишь в . В 15 веке в Риме стали откапывать скульптуры времён Римской империи (копии работ древнегреческих мастеров). Начал расти интерес к Древней Греции. Стало модным, а потом и обязательным чтение античных авторов.

И уже в 16-17 веках мифы – одни из самых популярных сюжетов в живописи.

Мифологические картины для современного зрителя

Когда Вы находитесь в музее, Вы вряд ли долго задерживаетесь у картин с мифологическими сюжетами. По одной простой причине.

Мы мало знакомы с мифами Древней Греции.

Да, мы знаем Геракла. Слышали о Персее и Андромеде. И назовём пару античных богов вроде Зевса и Афины.

Но кто сейчас сможет похвастаться, что прочитал хотя бы «Одиссею» Гомера? Я сама прочла ее лишь в 30 лет.

А если Вы не понимаете сюжет картины, насладиться ей будет сложно. Потому что возникнет барьер в виде недоумения «А кто все эти люди?»

А вот если сюжет понятен, то живописные особенности картины как бы сразу раскрываются перед нашими прозревшими глазами.

Эта статья – небольшой сборник мифологических картин.

Я помогу Вам сначала разобраться в их героях и символах. А затем мы вместе насладимся всеми достоинствами этих шедевров.


Боттичелли. Весна (путеводитель по картине). 1482 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли первым в истории европейской живописи (после древних греков и римлян) стал изображать мифологических героев.

Мифологические картины Боттичелли иногда нелестно называют живописными комиксами. Герои стоят в ряд. Между собой не взаимодействуют. Осталось только облачка с их речью добавить.

Но именно Боттичелли первым спустя 1,5 тысяч лет стал изображать мифы. Так что ему можно.

К тому же такое расположение в ряд не мешает той же «Весне» Боттичелли быть одной из самых прекрасных картин в мире.

Ещё «Весна» – одно из самых загадочных полотен. Существует множество его интерпретаций. Я выбрала ту, которая лично мне кажется наиболее правдоподобной. И дополнила ее своими собственными размышлениями.

2. Тициан. Вакх и Ариадна


Тициан. Вакх и Андромеда (путеводитель по картине). 1620 г. Национальная лондонская галерея

После Боттичелли в Эпоху Возрождения мифы изображали многие художники. Но самым плодовитым был Тициан.

Его мифы уже совсем другие. Это уже конкретные истории, как «Встреча Вакха и Андромеды на острове Наксос».

Ещё это порывистые движения, как прыжок бога виноделия с колесницы к ногам красавицы. Это выраженные в позах эмоции, как например, удивление и испуг Андромеды. А ещё реалистичный пейзаж, который является фоном для героев.

3. Рубенс. Персей и Андромеда


Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду (путеводитель по картине). 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

После Тициана мифологические картины окончательно вошли в моду. Художники следующих поколений усвоили все уроки великого мастера. Но сильно усложнили композиции.

Тот же Рубенс буквально «сталкивал» своих героев телами. И перед нами – уже невероятное переплетение рук, голов и ног.

Именно поэтому нам так сложно наслаждаться мифологическими картинами 17 века. Мало того, что сюжеты не всегда известны, ещё и всех героев нужно разглядеть.

Итак, золотое время мифологических картин – это 16-17 века.

В 18 веке их немного потеснили вполне земные и милейшие красотки рококо.

А к концу 19 столетия их вытеснили реализм и импрессионизм. Мифы окончательно вышли из моды.

Но мифологические картины по-прежнему висят в музеях. Ведь они являются очень важным культурным пластом. И лишь небольшие пробелы в наших знаниях мешают полноценно ими наслаждаться.



Рассказать друзьям