Картины перова тройка относится к направлению. «Тройка» - самое эмоциональное полотно Василия Перова: трагичная история создания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ученики мастеровые везут воду», которая вошла в историю как одно из самых пронзительных художественных произведений на тему «униженных и оскорбленных».

В двадцатых числах января 1866 года Василий Перов написал картину «Тройка. На Западе эта картина считается ярким воплощением темы жесткой эксплуатации детского труда.

Вернувшись в 1864 году после учебы в Германии и в Париже, Перов поселился в Москве и решил отойти от сатирического жанра, в котором достиг успехов и где ему сулили большое будущее. Но художник, проникшийся идеями сострадания к бедным бесправным людям, захватившим в те годы российское общество, взялся писать картины, изображавшие тяжкую жизнь простого люда. В особенности ему удалась серия картин, героями которых были дети. Еще до «Тройки» Перов написал картины «Дети-сироты» (1864), «Мальчик-мастеровой» (1864), «Очередная у бассейна» (1865) и «Проводы покойника» (1865).

Но именно «Тройка» вызвала особый резонанс в московских интеллигентских кругах, быстро получив известность и в Санкт-Петербурге. Картина, переполненная эмоций и кричащая о бедственном положении детей, вынужденных заниматься тяжелым физическим трудом, пребывая в голоде и в холоде, сразу же оказалась востребованной в обществе, уже прочитавшем и вовсю обсуждавшем «Униженных и оскорбленных». И буквально в те же дни, когда Перов написал это полотно, Достоевский начал печатать в журнале «Преступление и наказание».

На картине Перова изображены трое детей, которые зимой везут огромную бочку с водой, впрягшись в сани, подобно конной тройке. Лица у детей изможденные, тяжесть им явно не по силам. Сзади бочку толкает взрослый мужчина-мастеровой, и даже ему приходится напрягать все силы. Дело происходит на морозе, и Перову удалось показать это, изобразив на бочке сосульки, в которые превращается выплескивающаяся за края вода. При этом дети одеты явно не по погоде, но это единственная их одежда. А о том, что это повседневное занятие учеников мастеровых говорит собачка, которая с лаем бежит рядом с детьми, придавая сцене заурядный, привычный, сугубо бытовой характер.

Картина сразу же была куплена Павлом Третьяковым, выставлена для общественного обозрения и впоследствии стала одним из важнейших экспонатов его коллекции.

Любопытна история, которую подтверждают несколько источников, включая самого Третьякова. Согласно рассказам друзей Перова, художник легко нашел натурщиков для двух персонажей картины – мальчика и девочки по краям тройки, но долго не мог определиться с тем, как должна выглядеть центральная фигура. Но однажды он встретил на улице крестьянку с сыном, и сразу понял, что именно этот мальчик и должен стать натурщиком. Художник уговорил женщину помочь и пока писал эскизный портрет, узнал, что паренька зовут Васей, и что он один из трех сыновей женщины не умер, поэтому на него у матери вся надежда. Живописец и юный натурщик сразу сошлись характерами и даже решили, что они не случайно тезки. Перов предложил женщине и ее сыну пригласить их в Москву, когда картина будет готова.

Но крестьянка появилась только через несколько лет, постаревшая до неузнаваемости и совершенно сломленная. Она рассказала, что Вася умер в прошлом году и стала выпрашивать у художника картину, за которую готова была отдать все свои сбережения и остатки имущества. Перов рассказал, что продал картину Третьякову, и что на портрет ее сына уже смотрит вся Москва. Он отвел несчастную мать в галерею, где та упала перед картиной на колени и стала молиться. После этого художник специально написал портрет Васеньки (по другим сведениям – дописал сделанный с натуры эскиз) и подарил его крестьянке.

После «Тройки» Перов развивал ту же тему в картинах «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1867), «Спящие дети» (1870), «Старики-родители на могиле сына» (1874) и других своих произведениях. Сегодня на сайте EA Culture публикуется галерея картин Василия Перова на тему «униженных и оскорбленных».

Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок.

Перов назвал картину "Тройка". Сколько боли и горечи в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке, а тут - тройка измученных детей. К названию картины - "Тройка" - Перов приписал: "Ученики мастеровые везут воду".

В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли "учениками". Один человек, который начал трудовую жизнь мальчиком-учеником, позже вспоминал о своем каторжном детстве: "Нас заставляли таскать ящики весом три-четыре пуда из подвала на третий этаж. Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А тут еще хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лестницу. Все мы, тринадцать мальчиков, жили в одной комнате с толстыми железными решетками на окнах. Спали на нарах. Кроме набитого соломой тюфяка, никакой постели не было. После работы мы снимали платье и сапоги, облачались в грязные халаты, которые подпоясывали веревкой, а на ноги надевали опорки. Но отдыхать нам не давали. Мы должны были колоть дрова, топить печи, ставить самовары, бегать в булочную, в мясную лавку, в трактир за чаем и водкой, возить снег с мостовой. По праздникам нас посылали еще петь в церковном хоре. Утром и вечером мы ходили с огромным ушатом к бассейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов..."

Так жили и дети, изображенные на картине Перова.

Картина была уже начата, а Перов никак не мог найти для нее среднего мальчика. А от него зависело многое: он сразу привлекает внимание зрителей. Весной, в погожий солнечный день, художник, по обыкновению, бродил близ заставы, приглядывался к прохожим. Вдруг он заметил женщину с мальчиком. Подошел. Мальчик точь-в-точь такой, какого он долго искал. Разговорились. Новые знакомые шли из рязанской деревни в монастырь, добрались до Москвы, а переночевать негде. Перов привел их в мастерскую, показал начатую картину и попросил позволения написать с мальчика портрет. Женщина согласилась.

Пока Перов работал, женщина рассказывала ему про свою жизнь. Звали женщину тетушка Марья. Судьба ее не баловала. Тетушка Марья испытала голод и нищету, похоронила мужа, детей. Теперь осталось у нее одно утешение - двенадцатилетний сынок Васенька. Художник слушал грустную повесть, а на холсте с каждым движением кисти все явственнее показывалось лицо мальчика Васи. Запряженный в тяжелые, неподатливые сани, Вася будет теперь напоминать зрителям о трудной доле многих детей вокруг...

Прошло около четырех лет. Картина "Тройка" давно висела в Третьяковской галерее. Однажды рано утром к Перову пришла нежданная гостья - деревенская старушка в полушубке и больших, покрытых грязью лаптях. Она протянула художнику бедняцкий подарок - маленький узелок с яичками - и заплакала. Перов с трудом узнал тетушку Марью. Она рассказала, что ее единственный сынок прошлый год заболел и умер, а она продала весь свой скарб, зиму работала, скопила немного деньжонок и теперь пришла купить картину, где нарисован Васенька. Перов объяснил гостье, что купить картину нельзя, а посмотреть можно. Он повел тетушку Марью к Третьякову.

Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый! - вскрикнула тетушка Марья и опустилась на колени перед картиной.

Перов оставил ее одну. Спустя несколько часов он вернулся в зал. Тетушка Марья все еще стояла на коленях и... молилась. Она молилась не на икону, а на картину. Художник своим искусством сумел подарить ее сыну вечную жизнь. Перов пообещал тетушке Марье написать для нее портрет Васи. Он исполнил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.

«Тройка»

Описание картины «Тройка» В. Перова

Что в отечественном понимании ассоциируется с «тройкой»? Скорее всего, народные песни о тройке резвых коней, былины о трех богатырях или лихой тройке добрых молодцев. Картина «Тройка» В. Перова переворачивает все мыслимые и немыслимые стереотипы этого слова. «Ученики-мастеровые везут воду» - вот скупая ремарка самого художника, которая заставляет каждого человека содрогнуться от одной мысли о том, что кто-то может использовать детский труд. А тогда, во времена Перова, запряженные в сани мальчики и девочка, которые тащат огромную обледеневшую бочку, были такой же нормой, как дети их возраста, в наше время играющие в песочнице.

1866 год для России был сложным и трагичным. Прошло шесть лет после отмены крепостного права, а этот факт дал людям свободу лишь формально. По сути, они были свободными лишь на бумаге, а не в действительности. Многие думали о том, как прокормить семью и просто выжить в повальной нищете. Деятели искусства, между тем, как могли, старались донести тему народного страдания небезразличным к судьбе других. Самой главной была идея эксплуатации несовершеннолетних, ведь, согласно статистике того времени, детская смертность была просто запредельной.

Перов любил тематику детства, причем он писал не отпрысков дворян и мещан, а детей бедных сословий, которые в то время работали «учениками». Зверское обращение, каторжное детство – вот что старался показать художник.

Морозное утро только наступило, город еще спит в сером тумане, а по заснеженной улице трое детей везут, даже тащат огромную бочку. Их не поленились поднять и отправить за водой. Измученные, уставшие лица, одежда, которая давно превратилась в лохмотья, еще больше отражает несправедливость жизни того времени. Промозглый ветер раздувает ветхую одежду детей, а мальчик с левой стороны, кажется, вот-вот упадет от его порывов. Вода, которая выливается из бочки, превращается в сосульки и попадает на «учеников». Вот откуда самая распространенная причина смертности среди детей – чахотка – от холода, влаги и мороза.

Есть еще в мире «Тройки» справедливость – какой-то человек помогает им, толкая бочку, а собачонка, бегущая рядом, словно хочет оказать им поддержку.

Посмотрите на цветовую палитру полотна – тут нет ни одного яркого оттенка, лишь мрачные серо-коричневые тени, даже снег мышиного цвета, а пустынная улица, покрытая льдом, только нагнетает обстановку. Такая же у детей и жизнь – серая и безысходная. Что может быть хуже того, когда труд ребенка приравнивается к службе лошадей? Пожалуй, только детская смертность в результате такой работы, ведь ни о каких «Конвенциях о правах ребенка» или о социальных службах в то время не было и речи. Поколению, которое должно идти в будущее, оставалась только безысходность бытия и жалость окружающих.

Такая обреченность вполне реальна не только для отражения на картине, а и для ее истории. Детей-натурщиков художник так и не нашел, пока случай не свел его с мальчиком Васей, изображенном посередине группы. Он умер через несколько лет после того, как была написана картина. Его мама продала все и отправилась к Перову просить полотно, чтобы «смотреть на Васеньку». В то время оно уже стало собственностью Третьякова, но художник нарисовал ребенка по памяти и подарил картину убитой горем женщине.

Обращаясь к фигурам «Тройки», стоит сказать, что на Васе как раз лежит самая главная смысловая нагрузка, остальные дети лишь дополняют его. Он – не только самый старший, но и лидер, который не дат себе повода показать, что устал. Для младших товарищей он должен быть примером, так что превозмогая боль и холод, мальчик тащит бочку. Он поднял голову и устремил ее в даль – типичный жест человека, который несет непосильную тяжесть. Поражает взгляд этого ребенка – в нем странно сочетаются безысходность и вера в лучшее, которые, по сути, не могут существовать вместе.

Единственная в упряжке девочка невольно заставляет задуматься о ее будущем. Сможет ли эта «тягловая сила» в дальнейшем прожить жизнь и стать любимой женой и матерью? Да и сможет ли эта девчушка в распахнутом тулупчике и застиранной юбке вообще стать матерью, выполняя нечеловеческую работу? Глаза ее полузакрыты, но в них выражается столько боли и муки, что она кажется хрупкой и невесомой. Тяжелые ботинки, грубые и мужские, не дают малышке упасть под порывами ветра.

Самый младший ребенок – это крайний мальчик слева. У него больше нет сил, он запрокинул голову с тонкой бледной шеей и закатил глаза. Этот ребенок уже не живой, хоть и пытается тащить повозку.

У этих ребят никогда не было детства, они даже не знают, что это такое. Глаза их уже потеряли способность смотреть на мир с удивлением и радостью, а одежда, больше на несколько размеров, дает понять, что они останутся в числе тех миллионов детей, которые так и не смогут выбраться из нищеты.

Окружающий «тройку» пейзаж трудно назвать унылым – он просто безысходен. Пустынная улица с монастырской стеной, закутанный в шубу мужчина, который помогает детям изображены нечеткими и туманными мазками. Это словно подчеркивает сознание детей, где закрепилась лишь бочка, которую нужно дотащить, причем ценой собственной жизни.

Собака, которая бежит рядом с ними – не просто спутник или товарищ по играм. Он скалиться на сумеречное утро, холод и скользкий снег, словно старается защитить детей от всех лишений и трудностей. Пес словно охраняет «Тройку» от всемирного зла, но это ему практически не по силам.

Самые мрачные, самые невыразительные краски полотна лишь акцентируют летящие черные птицы на заднем плане. Почему-то они напоминают ворон и вызывают не самые лучшие ассоциации.

Раскиданные ветви, обледеневшие сани, грязный снег, замученные дети – вот только часть деталей, которые придают картине обреченность и безысходность. «Тройку» В. Перова сложно назвать произведением искусства, достойным Третьяковки. Оно, словно документ того времени, рассказывает о эксплуатации детей теми, кто должен их защищать: оно нагоняет страх от того, сколько потерянных и растоптанных судеб остались после отмены крепостного права.



«Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» - невероятно эмоциональное полотно, созданное русским художником Василием Перовым. Трое деток, запряженные в сани, обреченно тянут огромную бочку с водой. Очень часто картину приводят в пример, говоря о нелегкой крестьянской судьбе. Вот только создание этой картины стало настоящим горем для обычной деревенской женщины.


Василий Перов уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж. Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу. Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру.

Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.



В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это - людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась.

Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.



Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее.

Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» - причитала она.


Несколько часов стояла мать перед изображением своего сыночка и молилась. Художник уверил ее, что отдельно напишет портрет Васеньки. Перов исполнил обещанное и отослал портрет мальчика в золоченой раме в деревню к тетушке Марье.


Картина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу.

Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

На этапах создания картины, как не редко бывает Перов столкнулся с проблемой подбора одного натурщика, а если точнее ее центрального персонажа, самого старшего мальчика в этой тройке. Живописец уже и с ног сбился в поисках подходящей модели, и вот благодаря случаю, как то раз, прогуливаясь по улице он примечает крестьянского мальчишку по всем характерным данным подходящего для задуманного сюжета, мальчик был не один а с его мамой. После мимолетного знакомства живописец узнал, что мальчишку зовут Васей, вдохновленный находкой Перов попытался убедить женщину для позирования сына в его картине, пообещав ей небольшое вознаграждение, недолго думая женщина согласилась.

Как известно крестьянка была вдовой и недавно она похоронила возможно по болезни других ее детишек и Вася для нее был последней надеждой в этой не простой жизни, ради которого она и жила. Когда в 1866 году произведение было закончено и выставлено на всеобщее обозрение, картину заинтересовался купить известный Меценат Павел Третьяков.

Все бы ничего, но через ряд лет к Перову пришла крестьянская женщина, в которой художник не сразу узнал мать Васи. Она рассказала живописцу о ее горе, то было год назад после тяжелой болезни умер ее Васенька. Его образ по ее мнению остался только на той картине, которую тогда писал Перов и она за последние свои небольшие крестьянские сбережения просила и умоляла мастера продать ей это полотно с образом ее сына. Художник с огромным сожалением смотрел на женщину и попытался ей объяснить, что его работа уже куплена и находится в Галерее у Павла Третьякова. Недолго думая Перов решил проводить бедную крестьянку в галерею, увидев картину женщина в слезах упала на колени и долго молилась и рыдала. Вся эта сцена произвела на художника большое сожаление и он твердо решил написать портрет ее сына и в последствии подарил его ей.

Сегодня картина Тройка находится в Третьяковке, в Москве, Размер холста 123,5 на 167,5 см



Рассказать друзьям