Кехман семья. Владимир Кехман: от «Бананового короля» до принца-Лимона

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С начала 1990-х годов Владимир Кехман - руководитель крупнейшего импортёра фруктов в Россию: сначала компании ОЛБИ-Джаз, затем JFC .

В 1994 Владимир Абрамович поддержал создание JFC Jazz Клуба, в том же году при участии Кехмана был организован концерт Хосе Каррераса в Санкт-Петербургской Филармонии. На Михайловской улице был установлен телеэкран, и сотни петербуржцев смогли бесплатно увидеть живое выступление известного тенора.

Кехман спонсировал реставрацию церквей в Петербурге и Гамбурге, был награжден несколькими орденами Русской Православной Церкви .

В 2007 году Владимир Кехман был назначен генеральным директором Михайловского театра . Владимир Абрамович пожертвовал 500 миллионов рублей на реставрацию здания театра , пригласил Фаруха Рузиматова и Елену Образцову стать художественными руководителями соответственно балетной и оперной трупп.

В последнее время Кехман активно сотрудничает с архитектурным бюро сэра Нормана Фостера , заказав ему проект постройки нового общественного здания. Именно этот проект вызвал крупный скандал , поскольку для его осуществления Кехман добивается права на снос Фрунзенского универмага - официально охраняемого государством памятка архитектуры периода конструктивизма . Последнее деяние получило широкий резонанс и вызвало массовое возмущение культурной общественности города . Кроме того, рисуя портрет Кехмана применительно к разговорам о культуре, некоторые средства массовой информации связывают его имя с рекламной компанией JFC «Съел банан - спас мир» , которую многие считают примером пошлости

Работа Владимира Кехмана на посту генерального директора Михайловского театра отмечена целым рядом успешных премьер, значительно расширилась география гастролей коллектива: балетная труппа впервые посетила Великобританию, где была номинирована на высшую премию в области танцевального искусства National Dance Awards , Финляндию, Италию. К работе в театре привлечены новый главный дирижёр Петер Феранец , бывший главный драматург Венской оперы Петер Блаха , в 2009 году балетную труппу возглавил известный педагог-репетитор Михаил Мессерер . Елена Образцова и Фарух Рузиматов продолжают сотрудничество с театром как советники генерального директора по художественным вопросам.

В 2010 году Владимир Кехман был награжден премией "Известность" газеты "Известия", и вручавший ему награду министр культуры Авдеев отметил:

«Нужно иметь большое мужество, чтобы не просто стать разовым меценатом в культуре, а поднять театр до мирового уровня, преодолев при этом множество трудностей и сопротивление... В Михайловский театр, который раньше был практически позабыт, теперь специально приезжают, чтобы получить не только эстетическое удовольствие и новые впечатления, но и пищу для ума. Такие люди, как Кехман - это наше культурное достояние»

Известия

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кехман" в других словарях:

    Абрамович (р. 1968) российский бизнесмен, председатель совета директоров компании JFC, с мая 2007 года генеральный директор Михайловского театра. С начала 1990 х годов Владимир Кехман руководитель крупнейшего импортёра фруктов в Россию: сначала … Википедия

    Владимир Кехман Имя при рождении: Владимир Абрамович Кехман Род деятельности: предприниматель, директор театра Дата рождения: 9 февраля 1968(… Википедия

    Кехман, Владимир Абрамович (р. 1968) российский бизнесмен, председатель совета директоров компании JFC, с мая 2007 года генеральный директор Михайловского театра. С начала 1990 х годов Владимир Кехман руководитель крупнейшего импортёра фруктов… … Википедия

Сразу после окончания Самарского государственного педагогического университета (факультет иностранных языков), 22-летний Владимир Кехман попадает по знакомству на должность заместителя гендиректора госкомпании «Росоптпродторг» (бывшая «Росбакалея», единолично отвечавшая в СССР за всю существующую бакалею). Спустя год молодой бизнесмен основывает две собственные посреднические фирмы, создавшие ему первый солидный капитал.

1996: Первые бананы

Ряд попыток покорения продовольственных бизнес-территорий Петербурга середины 90-х приводят Кехмана к созданию компании Joint Fruit Company (JFC), в распоряжении которой в скором времени оказываются крупнейшие банановые плантации Эквадора и Коста-Рики; появляется бренд «Bonanza!».

2000: Благотворитель

В начале нулевых Владимир Кехман начинает активно принимать участие в финансировании и реставрации храмов. Позднее, когда во главе РПЦ встанет патриарх Кирилл, бизнесмена наградят тремя орденами: Даниила Московского, Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

2007: Михайловский театр

Самый внезапный поворот в биографии Владимира Кехмана - назначение на должность генерального директора Михайловского театра. Новоявленный деятель культуры начал с капитальной реставрации (для чего вложил 500 млн рублей личных денег), продолжил радикальным сокращением труппы и приглашением звезд первой величины: балетмейстера Фаруха Рузиматова, легендарной солистки Большого театра Елены Образцовой (они стали советниками Кехмана), а в 2011 году - именитого испанского хореографа Начо Дуато. Помимо прочего, Михайловский переманил звезд Большого театра - Ивана Васильева и Наталью Осипову.

Все вместе наделало в театральном мире довольно много шума: перемены невозможно было не заметить. Апологетический материал «Афиши» 2012 года с заголовком «Как театр бизнесмена Кехмана стал одним из лучших в стране» довольно точно передает общие настроения: зал отреставрирован, балетные спекулянты побеждены, список постановок поражает воображение, перед спектаклями читают интересные лекции - в общем, мало к чему можно придраться.

Уровень Михайловского театра и сегодня отрицать невозможно: скажем, в этом году театр представлен в шести номинациях на «Золотой маске» - с «Царской невестой» Андрея Могучего и «Белой тьмой» Дуато. Разумеется, были и скандалы: первый же сезон при Кехмане завершился новостью об отмене премьеры «Орестеи» в постановке Александра Сокурова. Наиболее популярной версией о причине отмены стало наличие подписи Сокурова под открытым письмом в защиту исторического центра Санкт-Петербурга.

Зачем все это было нужно Кехману - вопрос сложный. «Ну нравится ему музыкальный театр, нравится общество музыкантов, хореографов, критиков», - объясняет в упомянутом выше материале Эдуард Дорожкин. «Ему казалось, что это самый близкий путь к контактам с власть имущими. А контакты с власть имущими - это то, что он всегда очень ценил», - говорит в профайле «Ведомостей» Александр Сокуров. По крайней мере с Путиным ему познакомиться удалось: в возглавляемый Кехманом театр он приезжал четыре раза. Впрочем, «знакомство с Путиным лично Кехману ничего не дало», добавляют «Ведомости».

2008: Принц Лимон

Владимир Кехман репетирует роль принца Лимона в Михайловском театре

Параллельно с реформой театра Кехман успел неудачно попробовать силы на строительном поприще: для того чтобы осуществить проект общественного здания, заказанный Норману Фостеру, директор Михайловского театра рассчитывал снести историческое здание универмага «Фрунзенский»; петербургская общественность отстояла (открытое письмо сработало).

Однако в истории этот период биографии одиозного предпринимателя останется благодаря исполненной им роли принца Лимона в балете «Чиполлино». Прокомментировал экстравагантную выходку Кехман простодушно: «Я именно поэтому и пришел в театр - я хочу петь и танцевать».

2008: Банановый король

В середине 2000-х оборот JFC составлял около $700 млн - пик банановой карьеры Кехмана. Впоследствии JFC сравнительно удачно переживет кризис 2008 года, а часть прибыли бизнесмен инвестирует в девелоперские, зачастую провальные сделки. Несмотря на некоторые успехи на посту директора театра, даже по прошествии трех лет Кехмана не оставляет слава «бананового короля». Что позволяло, например, Владимиру Путину (тогда - председателю правительства) хохмить на эту тему во время встречи с культурными деятелями.

«В.А.Кехман: Мы считаем, что вы театральный человек. Я новый человек в этой отрасли, всего три года я являюсь директором театра...

В.В.Путин: Мы слышали об этом. Мы сейчас шли, я говорю: «Это вы бананами занимались?» Он говорит: «Я».

2011: Обвинение в мошенничестве

В 2011 году начинаются серьезные проблемы с банановым бизнесом, в 2012-м Лондонский суд признает фирму JFC и Владимира Кехмана в частности официальными банкротами. Общая задолженность компании, согласно информации ряда крупных СМИ, составила на тот момент примерно 38,5 млрд рублей. Однако множество анонимных источников тех же СМИ сообщают о хитроумном плане, банкротство в котором не что иное, как спланированная акция с целью освободиться от обязанности выплаты долгов. Так или иначе, год спустя МВД заводит на Кехмана дело по статье 159-й части 4 УК РФ - «Мошенничестве в особо крупном размере», ограничив действующего директора Михайловского театра подпиской о невыезде. Впрочем, тут же отменив это ограничение.

К этому моменту журнал GQ назвал опального бизнесмена «Продюсером года». В интервью, датированном октябрем 2011 года, герой заявляет:

«Моя жизнь, как репертуар хорошего музыкального театра, теперь распланирована на много лет вперед. И это меня невероятно радует. В ней теперь почти нет случайных встреч и неожиданных событий».

2015: Новосибирский театр оперы и балета

Уже после оправдательного решения суда над Тимофеем Кулябиным (режиссером постановки оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета) и Борисом Мездричем (одним из самых опытных и уважаемых театральных директоров страны) на общественных слушаниях в Министерстве культуры Кехман заявил следущее: «То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, - это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдет до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара».

Двумя неделями позднее министр культуры Владимир Мединский издает приказ об увольнении Бориса Мездрича и назначении на его место Владимира Кехмана. При этом свою работу в Михайловском театре Кехман покидать не планирует, а на Новосибирскую оперу у него уже есть серьезные планы. Первым делом он рассказал о своем видении будущего Новосибирской оперы телеканалу Life News:

«Я уже в Новосибирске. Я уже в театре, это выдающееся здание, и я уже придумал ему название. На следующей неделе я познакомлюсь с труппой, и мы сможем начать здесь новую жизнь. Что касается «Тангейзера», мы завтра сделаем заявление на эту тему, - добавил он. - Никакого скандала нет. Я сюда приехал, чтобы спокойно закрыть эту ситуацию… Я уже все сказал на эту тему… Как крещеный, верующий человек, как православный, как еврей, я считаю, что то, что здесь было сделано, - это оскорбление лично в мой адрес».

В предпринимательской среде этого человека знают многие. Да и в культурной тоже: ему довелось руководить двумя известными храмами Мельпомены - Михайловским театром в Санкт-Петербурге и Государственным театром оперы и балета в Новосибирске. Но сначала Владимир Кехман реализовался как бизнесмен. За ним прочно закрепилось прозвище Банановый Король. Но как известно, предпринимательство в России вещь непредсказуемая, поэтому риск обанкротиться есть всегда. И Владимир Кехман, в прошлом успешный торговец фруктами, не смог его избежать. В настоящее время он является крупным должником, и для полного исполнения финансовых обязательств ему еще потребуется время.

Что же было примечательного в его биографии и почему из влиятельного бизнесмена он превратился в банкрота?

«Несостоявшийся педагог»

Кехман Владимир Абрамович - уроженец города Самары. Он появился на свет 9 февраля 1968 года. О детских годах будущего бизнесмена практически ничего не известно. Получив аттестат зрелости, юноша выбрал профессию педагога.

В середине 80-х Владимир Кехман становится студентом Самарского педуниверситета (факультет иностранных языков). Однако учительствовать он так и не станет.

Начало карьеры

Молодой человек предпочел работе со школьниками сферу коммерции, которая в начале 90-х манила огромное количество людей, пытающихся начать собственное дело. Владимир Кехман через общих друзей знакомится с неким Михаилом Городновым, который в Самаре руководит предприятием «Росоптпродторг», занимавшим монопольное положение в распределении бакалейных товаров. Сахар, крупы, табак, кондитерские изделия закупала оптом именно компания Городнова. Владимир Кехман вскоре стал его правой рукой в коммерческих делах.

А потом шеф и его заместитель на паритетных началах создали фирмы «Алта» и «Град», которые стали посредниками между «Росоптпродторгом» и конечными потребителями. Спустя некоторое время бизнес стал приносить неплохие дивиденды.

Новые горизонты

Видя, что дела идут в гору, партнеры решают расширить географию бизнеса. Они едут в Санкт-Петербург и начинают заниматься торговлей сахаром. Создается юридическое лицо «Олби».

Однако спустя некоторое время Михаил Городнов и Владимир Кехман, биография которого представляет определенный интерес для начинающих коммерсантов, решают поделить бизнес и разбежаться в разные стороны.

Спустя какое-то время новым партнером несостоявшегося учителя иностранных языков становится предприниматель Сергей Адоньев. Но встает вопрос выбора сферы деятельности. И Владимир Абрамович вспоминает, как, еще делая бизнес в Самаре, ему с огромной выгодой удалось быстро реализовать два вагона апельсинов, которые случайным образом оказались на складе его компании. Так было принято решение торговать фруктами.

В 1994 году Кехман и Адоньев учреждают компанию «Олби-Джаз», которая превращается в крупного импортера бананов.

JFC

Постепенно «Олби-Джаз» захватывает ключевые рынки на территории города на Неве. В 1996 году Кехман решает продать корпорацию «Олби», новым владельцем которого становится Национальный фонд спорта. Но фруктовый бизнес коммерсант из Самары оставлять не собирается.

Владимир Абрамович вместе с партнером открывает новую компанию под названием Joint Fruit Company (JFC). Вскоре она заключает контракты с ведущими странами - импортерами бананов, а именно: Коста-Рикой и Эквадором. Бренд Bonanza! становится одним из самых узнаваемых в России. Вскоре Кехман оказалась собственником ряда банановых плантаций в Эквадоре.

Ему сопутствует успех

Детище Владимира Абрамовича в середине нулевых приносило его владельцам колоссальную прибыль, размер которой составлял примерно 700 миллионов долларов. И даже экономический кризис 2008 года компания JFC преодолела без каких-либо серьезных проблем. При этом Владимир Кехман, фото которого регулярно мелькает в прессе, не боится инвестировать средства в новые проекты. В частности, речь идет о строительном бизнесе.

Однако в большинстве случаев новые сделки приносят ему только убытки.

Фиаско

Осенью 2010 года компания Joint Fruit Company заключила кредитные договоры с несколькими ведущими банками России и коммерческими структурами. Заемные деньги, которые JFC получила в размере 1,4 млрд рублей + 100 млн долларов, нужны были для закупки крупной партии бананов. В качестве поручителя в сделках выступал Владимир Абрамович Кехман. Валютный кредит должен был быть погашен в 2011 году, а рублевый - в 2012 году. Однако кредитными деньгами владелец JFC распорядился по-своему. Он начал инвестировать их в крупные девелоперские проекты, которые, как уже подчеркивалось, ожидаемой прибыли не принесли. В частности, речь идет о «Фрунзенском универмаге», «Доме политпросвещения», гостинице «Речная». Несмотря на то что рейтинг кредитования Joint Fruit Company регулярно демонстрировал отрицательную динамику, банковские структуры продолжали одалживать деньги Кехману.

Обвинения в мошенничестве

Затем Владимир Абрамович сделал серьезный просчет в банановом бизнесе. Он закупил фруктов в разы больше, чем того требовал реальный уровень спроса. Его примеру последовали конкуренты, в итоге рынок бананов был перенасыщен, и большая часть товара JFC попросту сгнила. Естественно, в такой ситуации погашать кредиты было нечем.

Банки стали один за другим обращаться в арбитражные суды. Закон, безусловно, оказался на их стороне. Недвижимое имущество бизнесмена было арестовано, а половина его заработной платы удерживалась в счет погашения задолженности. Владимир Абрамович пытается отреагировать на ситуацию и объявляет о своей финансовой несостоятельности. Лондонский суд официально признает Кехмана и компанию JFC банкротами.

В декабре 2012 года Владимиру Абрамовичу и двум топ-менеджерам Joint Fruit Company (Захаровой и Афанасьеву) были предъявлены обвинения в мошенничестве. Инициатором уголовного дела стал Сбербанк, представители которого обратились с заявлением в правоохранительные органы, указав, что бизнесмен тратил кредитные деньги не по назначению. Кехман такие обвинения отрицает, причем он заверил кредиторов, что погасит все имеющиеся долги.

Театральный руководитель

В 2007 году Владимир Абрамович, построив крепкий и прибыльный бизнес, решает сменить приоритеты в своей деятельности. Оставив управление компанией JFC Захаровой и Афанасьеву, он становится руководителем Михайловского театра в городе на Неве.

В новой должности Кехман сократил штат сотрудников, предложил сотрудничество звезде оперной сцены Елене Образцовой, балерине Большого театра Наталье Осиповой. Кроме этого, он задумал масштабную реставрацию театра, инвестировав только полмиллиона своих собственных средств. И Банановому Королю действительно удалось превратить вверенное ему учреждение в один из лучших храмов Мельпомены страны. Почему Кехман неожиданно заинтересовался театральным искусством, до сих пор неизвестно. Причем некоторые утверждают, что таким образом он хотел завести контакты с представителями политической элиты. И ему это удалось: в стенах Михайловского театра Кехман неоднократно общался с Владимиром Путиным.

В 2015 году глава Минкульта РФ Владимир Мединский утвердит Владимира Абрамовича в новом качестве - директор Новосибирского театра оперы и балета. Назначение было произведено после выхода скандального спектакля «Тангейзер» (по Вагнеру), режиссером которого выступил прежний директор театра, Борис Мездрич.

В январе текущего года процедура банкротства вошла в свою завершающую стадию: имущество бизнесмена было продано. Согласно закону "О несостоятельности (банкротстве)" Владимир Кехман как руководитель Новосибирского театра оперы и балета обязан написать заявление об уходе, что он, собственно, и сделал. Потерял руководящий пост бизнесмен и в Михайловском театре.

Личная жизнь

Многих не может не интриговать вопрос о том, женат ли Владимир Кехман? Семья у него действительно есть. Банановый Король два раза вступал в брак.

Первой его избранницей была Татьяна Литвинова, которая родила бизнесмену троих отпрысков. Затем семейной идиллии пришел конец, и брак распался. Инициатором развода стал сам Кехман Владимир Абрамович. Семья №2 в его жизни официально появилась только осенью 2016 года. Кому посчастливилось стать женой обанкротившегося миллионера? Сибирячке Иде Лоло. Они начали появляться на публике еще в 2015 году, когда Кехман взял в свои руки руководство Новосибирским театром оперы и балета. Его избранница - дочь известного хоккеиста Валеева. Ида Лоло и Владимир Кехман сочетались законным браком осенью 2016 года. Торжество отмечали в Санкт-Петербурге, причем с размахом и помпезностью.

16/11/2012

Лондонский суд признал крупного российского бизнесмена Владимира Кехмана банкротом. Как это ни странно для нас, но по английским законам индивидуальное банкротство означает, что теперь ни западные, ни российские кредиторы не могут претендовать на его зарубежные активы предпринимателя. Однако его российские кредиторы считают, что Кехману все же придется платить по долгам.


В Великобритании физическое лицо, признанное банкротом, получает легальную защиту от всех коллекторских и судебных действий юридических и физических лиц по взысканию долгов. В случае Кехмана это касается его заграничной собственности. Под юрисдикцию Соединенного королевства он попал как раз-таки благодаря тому, что имеет активы на Туманном Альбионе. Правда какие именно — неизвестно.

Есть у этой лазейки и оборотная сторона — бизнесмен некоторое время будет ограничен в имущественных правах. В частности, он не сможет организовывать новый бизнес.

Владимир Абрамович Кехман хорошо известен в Петербурге. Прежде всего тем, что в 2007 году он внезапно возглавил Михайловский театр. Став генеральным директором, Кехман пожертвовал 500 млн рублей на реставрацию здания, пригласил Фаруха Рузиматова и Елену Образцову стать художественными руководителями балетной и оперной трупп, с которым затем поругался и расстался.

Злые языки поговаривали, что в самом начале его руководства театром не все были довольны. Актеры жаловались на форумах, что человек, не являющийся профессионалом, дает нелепые советы. А бывший главный дирижер театра Андрей Аниханов был в ужасе, когда Кехман якобы посоветовал ему «взбодрить» лебедей в «Лебедином озере» коньяком, пишет bfm.ru.

Некоторые скандалы все же выплывали на поверхноть. Была закрыта постановка «Орестея» режиссера Александра Сокурова. Сорвалась премьера оперы «Евгений Онегин» из-за конфликта Кехмана с режиссером Михаилом Дотлибовым.

Затем бизнесмен сам решил податься в актеры. Сначала появился в роли принца Лимона в детском спектакле «Чиполлино», а потом намеревался исполнить партию Трике в опере «Евгений Онегин».

Тем не менее, заслуги Кехмана оценили. В 2010 году ему вручили премию, название которой, пожалуй характеризует бизнесмена больше всего - «Известность». «Он поднял театр до мирового уровня», - заявил вручая награду «банановому королю» министр культуры Авдеев.

Еще Кехман умудрился испортить отношения с градозащитниками. Бизнесмен заказал архитектурному бюро сэра Нормана Фостера здание, для постройки которого требовался снос памятника архитектуры периода конструктивизма - Фрунзенского универмага. Помог КГИОП, который разрешил только реставрацию фасадов.

При этом у Кехмана всегда оставалось время на его основной бизнес, которым он занялся еще до своего прихода в большое искусство. В 1994 году он основал компанию JFC (Joint Fruit Company) и начал оптом закупать фрукты в Голландии. К началу 2000-х компания стала крупнейшим российским импортером. Лучше всего продавались бананы, в частности бренд "Bonanza!", за что Кехман и получил забавное прозвище «банановый король».

На сайте группы JFC сообщается, что география деятельности компании охватывала четыре континента. Входящие в Группу компании производили, закупали, транспортировали и продавали около 600 тысяч тонн фруктов ежегодно. На момент расцвета фруктовой империи Кехман владел банановыми плантациями в Эквадоре и Коста-Рике площадью около 3 тысяч гектаров. Число сотрудников перевалило за 3,5 тысячи человек.

И вот в 2012 году банкротство стало неизбежным. Сообщается, что JFC пострадала из-за арабской весны, поскольку предложила рынку больше бананов, чем он смог «съесть». Сперва российский арбитраж признал банкротство ЗАО «Группа Джей Эф Си», гендиректором которой Кехман официально стал только в марте. В мае суд ввел процедуру наблюдения в отношении еще двух компаний группы - ЗАО «Карго Джей Эф Си» и ЗАО «Бонанза Интернэшнл».

Персональный «конец света» бизнесмена, который должен был обеспечить неприкосновенность личного имущества в Великобритании, произошел еще в октябре, однако запись об этом в реестре частных банкротств Великобритании появилась лишь в 15 ноября.

Главными пострадавшими от решения Лондонского суда стали не Кехман и партнеры, а его кредиторы, среди которых - Банк Москвы, Сбербанк, Промсвязьбанк и Уралсиб. На сегодняшний день общая сумма задолженности группы только российским юридическим лицам, с учетом пени и штрафов составляет 38,5 млрд руб. ($1,3 млрд).

Правда, надежда вернуть хоть что-то еще есть. В настоящее время банкротом признана не вся группа JFC, а отдельные компании - заемщик по большинству кредитов ЗАО «Группа Джей Эф Си» и лично господин Кехман.

Как говорят эксперты, процедура банкротства не остановит кредиторов. Они вправе подать заявления как к компаниям группы, так и к поручителям. В частности, Банк Москвы задумал взыскание задолженности сразу с трех поручителей, среди которых называется компания JFC Group Holding BVI Ltd. Судиться будут по поводу двух кредитов, выданных банком компании банкроту «Группа Джей Эф Си». В рамках данного иска Банком Москвы уже получен арест на активы компаний-ответчиков.

Всего в судах российской юрисдикции находятся более десяти исков к группе JFC о взыскании просроченной кредиторской задолженности. Имеются и иски персонально к Владимиру Кехману и двум его топ-менеджерам.

Владимир Кехман привлек внимание СМИ и общественности после назначения на должность директора Новосибирского театра оперы и балета. Он сменил на этом посту Бориса Мездрича, который по решению министерства культуры был уволен 29 марта. Поводом для замены руководителя театра стал конфликт, развернувшийся вокруг постановки спектакля «Тангейзер». Опера, в свою очередь, стала предметом ожесточенных споров после того, как местная митрополия пожаловалась на режиссера Тимофея Кулябина в прокуратуру. На Кулябина и Мездрича завели административное дело за намеренное публичное оскорбление чувств верующих. 10 марта они предстали перед судом и были оправданы. Тем не менее директор вынужден был покинуть пост, а Кехман в первые же дни работы снял спорный спектакль с репертуара.

Выходя из тени Большого и Мариинского

Владимир Кехман - уникальный человек на театральной карте России. Диплом продюсерского факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства он получил только в 2009 году, уже будучи директором одного из старейших театров северной столицы, которому на тот момент уже было возвращено его историческое имя - Михайловский. При этом на занятия Владимир Абрамович не ходил, как свидетельствуют преподаватели, на занятиях они его не видели ни разу, а зачеты ему ставились «по распоряжению сверху». Никакого предшествующего образования в сфере искусств у Владимира Кехмана не было: насколько известно, в родной Самаре он окончил лишь факультет иностранных языков пединститута, но вся его трудовая деятельность была связана не с педагогикой, а с бизнесом, благодаря чему в прессе он фигурирует преимущественно как обанкротившийся «банановый король». Биография Владимира Кехмана буквально провоцирует на разговоры о том, в какую банановую республику превратилась великая Россия, где главой императорского театра был назначен человек, не имевший соответствующего образования и опыта. Подобный разговор, однако, будет в немалой степени ошибочным, ибо восемь лет Владимира Кехмана во главе Михайловского театра трудно определить иначе, как очень успешные.

Существующий более 180 лет театр знал разные времена, но с перенесением столицы из Санкт-Петербурга в Москву воспринимался преимущественно как кадровый резервуар для Большого и музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко: достаточно сказать, что Самуил Самосуд, выдающийся дирижер, талант которого расцвел именно в Ленинградском малом театре оперы и балета, в 1936 году был переведен в Москву, где последовательно возглавлял оркестры обоих музыкальных театров столицы. В 1950-е - 1980-е годы наиболее даровитые таланты из МАЛЕГОТа «забирались» в «Большой театр» Петербурга - Мариинский, тогда носивший имя большевика Кирова, как это случилось со знаменитым хореографом Олегом Виноградовым, возглавлявшим балет МАЛЕГОТа до того, как в 1977 году началось его триумфальное двадцатилетие во главе балета Мариинки.

Очевидно, главная задача Владимира Кехмана была - превратить театр, из которого уходят лучшие творческие силы, «достойные большего», в театр, куда звезды, наоборот, стремятся попасть. С задачей этой он справился блестяще: на пост главного дирижера был приглашен Петер Феранец, до этого бывший первым иностранцем - главным дирижером Большого театра. Уже одно это стало беспрецедентным событием: никогда ранее руководители Большого или Мариинского театра не «опускались» до работы в Малом оперном Северной столицы. Не менее резонансным шагом стало привлечение великой певицы Елены Образцовой на пост художественного руководителя оперы. Отдельные критики этого назначения обращали внимание на то, что недавно скончавшаяся Елена Васильевна была пусть и великой, но певицей, руководить же оперой должен профессиональный режиссер. В подобных рассуждениях, очевидно, есть рациональное зерно, но и оперную труппу Большого театра в Москве в то время тоже возглавляла певица - Маквала Касрашвили, которой Образцова, как минимум, ни в чем не уступала. Особенно успешным был выбор главного хореографа театра, которым в 2011-2014 годах был крупнейший испанский танцовщик и балетмейстер Начо Дуато. Никогда прежде иностранный специалист, в чьем послужном списке постановки в Ла Скала, Гранд-Опера и Ковент-Гардене, не работал на постоянной основе в каком-либо из российских театров.

И все же самым драматичным кадровым приобретением Михайловского театра эпохи Владимира Кехмана оказался сенсационный переход в декабре 2011 года в его труппу двух суперзвезд балета Большого - Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Ничего подобного в истории прежде не было, что не ускользнуло даже от внимания Владимира Путина; показательно, что Путин перепутал в этой связи Михайловский театр и Мариинский, на что ему Валерий Гергиев тут же деликатно указал, но представить, что артисты уходят из Большого в МАЛЕГОТ, Путин просто не мог. Многие полагали, что в Михайловском театре эти самые востребованные сегодня танцоры будут лишь числиться, однако они станцевали центральные партии во всех основных спектаклях классического репертуара, среди которых «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Баядерка». После лондонских гастролей Большого театра критики назвали «двумя самыми волнующими мировыми звездами» именно Васильева и Осипову. Разумеется, их был бы счастлив принять в труппу любой театр; однако удалось это именно Владимиру Кехману.

Было понятно, что Начо Дуато не останется в России навсегда и что ему будет очень трудно подобрать достойную замену, однако и эта задача была решена. Главным балетмейстером театра стал наследник знаменитой балетной династии, к которой, в частности, принадлежит и Майя Плисецкая - Михаил Мессерер. Дядя Михаила Мессерера и Майи Плисецкой, народный артист СССР Асаф Мессерер, на протяжении почти сорока лет был одним из ведущих педагогов Московского хореографического училища.

Основными же дирижерами Михайловского театра являются в настоящее время молодые, но высоко ценимые специалистами и зрителями музыканты Михаил Татарников, под управлением которого в Мариинском театре прозвучало более сорока произведений, не говоря уже о его работе по контракту в театрах Берлина, Милана, Мюнхена, Варшавы, Риги и Василий Петренко, являющийся также главным дирижером Национального молодежного оркестра Великобритании.

Как раз под руководством Василия Петренко Михайловский театр выпустил в 2013 году оперу Вагнера «Летучий голландец» - именно в вагнеровском контексте Владимир Кехман «прославился» в последние дни, так как был назначен директором Новосибирского театра оперы и балета, прежде всего, с целью снятия с репертуара оперы «Тангейзер». Кехман прилетел в Новосибирск на два дня, был представлен коллективу, наговорил море бестактностей своему предшественнику Мездричу, объявил о снятии «Тангейзера», посмотрев его лишь в видеозаписи, но обругав спектакль «как человек верующий, крещеный, православный, как еврей».

Сомнения и надежды

Очевидно, что волюнтаристское снятие с поста директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, завоевавшего большой авторитет за 14 лет работы, - событие чрезвычайно скандальное. Фактически, каждый руководитель театра, вне зависимости от его заслуг, оказался под угрозой увольнения, если отдельный спектакль репертуара не понравится тому или иному светскому или религиозному чиновнику. Говорить о какой бы то ни было творческой свободе в этих условиях совершенно невозможно. Трудно понять, как Кехман согласился принять предложение о своем назначении в Новосибирск, сделанное министром культуры в подобных условиях. Каким этическим принципам это соответствует?!

При этом ясно, что новым руководителем театра в Новосибирске был утвержден один из лучших театральных менеджеров в современной России, безотносительно того, как именно он получил свой диплом. Именно при Кехмане в 2011 году Михайловский театр впервые получил «Золотую маску» за оперу Фроманталя Галеви «Иудейка», которая в России шла до этого чрезвычайно редко. Тот факт, что Михайловскому театру удалось привлечь знаменитого американского тенора Нила Шикоффа, неоднократно участвовавшего в записи этой оперы в ведущих театрах мира, среди которых Венская государственная опера и парижская Гранд-опера, - наглядное свидетельство тех высочайших стандартов, на которые ориентируется в своей работе Владимир Кехман. В 2014 году Михайловский театр получил «Золотую маску» вновь: лучшим оперным спектаклем был признан «Евгений Онегин» режиссера-новатора Андрея Жолдака, которого можно назвать кем угодно, но только не человеком, сдувающим пылинки с русских классических традиций. Трудно сказать, каковы в настоящее время творческие планы Владимира Кехмана в Новосибирске, но то, что речь идет о менеджере, стремящемся, чтобы возглавляемый им музыкальный театр привлекал зрителей яркими постановками, очевидно.

Немаловажно и то, что за время руководства Кехмана здание Михайловского театра преобразилось, и если верна максима о том, что театр начинается с вешалки, то в качестве специалиста по административно-хозяйственной работе лучшего кандидата для проведения инженерно-технического обновления в Новосибирском театре оперы и балета едва ли можно было найти.

Трудно сказать, удастся ли Владимиру Кехману провести в «Большом театре Сибири» в городе на Оби масштабные преобразования, аналогичные тем, что он провел в Малом оперном театре в городе на Неве, учитывая наступивший политико-экономический кризис, во-первых, и некоторую удаленность Новосибирска от европейских культурных центров, во-вторых, однако подвижнический опыт Теодора Курентзиса в Перми доказывает, что не только в столицах можно создать выдающийся музыкальный театр. Новосибирский коллектив имеет устойчиво высокую репутацию, и, не боясь банальности, есть все основания надеяться на то, что под руководством Владимира Кехмана ему да удастся взять новые рубежи, если, конечно, судебные преследования, связанные с личным бизнесом нового директора оставят ему время и силы на занятия искусством.

Право режиссера и право автора

Говоря о ситуации в целом, необходимо задуматься не только о «чувствах» верующих и неверующих, но и о соображениях, касающихся собственно искусства, имея в виду, прежде всего, замысел создателей произведения. В уже снятой с репертуара постановке Тимофея Кулябина Тангейзер из поэта стал кинорежиссером, мифический Грот Венеры превратился в кино, а по ходу спектакля на сцене появлялся плакат, на котором фигура распятого Иисуса была изображена между женских ног. Сам режиссер, отмечая, что «переводил действие в сегодняшнее время», подчеркивает различие своего понимания с трактовкой композитора: «В моей версии героя вообще никто не прощает. Вагнер его простить успевает, а я не прощаю и еще больше наказываю».

Очевидно, что осовременивание опер, балетов и драматических спектаклей классического репертуара происходит повсеместно, и Тимофей Кулябин здесь не первый и, разумеется, не последний. Такого рода спектакль мы видели четыре года назад и в Большом: царевич Гвидон из «Золотого петушка» Римского-Корсакова ходил по сцене с ноутбуком под мышкой, а «любовно стилизованные краснознаменные пляски улыбчивых юношей и девушек в военной форме время от времени вплескивали дополнительную порцию счастливого идиотизма», на что справедливо обращала внимание критика. Постановщик того «Золотого петушка» Кирилл Серебренников - один из самых известных режиссеров современной России.

Было бы поистине замечательно, если б в репертуаре Большого театра были две постановки «Золотого петушка», одна - на либретто Кирилла Серебренникова, другая - на либретто Владимира Бельского, соавтора Римского-Корсакова, а в репертуаре Новосибирского театра - две постановки «Тангейзера»: по Вагнеру и по Кулябину. Мне кажется, это был бы достойный для всех выход из сложившегося тупика: каждый зритель получил бы возможность выбрать ту постановку, которая соответствует его ожиданиям и чувствам, в том числе и религиозным. В конце концов, со времени «пощечины общественному вкусу» прошло уже более ста лет, и этот подход сам стал уже историческим казусом. Успешный опыт постановки многих классических опер и балетов в Михайловском театре в последние годы дает основания полагать, что объяснять это Владимиру Кехману не нужно. Хочется надеяться, что несмотря на абсолютную скандальность его назначения, оно, в конечном итоге, станет благом для Новосибирского театра оперы и балета, для всех, кому дорого это, прямо скажем, отнюдь не самое популярное в наше время искусство.



Рассказать друзьям