Клинская елочная игрушка история. Новый год на елку

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Музей «Клинское подворье» называют уникальным, а его экспонаты - праздничными и волшебными. В этом музее представлена история елочных игрушек – главных атрибутов новогодних и рождественских праздников. Пожалуй, только в этом музее в любое время года можно увидеть наряженную елку, и не одну.

В середине XIX столетия князь Александр Сергеевич Меншиков, внук петровского соратника Александра Даниловича Меншикова, устроил в селе Александрово Клинского уезда стекольную фабрику. В трех печах этого предприятия 80 рабочих из числа крепостных выдували изделия из стекла: аптекарские емкости, лампы и бутылки. Позднее бывшие меншиковские работники, освоившие тонкости технологии, стали создавать собственные мелкие мастерские и делать в них мелкие стекольные изделия – бусины, пуговицы и прочее. После революции такие мастера работали артельно, а в 70-е годы несколько стекольных производств были объединены в большое стекольное объединение «Ёлочка», которое и сейчас действует в городе Высоковске Клинского района. Оно выпускает елочные игрушки, которые в начале 2000-х годов были признаны изделиями народных художественных промыслов, а сама «Ёлочка» считается старейшим стеклодувным предприятием России.

Музей «Клинское подворье» расположен в Клину и состоит из двенадцати залов. В первом из них представлены первые елочные украшения, которые делали из сладостей и орехов. Ёлки в дореволюционной России любили украшать фруктами и пряниками, а также делали для них самодельные украшения из бумаги, ваты, фольги. Позднее из этих материалов, а также из стекла и картона стали делать игрушки фабричным способом.

В другом зале представлено рабочее место первых стеклодувов, расположенное в крестьянской избе. Игрушки советских лет можно увидеть в отдельном разделе, при их изготовлении мастера придерживались популярных в то время символики и тематики. Так, после полета Юрия Гагарина в космос среди елочных игрушек стали появляться стеклянные и картонные космонавты, ракеты и спутники. В музее также есть возможность увидеть сам процесс выдува стеклянной игрушки и ее росписи.

Один из самых интересных и впечатляющих экспонатов этого музея – большая рождественская елка в зале Щелкунчика. Петр Чайковский жил в Клину в последние годы жизни – с 1892 по 1897-й. Дом, в котором он жил, сейчас является Государственным музеем-заповедником композитора. Его знаменитая рождественская история была окончена, когда Петр Ильич жил здесь.

В одном из залов представлено дефиле елок – множество украшенных в разных стилях колючих деревьев. Еще один зал посвящен Деду Морозу и вариациям его образа.

Одной из достопримечательностей Подмосковья несомненно является единственный в России музей елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика елочных игрушек «Ёлочка». Расположены они в старинном и очень красивом городе Клин.

Музей елочной игрушки состоит из 12 залов, которые расскажут Вам о зарождении и развитии стекольного промысла на Клинской земле. Вы попадете в новый мир с богатой историей елочной игрушки и понаблюдаете за непростой работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников.

В первом зале нашего музея Вас встретит елочка, украшенная сахарными розами и яблоками. Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения.

Одни из первых отечетвенных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1848 году князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

На этом заводе изготавливали лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек. Стеклянная и хрустальная посуда с меншиковского завода прославилась по всей России чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки хрусталя.

Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с женами, со временем начали создавать самостоятельные мастерские по производству так называемых камушных изделий – «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких вещей.

Во втором зале Вы попадаете в крестьянскую избу конца XIX века. Вы увидите рабочее место мастера-стеклодува, кожаные меха, которые поддерживали огонь в горелке, металлические формы для изготовления бус.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">




Следущий зал рассказывает о периоде индустриализации в нашей стране. Характерные игрушки того времени – монтажные, ватные и картонажные. Войдя в стеклодувный цех, Вы сможете понаблюдать за процессом «рождения» стеклянной игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке - усик. Происходит чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, сердечко!

Заглянув в цех росписи, вы увидите, как художницы рисуют добрые улыбки Дедушкам Морозам, «укладывают» снег на крыши сказочных домиков, присыпают их «золотом» и «серебром».

Есть в нашем музее и музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Его украшает нарядная рождественская елочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Всемирноизвестный композитор Петр Ильич Чайковский некоторое время жил в нашем городе, и самые известные свои произведения он написал на Клинской земле. И именно здесь он закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».

Елочные игрушки 40х-60х годов представлены в следущем зале. Это было непростое врямя для нашей страны – война и послевоенные годы. Новогодние украшения того времени выполнены в форме орденов, звезд, самолетов и дирижаблей с символикой СССР.

Конечно, в музее представлены и современные стеклянные игрушки фабрики народно-художественных промыслов «Елочка». Витрина с этими изящными и хрупкими украшениями переливается яркими красками, невозможно оторвать глаз от этой блестящей красоты!

В ком-то посещение сказочного музея пробуждает ностальгию об ушедшем детстве, кого-то погружает в романтические мечты. Елки-чудо, елки-фантазия встречают Вас как самых дорогих гостей и ослепляют своим великолепием!

Все посетители с удовольствием загадывают заветное желание возле 10-метровой елки – королевы Клинского дворца!

В мастер-классе дети и взрослые могут попробовать себя в роли специалиста по изготовлению новогоднего чуда, сами распишут настоящий стеклянный шарик и заберут его с собой на память о посещении необыкновенного музея!

Наш музей предлагает вам принять участие в ежегодных театрализованных и праздничных программах на любой вкус и возраст: «Рождественская сказка» - в новогодние каникулы, «Сударыня масленица» - веселые масленичные гуляния, «Дед Мороз и ЛЕТО» - зажигательная программа для детей, отдыхающих в летних лагерях, «Свадебный переполох» - развлекательно-познавательная программа, посвященная Дню семьи, любви и верности.

В течение всего года в фойе музея проводятся выставки работ клинских художников и мастеров прикладного искусства.

Также вы можете посетить наш фирменный магазин, в котором круглый год можно приобрести стеклянные новогодние украшения, изготовленные на предприятии народно-художественных промыслов «Ёлочка»!

На фабрике производят изделия ручной работы, которые выполнены в традиционном и современных стилях, игрушки отличаются богатством цветовой гаммы и разнообразием форм. Ждем вас в гости!


В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.

«Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…»
«Северная пчела», 1841 год



Старые новогодние открытки

Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.


Старые новогодние открытки

С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.


Старые новогодние открытки

«Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками».
Сергей Потресов. «Рождественский рассказ»

СТЕКЛЯННЫЕ ИГРУШКИ


Встреча Нового года. 1950-е. Фотография: ИТАР–ТАСС

Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек - появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.


Старая советская елочная игрушка-самолет в Музее елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: П. Просветов / фотобанк «Лори»

«Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину».
Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений.


Старая советская елочная игрушка в Музее елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: П. Просветов / фотобанк «Лори»

Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями - стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.


Продукция Клинского объединения «Елочка», 1982 год. Фотография: А. Семехина / Фотохроника ТАСС

В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы - Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику.


Старая елочная игрушка - клоун. Фотография: Ю. Зобков / фотобанк «Лори»

В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.


Старая елочная игрушка - кукуруза. Фотография: Ю. Зобков / фотобанк «Лори»

В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.
Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.

После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» - со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.


Новогодняя композиция. Фотография: С. Гавриличев / фотобанк «Лори»

Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.


Старая елочная игрушка в виде советского дирижабля. Фотография: Ю. Запорожченко / фотобанк «Лори»

ПАПЬЕ-МАШЕ

Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных


Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.


Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»

В наши дни, в кругах многочисленных коллекционеров новогодних украшений, сохранившиеся игрушки из папье-маше наиболее ценны.


Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»

КАРТОНАЖ
В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской.


Игрушки-картонажи

Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в советских газетах. При желании картонажи можно было заказать по почте из частных мастерских.


Игрушки-картонажи

Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.


Игрушка-картонаж, 1976 год. Фотография: А. Степанов / фотобанк «Лори»

«Музей елочных игрушек»: новая выставка в историческом музее

18 ноября в одном из залов Национального исторического музея открылась выставка елочных игрушек, которую организаторы мечтают впоследствии превратить в небольшой музей. Мы сходили и посмотрели на елочные украшения со всего мира.


Для экспозиции игрушек из частного собрания и своих фондов Национальный исторический музей выделил зал на третьем этаже музея и стенды.

– Да, стенды – это собственность музея, а все остальное мы делали и собирали своими руками, – рассказывает организатор новогодней экспозиции Андрей Бегун . – Мы хотели сделать выставку-лабиринт, но пришлось отталкиваться от имеющегося пространства, и с лабиринтом не особенно вышло.




– Выставку мы делали с желанием немного разнообразить культурную жизнь Минска. Это наш новогодний подарок детям. В Минске очень мало мероприятий, где можно не только хорошо провести время, но и «просветиться», – говорит Андрей. – К тому же Минск сейчас активно привлекает туристов, а одной библиотекой и музеем ВОВ никого не удивишь.

Самый первый стенд справа от входа демонстрирует елку, увешанную яблоками. С этого экспоната Андрей и начинает экскурсию.




– У нас представлена вся ретроспектива елочных игрушек – от зарождения до наших дней. История стеклянных елочных игрушек началась где-то в Средние века. Тогда люди украшали елки конфетами, пряниками, яблоками. В середине XIX века в Германии был неурожай яблок, а стеклодувы решили спасти праздник и выдули из стекла формы, похожие на яблоки.

Андрей переходит к ретроспективе игрушек. На первом стенде – советские игрушки.

– Они очень хорошо характеризуют советскую эпоху. Была война – на елках висели солдатики и медсестры, Гагарин полетел в космос – появилась игрушка-космонавт.



Дальнейшие стенды формируются по географическому принципу: Россия, Украина, Европа.

– Украинские мастера специализируются на пейзажах. Эти игрушки, от выдувки до рисунка, исключительно ручной работы, – продолжает Андрей. – Там же делают и игрушки с репродукциями известных картин.





– Это очень сложная работа, потому что писать картину на шаре совсем не то же самое, что на ровном холсте. На этом стенде голландские игрушки – делфтский фарфор. Там еще со Средневековья была королевская мануфактура по выпуску фарфоровой посуды.



Андрей подводит нас к немецкому стенду:

– Это игрушки из города Роттенбург. Небольшой городок в Германии на несколько тысяч жителей, но во всех путеводителях от отмечен как «рождественский город», потому что там работает один из немногих круглогодичных музеев елочной игрушки. В будущем я хотел бы и нашу выставку сделать постоянной, открыть небольшой музей в центре города, куда круглый год смогли бы приходить все желающие.


На немецком стенде представлены стеклянные, деревянные, металлические, тканевые игрушки.

– Игрушки мы покупаем на барахолках, в антикварных лавках, поэтому очень сложно бывает идентифицировать производителя, – признается Андрей.

С этими словами он подходит к самой большой елочной игрушке на выставке.

– Это игрушка с Венского бала Австро-Венгерской империи. Я лично приобрел ее на блошином рынке Будапешта, и вот уже несколько месяцев пытаюсь найти что-нибудь об истории этой игрушки. Нигде нет сведений о производителе, о способе, которым эта игрушка делалась.



Кроме этих игрушек на выставке есть шары из Египта, Арабских Эмиратов, Польши – последние смахивают на яйца Фаберже.



– Игрушка из Эмиратов – это скорее дань туристам, потому что арабы не привыкли украшать елки, – рассказывает Андрей.










Публикации раздела Традиции

В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.

«Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…»

«Северная пчела», 1841 год

Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.

С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.

«Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками».

Сергей Потресов. «Рождественский рассказ»

Стеклянные игрушки

Встреча Нового года. 1950-е. Фотография: ИТАР–ТАСС

Старая советская елочная игрушка-самолет в Музее елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: П. Просветов / фотобанк «Лори»

Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек - появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.

«Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину».

Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений.

Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями - стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.

Продукция Клинского объединения «Елочка», 1982 год. Фотография: А. Семехина / Фотохроника ТАСС

Старая елочная игрушка - клоун. Фотография: Ю. Зобков / фотобанк «Лори»

Старая елочная игрушка - кукуруза. Фотография: Ю. Зобков / фотобанк «Лори»

В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы - Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.

В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.

Новогодняя композиция. Фотография: С. Гавриличев / фотобанк «Лори»

Старая елочная игрушка в виде советского дирижабля. Фотография: Ю. Запорожченко / фотобанк «Лори»

Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.

После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» - со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.

Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.

Папье-маше

Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»

Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»

Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.



Рассказать друзьям