Ключ к тесту по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Вариант 1

Среди перечисленных утверждений выберите несколько правильных.

1. Согласно первоначальному замыслу ,

А. роман Ф.М. Достоевского должен бал называться «Пьяненькие».

Б. действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить на московских улицах.

В. в конце романа Родион Раскольников должен был стать учителем сельской школы.

Г. Семён Захарыч Мармеладов должен был стать центральным героем романа.

Д. в конце романа Мармеладов должен был стать генералом.

Е. Дочь Мармеладова, Соня, должна была выйти замуж за Свидригайлова.

2. Из первой главы романа мы узнаём, что главный герой Родион Романович Раскольников

А. был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника.

Б. часто посещал распивочные.

В. жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома.

Г. был строен и хорош собою.

Д. задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней.

Е выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы.

3. Из разговора студента с молодым офицером в распивочной Раскольников услышал, что Алёна Ивановна

А. может сразу выдать 5 тысяч рублей.

Б. была милой, отзывчивой и кроткой старушкой.

В. была злой и больной старушонкой.

Г. бьёт свою сводную сестру Лизавету.

Д. составила завещание, согласно которому все деньги после её смерти должны перейти её сводной сестре Лизавете.

Е. недостойна жить, по мнению собеседников.

4. В письме к своему сыну Роде Пульхерия Александровна писала, что Пётр Петрович Лужин

А. является дальним родственником Марфы Петровны.

Б. хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору.

В. учится в университете на юридическом факультете.

Г. предлагает Дуне выйти за него замуж.

Д. поедет скоро в Москву по делам.

Е. ей очень понравился.

5. Согласно теории Раскольникова,

А. все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд).



Б. обыкновенные люди совершают преступления.

В. все люди имеют право совершать преступления.

Г. обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно.

Д. люди 2 разряда двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели.

Е. необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.

6. На поминках у Мармеладовых

А. Лужин предложил Соне выйти за него замуж.

Б. Лужин обвинил Соню в краже у него сторублёвого кредитного билета.

В. Раскольников подрался со Свидригайловым.

Г. Лебезятников обвинил Лужина в клевете по отношению к Соне.

Д. Раскольников предал через Соню деньги Катерине Ивановне на похороны мужа.

Е. Раскольников был арестован.

7. В день похорон мужа Катерина Ивановна Мармеладова

А. бегала к генералу, где обедал бывший начальник мужа.

Б. вышла на улицу с детьми и шарманкой.

В. должна была встретиться со священником.

Г. умерла от горлового кровотечения.

Д. решила жить по «жёлтому билету».

Е. бросила детей и ушла в монастырь.


8. Аркадий Иванович Свидригайлов приехал в Петербург сразу же после смерти своей жены, чтобы встретиться с Раскольниковым и

А. рассказать ему о том, как умерла его жена.

Б. уличить его в убийстве старухи-процентщицы.

В. поговорить с ним о его сестре Дуне.

Г. попросить его передать сестре Дуне известие о том, что его жена завещала ей 3 тысячи рублей.

Д. через его содействие увидеться с его сестрой Дуней и убедить её не выходить замуж за Лужина.

Е. через его содействие увидеться с его сестрой Дуней и предложить ей 10 тысяч рублей.

9. При второй встрече с Соней Раскольников

А. просит её выйти за него замуж.

Б. просит её не оставлять его.

В. признаётся ей в убийстве старухи-процентщицы.

Г. объясняет её , почему он убил старуху.

Д. раскаивается в совершении преступлении.

Е. говорит, что убил старуху, чтобы помочь матери и сестре.

10. В эпилоге романа мы узнаём, что

А. Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова.

Б. Раскольников так и не раскаялся в совершённом им преступлении.

В. Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, умерла от чахотки.

Г. Раскольников был осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

Д. Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги.

Е. Соня и Раскольников поженились сразу же после суда.

Запишите ответы в таблицу.

Вариант 2

Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа.

1. Родион Романович Раскольников предстаёт перед нами в романе в качестве бывшего студента

А. университета юридического факультета.

Б. университета философского факультета.

В. университета факультета словесности.

Г. духовной семинарии.

2. С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился

А. в распивочной.

Б. в церкви.

В. на похоронах его жены.

Г. на улице.

3. Дуня, сестра Раскольникова, работала в доме Свидригайловых

А. поваром.

В. экономкой.

Г. гувернанткой.

4. Раскольников убил Лизавету из-за того, что она

А. вызывала у него отвращение.

Б. не любили его сестру.

В. оказалась свидетелем другого убийства.

Г. не вернула ему карточный долг.

5. Образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом

А. убитой им старухи-процентщицы.

Б. умирающей Катерины Ивановны.

В. доведённой до отчаяния Пульхерии Александровны Раскольниковой.

Г. умершей жены Свидригайлова Марфы Петровны.

6. В газете «Периодическая речь»

А. был напечатан роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорблённые».

Б. была напечатана статья Раскольникова «О преступлении».

В. была напечатана заметка Разумихина «О настоящей любви».

Г. было напечатана торжественное обращение императора к петербуржцам.

7. Во время первой встречи с Соней Раскольников попросил её прочитать ему библейскую легенду о

А. Давиде и Голиафе.

Б. великом потопе.

В. воскресении Лазаря.

Г. сотворении мира.

8. Согласно теории Лужина,

А. жениться нужно в преклонном возрасте.

Б. все люди делятся на два сорта: умных и глупых.

В. всё на свете основано на личном интересе.

Г. главное в жизни человека – любовь и милосердие.

9. В конце романа Свидригайлов

А. женился на Соне Мармеладовой.

Б. умер от тяжёлой болезни.

В. уехал в Америку.

Г. застрелился из револьвера.

10. За своё преступление Раскольников был

А. приговорён к смертной казни.

Б. осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

В. сослан на остров Сахалин.

Г. подвергнут 150 ударам плетью на Дворцовой площади.

Запишите ответы в таблицу.


Тест по содержанию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Вариант 3.

Выберите правильный вариант ответа.

1. Как звали убитую Раскольниковым старуху-процентщицу?

А. Амалия Фёдоровна

Б. Алёна Ивановна

В. Дарья Францовна

Г. Марфа Петровна

2. Кому Раскольников в первый раз сознался в своём преступлении ?

А. Соне Мармеладовой

Б. своей сестре Дуне

В. следователю Порфирию Петровичу

Г. своей матери Пульхерии Александровне

3. Кто принёс Раскольникову повестку из полиции о денежном взыскании?

А. прислуга Настасья

Б. квартирная хозяйка

В. квартальный надзиратель

Г. дворник

4. Почему сестра Раскольникова, Дуня, решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина?

А. Она очень любила этого человека.

Б. Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым.

В. Она мечтала сделать карьеру в Петербурге.

Г. Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу.

5. Как описывается в романе внешность Лужина?

А. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. «...» Одет он был в старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами. «...» Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина»

Б. «...он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. «...» Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»

В. «На нём был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые лёгкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое бельё, батистовый самый лёгкий галстучек с розовыми полосками «...». Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придаёт лицу сходство с немцем, идущим под венец.»

Г. «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённое на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать»

6. Что произошло с Раскольниковым на Николаевском мосту?

А. Он упал с моста в Неву и утонул.

Б. Он потерял сознание и попал под лошадей проезжавшей мимо коляски..

В. Он спас девочку от нападения разбойников.

Г. Его ударил кнутом по спине кучер проезжавшей мимо коляски.

7. Чем закончилось знакомство Раскольникова с Лужиным?

А. Лужин был оскорблён Раскольниковым.

Б. Раскольников предложил Лужину деловую сделку.

В. Раскольников спустил Лужина с лестницы.

Г. Лужин передал Раскольникову письмо от его матери.

8. Кто познакомил Раскольникова с Порфирием Петровичем?

А. Заметов

Б. Разумихин

Г. Свидригайлов

9. Чем закончились поминки у Мармеладовых?

А. Лужин дал пощёчину Раскольникову.

Б. Лебезятников избил Катерину Ивановну.

В. Амалия Ивановна выгнала Катерину Ивановну с детьми из комнаты, которую она им сдавала.

Г. Катерина Ивановна упала в обморок, и ей вызвали доктора.

10. Как помог Свидригайлов семье Мармеладовых?

А. Он женился на Соне и рассчитался с долгами её семьи.

Б. Он открыл счёт в банке на имя Катерины Ивановны.

В. Он устроил похороны Катерины Ивановны и определил её детей в приличное место.

Г. Он устроил похороны Катерины Ивановны и усыновил её детей.

Запишите ответы в таблицу.

Вариант 2

А А Г В Б Б В В Г Б

Вариант 3

Б А Г Г В Г А Б В В

Тесты по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1.Укажите имя и отчество Раскольникова:

а) Роман Родионович

б) Порфирий Петрович

в) Алексей Михайлович

г) Родион Романович

2.Отметьте фамилии героев романа «Преступление и наказание»:

а) Карамазов

в) Разумихин

а) «Бедная Лиза»

б) «Бедные люди»

в) «Бедность не порок»

г) «Бедная невеста»

4.Какая цветовая гамма преобладает в романе «Преступление и наказание»:

а) сине-зелёная

б) жёлто-красная

в) серо-жёлтая

г) бело-жёлтая

5.Кому из героев романа принадлежит высказывание: «Возлюби прежде одного себя, ибо всё на личном интересе основано»:

а) Свидригайлову

б) Лужину

в) Соне Мармеладовой

г) Раскольникову

6.Какой из перечисленных романов принадлежит перу Ф.М.Достоевского:

а) «Накануне»

в) «Воскресение»

г) «Идиот»

7.Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:

8.Кому из героев Ф.М.Достоевского принадлежат слова: «Женитьба на бедной девице, уже испытавшей жизненное горе, по-моему, выгоднее в супружеском отношении, чем на испытавшей довольство, ибо полезнее для нравственности»:

а) Раскольникову в) Мармеладову

б) Лужину г) Свидригайлову

9.В каком городе родился Ф.М.Достоевский:

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Семипалатинске

10.Кого из своих героев Ф.М.Достоевский описывает так: «А это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску:белое, румяное, с румяными алыми губами…глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их слишком тяжёл и неподвижен…»:

а) Лужина

б) Свидригайлова

в) Порфирия Петровича

г) Зосимова

11.Кто из героев романа занимал эту квартиру: «…это была клетушка до того маленькая… в одно окно; постель была грязная. Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарпанными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (жёлтый) угадать ещё можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого»:

а) Свидригайлов

б) Раскольников

в) Мармеладов

г) Разумихин

12.Кто из героев романа требовал от Раскольникова: «Встань!..Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрёстке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!»:

а) Соня Мармеладова

б) Разумихин

г) Свидригайлов

13.Эта героиня говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких,

которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдёт»:

а) Соня Мармеладова

б) Катерина Ивановна

в) кухарка Настасья

г) Полечка

14.В финале романа Дуня Раскольникова вышла замуж за:

а) Свидригайлова

б) Лужина

в) Разумихина

г) Лебезятникова

15.Раскольников распорядился деньгами Алёны Ивановны следующим

а) отдал Мармеладову в) спрятал

б) отослал матери и сестре г) потерял

16.Разговор Раскольникова с Соней подслушивает:

а) Порфирий Петрович

б) Свидригайлов

г) Разумихин

17.О ком идёт речь: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он…чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…»:

а) Раскольникове и Софье Семёновне

б) Свидригайлове и Марфе Петровне

в) Разумихине и Авдотье Романовне

г) Мармеладове и Катерине Ивановне

18.Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я… поклонился»,-

как-то дико произнёс он»:

а) «всем страдающим женщинам»

б) «всему страдающему человечеству»

в) «всем обиженным»

19.Раскольников совершил убийство старухи-процентщицы ради:

а) семьи Мармеладовых

б) матери и сестры

в) оправдания своей теории

г) оплаты своей учёбы

Петр Петрович Лужин - один из тех героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», чей путь совершенно не приемлет ни Родион Раскольников в своих метаниях и поисках истины, ни сам автор. Лужин - человек преуспевающий, делец новой, капиталистической формации. Он служит на государственной службе и в то же время успешно занят частным бизнесом. В Петербурге он собирается открыть адвокатскую контору, здесь же собирается жениться на сестре Раскольникова, Дуне, и устроить новую квартиру. Он благополучен, имеет средства, тщательно и по моде одет, гордится своими прогрессивными убеждениями. Но его любовь к прогрессу не скрывает его нравственного убожества - этому человеку чужды милосердие и сострадание к ближним. Он выбрал Дуню своей невестой из того расчета, что девушка благородного происхождения, красива и образованна, но бесприданница и в жизни многое претерпела, - а значит, будет всем обязана своему благодетелю. Он говорит об экономическом преуспевании общества, проповедуя открытый эгоизм и отрицая библейские заповеди, считая необходимым прежде всего «возлюбить» самого себя и заботиться только о своем благополучии. Поняв, что Родион против их с Дуней брака, Лужин начинает интриговать, стремясь поссорить Родиона с сестрой и матерью, чтобы ослабить его влияние. Наконец, чтобы скомпрометировать Соню, Петр Петрович идет на откровенно подлый поступок: подбросив ей деньги, он обвиняет Соню в краже. Соня представляется Лужину серьезной помехой, оказывающей свое влияние на Родиона, а следовательно, и на Авдотью Романовну. Для своего обвинения Лужин выбирает напряженный драматический момент: скандал Катерины Ивановны и квартирной хозяйки на поминках по отцу Сони. В присутствии множества народа Лужин рассказывает, как пригласил Соню в свою комнату, дал ей десятирублевый билет на поминовение отца, а потом обнаружил, что один из сторублевых билетов исчез. Соня страшно смущена и напугана: как верующий человек, она в жизни не брала чужого, но как доказать свою правоту, если все окружающие «глядели на нее с такими ужасными, строгими, насмешливыми, ненавистными лицами»? Она хочет отдать Лужину полученные от него десять рублей, но больше ей нечего сказать в свое оправдание. Драматизм сцены усиливается тем, что хозяйка собралась позвать полицию, как требует Лужин, а Катерина Ивановна швыряет ему в лицо его десятирублевую бумажку. Она в гневе кричит, что Соня не воровка, и предлагает обыскать ее карманы И вот тут-то из кармана Сони и вылетела сложенная сторублевая купюра. Петр Петрович торжествует, хозяйка требует полицию, Катерина Ивановна взывает к защите присутствующих. Лужин готов великодушно простить Соню, так как ему важно было ее скомпрометировать и он добился своей цели: все пожалели Соню, но подумали, что она воровка. Лишь случайность расстроила его замыслы: появившийся Лебезятников оправдал Соню. Он видел, как Лужин сам подсунул Соне злополучный билет, но думал, что Петр Петрович поступил так из благородства. Теперь Лебезятников понял, как обманулся он в этом человеке, и не боится сказать Лужину в глаза, что он лжец и клеветник. Эпизод заканчивается благополучным выяснением отношений: Катерина Ивановна рада, что есть кому защитить Соню, а Раскольников обличает Лужина в его тайных замыслах.

Значение этого эпизода в романе важно для полного завершения автором характера Лужина: тип предприимчивого дельца, эгоиста и низкого, подлого человека с нравственной стороны достоин только презрения и осуждения. Для Родиона Раскольникова это совершенно очевидно, он отвергает этот путь, считая его для себя совершенно неприемлемым. Эта сцена также передает динамику развития сюжетной линии истории семьи Мармеладовых, напряженность и драматизм той атмосферы, в которой происходят события. Трагическая судьба Сони, Катерины Ивановны вызывает сочувствие читателя, а авторское изображение психологии героев - восхищение особенностями художественного мастерства Ф.М. Достоевского.

И литературы

МОУ - СОШ №43 г. Белгорода

Тема урока: « «Преступление и наказание». Тема «двойничества» и её воплощение на страницах романа».

Цель: выяснение значения образов Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова в раскрытии образа Р. Раскольникова; развитие связной речи учащихся; воспитание интереса к творчеству.

Задачи урока: проследить в системе отношений героев произведения определенные зако - номерности; помочь учащимся понять противоречивую природу главного героя.

Оборудование: иллюстрации к роману, опорные схемы.

Виды деятельности: пересказ эпизодов, комментирование их (по группам), беседа, эле - менты лекции, работа со схемами.

Ход урока:

I. Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Сообщение темы и задач урока.

III. Проверка домашнего задания (по группам).

1 группа. Пересказ эпизодов(сжато) о Лужине:

Ч.1, гл.3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери);

Ч.2, гл.5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым);

Ч.4, гл.2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге);

Ч.5, гл.1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, сцена на поминках);

2 группа. Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым:

Ч.1, гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове);

Ч.4, гл.1,2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым);

Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым?

IV. Работа над материалом по теме урока.

Вступительное слово учителя.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные – антиподы .

Нам известны морально-философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Он хотел быть «необыкновенной» личностью. «Необыкновенные» люди не являются достоянием определенной эпохи – они рождаются на протяжении всего развития человечества. Кодекс вседозволенности актуален во все века. Спор веры и безверия, начатый с незапамятных времен, продолжается и поныне. Эту закономерность можно выделить как доминирующую особенность построения образа главного героя, в котором сосуществуют мессия и Наполеон, добро и зло. Такое балансирование невыносимо, и Раскольников идет на преступление во имя разрешения жизненного вопроса: быть Наполеоном или не быть? («Тварь ли я дрожащая или право имею?»)

Каждой паре двойников и антиподов в романе соответствует определенный круг проблем.

Например, в ряду Лужин – Разумихин ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека для человека: «Я для себя», - утверждает Лужин; «Я для других», - убеждает Разумихин. Этот спор является отражением раскола главного героя на личностном уровне – между эгоизмом и альтруизмом. Таким же образом писатель рассматривает социальные и нравственные устои (Лебезятников – Порфирий Петрович). Проблемы третьего рода – философские, общечеловеческие (Свидригайлов – Соня). Такое вертикальное построение делает неизмеримой линию духовного раскола главного героя: Раскольников вступает в спор с самим собой, государством и человечеством – вот откуда мощный размах его конфликта с миром. Схематически это представлено на круговой модели:

Каждый последующий круг включает в себя предыдущие. В каждом – поднимаются проблемы нравственного порядка. Круговая модель построения конфликта подтверждается и композицией романа. Все названные герои раскрывают перед читателями свой кругозор в той же последовательности, в какой вырастают один из другого круги: в начале романа заявляют о себе Разумихин и Лужин; затем они постепенно уступают место Порфирию Петровичу и появляющемуся вслед за ним Лебезятникову; этих персонажей в свою очередь вытесняют Свидригайлов и Соня, которые окончательно разворачивают свои миры на пороге эпилога По мере введения в роман новой пары пирамида раскола главного героя растет вверх и вширь. За счет этого действие романа сопровождается нагнетением атмосферы вокруг Раскольникова.

Сегодня мы подробнее поговорим о группе «двойников», т. е. рассмотрим «наполеоновские» мотивы преступления Раскольникова.

Беседа с учащимися.

В каких произведениях вы встречались с термином «двойник»? (Повесть Достоевского «Двойник», роман «Отцы и дети»)

Какое впечатление производит на вас Лужин? Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории («…а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»). Согласны ли вы с ним? (ч.2, гл.5) (Буржуазный делец, у него все по расчету, он отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность единичных «щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеобщем преуспеянии».

Раскольников, как и его двойник, не удовлетворяется «единичной» и ничего не решающей помощью своей семье. Оба они находят «разумно» жертву для достижения целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха, как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно украдет. Но идея Лужина не приводит его к топору. Раскольников, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: …А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений).

Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

(«Умный и, кажется, добрый», «положил девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение», «муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля»;

Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей, что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст…», усиливают складывающееся о Лужине впечатление как о человеке черством, сухом, равнодушном и расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою).

Впечатление о Лужине усугубляется при анализе сцены «объяснения» между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви и уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. В поведении Дуни – искренность, большое чувство такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «…если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения», уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства).

Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней?

(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь… а он-то будет безгранично…владычествовать»…)

Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (сцена с Соней на поминках у Мармеладовых).

По какому принципу живёт Лужин? (Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «все позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).

Что вы можете сказать о Лебезятникове (Лебезятников варьирует в своей жизненной установке нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. Он с энтузиазмом выступает против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение брачных уз. Но все для того, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!»

Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Этот двойник пристраивается к главному герою карикатурной тенью. Культ протеста принимает у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компроментирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройсва мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

Каким вы представляете себе Свидригайлова? Как характеризуют его первые сведения в романе?

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу «душегубства», повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, что он шулер и что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою последнюю цель – добиться расположения Дуни. Проснувшаяся совесть и раскаяние приводят его к самоубийству).

Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу «все позволено». Раскольников, разрешая себе «кровь по совести», тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей – «тварей дрожащих». Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию),

В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.

(1) Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужн и Свидригайлоов живут, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира сего»; ему неприятны люди, живущие по его «теории». Достоевский этим сопоставлением ниспровергает в герое теоретика и возвышает в нем человека;

(2) У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», не может принять мир людей, которые не живут по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над «сильным мира сего».

V. Подведение итогов урока.

Вопрос к учащимся:

Для чего Достоевский вкладывает компоненты идеи Раскольникова в сознание двойников?

(Компоненты идеи Раскольникова получают различную тональную окраску в сознаниях двойников и обыгрываются. Благодаря этому художественному приему писателю удается показать, что взятая отдельно идея Раскольникова не является чем-то изолированным, особенным, напротив, существование ее многоликих вариантов убеждает, такие идеи «носятся в воздухе» Раскольников не выпадает из своего времени, он в нем, как и его спутники. Разбросанные фрагменты в сознаниях двойников концентрируются в мире главного героя

Коллективное составление и запись в тетрадь схемы:

VI. Домашнее задание. Характеристика антиподов Р. Раскольникова (по группам).

Было уже почти восемь часов, и приятели поспешили к Бакалееву, чтобы успеть прийти раньше Лужина. Раскольников рассказал другу о Свидригайлове и попросил оберегать от него сестру. В коридоре они столкнулись с Лужиным, но не раскланялись. Жених довольно любезно поприветствовал дам и выразил надежду, что путешествие обеих женщин прошло без особых хлопот. В ответ услышал: они были очень обескуражены тем, что он их не встретил и, если бы не Дмитрий Прокофьич Разумихин, они бы просто не знали, куда деваться.

За чаем разговор зашел о Марфе Петровне, и Лужин заявил, что Свидригайлов в Петербурге, но им нечего бояться. Он добавил, что Аркадий Иванович — самый развращенный и порочный человек из всех, кого он знает, и что только стараниями Марфы Петровны было замято уголовное дело с примесью душегубства, за которое вполне можно было угодить в Сибирь. На недоверчивое замечание Дуни Петр Петрович рассказал, что в Петербурге проживала некая мадам Ресслих и Свидригайлов находился с ней в близких и весьма таинственных отношениях.

У нее жила дальняя родственница, глухонемая девочка лет четырнадцати, которую нашли на чердаке с петлей на шее. Признали самоубийство, но кто-то донес, что ребенок был изнасилован господином Свидригайловым. Благодаря деньгам Марфы Петровны дело ограничилось слухами. Был еще случай со слугой Филиппом, умершим от истязаний лет шесть назад.

Дуня заметила, что слышала какую-то странную историю об этой смерти, но говорили, что слуга удавился сам. Петр Петрович предположил, что после смерти Марфы Петровны Дуня стала более снисходительна к Свидригайлову, и предостерег, что тот небогат. вряд ли жена оставила ему что-нибудь по завещанию. Раскольников на это объявил, что Свидригайлов сейчас приходил к нему, и передал их разговор.

Еще этим вечером Лужин начал было выражать свое неудовольствие по поводу присутствия Родиона Романовича. Но Дуня твердо велела им примириться, так как ей невыносимо выбирать между женихом и братом.

Лужин считал, что любовь к мужу должна быть сильнее. Он упрекнул Пульхерию Александровну в том, что она в письме исказила смысл его намерения жениться именно на бедной девушке. Пульхерия Александровна, в свою очередь, обвинила его в клевете: Лужин писал, что Раскольников отдал деньги не Катерине Ивановне, а Соне. Петр Петрович, весь дрожа от злобы, сказал, что в семье Мармеладовых есть недостойные лица; на это Раскольников возразил, что сам Лужин и мизинца Сони не стоит и что он уже познакомил девушку с сестрой и матерью.

Жених высокомерно улыбнулся, заметив, что надеется впредь быть избавленным от подобных разговоров. Пульхерия Александровна обиделась на подобную неделикатность человека, слову которого они доверились, бросили все и приехали в Петербург, оказавшись почти полностью в его власти. Лужин язвительно объяснил такое независимое поведение женины тем, что она
узнала о деньгах, оставленных Марфой Петровной.

Дуне стало стыдно за жениха, и она, побледнев от гнева, велела ему уйти. Петр Петрович не ожидал такого конца, губы его затряслись, и он пригрозил, что больше не вернется. Почти не владея собой, он начал было говорить, что своим предложением осчастливил Дуню, но тут Разумихин не выдержал и вскочил со стула, готовый с ним расправиться, а Раскольников тихо и раздельно велел ему выйти вон. Лужин вышел с искривленным от злобы лицом.

Лужин никак не ожидал подобной развязки. Самовлюбленный и самоуверенный, он куражился до последней минуты, не предполагая даже возможности, что две беззащитные женщины могут выйти из-под его масти. Он искренне считал, что женитьбой на Дуне возвышает ее, и теперь чувствовал глубокое негодование против такой черной неблагодарности. Но в то же время Дуня была ему просто необходима. Ее красота, такт и образование поразили его, он уже мечтал, как это поможет ему сделать карьеру, и вдруг все рухнуло. Он решил завтра же исправить создавшееся положение.

Вопросы к анализу эпизода «1-й разговор Раскольникова с Лужиным» «Внешние связи эпизода» - страница №1/1

Вопросы к анализу эпизода «1-й разговор Раскольникова с Лужиным»
«Внешние связи эпизода»


  • Что предшествует эпизоду?

    1. Почему именно сцена обсуждения преступления предшествует эпизоду?\Обсуждается ли преступление в эпизоде?

    2. Почему на крике Разумихина «Э-эх» прерывается сцена, почему она остается незаконченной, оборванной?

    3. Зачем Зосимов присутствует в сцене, предшествующей первому разговору Раскольникова с Лужиным?

  • Во что эпизод непосредственно разовьется?

    1. Какое настроение у Раскольникова после разговора?

    2. Как изображена сцена ухода Лужина?

    3. О чем рассказывается в шестой главе?

  • Есть ли связи с подобными эпизодами в других частях текста?
1.Встречаются ли Раскольников и Лужин позже?

2.Вспоминают ли другие герои разговора про Лужина позже (Разумихин\Зосимов)?

3. Повлиял ли как-нибудь на Раскольникова этот его разговор с Петром Петровичем?

Внутренний анализ


  • Участники эпизода?
1. В каком состоянии находится Раскольников в начале пятой главы?

2. Кто говорил до того, как Лужин зашел в каморку Раскольникова?

3. Зачем присутсвует Зосимов в сцене разговора?(Кто указывает Лужину на

Раскольникова?\Кого принимает за Раскольникова Лужин

первоначально?\На какие вопросы Лужина отвечает Зосимов?)

4. Присутствует ли Настасья во время эпизода в комнате?

5. Есть ли Настасья в четвертой и в шестой главах? Есть ли где-нибудь в пятой главе сцена ее

ухода?


6. Зачем Настасья поставлена Достоевским в эту сцену, если она за весь разговор не сказала ни

слова?Где все-таки в этой сцене обращаются к Настасье?(Как Лужин проходил в глубь

каморки Раскольникова?)


  • Знакомы нам или нет?
1. Откуда Раскольников уже знает о Лужине?

2. Какого мнения о Лужине был Раскольников после прочтения письма матери?


  1. Думал ли Раскольников о Лужине?

  2. Правда ли то, что Раскольников уже до разговора настроен против Лужина? Почему? В чем это выражается?

  • Как мы узнали про каждого из героев(раньше уже были представлены автором\Характеристика, данная другими героями)?
1. С чьей точки зрения был уже показан Петр Петрович?(Пульхерия Александровна)

2. Является ли эта точка зрения объективной?Почему?


  • Можно ли сказать, что кого-то мы узнаем с привычной\непривычной стороны, вообще видим впервые?

    1. Как ведет себя Лужин?

    2. Как реагирует Раскольников?

    3. Меняется ли его настроение(поведение\отношение к собеседнику) в ходе разговора?

  • Есть ли портрет какого-либо героя?

Портрет Петра Петровича Лужина


  1. Как «разнесен» в тексте портрет Лужина?

  2. Кто является наблюдателем в первой и во второй частях портрета?

  3. Как описывает Лужина автор?

  4. Как для себя описывает Раскольников Лужина?

  5. Чем эти описания (сходны, отличаются)?\Какое из этих описаний более подробное?

  6. Почему мы верим тому пренебрежительному отношению к Петру Петровичу, которое возникает в его портрете?

  7. Каков сам Петр Петрович?

  8. Какие детали его одежды бросаются в глаза?

  9. Как описано лицо Лужина? Почему оно кажется «неприятным»?Какие «другие причины» сделали его лицо «отталкивающим»?

  10. Какие чувства испытывает читатель к Лужину после его описания? Могут ли эти чувства быть противоречивы? Как автор относится к Лужину?

  • Какие кто имеет цели и мотивы поведения – (внешне формулируемые\внутренние)?

  1. Что нужно Лужину от Раскольникова? Какого отношения он ждет? Получает ли он это отношение?

  2. Нужно ли что Раскольникову от Лужина?

  3. Какими фразами Раскольникова показано его отношение к Лужину?

  • Что становится содержанием разговора?

  1. (– Ваша мамаша… - начал Лужин.
- Гм! – громко сделал Разумихин. Лужин посмотрел на него вопросительно.

  • Ничего, я так; ступайте…)
что значит эта сцена? Что она объясняет? Что она показывает?

  1. Как Раскольников показывает, что он помнит, что Лужин и есть жених его сестры Авдотьи Романовны?

  2. Кто все время пытается завести разговор?

  3. Что говорят о квартире, которую подыскал Лужин Авдотье Романовне и Пульхерии Александровне?

  4. Как возникает имя Андрея Семеныча Лебезятникова? Что «припоминает» Раскольников?

  5. Кто какую позицию занимает во время разговора о молодежи?

  6. В чем заключается теория Лужина (про кафтан)? Является ли эта идея христианской? Не напоминает ли она теорию Раскольникова о «обыкновенных» и «необыкновенных» людях? В чем схожесть этих теорий?

  7. Какова реакция Раскольникова на изложение Лужиным его теории? Есть ли эта реакция вообще?

  8. Как зашла речь об убийстве?

  9. Что знает об убийстве Лужин\Разумихин\Зосимов? Как на весь разговор реагирует Раскольников?Каково описание его физического состояния в момент разговора, после разговора?

  10. Как разразился спор между Раскольниковым и Лужиным, в итоге дошедший до оскорблений?

  • Как ведут себя собеседники во время разговора?
1.Каков стиль разговора каждого?(реплики Раскольникова – вопросы, путанные краткие

утверждения, Лужин – полные ответы, уточнения, Разумихин – вежливые приглашения, Зосимов –



Рассказать друзьям