Княгиня Ольга: мифы и факты. Великая княгиня ольга киевская

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Киевская княгиня Ольга правила Русью 15 лет. За эти годы она провела ряд реформ, укрепивших государство. Ольга еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых равноапостольных. Какими качествами нужно обладать, чтобы войти в историю с добрым именем?

В летописных свидетельствах о княгине Ольге немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни. Родилась Ольга близ Пскова. Год ее рождения неизвестен. В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем.

После свадьбы имя будущей просветительницы Руси упоминается в очередной раз только через несколько десятилетий, в русско-византийском договоре 944 года. А еще через год Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола Святослава, которому на тот момент было всего три года.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове сватов — звать замуж за своего князя Мала. Княгиня не пошла на эту сделку с совестью. Двадцать сватов были закопаны живьем в той ладье, на которой приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане. Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых. Апофеозом мести княгини Ольги за убийство мужа был военный поход на древлян и сожжение Искоростеня. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Летописи полны свидетельств о ее неустанных "хождениях" по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Ольга добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы "погостов", усовершенствовала систему налогообложения. Погосты (от слова "гость" — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: "И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла".

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян как от кочевников с востока, так и от нападений с запада. Чужеземные купцы устремлялись на Русь с товарами. Скандинавы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Она пришла к тому же выводу, к которому через несколько десятилетий придет князь Владимир: государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое и удержит это целое от распада.

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный.

В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.

Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу. Ревнители языческой старины с надеждой смотрели на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Святой Ольге пришлось смириться с происходящим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Святослав препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 969 году святая равноапостольная княгиня Ольга отошла в мир иной. Спустя 19 лет посеянные ею семена взошли: ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, крестил Русь.

Он считает, что Ольга принимает христианство из побуждений души, в соответствии с чертами её характера. Между тем крещение Ольги можно рассматривать и как расчётливый политический ход. Она становится одной из немногих, кто принимает новую веру среди язычников. Этот шаг позволил впоследствии вывести Русь на новый уровень и установить дипломатические отношения с такими государствами, как Византия, Болгария, являвшимися в то время православными.

Именно это поступок выделяет княгиню Ольгу как уникальную личность в истории. Мстительность, мудрость, хозяйственность, ловкость, верность - вот достоинства, которые отмечены в русской летописной традиции и которые она сохранила на протяжении всего правления.

«Повесть временных лет» указывает дату крещения Ольги - 955 год, во время поездки в Царьград (Константинополь). Поездка имела, несомненно, дипломатические цели, и княгиня, вновь проявив свою хитрость, обводит царя Византии вокруг пальца. По летописи Константин хотел, чтобы она стала его женой, но Ольга просит его стать ее крестным, что делает невозможным женитьбу на ней. «Перехитрила ты меня, Ольга», - говорил Константин. «И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своею дочерью». Так по летописи стала Ольга христианкой, и окрестили её Еленой.

Историки обратили внимание на два эпизода в летописи: место и дату крещения и побуждения княгини к принятию новой веры. О поездке княгини Ольги в Константинополь до сих пор не смолкают споры. Так А.В. Назаренко в своей статье назвал возможные даты этого события. Он не оспаривает общепризнанную дату - 955 год, но анализируя данные о присутствовавших на этом приёме персон, в частности детей Романа II, сына императора Константина, по преданию окрестившего Ольгу, приходит к выводу, что поездка могла состояться и двумя годами позднее, а именно осенью 957 года.

С.М. Соловьёв тоже вносит поправку на дату, говоря о крещении княгини: «В 955 году, по счету летописца, вернее в 957, отправилась Ольга в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевкте».

Н.М. Карамзин пишет, что в 955 году «Ольга захотела быть христианкою и сама отправилась в столицу Империи и веры греческой... Там патриарх был её наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Император … сам описал для нас все любопытные обстоятельства ее представления. Когда Ольга прибыла во дворец, за нею шли особы княжеские, … многие знатные госпожи, послы российские и купцы, обыкновенно жившие в Царьграде. …после чего император на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила царица. В сей первый день, 9 сентября, был великолепный обед в огромной так называемой храмине Юстиниановой, где императрица сидела на троне и где княгиня российская в знак почтения к супруге великого царя стояла до самого того времени, когда ей указали место за одним столом с придворными госпожами».

Рассматривая эпизод приёма Ольги в Византии, замечаешь, что предание подчёркивает важность этого события, особое положение княгини среди греческой знати и уважение её как полноправного правителя. Летопись восхваляет Ольгу, как возвышал её и император Константин при описании приёма княгини в Царьграде.

Место крещения также точно не указано, то ли Константинополь, то ли Киев, в котором к середине X в. уже был христианский храм. Историка С.М. Соловьёва эта проблема похоже волновала.. Он пишет, что над христианами насмехались на Руси, но преследований по религиозным мотивам не было. Княгиня Ольга могла спокойно креститься и в Киеве, и в Царьграде, но утаить это от людей она не смогла бы, да, видимо, и не хотела.

Другим не менее важным эпизодом является то, что заставило Ольгу принять христианство. С.М. Соловьёв пишет: «О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь - город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою». Рассуждая о том, почему Ольга так легко приняла новую веру, в отличие от мужей-воинов русских, он считает, что именно её природная мудрость дала ей понять превосходство греческой веры над русской.

Окрестившись, Ольга старается обратить в христиан и свою семью, сыновей, но Святослав воспротивился желанию матери. Н.М. Карамзин пишет, что «юный, гордый князь не хотел внимать её наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть христианином. …Святослав ответствовал ей: «Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Напрасно Ольга представляла ему, что его пример клонил бы весь народ к христианству. Юноша был непоколебим в своём мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая … должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа российского и сына».

У историка С.М. Соловьёва есть такая мысль: «Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: «Я узнала бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться», Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга возражала: «Если ты крестишься, то и все станут то же делать». …не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и жил по обычаю языческому (творил норовы поганские). Эта самая невозможность отвечать … матери должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствует и летопись, говоря, что он сердился на мать. Ольга даже ожидала больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай мне бог уберечься от всякого зла!»

Летопись не опровергает это. В данных отрывках показано отношение князя Святослава к христианству и раскрывается ещё одна черта характера Ольги - материнская теплота и тревога за детей. У В.Н. Татищева появляется ещё один персонаж - Глеб, младший брат Святослава. По Иоакимовской летописи, Святослав казнит его за веру христианскую, уже после смерти княгини: «Он же настолько рассвирепел, что и единственного брата своего Глеба не пощадил, но разными муками томя убивал». Судя по всему, братья различались между собой по характеру: Глеб был смиренным, Святослав же нет. К сожалению, других сведений о самом Глебе обнаружить не удалось.

Помимо этого, В.Н. Татищев пишет, что крещение Ольги - «пятое кресчение». Это может говорить о том, что летописцы показывали важность принятия новой веры князьями ещё до принятия христианства всей Русью.

2.5. Последние годы жизни и смерть княгини Ольги.

В летописи говорится, что последние годы жизни Ольга проводит в Киеве с детьми Святослава, сам же князь в Переяславце на Дунае, где поселился после завоевания обширных земель и их присоединения к русской земле. Именно это время совпадает с вторжением печенегов на Русь, и Ольга оказывается заточённой в крепости, ожидая помощи Святослава. К этому времени княгиня уже была больна, но князь, тем не менее, оставляет её одну.

Эти сведения есть также в труде С. М. Соловьёва: «…по преданию, он сказал матери своей и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там средина Земли моей; туда со всех сторон свозят все доброе: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные от чехов и венгров - серебро и коней, из Руси - меха, воск, мед и рабов». Ольга на это отвечала ему: «Ты видишь, что я уже больна, куда же это ты от меня уходишь? Когда похоронишь меня, то иди куда хочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакались по ней сын, внуки и люди все плачем великим. Ольга запретила праздновать по себе тризну, потому что при ней был священник, который и похоронил ее».

Н.М. Карамзин ничего не пишет о смерти княгини, эпизод о сражении Святослава с печенегами завершается итогами правления Ольги на Руси, а также указывается дата её смерти - 969 год.

Итак, княгиня Ольга, согласно преданию, представлена совершенно уникальным человеком, выдающейся исторической личностью. Летопись восхваляет и возвышает её деяния и приписывает ей высшие достоинства, которые ценились русским народом и христианством. Естественно, обычай мести раскрывает её как язычницу, но переход в христианство становится огромным событием для становления русского народа на истинный путь. «Предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь - Святой, история - Мудрой», - писал Н.М. Карамзин. Роль её личности в истории неоспорима: образ княгини Ольги становится примером верности, тревоги и материнского тепла. Учёные выделяют её хозяйственность и расчётливость, что было так важно и в политической жизни.

Она была похоронена в земле по христианскому обряду. Её внук, князь Владимир Святославич Креститель, перенёс мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Ярополка (970 - 978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее -- до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Крещение Ольги по летописи - 955 год. - 957 год. - Современная дата: до 946 года. - Западные источники.

Крещение при Романе I около 920 года. - Косвенные доказательства. - Как крестилась княгиня Ольга. - Несостоявшийся поход Руси 921 года. -Дата крещения Ольги и дата основания Пскова. - Время крещения Ольги по Иакову Мниху. - Другие известия. - Гробница Ольги в Киеве - святые чудотворные мощи. - Портрет Ольги на фреске Софии Киевской начала XI века.

Вопросы, связанные со временем и обстоятельствами крещения княгини Ольги всегда вызывали большой интерес. У истоков этого круга проблем стоял летописец,

который датировал поездку княгини Ольги в Константинополь 955 годом и сообщил о том, что именно во время этой поездки Ольга приняла христианство и при этом «переклюкала», то есть, переумничала византийского императора, который предложил ей выйти за него замуж. По летописцу выходило так, что княгиня Ольга, чтобы избавиться от императорских претензий, собственно, и крестилась, избрав при этом крёстным отцом самого императора, который на это согласился. После момента крещения Ольга заявила, что по христианским канонам крёстный отец не может жениться на крёстной дочери, так что сам император признал, что Ольга его перехитрила. И это летописное сообщение так бы и осталось красивой легендой, если бы в дальнейшем известным историком -византиевистом Г.Г. Литавриным не было доказано, что описанное византийским императором Константином Багрянородным и хорошо известное в науке посещение Ольгой Константинополя относится не к 957 году, как считали ранее, а к сентябрю - октябрю 946 года. При этом замечено, что во время посещения императорского дворца она побывала во внутренних покоях императрицы Елены, куда язычников ни под каким предлогом пустить не могли. Кроме того, в свите Ольги был священник Григорий, который, вопреки тому, как предполагали ранее, переводчиком не был, а исполнял свои прямые функции священника. В свите Ольги и без того были три переводчика. Поэтому О.М. Рапов, историк, приводящий вышеописанные соображения, совершенно справедливо считает, что присутствие в посольстве Ольги христианского священнослужителя - это верный признак того, что она уже приняла христианство. Кстати, и Константин Багрянородный никак не отметил крещение Ольги в годы его правления. А византийцы, как известно, не упускали случая подробно описывать события такого рода. Так вот, в связи с этим вновь возникает вопрос: а когда же крес-

тилась княгиня Ольга? Часть ответа на этот вопрос содержится в немецкой хронике Продолжателя Регинона, составителем которой, как было доказано, являлся Адальберт, современник Ольги, бывший также в 961 - 962 годах русским епископом, посланным в Киевскую Русь немецким королём Оттоном I. Следовательно, этот человек, как никто другой, хорошо знал и время, и обстоятельства принятия Ольгой христианства. Однако, этой хронике в русском переводе не повезло. Вот этот перевод: 959 г. «Пришли к королю (Оттону I), - как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы ругов (русов), которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили для сего народа епископа и священников».

А вот сам латинский текст хроники, чтобы любой желающий мог меня проверить: «Legati Helenae, reginae Rugorum, quae sub Romano Imperatore Constantinopoli-tano baptizata est, ficte, it post claruit, ad regem venientes, episcopum et presbyteros eidem genti petebant».

Княгиня Ольга краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Княгиня Ольга краткая биография

Княгиню Ольгу (902 — 11 июля 969 года) по праву можно считать наиболее одиозной персоной дохристианской Руси, ведь в ее биографии очень много «белых пятен». Стоит вспомнить лишь о ее происхождении.

По одной из версий, которая опирается на данные «Повести временных лет», будущая княгиня была родом из Пскова. Причем, данных о ее родителях нет. Согласно другому источнику — «Житие княгини Ольги», подтверждается версия о ее рождении на Псковской земле. Даже указано название поселок — Выбуты. А то, что данные о ее родителях отсутствуют объясняется тем, что по происхождению Ольга была простолюдинка, поэтому имена родителей и неизвестны.

Известно, что в 912 году она вышла замуж за князя Игоря когда ей было 10 лет. Ольга была мудрой женой. Будучи храбрым воином, однажды Игорь отправился собирать собственноручно дань к древлянам. Те, видя, что князь пришел с небольшим войском, окружили его и убили. Разъяренная Ольга придумала изощренную месть — в 946 году она потребовала чтобы каждая древлянская семья в качестве дани отдала ей голубей. Княгиня привязала к их лапкам тлеющие соломинки и отпустила их домой. Так был сожжен целый поселок.

Но Ольга прославилась не только этим. Она была еще и мудрой правительницей, основала несколько городов, улучшала благоустройство своей земли, строила стены для укрепления вокруг поселков и ввела фиксированные налоги. Она была первой женщиной-княгиней в Киевской Руси, которая приняла христианство. К сожалению, ее сын Святослав еще не был готов к новой вере и остался язычником. В 969 году княгиня находилась в Киеве и тяжело болела. В том же году она и умерла. По легенде ее мощи были нетленными. В XVI Ольгу причислили к лику святых.

Княгиня Ольга Святая
Годы жизни: ?-969
Годы правления: 945-966

Великая княгиня Ольга , в крещении Елена. Святая Русской православной церкви, первая из правителей Руси принявшая христианство еще до Крещения Руси. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, правила Киевской Русью с 945 года до 966 года.

Крещение княгини Ольги

Издревле в Русской земле люди называли равноапостольную Ольгу «начальницей веры» и «корнем Православия». Патриарх, крестивший Ольгу, ознаменовал крещение пророческими словами: « Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи не обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

На необъятных просторах Русской земли, подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной провидицей христианства.

В летописи об Ольге немало неточностей и загадок, но большинство фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками устроительницы Русской земли, не вызывают сомнения в достоверности.

История Ольги — княгини киевской

Одна из древнейших летописей «Повесть временных лет» в описании
женитьбы Киевского князя Игоря называет имя будущей правительницы Руси и ее родину: « И привели ему жену из Пскова именем Ольга» . Иокимовская летопись уточняет, что Ольга принадлежала к одной из древнерусских княжеских династий — к роду Изборских. Житие святой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей не сохранились. По Житию они были не знатного рода, варяжского происхождения, что подтверждается ее именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga, в русском произношении — Ольга (Вольга). Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых первой половиной X века.

Более поздний Пискаревский летописец и типографская летопись (конец XV века) повествуют слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега , который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика : « Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга» . Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Житие святой Ольги повествует, что здесь, «в области Псковской» впервые и состоялась её встреча с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней .

Княгиня Ольга и князь Игорь

По возвращению из похода на греков князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав . Вскоре Игорь был убит древлянами. После убийства Игоря к его вдове Ольге древляне, боясь мести, прислали сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня Ольга сделала вид, что согласна и последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.

Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: « Довольны ли честью?» А они закричали: « Ох! Хуже нам Игоревой смерти» .

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В «Повести Временных Лет» летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По «Повести Временных Лет» после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Правление княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава , но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Летопись свидетельствует о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политический и хозяйственной жизни страны. Ольга отправилась в новгородские и псковские земли. Установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной. Внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Реформы княгини Ольги

На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию, на реке Пскове, где она родилась, основала город Псков. В тех краях, на месте видения трех светоносных лучей с неба, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава . Он гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».

Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси . В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись с Болгарии, он снял осаду и не пожелал оставаться надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.

« Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? — ибо она уже разболелась. И сказала: « Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь. Через три дня Ольга умерла (11 июля 969), и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

Святая княгиня Ольга

Место погребения Ольги неизвестно. Во времена княжения Владимира ее стали почитать как святой. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь. Во время нашествия монголов мощи были сокрыты под спудом церкви.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла позднее — до середины XIII века.



Рассказать друзьям