Когда появились башкиры. Башкиры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


1. История башкир

Колыбелью древнебашкирских племен был Тюркский каганат. Первые письменные известия о «народе из тюрок, называемом башкорт», оставили арабские авторы IX-XI веков. Переселившись в Приуралье, башкиры ассимилировали часть местного финно-угорского и скифо-сарматского населения.
В X веке западнобашкирские племена попали в политическую зависимость от Волжской Булгарии. А в 1236 году покоренная монголами Башкирия вошла в состав Золотой Орды. В этих условиях башкирский народ не мог создать собственное государственное образование.
После взятия Казани Иван Грозный обратился к башкирам с призывом войти в состав Русского государства.
Условия вхождения сохранились в русских летописях, а также в башкирских шажере (племенном эпосе). Башкиры обязались платить ясак пушниной и медом, а также нести военную службу. Русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли; обещало не посягать на религию башкир и обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества.
Царские грамоты, обещавшие мир и спокойствие, произвели сильное впечатление на башкир. В 50-х годах XVI века башкирские племена изъявили желание перейти в российское подданство. Между прочим наш Иван Грозный завоевал среди башкир невиданную популярность, как добрый и милостивый «белый царь».
На первых порах русские власти свято соблюдали условия договорных грамот. Но с XVII века началось ущемление прав местных ханов и биев, захват племенных земель. Ответом был ряд восстаний, которые нанесли тяжелый урон обеим сторонам конфликта. Самым тяжелым для башкир является восстание 1735—1740 годов, в ходе которого, как считается, погиб едва ли не каждый четвёртый человек.
Последний раз башкиры подняли оружие против России в ходе знаменитой «пугачевщины». Башкирский сподвижник Пугачева Салават Юлаев остался в памяти башкир народным героем. Но для русского населения Поволжья это был кровавый изверг. По словам современников, православный мир «стонал и плакал» от его изуверств.
К счастью, эти межнациональные распри остались в прошлом.

2. Башкиры в Отечественной войне 1812 года

Герой Отечественной войны 1812 года Сергей Глинка писал в своих мемуарах: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою — и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую… Башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».
Действительно, башкирские формирования стали важной частью русской иррегулярной кавалерии. Всего в помощь русской армии башкиры выставили 28 конных полков. Башкирские всадники были одеты в кафтаны из синего или белого сукна, широкие шаровары в цвет кафтану с красными широкими лампасами, белый войлочный колпак и сапоги.
Вооружение башкирского воина составляли пика, сабля, лук и колчан со стрелами — ружья и пистолеты были у них редкостью. Поэтому французы шутливо прозвали башкир «амурами». Но свое допотопное вооружение башкиры использовали виртуозно. В одном современном документе читаем: «В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другою». В сорока шагах башкирский воин не давал промаха.
Наполеоновский генерал Марбо в своих мемуарах писал об одном столкновении с башкирской конницей: «Они кинулись на нас бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их исступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос. Настигнуть их было очень трудно».
Кутузов в одной из реляций отмечал храбрость, с которой «башкирские полки поражают неприятеля». После Бородинского сражения Кутузов вызвал к себе командира одного из башкирских полков, Кахым-туря, и, благодаря за храбрость в бою, воскликнул: «Ах и молодцы же вы, любезные мои башкирцы!» Кахым-туря передал слова военачальника своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой, сочинили песню, в припеве которой повторялось: «Любезники, любизар, молодцы, молодцы!» Эта песня, воспевающая подвиги башкирских удальцов, прошедших с боями пол-Европы, и сегодня поется в Башкирии.

3. Башкирская свадьба

В свадебном обряде ярче всего проявляются национальные и религиозные традиции народа.
Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели сохранялся у башкир до конца XIX века. Мальчик и девочка должны были укусить друг друга за уши, а родители жениха и невесты в знак заключения брачного договора пили батА, разведенный мед или кумыс из одной чашки.
Женились башкиры рано: юноша считался созревшим для свадьбы в 15 лет, девушка - в 13. Согласно традиции части башкирских племен, нельзя было брать жену из своего рода или волости. Но у другой части башкир был разрешен брак между родственники в пятом и шестом поколении.
У мусульманских народов (а башкиры исповедают ислам суннитского толка) брак считается действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответствующих обрядов и освящен именем Аллаха. Такой свадебный обряд называется никАх.
В дом тестя приходит приглашенный мулла и спрашивает, согласны ли стороны вступить в брак. Молчание женщины принимается за ее согласие. Затем мулла читает изречения из Корана и делает запись в метрической книге.
Мулле за сделку обычно платят один процент стоимости калыма. В наши дни калым рассматривается как необязательное, но все же желательное условие брака.
По выплате всего калыма жених со своей родней отправлялся за женой к тестю. К его приезду тесть устраивал празднество туй, которое продолжалось два-три дня. В богатых домах в эти дни проходили скачки и состязания в национальной борьбе (кэрэш).
При вступлении в дом мужа молодая трижды становилась на колени перед родителями мужа и трижды ее поднимали. Затем совершался обмен подарками. На следующий день молодую вели по воду, с коромыслом и ведрами. С собой она брала мелкую серебряную монетку, привязанную к нитке, и бросала ее в воду, как бы в жертву водяному духу. На обратном пути смотрели, не расплещет ли молодая воду, что считалось неблагоприятным знаком. И только после этой церемонии жена, уже не стесняясь, открывала лицо мужу.

4. Кумыс

Первое упоминание о кумысе принадлежит «отцу истории» Геродоту, жившему в V веке до н.э. Он сообщил, что излюбленным напитком скифов было кобылье молоко, приготовленное по особому методу. По его словам, скифы тщательно охраняли секрет изготовления кумыса. Тех, кто разглашал эту тайну, ослепляли.
Одним из народов, которые сохранили для нас рецепт приготовления этого чудодейственного напитка, были башкиры.
Готовили кумыс в прежние времена в липовых или дубовых кадках. Вначале получали закваску - бродило. У башкир им служит кислое коровье молоко. Бродило замешивали с кобыльим молоком и давали настояться.
По времени созревания кумыс подразделяют на слабый (одни сутки), средний (двое суток) и крепкий (трое суток). Доля спирта в них составляет соответственно один, полтора и три процента.
Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами. Его не зря называют напитком долголетия и здоровья. Хорошо знакомый с бытом башкир писатель Сергей Тимофеевич Аксаков писал об оздоровительном действии кумыса: «Весной… начинается приготовление кумыса, и все, кто может пить - от грудного младенца до дряхлого старика - пьет целительный, благодатный напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости, полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щеки». В экстремальных условиях башкиры иногда питались одним кумысом, обходясь без другой пищи.
Еще в первой половине XIX века автор «Толкового словаря» Владимир Даль, врач по образованию, подметил антицинготное действие кумыса. Даль писал, что, привыкнув к кумысу, поневоле предпочтешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает, утоляет одновременно голод и жажду и придает особую бодрость, никогда не переполняя желудок.
По высочайшему повелению, в 1868 году московский купец Марецкий устроил первое кумысолечебное заведение близ Москвы (в нынешних Сокольниках).
Лечебные свойства кумыса высоко ценили многие выдающиеся ученые-медики. Например, Боткин называл кумыс «прекрасным средством» и считал, что приготовление этого напитка должно стать общим достоянием, как приготовление творога или простокваши.
Любой башкир подтвердит, что кумыс - отличная альтернатива пиву и коле.

Башкиры – народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). Численность б ашкир в России составляет 1 миллион 584 тысяч 554 человек. Из них в Башкирии проживает 1 172 287 человек. Живут Башкиры также в Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях и пермском крае. Кроме того, 17263 башкира проживает в Казахстане, 3703 - в Узбекистане, 1111 - в Киргизии и 112 в Эстонии.

Говорят Башкиры на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи; диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие Башкиры – мусульмане-сунниты.
Большинство башкир, у отличие от окружающего их населения, является потомками палеоевропейского населения Западной Европы: частота гаплогруппы R1b варьируется в значительных пределах и составляет, в среднем, 47,6 %. Предполагают, что носителями этой гаплогруппы были хазары, хотя другие данные говорят о том, что хазары носили гаплогруппу G.

Доля гаплогруппы R1a среди Башкир составляет 26,5% , а финно-угорской N1c - 17 %.

Монголоидность у башкир выражена больше, чем у татар , но меньше, чем у казахов .
В формировании Башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в 9 веке фиксируют письменные источники. С конца 9 – начала 10 века жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах.
Ещё в Сибири, Саяно-Алтайском нагорье и Центральной Азии древнебашкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-маньчжуров и монголов. Расселяясь на Южном Урале, Башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Здесь они, по-видимому, вступили в контакт с некоторыми древнемадьярскими племенами.
В 10 – начале 13 века Башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии, соседствовали с кипчаками-половцами. В 1236 Башкир были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде.

В 14 веке Башкирская знать приняла ислам. В период монголо-татарского владычества в состав Башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена. После падения Казани в 1552 году Башкиры приняли русское подданство, сохранив за собой право иметь вооружённые формирования. Достоверно известно об участии башкирских конных полков в сражениях на стороне России со времён Ливонской войны Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.

В 17 и особенно 18 веке Башкиры многократно поднимали восстания. В 1773-1775 сопротивление Башкир было сломлено, однако были сохранены вотчинные права Башкир на земли; в 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России.

По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие, приравненное к казакам, и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. Башкирия была разделена на 12 кантонов, которые выставляли на военную службу определенное число воинов со всем снаряжением. К 1825 году в Башкиро-Мещерякском Войске состояла свыше 345 493 населения обоего пола и на действительной службе находилось из них около 12 тысяч Башкир . В 1865 году кантонная система была отменена, и башкир приравняли к сельским жителям и подчинили общим губернским и уездным учреждениям.
После Февральской революции 1917 Башкиры вступили в активную борьбу за создание своей государственности. В 1919 образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика.
В результате 1-й мировой и гражданской войн, засухи и голода 1921-22 численность Башкир сократилась почти вдвое; к концу 1926 она составила 714 тыс. человек. Отрицательно сказались на численности Башкир и большие потери в Великой Отечественной войне 1941-45, а также ассимиляция Башкир татарами. Дореволюционная численность Башкир была достигнута лишь к 1989. Происходит миграция Башкир за пределы республики. Доля Башкир, живущих вне Башкирии, в 1926 составляла 18%, в 1959 – 25,4%, в 1989 – 40,4%.
Существенные изменения произошли, особенно в послевоенные десятилетия, в социально-демографической структуре Башкир. Удельный вес горожан среди Башкир составил к 1989 42,3% (1,8% в 1926 и 5,8% в 1939). Урбанизация сопровождается ростом численности рабочих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, усилением культурного взаимодействия с другими народами, увеличением доли межнациональных браков. В последние годы наблюдается активизация национального самосознания Башкир. В октябре 1990 Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 была провозглашена Республика Башкортостан.


Традиционный тип хозяйства Башкир – полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, в южном и восточном районах верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля). Земледельческие орудия – деревянный плуг (сабан) на колёсах, позднее соха (хука), рамная борона (тырма).
С 17 века полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В северо-западных районах уже в 18 веке земледелие становится основным занятием населения, но на юге и Востоке кочевание сохранилось местами до начала 20 века. Однако и здесь к этому времени переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершён. Переложная и подсечная системы постепенно уступают место залежно-паровой и трёхпольной, увеличиваются, особенно в северных районах, посевы озимой ржи, а из технических культур – льна. Появляется огородничество. В конце 19 – начале 20 века входят в обиход заводские плуги и первые сельскохозяйственные машины.
Были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.
В 1-й половине 18 века началась промышленная эксплуатация рудных месторождений края; к концу 18 века Урал стал основным центром металлургии. Однако Башкиры были заняты в основном на подсобных и сезонных работах.
В советский период в Башкирии создана многоотраслевая промышленность. Сельское хозяйство комплексное, земледельческо-животноводческое: на юго-востоке и в Зауралье сохраняет значение коневодство. Развито пчеловодство.
После присоединения к Русскому государству социальная структура Башкир определялась переплетением товарно-денежных отношений с пережитками патриархально-родового быта. На основе родо-племенного деления (было около 40 племён и племенных групп: бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак, катай, минг, елан, еней, буляр, салйут и др., многие из которых представляли собой осколки древних племенных и этнополитических объединений степей Евразии) были образованы волости. Волости, крупные по размерам, обладали некоторыми атрибутами политической организации; делились на родовые подразделения, объединявшие группы родственных семей (аймак, тюба, ара), унаследовавшие от родовой общины обычаи экзогамии, взаимопомощи и др. Во главе волости стоял наследственный (после 1736 выборный) старшина (бий). В делах волостей и аймаков ведущую роль играли тарханы (сословие, освобождённое от податей), батыры, духовенство; отдельным семьям жаловалось дворянство. В 1798-1865 существовала полувоенная кантонная система управления, Башкиры были превращены в военно-служилое сословие, среди них выделились кантонные начальники и офицерские чины.
У древних Башкир существовала большесемейная община. В 16-19 веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. В наследовании семейного имущества в основном придерживались миноратного принципа. Среди богатых Башкир бытовало многожёнство. В брачных отношениях сохранялись обычаи левирата, обручения малолетних детей. Браки совершались по сватовству, но имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договорённости.

Традиционный тип поселения – аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой. В 18-19 веках стала преобладать уличная планировка, каждая родственная группа образовывала отдельные "концы" или улицы и кварталы.
Традиционное жилище Башкир – войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне – срубные избы с сенями, дома со связью (изба – сени – изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику Башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья. Современные сельские жилища Башкиры строят из брёвен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.
Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин – чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий – шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда – распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения – различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.


Мужская одежда – рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы – тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье – и лапти.
Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы. Традиционные блюда – мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепёшки) употребляли пресный, в 18-19 веках распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зёрен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из мёда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко – айран.


В свадебной обрядности выделяются обычаи прятания невесты, в день свадебного пира (туй) в доме невесты устраивали состязания в борьбе, конные скачки. Существовал обычай избегания невесткой свёкра. Семейный быт Башкир строился на почитании старших. Ныне, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. В последние годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности.
Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилёта грачей устраивали каргатуй ("грачиный праздник"). Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй, hабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом. Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил джиин (йыйын), праздник, общий для нескольких деревень, а в более далёкие времена – волости, племени. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд "кукушкин чай", в котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.
Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос ("Урал-батыр", "Акбузат", "Идукай и Мурадым", "Кусяк-би", "Урдас-би с тысячью колчанов", "Алпамыша", "Кузый-курпяс и Маянхылу", "Заятуляк и Хыухылу"). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных.
Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие ("Кукушка", "Вороной иноходец", "Баик", "Перовский") имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.
Традиционные музыкальные инструменты – курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный – в виде продолговатой пластины и металлический – в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.
Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.

В исторической литературе IX – X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного Урала. Южный Урал в IX – X вв. был заселен племенами, входившими в состав кипчакского этнополитического образования, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало нижнее мощное государство, известное как Кимакский каганат.

Впервые страна башкир под собственным именем народа описана арабским путешественником Саламом Тарджеманом, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. В составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир проезжал Ибн-Фадлан. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынешнего г.Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в «страну башкир из числа тюрков». В ней арабы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Соран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горно-лесных районах, следовательно, на Южном Урале.

Вопросы о происхождении древних башкир, территории их расселения и, в целом, этнополитической истории башкирского народа вплоть до современности оставались долгое время слабо разработанными, потому вызывали серьезные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разногласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX – XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкирского народа вплоть до XIV – XV вв.

Понятие «страна башкир» в жизни складывается не мгновенно, а в течении нескольких столетий.В данном случае четко зафиксированное в источниках IX – X вв. понятие «страна башкир» («Исторический Башкортостан») возникло не сразу, а ранние этапы его формирования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V – VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX – X вв., и среди них могли быть группы племен – носителей имени (этнонима) «башкир»

Хозяйство и общественный строй башкир IX – XII вв.

Хозяйству башкирских племен IX – XII вв.большое своеобразие придает наличие у них собственного развитого металлургического производства. Это свидетельствует о том. Что у башкир были многочисленные кузнецы высокого класса, специализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения.

Археологический материал дает многочисленные примеры существования у башкирских племен IX – XII вв.активных торговых связей со своими отдаленными соседями. В частности, фиксируются подобные связи с народами Средней Азии, откуда башкиры получили роскошные согдийские шелка.

Культурно-экономичесткие отношения башкирских племен IX-XII вв. со своими соседями носили характер торгово-денежных.

Однако необходимо подчеркнуть. Что развитие хозяйства башкир конца I- начала II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческомутруду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Булгарии и Хазарском каганате.

Сохранилось много историко-этнографических сведений (легенд) о существовании башкир IX – XII вв. собственных политических объединений типа государственных образований, например, упоминается, что башкиры XIII – XIV вв. являются прямыми потомками союза семи башкирских племен под предводительством Мясем хана, чья личность вполне реальна.

Одним из ранних башкирских ханов IX – X вв. мог быть легендарный Башджурт (Башкорт). Башджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между «владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников», в близком соседстве с кыргызами и гузами.

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

6) Половцы.

7) Чингизхан.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

20) Земледелие.

21) Бортничество.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

1) Происхождение башкирского народа. Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV - в первой половине XVI века.

2) Первые сведения о башкирах.

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX - Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.
В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке - грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

3) Саки, скифы, сарматы.

2800 - 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ - саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.
Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы - дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи. Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями. Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.
Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.
Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.

Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами. По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена - предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками.
Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть - линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

4) Древние тюрки.

В VI - VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям - небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

5) Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников - печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы. В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX - XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.

Половцы - это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги. Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния - каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев - родоначальников половецких племён.
Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы. Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.
В XIII - XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана - Темучин. Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого - для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.
Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.
В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX - XII веков.
Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

Южного Урала , Южного Пред- и Зауралья. Численность 1 миллион 673 тысячи человек. По численности башкиры занимают четвёртое место в Российской Федерации после русских, татар и украинцев. Говорят на башкирском языке . Верующие - мусульмане-сунниты .

Великий историк С. И. Руденко в фундаментальной работе «Башкиры» соотносит башкир с племенами, которые жили на Урале еще во II тысячелетии до нашей эры. На Урале, судя по письменным источникам, древнебашкирские племена проживали более тысячи лет тому назад, о чём свидетельствуют сообщения путешественников. К -X векам восходят первые письменные сведения о башкирах. Около 840 г. земли башкир посетил арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, который указал примерные пределы страны башкир. Другой арабский автор - ал-Масуди (умер около 956 г.), повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющих народов упоминает башкир. О башкирах как основном населении Южного Урала писали и другие авторы. Ибн Русте (903 г.) сообщал, что башкиры - «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика». Достоверные данные о башкирах содержит книга Ахмеда Ибн Фадлан , который в 922 г. в составе посольства багдадского халифа посетил Волжскую Булгарию. Он описывает их как воинственный тюркский народ, поклоняющийся различным силам природы, птицам и зверям. В то же время, сообщает автор, другая группа башкир исповедовала более высокую форму религии, включающую пантеон из двенадцати божеств-духов во главе с небесным богом Тенгри.

Территория современного Башкортостана была зоной взаимодействия финно-угорских, тюркских и индоевропейских народов. Наиболее распространенная этимология самоназвания «башкорт» - от «баш» - «голова» и тюрко-огузкого «гурт», «курт» - «волк» (влияние огузских племен (печенеги) в этногенезе древних башкир несомненно). Ибн Фадлан, который оставил первые достоверные сведения о башкирах, четко указывает на тюркскую принадлежность башкир.

Эпоха Золотой Орды

Принятие московского подданства

Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом. Первыми (зимой 1554 г.) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554-1557 гг.) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой . Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 80-90-х годах XVI века, после развала Сибирского ханства .Разгромив Казань , Иван Грозный обращается к башкирскому народу с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку. Башкиры откликнулись и на народных собраниях родов решили перейти под московский вассалитет на основе равноправного соглашения с царем. Это был второй случай в их многовековой истории. Первым был договор с монголами (XIII в.) . В соглашении чётко были оговорены условия. Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признал вотчинное право на них (примечательно: кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю). Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию («…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…»). Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак - поземельную подать.

Сбор налогов с территории Башкортостана был поручен Приказу Казанского дворца. Территория Башкортостана в XVI-XVII вв. в царских документах обозначалась как «Уфимский уезд», который делился на Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую дороги (даруги). Зауральские башкиры были в составе Сибирской дороги. Дороги состояли из родоплеменных волостей, которые, в свою очередь, подразделялись на роды (аймаки или тюбы).

В 1737 г. зауральская часть Башкортостана была приписана вновь созданной Исетской провинции, территория которой охватывала современную Курганскую, северо-восточную часть Челябинской, южную - Тюменской, восточную - Свердловской областей. В 1744 г. императрица Елизавета Петровна высочайшим указом повелела «быть в Оренбурге губернии и именоваться Оренбургская губерния и в ней быть губернатором Тайному советнику Неплюеву». Оренбургская губерния была образована в составе Оренбургской, Уфимской и Исетской провинций.

Башкирские восстания

При жизни Иоанна Грозного условия соглашения всё же соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как добрый, «белый» царь. С приходом к власти дома Романовых в XVII в. политика царизма в Башкортостане сразу же стала меняться в худшую сторону. На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле - встали на путь их нарушения. Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий. Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662-1664 гг., 1681-1684 гг., 1705-11/25 гг. Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших. После башкирского восстания 1662-1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681-1684 гг. - свободу исповедания Ислама.После восстания 1705-11 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) - подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию.В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, предместий Казани (1708 г.) и гор Кавказа (при неудачном штурме своими союзниками - кавказскими горцами и русскими казаками-раскольниками, Терского городка, был пленен и позже казнен один из предводителей башкирского восстания 1705-11 г., Султан Мурат). Людские и материальные потери были огромны.

Самым тяжелым по потерям для самих башкир является восстание 1735-1740 гг., в ходе которого был избран хан Султан-Гирей (Карасакал). По подсчетам американского историка А. С. Доннелли, из башкир погиб каждый четвёртый человек.Следующее восстание разразилось в 1755 г. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена легкого ясака (единственного налога на башкир; ясак брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника - взяточника и насильника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности планы одновременного выступления башкир всех 4 дорог, на этот раз - в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны. Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкирии, мишарь Габдулла Галиев (Батырша). В плену мулла Батырша написал свое знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне», дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником.

Последним башкирским восстанием принято считать участие в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Емельяна Пугачёва , герой этого восстания Салават Юлаев также остался в народной памяти.

Результатом этих восстаний явилось установление сословного статуса башкир.

Башкиры в Отечественной войне 1812 года

До начала войны:1ый Башкирский полк был в составе казачьего корпуса атамана Платова, находящегося в городе Гродно2ой Башкирский полк входил в 1-ю бригаду полковника Иловайского 12-го, 5-й кавалерийской дивизии, 2-й Западной армии.Тептярский казачий полк майора Тимирова вошёл в состав авангарда 3-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта Тучкова 1-го.Узнав о начале войны, башкиры немедленно сформировали 3-й, 4-й, 5-й Башкирские полки добровольцев.

Казачий корпус Платова, прикрывая отход армии Багратиона, 15 (27) июня 1812 года принял бой под Гродно, в котором активно участвовал и 1-й Башкирский полк. Особенно отличились рядовые Буранбай Чувашбаев, Узбек Акмурзин, есаул Ихсан Абубакиров, хорунжий Гильман Худайбердин.

Знаменит бой конницы Платова с французским авангардом 17 июня (9 июля). Бригада генерала Турно из шести полков была разбита наголову. В этом бою вместе с донскими казаками храбро сражались и башкирские конники. Вновь отличившийся рядовой Узбек Акмурзин за этот бой был произведен в урядники.

1 (13) июля корпус Платова прибыл в Романово2 (14) июля семь кавалерийских полков неприятеля были встречены казаками, башкирами, калмыками и после упорного боя опрокинуты. Получив подкрепление, враг предпринял вторую атаку, но, натолкнувшись на стойкую оборону, вынужден был вновь отступить. Опять отличившийся конник Буранбай Чувашбаев за отличную службу и проявленную храбрость был произведен в урядники.

Бородино. Особо отличился 3-й батальон Уфимского пехотного полка.

в Башкирии и из башкир прилегающих уездов Пермской и Оренбургской губерний было сформировано 28 (в том числе 6 ремонтных) башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка.

15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч тогдашних полновесных рублей царской чеканки.

Каждый полк имел свое знамя. Знамя 5-го Башкирского полка добровольцев до сих пор свято хранится в Национальном музее Республики Башкортостан

Башкиро-Мещерякское Войско. Кантонная система управления

Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., было введение кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 года. По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России . В административном отношении были созданы кантоны . Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й - в Оренбургской губерниях. В 1802-1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) - 5-м.

Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 30-х годах XIX в. Из башкирского и мишарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов. Последние были объединены в попечительства. Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) - во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске. Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску.» от 22 февраля г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-Мещерякского Войска.Позднее название было изменено на Башкирское Войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября г.»

Провозглашение Республики Башкортостан и Соглашение об образовании БАССР

После революций 1917 года проходят Всебашкирские съезды (курултаи) на которых принимается решение о необходимости создания национальной республики в составе федеративной России. В итоге, 16 ноября 1917 года образованное Башкирское областное (центральное) шуро (совет) провозглашает создание на территориях с преимущественно башкирским населением Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний Республики Башкурдистан.

Теории этногенеза башкир

Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.

В 20 в. исследованиями Руденко, Р. Г. Кузеева, Н. К. Дмитриева, Дж. Г.Киекбаева и др. обоснована точка зрения, согласно которой в происхождении башкир, формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли тюркские племена южносибирско-центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) населения: финно-угорского (в том числе угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского). Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южный Урал кочевали на юге Западной Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С кон. 9 - в нач. 10 в. башкиры живут на Южном Урале с прилегающими с запада, юга и востока степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним «башkорт». По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и затем начали осваивать современную территорию расселения. Другое название башкир («иштэк»/«истэк») предположительно также было антропонимом. На Южном Урале башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угорское, иранское) население, вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири.

Угорская теория

Тюркская теория

Теория комплексного происхождения

Традиционные занятия и ремёсла

Основным занятием башкир в прошлом было кочевое (джяйляуное) скотоводство ; были распространены охота , бортничество , пчеловодство, птицеводство, рыболовство. собирательство. Из ремёсел - ткачество, выделка войлока , производство безворсовых ковров , шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева.

Курганские башкиры

Курганские башкиры - этнотерриториальная группа башкирского народа, компактно проживающая на западе Курганской области .Общая численность - 15470 человек. Расселены в основном в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском районах области. Наиболее крупные населенные пункты с преобладанием башкирского населения в Курганском Зауралье - Танрыкулово, Сарт-Абдрашево, Шарипово,Субботино, Сухоборское, Сулейманово, Мир, Юламаново, Азналино, Тунгуй и др. Абсолютное большинство курганских башкир - сельские жители. Верующие - мусульмане (сунниты)

Язык курганских башкир относится к ялано-катайскому подговору восточного диалекта башкирского языка. В подговоре немало русизмов. Большинство курганских башкир владеет также и русским языком.

Антропологические типы, распространённые среди курганских (ялано-катайских) башкир занимают промежуточное место между европеоидной и монголоидной большимим расами (южносибирский, субуральский, памиро-ферганский, понтийский, светлый европеоидный)

Народная культура данной группы башкир характеризируется большой сохранностью многих элементов традиционной семейной обрядности, старинных образцов фольклора, народной одежды. Характерными в традиционной одежде являются женские нагрудные украшения «яга», головные покрывала «кушъяузык».

Небольшая часть выходцев из курганских башкир являются ныне жителями городов Челябинск,Сургут, Екатеринбург, Курган, Тюмень. Некоторые семьи с 1960-1970ых годов (в результате миграций) проживают также в регионах Узбекистана и Казахстана.

Оренбургские башкиры

Башкиры Оренбургской области считаются коренными его жителями. По данным переписи 1989 года башкиры проживают компактно в следующих районах - Красногвардейский (5378 человек), Гайский (2734 человек), Саракташский (1881 человек), Кувандыкский (1864 человека). В целом башкиры проживают во всех районах области, а также в городах - Оренбург (6211 человек), Орск (4521 человек), Медногорск (2839 человек), Гай (1965 человек)и пр. В Оренбурге расположен памятник истории и культуры башкирского народа Караван-сарай (Карауанhарай), сооруженный в 1838-44 годах по инициативе представителей башкирских родов под попечительством военного губернатора Василия Алексеевича Перовского. Оренбургский край дал башкирскому народу выдающихся людей - Мухаметша Бурангулов (народный сэсэн, знаменитый фольклорист, впервые оформивший рукопись башкирских устных народных эпосов «Урал-батыр», «Акбузат», «Карасакал и Салават» и др., из деревни Верхне-Ильясово Красногвардейского района), Даут Юлтый (писатель, из деревни Юлтыево Красногвардейского района), Сагит Агиш (писатель, мастер коротких рассказов, из деревни Исянгильдино Шарлыкского района), Равиль Бикбаев (поэт, из деревни Верхне-Кунакбаево Покровского района), Габдулла Амантай (писатель, из деревни Верхне-Ильясово Красногвардейского района), Хабибулла Ибрагимов (драматург и композитор, из Оренбурга), Валиулла Муртазин-Иманский (актёр, режиссёр и драматург, из деревни Имангулово Октябрьского района), Амир Абдразаков (актёр и режиссёр, из деревни Каипкулово Александровского района).

Пермские башкиры

Башкирская родоплеменная организация Гайна в XIII веке занимала обширные территории по берегам Камы - от устья реки Сива до устья реки Очёр, а далее граница земель шла по реке Сылва до верхнего течения затем р. Иргинка выходила к верховьям реки Быстрый Танып.

После разгрома Казани царем Иваном Грозным в 1552 году, башкиры-гайнинцы в 1557 году приняли его подданство и получили от царя «владельную грамоту», по которой они оставались хозяевами земель между рек Кама, Сылва и Белая. Позднее они, как и остальные башкиры, были определены в военное сословие наподобие казачьего, платили небольшой общинный налог, ибо должны были охранять границу и участвовать в войнах, которые вела Россия. Когда установилась кантонная система, гайнинцы вошли в 1-й башкирский кантон. Самым знаменитым для них выло участие в войне против Наполеона (Франции). 13 пермских башкир за боевые заслуги в войне были награждены серебряной медалью «В память войны 1812 года».

После принятия гайнинцами московского подданства, правительство начало проводить политику колонизации края. Сначала, согнав гайнинцев с коренных земель, построили Ново-Никольскую слободу, которая позднее превратилась в Осинскую крепость. в 1618 году Андрей Крылов строит дачу, которая потом превратилась в с. Крылово. В 1739 году у реки Шермейка генерал-аншеф Александр Глебов строит медеплавительный завод. Гайнинцы не раз поднимались для сохранения своих территории, но восстания жестоко подавлялись. Гайнинцы участвовали во всех башкирских восстаниях. По свидетельству Батырши, в период восстания 1735-40 гг. 400 гайнинских воинов уничтожили 1000-ную команду «вольницы» при 4 пушках и «только после перемирия отдали пушки». В период восстания 1755 г. на них возлагалась очень важная роль, но выступление башкир Гайны было в зародыше пресечено могущественным тарханом гайнинских башкир, рудопромышленником и старшиной Туктамышем Ишбулатовым (в будущем - депутатом от башкир в екатерининской Уложенной комиссии и пугачевским полковником). Самым значительным восстанием было их участие в Пугачевском восстании 1773-1775 гг., где участвовало более 9000 гайнинцев. Они дали этой войне 9 полковников, 7 атаманов и 16 походных старшин. После этого их земли остались в пределах Гайнинской волости.

Среди гайнинцев того времени появились знаменитые люди. Это Исмаил Тасимов , по инициативе которого было открыто Первое горное училище, ныне Горный университет. Вторым ярким представителем края был Туктамыш Ижбулатов, который 20 лет был старшинной Гайнинской волости, депутатом Уложенной комиссии, составил наказ башкир в Уложенную комиссию и 3 раза выступил на заседаниях комиссии. Третьим представителем был Мансур Гата-хазрет, депутат Государственной Думы, открывший прогрессивное медресе в с. Султанай .

Башкиры Самарской области

Башкиры стали заселяться в Самарской области с XVIII века, ими были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии). Они также известны под названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз . Самарские башкиры несмотря на их удаленность от исторической родины, говорят на литературном башкирском языке, так как их предки являются выходцами с юго-востока Башкортостана, а не с татароязычного северо-запада. Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей. Это писатели Рашит Нигмати (1909-1959, из деревни Дингезбаево Большечерниговского района), Хасан Башар (1901-1938, из деревни Утякаево Большечерниговского района), Хадия Давлетшина (1905-1954, из деревни Хасаново Большечерниговского района), Губай Давлетшин (1893-1938, из деревни Ташбулатово, ныне Таш-Кустьяново Большеглушицкого района), его двоюродный брат, языковед Габбас Давлетшин (1892-1937, из той же деревни), участник башкирского национально-освободительного движения, соратник Ахмад-Заки Валиди Харис Юмагулов (1891-1937, из деревни Хасаново), Фатима Мустафина (1913-1998, из деревни Дингезбаево) министр просвещения БАССР (1955-1971).

Башкиры Челябинской области

На территории Челябинской области проживает более 166 тысяч башкир. Башкирское население представлено в большинстве районов области. Компактные поселения башкир имеются в Аргаяшском, Кунашакском, Сосновском, Кусинском, Красноармейском, Нязепетровском, Октябрьском, Каслинском, Чебаркульском, Уйском, Кизильском, Агаповском, Ашинском, Кыштымском и некоторых других районах области. До Великой Отечественной войны на территории Челябинской области существовал Аргаяшский национальный округ Примечания



Рассказать друзьям