Когда появились узбеки. Тюркские народы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Узбеки – самый многочисленный народ Средней Азии. Разумеется, наибольшее представительство титульной нации – в Узбекистане, но достаточно большое количество узбеков живет в Афганистане, в Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане и Туркмении. А также по всему миру. Откуда же пошел этот народ, название которого, по версии историков, является самоназванием «свободных людей»?

Европейцы или азиаты?

Народность Узбекистана сформировалась на протяжении пяти веков, а узбекская национальность развивалась под влиянием тех народов Средней Азии, которые говорили на восточно-иранских наречиях. На рубеже нашей эры влияние на узбекский народ начали оказывать тюркоязычные племена. В конце XIX века национальность узбеков была разбита на три подгруппы: сарты, тюрки и узбеки. После присоединения узбекских земель к России усилился процесс укрепления узбекской нации.


Однако изучение вопроса, откуда появились и кем являются узбеки, началось куда раньше. Особенно исследователей интересовало, откуда пошло название народности. Версий выдвигалось несколько. По одной из них, название «узбек» восходит к Öz Beg (Узбек) – монгольскому хану Золотой Орды – Узбек-хану (1312–1340). Однако, по мнению русского и американского ученого Георгия Вернадского, термин «узбек» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: «согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) означает «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей». Такого же мнения придерживается П.С. Савельев, писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название узбек означает «сам себе господин».

Как свидетельствует американский антрополог Карлтон Кун, современные узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом: среди них есть представители как «чрезвычайно европеоидных» так и «сильно монголоидных» и множество «смешанных в разной степени» индивидуумов. Однозначно одно: узбеки – метисная группа между европеоидной и монголоидной расами. Возможно, поэтому среди узбеков столько красивых людей, с необычной внешностью, например, темными волосами и светлыми глазами.


Труд украшает человека

Какие же черты характера присущи узбекам? Прежде всего, трудолюбие. Эти люди умудряются вырастить неплохие урожаи практически в пустыне. Как шутят в Узбекистане, настоящий узбекский мужчина должен сделать в жизни следующие три вещи: построить тысячу домов, посадить две тысячи деревьев и... в общем, как-то отвлечься от третьего желания.

Трудолюбие узбеков подтверждают и проведенные в современном Узбекистане исследования. Психологи и социологи установили, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам сослуживцев, выше всего почитают своих родителей и родственников, боятся, когда до последних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточной профессиональной компетентности.


Отсюда вытекает и другая черта, свойственная всем народам Средней Азии, но в большем своем проявлении именно узбекам – это семейственность. Члены одной семьи поддерживают друг друга, почитают и уважают старших. При этом каждый член семьи знает свое место в социальной иерархии и правила поведения: старшим необходимо выражать уважение (так называемый «хурмат»), прикладывать руку к сердцу, и обязательно называть на «вы». Мужчина – выше женщины, а старшие братья в этой иерархии выше младших. Ну, а отношения свекрови и невестки строятся исходя из принципа – «я в свое время намучилась, а теперь и ты мучайся».


Еще узбеки чистоплотны и аккуратны. Этому есть климатические, социальные и религиозные причины. Первая причина – основная. Даже не этнические узбеки, а и представители других национальностей, живущие в Узбекистане, также отличаются чистоплотностью, в отличие от других представителей той же национальности. Дело в том, что в Узбекистане климат очень жаркий и сухой. Летом температура доходит до 60 градусов Цельсия! Продукты портятся быстро, вот почему узбеки никогда не оставляют остатки еды в посуде, на столе, в котлах. На малейший намек грязи слетаются мухи, вот почему узбеки тут же моют посуду, грязное белье. От горячего сухого ветра грязь разлетается в пыль, поэтому узбеки усиленно подметают свои ховли (дома узбеков) и поливают водой землю. Чтобы сохранить влагу и прохладу, узбеки активно сажают деревья (чаще фруктовые – все-таки узбеки народ практичный) и цветы (чаще всего розы). Летом оградки большинства домов в махаллях (соседские общины) сплошь покрыты розами, а аромат цветов распространяется за многие метры.


Чистый, опрятный, уютный дом – это не мечта любого узбека, это его обязанность. Вот здесь кроется социальная причина. Узбеки крайне неодобрительно относятся к нерадивым хозяевам. А поскольку у узбеков сильно развито чувство общинности, и мнение соседей – это не пустой звук, то и ленивая хозяйка все-таки заставит себя проснуться в пять часов утра и подмести свой двор.


Религиозная причина – большинство населения в Узбекистане мусульмане, а в Исламе правила чистоты и гигиены расписаны четко и бескомпромиссно. Если вы встретите человека, который пять раз в день читает намаз, – значит, он совершает омовения тоже пять раз в день.

Семья – основа всего

Как было сказано, у узбеков очень развиты семейственность и общинность. Следовательно, узбеки гостеприимны. В древние времена гостеприимство было для них жизненным правилом и нравственным законом. Отправляясь в дальний путь, странник обычно оказывался в чужом краю, среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем кишлаке, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.


Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей.


Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, где для самых уважаемых из них отводятся места подальше от входа. После того как старший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа складывались на протяжении многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев с одной стороны, и обычаев кочевых племен – с другой, а еще позднее – исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.


Плов – всему голова

Отдельно стоит рассказать об узбекской кухне. Ее любят и почитают во всем мире. Она является одной из самых ярких и разнообразных по своим вкусовым и эстетическим качествам кухней на Востоке. Национальная узбекская кухня – это отдельный пласт культуры узбекского народа. В отличие от своих кочевых соседей, узбеки всегда были оседлым народом, культивировавшим земледелие и животноводство. Многие узбекские рецепты имеют многовековую историю, а приготовление пищи сопровождают различные ритуалы, дошедшие до наших дней. Несомненно, узбекская кухня впитала в себя кулинарные традиции тюркского, казахского, уйгурского, таджикского, татарского и монгольского народов, населявших эту территорию, а также и других соседних народов. Среди заимствованных есть такие блюда, как жаркое, люля-кебаб, богурсак, хворост, пельмени, манты, лагман и другие. С другой стороны, такие исконно узбекские блюда, как многие разновидности плова, димлама, буглама, шурпа, мастава и другие, украсили столы многих стран мира.


Что же касается самой трапезы, в Узбекистане, как и у многих народов, прием пищи трехразовый: завтрак – нонушта, обед – тушлик овкат и ужин – кечки овкат. Нонушта буквально означает «ломать лепешки» или «есть хлеб». Едят узбеки в основном руками, а сидят на полу или за низеньким столиком – дастарханом – широкой скатертью. Сначала на стол подают сладости и фрукты. После чая и сладостей подают овощи и салаты. Затем настает очередь супов – ароматной шурпы, густой маставы. И завершают застолье главные блюда – манты, лагман, шашлык и плов.

Узбеки — это тюркоязычный народ, коренное население Узбекистана и самая большая нация на территории Средней Азии. По-узбекски их национальность звучит — “узбеклар”. Ранее на территории Узбекистана многие народы называли “сарт”, что обозначалось, как “торговец”. Узбеки действительно испокон веков активно вели торговлю, но и земледелием также увлекались.

Численность

Среди народов Средней Азии узбеки — самый численный. И в самом Узбекистане коренное население составляет 80%. Во всем мире, по последней переписи населения, насчитывалось около 40 млн. человек, из них 27 млн приходится на Узбекистан. Кроме того диаспоры встречаются в таких странах:

  • Афганистан (4 млн);
  • Таджикистан (1,2 млн);
  • Киргизия (875 тыс);
  • Казахстан (550 тыс);
  • Россия (290 тыс);
  • Туркмения (приблизительно 250-500 тыс);
  • Турция (75 тыс);
  • Пакистан (70 тыс);
  • США (50-80 тыс);
  • Украина (12 тыс);
  • КНР (10 и 12 тыс);
  • Швеция (3,5 тыс);
  • Белоруссия (1,5 тыс);
  • Монголия (550 чел);
  • Латвия (340 чел).

Происхождение

Уйгуры и халаджи — родственные народы. А вот узбеки считаются потомками таких народностей:

  • согдийцы;
  • арабы;
  • монголы;
  • карлуки;
  • бактрийцы;
  • огузы;
  • хорезмийцы;
  • кипчаки;
  • ферганцы;
  • сакомассогетские племена;
  • тюрки (Золотая орда).

С веками и в процессе слияния разных народностей и возник такой народ, как узбеки. Но большое влияние на формирование будущей нации имели племена узбеков Дешт-и-Кипчака. Таких племен насчитывали аж 92, но мнения историков про их список расходятся. Но племена кырк, юзы и минг встречаются чаще всего в различных исторических документах. На территории современного Узбекистана ранее находилось три могучих государства: Согд, Бактрия и Хорезм.

Языковые группы

Узбекский язык принадлежит к тюркской группе языков. Также входит в состав карлукских языковых групп, которым предшествовал древнетюркский язык. Письменность основана на руническом алфавите. С приходом ислама в страну, в IX появился и арабский алфавит. Ближе к нашему времени вводился латинский алфавит, а после и кириллица. В 1992 году официально закрепили латиницу.

В наше время насчитывается много форм местного диалекта, притом сложных форм:

  • ферганский;
  • ташкентский;
  • туркестано-чимкетский;
  • каршинский;
  • самаркандско-бухарский;
  • хорезма;
  • дари.

Не редко встречается и двуязычие.

Религия

Религиозное верование — ислам, суннизм. Очень редко встречаются другие верования и исповедования. Самарканд — столица духовной жизни в Узбекистане.

Традиционная кухня

Для узбеков характерно изобилие в меню, а также гостеприимность. Даже при выпечке хлеба они могут смешивать несколько сортов, а то и разновидностей муки. Традиционно готовят лепешки, патир или оби-нон. Мясо употребляют говядину, баранину и курятину. Распространённые молочные продукты (каймак, пишлок). Любят специи, но в основном травяные. Лучшее блюдо — это узбекский плов, его приготовление это целая традиция. Также цениться зеленый чай, который прекрасно утоляет жажду. Среди фруктов пользуются спросом дыни, арбузы и виноград. Грибы и рыбу употребляют редко.

Национальная одeжда

Вeрхняя одeжда у мужчин называется камзол. Это длинная рубаха, примерно по колено, где в талии немного сшита. Головной убор — тюбетейка. Женщины носят платье. Покидая пределы дома нужно на лицо накидать паранджу. Но эта традиция отходит, также, как ношения платка на голове. Обувь — резиновые сапоги, поверх которых нужно обувать калоши.

Обычаи узбекского народа

Родители юношей и девушек самостоятельно выбирают пару своим детям и мнение молодоженов не учитывается. Дети всегда прислушиваются к родителям и выполняют их поручения. За невесту принято платить калым. Но иногда невесту воруют, а милиция не особо берется за поиски. Мужчина — глава семьи, религия позволяет иметь до 4 жен. В семье первым говорит отец, лишь по разрешению могут заговорить сыновья, жена говорит последней, но в семье все решает отец. Несмотря на дискриминацию, в семье мягкие отношения.

Для узбеков характерны земледелие и скотоводство. Последние строили юрты. Также живут в шатре.

Народ поддерживает традицию Махалля, когда все родственники и все всех знают. А еще особенное чаепитие в узбеков: если налито чуть-чуть чая, то хозяин хочет, чтобы кто-то был частым гостем и просил добавки, а если много налито, то чтобы гость допивал побыстрее свой чай и уходил, он здесь не жданный гость.

Черты характера

Узбеки гостеприимны, очень добродушны. Не любят, когда их оскорбляют. Слегка гордые, патриотичные, любят свою страну и свой народ. Всегда придут на помощь.

Узбеки формировали свою нацию на протяжении многих веков, поэтому им есть чему гордиться. Они сохраняют свои традиции, хотя многие обычаи стали поддерживаться только небольшими группами. Много времени и внимания отдают религии.

(ум. в 1188 г.) в его «Книге назидания»; описывая события, происходившие в Иране при Сельджукидах , автор отмечает, что одним из предводителей войск правителя Хамадана Бурсука в — гг. был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула .

По данным Рашид ад дина, последнего представителя династии Илдегизидов, правивших в Тебризе , звали Узбек Музаффар ( —) .

Узбек-хана а именно в 60-х годах XIV века этноним «узбек» стал собирательным именем для всего тюрко-монгольского населения восточного Дешт-и-Кипчака .

Узбекистанский историк Эрматов М. предполагал, что слово узбек было производным от названия тюркского племени узов .

К концу XIV века на территории восточного Дешт-и-Кипчака , образуется союз кочевых монголо-тюркских племен придерживающихся устоев Узбек хана прозванных за это «узбеками». Впервые о нём упоминается в персидских источниках в связи с описанием борьбы между Урус-ханом ( —) и его противником Тохтамышем .

Намного позже завершения правления Узбек-хана , а именно в 60-х годах XIV века этноним «узбек» стал собирательным именем для всего тюрко-монгольского населения восточного Дешт-и-Кипчака .

  • По версии ученого Г. В. Вернадского термин узбек являлся одним из самоназваний «свободных людей». Он предполагает что термин узбеки использовались, как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: "согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) значит «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей» . Такого же мнения придерживается Савельев П. С. писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название узбек значит — «сам себе господин» .
    Русский исследователь Н.Ханыков (Описание Бухарского ханства. СПб., 1843.) отмечает, что жители Бухары гордились своей принадлежностью к "узбекскому народу". Этот же автор употребляет термин "Узбекистан" по отношению ко всей территории Бухарского эмирата и сопредельных территорий, подвластных узбекским правителям. К этому можно добавить, что узбекам, проживающим в Синцзяне, Афганистане, Таджикистане, Казахстане и других государствах Центральной Азии, а также же в странах более дальнего зарубежья, никто этот этноним не навязывал, но тем не менее, руководствуясь своим самосознанием, они считают себя именно узбеками, считая этот этноним синонимом слова "Туркистанлык", а иногда и "Бухаралык".

    Ни один другой из всех тюркских языков не стоит к языку Алишера Навои и Бабура так близко как узбекский, который, следовательно, является единственным правопреемником чагатайско-тюркского языка. В этой связи вновь заслуживает внимания позиция джадидов, которых в советское время обвиняли в проповедовании пантюркизма, называя их также и панисламистами.

    Джадиды, в противоположность национал-коммунистам и большевикам, на наш взгляд, являлись в то время единственной политической силой, выражавшей истинные интересы местного населения Средней Азии (как тюрко-язычного, так и персо-язычного) и выступали за образование единого Туркестана, под которым они подразумевали как ареал распространения чагатайско-тюркского языка, так и территорию народов этого региона.

    Таким образом, джадиды выступали за образование такого государства, национальные символы которого отвечали бы, во-первых, историческим реалиям, а во-вторых, интересам и самосознанию всех слоев Туркестанского общества. Язык, как известно, является одним из главных критериев при определении национальной идентичности того или иного народа.

    Современный узбекский язык наряду с близкородственным древним уйгурским является одним из языков, находящих наиболее близкие аналогии и соответствия в языке Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагуни и тюрко-язычных сочинений ХП - ХШ вв. основу этого языка, также как и уйгурского, составляет карлукский диалект тюркского языка, который является одним из наиболее древних письменных тюркских языков и использовался в качестве литературного языка не только оседлым тюркским населением Средней Азии, но и кочевниками.

    Имеющийся комплекс исторических данных позволяет утверждать, что формирование близкородственных народов узбеков и уйгуров, являющиеся носителями древнейших форм литературного тюркского языка и продолжателями оседло-земледельческих традиций древних тюрков, в основном уже было завершено в XI в., когда карлукско-тюркский язык приобрел статус государственного языка Караханидского каганата, а политические границы господства тюрков-карлуков, считавших себя потомками древнейших тюрков Средней Азии, были восстановлены в пределах исторического Туркестана, под которым понималась вся территория Средней Азии.

    Дашти-кипчакские узбеки также восприняли этот язык после того, как приобщились к древней и богатой культуре тюрков Средней Азии. Политическое объединение собственно узбеков было образовано из более 90 родов, относившихся к самым различным тюркским племенам и народам, не говоря о других более ранних и позднейших примесях. Поэтому и антропологический тип их был совершенно различным, что способствовало быстрой ассимиляции большей их части с местным тюрко-язычным населением Средней Азии. (См.: Энциклопедический словарь / изд. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. Том XXXIV. СПб., 1902. С. 608 - 609), в результате чего их объединение в рамках нового государственного образования было велением времени (тем более, что такие централизованные государственные образования существовали в Средней Азии в относительно не столь далеком прошлом - имеются ввиду государства Шайбанидов и Аштарханидов). Вопрос стоял лишь в том, какое из предлагаемых названий следует дать этому объединению: Туркестан или Узбекистан? В истории тюркских народов, зафиксированной в письменной традиции других народов, названия многих тюркских народов очень часто были связаны с политическими образованиями, в которых широко практиковался перенос этнонима господствующего племени или народа на все остальные племена и народы, подчинявшиеся их власти.

    Например, этноним тюрк или турк первоначально был самоназванием отдельного племени, а в VI. в. после образования Тюркского каганата он стал применяться ко всем племенам и народам, говорившим на близкородственных языках. Таким же образом, после образования государства Шайбанидов, в европейской традиции этноним узбек стал распространяться и на другие тюркские и нетюркские народы Средней Азии.

    Большевики, с одной стороны, опасаясь распространения пантюркистских настроений и угрозы усиления идеи единого Туркестана, а с другой - стремясь внести раздор между представителями разных народов, проживавших до этого в составе узбекских государств, выбрали второе. В этой связи следует напомнить, что джадиды рассматривали этноним узбек в качестве синонима этнонима тюрк.

    Нам представляется, что такое понимание исторической терминологии не лишенным основания и подтверждается данными отдельных источников. Наглядным примером этому может служить географическая карта Средней Азии, составленная в 1735 г. голландским картографом А.Маасом, на которой вся территория Средней Азии, известная в письменных источниках более раннего времени как "Туркестан", обозначена под названием "Узбек". Таким образом, слово "Узбек" действительно выступает в качестве синонима и правопреемника названий "Турк" и "Туркестан", на что имеются и прямые указания источников.

    Так, Махмуд ибн Вали (XVII в.) пишет, что "Страна Туркестан, как в древности, так и в последующем, была юртом и местом обитания потомков Тура ибн Йафаса…, народ этой страны (т.е. Турана и Туркестана в значении Средней Азии) в каждую эпоху имел особое имя и прозвище. Так, со времени Тура ибн Йафаса до появления Могул-хана жителей этой страны называли тюрками. После становления у власти Могул-хана ко всем племенам, обитавшим в этой стране, прилагалось имя могул. После поднятия государева знамени Узбек-хана в первой половине 14 века и по сей день жители этой страны именуются узбеками. Однако, в отдаленных странах, как и раньше, всех жителей Турана называют тюрками (N.Lubin, W.Fierman, Uzbeks, Encyclopedia of World Cultures, volume VI, Russia and Eurasia/China, Boston, Massachusetts: G.K. Hail & Co., 1994, p. 395 - 399).

    В недавно изданной в США Энциклопедии мировой культуры, авторов которых вряд ли можно уличить в предвзятости мнений, узбеки характеризуются именно как потомки древних тюрков Средней Азии, а топоним "Узбекистан" рассматривается как правопреемник исторического названия всего среднеазиатского региона – "Туркестан".

    В свете этих данных, нам представляется, что при исследовании вопросов этногенеза и этнической истории узбекского народа следует, прежде всего, исходить из того факта, что первоначальной основой его этногенеза является местный автохтонный оседло-земледельческий тюрко-язычный субстрат Средней Азии, который впоследствии неоднократно включал в свой состав как соседние, так и пришлые персо-язычные и тюрко-язычные этнические компоненты. Во-вторых, настоящее самоназвание узбеков, на наш взгляд, следует рассматривать как синоним и правопреемник слова "тюрк", поскольку оба эти термина имеют собирательное значение и происхождение их связано с возникновением конкретных государственных образований - в одном случае Тюркского каганата, а в другом - государства Шайбанидов.

    Следовательно, и топоним "Узбекистан" независимо от его нынешних границ следует рассматривать как синоним и правопреемник древнего названия Средней Азии "Туркестан" (Следует особо подчеркнуть, что на общей карте Азии средневекового времени, выставленной в Национальном музее истории Ирана в Тегеране, территория между реками Джайхун (Амударья) и Сайхун (Сырдарья), т.е. территория современного Узбекистана, обозначена именно под названием "Туркестан". Это имеет для нас большое значение, поскольку в этой карте отражена официальная позиция Ирана по тем или иным вопросам истории).

    Здесь, однако, следует сделать оговорку, что термин "Туркестан" должен пониматься по крайней мере в двух смыслах - узком и широком. Если условные границы "Туркестана" в узком смысле (в понимании джадидов) соответствуют территории среднеазиатского междуречья, то "Туркестан" в широком смысле включает всю территорию Средней Азии (включая Южный Казахстан, Семиречье, Северный Афганистан и Северо-Восточный Хорасан), а в еще более широком смысле - все территории проживания тюрко-язычных народов (включая Восточный Туркестан, часть Западной Сибири, Поволжья, Урала, Алтая и др).

    Название "Узбекистан" должно рассматриваться именно как синоним и правопреемник древнего названия "Туркестан", зафиксированного в письменных источниках, прежде всего потому, что среднеазиатское междуречье, во-первых, является одним из районов первоначального обитания тюрко-язычных народов в глубокой древности, а во-вторых, колыбелью оседло-земледельческой и городской культуры древних тюрков.

    Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков кочевого

Под узбеками в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 миллиона, по Вамбери), в Хиве (около 257 тысяч, по Кузнецову), в афганском Туркестане (200 тысяч, по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579 740 человек, по Аристову), общей численностью в 2 037 240 человек, занимая в этих территориях с 16 века положение политически господствующего элемента.

Самое название «узбеки» имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек – старинное, встречающееся еще в памятниках 12 века собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в 14 веке, в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами.

Начиная со второй половины 15 века, джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465 — 66 годах) имя узбеков сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце 15 и первой четверти 16 века потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с севеверного побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах.

Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с , получил общее название «узбеки». В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру.

Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеками. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения – таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем «узбеки» стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и так далее.

До какой степени термин «узбеки» потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов).

Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий узбеками те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с , сартами и и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе. Их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, «чистые» узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе узбеков говорить нельзя.

В характере узбеков очень ярко проявляются типичные черты тюрок: солидность, прямота, честность, отсутствие суетливости, угрюмая тяжеловесность – и в то же время инстинкты воина и повелителя.

Наиболее чистый тип сохранился у хивинских узбеков, которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как . Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный.

У бухарских узбеков заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских узбеков уже трудно отличить от сартов. 11 узбеков Зеравшана, по Федченко, дали 1664,30 (рост) и 83,24 (головной указатель). 33 узбека Самарканда, по Уйфальви - 1678,30 (рост) и 84,01 (головной указатель). Узбеки Ферганы, по Уйфальви - 1670,50 (рост) и 86,13 (головной указатель).

Громадное большинство узбеков ведет оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием и отлично усвоив от своих культурных предшественников искусство орошения полей.

Кочующих узбеков очень немного: в восточной Бухаре и, в особенности, по левому берегу Аму-Дарьи, в афганских владениях. Полукочующих, летом переходящих со своими стадами с места на место, а зимою пребывающих в постоянных зимних жилищах (кишлак), — гораздо больше (преимущественно в восточной Бухаре), но переход этих элементов к — дело ближайшего будущего. При всем сходстве внешнего быта оседлых узбеков с сартами и таджиками, замечаются и некоторые различия.

Традиционный костюм

Одежда узбеков из более плотных материй и не так широка, как у таджиков. Вместо тюрбана они часто носят высокую меховую папаху, более широкую, чем у туркменов, и более низкую, чем у сартов. Женщины одеваются по-туркменски: только праздничный головной убор выходит из употребления.

Традиционна пища

Как земледелец, узбек употребляет и мучную пищу, но молочная и мясная пища, даже конина, играет в обиходе узбеков такую же роль, как у номадов. Наоборот, стол сартов и таджиков ему совершенно чужд. Из напитков узбек употребляет чай, куртабу (разведенный в воде сыр) и айран; кумыса не пьет почти вовсе.

Традиции и обычаи

Старая привычка к жизни в шатре и на открытом воздухе и теперь еще сказывается: у оседлого узбека в обычае раскидывать войлочную палатку на дворе своей окруженной высокими стенами мызы и нередко проводить в ней зиму.

И в социальных обычаях узбеки сохранили много пережитков из прежней жизни номадов. Несмотря на вековое влияние мусульманства, браки заключаются непосредственно между молодежью, без вмешательства родителей, которые участвуют только в уплате калыма, состоящего из традиционных 9 голов скота. Игры, музыка, состязания и прочие развлечения, сопутствующие брачным празднествам – те же, что и у номадов. Как и у последних, женщина у узбеков во время родов подвергается сильнейшему встряхиванию, для ускорения родов.

Положение женщины гораздо лучшее, чем у сартов и таджиков; многоженство встречается только в высших классах, в Хиве – реже, чем в Бухаре и Коканде. Семейная жизнь отличается чистотой и мягкостью отношений, хотя патриархальная власть отца очень велика (даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первые в присутствии отца).

Религия узбеков

По религии узбеки — ревностные мусульмане, но далеко не столь фанатичны, как их арийские соседи. В их культе сохранились пережитки древних иранских влияний. В Хиве, например, празднование Норуза, то есть весеннего равноденствия, так же строго исполняется, как персами Ирана. Скакание вокруг огня, всячески оказываемое ему почтение, лечение лучами заходящего Солнца, наконец, древнеиранские солярные мифы - все это свидетельствует об исконном пребывании тюрок в территории нынешних узбеков и общении их с аборигенами иранского происхождения.

Предки узбеков стали объединяться с Х по XV век. Это привело к смешениям древнеиранского населения с древнетюркскими племенами в период между XI и XIII веками. Первые оседлые популяции (согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, говорившие на северо-восточных иранских языках), а вторые (то есть кочевники) включали в себя кипчаков, огузов, карлуков и самаркандских тюрок. Третий элемент был добавлен вторжением тюркских кочевых племён под предводительством Мухаммада Шейбани Хана в начале XVI века, когда узбеки уже сформировались. Именно в XIV веке появляются такие выдающиеся узбекские поэты как Хафиз Хорезми и Лутфи . Поэт Алишер Навои в своих произведениях, написанных в XV веке, упоминал этноним «узбек» как название одной из этнических групп Мавераннахра . С рубежа н. э . начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племён . Со 2-й половины VI в. н. э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, с кочевым, главным образом тюркоязычным, населением .

Среди согдийских документов начала VIII века на территории Согда был обнаружен документ на тюркском языке, написанный руническим алфавитом . На территории Ферганской долины обнаружено более 20 рунических надписей на древнетюркском языке, что говорит о наличии у местного тюркского населения в VII-VIII веках своей письменной традиции.

Арабское завоевание среднеазиатских земель, состоявшееся во второй половине VII - первой половине VIII века , оказало определенное влияние на ход этногенеза и этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к X веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стали фарси и тюрки.

В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного, тюркоязычного и арабоязычного населения. Процесс начала формирования этноса , впоследствии ставшего основой узбекской нации, особенно активизировался в -XII веках , когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемых династией Караханидов .

Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века . В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: кипчак , найман , канглы , хытай, кунграт , мангыт и др. Этноним «узбек» был привнесён в регион после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дештикипчакских кочевников (название кочевников Золотой Орды со времён Узбек-хана , XIV век), перекочевавших в Мавераннахр на границе -XVI веков во главе с Шейбани-ханом и под предводительством шибанидских принцев - Ильбарсом и Бильбарсом из севера за Сырдарьей и из южнорусских степей.

Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI-XII вв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дештикипчакские узбеки , пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом .

Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVI в. под предводительством Шейбани хана , застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.

Процесс формирования современного узбекского народа протекал в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров наречия .

Ещё в 1870-х годах отмечали, что «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов» . По словам Е. К. Мейендорфа, побывавшего в Бухаре в 1820 году, «отличаясь друг от друга во многих отношениях, таджики и узбеки имеют много общего…» . Общность культур современных узбеков и таджиков объясняется историей формирования этих народов. В их основе лежит одна и та же древняя культура населения земледельческих оазисов. Этнические группы носителей иранских языков являются предками таджиков, а группы носителей тюркских языков - тюрков, стали предками узбеков .

Узбеками называется оседлое племя, занимающееся преимущественно земледелием и населяющее пространство от южного берега Аральского озера до Камула (в сорокадневном пути от Хивинского ханства). Племя это считается господствующим в трех ханствах и даже в Китайской Татарии. По словам самих узбеков, они делятся на тридцать две тайоры, или отрасли .



Рассказать друзьям