Когда родился аксаков сергей тимофеевич. Задание по литературе (6 класс): краткая биография С.Т

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Знаменитый русский писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (родился в Уфе 20 сентября 1791 г., умер 30 апреля 1859) происходил из старинного дворянского рода. Под влиянием матери, женщины, по тому времени, очень образованной, Сергей Аксаков с раннего возраста перечитал все доступное ему, что можно было достать в Уфе, затем был отдан в Казанскую гимназию, где, между прочим, учение было прервано на год вследствие тоски мальчика по дому. В 1805 г. Сергей был переведен в недавно основанный казанский университет (до 1808). Успеху его учения препятствовали, между прочим, увлечения Аксакова охотой всякого рода (травлей волков и лисиц, ружейной охотой, уженьем рыбы и ловлей бабочек) и пристрастие к театру. Первое сроднило его с природой, второе – заняло его ум театральными делами и при тогдашнем состоянии театра увлекло на ложную дорогу «возвышенной» литературы. Знакомство с Шишковым направило Сергея Тимофеевича Аксакова на путь славянизма, подготовившего и последующее славянофильство.

С 1812 Аксаков поселился в Москве, оставив службу, и сошелся с кружком московских театралов, под влиянием которых переводил Буало , Мольера и Лагарпа и горячо стоял за старое, напыщенное направление литературы (ожесточенная полемика с Н. Полевым ). В 1820 Аксаков женился на Ол. Сем. Заплатиной и уехал в заволжскую вотчину своего отца, село Знаменское или Ново-Аксаково, в 1826 окончательно переехал в Москву, где поступил в цензурный комитет. В 1834 – 1839 Аксаков служил в межевом училище (впоследствии Константиновском межевом институте) сначала инспектором, потом директором. В 1837 Сергей Тимофеевич получил от отца большое наследство, что позволило ему широко и гостеприимно жить в Москве частным человеком. Аксаков обладал сильным, здоровым и крепким телосложением, но с середины 1840-х гг. начал хворать (глазами); за последние годы болезнь приняла мучительный характер.

Портрет Сергея Тимофеевича Аксакова. Художник И. Крамской, 1878

Литературная деятельность Аксакова началась рано. В 1806 он завел с А. Панаевым и Перевощиковым «Журнал наших занятий», где проводил идеи Шишкова. Таковы были художественные склонности Аксакова до начала 1830-х годов, когда под влиянием своего сына, Константина Сергеевича Аксакова , Павлова, Погодина и Надеждина вкусы Сергея Тимофеевича принимают другое направление. Знакомство и близость с Гоголем (с 1832) имели решающее влияние на перелом в воззрениях Аксакова. Первым плодом его был очерк «Буран» (Альманах «Денница» Максимовича 1834). Очерк имел большой успех, и Аксаков уже не сходил с пути, на который его толкнул Гоголь. «Записки об ужении рыбы» (1847), «Рассказы и воспоминания охотника» (1855) создали славу Аксакову удивительно цельным и ясным отношением к природе, художественностью слога и описаний, а успех «Семейной Хроники», начатой еще в 1840 г. и законченной в 1856 (отрывки в Московском Сборнике 1846 г., без имени автора) превзошел все надежды автора. Критика как западническая, так и славянофильская , ставила Сергея Аксакова рядом с Гомером , Шекспиром , В. Скоттом ; но первая (Добролюбов) выводила из «Семейной Хроники» мрачную картину деспотизма русской помещичьей жизни, вторая – (Хомяков) утверждала, что Аксаков первый взглянул на нашу жизнь с положительной точки зрения. На самом деле, Сергей Тимофеевич рисовал портреты близких ему по духу и крови людей непосредственно. «Детские годы Багрова-внука» (1858) слабее, потому что автор относится не с такой любовью к предмету своего изображения и только старается быть непосредственным. Успех их был меньше, как и «Литературных и театральных воспоминаний». Последняя повесть «Наташа» (выход замуж сестры Аксакова за известного профессора Карташевского) осталась неоконченной.

Быть может, трудно было бы найти другой пример значения теоретических воззрений для художественного творчества чем то, которое представляет собою замечательная и поучительная история литературной деятельности Аксакова. Идеи ложного классицизма , смешанные с еще более ходульными идеями литературного славянизма школы Шишкова, положительно мертвили художественное дарование Сергея Тимофеевича Аксакова, но влияние Гоголя, освободившее его от всех риторических ходулей и разрушившее его прежнее литературное понимание, пробудило долго дремавшие силы уже в возрасте, когда можно было скорее ожидать их ослабления.

, Москва) - русский писатель , государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик , мемуарист , автор книг о рыбалке и охоте , лепидоптеролог . Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов : Константина , Ивана и Веры Аксаковых . Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук .

Детство и юность

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи . Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать - Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым .

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково , среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович.

Ново-Аксаково

В возрасте восьми лет, в 1799 году, Аксаков был определен в Казанскую гимназию . С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-й курс новообразованного Казанского университета , Аксаков стал в нём студентом.

В годы своей учёбы в Казани (1804-1807) Аксаков участвовал в издании рукописных журналов: «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них появились его первые литературные опыты - стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. Карамзинизм юного Аксакова длился недолго и сменился другой крайностью. В это время он прочитал «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова и стал ревностным сторонником его литературно-лингвистической теории. Приверженность эта, однако, у него носила скорее характер идеологический и теоретический, чем практический, поскольку она слабо влияла на поэтику и стилистику его литературного творчества.

С 1806 года Аксаков принимал участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. В июне 1807 года он переехал в Санкт-Петербург .

Воспоминания детства и юности Аксакова впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

Ранний период литературной деятельности

Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность. В г. он переводит «Школу мужей» Мольера , в для бенефиса Шушерина «Филоктета» Софокла (с французского языка), «8-ю сатиру (На человека)» Буало (). Несколько позже - комедию Мольера «Скупой » () и роман В. Скотта «Певериль» ().

Среди поэтических произведений того времени стоит отметить стихотворение «Уральский казак» (1821), хотя сам он впоследствии характеризовал его как: «слабое и бледное подражание „Чёрной шали“ Пушкина ». В том же году в «Вестнике Европы» им публикуются «Элегия в новом вкусе» пародия на романтическую школу В. А. Жуковского и остро полемическое «Послание кн. Вяземскому».

Несмотря на свое нерегулярное участие в литературной и театральной жизни Москвы , Аксаков все же является в ней довольно заметной фигурой, и 1821 году он избирается в Действительные члены «Общества любителей российской словесности » при Московском Университете .

Аксаков - цензор

Серьёзную проблему для Аксакова-цензора представляла необходимость курировать журнал «Московский телеграф». Как уже отмечалось, издатель его Н. А. Полевой во многом был идейным противником Аксакова и естественно подозревал его в предвзятости. В первый период его цензорской деятельности между ними регулярно возникали трения, и когда в 1830 году руководство вновь возложило на него чтение этого журнала, Аксаков отказался от этого, чтоб не подавать сомнения в своей объективности.

К своей деятельности цензора Аксаков подходил исключительно добросовестно, обращая внимание не только на содержание, но и на художественное качество текстов. Он не отличался особой суровостью, но и либералом тоже не был. Так он приостановил из-за неблагоприятной политической ситуации публикацию «Марфы посадницы» М. П. Погодина , которую сам же ранее разрешил, внес серьёзные купюры в «Стихотворения» А. И. Полежаева .

В 1831 г. вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором была опубликована статья Н. И. Надеждина «Современное направление просвещения», вызвавшая неудовольствие властей. Аксаков как цензор получил выговор. В ответ он написал резкие по форме объяснительные письма начальнику жандармского управления в Москве и самому руководителю III Отделения А. Х. Бенкендорфу .

Новое строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» И. В. Киреевского в № 1 журнала «Европеец ». Журнал был закрыт.

Мнение руководства о деятельности Аксакова становилось все менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Е. Фитюлькина, вызвавшей вновь гнев императора. В феврале г. Аксаков был уволен из Цензурного комитета .

Театральная критика

До середины 1820-х годов театральная критика в периодической печати в Российской империи была под запретом. Но к концу десятилетия цензурные ограничения стали ослабевать, и конечно, страстный любитель театра Аксаков немедленно включился в эту деятельность, став одним из первых русских театральных критиков. В 1825 году в «Вестнике Европы » публикуются его «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве», а с 1828 по 1830 он становится постоянным театральным обозревателем «Московского вестника ». С середины г. по его инициативе при этом журнале выходит специальное «Драматическое добавление», в котором он совмещает деятельность автора и редактора. Кроме того, целый ряд статей был им опубликован в г. в «Галатее» и в в «Молве».

Большинство этих публикаций были опубликованы анонимно или под псевдонимами, так как Аксаков не мог по этическим причинам открыто совмещать работу цензора и литератора. К настоящему времени выявлены, вероятно, ещё далеко не все его театрально-критические работы. Некоторые историки литературы, например, предполагают, что нашумевший цикл театрально-критических статей публиковавшихся в «Молве» в 1833-1835 гг. подписанных инициалами П. Щ. также принадлежит его перу.

Заметки Аксакова довольно просты по форме и посвящены главным образом разбору игры актёров, их взаимодействию и соответствию сценических приемов содержанию роли. Много внимания он уделяет борьбе со штампами и устаревшей сценической манерой, декламацией нараспев. Аксаков редко теоретизирует, но, несмотря на это, его эстетическая позиция очень определенна и последовательна. В основе её лежат требования «изящной простоты» и «натуральности».

Аксаков одним из первых оценил талант и значение для русского театра М. С. Щепкина и П. С. Мочалова . В г. после поездки в С.-Петербург он опубликовал два «Письма из Петербурга к издателю „Московского вестника“», в которых дал замечательную сравнительную характеристику манер игры П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина . Идеи, высказанные тогда Аксаковым, позднее были углублены и развиты В. Г. Белинским .

Литературная критика

В литературной биографии Аксакова заслуживает особого упоминания сложная история его взаимоотношений с журналом «Московский телеграф ». Издатель его Н. Полевой представлял либеральное направление в русской журналистике и был во многом идейным противником писательского круга, к которому Аксаков принадлежал. Сам Аксаков занимал позицию, скорее, сочувствующего наблюдателя, чем участника полемики: известно всего несколько статей на эту тему, среди которых: «Ответ на антикритику г-на В. У.» (1829), «Ответ г-ну Н. Полевому» (1829) «Разговор о скором выходе II тома „Истории русского народа“» (1830). Фактом этой полемики стал и демонстративный выход Аксакова 1829 году из членства в «Обществе любителей российской словесности» в знак протеста против избрания членом этого общества Н. Полевого . В ходе полемики с «Московским телеграфом» Аксаковым было опубликовано и «Письмо к издателю „Московского вестника“ <О значении поэзии Пушкина>» (1830 год). Заметка эта примечательна тем, что в ней Аксаков не только дал высокую оценку творчеству Пушкина ещё при жизни поэта, но и защитил его от несправедливых нападок критики.

Последней его литературно-критической работой стала небольшая заметка «О романе Ю. Жадовской „В стороне от большого света“» опубликованная в «Молве» в 1857 году .

Аксаков - директор межевого института

В 40-х годах претерпевает коренные изменения тематика творчества Аксакова. Он приступает к написанию «Семейной хроники», а в г. его захватывает новый замысел: написать книгу о рыбалке . В -м он заканчивает над ней работу и в -м публикует под названием «Записки о рыбалке». Книга стала событием литературной жизни и заслужила единодушной одобрение литературной критики. В г. выходит её 2-е издание, переработанное и существенно дополненное, а в г. - 3-е прижизненное.

Воодушевленный успехом Аксаков в г. принимается за написание книги об охоте . После трех лет напряженной работы в г. книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» выходит из печати.

Книга также приобрела большую популярность, весь тираж был распродан необыкновенно быстро. Отзывы критики были ещё более одобрительные, чем на книгу о рыбалке. Среди прочих, замечательную хвалебную рецензию написал И. С. Тургенев . Однако, при подготовке ко 2-му изданию () Аксаков неожиданно столкнулся с серьёзным противодействием цензуры. Лишь после напряженной и длительной борьбы ему удалось отстоять книгу.

Книги Аксакова о рыбалке и охоте были очень необычны для своего времени. От многочисленных руководств на эту тематику их отличал, прежде всего, высокий художественный уровень текста. Каждая главка книги представляла собой законченное литературное произведение - очерк, посвященный какому-либо элементу рыболовного и охотничьего снаряжения, тому или иному виду рыбы или птицы. Обращали на себя внимание поэтичные пейзажные зарисовки, меткие, остроумные описания рыбьих и птичьих повадок. Однако, в первую очередь, успеху книг у читателя способствовала особая авторская манера повествования, доверительная, основанная на богатом жизненном опыте, и личных воспоминаниях.

В процессе работы над «Записками ружейного охотника» Аксаков задумал издание ежегодного альманаха: «Охотничьего сборника», и в 1853 году подал об этом ходатайство в Московский цензурный комитет . Проект издания был отклонен. Причиной запрета послужила общая репутация семьи Аксаковых как нелояльной к действующей власти. К тому же и на самого С. Т. Аксакова, как на налицо «неблагонамеренное», ещё с начала 30-х годов было заведено и регулярно пополнялось личное дело в III Отделении .

Пока продолжалась бюрократическая процедура в Цензурном комитете , Аксаков написал более полутора десятка очерков и мелких рассказов о разных видах охоты. В итоге, после окончательного запрета на издание альманаха, из готовых материалов им был составлен и в г. опубликован сборник: «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Аксаков и позже, почти до самой кончины, не оставлял этой своей излюбленной темы, изредка публикуя небольшие очерки в периодической печати: «Пояснительная заметка к „Уряднику сокольничья пути“» (), «Замечания и наблюдения охотника брать грибы» (), «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье» () и д. р.

Мемуарно-автобиографическая трилогия

Рисунок из альбома Аксаковых

История написания «Семейной хроники» растянулась почти на полтора десятилетия. Начало работы над ней относится к -му году. Но вскоре Аксакова отвлекло от неё написание записок о рыбалке и охоте . Хотя он и не переставал размышлять о большом мемуарном произведении, но работа над ним возобновилась лишь в г.

По мере написания, книга публиковалась по частям в периодике: небольшой эпизод из неё появился ещё в г. в «Московском литературном и ученом сборнике». Спустя 8 лет, первый «отрывок» - в «Москвитянине » (), четвёртый - в «Русской беседе » () и пятый - в «Русском вестнике » (). Параллельно Аксаков работал над «Воспоминаниями», которые в г. под одной обложкой вместе с первыми тремя отрывками «Семейной хроники» вышли отдельной книгой. В том же году Аксаков во 2-е издание добавляет оставшиеся два отрывка, и «Семейная хроника», наконец, принимает свою законченную форму.

При подготовке книги к публикации Аксаков вновь столкнулся с цензурными трудностями, особенно в отношении отрывков «Степан Михайлович Багров» и «Михайла Максимович Куролесов». Но гораздо тягостнее цензурного давления для Аксакова была необходимость сопротивление многих родственников, опасавшихся публичной огласки теневых сторон семейной жизни, каких-либо тайн и неурядиц. Многие из упомянутых лиц были ещё живы, многие внутренние конфликты сохраняли ещё остроту. В итоге Аксаков был вынужден о многих событиях либо умолчать, либо упомянуть вскользь, намеком. Во многом из-за этих же причин Аксаковым не была закончена тематически примыкающая к «Семейной хронике» повесть «Наташа» (). В итоге было найдено компромиссное решение: отказаться от подробного рассказа о некоторых событиях и заменить реальные имена персонажей вымышленными.

«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество . Во втором рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. История женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. В итоге из разнородных и по теме и по стилю повествований складывается удивительно целостная картина провинциальной дворянской жизни конца XVIII века .

События, описанные в «Воспоминаниях» Аксакова происходили в период с 1801 по 1807 гг., в период его обучения в Казанской гимназии и Университете . В отличие от «Семейной хроники», материалом для которой служили преимущественно устные рассказы родных и близких, это произведение построено почти полностью на основе личных воспоминаний Аксакова. Тематически она также отличается от неё. Семейная тема отходит на задний план, и сюжетное развитие строится вокруг проблем, неизбежно возникающих в период взросления героя-подростка.

С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточено работает над написанием «Детских лет Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в -м, лишь небольшой отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология её сюжета восполняет «пробел» между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний», и охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 годы «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребёнка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия.

В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» Аксаковым была опубликована сказка «Аленький цветочек . (Сказка ключницы Пелагеи)». Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии, публикуясь отдельно, стала, наверно, самым популярным и часто издаваемым произведением Аксакова.

Сложившийся описательно-мемуарный стиль отразился даже на переписке Аксакова. Напр. его письмо к В. И. Безобразову по сути является воспоминаниями о другом известном мемуаристе Д. Б. Мертваго .

Аксаков и Гоголь

Аксаков познакомился с Гоголем в 1832 году . Это знакомство можно без преувеличения назвать судьбоносным, поскольку именно влияние Гоголя как писателя было одним из важнейших факторов предопределивших все направление зрелого творчества Аксакова. В истории их взаимоотношений чередовались длительные периоды тесного общения и наоборот взаимного непонимания. При этом Аксаков был одним из первых, кто не просто ценил талант Гоголя , но увидел в нём великого писателя.

Смерть Гоголя стала большим потрясением для Аксакова. Почти сразу им было опубликовано в «Московских ведомостях » «Письмо к друзьям Гоголя» (

Сергей Тимофеевич Аксаков

С.Т. Аксаков - всемирно известный писатель, стоящий в одном ряду с общепризнанными российскими классиками. Общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист. А также великий семьянин, отец большого и уважаемого в обществе семейства, любитель природы, заядлый охотник и рыбак.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе, в семье прокурора земского суда Тимофея Степановича Аксакова и дочери помощника Оренбургского наместника Марии Николаевны Зубовой. В семье было пятеро детей.

Благодаря матери он открыл для себя мир литературы. Серёжа рос в атмосфере большой любви и заботы и был очень любознательным и одарённым ребёнком: любил разыгрывать пьески из «Тысячи и одной ночи», декламировать стихи, рано приобщился к чтению. Любовь же к природе Серёжа унаследовал от отца.

Он получил хорошее образование для своего времени: в 1801 году он был определён в Казанскую гимназию, а в 1804 году стал студентом только что открывшегося Казанского университета. В студенческие годы Серёжа стал писать, увлёкся театром. Вместе с другом Александром Панаевым он выпускал рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших знаний».

Одним из увлечений студента Аксакова было собирание бабочек, которое, хотя и недолго, но всецело владело им и оставило в памяти глубокое впечатление. Сергей Аксаков и его друг Александр Панаев собрали в окрестностях Казани целую коллекцию, которая позднее, летом 1806 года, пополнилась новыми экземплярами, пойманными студентом Сергеем Аксаковым на каникулах в родном имении Аксаково в Симбирской губернии.

В 1808 году Сергей Тимофеевич Аксаков переехал в Санкт-Петербург, где получил должность переводчика в комиссии составления законов. Там он сблизился с поэтом Г.Р. Державиным, писателем, адмиралом и государственным деятелем А.С. Шишковым и другими литературными и театральными деятелями, проявляя большой интерес к искусству декламации.

В 1812 году Аксаков вернулся в родное имение в село Аксаково (Знаменское), посещая время от времени Петербург и Москву.

В 1816 году Аксаков женился на дочери суворовского генерала Ольге Семеновне Заплатиной, и молодая семья поселилась в селе Аксаково (Знаменское) Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.

В 1821 году Сергей Тимофеевич вместе с женой и детьми отправился в имение Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Он всецело отдался любимым занятиям: ружейной охоте, ужению рыбы, переписке с московскими друзьями и чтению книг и журналов.

У него и его жены было четверо сыновей: Константин, Григорий, Иван, Михаил и семь дочерей: Вера, Ольга, Надежда, Анна, Любовь, Мария, Софья.

Семья была дружной. Существование её покоилось на согласовании наклонностей всех её членов, на гармонии настроений и взглядов. В семье много читали вслух, устраивали детские костюмированные праздники и разыгрывали спектакли.

В 1826 году семейство Сергея Тимофеевича поселилось в Москве. Сильное увлечение театром способствовало его дружбе со многими театральными деятелями и его становлению как театрального критика. В 1827 году Аксаков получил должность цензора Московского цензурного комитета. В 1833 году он стал инспектором землемерного училища, а затем директором Константиновского межевого института.

Но службу Аксаков в 1839 году оставил, посвятив себя целиком литературной деятельности и общению с друзьями.

Двери дома Аксаковых всегда были открыты для гостей. В числе постоянных гостей здесь бывали писатели Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актёр М.С. Щепкин. Дом в Москве и подмосковное имение Абрамцево, приобретённое в 1843 году, стали своеобразным культурным центром, где встречались писатели и актёры, журналисты и критики, историки и философы.

Первым заметным опытом в прозе стал его очерк «Буран», опубликованный в 1834 году. Главное направление литературного творчества С.Т. Аксакова с этого момента - реализм.

В пятидесятые годы здоровье С.Т. Аксакова резко ухудшилось, но, несмотря на надвигающуюся слепоту, он продолжал работать. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий. Сказка «Аленький цветочек», написанная для внучки Оленьки, увидела свет в 1858 году. Сергей Тимофеевич Аксаков скончался 12 мая 1859 года в Москве.

Сергей Тимофеевич Аксаков стал известен во всём мире как мастер биографического жанра. В своих книгах он писал о преданиях своей семьи, своих впечатлениях от природы, о том, что хорошо знал и помнил. Он обладал незаурядным даром рассказчика, наблюдательностью, точностью и простотой языка, что и принесло ему заслуженное признание. Имя С.Т. Аксакова заняло достойное место в истории русской литературы.

Главный библиотекарь по краеведческой работе ОГБУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова» Клопкова Ольга Васильевна


* * *

Публикации:

    Кичина, Т.Е. С именем Аксакова : [о "хоровой поддержке" в продвижении имени С. Т. Аксакова на территории Ульяновской области] / Т. Е. Кичина// Симбирскъ. - 2014. - № 7. - С. 58-61: фот. ()

  • Клопкова, О.В. Сергей Тимофеевич Аксаков : [жизнь и творчество С.Т. Аксакова; аксаковские места России]; Викторина «С.Т. Аксаков и Симбирский край»] / О.В. Клопкова // Писатели-юбиляры: учебно-методическое пособие / авт.-сост. О.Ю. Феоктистова, С.И. Савинков. - М.: ООО «Юный краевед», 2016. - (Краеведческая выставка, 2016). - Приложение к журналу «Юный краевед». - С. 13-20. ( )

    Аксаковской тропою… : сборник материалов по итогам межрегиональной научно-практической конференции «IV Аксаковские чтения», посвящённой 225-летию со дня рождения С.Т. Аксакова / составитель Е. А. Мошкова; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова. - Ульяновск, 2016. - 158 c. ()

    Сергей Тимофеевич Аксаков : биобиблиогр. указ. / сост. Т. В. Ревякина; Ульян. обл. б-ка для детей и юношества. - Ульяновск, 2007. - 32 с. : ил. - (Писатели нашего края). ( )

    Аксаковы и Симбирский край : аннотированный рекомендательный список / составитель И. В. Бобылёва; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. - Ульяновск, 2016. - 12 с. ( )

    Собирание бабочек : методические рекомендации по работе над очерком С. Т. Аксакова «Бабочки» / составитель О. В. Клопкова; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. - 2012. - 64 с. ( )

  • Презентация «Вот ты какой, цветочек аленький!» К 155-летию сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.
Виртуальное путешествие по аксаковским местам.

В России много памятных мест, связанных с именем писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, его почитает вся Россия, дорог он и симбирско-ульяновскому краю.

Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.

Атмосферу в доме, в которой рос мальчик, отличало спокойствие, доброжелательность, уважение всех членов семьи друг к другу и стремление к образованию. Единственное, что омрачало безоблачную их жизнь – это тяжелое течение болезни мальчика. Из-за повторяющихся приступов он не мог постоянно посещать учебные заведения и поэтому вынужден был обучаться на дому.

Гимназию он начинает посещать в 1799 году. Когда гимназия приобрела статус университета, Сергей продолжил там обучение до 1807 года. Будучи юношей, он был участником группы любителей словесности. Этому способствовала его любознательность и большая тяга к чтению. Позже был увлечен деятельностью театра, пробовал себя в сочинении стихотворений, которые были размещены в местных литературных журналах.

После переезда, связанного с окончанием Казанского университета, из Москвы в Петербург, он назначен на должность переводчика, при этом не оставил литературную деятельность.

1811 год в жизни писателя вновь ознаменован переездом в Санкт-Петербург. Во время Отечественной войны он жил в одной из деревень Оренбургской области. Пребывая там на протяжении 15 лет, он занимался переводами.

От брака с Заплатиной О. С., зарегистрированном в 1816 году, у него было 10 детей. Семья была образцовой. Они дружно проводили время на природе, а в сезон охоты писатель с радостью брал с собой ружье. Получив приличное наследство от родственника, он занялся хозяйственной деятельностью. Позже, оставив хозяйство, вернулся в Москву. Однако, занимаемая там должность цензора имела драматическую развязку. Он был вынужден уволиться. Аксаков подвергался гонениям, например за то, что унизительно относился в произведениях к хранителям порядка.

Большое количество переводов, представляющих богатое наследие С. Т. Аксакова за этот период, представляет собой сочетание глубоких знаний русского слова, традиций, тонкой наблюдательности за окружающим миром: трагедия Софокла «Филоктет», комедия Мольера «Школа мужей», романа В. Скотта «Певерил Пик» и другие. В 1847 году свои реальные наблюдения за жизнью живого мира он обобщил в «Записках ружейного охотника», а в 1855 году - в «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Этот эрудированный, талантливый, увлеченный человек не ушел бесследно. Его имя увековечили, назвав его именем улицы многих городов, санатория, кратера на Меркурии.

Каждый творческий этап литературной деятельности Аксакова С. Т. – это время, богатое впечатлениями, которые в автобиографической прозе или описании природы, быта представлены на страницах произведений.

Жизнь известного деятеля, великого писателя оборвалась в 1859 году в городе Москва.

Вариант 2

С.Т. Аксаков – это выдающийся русский прозаик, публицист, философ, мемуарист. Он родился на Урале, в Уфе в дворянской семье, принадлежащей к старинному роду. Имение Аксаковых называлось Ново-Аксаково, а отец мальчика находился на государственной службе в качестве прокурора. Мать – домохозяйка. В семье издавна культивировалось хорошее образование и воспитание детей. Поэтому Сергей сразу же был погружен в атмосферу интеллигентности и интеллектуального труда.

В отрочестве С.Т. Аксаков учился в уфинской местной мужской гимназии, а потом поступил в Казанский университет, где проучился сравнительно недолго. Именно здесь он обнаруживает блестящие знания по гуманитарным дисциплинам и серьезно увлекается литературой, искусством, театром, стихосложением. В этот же период появились его первые лирические опыты. В эти же годы его также ждет театральный дебют на университетской сцене.

Но Аксаков не окончил полный курс университета. Он вынужден был перебраться в Петербург, где поступил на службу в Комиссию по составлению законов в качестве переводчика. Иностранные языки он знал хорошо. Но этот род деятельности также его не прельщал. Его продолжало тянуть в мир литературы. В этой сфере Аксаков постепенно обзавелся многочисленными знакомствами: начались походы по литературным салонам, кружкам, объединениям по интересам.

С наступлением 1816 года Аксаков решил жениться. Его избранницей стала О. Заплатина, с которой он поселился в родовом имении Ново-Аксаково. За годы счастливого брака, основанного исключительно на любви и взаимоуважении, у Аксаковых родилось десять детей. Родители уделяли много внимания их воспитанию и обучению – впрочем, как когда-то много внимания уделялось самому Аксакову в детстве. Семейные ценности стояли для него чуть ли не на первом месте.

Через десять лет после свадьбы Аксаковы переехали в Москву. Здесь Сергей Тимофеевич работал в качестве цензора, потом служил в Константиновском межевом училище инспектором. Там же он в скором времени стал директором.

Уделяя все больше свободного времени литературе, Аксаков написал очерк «Буран» в 1834 году. Именно это произведение дало «толчок» к другим более проблемным и личным произведениям автора. Об Аксакове заговорили как о писателе-автобиографисте впоследствии. Также его произведения проникнуты природоведческими предпосылками, написаны интересным, понятным языком. Аксаков также вплотную сотрудничал с толстыми критическими журналами, активно публиковал в них свои статьи по поводу произведений А.С. Пушкина. Н.В. Гоголя и других знаменитых современников.

Позднее дом Аксаковых в имении Абрамцево под Москвой стал центром русской культурной, литературной и философской мысли. Там собирались знаменитые люди, обсуждали насущные государственные проблемы.

Большой успех имело сочинение Аксакова "Записки об уженье рыбы", а также "Записки ружейного охотника", где писатель талантливо поэтизировал русскую природу и указал на ее неповторимость.

В конце жизни здоровье Аксакова ухудшилось. Он начал слепнуть. Ему стало уже трудно писать и вообще вести активную общественную жизнь. Автобиографичность присуща в большей степени его поздним произведениям, таким как "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука", сочиненные на основе детских воспоминаний и семейных традиций самого автора.

Как мемуарист Аксаков проявил себя в самые последние годы жизни – в 1858 – 1859 гг. Это знаменитые "Литературные и театральные воспоминания" и "Встречи с мартинистами".

Биография 3

Сергей Аксаков – замечательный литератор консервативного настроя по отношению к нововведениям в старой школе русского языка и литературы, из-за чего многие считали данного писателя узкомыслящим консерватором, однако, несмотря на это автор писал довольно достойные произведения, которые впоследствии вошли в классику художественной отечественной литературы.

Родился будущий автор произведений в городе Уфа в 1791 году, в семье строго консерватора, его отца, который придерживался весьма строгих нравов, ставя в своей семье такие же строгие запреты на практически абсолютно всё, что в дальнейшем, конечно же, повлияло на мировоззрение юного Сергея. Его отец часто запрещал ему простые, казалось бы, вещи, например игрушки, которые отец не позволял ему трогать. Также он часто становился слушателем отцовских наставлений и проповедей.

Став юношей поступил в Казанский университет, после которого решил отправиться на службу, на которой вступил в кружок связанный с литературой, в котором познакомился с будущими литераторами, ему повезло, так как в кружке все придерживались довольно консервативных взглядов насчёт отечественной литературы, и презирали всяческие новшества. Там Сергею прививают любовь к литературе, и именно там он решает связать свою жизнь с литературой, после чего решает начать писать собственные литературные шедевры. Вместе с клубом они выпускают журнал, в котором он издаёт свои произведения. Его труды не остаются без внимания, и очень скоро он становится человеком, о котором все говорят, так как его стиль написания пришёлся очень многим людям по душе, из-за чего он начал издавать свои произведения в более именитых изданиях, чем клубный журнал.

Чуть позже он женится, и отправляется в своё имение в деревне. Там рождается его первенец, а затем и второй сын. В семье он придерживается тех же порядков, что и его отец придерживался при его воспитании.

В 1826 году он с семьей переезжает в Москву, где получает место цензора, а затем, упорно поработав некоторое время, получает место директора в одном из институтов города в 1835 году. Там он и продолжает жить и работать и, в конце концов, покидает мир ввиду старости.

Биография для детей 4 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Рэй Брэдбери

    Рэй Брэдбери, известнейший автор научно-фантастических произведений, чьи книги переведены более чем на 40 языков мира, родился 22 августа 1920 в городе Уокиган, штат Иллинойс, США, в семье наладчика телефонных линий и шведской иммигрантки

Русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик. Отец славянофилов И.С. Аксакова и К.С. Аксакова, мемуаристки В.С. Аксаковой.

Родился в небогатой, но старинной дворянской семье. Его отец Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Уфимского земского суда. Мать, Мария Николаевна Зубова, была дочерью помощника оренбургского наместника. Мария Николаевна с детства приохотила сына к чтению книг, привила ему любовь к литературе, театру, искусству. От отца юный Аксаков унаследовал любовь к природе, страсть к охоте и рыбалке, редкую наблюдательность. Детство будущий писатель провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково.

Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии (с 1799 года), преобразованной вскоре в Казанский университет (1804) , где он также продолжил учиться. В студенческие годы С. Т. Аксаков увлекся театром, принимал участие в деятельности «Общества любителей русской словесности». В университете Сергей Тимофеевич познакомился с преподавателем математики Г.И. Карташевским, оказавшим на него большое влияние. Впоследствии Карташевский женился на родной сестре Аксакова Наталье Тимофеевне.

Не окончив Казанский университет, будущий писатель переехал в Петербург (1807), где поступил на службу в Комиссию по составлению законов и Экспедицию о государственных доходах до 1819 года.

В 1816 году Аксаков женился по большой любви на О. С. Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турецкой княжны Игель-Сюм. Умная и образованная женщина, Ольга Семеновна всю жизнь была главным советчиком, первым читателем и литературным критиком Аксакова. У Аксаковых была большая дружная семья: четверо сыновей и шесть дочерей.

В 1827-1832 годах Аксаков служил в Московском цензурном комитете. В 1833-1838 годах стал инспектором, а затем и директором Константиновского межевого института. За время директорства Аксакова институт стал одним из образцовых учебных заведений. Московский период жизни С. Т. Аксакова ознаменовался новой деятельностью и новыми знакомыми. Среди них были писатель М. Н. Загоскин, поэт и критик С. П. Шевырев, журналист Н. И. Надеждин, драматург А. А. Шаховской, историк М. П. Погодин. Сам Аксаков в этот период плодотворно занимался переводами, литературной и театральной критикой, сотрудничал с журналами «Атеней», «Галатея», «Московский вестник». Крепкая дружба связала в эти годы С.Т. Аксакова и талантливого русского актера М. С. Щепкина.

В 1837 году Аксаков стал наследником большого имения (850 душ крепостных и несколько тысяч десятин земли) в Оренбургской губернии, где бывал лишь наездами. В 1839 году Сергей Тимофеевич по причине расстроенного здоровья вышел в отставку.

В 1843 году семья Аксаковых приобрела подмосковное имение Абрамцево. Там, на берегу живописной реки Вори, где часами просиживал с удочкой С. Т. Аксаков, в тихой уединенной усадьбе расцвел его талант натуралиста. Отойдя от служебных обязанностей, обосновавшись в милом его сердцу сельском уголке, Сергей Тимофеевич активно включился в литературную деятельность. Этому обстоятельству способствовало также тесное общение писателя с возвратившимся из-за границы Н.В. Гоголем, с которым семья Аксаковых была знакома с 1832 года.

Гоголь настаивал на том, чтобы Аксаков, обладавший замечательным даром рассказчика и декламатора, взялся за перо. Дебют писателя оказался весьма успешным и многообещающим. В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) - С. Т. Аксаков проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Критика очень благосклонно приняла нового писателя. Очень высокого мнения об «охотничьей» трилогии С. Т. Аксакова был И. С. Тургенев, с которым у Аксакова завязалась переписка и личная дружба. Его труды также были по достоинству оценены многими русскими учеными-натуралистами, такими как К. Ф. Рулье, В. М. Черняев.

Однако наиболее полно талант Аксакова-литератора раскрылся в его автобиографических произведениях: «Семейная хроника» (1856) «Детские годы Багрова-внука» (1858) и «Воспоминания» (1856), написанных им на основе реальных жизненных событий и семейных преданий. Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, Аксаков воссоздал в них дух и быт провинциальной дворянской семьи конца XVIII века в его повседневности. В этих произведениях с особой силой проявилась самобытность таланта Аксакова, заключавшаяся в характере и стиле его литературного языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Широкую известность приобрела сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», помещенная им в приложении к книге «Детские годы Багрова-внука». Сказку писатель посвятил своей маленькой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Это небольшое, по сути, самостоятельное произведение писателя подкупало читателей своим волшебным красочным сюжетом, яркими непосредственными характерами главных героев, необыкновенно певучим и образным языком.

Успех автобиографической трилогии С. Т. Аксакова был необычаен. Читатели и критика восторженно приняли книги нового талантливого мемуариста. На склоне лет к С. Т. Аксакову пришла широкая известность и признание. Однако писательский труд давался литератору с большими усилиями. Он почти потерял зрение, и ему приходилось диктовать произведения своим близким, полагаясь на их усердие и редакторский талант.

Весной 1859 года давно и тяжело болевший Аксаков скончался в Москве. После себя он оставил талантливое потомство, добрую память и прекрасные, ставшие хрестоматийными произведения. Сергей Тимофеевич Аксаков был похоронен в Москве в Симоновом монастыре, в советское время перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Дети:

Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; холост.

Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.

Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта).

Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.

Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.

Ольга (1821—1861), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету.

Надежда (1829—1869), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.

Любовь (1830—1867) - художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре.

Мария (1831—1908) - жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.

Анна (1831—?), умерла в детстве.

Софья (1834—1885).

Память

В настоящее время в Уфе находится Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова.

В Государственном историко-художественном и литературном музее «Абрамцево» часть экспозиции Главного усадебного дома посвящена семье Аксаковых и гостям их дома.

В с. Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области открыт памятник С. Т. Аксакову.

В с. Надеждино Белебеевского района Оренбургской области открыт памятник Аксакову.

В г. Уфа открыт памятник С. Т. Аксакову.

Ежегодно в Музее-заповеднике «Абрамцево» проводятся Аксаковские чтения.

Ежегодно там же проводится Всероссийский фестиваль «Аленький цветочек».

Ежегодно с 1992 года в Уфе проводится Международный Аксаковский праздник.



Рассказать друзьям