Комиссия по трудовым спорам — для чего это нужно? Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС).

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по трудовым спорам на предприятии

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение вводится в соответствии с Трудовым кодексом.
1.2. Комиссия по трудовым спорам (далее - "КТС") является органом рассмотрения индивидуальных трудовых споров, возникающих на предприятии.
1.3. Согласно Трудовому кодексу РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в КТС.
1.4. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
1.5. Индивидуальный трудовой спор рассматривается в КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
1.6. Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
1.7. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.
1.8. Решение об отказе в рассмотрении заявления работника в случае пропуска установленного срока обращения в КТС принимается комиссией после рассмотрения причин попуска этого срока.

2. ОБРАЗОВАНИЕ КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

2.1. КТС образуется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников.
2.2. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем предприятия.
2.3. КТС из своего состава избирает председателя комиссии, заместителя председателя и секретаря комиссии.
2.4. КТС имеет свою печать.
2.5. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем. Для организационно-технического обеспечения деятельности КТС (делопроизводство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) решением руководителя предприятия назначается постоянный работник.
2.6. Члены комиссии могут быть исключены из нее в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Решение об исключении члена КТС из ее состава принимается большинством голосов по результатам открытого голосования.
2.7. В случае исключения из состава КТС одного или нескольких членов состав комиссии пополняется в порядке, установленном для образования комиссии.

3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА В КТС

3.1. Все заявления работников, поступившие в КТС, регистрируются в Журнале регистрации заявлений в комиссию по трудовым спорам, где указываются дата поступления заявления по трудовому спору, Ф.И.О., место работы и должность работника, о чем спор и срок принятия решения КТС по данному спору.
3.2. Комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.
3.3. Спор рассматривается в присутствии работника или уполномоченного им представителя. Права представителя работника подтверждаются письменным заявлением работника, уполномочившего его.
3.4. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению.
3.5. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительной причины комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Положением.
3.6. КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии, руководство предприятия, фигурирующего в рассматриваемом вопросе, обязано в установленный срок представлять необходимые документы.
3.7. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
3.8. На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

4. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КТС И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

4.1. Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
4.2. В решении КТС указываются:
- наименование предприятия либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения предприятия, - наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
- дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора, существо спора;
- фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;
- существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
- результаты голосования.
4.3. Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

5. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ КТС. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ КТС

5.1. Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
5.2. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
5.3. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.
5.4. В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
5.5. В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.
5.6. Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

Трудовая деятельность не может быть абсолютно лишена конфликтных ситуаций, которые возникают как между сотрудниками внутри структурных подразделений, так и между работником и работодателем.

Не важна причина конфликта и принадлежность работника к той или иной категории сотрудников. Главное – это юридическая грамотность в рассмотрении получившегося конфликта. И здесь в обязательном порядке необходима комиссия по трудовым спорам, целью функционирования которой и является рассмотрение таких вопросов.

Образование согласно законодательным актам

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, любой трудовой конфликт на предприятии должен быть рассмотрен комиссией по трудовым спорам. Для того чтобы такой орган мог выполнить свои прямые функции, он должен быть создан. Сам процесс образования проходит в соответствии с установленной процедурой, закрепленной ТК РФ.

Причиной создания или созыва органа может стать как заявление самого работодателя, так и работника, то есть инициировать образование трудовой комиссии может каждая из сторон спора .

Также следует знать, что комиссия может создаваться для решения одного спора, но может продолжить функционирование в том же составе и для дальнейшего рассмотрения конфликтных ситуаций. Действующим законом не определен срок действия структуры .

Главный принцип создания : представители от работодателя и рабочего должны быть в равном соотношении. В свою очередь, представители от лица работодателя непосредственно назначаются самим руководителем предприятия (если спор имеет место быть в индивидуальном предприятии, назначение осуществляется физлицом).

Выбор же представителей от рабочего коллектива может осуществляться только на выборных основах при коллегиальном созыве работников, например, на конференции трудового коллектива . Можно также осуществлять делегирование представителей, которые потом будут утверждены или отклонены на коллективном собрании.

Следует знать, что сам работодатель и представитель от трудового коллектива должны получить письменные документы о необходимости созыва такого органа и отреагировать в течение 10 дней с момента получения, направив в комиссию своих представителей.

Все члены должны быть предупреждены о том, что они входят в состав не только устно, но и письменно.

Орган такого значения может быть создан не только на уровне самой компании, но и на уровне его структурных подразделений. Процедура создания аналогична .

Совет по решению конфликтных ситуаций такого значения должен иметь свою структуру, именно поэтому путем голосования необходимо назначить председателя органа, его заместителя, а также секретаря. Также такая организация имеет свою печать.

Говоря об образовании, необходимо упомянуть о том, что, если предприятие в лице руководителя отказывается создавать такую комиссию или не подчиняется ее решению, не наделяя ее теми полномочиями, которыми она должна обладать, к нему может быть применена административная ответственность .

Необходимо запомнить, что согласие работодателя на образование компетентного органа по спорам строго обязательно.

Когда все сотрудники предоставят свое согласие на участие, в обязательном порядке должен быть сформирован приказ руководителя. Без него создание будет не легитимным. Документ печатается на специальном бланке – фирменном. При его отсутствии — на простом белом листе.

В приказе должно быть указано обязательно:

  • название организации;
  • дата создания;
  • город;
  • причина создания комиссии, например, по инициативе профсоюза, по причине обращения Иванова И.И. и т.д.;
  • члены комиссии с определением структуры: кто будет председателем, секретарем и т.д.

Приказ должен быть подписан генеральным директором предприятия . Его копия или скан должны быть доведены к сведению всем работникам.

Компетенция, состав, полномочия

Состав комиссии:

  1. Представители работодателя, которые делегируются на основании приказа руководства.
  2. Представители трудового коллектива, представляющие интересы сотрудника, с которым возник спор.

Структура комиссии по трудовым спорам состоит из следующих:

  • председатель;
  • заместитель председателя;
  • секретарь.

Считается, что минимальное количество членов такого вот собрания не может быть менее 15 человек .

Самая главная функция – это рассмотрение индивидуальных споров , которые возникают в пределах одной организации. За пределы предприятия полномочия не «выходят».

Примечательной особенностью прав является то, что комиссия является самостоятельной единицей, она не подчиняется руководству. Также следует знать, что споры могут решаться за счет привлечения данных представителей как между руководством и текущими сотрудниками, так и теми работниками, которые уже не работают в данном учреждении.

Физические лица, которые претендовали на какую-либо открытую вакансию и не были приняты не по объективным причинам, могут также по заявлению обращаться в орган. Не принять к рассмотрению жалобу нет никаких оснований.

Компетенция и полномочия по поводу рассмотрения споров могут касаться следующих вопросов :

  1. Правильность, корректность, рациональность начисления заработной платы.
  2. Применение мер взыскания к сотруднику, в том числе взыскание из заработной платы.
  3. Условия труда, их надлежащее предоставление.
  4. Прием и увольнение с должности, понижение по штатному расписанию и т.п.
  5. Любые другие проблемные вопросы, которые не были решены в результате договоренности между субъектами.

Но в компетенцию данного совета не могут входить такие предметные области , как:

  • восстановление на должности после понижения;
  • восстановление на работе в любой должности после увольнения;
  • любого рода компенсационные выплаты, связанные с увольнением;
  • удержание средств на основании прогулов.

Все перечисленные предметные области уже входят в компетенцию суда и должны рассматриваться исключительно в судебном порядке, по решению которого и будет вынесен легитимный вердикт: восстанавливать на работу или нет.

Компетенция и полномочия определены также ТК РФ, статьей 385.

Главный вопрос, который волнует большинство: по чьей же просьбе такой компетентный орган может быть создан? По действующему законодательству, такая инициатива может исходить как от работника, так и от работодателя.

При этом желание о создании может подавать представитель работника, то есть профсоюзная организация. Кроме того, инициатива одновременно может исходить от обеих сторон – по согласованию.

Помимо этого, право созывать предоставлено также и бывшим сотрудникам, у которых еще остались спорные вопросы, а также претендентам на работу.

Другое дело, что не всегда возможно создание такого органа по просьбе самих сотрудников, которые даже имеют какие-либо веские претензии к своему работодатели.

Люди считают, что создавать такой орган не имеет никакого смысла, так как исход дела все равно предопределен. Кто-то не выступает с такой инициативой только по причине нежелания портить отношения в коллективе, боясь, что, несмотря на разрешение спорной ситуации, потом карьера сотрудника на данном предприятии будет предопределена.

Сроки обращения

По действующему законодательству каждый сотрудник может обратиться в такую комиссию в строго установленный срок – в течение 3 месяцев после того, как возник сам факт нарушения. Срок обращения может быть продлен только за счет уважительных причин, которые будут подтверждены документально, например, по причине болезни.

При этом для работодателя срок обращения установлен на протяжении года.

По итогу рассмотрения дела комиссия должна вынести соответствующее решение – официальный документ, который и будет юридическим основанием для дальнейших действий.

Следует отметить, что каждое решение должно быть правильно составлено, в том числе и в разрезе информативности. По действующему нормативно-правовому акту в решении обязательно должно быть отображено следующее :

  1. Полное наименование юридического лица, где такой спор рассматривается.
  2. Ф.И.О., занимаемая должность, квалификация, специальность и т.д. того сотрудника, который является одним из участников спорного конфликта.
  3. Дата принятия к рассмотрению поданного заявления.
  4. Дата, когда данный спор был рассмотрен на КТС.
  5. Суть конфликта, то есть предмет спора.
  6. Перечень всех лиц, которые присутствовали на рассмотрении дела.
  7. Само решение. Описание должно быть полным с представлением правовой сущности принятого решения, его соответствие законодательным актам (их следует указывать).
  8. Голосование и его результаты.

Это обязательные содержательные части Решения КТС , без которых документ может быть признан незаконным и его можно будет обжаловать в высшей инстанции – в суде.

Документ должен быть подписан председателем комиссии, проставляется печать.

Принятие

Кстати, копии решений в течение 3 дней после принятия должны быть вручены как работодателю, так и работнику. С ним каждая участвующая сторона должна ознакомиться.

Порядок рассмотрения

Дело заслушивается только в присутствии самого работника или его уполномоченного органа. Заседание КТС может проводиться при отсутствии заявителя только в том случае, если он дал на это свое письменное разрешение.

Если сторона не явилась на заседание, то тогда КТС переносится на другую дату. Если же на второе рассмотрение дела сотрудник также не явился, не предоставил оправдательных документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия, то тогда вопрос может быть снят.

При этом по закону никто не ограничивает неявившегося субъекта заново подать заявление.

На КТС можно приглашать свидетелей, консультантов, специалистов по трудовому праву и т.д., то есть всех тех, кто объективно может помочь решить конфликт законно.

По итогу проведения сборов обязательно ведется протокол, который должен быть подписан председателем и секретарем КТС.

Обжалование

После того как решение КТС было принято, то у всех участников процесса есть 10 дней на обжалование такого результата. Если в течение отведённого срока обжалование не поступило, то тогда в трехдневный срок после истечения 10 дней на обжалование решение должно быть принято.

Перенесение

Как было уже сказано ранее, заседание может быть перенесено по причине первичной неявки заявителя, то есть работника. При вторичной неявке такое заседании не переносится.

Образец заявления

Главным документом, которое должен подать работник для создания и созыва КТС, является заявление . Конечно, строго установленного бланка такого документа нет, но необходимо придерживаться общепринятой схемы .

В документе обязательно необходимо указать :

  • кто подает заявление;
  • контактные данные заявителя
  • на кого или на какую организацию подается;
  • причину подачи такого заявления, суть конфликта: что хочет получить субъект, дата подачи заявления, подпись.

К заявлению могут прилагаться приложения – документы, которые поясняют или уточняют сущность возникшего спора.

Заявление принимается, регистрируется и на нем проставляется штамп входящего документа. Потом уже должна быть начата процедура создания КТС.

Таким образом, при возникновении любого трудового спора необходимо обращаться с заявлением на создание соответствующей комиссии. Это способ не просто решить возникший конфликт, а рассмотреть его с разных сторон, доказав свою правоту. Рассмотрение дел таким образом не всегда идет во вред, как многие думают, а может, наоборот, сблизить работодателя и его сотрудников.

Принципы работы данной комиссии рассмотрены на видео.

Большинство граждан неразрывно связывают свое общее благополучие с собственной трудовой деятельностью. Как правило, люди обдуманно и осознанно подходят к выбору профессии, тем самым реализуя свое стремление к благополучию, ведь основная масса граждан проводит на рабочих местах значительную часть времени ежедневно. И даже если человек на своем трудовом поприще занимается любимым делом, и работа приносит неподдельное удовольствие, далеко не редкость, когда на службе возникают конфликтные ситуации. Вся деятельность граждан, которую, так или иначе, можно отнести к категории «работа», регулируется нормами, прописанными в Трудовом кодексе РФ. Если данные законодательные нормы не соблюдаются в отношении отдельного взятого работника или группы сотрудников, гражданин вправе отстаивать свои права. Первичным органом, призванным защищать интересы работников, является комиссия по трудовым спорам.

Что такое комиссия по трудовым спорам

Создание комиссии по трудовым спорам регулируется статьей 384 ТК РФ . Согласно положениям данной статьи, подобная комиссия создается на предприятии или в организации как по инициативе работников (работника), так и по инициативе руководства учреждения. Кроме того, инициировать создание КТС могут бывшие служащие, а также органы профсоюзов. Комиссия должна состоять из лиц, представляющих интересы руководителя и интересы служащих, причем количество представителей обеих сторон должно быть одинаково. Создается комиссия по трудовым спорам на основании письменного предложения одной из сторон о создании подобной комиссии. В течение 10 дней с момента получения предложения, уведомленная сторона обязана выдвинуть своих представителей для возможности разрешения возникшего спора по существу.

Состав комиссии

Как было сказано выше, количество представителей обеих сторон должно быть одинаковым. Члены комиссии, представляющие интересы руководства, назначаются работодателем, а члены комиссии по трудовым спорам, призванные отстаивать права работников, выбираются посредством проведения общего собрания служащих в организации. Кроме этого, путем проведения общего собрания подобные комиссии могут быть созданы во всех структурных подразделениях отдельной организации. Компетенция комиссии по трудовым спорам, созданного в отдельном подразделении, ограничена разрешением трудовых споров исключительно в рамках обозначенного подразделения.

Комиссия по трудовым спорам в своем составе имеет председателя, зампредседателя, а также секретаря, которые избираются из общего числа членов комиссии. Вся организационная деятельность комиссии по трудовым спорам, включая техническое оснащение, обеспечивается руководством предприятия.

Какие вопросы решает комиссия

Комиссия по трудовым спорам правомочна разрешать ряд спорных вопросов, возникновение которых возможно в процессе деятельности организации. КТС рассматриваются исключительно претензии материального или нематериального характера, именуемые индивидуальными трудовыми спорами. Подобные разногласия практически неизбежно возникают между руководством и членами трудового коллектива и зачастую основываются на незнании законодательства. Именно в целях объективного рассмотрения спорной ситуации и разрешения конфликта формируются комиссии по трудовым спорам. В компетенции этих образований регулирование следующих вопросов:

  • касательно заработной платы и прочих видов выплат работникам;
  • вопросы, связанные с нарушением пунктов трудовых договоров;
  • споры, возникающие в связи с правомерностью применения дисциплинарных взысканий;
  • начисление командировочных (сверхурочных);
  • прочие вопросы, носящие личный характер, которые работники и руководство не смогли урегулировать между собой самостоятельно.
  • восстановлением в прежней должности;
  • восстановлением в должности в связи с увольнением;
  • компенсационными выплатами в связи с вынужденными прогулами или начислением разницы в заработной плате из-за понижения в должности.

Окончательное решение по перечисленным пунктам может быть принято строго в рамках судебного разбирательства, однако, в порядке досудебного урегулирования та из сторон, чьи интересы нарушены, вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам для предварительного вердикта по существу возникшей проблемы. По некоторым вопросам, требующим обязательного досудебного рассмотрения, первичное обращение в КТС является обязательным.

Деятельность КТС

Всю работу подобных комиссий можно условно разделить на несколько этапов. Данные этапы подразделяются на:

  1. Обращение в КТС на фоне возникшего инцидента.
  2. Рассмотрение инцидента в порядке заседания.
  3. Сбор дополнительных доказательств при необходимости.
  4. Голосование членов комиссии трудового спора.
  5. Вынесение вердикта с его последующим исполнением.

Если в учреждении ранее не был создан подобная комиссия, работающие в организации граждане при возникновении спорных ситуаций, вправе обратиться с заявлением на имя руководителя, в котором будет выражено желание рассмотреть сложившуюся ситуацию в рамках заседания КТС. При наличии недопонимания с подчиненными и сам руководитель организации может стать инициатором создания комиссии для рассмотрения проблемы и принятия объективного решения.

Обращение в КТС

Первый этап - это обращение в КТС посредством заявления на имя председателя комиссии, которое пишется в свободной форме по общим правилам написания заявлений. В заявлении следует четко изложить возникшую проблему и свои требования по существу проблемы. В качестве дополнительной документации к заявлению прикладываются при наличии доказательства, если таковые имеются у заявителя. При отсутствии комиссии по трудовым спорам, таковой создается в десятидневный срок с момента получения письменного предложения о его создании. За обозначенные 10 дней стороны конфликта выбирают своих представителей в равном количестве. После того как делегатами сформирован необходимый кворум, сторонам конфликта на руки передаются протокола будущего заседания.

Заседание КТС

На заседании КТС обязаны присутствовать конфликтующие стороны. Допускается проведение заседание без основных фигурантов спора, когда не явившаяся на рассмотрение сторона уведомила об этом заблаговременно в письменном виде. Обычно просьба о рассмотрении спора заочно отмечается в первоначальном заявлении. Если кто-либо из фигурантов спора не явился, не предупредив заблаговременно, заседание переносится. В подобных обстоятельствах комиссия вправе не рассматривать конфликт вовсе, однако, это не мешает обратиться заинтересованным лицам с повторным заявлением о рассмотрении спора.

При проведении заседания члены комиссии обязаны руководствоваться основоположениями Конституции РФ о принципах всеобщего равенства перед законом. Принятие решений должно опираться на нормы действующего законодательства, рассмотрение споров обязано быть всесторонним, объективным и непредвзятым.

Важно! Комиссия по трудовым спорам не правомочен изменять судебные решения, вступившие в законную силу.

Дополнительные доказательства

Если для принятия решения имеющихся данных недостаточно, КТС вправе затребовать у руководства дополнительную документацию, которая поможет разъяснить ситуации. Такими документами могут быть:

  • бухгалтерская документация;
  • докладные записки;
  • акты о нарушении трудовой дисциплины;
  • объяснительные записки;
  • приказы и т. д.

Документы, представленные в качестве доказательств, могут потребоваться и в суде, если в досудебном порядке сторонам не удастся найти компромисс.

Голосование

Голосование проводится после того, как члены КТС в полной мере ознакомились с позицией сторон и изучили сопутствующие материалы по делу. Само голосование проходит в тайном режиме, то есть никто из членов КТС не оглашает свою позицию, а вердикт выносится на основании большинства голосов, полученных в письменном виде. Принять участие в голосовании должны не менее половины делегатов от одной и другой стороны спора.

Решение

Путем простого подсчета большинства голосов формируется окончательное решение членов КТС, в котором указывается суть спора, рассмотренные доводы и доказательства, правовое обоснование и итоговая часть с принятым решением. В течение трех рабочих дней фигурантам конфликта передаются экземпляры принятого решения. С момента получения на руки вердикта комиссии трудового спора сторонам предоставляется десятидневный срок на обжалование вынесенного решения в судебных инстанциях. Если по истечении декады никто из сторон не обратится в суд для обжалования вердикта КТС, по окончании отведенного на обжалование срока, ответственным лицам надлежит исполнить вынесенное КТС решение в течение трех дней. При этом если сроки на обжалование и на исполнение истекли, а работодателем не выполняются предписанные указания, работник вправе обратится в Службу Судебных Приставов, которые должны обязать руководителя организации исполнить решение КТС на основании вынесенного вердикта. При привлечении сотрудников ФССП руководству предстоит понести дополнительные убытки, связанные с оплатой исполнительного сбора.

Сроки обращения в комиссию трудовых споров

Законом отведен трехмесячный срок на обращение в КТС с момента, когда было осуществлено нарушение прав отдельного гражданина либо с момента, когда лицу стало известно о нарушении его интересов в рамках трудовой деятельности. Если срок был пропущен в силу уважительных причин, период, в который можно обратиться в комиссию, будет восстановлен.

Преимущества рассмотрения споров в КТС

Трудовое право регулирует область взаимоотношений работодателей и подчиненных, но не всегда директивы закона соблюдаются по факту. Лица, чьи интересы были ущемлены, правомочны отстаивать их всеми доступными способами. К ним можно отнести:

  1. Попытки самостоятельного ведения переговоров с руководством.
  2. Обращение в комиссию по трудовым спорам.
  3. Обращение с жалобой в Государственную трудовую инспекцию.
  4. Обращение в прокуратуру.
  5. Обращение с иском в судебные органы.

Значительная часть конфликтных ситуаций возникает из-за элементарного незнания норм законодательства. Когда не получается выстроить конструктивный диалог с руководством, обращение в КТС является оптимальным вариантом. Не вынося проблему за стены организации, стороны получат возможность разрешить конфликт лучшим способом. К основным преимуществам данного метода досудебного урегулирования спорных ситуаций можно отнести:

  • бесплатность и доступность;
  • объективность рассмотрения на основании норм действующего законодательства;
  • значительная быстрота рассмотрения, принятия решений и их последующего исполнения;
  • эффективность ввиду обязательности исполнения вынесенных вердиктов КТС.

Невзирая на то, что законодательством не предусмотрено обязательное создание КТС, руководителям компаний, чей штат превышает 15 человек, крайне желательно создать комиссию на постоянной основе. Авторитет руководства будет выше, если служащие будут знать, что в организации строго соблюдаются нормы трудового законодательства и любой инцидент будет непредвзято рассмотрен членами КТС.

Отсутствие финансовых затрат

Обращение в суд чревато существенными финансовыми тратами, несмотря на то, что работник освобожден от обязанности уплаты госпошлины при рассмотрении исков по трудовым спорам. Но так как далеко не все граждане обладают необходимыми юридическими познаниями, для полноценного представления собственных интересов придется потратиться на квалифицированного специалиста. Обращение в комиссию не сопровождается никакими затратами для заявителя, любой работник сможет самостоятельно отстаивать собственные интересы, начиная с этапа обращения в КТС, заканчивая самим процессом рассмотрения спора членами КТС.

Объективная оценка произошедшего

Любой инцидент рассматривается исключительно с точки зрения законодательных норм, без предвзятости и давления. Зачастую таким методом возможно разрешить споры, не вынося их за пределы организации, что удобно всем сторонам спорного вопроса. Вердикт КТС по юридической силе можно сопоставить с судебным решением - если вердикт не был обжалован в установленный срок, он является обязательным для исполнения наравне с судебным решением.

Быстрота рассмотрения

Обращение в иные инстанции, включая судебные органы, может растянуться на длительное время, тогда как разрешение ситуации в КТС осуществляется в сжатые сроки. Законом предусмотрены определенные сроки, в течение которых полученное заявление должно быть рассмотрено и комиссией должно быть вынесено решение. Кроме того, доказательную базу предоставить в КТС значительно проще, чем в иные инстанции, ведь все необходимые документы по необходимости должен предоставить руководитель организации, тогда как предоставление доказательств для иных инстанций заявитель должен будет взять на себя.

Альтернативные варианты решения трудовых споров

Кроме возможности рассмотрения трудовых споров, локально в КТС самой организации, граждане могут обращаться по данным вопросам в другие инстанции.

Суд

Любая из сторон трудовых отношений вправе обратиться с иском в суд. Сделать это можно и после вынесения вердикта КТС, если принятое решение не устраивает одну из сторон. Судом может быть отказано в рассмотрении дела по трудовым спорам в следующих случаях:

  • когда заявителем была проигнорирована необходимость попытки досудебного урегулирования путем обращения в КТС;
  • если по делу имеется вступившее в силу решенья;
  • когда нарушена подсудность.

Обратиться с иском в суд могут не только руководители предприятий, служащие, но и бывшие сотрудники, профсоюзные организации. Кроме этого, с иском в судебный орган вправе обратится прокурор. При этом сторонами спора будут являться работник и сама организация, руководитель которой выступает в качестве представителя интересов компании. И прокурор, и представители профсоюзных органов являются лишь участниками процесса даже в том случае, когда иск подается непосредственно ими.

Государственная инспекция по труду

Для разрешения спорных моментов, связанных с трудовой деятельностью, граждане также могут обратиться в Государственную инспекцию по труду, в компетенции которой находится рассмотрение трудовых споров. Жалобу в инспекцию можно отнести лично или отправить заказным письмом. Жалобу можно подготовить и в электронном варианте непосредственно на региональном сайте инспекции в специально предусмотренной форме. По принятой жалобе в течение месяца будет принято решение, которое впоследствии будет направлено заявителю и второй стороне конфликта. Решение инспекции может быть обжаловано в суде.

Прокуратура

При грубых нарушениях трудового законодательства граждане могут обратиться в прокуратуру. Обращение осуществляется в письменной форме. На рассмотрение дела уходит месяц, после чего жалоба может быть рассмотрена в прокуратуре либо перенаправлена в Государственную трудовую инспекцию. Так же как и в остальных случаях, решение органов прокуратуры может быть оспорено в суде, если кто-то из сторон неудовлетворен результатом рассмотрения.

Была ли Вам данная статья полезной?

Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников или работодателя. Данная комиссия призвана урегулировать разногласия по вопросам трудового законодательства между руководителем и работниками организации. Комиссия по трудовым спорам (КТС) позволяет эффективно и за короткие сроки защитить интересы сотрудников. Давайте рассмотрим, как образуются комиссии по трудовым спорам и в чем заключаются особенности заседания КТС.

КТС призвана разрешать противоречия, возникающие при реализации руководством организации законодательных норм, касающихся трудовой деятельности. Комиссия рассматривает жалобы действующих и уволенных сотрудников, а также тех, кого не приняли на работу без должных оснований. Комиссия по трудовым спорам призвана урегулировать следующие споры, связанные:

  • С оплатой труда работников организации;
  • С условиями трудового договора и его исполнением;
  • С выплатой командировочных или сверхурочных;
  • Со штрафами или взысканиями;
  • Другие вопросы, не решенные вместе с работодателем.

КТС не вправе рассматривать следующие вопросы:

  • Восстановление сотрудника в должности;
  • Причинение вреда работнику по вине организации;
  • Разница в зарплате в случае понижения в должности.

Работник может обратиться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.

Компетенции КТС определяются статьей 385 ТК РФ. В ведение комиссии входят только индивидуальные трудовые споры между работником и работодателем или коллектива с руководством организации.

Комиссии по трудовым спорам инициируются:

  • Сотрудниками;
  • Работодателем;
  • Органом, защищающим интересы работников (профсоюз);
  • По соглашению сторон.

Интересная информация

По статистике в комиссии по трудовым спорам обращаются для решения следующих ситуаций: 61 % — для взыскания заработной платы, пособий и иных обязательных социальных выплат; 1 % – восстановление на работе;
12 % – другие индивидуальные трудовые споры; 26 % – обжалование действий и решений органов власти и должностных лиц, нарушающих социально-трудовые права работников.

Сторонами определяется равное количество представителей. Для это рассылается письменное предложение о создании КТС сотрудникам и руководителю организации. В течение 10 дней стороны выбирают и направляют своих представителей. В комиссию по трудовым спорам входят представители каждой из сторон конфликта.

Делегаты от администрации компании назначаются руководителем. Члены рабочей группы выбираются на общем собрании сотрудников организации. Дополнительно орган по защите интересов работников вправе делегировать команду, которая будет утверждаться на общей конференции работников.

Созвать КТС также могут:

  • Бывшие сотрудники организации;
  • Трудоустраивающиеся граждане.

Юрист рассказывает о работе комиссии по трудовым спорам и ее преимуществах

Особенности заседания КТС

Процедура рассмотрения трудового спора регламентируется 387 статьей ТК РФ. Для признания заседания комиссии законным необходимо:

  • Ведение протокола заседания;
  • Присутствие заявленных членов со стороны сотрудника и работодателя;
  • Представителю или заместителю работодателя подписать протокол заседания.


Заседание КТС имеет ряд особенностей:

  • Обязанности секретаря и представителя выполняют представители каждой из сторон;
  • Если выяснится, что дело находится вне компетенции КТС, то комиссия вправе отказать в рассмотрении дела только после окончания заседания;
  • КТС не вправе поменять решение, вступившее в законную силу;
  • Когда заседание открыто, то каждый сотрудник вправе высказаться;
  • Спор разрешается в течение 10 дней;
  • Окончательное решение комиссии исполняется в течение трех дней после десятидневного срока для обжалования.

Комиссия принимает конечное решение путем тайного голосования членов КТС. Копии решения комиссии предоставляются работникам и работодателю в течение 3 дней после принятия решения.

В таблице представлены основные принципы рассмотрения трудовых споров

Принцип Описание
Демократизм при рассмотрении трудовых споров Участие работников в разрешении трудовых споров через своих предстателей (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, а также иные представители, избираемые работниками) (ст. 29 ТК РФ)
Равенство сторон перед законом Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституции РФ (ст. 2 ТК РФ)
Гарантированность государственной защиты участников трудовых отношений Право всех граждан на судебную защиту предусмотрено ст. 37 Конституции РФ, что юридически гарантировано ст.46 Конституцией РФ
Бесплатность, доступность обращения работников в юрисдикционный орган по трудовым спорам Работники освобождаются от уплаты пошлины и судебных расходов по требованиям, вытекающим из трудовых отношений (ст. 393 ТК РФ) и гл. 25 Налогового кодекса РФ
Гласность объективность и полнота исследования, законность. Рассмотрение трудовых споров уполномоченными органами проводится открыто, публично, где любая сторона вправе заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из его членов. Споры обязаны решаться в соответствии с законом, исследование материалов по делу должно проводиться объективно и полно, возможно привлечение экспертов и свидетелей, а также запрос дополнительных доказательств
Быстрота разрешения трудовых споров Законодательство устанавливает более краткие процессуальные и исковые сроки для разрешения трудовых споров.Процессуальные сроки – это установленный законом отрезки времени для процессуальных действий по начатому процессу: срок рассмотрения в суде, срок выдачи копий, решений и обжалований.Исковой или давностный срок — это установленный законом отрезок времени для обращения юрисдикционный орган для защиты нарушенного трудового права
Обеспечение реального восстановления нарушенных прав Исполнение решений юрисдикционного органа, рассмотревшего трудовой спор, обеспечивается в принудительном порядке с привлечением к юридической ответственности работодателя (административной, уголовной и гражданско-правовой)

В случае возникновения серьезных разногласий между администрацией и работниками любого уровня на предприятии начинает работать комиссия по трудовым спорам. Ее полномочия во многом сходны с судебной инстанцией, поскольку решения обязательны для исполнения. О том, как созывается и работает такой орган, подробно рассказывается в статье.

Подобная комиссия действительно обладает широкими полномочиями, которые во многом делают ее похожей на суд (хотя любая судебная инстанция, очевидно, является органом власти и обладает бо льшими правами). Законодательство определяет комиссию как орган, в котором происходит рассмотрение, анализ противоречий между сотрудниками и представителями работодателя, после чего принимаются решения по трудовым спорам.

Речь идет о тех разногласиях, которые касаются только трудовых отношений – т.е. они противоречия возникают в отношении применения соответствующих норм. Имеются в виду не только нормы действующих законов, но и требования внутренних документов на предприятии (например, должностных инструкций, самих трудовых договоров и т.п.).

Члены комиссии принимают решение, которое обязательно для выполнения. Сроки для выполнения – 3 рабочих дня. Постановление может быть и обжаловано (подобно судебному решению), но не позднее 10 рабочих дней.

Споры, которые рассматриваются в комиссии

Представители этого органа могут рассматривать не все категории споров, а только в пределах таких вопросов:

  1. Изменение некоторых условий трудового договора, с которыми не согласна какая-либо из сторон.
  2. Противоречия, возникающие в связи с условиями формирования зарплаты, а также компенсаций за работы в выходные дни, сверхурочные и т.п.
  3. Наложение каких-либо дисциплинарных взысканий (или их снятие) – например, выговора, штрафов за опоздание и т.п.

Споры, которые невозможно рассмотреть в КТС

Все остальные противоречия допускается решать только в судебном порядке. Это могут быть самые разные ситуации, наиболее распространены следующие:

  1. Любое изменение должности, в том числе и перевод на новое место работы в пределах разных филиалов/структурных подразделений.
  2. Отказ в приеме на работу нового лица.
  3. Восстановление на старом рабочем месте после увольнения (по любым основаниям).
  4. Компенсационные выплаты, связанные с ситуацией вынужденного прогула.
  5. Споры о выплате компенсации, связанные с тем, что сотрудник вынуждено перевелся на позицию, труд на которой оплачивается по меньшей ставке.
  6. Нарушения со стороны работодателя, которые связаны с обработкой личных данных сотрудников (в том числе данных документов).
  7. Претензии сотрудников, которые полагают, что они получили моральный ущерб в связи с дискриминацией по любому основанию (национальному, гендерному и т.п.).
  8. Также комиссия не может рассматривать и трудовые споры по ущербу, который причинил работник своей компании (например, порча имущества, хищение третьих лиц по причине недосмотра и т.п.).

Таким образом, даже если комиссия начнет совещание в связи с подобными проблемами и примет решение, оно не может считаться законным: возможно только обращение в суд.

Положение о КТС

Прежде чем созывать совещательный орган, работодатель должен позаботиться о том, чтобы обеспечить законность собрания. На каждом предприятии разрабатывается и подписывается Положение, в котором фиксируются основные моменты по работе комиссии. Типовая форма документа содержит такие разделы:

  1. Четкое перечисление полномочий КТС, обозначение предмета ее работы.
  2. Порядок созыва совещательного органа.
  3. Процедура работы органа – как, кто, в каком количестве будет заседать, как принимаются решения, какие подписываются отчетные документы и т.п.
  4. Конкретное описание прав и обязанностей членов, работающих в органе.
  5. Процедура обращения сотрудника в КТС: сроки, основания, порядок.
  6. Процедура принятия и оформления решений.
  7. Особенности исполнения принятых решений.

По сути все эти стороны работы регулируются ТК, поэтому компания вправе взять за основу именно действующий кодекс. Также образец документа можно скачать в открытых источниках – он выглядит так.




Порядок созыва и работы: пошаговая инструкция

В общем случае правом созыва обладают все участники трудовых отношений – как сам сотрудник, так и представитель работодателя. Причем они могут инициировать заседание и одновременно, т.е. подать соответствующее заявление совместно. Также правом инициирования обладают и представительные органы:

  • профсоюзы;
  • собрание работников.

Таким образом, даже один сотрудник может подать заявление с целью начать работу КТС.

Шаг 1. Подача заявления: образец

Чтобы комиссия начала работать и рассматривать конкретный трудовой спор, заинтересованному лицу следует подать заявление по установленному образцу. Типовой бланк разрабатывается в каждой компании, его вид стандартный:

  1. Шапка с указанием адресата (т.е. собственно комиссии) и заявителя (ФИО, должность).
  2. Предмет обращения – подробное, конкретное описание противоречивой ситуации (или набора случаев), которые считаются стороной несправедливыми. По мере необходимости свои утверждения обосновывают отсылками к нормам законодательства, собственного трудового договора, а также других документов (например, должностной инструкции).
  3. Просительная часть – одно или несколько требований (в виде перечня), которые предъявляет заявитель.
  4. Приложения – список оригиналов или копий документов, которые сторона приобщает к своему заявлению.
  5. Дата, подпись, расшифровка подписи (фамилия, инициалы).

Поданное заявление обязательно регистрируется во внутренних документах компании (в журнале регистрации). Ставится дата, подпись ответственного члена комиссии.

СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ. Важно понимать, что заявитель должен обратиться в КТС и подать указанное заявление в течение 90 календарных дней с момента возникновения противоречивой ситуации. Однако этот срок может быть и увеличен, если у сотрудника не было объективной возможности обратиться вовремя (например, он болел). Соответственно заявитель должен предоставить документы, которые доказывают факт уважительности причины.

Шаг 2. Формирование состава комиссии

После регистрации в журнале факта поступления заявления КТС должна приступить к работе в течение 10 календарных дней.

Комиссия всегда созывается только по необходимости. А ее состав определяется заранее, причем законодательство предусматривает только общие требования к членам:

  1. Их должно быть одинаковое количество от каждой стороны (например, 3 человека от коллектива и 3 человека от администрации).
  2. Они должны представлять интересы сторон (т.е. либо это сотрудники, либо представители работодателя, а не посторонние лица).

Таким образом, теоретически могут присутствовать любое (равное) количество членов. При этом они должны выбрать председателя и его заместителя. Кворум представляет наличие хотя бы половины представителей и с той, и с другой стороны.

Шаг 3. Начало работы: кто должен присутствовать

Заявитель должен обязательно присутствовать на всех заседаниях совещательного органа. При этом сотрудник может не явиться лично, а:

  • послать своего представителя;
  • указать в заявлении, что он согласен с тем, что дело будет рассматриваться без его личного участия.

Если заявитель не явился однократно, КТС откладывает совещание. Если же он не пришел во второй раз по неуважительной причине, КТС вправе приостановить работу. При этом работник может еще раз подать заявление и инициировать работу комиссии по тому же вопросу. Однако если сотрудник отзывает свое заявление, это означает, что он уже не сможет созвать комиссию по данному вопросу. Вместе с тем это не лишает его права обращения в суд.

Шаг 4. Порядок работы: образцы оформляемых документов

Орган рассматривает проблемные ситуации в ходе заседаний. Их может состояться довольно много, и практически по каждому рабочему дню члены КТС должны представить отчет – протокол определенного образца (конкретная форма устанавливается на предприятии).

В протоколе проставляют дату, отметку о явке всех членов заседания (в том числе и приглашенных свидетелей, наблюдателей, экспертов и т.п.). Фиксируют заявления сторон, ключевые моменты заседания, а также протоколируют все документы и другие доказательства, которые стороны представляют друг другу. По сути, заседание ведется аналогично тому, как оно идет в суде.

КТС должна использовать именно собственную печать, а не общий оттиск работодателя.

Шаг 5. Принятие решения

Совещательный орган принимает решения путем тайного голосования. Один человек дает один голос, причем решение принимается простым большинством. Если же количество голосов одинаковое, назначается дополнительное обсуждение до получения большинства.



Рассказать друзьям