Кому на руси жить хорошо проблематика. Нравственные проблемы в поэме некрасова кому на руси жить хорошо Кому на руси жить хорошо проблемные вопросы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проблема народного счастья в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Ну будет с вас!

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами

Горбатое с мозолями

Н. А. Некрасов

"Кому на Руси жить хорошо" должна была стать венцом творчества Некрасова, венцом,

посвящённым народу. Эта поистине "народная книга" чрезвычайно широко изображает жизнь

русского народа, с огромной высоты обозревает его проблемы развития, выражает его чаяния и

мечты, мысли и чувства. Это эпопея. Эта исключительная народность, впрочем, весьма

свойственная Некрасову, со всех возможных точек, сторон, углов отражает жизнь русского

крестьянства. Действительно, приводить одиночные факты, смотреть на всё только с одного

ракурса не таит в себе ничего сложного. Гораздо проблематичнее постараться объединить

казалось бы ничем не связанные друг с другом, разрозненные элементы для создания единой, не

теряющей при этом своей разносторонности и универсальности структуры. Это Н. А. Некрасов

успел уже сделать в даже незавершённой поэме. Он представляет на суд читателя всё, что

составляет жизнь каждого отдельного Гражданина: победы и поражения, радости и невзгоды,

ежедневная работа и кратковременный отдых, стремление к счастью, свободе и методы их

достижения. Полнота и правдивость, сложность формы и простота понимания - стержневые

каноны поэмы Некрасова-певца. Он желал с максимальной точностью показать крестьян в

сравнении с попами, помещиками, боярами, царём. Вторая часть замысла по известным причинам

не успела быть зафиксированной. Но и без неё Николай Алексеевич подтвердил свою

приверженность к народной теме, доказал, что он пишет о народе и для него. Уловите его боль,

сострадание, тоску, сокрушение, и в то же время гордость, веру, волю: он настоящий певец народа.

"В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай"… Вычислениями и проверкой своего

фарта мы заниматься не будем: всё, без сомненья, ясно. Пойдём лучше дальше. Семь странников

из уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из деревень Горелова, Дырявина, Заплатова,

Знобишина, Неелова, Разутова, томимые вопросом "Кому на Руси жить хорошо?", спорят и решают

не возвращаться домой до того времени, пока не найдут ответа на столь серьёзный вопрос. "Свой

брат крестьянин-лапотник, мастеровые, нищие, солдаты, ямщики" - "люди малые", у них

неугомонные правдоискатели не спрашивают в поисках ещё не появившейся на горизонте истины:

"Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются, какое счастье тут?" Крестьянская реформа от

разорённых, измученных голодом и непосильным физическим трудом, издевательством со стороны

помещиков крестьян; должна была повлечь за собой качественное улучшение их жизни. Должна

была, но не сделала; надежда не преобразовалась в желаемый факт. Не имевшие землю

крестьяне были обречены на ещё большее "рабство", им нужно было опять смириться со своим

тяжелейшим уделом (земли или несчастной долей?). Частично поменялись лишь действующие

лица: "теперь же вместо барина драть будет волостной". Поэт без намёков и умолчаний открыто

заявляет о деревенской нищете, всеобщем пьянстве среди озлобленных и утомлённых работой

крестьян, их безграмотности и топорности, низости взглядов ("Когда мужик не Блюхера и не

милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесёт?"). На помощь Некрасову приходят

"говорящие" географические названия; сам народ, откровенно выражающий свою жизненную

безысходность ("Тошен свет, хлеба нет, крова нет, смерти нет"):

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Заброшенной землёй;

Стоят деревни старые,

Стоят деревни новые,

У речек, у прудов…

"Эй, нет ли где счастливого?" На клич странников отзываются тощий, уволенный дьячок,

одноглазая старуха, солдат с медалями, каменотёс олончанин, дворовый человек,

крестьянин-белорус, "пасмурный" мужик. Для того чтобы бесплатно испить вина, они грешат

истинно человеческими качествами, не гнушаясь своими тривиальными и до предела низинными,

правдивыми для них и ложными по сути высказываниями о счастье. Разве ощущаешь всю полноту

счастья, "обогревая на солнце косу"? Разве жизненное счастье заключается в репах, огромной

физической силе, сытости? И наконец, "дворовый человек" счастливо кричит: "У первого боярина я

был любимый раб. С французским лучшим трюфелем тарелки я лизал", - таково опущенное до

"абсолютного нуля", упрощённое, не имеющее ни намёка на него счастье. Но есть ли всё-таки

среди крестьян люди, несмотря ни на что сохранившие исконно человеческие достоинство, честь,

доброту, великодушие? Оптимизм: загрузка… Ответ: "Есть!"

В части "Крестьянка" Некрасов знакомит нас с первым по большому счёту женским образом,

связанным с представлениями о матери, Родине. Матрёна Тимофеевна - щедрая, задушевная,

волевая, любящая, стойкая, трудящаяся женщина. Всё её существо, не взирая на бесхлебицу,

рекрутчину, смерть сына, свою крестьянскую долю, поёт с безмерной верой в светлое, великое

будущее народа. "Мне счастье в девках выпало: у нас была хорошая, непьющая семья", - начинает

счастьице". А вот, что она говорит о вероятно самом счастливом дне в своей жизни, когда она

возвращалась домой вместе с спасённым от службы мужем и сыном Лиодурошкой:

Хорошо, светло

В мире божием!

Хорошо, легко,

Ясно на сердце.

Мы идём, идём -

Остановимся,

На леса, луга,

Полюбуемся.

Именно в Матрёне Тимофеевне получило широкое распространение потенциальная мощь народа.

Его простота, духовная чистота, убеждённость в собственной победе. "Ключи от счастья женского,

от нашей вольной волюшкой заброшены, потеряны у бога самого"…

Какое место занимает счастье в жизни жителя деревни Босого Якима Нагого?

Непосредственность, чувство собственной правоты, достоинства; своенравие, исключительная

непорочность, искренность этого мужичка не могут не вызвать симпатии у читателей. Вот только…

"Пьём много мы по времени, а больше мы работаем", - он тут же прерывает нас, с полувзгляда

труде; в удовольствии, получаемом от разглядывания картин; ну и, конечно, в вине (in vino veritas,

не так ли?), от чарочки котрого "рассмеялась добрая крестьянская душа".

Одним из борцов за народное счастье является "просто мужик" Ермил Гирин. Суд решил

продать его мельницу. Во время торгов с купцом Алтынниковым в качестве залога ему стали

необходимы 1000 рублей, которых (что тут удивительного?) у него не было. Он отправился на

базарную площадь и просил людей выручить его. Помощь и без того бедных крестьян своему

товарищу говорит о их любви и уважении к Ермиле за его грамотность, ум, справедливость и

доброту. Ещё работая писарем управляющего вотчиной, "он и посоветует, и справку наведёт; где

хватит силы - выручит, не спросит благодарности". Когда умер князь, каждая вотчина должна была

избрать своего старосту. Им единогласно был выбран Ермил. Работая старостой, он для избавления

от рекрутчины младшего брата Митрия без очереди назначил вместо него сына Власьевны. Эта

оплошность в совокупности с его совестью чуть ни привели Гирина к самоубийству. "Имел он всё,

что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт, почёт завидный, истинный, не

купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдой, умом и добротой!" - восклицает поп. Но не

это счастье для Ермилы Ильича. Оно для него в другом: следовании самому себе; готовности к

борьбе, бунту за свободу, счастье русских людей.

Савелий-богатырь - дед Матрёны Тимофеевны, огромный, заросший, похожий на медведя

мужик. В лице этого смелого и непокорного богатыря Некрасов свидетельствует о зарождении

новой мятежной силы, готовой на деле биться против рабства; о пробуждении самосознания

крестьян. За стихийно организованное смертельное наказание своего управляющего Христьяна

Христьяновича Фогеля он двадцать лет находился в каторге, двадцать лет на поселении. Его

счастье - это сопротивление крепостническому обществу, неприятие смирения и терпения,

богатырский выход на борьбу за крестьянскую судьбу.

"Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути". Выбор - один из труднейших

жизненных моментов. Ошибка в выборе приведёт к недостижению полноты человеческого бытия -

счастья, разочарованию, поражению. Правильность выбора обеспечивает обретение себя, успех -

главное не свернуть с выбранного пути. Путь с наименьшим сопротивлением выбирает

большинство - безмолвная, безымянная, безвольная толпа. Это тропа широка, она пленяет

странников своей лёгкостью, здесь есть место каждому… рабу. Эта дорога не задаёт путникам

вопросы о "жизни искренней, о цели выспренней". Идущим по этому пути нужно больше

пространства: они увлечены сиюминутными ценностями: богатством, чином, уважением со стороны

коллег. Эта дорога привлекает своей начальной яркостью, сменяющейся затем обыденной

тусклостью и смертью.

"Взвесь силу гордую, взвесь волю твёрдую"! Уже к пятнадцати годам Гриша Добросклонов,

сын батрачки и дьячка, твёрдо определил свою стезю. "Сманила Гришу узкая, извилистая

тропочка". Он выбрал честный, а потому тернистый путь, подкреплённый верою в жизнь

родины-матери, непоколебимостью своих нравственных убеждений. Григорий уверен в том, что

народное счастье достижимо лишь посредством всеохватывающего активного выражения

несогласия, борьбы.

В каждом персонаже, действии, образе, слове Некрасов подчёркивает скорое исчезновения

существующего строя. Все помещики и "кругленькие" барины - последыши. Вот-вот пробьёт их час.

Они завершают продолжавшееся в течение столетий угнетение простого народа, многие из

которого считают безнадёжной крестьянскую судьбу. Но всё же значительное превосходство

имеют те, кто, окрылённые "в работе спасённым сердцем свободным" готовы к действенному

протесту. Казалось бесконечной толерантности крестьян пришёл конец, пришёл конец и

крепостничеству. Всё только начинается…

Школьное сочинение

Поэму "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов задумал как "народную книгу". Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.

В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы "Кому на Руси жить хорошо" близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они - символ пробуждающейся России.

Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель - найти "счастье мужицкое". И пока его не найдут, решили мужики

В домишки не ворочаться,

Не видеться ни с женами,

Ни с малыми ребятами...

Но и помимо них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них показан Некрасовым в главе "Пьяная ночь". Это Яким Нагой. В его внешности, речи чувствуется внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением. Яким спорит с "умным барином" Павлушей Веретенниковым. Он защищает мужиков от упрека в том, что они "пьют до одурения". Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова...

В главе "Счастливые" рассказывается еще об одном мужике - Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.

И чудо сотворилося

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Ермил наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил "из рекрутчины меньшого брата Митрия". Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.

Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-. разному. С точки зрения попа, это "покой, богатство, честь". По мнению помещика, счастье - это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти "громадная, к соблазну жадная идет толпа", пишет Некрасов.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны - собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он - сын дьячка, жившего "беднее захудалого последнего крестьянина", и "батрачки безответной". Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.

Лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка

Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье - в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается:

Ратпъ подымается Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!

И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом - счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного.

Николай Алексеевич долго думал над этим произведением, надеясь создать в нем «народную книгу», то есть книгу полезную, понятную народу и правдивую. В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Николаю Алексеевичу изучением народа, все сведения о нем, накопленные, по словам Николая Алексеевича, «по словечку в течение 20 лет».
Глеб Успенский

«Я думал», - говорил Некрасов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Хотя поэма «Кому на Руси жить хорошо» так и осталась незаконченной, но Некрасов выполнил обещание. Он действительно изложил в поэме все, что знал о народе, что привелось ему слышать из уст его.

Семь временнообязанных ушли искать правду о счастливом человеке. Поэт провел крестьян за собой по родной земле и показал, что счастливый человек тот, для которого

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего.

Свободу Некрасов считает первоочередной необходимостью.

В 1861 году власти дали крестьянам волю, но никто от этого счастливее не стал. Вообще, по-настоящему счастливого человека нет.

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - пишет в своей поэме Н.А. Некрасов.

Крестьяне освобождены, но теперь они сами себя закрепощают, так как не могут жить иначе. Они уже привыкли к этому порабощению. Они живут, как и перед отменой крепостного права: бедно, голодно, холодно. Крестьяне - люди, «досыта неедавшие, солоно не хлебавшие». В их жизни изменилась только в том, что теперь их «вместо барина будет драть волостной». Их тяжелая жизнь подчеркивается всем: описанием жизни народа в песнях, названием деревень, губерний и пейзажей:

Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож.

В поэме отчетливо видна вся правда народной жизни: показана безрадостная, бесправная, голодная ее сторона. «Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатками, горбатое с мозолями».

У каждого крестьянин есть свое понимание счастья, у одних оно связано с борьбой, у других с бездействием. Ища ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», странники приходят на ярмарку в село Кузьминское. Они, раздобыв водки с помощью самобранки, бросают в праздничной толпе клич: если есть кто счастливый, то ему нальют даром водки. Но оказалось, что все безумно счастливы.

Счастлив солдат, выживший в двадцати сражениях, старуха, у которой уродилось «реп до тысячи» на огороде и много таких «счастливчиков». Из всего этого вопрошающие поняли, что никто из них не понимает, что вообще означает слово «счастье».

Для попа - это «покой, богатство, честь», но покоя у него нет, он стал беден, так как стал совершенно нищ народ, а чести, как не было у попа, так и не будет.

Но в поэме есть крестьяне, которые не утратили способность к самопожертвованию, душевное благородство. К ним можно отнести Матрену Тимофеевну, Савелия , Якима Нагого, Ермилу Перина, Агапа Петрова и, конечно, правдоискателей. У них своя личная цель, поставленная в жизни, которая направляет их на поиски правды. Правдоискатели представляют счастье народное в вольготности и веселости их жизни:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось, вольготно, весело
На всей святой Руси.

В понимании Матрены Тимофеевны Корчагиной счастье немыслимо, если нет семьи и детей. Для нее счастье - терпенье, труд. Эта позиция близка и некоторым другим крестьянам.

Яким Нагой - это яркий образ правдолюбца, праведника, который пренебрег возможным финансовым благополучием, сделав выбор в пользу духовного преображения. Яким живет в условиях аналогичных другим, но раньше было скоплено у него с женой 35 целковых, но при пожаре он первым делом бросился спасать картинки, а его спутница - иконы. Значит, тяжелая жизнь не смогла убить его любовь к прекрасному. «Хлеб» душевный ему дороже хлеба насущного. Он, понимал всю ширину, необъяснимость души человека, его способность к борьбе, загубленную в вине, произносит пламенную речь:

У каждого крестьянина
Душа, что туча черная.
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова
Кровавым лить дождем,
А все вином кончается.

Также ярко выделяется образ Ермила Перина: чистого, неподкупного «заступника» народного. Но Н.А. Некрасов не показывает его идеальным героем, нет, он показывает, что Ермила - прежде всего человек, у которого есть родные, любимые люди. Ведь он хотел послать вместо Митрия сына крестьянки, но сам же и признался в своем проступке. Потом его посадили в острог, но мы точно не знаем за что именно: или за предательство крестьян, или за отказ их принять. Образ Перина свидетельствует о потаенных в народе духовных силах, богатых моральных качествах простого народа. Под счастьем они понимает правду, преданность, честность.

В поэме неотступно следует за странниками сказочный мир, где встречаются богатыри. Этим богатырем является Савелий. Он могуч, как Святогор - самый сильный, большой, но и самый неподвижный богатырь из всех. Он хочет избавиться от уз рабства, но для этого ничего существенного не делает. Конечно, Савелий вместе с корежскими мужиками освободились от Фогеля, но за это он отбыл двадцать лет в ссылке. К сожалению, на смену этому тирану придет другой. Савелий - стихийный бунтарь, обладающий своей народной философией: «Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть».

Даже крестьянское терпение для Савелия - олицетворение их силы:

Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина… леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной…
Всё терпит богатырь!

Но он не спешит делать преждевременные выводу касательно будущей судьбы крестьян:

Не знаю, не придумаю,
Что будет? Богу ведомо.

Он все пускает на самотек, что будет - знает только Бог. Но его понимание счастья - свобода, а это самое главное. Савелий не изменил своим мнениям, даже пройдя тернистый, трудный путь.
Слово «счастье» для каждого человека означает разное, а значит и дороги к его достижению разные

Одна просторная
Дорога - торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идет толпа
Другая — тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.

Первая дорога - дорога зла, дорога греха, по которой идут все богачи, которые не скупятся ничем. Другая дорога - дорога добра, честности и благодушия, но в тоже время это дорога бедноты, голода. Но люди, идущие по ней сильны, и если восстанут, то перед ними ничто не устоит. Им надо только «проснуться» от долгого сна, и они победят. Эту тему мы видим в легенде о «двух великих грешниках», которая призывает к пробуждению, зовет восстать против угнетателей.

Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника - Гриши Добросклонова. Основной мотив его песен - любовь к родине и народу. Он готовит себя к подвигам во имя народа, страны и их свободы. Гриша думал, что добиться отмены крепостного права можно только путем революции. Такого же мнения придерживался и сам Н.А. Некрасов.

Николай Алексеевич искренне верил в то, что народ в коне концов насытиться своей крестьянской участью и перестанет ее терпеть. Поэт смог заметить «искру скрытую» могучих внутренних сил, заключенных в народе, смотря вперед исключительно с надеждой и верой:

Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко,
Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Проблема счастья, действительно, заявлена в поэме. Но там ведь его ещё и расширяют, спрашивая про веселье и про волю. Да, это важные части счастья.

Всем героям трудно в поэме. Особенно тяжело с волей. Например, священник (в достатке он и в уважении), но вот в дальней деревне кто-то умирает – нужно ехать туда по бездорожью. Какая тут воля?

И у женщины, даже если она и радуется за всех своих детей, то постоянно одно дело – второе. Одному ребенку нужно еды, другому – новые лапти. В общем, нет покоя женщине.

Понятно, что поэт подсказывает, что счастье не в привычном покое и воле, а в спокойствии, что ты делаешь верное и хорошее дело, ради которого даже готов отдать свою свободу. Не быть эгоистом… Работать на благо народа, того самого народного счастья.

Вот только, что это? До отмены крепостного права всё говорили, что в нём и проблема. Призывали отменить рабство. И вот, что получилось после отмены! Все несчастны: и мужики, и господа.

Наверное, несчастье в принуждении. Вот если бы мужики служили господам только потому, что они их любят и уважают, хотят помочь, а не потому, что у них паспорта нету. И господа должны заботиться о своих подчиненных искренне и с любовью. Вот тогда гармония будет! Но это, наверное, учителя и священники могли бы только объяснить всем.

А «счастливый» герой – революционер, чего он добьется в итоге? Мы проходили по истории. И про революцию, и про гражданскую войну… Сколько несчастий было! Где же то счастье народное? Опять не в том.

И ещё счастливы в поэме, по-моему, сами ходоки. Они, понятно, так не считают. У них, вообще, счастье ассоциируется с достатком. А сами-то погорельцы и босяки из деревень с «говорящими» названиями. И тут у них появилась цель! И ещё появилась волшебная скатерть от птицы. Никакого быта – не готовить, не стирать… И они знакомятся с разными людьми, видят разные пейзажи. И они сами между собой подружились, хотя сначала готовы были подраться! Это тоже счастье, хотя они этого и не поняли ещё. А вот вернуться в свои бедные деревни, будут всем рассказывать, будут вспоминать это большое приключение… И поймут, как были счастливы!

Мне бы тоже было интересно пройтись по России с друзьями, провести такой «соцопрос». И не заботиться о быте, а искать правды всем на благо. Класс!

Кстати, счастье такое сложное понятие. Вот мы по нему сочинение писали. И у каждого всё-таки своё счастье. А тут речь о целом народном счастье. Очень сложно всё собрать. Там для мужика – одно счастье (урожай), а для священника – другое (приход). А если счастье одного и другого противоречит? Мужику – свободы побольше, а барину – слуг побольше. И как это соединить всё?

Поиск счастья, я считаю, это тоже счастье. Как подготовка к празднику иногда приятней праздника.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс

Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года. Писатель посвятил свою жизнь стихотворениям о произволе русского народа. Ещё в глубоком детстве ему была не безразлична тема жестокого обращения его отца с крестьянами. Поэма была продолжением стихотворения «Элегия», где был поставлен вопрос:

«Народ освобождён,
Но счастлив ли народ?»

Поэма стала итогом размышления Некрасова над темой бедности, тирании крестьян помещиками, пьянства на Руси, неумением крестьян постоять за себя. После отмены крепостного права многое в жизни крестьян должно было измениться, ведь, казалось бы, вот она свобода, но крестьяне настолько привыкли к своей жизни, что они даже не знают значения слова «свобода». Да и для них немногое изменилось в жизни: «Теперь же вместо барина драть будет волостной» - пишет автор.

Композиция поэмы состоит из отдельных глав, связанных мотивами дорог главных героев. В ней так же присутствуют сказочные элементы и песни. Семь странников с уже говорящими нам названиями из деревень Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко - становятся правдоискателями, мира счастливого человека. Один утверждает, что самый счастливый это поп, другой говорит, что боярину, третий, что царю.

Что бы развеять свой спор странники решают провести: опрос жителей. Они предлагают водку даром в обмен на рассказ о своём счастье. Желающих было много. Этим автор показывает ещё и проблему пьянства на Руси. И это не удивительно, ведь от такой сложной жизни тяжело не спиться. Тем не менее, они утверждают, что счастливы. Дьячок так и выразился, что для него счастьем и является пьянство, за что его просто выгоняют. Следующим подходит солдат, он говорит, что счастлив так, как прошёл службу, но не умер. Затем бабушка довольная урожаем. Очередь продолжает расти, но странники понимают, что зря потратили время.

Вскоре исследователи людского счастья отправляются к Кочергиной Матрёне, она говорит, что для неё счастье это её дети. Этим писатель рисует образ русской женщины, описывая её нелёгкую судьбу. «Не дело между бабами счастливую искать» - заявляет Матрена.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу. Из его песни можно понять, что он действительно самый счастливый человек. Гриша-главный персонаж в поэме. Он честный, он любит народ и понимает его. Гриша связывает своё счастье с судьбой народа, он счастлив, когда счастливы другие. В образе Добросклонова автор видит надежду будущего Руси.И всё же есть счастливые на Руси, жаль странники этого так и не узнали.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Образ и характеристика Бабушки Акулины Ивановны (по рассказу Горького Детство) 7 класс

    Пожалуй, каждый российский писатель является человеком с большой буквы, более того у каждого своя уникальная, неповторимая и неподдельная жизнь и судьба. Не стал исключением и знаменитый русский писатель

  • Анализ повести Пушкина Метель

    Произведение является одной из составных частей цикла, опубликованного писателем в виде сборника под названием «Повести Белкина».

  • Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене (описание)

    В современном мире очень трудно найти человека, который не был бы знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Как известно, свое первое образование он получил в лицеи, который находился в Царском Селе.

  • Характеристика семьи Рудневых в рассказе Тапер Куприна

    Сюжет рассказа Куприна происходит в дореволюционной Москве. В своём произведении автор показывает атмосферу и быт, в которых жили тогда дворяне. События рассказа происходят в доме Рудневых, которым автор уделил большое внимание.

  • З усіх українських митців найвідомішим став саме Тарас Григорович Шевченко. Він став символом України. Його унікальність полягає ще й втому, що славу він здобув за допомогою лише одного невеликого збірника поезії. Шевченко прожив коротке життя



Рассказать друзьям