Конфликт и система персонажей комедии кратко. Характер конфликта и особенности сценического действия в комедии Грибоедова «Горе от ума

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  • Фонвизин с 1763 года служил при Елагине, всякого насмотрелся и, наконец, в 1769 году создал первую подлинно русскую комедию «Бригадир»:

    а) по форме она отвечает классицистическим требованиям: 5 действий с постепенным разворачиванием конфликта, построенного вокруг любовной линии, 3 единства (места, времени, действия), неожиданная счастливая развязка, «говорящие» именя (Добролюбов, Софья - мудрость);

    б) ее «русскость» внесена уже в заглавие: хотя Бригадир - не главный герой комедии, но зато это типично русская реалия;

    в) проблематика (выявляемая через характеры) в большей степени национальна, чем общечеловечна (галломания, которая в самом деле была очень распространена, - Сын, Советница), судейское взяточничество (Советник), военная тупость (Бригадир), хотя есть и более общие проблемы - скупость (Бригадирша), ханжество (Советник). Герои предстают как носители одной (максимум - двух) гипертрофированно выраженных пороков, которые и высмеиваются. Они вполне ходульны, но схематизм - общая черта классицистической драматургии;

    г) затрагивается тема воспитания и «скотоподобия» невоспитанного человека (Бригадир сравнивается с попугаем, медведем, псом, Сын - с щенком, Бригадирша - со свиньей, коровой, совой), развернутая в «Недоросле»;

    д) приемы комического - речевая манера персонажей, отражающая присущую им гипертрофированную черту, разговор глухих (иногда - там, где Сын говорит по-французски, реализованный), гротеск;

    е) отступление от канона - сцена, в которой Бригадирша плачет и рассказывает Софье и Добролюбову историю про жену капитана Гвоздилова: читатель испытывает жалость к комическому персонажу.

    Уже с поднятия занавеса зритель оказывался погруженным в обстановку, поражавшую жизненной реальностью В мирной картине домашнего уюта все значимо и одновременно все натурально - и деревенское убранство комнаты, и одежда персонажей, и их занятия, и даже отдельные штрихи поведения Все это отвечало сценическим новациям театра Дидро.

    Центр тяжести идейной проблематики в комедии Фонвизина перемещался в сатирико-обличительную плоскость.
    В дом Советника приезжает отставной Бригадир с женой и сыном Иваном, которого родители сватают за дочь хозяина Софью Сама Софья любит бедного дворянина Добролюбова, но с ее чувством никто не считается. "Так ежели Бог благословит, то двадцать шестое число быть свадьбе" - этими словами отца.Софьи начинается пьеса
    Все действующие лица в "Бригадире" - русские дворяне В скромной, будничной атмосфере среднемосковского быта личность каждого персонажа проявляется словно исподволь в разговорах Постепенно от действия к действию духовные интересы персонажей раскрываются с различных сторон, и шаг за шагом обнажается своеобразие художественных решений, найденных Фонвизиным в его новаторской пьесе.
    Традиционный для жанра комедии конфликт между добродетельной, умной девушкой и глупым женихом осложнен одним обстоятельством. Он недавно побывал в Париже и полон презрения ко всему, что его окружает дома, в том числе и к своим родителям "Всякий, кто был в Париже, - откровенничает <ж, - имеет уже право, говоря про русских, не включать себя и число тех, затем что он уже стал больше француз, нежели русский". Речь Ивана пестрит произносимыми кстати и некстати французскими словечками Единственный человек, с которым он находит общий язык,- это Советница, выросшая на чтении любовных романов и сходящая с ума от всего французского.
    Нелепое поведение новоявленного "парижанца" и приходящей от него в восторг Советницы наводит на мысль, что основу идейного замысли в комедии составляет обличение галломании Своим пустозвонством и новомодным манерничаньем они как будто бы противостоят умудренным жизненным опытом родителям Ивана и Советнику. Однако борьба с галломанией - лишь часть обличительной программы, питающей сатирический пафос "Бригадира" Родственность Ивана всем остальным персонажам вскрывается драматургом в первом действии, где они высказываются о вреде грамматики каждый из них считает изучение грамматики ненужным делом, к умению достигать чинов и богатства она ничего не прибавляет
    Эта новая цепь откровений, обнажая интеллектуальный кругозор главных героев комедии, подводит нас к пониманию основной идеи пьесы В среде, где царствуют умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре оказывается злой карикатурой на просвещение Нравственное убожество Ивана, гордящегося своим презрением к соотечественникам, под стать духовному уродству остальных, ибо их нравы и образ мыслей, в сущности, столь же низменны
    И что важно, в комедии эта мысль раскрывается не декларативно, а средствами психологического самораскрытия персонажей Если раньше задачи комедийной сатиры мыслились в основном в плане выведения на сцену персонифицированного порока, например "скупости", "злоязычия", "бахвальства", то теперь под пером Фонвизина содержание пороков социально конкретизируется Сатирическая памфлетность "комедии характеров" Сумарокова уступает место комически заостренному исследованию нравов общества И в этом главное значение фонвизинского "Бригадира"
    Бригадира". Фонвизин жестоко высмеял раболепство совр ему дворянского общества перед иностранной цивилизацией. Пафос: обличение невежественной и грубой старозаветной дворянской среды и новомодной французскомании, скрывающий под собой иной вариант той же нравственной дикости и невежества.


    Советник – бывший судья, покинувший службу, чтобы избежать наказания за взятки. Бригадир – тупой, невежественный служака, привыкший говорить воен яз, домашний тиран. Фонвизин наделяет перс «Стереоскопичностью» - в обоих видно их прошлое (судейское, военное) и настоящее.

    Бригадирша - задумана Фонвизиным как более сложный образ. Доминирующ черта характера - глупость. вместе с тем она простодушна, незлобива, терпелива и только изредка, когда ей приходится особенно трудно, жалуется на нелегкую жизнь с грубым, вспыльчивым Бригадиром, срывающим на ней все свои служебные неприятности. В ней есть что-то от простой русской женщины-крестьянки, обреченной на горькую жизнь с деспотом-мужем. Одновременно: яркое выражение отрицат начал + жертва отрицат среды.

    Галерею отрицательных персонажей завершают образы галломанов: Ивана, сына Бригадира и Бригадирши, и Советницы. Фонвизин применяет здесь прием удвоения отрицательных персонажей. Пренебрежение ко всему русскому, отечественному носит у Ивана откровенный и даже вызывающий характер. Он бравирует своим французолюбием.. Советница восхищается Иваном, его рассказами о Франции. Злонравным противопоставлены положительные герои: Софья, дочь Советника от первого брака, и ее «любовник» - Добролюбов. Автор наделяет Софью и Добролюбова умом, правильными взглядами на жизнь, постоянством в любви. Оба они хорошо видят недостатки окружающих их людей и часто делают в их адрес иронические замечания. Советник не хотел выдать Софью замуж за Добролюбова по причине его бедности. Но отвергнутый жених сумел честным путем, прибегнув к «вышнему правосудию», видимо, к помощи самой императрицы, выиграть судебный процесс. После этого он сделался обладателем 2000 душ, чем сразу же завоевал расположение Советника.

    Комедия противопост 2 типа русс дворян:

    1 – слепо преданных старине (Бригадир, Б-ша, Советник)

    2- зараженных модной франц болезнью (сын Бригадира, Иван, Советница).

    Между ними больше общего, чем различного – одинаковы грубы, одинаково закостенели в своих предрассудках.

    Новаторство Фонвиз: натуралистичность(реал обстановка). Обнажение интеллект кругозора героев. Карикатурность: в среде, где царствует умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре. Несоответствие = комизм. Кальки с французского – сатира. Достоверность портретных харк перерастает в шаржированный гротеск. Переплетающиеся любовные эпизоды – комизм?

    Конфликт комедии состоит в том, что Чацкий, благородный молодой человек, ведущий свободную жизнь (он нигде не служит, хотя был офицером и состоял при неких министрах), независимый от старых нравственных догм, патриотически настроенный, неожиданно возвращается в Москву. Как и раньше, он влюблен в Софью, с которой вместе воспитывался в доме Фамусова и к которой сейчас, по возвращении, испытывает большое чувство, усиленное разлукой.

    По мере развития действия в Чацком растет предчувствие «измены» Софьи и решимость узнать, кто же стал избранником барышни («Дождусь ее/ и вынужу признанье:/ Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!»). «Ум» внушает Чацкому, что Софья не может любить человека с такой низкой душой, как Молчалин, а сердце сигнализирует герою, что у него есть соперники.

    Этот разлад ума и сердца ведет к теме любовного помешательства, безумия от любви, теме, издавна бывшей пружиной комедии. Постепенно, однако, метафора «развеществляется», т. е. словам возвращается их первичный смысл. Начиная с третьего действия любовное сумасшествие превращается в настоящее: Софья пускает слух, будто Чацкий и в самом деле сошел с ума, повредился рассудком. А потом речь снова заходит о возможном умопомрачении, только не от любви, а от московского воздуха, которым дышат персонажи и которым вынужден дышать герой:

      Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
      Кто с вами день пробыть успеет,
      Подышит воздухом одним
      И в нем рассудок уцелеет.

    Тема безумия от любви, сначала игривая, легкая в словах Лизы, постепенно наполняется широким и глубоким содержанием и получает даже зловещий оттенок.

    В соответствии с конфликтом строится и система персонажей. На одном полюсе - Чацкий, его незримые, но упоминаемые в комедии малочисленные единомышленники, на другом - фамусовская Москва. Сила Чацкого - в пылкости и свежести впечатлений, в независимости мысли, в нетерпимости, с какой он отстаивает свои убеждения, невзирая на лица и обстоятельства, которые могут ему повредить. Слабость - в той же нетерпимости, в той же пылкости, которые мешают ему обдумать поступки, трезво взглянуть и на себя, и на барскую Москву. Могущество Москвы - в сплоченности (несмотря на мелкие стычки и споры, несмотря на зависть и суету), в единообразии уклада и в единомыслии. Личность признается личностью постольку, поскольку она согласна со всеми. Московское общество приводит все мнения к одному, общему, допуская разногласия по мелочам. Москва, наконец, живет родственными и дружескими связями. В старой столице торжествует круговая родственно-дружественная порука, а не дело. Фамусов и московское общество хотят законсервировать, заморозить старый уклад. Понятно, что такое желание утопично. Но его нельзя недооценивать. Неподвижность и косность могут быть удержаны только невежеством. Отсюда ясно, что главным врагом Фамусова и его гостей становится учение, просвещение («Ученье - вот чума, ученость - вот причина»). Чацкий недооценивает приспособляемость Москвы к изменяющимся условиям. Он уверен, что нынешних успехов разума и просвещения достаточно для полного обновления общества, которое, думает Чацкий, обречено безвозвратно исчезнуть. Послушав Фамусова и Молчалина, Чацкий решает, что «век нынешний» уже пересилил «век минувший» («Нет, нынче свет уж не таков...», «...нынче смех страшит и держит стыд в узде»). Однако Чацкий жестоко ошибается. Если в начале комедии он высоко возвышается над обществом, то по мере развития действия его энтузиазм постепенно тает, и он все больше чувствует зависимость от фамусовской Москвы, которая оплетает его вздорными слухами, непонятными отношениями, пустыми разговорами, вздорными советами, сплетнями и всяческой суетой. Становится очевидно, что Чацкий - одиночка, бросающий вызов фамусовскому миру.

    Чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается Чацкий, тем более глупыми, нелепыми и пошлыми изобра- жаются обстоятельства, в которые он попадает.

    Грибоедов очень тонко и точно подметил, откуда фамусовское общество черпает пополнение. Кроме главного антагониста Фамусова, пародийного антагониста Репетилова, у Чацкого есть еще один - Молчалин. Человеческие качества Молчалина прямо согласуются с его жизненными правилами, которые он четко формулирует: умеренность и аккуратность, зависимость от других, бессловесность и отказ от собственных мнений. В общении Молчалина с фамусовским кругом его речь становится вкрадчивой, сдержанной. Молчалин знает дистанцию и соблюдает предписанный слуге и служащему этикет. Однако его молчаливость пропадает, когда он оказывается наедине с Лизой. Тут он красноречив, многословен, развязен, груб, фамильярен и беззастенчиво циничен.

    В языке Молчалина угадываются два речевых потока: один - мещанско-чиновничий, свидетельствующий о низком происхождении и связанный с грубостью чувств, неразвитостью, примитивностью душевных свойств (« Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного», «Пойдем любовь делить/ Плачевной нашей крали» и т. п.); другой - книжно-сентиментальный. Молчалин недаром усердно посещал Софью. Он усвоил от общения с ней сентиментально-книжный язык жестов и влюбленных поз, безмолвных вздохов, робких и долгих взглядов, взаимных нежных пожатий рук и такую же сентиментально-книжную, утонченную, чувственную речь, которая сращивается у Молчалина с мещанско-сусальным, приторно-сладким языком, изобилующим уменьшительно- ласкательными словами («Веселое созданье ты! Живое!», «Какое личико твое!», «Подушечка, из бисера узор», «Игольничек и ножнички, как милы!» и т. п.).

    Некоторые переклички образов и мотивов в словах Молчалина и Софьи намекают на то, что Молчалин легко усваивает искусственную книжную культуру и что уроки Софьи не пропали даром. Молчаливый платонический воздыхатель и влюбленная в него барышня становятся опасно нравственно близки (Молчалин - Лизе: «Сегодня болен я, обвязки не сниму;/ Приди в обед, побудь со мною;/ Я правду всю тебе открою»; Софья - Лизе: «Была у батюшки, там нету никого./ Сегодня я больна, и не пойду обедать,/ Скажи Молчалину, и позови его,/ Чтоб он пришел меня проведать»). Это сближение Софьи и Молчалина знаменательно: в нем угадывается резко отрицательное отношение Грибоедова к сентиментализму, карамзинизму и новейшему романтизму. Особенно отчетливо осуждение сентиментализма проступает в образе Софьи.

    Софья (по-гречески - мудрость) вовсе не глупа, и ей совсем не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий,- сторонник далеко не всякой новизны, а только такой, которая облагораживает нравы и сулит пользу обществу. Драматурга занимает вопрос, почему неглупая девушка, которая могла бы составить счастье Чацкому, став его настоящей подругой, изменяет своим ранним духовным и душевным потребностям (когда-то она разделяла взгляды Чацкого) и по собственной воле попадает в глупое, смешное положение. Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута и обманулась? Более даже обманулась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама.

    Французское влияние - мода, лавки Кузнецкого моста, чтение французских книг - все это стало потребностью Софьи. Невиданная смелость - приглашение Молчалина к себе в спальню ночью - навеяна именно романами, большей частью сентиментальными, романтическими балладами, чувствительными историями. Казалось бы, Софья не страшится чужого мнения. И в этом видна горячая, цельная натура, готовая отстаивать свое право на любовь. Однако для Грибоедова в непокорстве Софьи заключено чуждое русской девушке и женщине качество. Им более к лицу, согласно национальным нравам, кротость, послушание, а не вызов воле родителей. Ради ничтожного существа Софья отстаивает свое мнение и рада пожертвовать собой. Неглупая девушка неожиданно для себя оказывается в состоянии любовного «ослепления», любовного «помешательства».

    Своеобразной пародией на любовь Софьи к Молчалину и на сюжет, придуманный Софьей, оказывается рассказанный ею «сон», очень похожий на баллады Жуковского. Драматург даже повторяет, иронически переосмысливая, окончание баллады Жуковского «Светлана» (ср.: «В ней большие чудеса,/Очень мало складу» - «Где чудеса, там мало складу»). Смысл этого повтора ясен: Софья придумала себя, придумала Молчалина, и все это вместе - результат любовного дурмана, причина которого - новомодные литературные поветрия и веяния. В финале комедии туман рассеивается, и выдуманный Софьей любовный сентиментальный роман терпит крах. Тут, словно в насмешку над героиней, сбывается ее дурной балладный «сон»: отец грозит разлучить Софью с Молчалиным и удалить их в разные концы империи. Софье некого винить - она сама виновата в том, что впала в обман.

    В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, в лице Чацкого - просветительские и романтические мечтания, слишком безмятежное приятие жизни. Как писатель, он изначально не принял романтизма. Но само течение жизни заставило Грибоедова пересмотреть свои взгляды. Не жаловавший романтиков, драматург финалом своей комедии вынужден признать, что романтический жест Чацкого, его бегство - следствие жизненных обстоятельств, которые, углубляя разочарование в обществе, перерастающее в непримиримый конфликт, выталкивают героя из среды. Стало быть, сама жизнь порождает романтизм и романтических скитальцев, подобных Чацкому. Герой становится романтическим изгнанником вследствие того, что его убеждения, чувства, весь образ существования не могут быть примирены со светским кругом, где его ожидает духовная гибель и где он не сможет сохранить свое лицо. Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком, превращая его в изгоя. Не случайно, что некоторые последующие произведения намечены Грибоедовым в духе романтизма.

    Новаторство комедии «Горе от ума»

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

    Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

    Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

    Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

    Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

    Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

    В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

    Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

    Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

    Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

    Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

    Выводы

    Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

    Тест по произведению

    Урок литературы 9 класс

    (увертюра к уроку) сценка-ситуация конфликта

    Тема: Любовный конфликт комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

    Цель:

    Анализ возникновения, развития и развязки любовного конфликта комедии обучающая: способствовать выработке своей точке зрения на произведение, которая будет в итоге зафиксирована в сочинении.
    развивающая: умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог,задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения; навыки делового партнерского общения, монологической и диалогической речи,артистические умения. воспитывающая: воспитание толерантности в классе.

    Задачи:
    1. найти и обосновать завязку, развитие, развязку любовного конфликта
    2. работать с текстом комедии
    3. уметь вычленять в видеофильме элементы развития и развязки любовного конфликта.
    4. развивать умение анализировать отдельные эпизоды комедии
    5. развивать творческое воображение учащихся
    6. уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы

    Ход урока:
    1.Формулировка темы урока
    После просмотра увертюры вопрос классу:
    - Что было перед нами?
    - Конфликт
    - Что такое конфликт? (на доске открываем)
    2.Формулировка проблемы урока
    Закрыта последняя страница комедии. Теперь попытаемся разобраться в пружине, которая двигает действие пьесы. Пружина эта – конфликт. Давайте, исходя из определения понятия «конфликт» и увертюры к уроку, сформулируем тему нашей работы.
    «Завязка, развитие, развязка любовного конфликта комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
    3.Аналитическая работа с текстом произведения
    Чтобы вычленить этапы конфликта, обратимся к тексту
    Действие первое – завязка конфликта
    -
    С какими словами входит Чацкий?
    - Какая характеристика предшествует появлению Чацкого?
    - Совпадают ли его эмоции с состоянием Софьи?
    - Что Чацкий вспоминает из детства?
    - Что вспоминает и над чем смеется Чацкий?
    -Как реагирует София?
    -Что задело Софью? В чем завязка любовного конфликта? (Насмешки над Молчалиным, образовался любовный треугольник)
    Охарактеризуем участников треугольника.
    Итак, завязка найдена.
    Действие второе, третье- развитие конфликта ( видеофрагмент )
    Чацкий пытается узнать – нет ли тут жениха какого?
    - Какие характеристики Молчалину и Скалозубу дает Чацкий?
    - Что София ценит в Молчалине?
    -Какие выводы из слов Софии о Молчалине дает Чацкий?
    - Почему Чацкий не понимает,что София любит Молчалина?
    - Чацкий хочет добиться признания Софии. Что из этого получается?

    Действие четвертое – развязка (видеоролик)
    В чём комизм и трагизм этой сцены?
    В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
    Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
    Почему Молчалин не любит Софью?
    Какие заветы он получил от отца?
    Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
    Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалин блаженствую на свете»

    Вывод: прозревший Чацкий стремится вон из Москвы
    У каждого из героев остается свой «мильон терзаний»
    -
    Какой у каждого из героев?
    В первой четверти 19в. Одна из основных сюжетных комедийных схем – история борьбы двух претендентов на руку одной девушки. Один их них, пользуясь благосклонностью родителей девушки, оказывается персонажем отрицательным, наделенным каким-то протоками, а другой добивается любви за счет своих душевных качеств. Его моральное превосходство над щеголем приводило к тому, что симпатии родителей тоже переходили на его сторону. В итоге добродетель – положительный герой – торжествовал, а порок – отрицательный герой – изгонялся.

    Согласны ли вы,что в комедии «Горе от ума» место традиционного отрицательного героя в сюжете занимаете Чацкий, а положительного – Молчалин?
    Докажите свою точку зрения, приводя цитаты из текста.
    Б.Голлер в статье «Драма одной комедии» писал: «Грибоедов не хуже своих критиков, знал, как должна себя вести барышня из общества … Поведение барышни судили весьма строго … Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом … И когда мы слышим первые слова Софьи в пьесе … мы должны представить себе, сто эта девица ходит по лезвию ножа! Что на самом деле в доме Фамусовых бунт. Против привычной морали … Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? … Единственное, любовь этой девушки …»
    Что за бунт устроила Софья и кого же все – таки она любит? Как по-вашему, любовь Софьи – подлинное чувство или стремление осуществить свой «бунт против морали?»
    И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: « Сам Грибоедов приписал горе Чацкому его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме («… Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? …»). Но Чайкий – положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием … Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин …»
    О каких причинах, с вашей точки зрения, можно говорить в связи с «горем» Чацкого – в чем это «горе», в чем причина терзаний героя? (обратитесь к любовной линии произведения).
    Соответствие урока поставленным целям
    - обучающие : ученики работали литературным материалом, отвечая на поставленные вопросы перед ними вопросы, затем, сформулировав свое видение проблемы и отношение к ней, высказывали свое видение проблемы, отстаивая свою точку зрения. Текст комедии прочитан всеми учащимися, что позволило им, выслушать друг друга, вступить в диалог, задать вопросы и в итоге выработать свое мнение на поставленные перед ним проблемы.
    -
    развивающие: работая с материалом, ответы ученики кратко записывали, что помогло им целостно представить картину, сформировать свое отношение к ней, обосновывая и отстаивая свою точку зрения. Самостоятельная работа помогла развитию навыков делового партнёрского общения – ребята общались, вступали в диалог, отстаивали свою позицию. Тем самым совершенствовались внимание, связанная речь.



    Рассказать друзьям