Конкурентная борьба: стратегии, методы и ключи к победе. Способы ведения конкурентной борьбы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  1. Конкурентная борьба на современном этапе глобализации рынка

    Курсовая работа >> Экономика
  2. Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике

    Курсовая работа >> Экономика

    Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике» Выполнила: студентка группы... ходе постоянных малых конфликтов (конкурентная борьба внутри кластера) система в... один из применяемых в Италии методов борьбы с дешевым импортом из стран...

  3. Идеи конкурентной борьбы в трудах западных и российских экономистов

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    3 2. Виды конкуренции………………………………………………………………..……стр. 6 3. Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве…………………………..…..стр. 6 4. Основные характеристики... характер современной экономики развитых стран. В странах с жизнеспособной экономикой правительство...

  4. Конкуренция. Виды. Методы

    Реферат >> Экономика

    Ценовых методов конкурентной борьбы Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются: ценовые, неценовые и недобросовестные методы конкуренции. Ценовые методы характеризуются...

  5. Способы ведения конкурентной борьбы

    Курсовая работа >> Маркетинг

    В пользу неценовых методов конкурентной борьбы . Это не означает, конечно, что на современном рынке не... эффективных решений функционирования в экономике и др. Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что...

Если в «лихие девяностые» в конкурентных битвах, как на войне, все средства были хороши, то сегодня используются более изощренные методы. Лучший способ выиграть в таком противостоянии - подготовиться к нему заранее. Предлагаем рассмотреть пять типичных ситуаций конкурентных войн и пять нестандартных методов противодействия.

Елена Лукина,

креативный директор, General Line!

Вы узнаете:

  • Как победить в конкурентной войне.
  • Как победить конкурентов в сражении за клиента.
  • Что делать, если конкуренты демпингуют.
  • Как конкурент может стать клиентом.

Конкурент украинской компании «Галактон» запустил рекламный ролик, дискредитирующий ее продукцию, повысив объем своих продаж на 43 %, «Галактон» же потерял 40 %. Продажи пива «Толстяк» в Смоленске за 10 дней сократились в 4 раза: соперники с целью устранения конкурентов распространили информацию, что в напитке обнаружена кишечная палочка. От конкурентной войны в бизнесе не застрахована ни одна компания. Как победить конкурентов в сражении за место на рынке, сохранить лицо и обернуть ситуацию в свою пользу?

Если в «лихие девяностые» в конкурентных войнах, как говорится, все средства были хороши, то сегодня используются более изощренные методы устранения конкурентов. Лучший способ в вопросе, как победить конкурентов в таком противостоянии - подготовиться к нему заранее. Предлагаю рассмотреть пять типичных ситуаций конкурентных войн и пять нестандартных методов устранения конкурентов и противодействия от их действий.

Как победить конкурентов в торговле, если вы их не знаете

Что произошло. Ситуация на первый взгляд может показаться абсурдной. Однако, к сожалению, она вполне реальна. Предположим, ваша компания работает не первый год, игроков на местном рынке не так много, стратегия развития продумана, и продвижение идет полным ходом. Однако продажи падают.

Рекомендация. В нашем портфеле есть такой пример. Службе грузоперевозок два года. Компания активно рекламируется и в маркетинговой политике делает акцент на безопасности доставки, то есть целостности и сохранности груза для клиента. Рынок действительно трудно назвать высококонкурентным, тем не менее клиенты стали уходить. На вопрос «Кто ваши конкуренты?» коммерческий директор перечислил фирмы, с руководителями которых был знаком лично, тех, кто ему был по-человечески несимпатичен. Однако полной информацией он не владел, и в итоге стратегия, выстроенная с учетом такого видения рынка, оказалась неэффективной.

Решением стал простой и быстрый способ исследования - опрос. Разработали варианты общения с клиентами путем переписки, телефонных переговоров или в режиме личных встреч (рисунок 2 ). Всех потребителей разделили на группы: постоянные заказчики, несостоявшиеся клиенты и потенциальные клиенты случайного выбора, которые не являются партнерами компании.

Таким образом, компания из первых уст получила достоверную информацию о реальных конкурентах, о своих преимуществах и слабых сторонах и о том, на что делать ставку, чтобы потенциальные клиенты перешли в ранг постоянных. Большинство респондентов упомянуло фирмы, которые коммерческий директор даже не рассматривал как соперников. Также опрос показал, что для потребителя важна не безопасность грузов (ее по умолчанию гарантируют все игроки), а то, как менеджер разговаривает с ним по телефону. Многие несостоявшиеся заказчики отметили, что им отвечали сухо, иногда даже грубо. Меры были приняты незамедлительно, и ситуация улучшилась.

Хочу подчеркнуть, что при проведении опросов и локальных исследований важно поблагодарить респондента за участие. Приятным дополнением станет небольшой подарок: шоколад в фирменной упаковке, доставленный курьером, скидка или интересная статья, написанная вашим маркетологом.

Вывод. Если маркетинговых исследований отрасли нет, при разработке стратегических кампаний пользуйтесь правилом: не важно, кого вы считаете конкурентом, - важно, между какими компаниями делает выбор потребитель. Чтобы узнать это, иногда достаточно расспросить клиентов - своих и чужих.

Чтобы узнать, что о своих конкурентах из первых уст, опросите клиентов - скачайте список вопросов , которые помогут узнать о ваших преимуществах и недостатках перед конкурентами.

Как провести конкурентный анализ: готовый алгоритм

Чтобы потребитель выбрал именно ваш продукт, покажите им, чем отличаетесь от конкурентов. Редакция «Коммерческого директора» нашла для вас простой, но действенный алгоритм, который поможет наблюдать за конкурентами и бороться с ними.

Что делать, если конкурент перехватил вашу идею

Что произошло . Ваша компания внедряет уникальный товар или услугу: проводит маркетинговую кампанию, приучает людей к продукту. Вы уже предвкушаете рост объема продаж, но внезапно на рынке появляется новый игрок, придумавший точно такое же решение, а возможно, просто позаимствовавший вашу идею. Новоиспеченный конкурент может оказаться сильнее, например, вместо одного магазина открыть сразу пять. Вы не только лишитесь планируемой прибыли, но, что хуже, за свой счет «воспитаете» потребителя для конкурента.

Рекомендация. Прежде чем написать: «Такого в нашем городе еще не было!», задумайтесь о том, что вашу идею может подхватить конкурент. Поэтому к атаке необходимо серьезно готовиться. Если предложение действительно новое (например, методика массажа или спа-процедура с использованием определенных трав или лечебных грязей), зарегистрируйте патент, чтобы конкурент не смог воспользоваться вашей идеей. Но и этот вариант ненадежен: достаточно внести незначительное изменение в товар или услугу, и официально это будет другой продукт. Поэтому надо выстраивать продвижение таким образом, чтобы ваше уникальное предложение ассоциировалось только с вашей компанией. Так, никто не ищет в магазине клейкую ленту - все просят просто скотч. В сознании потребителя новация должна прочно связываться с названием вашей фирмы.

Если за время работы на рынке вы не стали лидером, спасти положение действительно трудно. Например, небольшая компания открыла в городе первый арбалетный тир. Идея уникальна - на момент открытия конкурентов не было. Через три-четыре месяца на рынок пришел крупный игрок и запустил целую сеть тиров, в том числе арбалетных. Произошел отток посетителей в сеть, в которой цены были ниже за счет крупного оборота, и компания-первопроходец стала терять прибыль. Однако ее руководители не растерялись: совместно со спонсорами на базе клуба организовали городской турнир, после чего стали позиционировать тир как элитный клуб - место, где собираются не любители, а профессиональные стрелки, где стрельба из арбалета возведена в ранг философии. Теперь тиры конкурента воспринимались как обычные заведения, в которых подростки из соседнего двора, попивая пиво, без разбора палят по мишеням. Серьезная и платежеспособная публика все чаще стала обращаться в солидный профессиональный клуб.

Вывод . Если конкурент перехватил вашу идею, у вас остается два пути развития: либо попытаться сохранить верных клиентов и работать для своей аудитории (по принципу магазинчиков у дома или салонов красоты, обслуживающих ограниченный круг клиентов), либо модифицировать товар или услугу, создав уникальное преимущество. Найдите слабые места «последователя», и предложите рынку то, на что другие игроки вашего сектора не способны.

Конкурент саботирует ваши товары, как защититься?

Что произошло. Рынок, на котором вы работаете, - высококонкурентный, а все игроки по уровню продукции и сервиса примерно равны.

Рекомендация. В качестве примера приведу еще одну ситуацию из нашей практики. В 2011 году вышел закон, легализирующий деятельность микрофинансовых организаций, после чего число компаний, выдающих небольшие кредиты на малые сроки (формат Pay Day Loans), стало расти в геометрической прогрессии: появились «Быстроденьги», «Мигкредит», «Домашние деньги», «Экспресс-заем». Мы получили заказ на создание нового федерального бренда на этом рынке. Надо отметить, что механизм оказания подобных услуг одинаков у всех участников рынка, поэтому нелегко найти рациональные преимущества, которые позволили бы потребителю сделать конкретный выбор. Тогда мы стали изучать не рынок, а потребителя: кто этот человек, которому срочно потребовались деньги, зачем он обратился в микрофинансовую организацию, какие эмоции он при этом испытывает?

В ходе психологического исследования мы выяснили, что скорость получения кредита не столь важна для потребителя. Она даже не является уникальным преимуществом, как это преподносили все игроки рынка. Это лишь характеристика услуги. К необходимости взять микрокредит обычно приводит какая-либо форс-мажорная ситуация (авария, увольнение, прием у врача, свидание, на которое нет денег), поэтому для потребителя важно сочувствие. Если менеджер сухо предлагает заполнить анкету и подозрительно смотрит («отдаст деньги или нет?»), то вся процедура напоминает скорее выпрашивание подаяния, чем сервис. Исходя из этого, мы предложили строить развитие на дружелюбном отношении к потребителю: назвали компанию «Миладенежка», а менеджерам рекомендовали встречать клиентов вежливым вопросом: «Что у вас случилось?». Благодаря этим действиям новый бренду удалось , сеть офисов активно развивается, а франшиза успешно продается в разных регионах страны.

Вывод. Залог успеха на высококонкурентном рынке - это ясное и четкое позиционирование компании: чем вы отличаетесь от других и как привлекаете клиентов. Когда вы изучите рынок и поймете, насколько предложения соперников соответствуют ожиданиям потребителей, разработайте интересную и эффективную стратегию развития. Акцентируйте внимание на своих особенностях, будь то необычный сервис или запоминающаяся упаковка.

  • Конкурентные преимущества: обзор стратегий в кризис

Убийственные приемы устранения конкурентов

Черный PR. Любую компанию в условиях рынка можно уничтожить, и недобросовестные конкуренты этим пользуются, небезосновательно предполагая, что гораздо проще очернить конкурента, чем донести до потребителя свои преимущества. Лидером недобросовестной конкурентной атаки можно считать черный пиар. Некоторые компании платят СМИ за заказные материалы либо сами распространяют слухи в медиасреде.

Нередко кампания в СМИ направлена на дискредитацию собственников и топ-менеджеров бизнеса. Также публикации могут касаться плохого управления на предприятии, неэффективного использования имущества, невыполнения договорных обязательств, нарушения прав работников, предполагаемого банкротства. Чтобы дискредитировать компанию в глазах партнеров, недобросовестные конкуренты могут вбросить в СМИ правдивую, но порочащую репутацию информацию.

Выкуп кредита. Это схема, ставшая уже классикой жанра, когда просроченная и плохо управляемая кредиторская задолженность компании выкупается недобросовестным конкурентом у кредиторов (обычно согласия со стороны должника не требуется). Затем предприимчивый соперник обращается с иском в суд и на основании полученного исполнительного листа налагает арест на компанию или возбуждает процедуру банкротства.

Психоадминистративная атака . Некоторые компании активно пишут заявления в соответствующие правоохранительные органы с просьбой проверить деятельность конкурента, а также возбуждают различные судебные процессы (например, о взыскании дебиторской задолженности, хотя раньше эти вопросы решались в процессе переговоров), а потом активно освещают их в СМИ с целью опорочить противника. Что характерно, такие действия носят массовый характер, чтобы психологически ослабить соперника.

Конкуренты могут пойти и дальше. Например, инициировать выездную внеочередную проверку контрольно-надзорных служб, сопровождающуюся масштабной выемкой документов или требованием копий корпоративных и финансово-хозяйственных документов, которые впоследствии оказываются в руках зачинщика проверки. Такие действия направлены на дезорганизацию текущей финансовой деятельности компании.

«КД» по материалам открытых источников

Конкурентные войны: захват рекламных каналов

Что произошло. Еще недавно ваша компания выкупала на год вперед рекламные блоки в специализированных изданиях. Сегодня их перекупил конкурент. Более того, ваши конструкции демонтируют, а рекламные плакаты завешивают рекламой соперника или просто закрашивают.

Рекомендация. Когда мы разрабатывали рекламную кампанию для центра по сервисному обслуживанию котельного оборудования, объехали множество коттеджных поселков, в которых живет целевая аудитория. Все прямые конкуренты размещали рекламу на щитах вдоль автотрасс, поэтому мы решили использовать иной рекламный ход. Изготовили партию буклетов, стилизованных под «бомбы», на магнитной основе, и прикрепили их к воротам коттеджных участков. В буклетах содержалась следующая информация: «Вы уверены, что в вашем доме нет бомбы? Она достаточно большая и находится у вас в подвале. Котельное оборудование без обслуживания - это бомба замедленного действия. Не рискуйте здоровьем и жизнью близких людей.

Обязательно проводите диагностику котла два раза в год». Далее шли сведения о котельном центре: адрес, телефон. Трехтысячный тираж обошелся примерно в 70 тыс. руб. - столько же пришлось бы потратить на размещение рекламы на трех баннерах в течение месяца. Но баннерная реклама не дала бы такого притока клиентов: число обращений после акции по сравнению с показателями прошлого года увеличилось на 48 %, что более чем втрое превысило ожидаемые показатели. Отметим, что акция не вызвала ни одного негативного отзыва. Объявления того же котельного центра мы разместили в городской газете, но не в рекламных блоках, а сначала на спортивной странице и затем - в рубрике «Криминал».

Вывод. Одна из самых распространенных ошибок - использовать те же каналы рекламы, которые выбирает конкурент (журналы, районы распространения). В продвижении всегда необходимо искать новые пути. Даже если вы используете те же каналы, что и конкуренты, ищите яркие, нестандартные решения.

Что делать, если конкуренты демпингуют

Что произошло. Конкуренты стихийно снижают цены, заставляя следовать их примеру.

Необходимо найти преимущество, которое будет компенсировать потребителю разницу в цене. К примеру, поставка сухих строительных смесей может сопровождаться выездом консультанта. В рекламном объявлении более высокую цену необходимо аргументировать так, что дешевизна будет казаться сомнительным достоинством: «Мы заботимся о вашем здоровье», «Вы этого достойны» и подобное в зависимости от вашей целевой аудитории.

Другой вариант: в ответ на снижение цен создать дублирующий бренд в более низком ценовом сегменте. Он примет на себя основной удар, а вы сохраните прибыль. Так, крупные рекламные агентства открывают дочерние фирмы, услуги которых существенно дешевле. Таким образом создается стартовая площадка для молодых дизайнеров: они могут учиться на недорогих заказах.

Вывод. Если конкурент сбивает планку, не торопитесь следовать его примеру. Потребитель привыкает к сниженной цене, и поднять ее вновь без ущерба для спроса будет трудно. Создайте добавочную ценность вашего продукта или услуги. Либо ищите иные ходы, рискуйте и получайте прибыль.

Как конкурент может превратиться в клиента

Виталий Катранжи, тренер-консультант по продажам, Oy-li

Однажды, работая с небольшой компанией, специализирующейся на организации сетей связи, мы столкнулись в борьбе за крупного и перспективного клиента с лидером рынка и бывшим монополистом, который сегодня входит в «Ростелеком». Наше предложение было очень выгодным, но конкурент пообещал лучшие условия, технологию и цену подключения. Мы понимали, что не в состоянии выполнить этот проект в такие сроки и с таким бюджетом, и уступили.

Однако отношения с заказчиком не прервали и постоянно проводили сторонний аудит действий конкурента. В личном общении с заказчиком мягко и точно предсказывали возможные проблемы у конкурента в ходе реализации проекта. И когда всем стало понятно, что крупный игрок с поставленной задачей не справляется, мы подготовили договор, в котором выступили в роли субподрядчика по данному проекту. Для конкурента этот проект и так был не очень прибыльным. А чтобы избежать судебных издержек и внесения компании в черный список ненадежных поставщиков, он подписал договор на наших условиях.

Таким образом, мы не только реализовали проект в установленные договором сроки, но и получили хорошую прибыль. Самым же главным приобретением стал лояльный клиент, который все последующие проекты реализовывал через нашу компанию. Кроме того, конкурент убедился, что наша технология подключения способна спасти ситуацию на многих других объектах, где затягивались сроки исполнения.

Елена Лукина окончила Самарский государственный экономический университет. В компании c 2008 года. Автор мастер-классов по маркетингу и рекламе.

Креативное агентство General Line! (Самара) оказывает услуги по разработке и проведению рекламных кампаний, брендингу, копирайтингу, а также производству графической продукции и веб-сайтов. На рынке с 1997 года. В 2011 году компания открыла представительство в Лондоне. Официальный сайт - www.linia.biz

«Контакт-Эксперт» предоставляет консалтинговые услуги в сфере маркетинга. На рынке с 2003 года. Клиенты - более 100 российских и международных организаций. Официальный сайт - www.expertkey.com

Oy-li оказывает услуги в области развития продаж, подбора и обучения специалистов коммерческого отдела, продвижения сайтов и разработки рекламных материалов. На рынке с 2011 года. Официальный сайт - www.oy-li.ru

Что такое методы конкурентной борьбы? Общие представления о данном вопросе есть даже у людей, которые далеки от предпринимательской деятельности и экономических наук. В данной статье речь пойдёт о том, какие бывают методы конкурентной борьбы на рынке, обсудим её различные виды и формы. Подобная информация может быть полезна как широкой аудитории, так и начинающим предпринимателям или студентам-экономистам.

Ведь мы сталкиваемся с проявлениями конкурентной борьбы фирм ежедневно, будь то небольшие предприятия или крупные известные компании, иностранные или отечественные организации. Все они конкурируют между собой, и проявляется это совершенно по-разному.

Что такое конкуренция?

На данную тему есть множество громоздких научных работ, различных исследований, статей, а также литературы. Кроме того, существует очень много определений понятию "конкуренция", их дают разные экономисты и ученые, но при этом все они несут в себе схожий смысл. Методы конкурентной борьбы - зачастую самый главный вопрос, затрагиваемый в рамках данной темы.

Итак, большинство определений конкуренции сводится к тому, что предприятия стремятся занимать лидирующую позицию на своём рынке, тем самым охватывая больше потребителей, что, в свою очередь, принесёт дополнительную прибыль. Исходя из этого, можно сделать вывод, что борьба за клиента - есть конкуренция. Методы конкурентной борьбы включают в себя большое количество способов повысить свою позицию на рынке. Например, это могут быть ценовые методы конкурентной борьбы или смешанные формы, основанные на различных приемах и ухищрениях. Вариантов и комбинаций может быть масса, а их эффективность определяется умением адаптироваться к рыночной ситуации.

Виды, методы конкурентной борьбы

В зависимости от рынков и их масштабов существует множество форм для развития конкуренции. Затрагивая виды конкурентной борьбы, как правило, подразумевают а в условиях современной экономики есть масса примеров её проявлений. Для этого достаточно беглого взгляда на различные рынки и отрасли.

Что касается методов конкурентной борьбы, они делятся на ценовые и неценовые. И те и другие используются и совершенствуются в бизнесе, при этом принимая новые формы, видоизменяясь и адаптируясь под новые реалии. Далее будут освещены методы конкурентной борьбы на рынке.

Ценовые

Их реализация наиболее проста с точки зрения мероприятий, которые должна проводить организация. Ценовые методы конкурентной борьбы включают в себя, как правило, снижение стоимости товара. Результатом подобных действий может стать повышение внимания потребителя к продукции, рост продаж и спроса на товар. Однако следует помнить, что у всего есть свой ресурс и граница, при пересечении которой происходит обратный эффект.

Самый главный недостаток ценового метода в том, что, во-первых, фирма должна закладывать бюджет, изначально планируя снижать цены, либо себестоимость производства должна быть колоссально низкой, чтобы бизнес был прибыльным. Поэтому данные методы хороши до тех пор, пока бизнес остается прибыльным.

Вторым недостатком будет такой фактор, как привязанность цены к потребительским свойствам товара. Вполне возможно продавать продукцию практически за бесценок, по сравнению с конкурентами, однако никто не отменял тот факт, что если качество товара настолько неудовлетворительно, то он может вообще не пользоваться каким-либо спросом. Получается, что для использования ценовых методов товар или услуга фирма должны соответствовать хотя бы минимальным требованиям качества, а сбыт должен приносит доход.

Неценовые

Говоря о данных способах повышения конкурентоспособности, очень часто подразумевают широкий спектр различных действий. К примеру, это могут быть и маркетинговые мероприятия, и улучшение потребительских свойств товара, также сюда входит повышение качества, сервиса, гарантийное обслуживание и так далее.

В условиях современной экономики неценовые методы конкурентной борьбы намного результативнее. Дело в том, что простое снижение цен потребители воспринимают зачастую как признак низкого качества товара, а некоторые виды продуктов, например мобильные телефоны, - как показатель статуса, поэтому снижение стоимости в данном случае способно отпугнуть потенциальных пользователей. Далее будут описаны конкретные методы конкурентной борьбы, которые относятся к неценовым.

Узнаваемость бренда

Самый действенный способ повышения конкурентоспособности - это создание такой продукции, которую будет узнавать потребитель. Не стоит даже приводить названия, достаточно лишь просто описать отрасль, и примеры сами придут в голову, ведь таких товаров немало - есть автомобили с мировым именем, есть продукция пищевой промышленности (газированные напитки, различные снеки), одежда, обувь, канцелярские товары и, конечно же, смартфоны. Вероятно, большинство читателей подумали об одних и тех же брендах, автомобильных концернах и группах компаний, ведь их товары на слуху.

Подобные методы конкурентной борьбы позволяют не только сохранять свою позицию на рынке, но и сдерживают новые фирмы. Вполне возможно, потребитель никогда не узнает о том, что новая компания делает более качественную продукцию, банально из-за отсутствия доверия к ней.

Качество

Если до этого речь шла об узнаваемости бренда, то теперь следует перейти к тому аспекту, без которого она может стать провалом бизнеса. Не имея качественной продукции, невозможно добиться признания. Узнаваемость может работать в обе стороны, и если товар имеет плохие потребительские свойства, то его не просто не купят, а ещё и сообщат об этом другим потенциальным клиентам.

Качество - это не только формальности и соответствие всем нормам и метрологическим стандартам, а ещё и удовлетворенность потребительских ожиданий. Если свойств продукции или услуги недостаточно для того, чтобы клиент остался доволен, значит, их нужно модернизировать.

Сервис и обслуживание

Методы конкурентной борьбы фирмы могут включать в себя упор на техническое сопровождение товара. Особенно это относится к высокотехнологичной продукции, например компьютерам, смартфонам, автомобилям, а также некоторым услугам, например связи.

Поддержка товара может выражаться в различных проявлениях в зависимости от отрасли. Например, это могут быть горячие линии, пункты ремонта, станции технического обслуживания и даже персонал, который исправит проблему с продукцией на дому.

Престиж

Как было указано выше, узнаваемость бренда - это отличное Престиж вытекает из этого же, ведь большинство предпочитает пользоваться продукцией с богатой историей, будь это те же самые автомобили или газированные напитки. Статусность вещи очень важна для некоторой категории клиентов, а грамотные маркетинговые меропрития и позиционирование на рынке помогут сделать продукт таковым.

Реклама

Методы конкурентной борьбы включают в себя множество мощных инструментов. Реклама - один из них. В современном мире существует большой простор для маркетинговой деятельности. Благодаря развитию технологий реклама далеко продвинулась вперед. Теперь это не просто колонки в газетах или билборды, а также телевидение и радио. Широкий простор для того, чтобы показать свой продукт, даёт сеть Интернет и социальные сети. Большое количество интернет-ресурсов помогут не только сообщить о себе, но и привлекут больше дополнительной аудитории, которая, возможно, ищёт именно ваше предложение.

Продление срока службы товара

Очень часто потребители жалуются на то, что относительно новая продукция быстро приходит в негодность. Как правило, речь идёт о бытовой технике, электронике, а иногда об одежде. Отличным конкурентным преимуществом будет либо улучшение качества производимой продукции, либо более длинный у товара. Хорошее отношение к клиенту - это залог того, что он вернётся покупать вашу продукцию вновь.

Виды конкуренции

Возвращаясь к этой теме, следует снова отметить существование как совершенной, так и несовершенной конкуренции.

В первом случае подразумевается свободный рынок, где фирмы могут спокойно совершать входы и выходы со своей продукцией. Кроме того, в случае со предприятия не могут значительно повлиять на стоимость товара в своем сегменте, что рождает широту выбора для покупателя.

Существует ещё одна группа признаков свободной конкуренции, она включает в себя такие факторы, как свободный обмен информацией, исключительно честное поведение предприятий в отношении ценовой политики, кроме того, сюда можно включить высокую мобильность организаций в контексте того, что фирмы могут свободно менять свою деятельность.

Подразумевает под собой отсутствие или искажение вышеуказанных условий, а также появление различных сговоров, усиление давления и контроля некоторых отраслей, появление монополистов (единственных в своей отрасли фирм).

Один из самых распространённых на сегодняшний день видов несовершенной конкуренции - олигополия. В данном случае подразумевается ограниченное количество разных производителей и продавцов, которые доминируют в своих отраслях. Эта ситуация встречается, например, среди производителей автомобилей, некоторых продуктов питания, косметики. Пороги входов на данные рынки достаточно высоки для новых фирм.

Что даёт конкуренция

Методы конкурентной борьбы, ввиду своих особенностей, несут большую пользу обществу. Если конкуренция развита - потребители получают либо лучший товар, либо продукцию по более низкой цене, по сравнению с предложением других участников рынка.

Это происходит из-за бесконечной борьбы участников рынка за лидирующие позиции, что даёт огромный плюс для развития общества и экономики как на самых малых уровнях, так и в международном масштабе. Важно помнить, что главная цель бизнеса - получение и максимизация прибыли, однако большое количество участников битвы за клиентов требуют преимуществ по сравнению с другими фирмами. Организации должны создавать такие продукты и предоставлять такие услуги, которые заинтересуют потенциальных покупателей. Основные методы конкурентной борьбы в процессе реализации сами по себе накладывают своеобразные ограничения на бизнес, не позволяя предоставлять товары ненадлежащего качества, и регулируют цену.

Итоги

Современный рынок не может существовать без конкуренции. Да, она принимает различные формы, и методы конкурентной борьбы - в зависимости от отраслей и сфер - тоже разные. Они постоянно совершенствуются, а организации вынуждены подстраиваться под динамику происходящего во внешней среде.

В зависимости от экономических, технических, социальных и политических факторов некоторые отрасли выбирают совершенную конкуренцию, в то время как другие двигаются в сторону монополистической или даже олигополии. Задача предприятий - вовремя осознать изменения и подстроиться под них.

Это закономерные процессы, действиями фирм порождается конкуренция. Методы конкурентной борьбы в этом случае - лишь следствие изменений окружающей среды, а также веяние времени.


Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:
1. ценовые;
2. неценовые;
3. недобросовестные методы конкуренции.

Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен. Предприниматель, принявший такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Захватив господствующее положение на рынке, последующим ростом цен предприниматель стремится восполнить временные потери прибыли. Такой метод конкурентной борьбы имел широкое распространение в прошлом в странах Запада (ХIX – первая половина XX ст.).

В конце ХХ – начале ХХI ст. этот метод в США и странах Западной Европы практически не используется. Рынок в развитых странах стабильный, давно мирно разделен и монополизирован. В силу этого предпочтение отдается консервативности, стабильности цен. При таком подходе рост прибыли достигается за счет снижения издержек производства и маркетинговых исследований и приёмов. Так, цена мужских рубашек в CШA остается стабильной уже второе десятилетие - 15-20 долларов за штуку.

Мировой опыт хозяйствования свидетельствует, что в современных условиях использование ценовых методов в конкурентной борьбе, как правило, заканчивается конфузом. К примеру, в 80-е годы ХХ ст. одна из компаний США по производству алюминия в борьбе с отечественными конкурентами поэтапно снижала цены вплоть до крайнего предела - ниже уровня рентабельности. Понятно, что и конкурирующие компании вынуждены были поступать так же. В результате на американский рынок хлынул поток еще более дешевого алюминия из стран Западной Европы, что привело к банкротству инициатора ценовых методов конкурентной борьбы.

В современных условиях помимо традиционного снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой приём (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы.
Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:

1. высокому качеству товаров (услуг);
2. надежности товаров, их безопасности. Именно на этом делается акцент в рекламе.
3. экономичности товаров (потребитель анализирует, сколько нужно платить за электроэнергию, воду, энергоносители при использовании товаров);
4. удобству в эксплуатации и обслуживании;
5. большему гарантийному сроку использования товаров;
6. лучшим экологическим характеристикам;
7. высокому качеству допродажного и послепродажного обслуживания;
8. условию обязательного (часто бесплатного обучения персонала для работы на покупаемом оборудовании);
9. условию принятия в зачет сданного старого оборудования в качестве первого взноса за новый товар;
10. нормой конкурентной борьбы в современных условиях является поставка оборудования не "под ключ", а по принципу "первая продукция - в руки", что привлекает заказчиков экономией расходов на пусконаладочные работы;
11. возрастающая скорость выполнения заказов клиентов при неизменных ценах. Главенствует принцип: "Скорость – фактор цивилизованной конкуренции!".

Большое значение в неценовой конкурентной борьбе имеет оперативная готовность фирм к перепрофилированию производства своей продукции в зависимости от изменения рыночной ситуации. Так, в японских фирмах стало правилом обучать рабочих сразу нескольким специальностям. При потребности перепрофилирования производства, таким образом, не требуется смена кадров и экономится время самого перепрофилирования. Такой приём особенно характерен для поведения малых фирм, что и объясняет их высокую живучесть и гибкость.
Достичь временных преимуществ над конкурентами можно не только на основе реальных отличий своего товара, а и за счет активной рекламной деятельности.

Критика рекламы. Критики рекламы утверждают, что:
1. Основная ее цель - манипулирование вкусами людей. Большая часть рекламы носит скорее психологический, нежели информативный характер. Рассмотрим, к примеру, телевизионную рекламу какой-нибудь марки слабоалкогольного напитка. В ней, скорее всего, не содержится сведений ни о цене напитка, ни о его качестве. Рекламный ролик демонстрирует нам группу счастливых молодых людей на пикнике с банками напитка в руках. Цель рекламы состоит в передаче подсознательного (если не телепатического) обращения к зрителю: «Вы можете иметь много друзей и быть такими же счастливыми, если вы будете покупать наш напиток!» Критики утверждают, что такая реклама направлена на инициацию желания, которое иначе просто не возникло бы.
2. Издержки на рекламу являются относительно непродуктивными, они ничего или почти ничего не добавляют процветанию общества. Хотя сама рекламная деятельность и создает дополнительные рабочие места (рекламные агентства, средства информации и др.), однако при альтернативном использовании рекламных средств они могли бы принести больший общественный эффект.
3. Реклама иногда вызывает негативные внешние эффекты, такие как увеличение потребления табачных изделий, алкоголя и т.д.
4. Эффективность рекламы низкая, поскольку большая ее часть имеет тенденцию к самонейтрализации. Скажем, активная рекламная компания паст «Sanino» та «Colgate» приводит к тому, что потребитель не знает, какой выбор ему сделать, а поэтому руководствуется другими критериями при определении покупки.
5. Критики также утверждают, что реклама сдерживает конкуренцию. Создатели рекламы пытаются убедить потребителей в том, что предлагаемые товары в гораздо большей степени отличаются друг от друга, чем есть на самом деле. Обостряя восприятие отличительных характеристик продуктов и способствуя формированию приверженности определенной марке, реклама делает потребителей невосприимчивыми к разнице в ценах среди аналогичных товаров. При менее эластичной кривой спроса каждая фирма получает большую надбавку над предельными издержками.

Защита рекламы. Адепты рекламы указывают, что:
1. Основная ее цель - обеспечение потребителей информацией о товаре. Реклама сообщает о ценах на товары, о появлении новой продукции и о расположении торговых точек. Информация позволяет потребителям осознанно выбрать необходимый им товар; таким образом, эффективность рыночной аллокации ресурсов повышается.
2. Она способствует повышению интенсивности конкуренции. Так как реклама информирует потребителей обо всех оперирующих на рынке фирмах, покупатели получают возможность извлечь выгоду из разницы в ценах. Таким образом, власть фирм над рынком уменьшается. Кроме того, реклама облегчает новым фирмам вход на рынок, ибо она привлекает потребителей, неудовлетворенных существующей продукцией.
3. Средства за размещение рекламы – это чуть ли не самый главный источник доходов средств массовой информации. Ни телевидение, ни радио, ни газеты не могли бы существовать, если бы не предоставляли оплачиваемых рекламных услуг. Этот внешний эффект для зрителей и читателей оправдывает некоторые неудобства, связанные с перенасыщением рекламой средств массовой информации.
4. Реклама стимулирует совершенствование продукта рекламодателем. Рекламная компания будет обречена на провал, если продукт не будет иметь хоть части тех особенностей, о которых идет речь в рекламном объявлении.
5. Реклама стимулирует высокий уровень потребительских издержек, что создает позитивные предпосылки для экономического роста, увеличения занятости и, в конце концов, повышения общего благосостояния нации. Известное изречение гласит: «Если реклама эффективно выполняет свою работу, то многие из людей сохраняют свою».

С течением времени политики пришли к выводу, что реклама действительно способствует повышению уровня конкуренции. Возьмем, к примеру, государственное регулирование деятельности представителей таких профессиональных групп, как адвокаты, врачи и фармацевты. В прошлом объединяющие их организации приложили немало усилий, для того чтобы убедить правительства штатов наложить запрет на рекламу в этих областях на том основании, что она якобы противоречит профессиональной этике.
В последние годы, однако, сложилось мнение, что основной эффект запрета рекламы - ограничение конкуренции; многие законы, запрещавшие информирование потребителей о профессиональных услугах, были отменены.

Подводя итоги, следует отметить, что в современных условиях хозяйствования именно неценовые методы конкурентной борьбы, такие как: модификация свойств товара; создание товаров – субститутов, т.е. взаимозаменяемых товаров; усовершенствование услуг, сопровождающих реализацию товаров и т. д., - являются главными гарантами роста конкурентоспособности товаропроизводителей. Особое значение это положение имеет для украинских фирм в свете перспектив интеграции в структуры мирового рынка.
Недобросовестные методы конкуренции в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся:
1. промышленный шпионаж;
2. промышленная контрразведка;
3. подделка продукции конкурентов;
4. воровство товарного знака;
5. прямой обман потребителей;
6. сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой;
7. подкуп должностных лиц (коррупция);
8. махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным).

В условиях перехода к рынку, в период первоначального накопления капитала многие из предпринимателей используют именно эти методы. Такой практике может противостоять лишь формирование правового поля предпринимательской деятельности, совершенствование законодательства. Воспитание цивилизованных методов конкурентной борьбы - проблема многогранная и требующая большого внимания со стороны государства.
Без конкуренции рыночные отношения теоретически немыслимы, а практически - невозможны. В конкуренции, как и в любом другом значимом общественном явлении, сочетаются добро и зло, плюсы и минусы.

2.2. Способы ведения конкурентной борьбы.

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и, как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренция

Основными методами являются:

Повышение качества продукции

Развитие до- и послепродажного обслуживания

Создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

Недобросовестная конкуренция

Основными методами являются:

Экономический (промышленный шпионаж)

Подделка продукции конкурентов

Подкуп и шантаж

Обман потребителей

Махинации с деловой отчетностью

Валютные махинации

Сокрытие дефектов и т.д.

Теперь подробнее рассмотрим некоторые виды недобросовестной конкуренции:

1 - Современный экономический шпионаж

Часто термины "промышленный" и "экономический" шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели ВВП - это:

1) рыночная стоимость всей произведенной в обществе конечной продукции и услуг за год;

2) сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве и амортизационных отчислений, его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.

Ответ на вопрос, почему экономический шпионаж интересуется вышеперечисленными показателями государства, заключается в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.

В принципе, в наше время, любое правительство хорошо развитой страны располагает крупными денежными средствами, не контролируемыми парламентом. Эти суммы могут быть скрыты в различных статьях государственных расходов или не учтены в публикуемом государственном бюджете. Таким путем скрытого финансирования была создана, например, атомная бомба в США. Ее создание стоило правительству 2 млрд. долларов.

Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.

С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК входят технические центры, основной задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.

В целях повышения прибыли ТНК стремятся к установлению истинной ценности собственной продукции. Для этого производится детальный анализ продукции конкурентов с целью установления сравнительного качества своей продукции.

Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.

Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.

Основными законными способами сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.

Так как каждая ТНК знает о возможных действиях или исследованиях против нее со стороны конкурентов, то в официальных публикациях и отчетах каждая ТНК старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета.

Отчет, отражающий истинное состояние дел, в считанных экземплярах представляется высшим руководителям ТНК, которые определяют политику и стратегию корпорации.

Другой вариант отчета, из которого исключена наиболее важная и личная информация, структура производственных издержек, предоставляется руководителям корпорации среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.

Возможен и третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует практически всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д. ; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.

Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими способами:

Различного рода вопросы, задаваемые специалистам конкурента

Приглашение на работу специалистов конкурента

Ложные предложения работы специалистам из фирм-конкурентов без намерения брать их на работу

Также могут быть реализованы следующие способы:

Тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом, лаборатории

Использование профессиональных шпионов для получения информации

Подкуп сотрудников из основных отделов конкурента

Внедрение "нужных" лиц в структуру фирмы-конкурента

Подслушивание разговоров и т.д.

Похищение чертежей, образцов, документов

Шантаж и другие способы давления

Получение информации от источников в государственных структурах

Сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков

Еще одним из наиболее эффективных способов экономического шпионажа является внедрение "своего человека" в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основной идеей промышленного шпионажа для ТНК является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.

1 - Промышленный шпионаж и фальсификация фирменной продукции

Частное собственность на изобретения устанавливается через патентование. С экономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод, связанных с использованием запатентованного продукта.

В основном патент предоставляет реальные выгоды в течении семи лет, что позволяет за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытие непосредственно конкурентами, побуждает их к ускоренной разработке каких-то новых технических приемов, технологий.

Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новых товаров.

Путь от изобретения до коммерческого использования требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного срока не обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров.

Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

1 - Методы промышленного шпионажа

Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.

Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию, передаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.

С развитием компьютерной техники и созданием различного рода компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.

Развитие компьютеров и компьютерных сетей с развитием компьютерного пиратства и воровства вынудило правительства многих стран применять различные меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за безопасность и неприкосновенность компьютерных сетей и компьютерных баз данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не предназначена для рядового пользователя. Такая группа есть и в России, но в результате недостаточного финансирования она не может развернуть свою деятельность как группа США


3.Эффективность конкурентных рынков. 3.1. Пути развития конкурентоспособности экономики современной России.

Эксперт «McKinsey & Company» А.Резникович опубликовал в журнале «Коммерсантъ-Деньги» любопытную статью: «Монополистическое отечество в опасности». Главный ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму».

При этом приходится отдавать себе отчет в том, что «Вообще для российской экономики монополизация - исторически закономерное явление. Советская экономика была по определению монопольной. Экономика нынешней России, приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. Но централизованные рычаги управления монопольной экономикой, худо-бедно обеспечивавшей искусственную интеграцию главных экономических элементов (средств производства, капитала, квалифицированной рабочей силы и бизнес-инфраструктуры) уже потеряны, а рычаги рыночной экономики, где интеграция этих элементов, как правило, достигается естественным путем, еще не созданы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику».

Поэтому не случайно, что «…все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту».

Если добавить к этому, что «…роль судебной системы, контролирующей исполнение контрактов, взяли на себя бандиты», то становится ясно, почему «новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства».

На мой взгляд, основной причиной низкой конкурентоспособности России на мировом рынке является коррупция в высших эшелонах власти и несознательность большинства наших граждан. В “карманах и кошельках” высоких чиновников незаконным образом накоплены большие средства, и эти средства “работают” лично на них, в то время как должны быть включены в оборотный капитал какого либо промышленного предприятия и работать на государство. Но судебная система не имеет как-таковой власти, как было указано выше, и не может противостоять коррупции, хотя столь серьезное нарушение закона требует самого строгого взыскания.

Необходимо также обозначить еще одну большую проблему - ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. «Сегодня в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной - права на жилье… Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая».

Добавим к этому, что в Москве, являющейся экономическим центром и крупнейшим работодателем, фирма не имеет права без разрешения властей принять на работу гражданина РФ, не имеющего регистрации в Москве (получение которой зависит от воли ряда других людей).

Еще одно весьма интересное мнение опубликовал в журнале «Экономист» доктор экономических наук, профессор В. Кондрашев: «...приходится констатировать, что, следуя к рынку, реформаторские силы в нашей стране в решении проблем конкурентоспособности пошли не вперед – с учетом достижений развитых стран и известных фактов, свидетельствовавших, что немало видовпродукции советского производства аэрокосмического комплекса, энергетического и транспортного машиностроения, военной техники, были вне конкуренции на мировом рынке, а назад, утрачивая эти позиции».

Тем более нужно отметить, что: «...макроэкономическая структура в России не соответствует требованиям эффективного развития экономики. Резко сократился экспорт наукоемкой продукции и услуг, близок к «нулевой» отметке уровень производства конкурентоспособных услуг и нематериальных продуктов».

И, по мнению Кондрашева: « Решение указанной проблемы в России возможно на основе разработки и реализации национальной доктрины, ядром которой должна стать стратегия рационального использования имеющихся ресурсов, основанная на активизации интеллектуальной деятельности, повышении роли образования, здравоохранения, фундаментальных и обществоведческих наук, существенном расширении производства нематериальных благ и услуг. Осбое значение приобретает стимулирование результативной интеллектуальной деятельности, являющейся качественным определителем состояния трудовых ресурсов, технико-технологических условий и факторов производства».

Последствия перечисленных тенденций неутешительны. Давосский всемирный экономический форум в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию на 52-е место (после Зимбабве).

И в заключение: «Нужно подчеркнуть, что в нашей стране сегодня в интеллектоемких отраслях (наука и научное обслуживание, образование, здравоохранение, информационное обеспечение и др.) – наиболее низкая оплата труда. В связи с этим приоритетной должна стать государственная поддержка интеллектуальной деятельности, ее правовая защита».

Заключение

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

На мой взгляд, полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

Также мы выяснили, что конкурентоспособность российской экономики находится на очень низком уровне, нашли причины сложившейся ситуации и возможные варианты решения этой проблемы.

Я считаю, что именно с помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействуюцще влиянию монополий или уравновешивающие его.

Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. -М.: «Проспект», 1998. - с.16.

Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 1998. - С. 40.

Экономика./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1998. – С.66

А.Резникович Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 31.

А.Резникович Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 32.

В. Кондрашев Анализ проблем конкурентоспособности // Экономист #12 за1999, стр.86.

Страны и интеграции в мировое хозяйство, необходимо принимать во внимание уровень конкурентоспособности России, учитывать все плюсы и минусы нашей экономики. Если говорить о плюсах, то их не так уж мало. Конкурентные преимущества российской экономики: дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации; низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой...

Товаров. Важнейшая функция рынка состоит в своевременном удовлетворении потребности потребителей. Эта функция осуществляется посредством соотношения спроса и предложения. 1.3 Производственные факторы, влияющие на конкурентную среду Производством является процесс использования природных ресурсов, оборудования, рабочей силы для изготовления материальных благ и оказания услуг. Производство...



Рассказать друзьям