Конспект НОД чтение художественной литературы в экологическом развитии дошкольников на тему"Весна идет"(средняя группа). Комплексное занятие с детьми средней группы детского сада по развитию речи и ознакомлению с природой на тему "весна" Чтение в средней

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультация для родителей

« Чтение художественной литературы в средней группе».

Тимралинова Г.У.,воспитатель первой квалификационной категории.

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-5лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

1. формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

2. обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

3. учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

4. помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

5. помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их.

6. поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

7. помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (4-5 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички . «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко - ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок ибобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет...» (из стихотворения « В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

В связи с этим мы советую весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома!!!

Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.

Задачи:

Развивающие:

  1. Расширение лексического запаса по теме “Весна”.
  2. Развитие умения подбирать действия и признаки.
  3. Развитие связной речи.
  4. Развитие общей моторики.
  5. Развитие артикуляционной моторики и мимических движения лица.
  6. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
  7. Развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения, любви к природе.
  2. Формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.

Оборудование: картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кастета с релаксационной музыкой, костюмы зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок и зонтик;

Список использованной литературы:

  1. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.
  2. Сценарий весеннего праздника для детей 3-5 лет “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяна ЕВТЮКОВА, специально для детского портала “Солнышко”. Опубликовано 4 февраля 2002 года.

План комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой на тему “Весна”:

1. Организационный момент. (2 минуты)

Введение в тему занятия “Весна”;

Антонимы зима-весна (развитие умения подбирать антонимы).

2. Работа по картинке, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”. (7 минут)

Рассматривание картинки и ответы детей на вопросы воспитателя;

Развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;

Упражнение “Ветерок” на развитие речевого дыхания;

Упражнение на воспитание звуковой культуры речи, отрабатывание правильного произношения парных звуков “Ш-Ж”.

3. Физкультминутка “солнечные цветочки”. (2 минуты)

Развитие общей моторики;

Снятие психофизических зажимов.

4.Сказка “ Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи. (7 минут)

Развитие связной речи;

Обогащение через речь чувственного опыта воспитанников, пополнение лексики разнообразием слов-определений.

Распознование по мимике настроения;

Развитие интереса к театрализованному действию.

5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала. (1 минута)

Словарная работа: Весна,весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

6. Игра “Воробышки и дождик”. (1 минута)

Развитие умения декламировать стихи хором;

Развитие умения действовать по команде;

Сплочение детского коллектива.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, все сели на свои места, начинается занятие.

Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

А какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Как много вы знаете о весне!

Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Всё правильно ответили, молодцы.

2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.

Ребята, очень внимательно посмотрите на картину.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Какое время года изображено на картине? - Весна.

Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.

Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.

А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

О весне.

Какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Какие признаки весны вы знаете?

Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

6. Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

Воробей с березы на дорожку прыг!
Больше нет морозов чик-чирик!!!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.

Задачи: 1. Обучающая: закрепить знания детей о знакомых произведениях Н. Носова; познакомить детей с новым произведением Н. Носова «На горке»; учить давать характеристику герою; обогащать речь.

2. Развивающая: развивать интерес к творчеству Н. Носова.

3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к труду людей.

Словарная работа: дворницкая.

Подготовительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Живая шляпа», «Леденец», «Заплатка», «Затейники», «Огурцы»; сказки «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключение Незнайки и его друзей».

Наглядный материал: портрет писателя, произведения Н. Носова разных изданий, атрибуты к рассказам Н. Носова: шляпа, лоскуток зеленой ткани, конфета – леденец, шляпа Незнайки.

Ход занятия.

Оргмомент: Дети приветствуют гостей стихотворением.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться;

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Мы с вами находимся в литературной гостиной. Присаживайтесь.

Посмотрите, какая у меня есть коробка. Давайте заглянем в неё. (Достать шляпу Незнайки)

Ребята, какому сказочному герою принадлежит эта шляпа? (Незнайке) .

А из какой он сказки? (Из сказки «Приключение Незнайки и его друзей».)

А, вот, посмотрите на эту шляпу. Из какого она произведения? («Живая шляпа») .

Кто же сидел под этой шляпой? (Котенок Васька) .

А как же он попал под шляпу? (шляпа упала с комода, а около комода сидел котенок) .

Достать зеленый лоскуток ткани. Из какого рассказа этот лоскуток? («Заплатка»)

А, что такое заплатка? (Кусочек ткани пришивают на одежду, чтобы закрыть дырку)

У меня в коробке лежит конфетка. Из какого рассказа эта конфета? («Леденец») .

Что случилось с героем рассказа «Леденец», когда он съел конфету? (Липкими руками взял сахарницу и разбил её) .

Посмотрите, ребята в коробке лежит сказка «Три поросенка». В каком рассказе говорится об этой сказке? (В рассказе «Затейники»). Почему детей в рассказе называли затейниками? Что они делали? (Затеяли игру по сказке «Три поросенка»)

Ребята, а кто написал все эти рассказы и сказки, о которых мы сейчас говорили?

Посмотрите на портрет этого замечательного детского писателя. Николай Николаевич Носов очень любил детей. Когда у него родился сын, он стал писать рассказы для него и его друзей.

В рассказах Н. Носова все ребята очень дружные. А вы дружные ребята? Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Дружные пальчики».

Дети встают.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (руки соединить в «замок») .

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. (одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки, до пальцев другой руки) .

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединить пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание) .

Сейчас я прочитаю вам новый рассказ Николая Носова «На горке».

Чтение рассказа.

Как называется рассказ, который я только, что прочитала?

Как звали главного героя рассказа? (Котька) .

Каким был Котька в начале рассказа? (ленивым, хитрым, плохим) .

Что плохого он сделал? (испортил горку) .

А каким он стал в конце рассказа? (умным, трудолюбивым) .

Можно назвать его сообразительным? Почему? (ступеньки «проделал» к горке сбоку, чтобы всем было удобно взбираться) .

В рассказе «На горке» встречается слово «дворницкая». От какого слова произошло? (от слова дворник) .

Дворницкая- это помещение, в котором хранятся инструменты дворника.

Ребята, в рассказе дети катались на горке. Давайте сейчас покажем, что нам нравится еще делать зимой на улице.

Игра «Что нам нравится зимой». (слова Л. Некрасовой)

1. Воспитатель: Что вам нравится зимой?

Дети: Белые полянки

И на горке ледяной

Лыжи или санки. (Дети идут по кругу «скользящим» шагом.)

2. Воспитатель: Что вам нравится зимой?

Дети: Мягкие сугробы,

Чтоб копаться день – деньской,

Крепость делать чтобы. (дети, присев на корточки,

Сгребают воображаемый снег) .

3. Воспитатель: Что вам нравится зимой?

Дети: Потеплей одеться,

В шубке теплой, меховой,

На морозе греться. (развести руки в стороны и обнять себя) .

Наша встреча в литературной гостиной подошла к концу.

Давайте вспомним, какой новый рассказ мы сегодня читали?

О произведениях какого писателя мы сегодня говорили?

Вам хочется узнать еще какие–нибудь рассказы или сказки Николая Носова?

В следующий раз мы с вами прочитаем другие произведения Носова.

Автор занятия: воспитатель средней группы Набатчикова Светлана Евгеньевна

Конспект занятия чтение художественной литературы в экологическом развитии дошкольников

«Весна идет».

Цель: Познакомить детей со стихотворением И.Токмаковой «Весна», закрепить у детей знания о признаках весны, формировать у детей бережное отношение к природе, закрепить знания детей о правилах поведения в природе.

Задачи:

1. Учить детей внимательно слушать стихотворение.

2. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;

3. Продолжать знакомить детей с названиями весенних цветов (ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик - лесные, полевые цветы; тюльпан, нарцисс, крокус – садовые цветы).

4.Формировать бережное отношение к природе, знания детей о правилах поведения в природе.

5. Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;

6. Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.

Материал к занятию:

1. Стенгазета «Весна – весняночка»;

2. Мольберт.

3. Иллюстрации весенних цветов: (ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик, медуница, тюльпан, крокус, нарцисс).

3. Игра «Собери букет»

4. Ватман зеленого цвета (поляна), первоцветы (подснежники).

Предварительная работа:

1. наблюдения в природе;

2. чтение ;

3. рассматривание картин и иллюстраций о весне;

Ход занятия:

В раздевалке жужжит пчелка, жалуется, что негде взять нектар, она проснулась, облетела все кругом, а цветов нигде нет. Кто же ее разбудил?

Воспитатель: Подожди пчелка не сердись, сейчас мы все вместе разберемся, в чем здесь дело.

1 часть : Дети входят в группу, видят на полу голубые следы-лужицы, идут по следам к картине (змейкой). (Если есть солнце, можно следы потрогать руками.)

Воспитатель: Кто же это такие странные следы оставил? Следы похожи на лужи. Куда же они нас приведут? Кажется, я догадываюсь кто это!

Воспитатель: с детьми доходят до картины «Весна - весняночка».

Воспитатель:Ребята посмотрите, куда привели нас следы. К картине. Здесь кто-то что-то изобразил и оставил нам письмо. Садитесь ребята на стулья. Я прочту письмо. Читают.

Воспитатель:Ребята, посмотрите внимательно на картину. Я оставила вам, загадки, а отгадки вы найдете на картине, тогда вы узнаете кто я?

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник -

Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,

Бежит по дну овражка. (Ручей)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Здесь на ветке чей - то дом,

Ни дверей в нем, не окон,

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут... (Гнездо)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

На реке и треск, и гром,

Это значит ледолом,

На реке идет лед

Это значит...(Ледоход)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело -

Всю морковку съело (Сосулька)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

У него морковный нос,

Очень любит он мороз,

В стужу, он не замерзает.

А весна приходит - тает. (Снеговик)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет (Весна)

Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года эта картина? (о весне)

Воспитатель: Так вот оказывается, кто здесь наследил и пчелку разбудил. Это Весна пришла! А теперь, послушайте какое стихотворение, написала поэтесса Ирина Токмакова.

«Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны.

(И. Токмакова)

Воспитатель : Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!

Проводится подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу,

взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках,

руки вверх.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а весна и здесь наследила. И куда нас приведут ее следы? Дети с воспитателем идут к стенду «Весенние цветы».

Воспитатель : Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли. Вот видишь, пчелка мы нашли для тебя цветы.

(Дети подходят к стенду «Весенние цветы)

Воспитатель : Какие весенние цветы здесь растут?

Дети по очереди показывают и называют цветы.

Ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик, медуница-это лесные и полевые цветы. Тюльпан, нарцисс, крокус- это садовые цветы.

Их еще называют первоцветами. Ребята, а почему их так называют?

Потому, что они появляются первыми, после зимы. Снег еще не растаял, а подснежники уже расцвели.

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте соберем букеты из цветов.

Проводится дидактическая игра «Собери букет»

Дети делятся на 2 команды, подходят к столу, на столе лежат две вазы и разные весенние цветы (садовые и лесные). Дети собирают цветы в букеты. (Первая команда собирает – садовые цветы те, которые люди специально выращивают в саду для букетов; вторая команда - лесные и полевые те, что выросли в природе.) Дети собрали букеты.

Воспитатель: Ребята вы молодцы. Вы собрали букеты, но допустили ошибку. Какую?Все ли цветы можно собирать в букет? (нет). А как вы, думаете, какие цветы можно собрать в букет? (Садовые). Их специально выращивают для букетов. А как вы, думаете, можно собирать в букет цветы в лесу или в поле (в природе)? (нет) Что будет, если мы все цветы в лесу сорвем? Ответы детей. (не красиво, пусто). Цветение весенних цветов не долгое, но все они привлекают большое количество насекомых, в первую очередь пчел, ведь почти все весенние цветы - медоносы. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить цветы. Находясь в лесу, не будем срывать растения для букетов.Будем составлять букеты только из тех цветов, которые выращены человеком. Давайте, мы исправим нашу ошибку. Лесные и луговые цветы посадим на поляну. Так что пчелка всегда сможет на нее прилететь.

2 часть : Дети выполняют коллективную работу «Поляна первоцветов » (звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы – пение птиц, шум воды, колокольчики).

Воспитатель : Ну, вот пчелка и другие насекомые всегда смогут прилететь на нашу поляну.

Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица. НЕ всегда умеет защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Все цветы для нас растут. Их не рвите, пусть живут!

Воспитатель ставит знак не рвать цветы (знак не рвать цветы).

3 часть : Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось? (отгадывали загадки о весенних приметах, показали, как весна идет, вспомнили названия первоцветов, собрали букеты, посадили поляну цветов). Скажите мне ребята, вам интересно было заниматься сегодня? А какое у вас настроение после занятия веселое или грустное? Я хочу пожелать, чтобы хорошее настроение сопровождало вас весь день.



Конспект ННОД

Медведева Наталья Яковлевна

воспитатель 1кв. категория

ННОД Развитие речи

ОО «Развитие речи»

Тема «Чтение стихов о весне»

Возраст детей 4-5 лет

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме.
Задачи:
1.
Учить детей внимательно слушать стихотворение. ;

2. Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

3. Формировать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация по теме, солнышко с лучиками, мяч, магнитофон, аудиозапись со звуками природы.

Ход ННОД:

Воспитатель: С колокольчиком хожу

На ребяток я гляжу

Колокольчик заводной,

Кто играть пойдет со мной?

Ребята, давайте встанем все в круг.(Дети образуют круг)

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Мы живём в одном краю

Всех я вас приветствую.

А вы поприветствуйте наших гостей (Дети здороваются с гостями )

Воспитатель: «Где у вас язычок живет?»

Дети: В ротике.

Воспитатель: Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык ).

Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху ).

Потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле? (Опустить язык вниз ).

Понравилось язычку на улице, и пошел гулять. (Покусать язык зубками ).

Ребята давайте подойдем к окну, я вам прочитаю стихотворение Елены Каргановой

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла Дети: (весна)

Воспитатель: это стихотворение так и называется «К нам пришла весна». Вам понравилось это стихотворение? Скажите, пожалуйста, какие признаки весны описал автор в своем стихотворение.

Ответы детей.

Воспитатель: какой самый первый признак весны?

Дети: ярко светит солнышко.

Воспитатель: а вы хотите чтобы в нашей группе светило свое солнышко? Давайте возьмем лучики и прикрепим его к нашему солнышку, но когда будем прикреплять, нужно сказать какое оно солнышко, согласны.

Дети: берут лучики и прикрепляют к фланелеграфу со словами солнышко(лучистое, круглое, золотое и т.д.)

Воспитатель: какое у нас замечательное солнышко появилось в группе, вам нравиться? Весной начинает припекать солнышко, что происходит?

Дети: начинает таять снег, бегут ручейки, капает капель.

Воспитатель: а вы хотите послушать звуки весны. Воспитатель включает аудиозапись со звуками весны.

Дети по звуку узнают журчание ручейка, звон капели.

Любовь Алейникова

Крыши в кепках, набекрень,
Начинается капель,
С козырьков стекают капли,
Глазки трёт Зима и плачет.
Это солнышко согрело
Зимушку усталую,
И ручьи уносят смело,
В речку воду талую.

Воспитатель: ребята давайте вспомним, что умеет делать ручеек и капель.

Дети: ручеек (бежит, льется, журчит, звенит), капель (капает, звенит, тает).

Воспитатель: снег тает, побежали быстрые ручейки кого они могут разбудить?

Дети: медведя, ежа и т.д.

Воспитатель: ребята мы с вами учили стихотворение Георгия Ладонщикова «Медведь». Давайте его вспомним и дружно, выразительно расскажем гостям. Дети коллективно читают стих.

Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошарил лапой,
И вскочил -
Кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает - не до сна!
Вылез он и видит:
Лужи,
Тает снег…
Пришла весна.

Воспитатель: молодцы. Весной медведица из берлоги выходит не одна а с медвежонком и у многих лесных животных появляются детеныши. Вы хотите поиграть в игру «Мамы и малыши».

Проводится игра с мячом, дети встают в круг воспитатель кидает мяч и называет маму, например медведица, ребенок возвращая мяч называет детеныша.

Воспитатель: весной природа просыпается и появляются…?

Ответы детей: цветы, травка, листочки

Воспитатель: вы знаете как называется первый весенний цветок.

Дети: подснежник.

Воспитатель: правильно, а вы хотите послушать стихотворение о подснежнике.

Из-под снега, на проталинке,
Самый первый, самый маленький,
Мокролюб, цветочек-вешник -
Распустил бутон подснежник.

(Олег Карелин)

Воспитатель:все ли слова вам понятны в этом стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель: мокролюб- означает любит, когда много воды, подснежник и появляется тогда, когда много воды, во время таяния снега давайте вместе скажем мокролюб.

Дети: повторяют.

Воспитатель: вешник – это устаревшее слова, сейчас так не говорят, а говорят весенний, поэтому цветочек – вешник, означает цветочек весенний. Давайте вместе повторим вешник. А как вы думаете такой красивый цветочек можно рвать?

Ответы детей.

Воспитатель: нет нельзя этот цветок занесен в красную книгу. Поэтому он находится под охраной человека.

Физкультминутка проводится с платочками

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Воспитатель: вы хотите послушать еще стихотворение про весну, которое написала Ирина Токмакова.

«Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны.

Воспитатель: вам понравилось это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: а вы хотите выучить это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: вам поможет картинки подсказки. Повторение стихотворение с детьми по мнемотаблицам.

Дети повторяет стихотворение.

Воспитатель: ребята, а что вам понравилось на нашем занятии.

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям выполнить коллективную работу по аппликации на тему: «Весна». Дети выбирают готовые формы и составляют весеннею композицию по мотивам прослушанных произведений.



Рассказать друзьям