Конспект нод по пословицам и поговоркам. Конспект занятия по внеурочной деятельности "пословицы и поговорки" Поурочный план работы тема поговорка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

с. 1
Учитель: Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Джидинская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района.

Дата проведения урока: 21.09.2009

Место проведения урока: МОУ «Петропавловская районная гимназия»

Класс: 6

Предмет: литература

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».

Пословицы и поговорки русского народа.

Цели урока:

Обучающие: 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора.

2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок.

3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

4. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.

Развивающие: 1. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;

2. Развивать навык самостоятельной и групповой работы.

Воспитывающие: 1. Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.

2. Воспитывать ответственность как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.

Технологии: РКЧП, ТРИЗ, коммуникативная.

I. Организационный момент.

- Приветствие, знакомство, организация правильной посадки по группам, настрой учащихся на дружеску волну.

Я Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы ДСОШ.

Говорят, «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Но «Один в поле не воин», поэтому поддержите меня. Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»! (слайд)

С каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее личико (карточки есть у каждого).

II. Вызов.

Отгадайте шараду: приставка, как в слове побежать , корень как в слове дословный , суффикс из слова ученица , а окончание, как в слове рука. (пословица).(слайд)

Верно, это пословица. О ней мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишите, пожалуйста, тему урока. «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Пословицы и поговорки русского народа. (слайд)

Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Многое вам известно из курса начальной школы. Я буду зачитывать утверждения о пословице и поговорке, а вы должны ответить – правильно оно или нет. Личико с улыбкой – верно, без улыбки – неверно. Если утверждение неверно, попробуйте дать нужный ответ.

Верно ли что:


  • Пословица является народной мудростью. (+) (слайд, слайд)

  • Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)(слайд, слайд)

  • Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)(слайд, слайд)

  • Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)(слайд, слайд)

  • В пословице есть ритм и рифма. (+)(слайд, слайд)

  • Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)(слайд, слайд)
- Видите, «Глаза страшат, а руки делают», многое по теме урока мы уже знаем, в остальном предстоит разобраться. Помогите мне, скажите, чем будем заниматься на уроке? Итак, цели нашего урока. (слайд)

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке. (слайд) Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. (слайд) Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. (слайд)

В чем же прелесть пословиц? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. (На слайде высказывания). « Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах”, - говорил философ Бэкон. А поэт А. Прокофьев писал:

Слава русской речи велика,

Год от году все сильней становится,

И острей граненого штыка

Наши поговорки и пословицы! (слайд)

- Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

1 задание. Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством. (слайд)

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это... , так как …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Примеры ответов : “Сытое брюхо к учению глухо” – пословица, так как это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

“Семь пятниц на неделе” - поговорка, так как является образным крылатым выражением, в котором есть отношение к чему-либо (к особенности характера человека), но нет вывода.

Давайте оформим наши знания в виде кластера, схемы. (слайд)


Задание 2. Для каждой группы у меня есть выражение. Внимательно прочитайте его и определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу. Работаем командой – «Один ум хорошо, а два лучше».

- «В здоровом теле – здоровый дух». Внимание к правильной посадке учащихся.

III. Осмысление содержания.

Откройте, пожалуйста, учебник, прочитайте выразительно пословицы первой группы. (слайд) Какова тема этих пословиц? А второй группы? Самостоятельно, по группам, определите темы остальных разделов пословиц. Обратите внимание на слова для справок на ваших партах. (Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость, учение). (слайды)

- «Делу время – потехе час. Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

Дыхательная гимнастика.

Давайте вплотную поработаем с текстами пословиц и поговорок. Для того чтобы охватить больше народной мудрости, мы разделились на группы: строители, конструкторы, редакторы, художники, народные мудрецы, каждая из групп выполняет свою учебную задачу. Найдите в папке карточку с заданием, внимательно его прочтите. Если что-то непонятно, воспользуйтесь услугой консультанта. Обсудите задание и способы его выполнения в группе. На выполнение работы - 2 минуты. После истечения времени, озвучьте решение своей задачи.

Выступления групп с ответами. (слайды)

IV. Рефлексия.

Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. (слайд) Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?

Составление синквейна? (слайд) Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн по группам на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.

У себя в папке вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь.

Чтение синквейнов.

Посмотрите, что получилось у меня. (слайд).

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Народная мудрость.

Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. Именно поэтому Гоголь и говорил, что «…в пословицах все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, - все шевелящее и задирающее за живое…». А народ сам оценил этот жанр: «Пословица к слову молвится», «Пословица не в бровь, а в глаз», «Пословица – всем делам помощница». (слайд).

V. Домашнее задание. (слайд).

Восстановите пословицы, вставив пропущенные слова (см. распечатку задания).

Подберите пять пословиц на тему: счастье, семья, дети (на выбор).

VI. Рефлексия самочувствия на уроке.

- Оценим нашу работу. (слайд)

Выберите личико, которое соответствует вашей работе на уроке, подпишите его и сдайте мне.

Мордашка с улыбкой – урок удался, я хорошо поработал.

Серьезная мордашка – не все получилось, могу работать лучше.

Грустная мордашка – совсем не работал на уроке, недоволен собой.

А я оцениваю вашу работу так.

Посмотрим, совпала ли моя оценка с вашей. Закройте глаза, опустите головы. Те, у кого оценки совпали, откройте глаза и поднимите головы. Спасибо. Теперь откройте глаза остальные. (слайд)

Я очень вам благодарна за урок. (слайд)

Приложение №1 – Презентация.

Приложение №2 – Задания к уроку.

Приложение №2

Задание 1. Коллективное.

Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством.

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это... , так как …

2. “Семь пятниц на неделе” - это …, так как …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Задание 2. Групповое.

Прочитайте выражение, определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу из прошлого задания.

Хороша кашка, да мала чашка.

Ума палата.

Без обеда не красна беседа.

Работать с огоньком.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Задание 3. Коллективно-групповое.

Прочитайте группу пословиц в учебнике на с. 13, определите тему.

Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость.
Задание 4. Групповое.

Для художников. Изобразите пословицу или поговорку рисунком. Пословицы и поговорки на выбор: «Лес рубят – щепки летят», «Медведь на ухо наступил», «Посадить в галошу», «Искать иголку в стоге сена». Для примера посмотрите на рисунок к пословице «Не рой другому яму, сам в нее попадешь».

Задание 4. Групповое.

Для строителей. Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения. («Кирпичи» ищите в папке).

Образец: даны части: «Отвяжись худая жизнь», «себя увеселить», «привяжись хорошая», «Добро сотворить». Собираем из них две пословицы: «Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая» и «Добро сотворить - себя увеселить».


Не узнав горя,

не узнаешь и радости.

От радости кудри вьются,

в печали секутся.

Поменьше говори,

побольше услышишь.

Добрый человек

в добре проживет век.

Кто хочет много знать,

тому надо мало спать.

Красна птица перьем,

а человек уменьем.

Не сиди сложа руки,

так не будет и скуки.

Задание 4. Групповое.

Для конструкторов. Соберите из деталей конструктора (отдельные слова) пословицы и поговорки. Собирая, руководствуйтесь цветом. (Детали ищите в папке).


Видит

око,

да

глаз

неймет.

Дорого,

да

мило,

дешево,

да

гнило.

Делить

шкуру

неубитого

медведя.

Семь

раз

отмерь,

один

раз

отрежь.

Близок

локоток,

да

не

укусишь.

Задание 4. Групповое.

Для редакторов. Восстановите пословицу из сложного предложения, расставьте необходимые знаки препинания.

Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.
Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.
Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.

Сделайте из поговорки пословицу, добавив нужные слова.

Чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь.

Сделайте из пословицы поговорку, убрав некоторые слова.

И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

Задание 4. Групповое.

Для народных мудрецов. Подойдите творчески к пословицам: придумайте свое продолжение к первой части пословицы.

Образец. Есть пословица: «Не рой другому яму – сам в не попадешь», но можно придумать и свой конец:

Не рой другому яму – пусть сам работает.

Не рой другому яму – найди более интересное занятие.

Продолжи пословицы:

Не та дружба сильна…

Нет друга – ищи,…

Живи для людей - …

Кто гостю рад,…

Не всякому слуху верь,…

PoluboyarovaLM_P(prezent).ppt
с. 1

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Русские пословицы и поговорки".

Щербакова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ гимназия, г.Урюпинск, Волгоградская область
Описание: Данный урок - урок открытия новых знаний предназначен для 2 класса, программа "Школа 2100". Конспект урока разработан по ФГОС. Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности.
Тема урока: Русские пословицы и поговорки.
Цель:
-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.
Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками;
- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.
Оборудование: плакаты с пословицами, учебник «Маленькая дверь в большой мир», «Тетрадь по литературному чтению», рисунки детей.I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) .
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!
-А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.
Прочитайте его.
Ум без книги, как птица без крыльев.
-Как называется такое предложение? (Пословица.)
-В какую страну мы совершим путешествие? (В страну пословиц и поговорок.)
II. Актуализация знаний.
-Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)
-Пословицы и поговорки - это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
III. Постановка проблемы.
-Читая сказки, мы говорили, чему они учат нас. Чему могут нас научить пословицы и поговорки?
-Что мы будем делать на уроке? (Ответы детей.)
-Читать пословицы, объяснять их смысл, классифицировать их по темам.
IV. Открытие детьми нового знания.
-О пословицах русский народ тоже сочинил пословицы. Прочитайте эти пословицы на доске.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица – всем углам помощница.
Пословица недаром молвится.

-Как вы понимает эти пословицы? Для чего нам нужны пословицы? (Дети отвечают.)
-Знание пословиц, поговорок обогащает речь человека, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память, помогает найти точные и остроумные ответы на вопросы.
-Какие пословицы и поговорки вы знаете?
-Как вы думаете, о чём мы будем читать пословицы и поговорки? (О труде, о честности, о смелости, о качествах человека и т.д.)
V. Первичное закрепление.
1)Чтение в тетради пословиц и объединение их по группам.
-В тетради на странице 37 прочитайте задание.
-Прочитайте первую пословицу.
-Не надейся, дед, на чужой обед.
-Как вы её понимаете? (Не надо надеяться на чужой обед, на кого-то, надо самому трудиться.)
-К какой теме её можно отнести? (О труде.)
-Прочитайте вторую пословицу.
-Друга иметь себя не жалеть.
- Как вы её понимаете? (Для друга ничего не жалко, всё для него сделаю, себя не пожалею.)

-Прочитайте следующую пословицу.
-Других не суди, на себя погляди.
- Как вы её понимаете? (Не надо других критиковать, обсуждать, надо обратить внимание на себя. Как ты сам делаешь, поступаешь.)
- К какой теме её можно отнести? (О качествах человека.)

-Не надобно на чужое добро льститься, берегись своего лишиться.
- Как вы её понимаете? (Надо самому работать, а не завидовать на чужое, иначе даже своего можешь лишиться.)

- Прочитайте следующую пословицу.
-Друг денег дороже.
- Как вы её понимаете?
- К какой теме её можно отнести? (О дружбе.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Не надейся, Роман, на чужой карман.
- Как вы её понимаете? (Надо самому трудиться, на чужие деньги не рассчитывать.)
- К какой теме её можно отнести? (О труде.)
-На какие группы можно разделить пословицы? (О труде, о дружбе, о качествах человека.)
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о труде красным цветом.
-Какие буквы обвели? (а,г,е)
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о дружбе синим цветом.
- Проверим. (б,д)
- Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о качествах человека зелёным цветом.
-Проверяем. Сколько их? (1) Какая пословица? (в)
- Какие ещё пословицы о качествах человека вы знаете?
Физкультминутка.
Я иду и ты идёшь – раз, два, три!
(Шагаем на месте.)
Я пою и ты поёшь - раз, два, три!
(Хлопаем в ладоши.)
Мы идём и мы поём - раз, два, три!
(Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живём – раз, два, три!
(Шагаем на месте.)
2) На доске открываются картинки с пословицами.



-Прочитайте пословицы.
-О чём они? (О необходимости трудиться, о труде.)
-Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
3) Придумать рассказ по пословице. (Работа по группам.)
-Прочитайте рассказ, заглавием которого была бы пословица, не называя её. Один ученик из группы читает. А остальные ученики должны отгадать пословицу.
VI.Повторение пройденного.
-Какой раздел мы закончили читать? («Сказка мудростью богата»)
-О ком мы там читали? (О мудрых людях)
-О каких ещё людях мы читали? (О глупых.)
-Сегодня мы прочитаем русские народные пословицы и поговорки о мудрости и глупости.
На доске помещаются титульные листы сказок. (Рисунки учеников, выполненных дома.)
-Прочитайте в учебнике первую пословицу.
-К кому из героев сказки можно отнести эту пословицу? Почему?
Дальше аналогично.
1)Не за бороду – за ум жалуют. («Мудрый старик»)


2)Умный и без денег богат. («Честный мальчик»)


3) В умной беседе – ума набраться, а в глупой свой потерять. (« Мудрая дева»)


4) Глупый ищет большого места, а умного и в углу видать. («Настоятель и служка»)


5) Говори мало, слушай много, а думай ещё больше. («Сказка о глупости»)


6) Умное повторять не грех. («Сказка о глупости»)
VII.Итог урока. Рефлексия.
-Вот и закончилось наше путешествие в страну пословиц и поговорок. Для чего нужны пословицы и поговорки?
-Вспомните, какую пословицу мы прочитали в начале урока? (Ум без книги, как птица без крыльев.)
-Как вы понимаете эту пословицу? (Чтобы развивать свой ум, необходимо читать книги, тогда много будешь знать.)
-Прочитайте последнюю пословицу в учебнике. (Книга – книгой, а своим умом двигай.)
-Как вы понимаете эту пословицу? (В книгах написано много умного, хорошего, но надо уметь выделять важное, главное. Вовремя и к месту это использовать.)
-Какие пословицы и поговорки вы хотели бы запомнить, чтобы следовать им в жизни?
-Оцените свою работу на уроке, используя смайлик.

Пословицы и поговорки

Какие пословицы и поговорки вы знаете, какие употребляете в речи?

На этом уроке вы познакомитесь с еще одним жанром фольклора – пословицами и поговорками. Услышав их еще в детстве и употребляя в речи, трудно отличить пословицу от поговорки. На этом уроке мы постараемся научиться их различать, а также узнаем, когда появились поговорки и пословицы, кто первым заинтересовался этим жанром и стал собирать их.

Содержание урока

1. Что такое пословицы и поговорки?

2. Русские пословицы и поговорки.

3. Заключение.

Что такое пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?

Русские пословицы

Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.

Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Русские поговорки

Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.

Таково выражение свинью подложить , то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Изучение пословиц и поговорок

Собирать и изучать русские пословицы и поговорки начали в XVII веке. Первое дошедшее до нас собрание называется «Повести и пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Много раз вы слышали и употребляли пословицы и поговорки сами. Узнайте, какие еще бывают пословицы и поговорки.

Заключение

На этом уроке вы узнали:

    что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;

    что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;

    что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;

    принцип создания пословиц и поговорок;

    новые для себя пословицы и поговорки.

Тест

1. Чем отличаются пословицы от поговорок.

а) убедительностью Б) законченностью суждения в) происхождением

2. Пословица – это…

а) выражение, не имеющее прямого поучительного смысла

Б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

в) образное выражение, отражающее жизненное явление

3. Поговорка – это…

А) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

б) образное выражение, отражающее жизненное явление

в) выражение, созданное группой людей

4. Употребление пословиц и поговорок…

а) делает речь неубедительной

Б) делает речь понятной и образной

в) выражает субъективное мнение человека

5. Началом собирания и изучения пословиц и поговорок считается…

А) XVII в. б) XVIII в. в) XIX в.

Интернет-ресурсы

http://www.govoril.ru Сайт содержит русские пословицы и поговорки

http ://cab.al.ru/proverb.htm русские пословицы и поговорки

http://ww w .aphorism.ru/dal Поговорки и пословицы русского народа. Даль

http://pogovorka100.narod.ru/lovestory_rus.htm пословицы и поговорки народов Мира

Внеклассное занятие по теме:

«Пословицы-народная мудрость».

Учитель: Ярмушкина Н.Г.

Цель : познакомить с новыми пословицами, поговорками;

учить задумываться над их смыслом;

учить кратко и последовательно выражать свои мысли с помощью пословиц и поговорок;

воспитание ответственного отношения к любому делу.

Ход занятия:

Учитель: Сегодня мы поговорим о пословицах и поговорках, подумаем вместе о содержании некоторых из них.

А что такое пословица? Что о них вы знаете?

(ответы детей)

Учитель : Пословицы-это меткие выражения, в которых кратко, но точно высмеиваются недостатки людей. В них отразились все стороны жизни. Они заставляют задуматься, в них выражается отношение к какому-либо событию.

1 зад.

Объясните, какая пословица самая древняя? Почему вы так решили?

А) Человек без друзей, что дерево без корней;

Б)Любишь тепло-терпи дым;

В) Человек без Родины, что соловей без песни;

2 зад.

-Петя-петушок принёс какие-то слова.(выставляю). Всё понятно? Новерно, их нужно поставить на свои места

Делу кончил гуляй время

Час потехе дело смело

А тут, по-моему, вообще не хватает слов. Составьте пословицы и объясните их смысл.

А) Труд-……..,лень…….

(Труд лечит, лень портит)

Б) Языком………, торопись ……..

(Языком не спеши, торопись делом)

4 задание;

-Какие пословицы подходят к данным ситуациям:((показ инсценировок)

А) Дома у Саши не работает компьютер. Брат повозился и ничего не смог исправить. Пришёл мастер и быстро устранил неполадку. (Дело мастера боится)

Б) Девочка хотела получать «4» и «5», а сама лишний раз книжку не откроет, домашние задания делает кое-как. Вот ей подруга и говорит:…..(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

В)Несколько дней Петя не выполнял домашние задания и получал «2». Все ребята от него отвернулись. А Сергея все учителя хвалили, так как он всегда был готов отвечать на уроке.(По труду и честь)

5 задание:

Придумайте и обыграйте в группах ситуацию, к которой подойдёт пословица:

«Поспешишь-людей насмешишь»

6 задание:

Доскажите конец пословиц. Как вы их понимаете?

Кто много читает-…..

Не плюй в колодец-…

С кем поведёшься- …..

Лучше хорошо поступить-…..

Где труд-……..

7 задание:

А какие пословицы знаете вы, ребята? В какой ситуации вы бы её применили?

Рефлексия:

Что запомнилось? Зачем нужно знать пословицы? Используете ли вы при разговоре с кем-либо пословицы и поговорки? В каких случаях? (ответы детей)

Учитель:

Знание пословиц и поговорок обогащает ум, речь человека, развивает память. Зная пословицы, можно применить их в своей речи для того, чтобы кратко,ёмко и точно выразить свою мысль, своё отношение к происходящему.

Я бы очень хотела, чтобы вы не забывали о нашем разговоре, и думали, прежде чем что-то сказать или сделать. Ведь не зря говорят: «Семь раз отмерь –один раз отрежь» или так «Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь»

Урок 4 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

01.02.2012 51332 2394

Урок 4 Пословицы и поговорки

Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Запись в тетрадях учащихся.

2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.

Общее в пословицах и поговорках:

– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

– создавались многими поколениями людей;

– появились еще в то время, когда не было письменности;

– они, как правило, безымянны;

– в течение столетий совершенствовались;

– темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

3. Беседа по прочитанной статье учебника.

– О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?

– Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)

4. Чтение пословиц, их комментирование.

Задание: озаглавить каждую группу пословиц.

Слова для справок: с. 16, вопрос 2.

Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

џ Лес рубят – щепки летят.

џ Не зная броду, не суйся в воду.

џ Цыплят по осени считают.

џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).

џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

џ «рвет и мечет» (злится, бесится).

џ «при царе Горохе» (очень давно).

џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

5. Объяснение учителя с элементами беседы.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

– Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

– Как вы думаете, в чем его смысл?

– Почему именно это изречение выбрал Даль?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Рассказать друзьям