Конспект НОД "Рисуем углем" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему. Рисуем углем - с чего начинать и подробный мк рисования ирисов Уроки рисования углем

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Координатная сетка поможет вам расположить предметы на бумаге. Сделав набросок, попробуйте рисовать угольным карандашом.

Оглянитесь в своем доме по сторонам - и вы непременно увидите вещи, из которых получится интересная композиция.

Расположение предметов на рисунке
Иногда даже профессиональному художнику бывает сложно правильно определить относительные размеры и пропорции предметов. Решением проблемы может стать координатная сетка, нанесенная на лист бумаги, который помещается позади натюрморта. На другой лист приготовленный для рисунка, также наносится эта сечка. Поскольку координатная сетка, размещенная за натюрмортом, нанесена на белый фон, не только сами предметы будут четкими, но и отбрасываемые ими тени. Однако на этом занятии нас в первую очередь будет интересовать объем предметов, а тенями мы займемся на следующих уроках рисования.

Для урока рисования вам понадобятся :
Лист белого картона размером 43 см в высоту и 1 м или больше в ширину
Большой лист бумаги
Клейкая маскировочная лента
Металлическая линейка
Ластик
Карандаши: 2В и угольный карандаш
Нож или точилка для карандашей

Разметка координатной сетки
Отметьте вертикальные линии, отступив по 20 см от каждого края картона. Обрежьте лист по этим линиям, а затем приклейте отрезанные полоски на место с помощью клейкой ленты. У вас получатся две сгибаемые стороны, с помощью которых можно будет установить этот экран. Теперь возьмите карандаш 2В и начертите в центральной части экрана рамку, расположив ее как можно ближе к нижнему краю картона.

Проведите горизонтальные и вертикальные линии, разбивая рамку на квадраты. В нашем случае получаются квадраты 8×8 см. Теперь установите отобранные для рисунка предметы и позади них- экран с координатной сеткой.

Сглаживание тонов
Уголь имеет порошкообразную структуру, поэтому им лучше всего рисовать на шероховатой, фактурной поверхности, которая будет удерживать крупинки порошка, Когда вы освоите новый материал, попробуйте рисовать углем на бумаге с сильно выраженной фактурой. Крупное зерно такой бумаги придаст вашему рисунку больше выразительности.

Как пользоваться угольным карандашом
Контуры нашего рисунка нанесены карандашом 2В, который легко стирается ластиком, а вот собственные тени сделаны с помощью угольного карандаша, позволяющего проводить жирные темные линии.

Возьмите угольный карандаш и поводите ИМ по бумаге, чтобы посмотреть, какие линии он оставляет. Сначала не нажимайте на карандаш, затем немного нажмите и сравните проведенные линии. Попробуйте штриховать угольным карандашом в разных направлениях, проследите, как меняется фактура штриха. Скоро вы освоите штриховку угольным карандашом и начнете пользоваться им так же, как и графитовым

1 Начертим координатную сетку на листе бумаги

Возьмите карандаш 2В и начертите еще одну координатную сетку на листе бумаги. Вам нужно разбить лист на такое же количество квадратов, как и на экране с координатной сеткой. Только квадраты на листе будут меньше - в нашем случае 6×6 см.

2 Начнем рисунок с бутылки

Поскольку бутылка - самый высокий предмет в нашей композиции, то начнем рисунок именно с нее. Используйте карандаш 2В. Хорошо рассмотрите, в каких местах и как пересекаются контуры бутылки с квадратами стоящей позади координатной сетки. Проверяйте правильность каждой линии, нанося ее на лист бумаги.

3 Соотносим рисунок с натюрмортом

Продолжайте рисовать бутылку - не забудьте про ее откидную пробку, - постоянно сверяясь с координатной сеткой. Рисуйте контур мелкими штрихами, а не одной сплошной линией, чтобы не ошибиться.

Добавляем остальные предметы
Наметив расположение на бумаге первою предмета - в нашем случае это бутылка, - вы можете теперь добавить другие, стоящие рядом предметы. Продолжайте рисовать контуры, используя координатную сетку, и тогда вам удастся сохранить правильные пропорции всех предметов.

4 Рисуем стакан

Наметьте контур стакана, по-прежнему сверяясь с координатной сеткой. Стакан стоит перед бутылкой, то есть ближе к вам, поэтому на бумаге его донышко будет расположено чуть ниже донышка бутылки.

5 Намечаем кофейник

Следуя, как и прежде, координатной сетке, набросайте контур кофейника. Внимательно изучите его форму и сделайте линии более четкими в тех местах, где легла тень. Исправляя ластиком контур кофейника, вы могли случайно стереть и линии координатной сетки - не забудьте восстановить их.

6 Заканчиваем набросок карандашом

Нарисуйте детали кофейника. Теперь у вас готов предварительный набросок, группа предметов с правильными пропорциями, а значит, можно перейти к угольному карандашу.

Работа водорастворимым карандашом
Если вы хотите добавить в свой рисунок цвет, можно сделать это с помощью водорастворимого карандаша. Готовый рисунок в этом случае будет напоминать акварель. Когда бумага высохнет, вернитесь к водорастворимому карандашу и добавьте новые штрихи

7 Наносим тени на бутылку

Посмотрите, с какой стороны падает свет на ваш натюрморт. Затем возьмите остро заточенный угольный карандаш и нанесите на бутылку несколько легких толстых штрихов, не трогая те части, где должны быть блики (о том, как распределять светлые и темные тона, рассказывалось в выпуске № 1 нашего журнала).

8 Придаем объем стакану

Вначале прорисуйте острым кончиком карандаша откидную пробку бутылки, затем перейдите к стакану. Частыми линиями заштрихуйте тень на правой стороне стакана и на его нижней части. Остальную поверхность покройте более легкими штрихами. Не закрашивайте те участки, на которые падает свет.

9 Вырисовываем кофейник

Прикройте законченную половину рисунка листом бумаги, чтобы не смазать его. Затем начните заштриховывать кофейник, оставляя белыми вертикальные полосы бликов.

10 Усиливаем тени на кофейнике

Постепенно усиливайте тени на кофейнике. Легкими штрихами покройте белые полосы - у вас должны выделяться только узкие сверкающие блики.


А Координатная сетка
Координатная сетка помогает расположить предметы именно так, как они расположены в действительности, и сохранить их пропорции. Когда рисунок готов, координатную сетку на листе бумаги можно удалить ластиком.

Б Уголь
Контуры, проведенные карандашом 2В, полностью скрыты под штриховкой, нанесенной угольным карандашом. Тени, сделанные углем, глубже и интенсивнее теней, сделанных графитовым карандашом.

В Объемность
Набросав предметы, художник на следующем этапе работы старается придать им объем и подчеркнуть округлую форму, выпуклую поверхность предметов. Это достигается за счет сочетания теней, полутонов и бликов.

Категории: 22 августа 2011

Уголь. С большой вероятностью можно предположить, что самым первым в истории человека графическим материалом был простой уголек из костра. Им рисовали во все времена и удивительно то, что даже сейчас он не потерял своей актуальности и любви художников.

Уголь – очень красивый материал с большими графическими возможностями. Он дает большой диапазон тона, красивую бархатистость и разнообразную фактуру. Им рисуют на бумаге, картоне и холсте, сочетая с любыми другими мягкими материалами (сепией, сангиной и мелом), но чаще используют как самодостаточное средство.

Он отлично подходит для зарисовок и позволяет создавать динамичные живые рисунки. Материал красиво растирается, быстро корректируется, легко стирается резинкой и самозатачивается в процессе рисования. Им можно накладывать тонкие штрихи и создавать широкие «мазки», рисуя плоскостью. Техника угольного рисования даже породила такой странный термин как «живописный рисунок».

И всем уголь хорош, кроме одного – он очень непрочно держится на поверхности. Это самый сыпучий графический материал. Именно поэтому угольные работы очень легко размазать и невозможно хранить в незакрепленном виде.

Его мягкость имеет и плюсы. Можно не бояться сделать ошибку — материал легко сбивается с поверхности тряпочкой или щетиной кисти и таким образом рисунок можно корректировать много раз, добиваясь наилучшего результата.Именно поэтому его часто используют для нанесения рисунка на холст перед живописью.

Zhaoming Wu. Портрет углем. И.Е.Репин. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь по холсту. Zhaoming Wu. Портрет углем. Учебная постановка. Уголь. Китайская школа. Уголь. И.С. Куликов. Портрет крестьянки. Уголь, пастель.

В 15 веке в Италии получил распространение интересный способ закрепления угля, когда рисунок наносили уже на промазанную клеем поверхность бумаги, а после завершения держали работу над паром, и, таким образом фиксировали уголь.

Надо сказать, что люди изобретали множество разных способов закрепления — опускали в раствор клея, обрабатывали канифолью, растворенной в бензине, опрыскивали из пульверизатора снятым и процеженным молоком, брызгали пивом, но ни один из них не получился идеальным.

В наше время уголь закрепляют так же, как и другие мягкие графические материалы — специальным фиксативом или лаком для волос.

Существует два вида угля – натуральный и прессованный. Натуральный отличается неправильной формой и разной толщиной, всегда имеет сердцевину, так как сделан из настоящих древесных палочек. Такие палочки сильнее осыпаются, а иногда среди них попадаются неравномерно прожжённые экземпляры. Такие веточки бледно рисуют и царапают бумагу.

Если вы живете в частном доме и у вас есть печь, древесный уголь можно легко сделать самостоятельно. Когда я была маленькой, мой отец готовил себе такой уголь для рисунка под живопись. Для этого он брал очищенные от коры палочки ивы или березы диаметром 3-6 мм, вертикально упаковывал их в вертикальную жестяную банку. Затем засыпал отверстия между прутками песком и очень плотно закрывал банку, чтобы в нее не проник кислород. Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной. После ее нужно было положить в печные угли на 5-6 часов и дождаться еще несколько часов, пока банка остынет. В итоге получался классный художественный уголь.

И.Е.Репин. Портрет Романова. Уголь Zhaoming Wu. Портрет углем. Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь. Zhaoming Wu. Портрет углем. Н.И.Фешин. Зарисовка.Уголь. И.Е.Репин. Портрет М.О.Левенфельд. Уголь, сангина. Н.И.Фешин. Мужчина с острова Бали. Уголь. Casey Childs. Уголь. И.Е. Репин. Портрет И.С.Остроухова. Уголь.

Прессованный стержень изобрели в 19 веке. Его изготавливают из угольной крошки, скрепляя растительным клеем. В отличии от древесного, он имеет правильную форму, равномерную структуру и дает более глубокий тон и производится от одного до четырех номеров твердости. К тому же он лучше держится на поверхности, хотя все равно требует фиксирования.

Такой уголь можно приобрести и в виде деревянных карандашей. Угольный карандаш на практике оказывается очень удобным – удобно прорисовывать мелкие детали.В России такой карандаш выпускается под названием «Ретушь» мягкости 3М (Производство Красин). В последнее время качество «Ретуши» оставляет желать лучшего. Я его покупала совсем недавно и была очень разочарована — рисует бледно и к тому же постоянно обнаруживает в составе царапающие глиняные комочки. Очень жаль, потому что еще лет 15 назад он был отличным.

Предшественником прессованного угля в 19 веке был жирный уголь – это обычный древесный, но дополнительно пропитанный растительным маслом. Я не пробовала рисовать таким материалом, говорят, что он дает более темную линию и чуть меньше осыпается, чем простой древесный.

Сейчас в продаже можно найти любой уголь, классический древесный, в виде прессованных брусков, стержней и карандашей в деревянной оправе. Для работы с углем, учитывая его сыпучесть, имеет смысл использовать бумагу или картон с шероховатой поверхностью.

Угольный карандаши.

Бумажные палочки для растушевки угля.

Угольные карандаши

Набор всех типов угля.

Набор всех типов угля.

Набор всех типов угля.

Подводя итог, замечу, что не вижу особого смысла рисовать древесным углем, когда существует прессованный. В свое время я очень намучилась с недолговечностью своих угольных рисунков, а большинство из них пришлось выбросить из-за плохой сохранности. Поэтому, когда в продаже появился прессованный уголь, для меня это было счастьем и спасением.

Но вам стоит попробовать поработать и тем и другим, чтобы составить собственное мнение.

Есть еще один замечательный карандаш, по похожий на угольный, но другой по составу — это Итальянский карандаш. Но о нем в следующей статье.

Бумага для угля

На какой бу маге рисовать углём?

Уголь — деликатный и интересный материал. Фактически, кусочек угля - это один из древнейших художественных инструментов. Сегодня, конечно, рисование на стенах пещеры вышло из моды, но вот сам уголь в виде мелков всё также популярен среди художников. Правда рисуют теперь на бумаге, причём хорошая бумага лучше передаст фактуру и оттенки угля. Но лучше всего?

Бумага — это основа вашей работы, если она подобрана верно, то и рисовать на ней будет приятно, и результат сохранится на долго, не осыпаясь и не опадая. Бумага для угля подходит и для рисования карандашом, и в целом к ней предъявляются примерно те же требования. Обычно бумага для угля находится в разделе "Бумага для пастели и угля" - пусть это вас не смущает, углем рисуют по пастельной бумаге, так же как сангиной и сепией. Художественный уголь хорошо ложится на бумагу с рыхлой и шершавой структурой, которая позволяет активно делать растушевку и сгладить жёсткие края угольного мелка или пастели. Вы наверняка видели работы в монохромной гамме, выполненные при помощи угля и завораживающие своими реалистичными градиентами. Грамотно выбранная бумага подчеркнёт все плюсы и скроет все изъяны в процессе работы углём. По этому немного подробнее остановимся на том, на какой бумаге рисовать углём и какую лучше купить для тех задач, которые стоят перед вами.

Следует учитывать несколько важных моментов:

  • Выбирайте только бескислотную бумагу. Наличие кислот в целлюлозе — это враг долгого хранения вашей работы. Безкислотная бумага гораздо надёжнее держит уголь на себе, сохраняя цвет и плотность, линии остаются яркими и чёткими, что особенно важно для графики. Бескислотная бумага в листах и целые скетчбуки доступны и этим критерием не нужно пренеребрегать.
  • Лучше, если бумага не будет идеально белой. У угля очень чёрный штрих, и он резко контрастирует с неестественной белизной целлюлозы, поэтому иногда даже лучше выбрать крафтовую бумагу. Подходит ли для угля крафт-бумага ? Конечно. Ведь традиционные рисунки выполнялись как раз на бумаге такого оттенка и фактуры, поэтому выбирая крафт, вы сделаете свою работу ещё более аутентичной. Даже ошибки на крафтовой бумаге менее видны и смотрятся органично.
  • Наличие зерна в бумаге позволяет штриху надёжно закрепляться на поверхности листа. Скетчбуки с такой бумагой выпускаются компанией Daler Rowney, Lana Dessin, Hahnemuhle Deko. Благодаря высокой плотности и зернистости, они хорошо держат даже несколько слоёв растушёвки углём.
  • Ну и последнее — определитесь с тем, чем и что именно вы планируете нарисовать. Небольшими угольными карандашами как правило рисуют в маленьких скетбуках, а вот натуральный уголь — это материл для серьёзных больших работ на крупных листах. Художественный уголь часто «просится» за пределы листа. Производители Canson и Lana выпускают очень большой ассортимент бумаги, которая даст вам больше простора для творчества.

Теперь вы знаете, на какой бумаге лучше всего рисовать углём. На нашем сайте представлен большой выбор этого материала под любые запросы. Выбирайте и покупайте, у нас есть доставка по всей России!

Достоверно не известно, кто и когда первым взял в руки уголь из потухшего костра и начал рисовать. Наверное, это случилось еще в самом начале зарождения человечества. Несмотря на его многовековую историю, уголь не потерял своей популярности и по сей день.

Уголь очень прост в изготовлении. Пучок ивовых, березовых или ореховых веточек обмазывали глиной и клали на горящий уголь. Так готовили угольки самой разной формы - круглые, граненные. Делали их разной длины и толщины, ведь и рисунки были и большие и маленькие.

На сегодняшний день, конечно же, нет нужды изготавливать уголь самостоятельно. Можно купить уже готовый уголь для рисования.

Виды углей для рисования

Рисовальный уголь бывает двух видов: обычный древесный уголь и прессованный . Прессованный чернее и жирнее, чем древесный. Изготавливают его из угольного порошка (при этом используя наиболее черные сорта), с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь продают в виде палочек, они бывают трех номеров твердости.

Прессованный уголь, как и древесный, требует закрепления. Хотя держится на бумаге немного лучше.

Бумага для рисования углём

При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он осыпается. Можно использовать бумагу для пастели или специальную для угля. Интересный живописный эффект можно получить, используя бумагу для акварели - яичную скорлупу, холст, лен. Можно использовать и плотную чертежную, предварительно потерев ее мелким наждаком или жесткой резинкой. Интересные работы также можно сделать используя тонированную бумагу, для создания бликов на ней можно использовать белый мел или пастель.

Для работы бумагу закрепляют на планшете, предварительно смочив ее водой. После высыхания бумага равномерно натянется, и на ней удобно будет работать.

Способы рисования углём

При работе углем используют два способа.

Первый способ - рисование в основном линией, штрихом. Этот способ близок к работе карандашом. Уголь дает возможность получать линии различного цвета и толщины. Чтобы проводить достаточно тонкие линии, уголь затачивают косо на край при помощи наждачной бумаги. Заточить его как карандаш невозможно: средняя часть прутиков очень рыхлая и легко ломается.

Второй способ заключается в большом применении тона, широком прокладывании теней и фона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко прокрывать большие поверхности. Или же, прорисовав рисунок довольно детально, растирают его ребром ладони. Затем рисуют снова, высветляя наиболее освещенные места.

Шишкин И.И. У ручья.

При рисовании углем применяют различные растушки, изготавливая их из замши, бумаги, тонкой кожи. Растушки - это тугие валики с заостренными кончиками, что дает возможность высветлять очень маленькие поверхности. В качестве растушки можно применять и жесткую резинку с заостренным концом. Если нужно растушевать достаточно большую поверхность, можно применять ватные диски. Полезный эффект дает применение формопласта : мягкой массы, которая позволяет уменьшить тональность рисунка.

Сочетание линии и тона дает возможность передавать округлые и плавные формы. Такой способ художники нередко применяют для изображения женской фигуры.

Уголь - прекрасный материал для рисунка, также незаменим для рисунка на холсте под живопись. Он прекрасно помогает передать объем, дает возможность получать плавные переходы от одной тональности к другой, от самого черного цвета до самого светлого нежно серого. Уголь хорошо сочетается с другими материалами - мелом и пастелью, сангиной, цветными карандашами и пастелью, специальным угольным карандашом “Ретушь”. Превосходные портреты получаются на тонированной бумаге, выполненные углем, сангиной и мелом.

Как научиться рисовать углём

Начинать учиться работать углем лучше с небольших зарисовок, набросков. В качестве модели лучше всего использовать достаточно крупные и несложные объекты, с малым количеством мелких деталей. Бумагу лучше использовать достаточно большого формата (например, А3). Первоначальный рисунок следует сделать простым карандашом. А для выполнения более сложных работ сначала делается эскиз, который затем переносится на бумагу.

Пара слов о сохранении готовой картины

Уголь легко осыпается, поэтому после окончания работы его необходимо закреплять . Кстати, первое фиксирование угля придумали в XV веке в Италии. Для работы использовали бумагу, на которую заранее наносили слой клея. После окончания работы рисунок подвергали действию горячих паров.

Сейчас это делается намного проще. Для фиксации используют специальный лак-фиксатив. Можно также использовать обычный лак для волос.

Профессиональный художники используют фиксатив, сделанный своими руками: снятое молоко, наполовину разведенное водой. Такой фиксатив почти не влияет на цвет картины, и хорошо закрепляет уголь.

Готовую работу аккуратно и равномерно покрывают фиксативом при помощи аэрозоля. Делать эту процедуру нужно осторожно, несколько этапов. Расстояние до работы должно быть не менее метра , необходимо следить за тем, чтобы не образовывались капли. Обычно после обработки фиксативом картина становится темнее.

Работы, нарисованные углем, лучше всего сохраняются под стеклом . Поэтому законченную работу оформляют в раму.

Презентабельный вид рисункам углем помогает создать удачно подобранная рама с безбликовым стеклом и, конечно, паспарту.

На рисунке выше приведен пример оформления готовой работы.

Юлия Гаврилова

исование углём очень привлекает детей своей необычностью. В процессе рисования ребёнок чувствует силу нажима,учиться передавать объём предмета, тени и развивает мелкую моторику рук. Рисовать можно угольными палочками или угольным карандашом. Раскрашивать удобно пальцем, растирать салфеткой или ватным диском. Ребёнок учится рисовать и передавать сюжет или предмет одним цветом. Бумага,на которой лучше рисовать должна быть шероховатая. Уголь легко удаляется ластиком-клячка. Рисовать следует аккуратно . Чтобы не оставлять тёмных отпечатков можно с детьми выучить правило : "левая рука всегда чистая". Выполненные картины следует обрабатывать лаком для волос. Тогда уголь не будет осыпаться. Кроме привычного способа рисования углём существует обратный способ. Лист полностью закрашиваетя, а "рисовать " по нему начинают ластиком.

Творческих успехов!


Публикации по теме:

«Рисуем углем» Конспект НОД в старшей группе (с использованием ИКТ) Аннотация: Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем».

«Зимние узоры». Рисование в нетрадиционной технике - рисование капустным листом «Зимние узоры» (Рисование в нетрадиционной технике – рисование капустным листом) Цель: Познакомить с новой техникой рисования – рисования.

Конспект НОД изобразительной деятельности (рисование) для детей 4–5 лет «Жираф» (Рисование кистью и пальчиками.) Конспект НОД изобразительной деятельности (рисование) для детей 4-5 лет «Жираф» (Рисование кистью и пальчиками.) Цель: Продолжать знакомить.

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование цветов Тема: Рисование цветов. Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов.

В. А. Сухомлинский:«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из.

Осень золотая ходит по дорожкам, У нее на ножках - желтые сапожки, У нее на платье листики лесные, А в ее лукошке есть грибы лесные! (А. Яранова).

Нетрадиционное рисование - рисование манной крупой. Видео Рисование манной крупой – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим увлекательным делом можно не только в детском саду, но и дома.

Появление в нашем мире маленького человечка – процесс не из легких, и если малыш испытывает какие-либо трудности в адаптации к окружающим.



Рассказать друзьям