Конспект урока: Анализ рассказов М.Зощенко. Конспект урока литературы "Смешное в рассказах М.Зощенко" Урок по рассказу иностранец зощенко

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
11 класс

Подготовила: учитель русского языка и литературы Пустограева В.И.

Тема: Драматизм творческой биографии М.Зощенко

Цели урока:

    доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;

    совершенствовать умения анализа литературного произведения;

* вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще

Оборудование:

    портрет М. Зощенко;

    два шаржа на портрет писателя;

    выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства социализма;

    запись песни “Широка страна…”;

    предметы (пирожное, стакан, лампочка, номерок, аэроплан, поднос);

    исторические материалы;

    изображения настроений.

Ход урока

Слово учителя. Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение

    « Свободный разговор»:

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим? - Поговорим.

Вдруг будет интересно

2 .Проверка домашнего задания

У меня на столе стоит сумочка. Как вы думаете, что в ней?(Предположения ребят)

    Это не просто предметы. Это тест на знание рассказов Зощенко, которые вы прочитали

1.надкусанное пирожное, 2веник или мочалка.3. Стакан. 4.Галоша, 5.картинка обезьяны с языком, 6.ершик (нервные люди),7. Плакат «Выдача трупов от 3 до4» («История болезни») ,8 .Бумажный номерок («Баня») ,9 . Лампочка («Гости»)

Молодцы.


Мне не хотелось бы сегодня перечислять этапы его жизни, называть цифры, даты и количества. Мне хочется, чтобы вы открыли для себя Зощенко через его признания, через его произведения.
- Как выдумаете, кто лучше всего может рассказать нам о Михаиле Михайловиче Зощенко? Конечно, сам автор. 3. Чтение автобиографии «О себе, об идеологии и еще коe о чем» . Прежде, чем выполнить задание, давайте разделимся на группы.

Деление на группы.(сатира-юмор)

Создание кластера «Зощенко»-1 гр . - Итак, мы познакомились с очень интересным человеком и самобытным писателем. Давайте внесем в кластер главное из его биографии, то, что вы записали в своих тетрадях после прочтения автобиографии (1 группа)

    Д невник двойной записи (пишут в двух колонках: важно-неважно, интересно-не интересно и т.п.) (2 группа)

    Я не зря дала вашим группам такие названия (сатира-юмор). Давайте вспомним, что такое юмор и что такое сатира(слайд №)

5. « О, смех – великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила ».

Как вы понимаете слова Н. В. Гоголя?

/Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих./

6 - Работа с таблицей

- На доске записаны признаки юмора и сатиры. Нарисуйте таблицу, Распределите их, поместите в нужную колонку. ( )

нелепые ситуации , пороки общества , ,

недостатки жизни , взаимоотношения между людьми

-Что объединяет эти два понятия? (смех) Но смех разный. А какой именно?

юмор

сатира

Смех…

лёгкий, злой, жестокий, весёлый

Смех…

нелепые ситуации

пороки общества

отдельные недостатки человека

недостатки жизни

взаимоотношения между людьми

Сравните получившиеся колонки, сделайте вывод, чем юмор отличается от сатиры.

Автор высмеивает пороки общества,

недостатки жизни, взаимоотношения между людьми

7. Изучение нового материала.

Слово о М.М.Зощенко

- Посмотрите внимательно на портрет Михаила Михайловича Зощенко. Писатель создавал юмористические и сатирические произведения.

А выражение глаз у неко как о е? /грустные, печальные/

Как вы думаете, почему?

8. Послушайте притчу из книги Л.О. Утёсова « Михаил Зощенко в воспоминаниях современников» (подготовленные заранее ученики читают притчу по ролям. Приложение 1).

В чём смысл притчи? Над чем она заставляет задуматься? /Смех – это тяжёлый труд, а не забава./

Как же эта притча, её смысл связан с М.М.Зощенко?

Но не будем о грустном. Зощенко, действительно, удивительный писатель. И сейчас его книги быстро раскупаются в книжных магазинах, не залёживаются и на библиотечных полках. Почему? /В них много смеха./

9.Интересная фамилия

- Как вы думаете, что означает фамилия Зощенко ? Ваши предположения.

Хорошо. А как было на самом деле расскажет нам Снежана.

10. Беседа с учащимися .
- Скажите, могли бы вы утверждать, что в рассказах «за словесным формальным юмором скрывается трагическая сущность сегодняшней советской действительности»? В чём трагизм этой сущности?

Чтобы понять это давайте посмотрим, что за события происходили в то время. (показ видео) то скрывается за строками знакомых вам рассказов? Что подвергается сатирическому изображению? Равнодушие, жадность, злоба, зависть, ложь, бюрократизм, невежество, мещанство, чванство

Люди равнодушны друг к другу; их поступками управляют зависть, злоба и другие негативные чувства, то есть люди поставлены в такие условия, что вынуждены приспосабливаться путём различных ухищрений, порой заключая сделки с собственной совестью и даже забывая про совесть.
- Так, в рассказе «Аристократка» - пошлость, ограниченность героев, их мелочность, нечуткость.
- «Бешенство»
- жестокость, способность видеть во всём плохое.
- «Любовь»
- хвастовство, трусость, эгоизм.
- «Баня»
- недоверие, равнодушие, подозрение
Именно эти обывательские черты не дают покоя М.Зощенко. Наверняка, эти и подобные черты управляли людьми, которые в дальнейшем объявили М.Зощенко «не смешным, а страшным писателем». Отчего? Почему?
Никто не любит правды. Именно за это власть и невзлюбила писателя.

11. Политика

Журнал «Большевик» (1944 г. №2) печатает коллективную статью никому не известных критиков: « Об одной вредной повести: Тряпичником бродит Зощенко по человеческим помойкам, выискивая что похуже.. Как мог написать Зощенко эту галиматью, нужную лишь врагам нашей родины…»

Сам писатель недоумевал: «Худо. Все орут, орут. Стыдят в чем-то. Чувствуешь себя бандитом и жуликом». Возникает вопрос: чей писатель М. Зощенко? А это уже не литература. Это политика.

Писатель, которого знали все, был заклеймен как пошляк, хулиган и подонок литературы, глумящийся над советскими людьми. Его исключили из Союза писателей, перестали печатать, беспрерывно упоминали в разгромных статьях. На работу не берут даже жену Зощенко, предлагая сменить фамилию. В 1946 г. Зощенко пишет письмо Сталину. Но Советской власти давно нужны были не искренность, а лицемерие и притворство, не правда, а послушание, не слуги народа, а автоматчики партии. «Мне некого винить. Я попал под неумолимое колесо истории», - объяснял Зощенко.

. 12. «Подмостки»
Проведём такой эксперимент. Представьте себе, что вы владеете только литературным языком. Переведём на литературный язык рассказ
«Аристократка»Смешно ли получилось?
- А от чего было весело?
- Вы убрали форму, а содержание оказалось несмешным. И ничего на свете Зощенко так не удручало, как то, что люди весело смеялись, читая его рассказы. Он считал, что не смеяться надо, а плакать.
- Актуальны ли рассказы М.М. Зощенко для нашего времени? Встречаются ли в наше время люди, похожие на героев писателя?

13. Возвращение писателя .

Только в 1953 году, через три месяца после смерти Сталина, Зощенко восстановили в Союзе писателей. Он готовился выпускать новый сборник рассказов и повестей. Но в 1954 году его настигла новая беда, от которой он так и не смог оправиться до конца дней своих.
В связи с подготовкой к съезду советских писателей было назначено собрание ленинградских писателей. Зощенко уведомили, что он включён в список выступающих и от него ждут публичного признания правильности обвинений, которые были направлены в его адрес ранее. Вот послушайте выдержки из сохранившейся стенограммы: «Вот уже восемь лет мне трудно, почти невыносимо с теми наименованиями, которые повисли на мне, которые так унизили моё человеческое достоинство. Я кратко скажу сейчас, что это не вопрос мелкого самолюбия что вот я обиделся. Это не так. Я понимаю масштабы государства и мой мелкий масштаб. Не в этом дело, вопрос не об этом идёт.
Вопрос о том, что многие обвинения, которые мне были представлены, я по пунктам, с бумагой в руках докажу, что это не так...
Я никогда не был не патриотом своей страны. Я не могу согласиться с этим. Что вы хотите от меня? Что я должен признаться в том, что я пройдоха, мошенник и трус?
Я могу сказать: моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. Я не могу выйти из положения. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын! У меня нет ничего в дальнейшем! Я не стану ни о чём просить!..»

Но Зощенко не мог не возвратиться. Запретить печатать писателя можно, но запретить ту жизнь, которая есть и о которой он писал, нельзя.ушли те заботы, хлопоты, волнения. И мы невольно сравниваем, как у Зощенко.

14 . Рефлексия чемодан-мясорубка-корзина
На зелёном листочке
, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать или написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.
На красном листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.
желтый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".

Тема урока. М. М. Зощенко. Автор и его герой. Рассказ «Галоша».

Форма занятия: аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы учащихся.

Цели и задачи урока.

Познавательные:

познакомить учащихся с фактами жизни и творчества М. М. Зощенко, рассказом «Галоша».

Задачи:

дать определения неизвестным словам, встретившимся в рассказе;

дать определение понятий «юмор», «сатира», разграничить эти понятия.

Развивающие:

обратить внимание учащихся на особенности художественной манеры М. М. Зощенко; развивать эстетические способности школьников.

Задачи:

провести работу с портретом писателя;

обратить внимание на особенности стиля писателя;

развивать навыки чтения и анализа прозаического произведения.

Воспитательные:

развивать интерес и любовь к жизни и творчеству М. М. Зощенко;

формировать неприятие учащимися бюрократического поведения.

Задачи:

раскрыть характер отношений к человеку работниками камеры хранения и домоуправления;

поработать с эпиграфом к уроку, связав его с основной темой произведения.

Методы и приёмы обучения: слово учителя, работа с портретом, комментированное чтение рассказа, определение понятий «юмор», «сатира», анализ художественных деталей и эпизодов рассказа, вопросы учителя и учащихся, ответы-рассуждения учеников,.

Средства обучения: портрет Зощенко М. М., эпиграф к уроку.

Временной план урока:

организационный момент (1 мин.)

рассказ учителя о биографии писателя (7 мин.)

прочтение воспоминаний Л. Утёсова о М. М. Зощенко (3 мин.)

работа с портретом писателя (4 мин.)

чтение рассказа «Галоша» (6 мин.)

словарная работа (4 мин.)

определение характера главного героя (3 мин.)

составление сравнительной характеристики понятий «юмор» и «сатира» и отражение её в таблице (4 мин.)

анализ прочитанного (7 мин.)

работа с эпиграфом к уроку (3 мин.)

итоговое слово учителя (2 мин.)

постановка домашнего задания (1 мин.)

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Откройте свои тетради, запишите дату и тему нашего урока «М. М. Зощенко. Рассказ «Галоша». Эпиграфом к уроку служат слова самого Зощенко: Почти двадцать лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал.

Чтобы понять смысл этих слов, нужно обратиться к произведениям писателя и его биографии.

Михаил Михайлович родился в 1895 году в Петербурге, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной. В их семье было восемь детей. Ещё гимназистом Михаил мечтал о писательстве. За невзнос платы его исключили из университета. Он работал контролёром поездов, участвовал в событиях Февральской революции, Октябрьской революции. Добровольцем ушёл в Красную армию. После демобилизации работал агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по кролиководству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционером в Лигове, снова в столице – сапожником, конторщиком и помощником бухгалтера в петроградском потру «Новая Голландия» Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол. Начал печататься в 1922 году. В 1920–1930-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен. В 1944–1946 годах много работал для театров. В последующие годы он занимается переводческой деятельностью. Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. Весной 1958 года ему становится – хуже затрудняется речь, он перестает узнавать окружающих.

22 июля 1958 Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. Зощенко был похоронен в Сестрорецке. По свидетельству очевидца в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.

А теперь давайте обратимся к воспоминаниям Леонида Утёсова (22 стр. учебника).

1 ученик: Был он невысокого роста, с очень складной фигурой. А лицо… Лицо у него было, по-моему, необыкновенное.

Смуглый, темноволосый, он, мне казалось, чем-то походил на индуса. Глаза же у него были грустные, с высоко приподнятыми бровями.

Я встречал много писателей-юмористов, но должен сказать, что редкие из них были весельчаками.

Учитель: В учебнике нам дан портрет Михаила Зощенко и мы можем убедиться в правдивости слов Л. Утёсова.

Какой человек смотрит на нас с портрета?

2 ученик: На нас смотрит задумчивый, серьёзный человек.

Учитель: Смотрите, ребята, какой получается парадокс: с одной стороны это писатель-юморист, рассказы которого читать порою безудержно смешно.

С другой стороны – мы видим человека, который смотрит на людей внимательно и сострадающе. Зощенко вовсе не смеётся вместе с нами. Лицо его задумчиво.

О чём он думает? Мы можем это понять, прочитав его произведения.

Мы обратимся к рассказу «Галоша». (Читается учениками. Сцена «В камере хранения и в домоуправлении» читается по ролям.)

Во время прочтения вам встретились слова, которые затруднили понимание смысла произведения?

1 ученик: Да. Волокита, бюрократизм.

2 ученик: Бюрократ, архаровец, канцелярия.

Учитель: Архаровец – озорник, буян.

Канцеля́рия – подразделение организации или при должностном лице, ведающее делопроизводством, служебной перепиской, оформлением документации, в более узком смысле – название ряда государственных учреждений.

Бюрократ – 1)крупный чиновник; 2)человек приверженный к бюрократизму.

Бюрократизм – чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.

Волокита – недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, а также медленное течение дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской.

Учитель: Кто является главным действующим лицом рассказа?

1 ученик: Сам рассказчик.

Учитель: Каким вы его себе представляете?

2 ученик: Рассеянным, растерявшимся, смешным.

Учитель: А почему мы смеёмся над этим человеком?

1 ученик: В погоне за первой галошей он потерял вторую, но всё равно радуется.

2 ученик: Он долго занимается поисками старой галоши, хотя мог бы купить новую пару.

Учитель: Автор смеётся над героем, но не так беззаботно и весело, как это делал, например, А. П. Чехов. Это сатирический смех. Для того чтобы понять, в чём заключается различие юмора от сатиры, начертим небольшую табличку.

Юмор

Сатира

Учитель: Давайте подумаем, мы назовём этот рассказ юмористическим или сатирическим?

1 ученик: Сатирическим, т.к. автор высмеивает пороки общества (бюрократизм).

Учитель: Можем ли мы сказать, что речь героев тоже отражает сатирический настрой автора? (Да, можем.)

Давайте обратим внимание на начало рассказа. Что же в нём особенного?

2 ученик: Начинается с вводного слова «конечно».

Учитель: Ещё ничего не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово «конечно» по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект.

Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчёркивает степень обычности сообщаемого – обычное дело потерять галошу в трамвае, это может случиться с любым человеком.

Слово «конечно» не единственное слово в рассказе.

Найдите в тексте вводные слова.

1 ученик: Может, гляжу.

2 ученик: Думаю, дескать.

Учитель: Большое количество вводных слов и кратких вводных предложений – ещё одна особенность рассказов М. Зощенко. (Учащиеся записывают в тетради).

Ребята, в сказе рассказчик – это человек с особым характером и складом речи. Автор проникается особенностями речи этого лица, чтобы у читателя не возникало сомнений в истинности вымышленного рассказчика. (Учащиеся записывают в тетради).

Учитель: Можно ли охарактеризовать героев по их речи?

1 ученик: Да, малокультурные.

Учитель: Найдите в тексте рассказа просторечия, нелитературные формы слов.

1 ученик: Ихний, с трамвайного парка.

2 ученик: То есть ужасно обрадовался, пущай, делов.

Учитель: Да, у героев Зощенко речь часто неправильная, порой встречается грубая лексика. Разве писатель не знал хороших слов?

1 ученик: Знал.

Учитель: И снова вы правы. Это ещё один литературный приём – сниженная, неверная речь, – вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык », что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику.

Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»…

Обратите внимание на своеобразие фразы. Какие предложения, простые или сложные, использует М. Зощенко?

2 ученик: Простые.

Учитель: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая… Может быть, поэтому у меня много читателей». (М. Зощенко)

Ребята, а почему рассказ называется « Галоша»?

1 ученик: Она является одним из «действующих лиц».

Учитель: Если её ищут, то она, должно быть, новая, красивая?

2 ученик: Нет, она уже старая.

Учитель: Прочитайте её описание. Что же мы видим?

Приём, характерный только для рассказов Зощенко, который писатель Сергей Антонов называет «наоборотностью». (Учащиеся записывают в тетради).

Так для чего же написан данный рассказ?

Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.

« Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал».

Но если не для забавы, тогда для чего писал свои рассказы М. М. Зощенко?

1 ученик: Для того чтобы показать пороки общества. Он хочет, чтобы мы заметили их, не стали бы восхищаться ими, как герой рассказа.

Учитель: Да, ребята, вы правы. Мы можем записать вывод: Герой – обыватель; он жалок в своём умилении равнодушием к человеку ответственных товарищей. Объекты сатиры – волокита и бюрократизм, не изжившие себя и сегодня.

Спасибо за работу на уроке.

Открытый урок литературы в 6 б классе в рамках участия в конкурсе «Учитель года»

Тема: М.М. Зощенко. Рассказы «Галоша», «Встреча», «Стакан».

Цели урока: 1. закрепить у учащихся знания текстов рассказов «Галоша»

«Встреча», «Стакан» М.М.Зощенко; выявить восприятие

учащихся; побудить к чтению;

2. развивать речь уч-ся, творчество ребят, познавательную

активность, расширять словарный запас шестиклассников

формировать интерес к уроку литературы;

3. обучение навыкам группового и межличностного общения,

способствовать сплочению коллектива через развитие

чувства товарищества и доброго соперничества.

Форма урока: игра «Умницы и умники».

Оборудование: портрет писателя, ИТ, плакат с речевыми оборотами,

ТСО (магнитофон), рисунки учащихся, эпиграф к уроку.

Ход урока.

Звучит музыка.

1. Приветствие, пожелания.

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Вы уже поняли, что урок сегодня будет необычным. Он пройдёт в форме игры «Умницы и умники». Я думаю, что все вы видели телеверсию этой игры?

(Высказываются дети).

Тема урока: Рассказы М.М.Зощенко «Галоша», «Встреча», «Стакан».

В ходе игры мы увидим, как хорошо вы знаете тексты этих произведений, вспомним такие понятия как «юмор» и «сатира».

Ребята, посмотрите, я приготовила к каждому из рассказов символ. Давайте, определим, какой символ относится к каждому из рассказов».

(Работа с символами).

2. Начало урока.

Учитель: «Ребята, прежде чем начать игру, я думаю, всем нам хотелось бы услышать немного о М.Зощенко. Обратите внимание, писатель сегодня тоже присутствует на уроке. Посмотрите на его портрет. Что вы можете сказать о нём?»

(Работа с портретом).

Учитель: «Кто может рассказать о М.Зощенко?»

Доклады уч-ся:

1. М.Зощенко родился в 1895 г. Это был писатель - сатирик. Родился в семье художника. В 1913 году окончил гимназию и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. За свою жизнь З. переменил несколько профессий: был сапожником, актёром, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом.

2. Первый рассказ З. был опубликован в 1921 году, когда ему было 26 лет. Первая книга «Рассказы Назара Ильича: господина Синебрюхова» представляет собой сборник коротких юмористических рассказов, где от лица героя - рассказчика повествуется о разных забавных происшествиях.

3. Народ в рассказах З. многолик, многословен, проявляет активность, однако, когда от него требуется веское слово, - замолкает, при малейшей опасности или ответственности – пасует.

4. Можно выделить две главные разновидности рассказов З. В одних персонаж совпадает с рассказчиком: герой рассказывает о себе, сообщает подробности о своей среде и биографии, комментирует свои поступки и слова («Кризис», «Баня» и др.). В других – сюжет отделён от рассказчика (герой – не рассказчик, а лишь наблюдатель описываемых событий и поступков).

5. Помимо произведений сатирических, есть у З. вещи автобиографического характера: детские рассказы и неоконченная повесть «Перед восходом солнца».

6. В середине 40-х годов сатирические произведения З. перестали появляться в печати. Отсутствие работы. Нищета. Продажа домашних вещей. Занятие сапожным ремеслом. Отчуждение от читательской среды, изоляция от многих вчерашних друзей и знакомых.

7. Персонажи З. унижены, у них растоптано чувство собственного достоинства. Обращаясь к читателям, как две капли воды похожим на его персонажей, З. помогал им открыть глаза на самих себя. Смеясь над чужой глупостью, читатели учились смеяться над собой, видели со стороны себя, и это не выглядело слишком обидно: ведь автор сочувствовал им. Они, т.е., мы сегодняшние читатели, тоже опознавали пошлость, которую З. умел обозначить.

3. Знакомство с правилами игры.

Итак, а теперь давайте обратимся к игре «Умницы и умники». Сейчас я объясню правила игры.

Викторина состоит из 2-ух этапов, в ходе которых из всего класса в финал выйдут 3 игрока. Финальное состязание определяет одного победителя – «Главного умника». За каждый правильный ответ игрок получает право сделать шаг вперед на своей дорожке. В случае если участник затрудняется ответить или его ответ неверен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей). За правильный ответ «теоретик» получает орден «Шёлкового умника». «Теоретик», набравший наибольшее количество орденов будет награждён. Перед тем, как игроки начнут соревноваться, между ними произведётся розыгрыш дорожек.

Судить состязание будет Высокий ареопаг. (Представление судей).

Итак, ребята, ВПЕРЁД!

4. Начало игры.

Сейчас мы выберем участников. Кто правильно ответить на вопрос, тот и будет участвовать в состязании.

1. В своих рассказах М. Зощенко использует юмор и сатиру. Кто нам ответит, что такое юмор?

(2-й слайд – Юмор – изображение героев в смешном виде.)

2. Что такое сатира?

(2-й слайд – Сатира – высмеивание, разоблачение отриц. сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном виде.)

3. В своих рассказах З. высмеивает недостатки в обществе. Мы встретимся с таким явлением как волокита. Скажите, как вы понимаете это слово?

(3-й слайд – Волокита – недобросовестное затягивание дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской).

Теперь у нас есть участники. Давайте поздравим их с этим. И сейчас им предстоит разыграть дорожки. В течение 1 минуты игроки должны ответить на вопрос, что З. высмеивает в рассказах «Галоша», «Встреча», «Стакан»?

Судить их ответы будет Высокий ареопаг. А пока наши участники готовятся, вам, ребята, представляется возможность получить орден «Шёлкового умника».

1. Кем был отец у М. Зощенко?

2. Какими профессиями занимался З. в течение своей жизни?

3. Каких персонажей изображал З.?

4. Какие две разновидности зощенковских рассказов можно выделить?

Теперь давайте обратимся к нашим участникам. Слушаем ответы.

Итак, Высокий ареопаг сейчас объявит результаты, кто из участников будет выбирать дорожку первым, вторым, третьим.

Перед выбором дорожек я хочу сказать вам, что красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего лишь на три вопроса. Однако, избрав красную дорожку, игрок подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права ошибаться. На жёлтой дорожке – участника ожидает 4 вопроса, зато допустим 1 неправильный ответ. Зелёная дорожка – длиннее предыдущих – ведущий задаёт игроку 5 вопросов. Тем не менее, у зелёной дорожки есть своё преимущество: здесь можно ошибаться 2 раза.

(Выбор дорожек).

Пока участники играют на дорожках, остальные делятся на 2 группы, им даётся индивидуальное задание. 1. нарисовать эмблемы к рассказам;

2. ответить, в каком рассказе наблюдается

такое явление как волокита?

3. у каждой группы на столе стоит коробка, в

которой находятся определённые вещи.

Нужно определить к какому из рассказов

можно отнести каждую вещь.

Вопросы к участнику, который выбрал зелёную дорожку («Встреча»):

1 С каких строк начинается рассказ «Встреча»?

2. Каким качеством, по мнению главного героя, обладают все люди?

3. Зачем пищевик преследовал главного героя?

4. После разговора пищевик и главный герой разошлись по дорогам, но с какой просьбой пищевик вновь обратился к главному герою?

5. Весь вечер герой думал о случайном попутчике. Почему? Какие мысли его занимали?

Резерв: Что сердце подсказывало герою насчёт преследователя?

Вопросы к участнику, выбравшему жёлтую дорожку («Галоша»):

1. В каком месте главный герой потерял галошу?

2. Какие приметы галоши назвал герой?

3. Какой сезон по счёту носил герой галошу?

4. Отдали ли сразу герою галошу?

Резерв: Зачем герой сохранил галошу?

Вопросы к участнику, игравшему на красной дорожке («Стакан»):

1. По какому поводу пригласила героя Марья Васильевна Блохина?

2. Чего было вволю на столе, что можно с собой домой брать? Что герой подумал о чае?

3. Почему герой потребовал в суде, чтобы ему вернули этот треснувший стакан?

Резерв: Чем закончилась ссора хозяйки с героем?

В какой день недели намечался этот пикничок?

(Проверка групповых заданий).

В каком же из рассказов наблюдается такое явление как волокита? Обоснуйте свой ответ, используя в речи речевые обороты.

Инсценировка.

Ребята нам подготовили сцену в лицах из рассказа «Галоша», в которой наблюдается разбираемое нами понятие волокита.

5. Итог урока (делаются выводы).

Ребята, а что высмеивал З. в данных рассказах?

Давайте вспомним, что такое юмор и сатира?

Какое из этих понятий уместно на нашем уроке? Почему?

Каких людей изображал З. в своих рассказах?

Обращение к эпиграфу урока. (Читается эпиграф).

«Вы не только смешили, вы учили нас жить…»

Как вы думаете, почему читатель сказал именно такие слова? Как вы их понимаете?

Понравились ли вам рассказы З.? Чем?

Встречали ли вы таких людей, каких изображал З.?

6. Награждение. (Победители награждаются грамотами).

Урок литературы в 11 классе Анализ рассказов М. Зощенко. Современное прочтение рассказов М. Зощенко. « Смех - великое дело!» ________________________________________ Цели урока:

1. доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны; показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко; 2. совершенствовать умения анализа литературного произведения; вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к культуре вообще; выявить художественное своеобразие сатиры М.Зощенко 3. Заставить задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности. Продолжать воспитывать в учащихся чувства доброты и благородства

Ход урока.

О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила. Н.В. Гоголь

I. Слово учителя. Работа с эпиграфом, определение проблемы и задач урока. Готовясь к нашему уроку, вы прочитали очень много рассказов Зощенко. Перечислите их. Как вы поняли, над кем и над чем смеётся писатель? Современны ли рассказы Зощенко? (Значительное место в творчестве Зощенко занимают рассказы, в которых писатель непосредственно откликается на реальные события дня. Наиболее известные среди них: «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр»)

Проблематика рассказов: 1. «Аристократка» После революции старое, привычное забыто и отвергнуто, а по-новому жить ещё не научились. 2. «Баня» Автором высмеиваются порядки в городском коммунальном хозяйстве, основанные на пренебрежительном отношении к простому человеку. 3. «Беспокойный старичок » Автор рассматривает экономические проблемы, парализовавшие гражданское строительство. 4. «История болезни» Высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания. 5. «Слабая тара» Критика взяточников, которых наплодила разросшаяся административно - командная система. 6. «Качество продукции» Процветающая на производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости вынуждают людей «бросаться» на «заграничную продукцию».

Вывод: Значение творчества Зощенко трудно переоценить — его смех остается актуальным и в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению, все еще остаются неискоренимыми.

Слово учителя: - Творчество Михаила Зощенко - самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по- своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.Писатель жил в уникальной стране, и его нравственное, гражданское формирование как сатирика пришлось на послереволюционное время.(Годы жизни писателя написаны на доске 1895-1958). --Мы знаем: писатель и эпоха неделимы. Ребята, напомните, в какое время жил Зощенко? Что происходило в стране? Счастлив ли был советский человек? (Революции, Гр. война, становление молодой республики) - Верно: В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Выставка, которая перед вами отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Художники и скульпторы стремились запечатлеть на полотне или в камне историческое время - время становления молодой республики. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.

Эпоха М.Зощенко. Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.

Историческая справка 1. “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?” И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали. Историческая справка 2. В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”. А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

Работа с терминами. Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю. Запись в тетрадь. Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает. Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

II. Анализ рассказов М.Зощенко. - А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить: над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

Итак, рассказ небольшой, около 150 строк. - Играет ли это роль? Почему? Записываем - краткость. -Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей.) - Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. (Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве переживания героя. Это тоже прием Зощенко. Записываем - простота сюжета. - От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе? “Я, братцы мои, не люблю баб…” Записываем - сказовая манера. -Комментарий учителя: Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда- то и стал он литературным языком - неповторимым сказом народного писателя Зощенко.) - Далее, в чём признаётся герой рассказа? Не любит кого? Следует доверительное признание: “… не люблю баб, которые в шляпках”. А почему в шляпках? Прочтите весь абзац. (Классовый признак - аристократка). Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”. - Что можно сказать о таком герое? (Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда). Невежа - грубый, невоспитанный человек. Невежда - малообразованный человек. (Одним словом, мещанин - человек с мелкими интересами, узким кругозором). - Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов.) - Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить? (Шпанская мода, показатель материального благосостояния). - Что это за прием? (Деталь). - Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем - нагнетание деталей. - Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры зачитать). Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем - речь героя. - Итак, намечена экспозиция. Что это такое? - Далее герой доказывает, что он пострадал: “…в театре она и показала свою идеологию во всем объеме”. Какое слово явно неуместно? Почему?

Идеология - система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию. - О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем - неуместное употребление слов. - Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней? (Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства”). - Почему? Кто же он? (Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит). - Смешно? Грустно! - Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой - одного поля ягоды? Почему? -Чем нравится ей герой? Докажите. - Почему ей хочется в театр? - Как герой получает билет? (член ком. ячейки) - Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость).

Записываем - стиль автора. Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется) - Что отвечает она? (Мерси). - Что это за слово? - Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка? - “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите. - Наступает кульминация. Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах. Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак. - А что думает герой о ней? Докажите. - Наступила развязка. Что это такое? - Запишите, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?

Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. Несмотря на конфуз с деньгами, рассказчик прочитывает даме мораль с позиций пролетариата:» Не в деньгах счастье».Хотя из фабулы рассказа вытекает, казалось бы обратное.

А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет. - Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха? Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора). - Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе?

Слово учителя. Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой. Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны. Зощенко был заклеймён как «пошляк», «хулиган» и «подонок русской литературы». Его имя стало ругательством.

III. Обобщение. - Каков же герой рассказов М.Зощенко? - Как проявляется языковой комизм писателя? - Каковы черты духовного мира людей 20-40 г.г. ХХ века? Урок я заканчиваю словами Б. Окуджавы. Именно таким хотел видеть человека М. Зощенко.

Совесть, благородство и достоинство - Вот оно, святое наше воинство - Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь, как человек. Б. Окуджава

IV. Домашнее задание (по выбору): проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор; напишите рецензию на любой рассказ М.Зощенко

Технологическая карта урока.

Предмет: Литература.

Теория литературы. (По произведениям М. Зощенко)

Класс: 6

Учитель: Шмидт Л.Н.

Тема урока: «Мир уцелел, потому что смеялся».

Цели урока:

1.Образовательные - расширить знания учащихся по теории литературы, познакомить с понятиями сатира и юмор, формировать умения находить данные понятия в тексте;

2.Развивающие - развивать интерес к художественной литературе, формировать коммуникативные навыки через развитие речи учащихся, совершенствовать степень владения нормами литературного языка.

3.Воспитательные – формировать толерантное отношение к людям; развивать чувство товарищества, доброты.

Тип урока : изучение нового материала.

Технология : Личностно – ориентированное обучение и воспитание.

Формы работы : фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

Методы обучения словесные: беседа, объяснение;

наглядные методы: иллюстрированный и демонстрационный;

практические: карточки, работа с текстом.

Репродуктивный, частично – поисковый.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал : карточки, текст.

Основные понятия : юмор, сатира, гипербола

Краткое описание замысла занятия:

Урок построен на приемах личностно – ориентированного обучения с игровыми элементами.

    Организационно – мотивационный момент – приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок, объяснение темы урока, цели. Работа с эпиграфом.

    Работа по теме урока (усвоение новых знаний сатира, юмор; выясняем, что же вызывает смех?)

    Закрепление понятий: 1. Рассказ «Галоша и мороженое» - инсценировка учащимися, фронтальная беседа. 2. Рассказ «Стакан» - работа с карточками, текстом, фронтальная беседа. 3.Рассказ «Кочерга» - знакомство с сюжетом произведения. Работа с формой слова. (Смешными могут быть не только слова, но и неправильные формы слова.)

    Подведение итогов – почему смех помог миру уцелеть?

    Рефлексия. Оценочные листы.

Ход урока

    Орг. момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

    Позвольте мне объявить о цели своего визита и зачитать свое официальное обращение к вам, ученикам 6 класса. Но что это? Что за шутки шутить изволите? Ну-ка, посмотрите, не закатились ли под парты имена прилагательные? Ну, да я ищу прилагательные! Наверное, в дороге высыпались из моего текста. Как же выйти из этого положения?.. Может, вы мне поможете?

(Цель: Заставить засмеяться от неожиданного, от несоответствия прилагательного существительному).

Я, Шмидт Лидия Николаевна (красивая, веселая) _________________________

Учительница вкусной Большебаяновской школы прибыла в ваш умный класс с целью дать храбрый урок словесности. Я рада приветствовать (небесных) ________________ гостей и счастлива видеть (синие)______________ лица учеников. У меня (трусливое)____________________ настроение, а потому не замедлю объявить, что тема нашего урока: «Мир уцелел, потому что смеялся».

А почему вы, ребята смеялись? Что вызвало ваш смех? Как же называется прием, который вас так рассмешил? Итак, наша цель:

Постарайтесь рассмеяться

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни, но в 6 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.

    Работа по теме урока.

Сегодняшний урок по теории литературы, но литературы комической - предваряет изучение курса 6 класса. Вы уже познакомились с произведением Зощенко «Галоша». Что на ваш взгляд было смешным в произведении? А в чем сила смеха? Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока? (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше).

    Какие произведения вызывают наш смех? (юмористические, сатирические)

    Что такое юмор, сатира? Обратимся к записи на доске.

В чем природа комического? Почему возникает смех? Одну причину несоответствие - мы уже назвали. Поищем еще.

Что я вижу? Вижу стол.

Странно: он и пуст и гол.

Не оборудован урок –

Это главный мой упрек.

(Из-за двери втаскиваю чемодан)

    А теперь почему вам смешно?

Значит смех вызвали …

НЕОЖИДАННОСТЬ!

НЕСООТВЕТСТВИЕ!

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ.

    А прием преувеличения в литературе мы как называем?

(Гипербола)

    Закрепление понятий.

Вот вам первая загадка:

Что внутри там – горько, сладко?

Или вовсе несъедобно?

Кто ответит мне подробно?

(дети фантазируют).

Открываем чемодан:

Галоша! Кочерга! Стакан!

Ну, на что это похоже?

Кочерга, стакан, галоша…

И зачем же на урок

Их учитель приволок?

    Да это не просто предметы – это герои рассказов Зощенко. Уверена, мы с вами справимся и с художественным текстом. Сегодня мы вспомним произведение автора, с которыми вы уже познакомились на уроках литературы в 5 классе. Как звали великих путешественников, вместе с которыми мы от души смеялись? (Леля, Минька).

    Я попрошу двух ребят инсценировать отрывок из рассказа «Галоши и мороженое». Тем более и галоша у нас есть!

«И вот однажды летом мы с Лелей гуляли в нашем саду. И Леля нашла в кустах галошу. Обыкновенную резиновую галошу… Вот Леля нашла эту галошу и для потехи надела ее на палку. И ходит по саду, машет этой палкой над головой».

    Как вы думаете, здесь мы встречаемся с юмором или сатирой?

    А над чем смеемся?

    Да, сама ситуация смешная и ассоциации, которые она вызывает. Машут над головой знаменем, флажком, а здесь - галоша!

(Показываю ребятам стакан)

    Знаком ли вам этот предмет? Представьте, что вы пригласили в гости друга, он во время чаепития случайно разбил стакан. Как вы поступите? Как поступит он?

    Мне очень по душе ваша искренность, находчивость, доброжелательность. Совершенно иначе поступают герои рассказа Зощенко. Слушаем рассказ «Стакан», анализируем ситуацию, наблюдаем за речью героев (Предварительно поясняю: деверь – брат мужа).

    Читаю рассказ.

    Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка. К каким произведениям вы бы его отнесли к юмористическим или сатирическим? Что же высмеивает писатель? (Мелочность людей, Такой пустяк стал причиной ссоры).

    А как они говорят, какие слова употребляют? Культуры никакой!

    А как вы думаете, ребята, в жизни такое могло случиться? Зачем же писателю потребовалось такое преувеличение или, как мы говорим гипербола?

    Верно, чтобы высмеять человеческие пороки. Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение людей. Чем больше мы смеемся над грубостью, невежеством героев, тем … продолжите мою фразу!

    Верно, ребята, молодцы! Вы отметили, что смех осуждения вызвала речь, язык героев. Что можно о них сказать?

    (Слова у них грубые, они их неверно употребляют)

    Примеры можете привести? Запомнились такие слова?

    Да у героев Зощенко речь часто неправильная, лексика грубая. Разве писатель не знал хороших слов?

    И снова вы правы. Это еще один литературный прием – сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех над бескультурьем.

    Теперь представьте, что вы переводчики. Ваша задача «перевести» подчеркнутые в карточках слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля. При этом постараемся передать язык героев Зощенко.

(Работа с карточками)

    Предложенное слово азартно обсуждается, отвергается или принимается. Радуемся, когда наши находки совпадают с авторским текстом.

С огорчением убеждаемся, что современная лексика не оставила бы писателя без работы и сегодня, в чем мы убедились выполняя это задание.

По утверждению Д. Свифта, как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку. Вот мы и судим: то есть оцениваем человека и в данном случае осуждаем. Герои Зощенко безобразны и потому смешны. А мы уже убедились: чем больше люди смеются над грубым и глупым героем, тем менее захотят быть на него похожими.

Смешными могут быть не только слова, но и неправильные формы слов. Это прием успешно применен Зощенко в рассказе «Кочерга».

Суть этого рассказа в том, что в одном учреждении истопник нечаянно обжег кочергой руку служащей, На строгий выговор директора ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, Вот если б на каждую печь иметь по кочерге, то не пришлось бы с единственной кочергой ходить от печки к печке и травмировать служащих. Эта простая мысль понравилась директору, и он стал диктовать машинистке требование на склад: «в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче..» тут директор осекся.

    Как бы вы закончили коварное слово?

Директор прямо спросил истопника, что ему нужно. «Сами знаете что», -угрюмо ответил истопник. «Пять кочерыжек». Самое смешное в этой истории то, что вскоре бумажка со склада была возвращена с резолюцией: «Отказать за неимением на складе кочерыжек» (Правильный вариант - кочерег).

Но вернемся к рассказу « Стакан». Мы уже обнаружили с вами умелое, талантливое использование писателем несколько приемов, вызывающих комический эффект. А вот об одном забыли. Никто не подскажет?

- Моляр скончался, а вдова пикничок на 40 день устроила.

    Какая ты умница, конечно же, несуразица: повод печальный, а устраивается пикничок, т.е. веселое развлекательное сборище. Вещи эти несовместные. Одно отрицает другое. О чем же мы говорим, о каком приеме? А он единственный раз употреблен: Напрягите-ка память?

    Повод ссоры пустяшный, а дело дошло до суда. Герой грозит обидчикам не больше, не меньше – трибуналом.

    Еще очень смешна антитеза: «ничего я на это не ответил, только говорю…»

    Подведение итогов урока.

    Спасибо! Мы сегодня много посмеялись. Почему смех помог миру уцелеть? Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нервы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.

Урока время истекло…

Я вам ребята благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

5. Рефлексия. Раздаю оценочные листы.

Приложение к уроку. (Карточки)

разбили?

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

А деверь больше других возмущается.

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

Народу пришло .

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

Об сахарницу, об ручку, я прибор и стукнул; Никак, батюшка, стаканчик разбили?

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

А деверь больше других возмущается.

«Переведите» слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля, при этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

Народу пришло .



Рассказать друзьям