Конспект урока орксэ «с чего начинается родина. Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "с чего начинается родина"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Белозёрова Т.В.

учитель начальных классов

МАОУ Ильинской СОШ

Домодедовского района

«С чего начинается Родина?»

Цель: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника.

Задачи:

— способствовать формированию у детей нравственно-этических чувств;
— прививать чувство патриотизма и гордость за свою Родину;

— воспитание гражданственности, любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины.

Эпиграф:

«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»

К.Ушинский

Оборудование: рисунки детей на тему; фотовыставка «Природа родного края», видеоролик «Россия-звезда».

Ход мероприятия:

Дети: (на фоне музыки «С чего начинается Родина?»)

Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой растём, И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Учитель:

Великую землю,

Любимую землю.

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла.

Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Королёва.

О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.

Читают стихотворения дети

На Родине.

На Родине крушина зацвела,

От запаха её хмелеют сосны,

И снова от села и до села,

Берёзы бродят разнотравьем рослым.

По берегам лопочут тальники,

Склоняясь над неторопливою волною,

И коростель-отшельник у реки

Непримиримо спорит с тишиною.

У сельской школы светлой и большой

Шумит моё несбывшееся детство,

И на душе моей так хорошо,

Как будто мир я получил в наследство.

И хочется неодолимо мне

С любым прохожим дружески обняться,

Здесь от любви к родимой стороне,

Родное сердце может разорваться.

(Н.Некрасов)

Родина.

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон, звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже Родина.

(М.Пляцковский)

Учитель:

Сколько знаменитых поэтов земли русской воспели Родину в прекрасных стихотворениях. Как сказал А.С.Пушкин: «Тебе, Отчизна, посвятим души прекрасные порывы…»

Наш классный час называется «С чего начинается Родина?», мы сегодня поговорим о нашей родине.

А как называется наша Родина? (Россия) Наши предки называли Россию – Русь. Наша страна имеет многовековую историю. По-разному называлась Россия: Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, Российская Федеративная социалистическая республика, Советский Союз, Российская Федерация. Но во все времена наша Родина могла гордиться людьми, которые создали великую русскую культуру, написали много замечательных книг, сделали много открытий и изобретений, первые полетели в космос. Как зовут первого космонавта Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин).

На плечи российского народа легли самые тяжёлые испытания, его усилиями добыты самые великие победы нашей Родины. Русский человек всегда побеждал врага, который нападал на Россию, и никогда Россия не нападала на другие страны.

Работа с эпиграфом

«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К.Ушинский

— Как вы понимаете эти слова?

— Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?

— Что такое Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой принадлежит. Где жили наши деды и прадеды)

— Почему Россию он назвал Родиной? (В России мы родились, говорим на родном русском языке и т.д.)

— Почему Россия – Матушка? (Она вскормила нас своим хлебом и т.д.)

Учитель:

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека мать – одна у него Родина.

Россия – Родина очень многих людей. У нас есть родной город, улица, дом, семья – всё это тоже родина. Всё это мы любим, даже если и не задумываемся об этом. И русский язык, на котором мы говорим – это часть нашей Родины.

У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

Игра «Соты»

— Ребята, а с чем у каждого из вас ассоциируется слово «Родина»? (С домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.). Дам каждому из вас шестиугольник, напишите на нем свое имя и с чем ассоциируется слово «Родина» для вас. Как справитесь с заданием, приклейте на любое место. Посмотрите, что у нас получилось? (Соты.) Как они расположены? (Близко друг к другу, вместе, рядом). А из чего состоят соты? (Из отдельных фигур). А что на каждой фигуре? (Наши имена, символ Родины для каждого из нас). Какой вывод вы можете сделать ? Каждый из нас – частичка Родины. (Наша Родина-это мы с вами все вместе, дружные и все рядом).

Работа с басней «Отец и сыновья».

— В одной книжке я прочитала интересную басню. Она мне так понравилась, что я не могла не принести ее вам. Называется басня «Отец и сыновья».

«Отец приказал своим сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутики поодиночке. Отец и говорит…»

— Как вы считаете, что сказал отец? (Дети высказывают свое мнение. Учитель дочитывает басню до конца, сравнивают окончание басни и предположения учащихся.)


«Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».

— Как вы думаете, почему на занятии, посвященном России, я прочитала эту басню?

Рассматриваем фотографии «Природа родного края».

Есть у России березоньки белые,

Кедры, забывшие, сколько им лет.

Горы, от вечных ветров поседелые,

Реки, которым названия нет.

Есть соловьиные песни бессвязные,

Зори полей и огни городов,

Есть у России сердца безотказные,

Мудрые руки ее мастеров.

Солнышко глянет иль вьюга завьюжится –

Слушай просторы и вольно дыши,

Есть у России солдатское мужество,

Вечный огонь материнской души!

Учитель:

— Послушайте высказывание В.М.Шукшина: «Родина… Я живу чувством, что когда-нибудь я вернусь на Родину навсегда… Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу…».

— Как вы понимаете выражение «врачуют душу»? (Родина силы даёт, исцеляет, помогает, врачует – лечит).

— Что такое «чувство Родины»? (Гордость за свою страну и т.д.)

Люди, которые уезжают за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям.

Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваясь из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.

Человеку на всё хватит сил, если дело его делается ради своей Родины.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию!

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!

Плакат «Мы желаем вам…» ( Видеоролик «Россия-звезда»).

Что является источником света для всех людей? (Солнце) Вы любите солнышко? Давайте сделаем солнышко из наших ладошек и напишем своё пожелание другим детям нашей страны.

Учитель:

Живет на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидев звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут березы родной земли. Ребята, берегите это большое счастье.

Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг.

Спасибо всем за работу.

(♫ «Это все Россия»).

Источники:

http://minidk.ru/Organizator/pesni/pecni_o_rossii.htm — песня «Это все Россия».

http://muzofon.com/search/%D1%81%20%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%A3%D0%A1 – песня «С чего начинается Родина».

Тема урока: « С чего начинается Родина?»

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: Родина, малая родина — родной дом, родная школа, родное село; способствовать воспитанию любви к родному краю, чувства причастности к коллективу школы, желания поддерживать традиции и приумножать их;

учить быть внимательными и заботливыми к близким;

формировать и расширять представление об истории Украины, государственной символике;

развивать связную речь школьников, логическое мышление.

Ход урока:

    Подготовительная часть.

(Организация класса.)

Осман:

Первое сентября!

Первое сентября!

Первое сентября!

Первый день календаря.

Потому что в этот день

Все девчонки и мальчишки

Городов и деревень

Взяли сумки,

Взяли книжки,

Взяли завтраки под мышки

И помчались в первый раз

В класс!

    Вступительная беседа.

Учитель: Каждый год 1 сентября начинается новый учебный год. Для кого-то он первый и конечно же первоклассники ждут его с нетерпением: они делают лишь первые шаги в страну знаний. Для выпускников 9 класса – это последний год в нашей школе, который, закончившись, выведет их в большую жизнь. Но все ученики, независимо от возраста, в этот день идут в школу в приподнятом настроении. Нарядные, с букетами цветов.1 сентября – это праздник встречи с одноклассниками и учителями после длинных летних каникул.

Уважаемые родители и ребята! Поздравляю вас с началом учебного года. Желаю вам весёлого настроения, успехов во всех ваших начинаниях, родителям – терпения и всего только самого наилучшего! Перед вами на партах лежат сердца, это маленькие копии ваших сердечек, полных любви и искренности. Я предлагаю вам сейчас подумать, взять в руки ручки и написать на этих сердечках пожелание для своих одноклассников.

Мы положим их в волшебную шкатулку, для того, чтобы они

обязательно сбылись. А в конце урока – зачитаем.

(Дети пишут пожелания и кладут их в шкатулку.)

      Дидактическая игра « Я – не я!»

Учитель:

Дружно будем мы играть, нужно всем вам отвечать:

Рано утром кто поднялся?

Кто с улыбкой просыпался?

Не хотел кто одеваться?

Кушать кашу, умываться?

Кто здоровым хочет стать?

Знаний больше получать?

Не лениться, а трудиться?

В школе лучше всех учиться?

3. Мотивация учебной деятельности.

Молодцы! Всё правильно! Вы доказали, что имеете право носить звание

« Ученик». И с сегодняшнего дня в этом классе вы будете каждый день получать подарки. Но не конфеты, не пирожные, а знания!

3.1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня у нас очень интересный урок. Мы узнаем много интересного. Но чтобы узнать тему нашего урока вы должны немного поработать.

(Дети получают набор букв, из которых должны собрать слово « Родина»).

3.2.Метод « Мозговой штурм».

А где же она, наша Родина?

— Как вы понимаете тему нашего сегодняшнего урока?

(Ответы детей).

Энвер:

« В родном краю»

Мне на тебя не наглядеться,

Пока дышу, пока живу.

Любовь к земле родится в сердце,

Как тонкий стебель на ветру.

Мне всё в краю родимом мило,

Мне всё здесь душу веселит:

Вьюнок запутался игриво,

И речка песенку журчит.

Вот белокрылая ромашка

Открыла солнечный глазок

И видит лес, луга и пашни,

И цвета неба василёк.

Вот одуванчик распушился

И разлетелся от лица,

Дубок при встрече поклонился

И машет веткой до крыльца.

Мне на тебя не наглядеться,

Заветный с детства уголок:

Любовь к земле родится в сердце

И расцветает как цветок!

    Основная часть.

(Работа с пословицами о Родине).

Родина – мать, умей за неё постоять.

Родная сторона мать, чужая мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

4.1. Актуализация полученных знаний. (Вступительное слово учителя).

А давайте все вместе вспомним стихотворение известного украинского поэта Платона Воронько:

Жура –жура – журавель…

Объясните слова журавля. Почему он ответил именно так?

(Ответы учеников).

Работа над пословицей.

— Как вы понимаете эту пословицу? « Та земля мила, где мать родила!»

4.2. Изучение нового материала.

Учитель: — Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (Ответы учащихся)

— Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботиться о них; приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. (Ю. Яковлев)

— А как называется страна, в которой мы живём?

(Ответы учащихся)

— Ребята, а как вы понимаете слово государство? Что такое государство? Можно ли утверждать, что родина и государство это одно и то же?

— Государство – это общество, у которого есть правительство, армия и законы, за исполнением которых следит милиция и суд.

— А как вы думаете, как называются люди, живущие в одном государстве?

Граждане.

— Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Украину потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими

водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.

Украина – золотой, волшебный, чарующий край,

наша родная страна. Это та земля, где мы родились и живём,

где живут наши родители, где жили наши предки. И мы с вами все – украинский народ, который состоит из семей маленьких

и больших, дружных, трудолюбивых. Как человеческое сердце обогащается любовью, добротой, искренностью, так и украинский

народ обогащается преданностью, патриотизмом, мужеством, разумом. Украинцы имеют славную историю и традиции…

Древняя легенда гласит, что на рассвете нашей Земли Бог рассматривал творение рук своих, и, устав, решил передохнуть. Земля, где опустился Бог с ангелами, была безмерно богата солнцем, реками, зверями и птицами. Но больше всего Богу понравились люди того края, где в какую бы хату Он не вошёл со своими спутниками, — везде их

встречали с хлебом и солью.

И так понравилась Богу то место, что он стал часто сюда наведываться со словами:

— Давайте отправимся в край!

Говорят, что из этого и пошло название нашей страны –

« Украина»!

— Украина – это наша независимая держава.

Её площадь – 604 тыс. кв. км. Украина – богатое государство.

В ней много лесов, рек, плодородных степей. В Украине есть горы – Карпаты и Крымские. Моря – Чёрное и Азовское. По землям нашей страны протекает около 73 тысяч рек. Через всю Украину протекает самая большая река Днепр. Она воспета в песнях и легендах. Днепр – гордость и слава Украины. Столица Украины – город Киев. Он раскинулся на берегах Днепра. Древний город славится своей красотой.

На территории Украины проживает более110 национальностей. Численность населения Украины – около 47 миллионов человек.

Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, белорусы, татары и другие народы.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.

— Велика численность населения нашей страны. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Украины «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?

(Ответы учащихся)

— Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?

(Ответы учащихся)

— Вы все правильно сказали и выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое символ? Какие государственные символы вы знаете?

(Ответы учащихся)

— Символы – это условные знаки или изображения. Они отображают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление самого государства, его народа, его

истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

Ещё один символ государства – это герб. Герб – это отличительный знак,

эмблема государства. Герб Украины – трезубец. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах. В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. Один великий философ говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость». (Шопенгауэр)

Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить свое будущее.

4.3. Игра «Мои ассоциации».

А теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово.

Пример: Родина, Джанкой, Черное море, Крым, Киев, вышиванка, степь, мама, калина, и т.д.

4.4.Работа в группах.

Рассказы детей о выдающихся людях Украины.

(Дети читают сообщения на цветочках и составляют венок на доске).

Екатерина Белокур – известная украинская художница.

Никогда не посещала школу, потому что родители запрещали, чтобы не платить за книги и одежду. Но очень талантливо рисовала.

Николай Амосов – известный врач. Помогал людям с больным сердцем. Пережил две войны. Дожил до 99 лет. Вылечил тысячи взрослых и детей.

Иван Франко – писатель и переводчик. Рос в семье кузнеца. Боролся за украинский язык. Много путешествовал. Знал более 10 языков.

Тарас Шевченко – поэт, художник. Рос в бедной семье, рано остался сиротой, но всю свою жизнь писал стихи, проникнутые любовью к Украине.

Леся Украинка – известная украинская поэтесса. Писала стихи. Была сильной и мужественной. Очень любила родную природу, написала много стихов для детей.

Василий Сухомлинский – известный учитель, писатель.

Создал много поучительных произведений для детей.

Сергей Бубка – шестикратный победитель чемпионата мира по лёгкой атлетике. Прославился как прыгун с шестом.

Виталий и Владимир Кличко – известные всему миру боксёры. Их удивительные победы на ринге не оставались без пристального внимания спортивных деятелей.

    Повторение и закрепление знаний.

А кто из вас помнит, как на украинском языке звучит слово Родина?

Люда:

Знаєш ти, що таке Батьківщина?

Батьківщина – це ліс осінній,

Це домівка твоя і школа,

І гаряче сонячне коло.

Батьківщина – це труд і свято,

Батьківщина – це мама і тато.

Це твої найщиріші друзі

І бджола у веснянім лузі.

Батьківщина – це рідна мова,

Це дотримане чесне слово!

Учитель: Ребята, если мы с вами посмотрим в окно, что мы увидим?

(Ответы детей).

Правильно. И именно из таких небольших уголков и состоит наша Родина. Ведь Украина – это наше родное село, улица, где стоит ваш дом…. Но, самое главное, вы должны всегда помнить о том, что Украина – это наша Родина, а Крым – это наша малая Родина.

Ведь мы с вами живём на этой чудесной земле, которая именуется Крым!

Султание:

На нашей планете есть уголок,

В нём преданья веками сплелись.

Запад могучий, тонкий Восток,

Север злой и Юг нежный слились.

Тут леса свою древнюю песню поют

И нас ласково море качает…

В этом прекрасном, земном раю

Зла никогда не бывает!

Здесь я живу и этим горжусь,

Ведь Крым – моей жизни эмблема.

Куда ни уеду – всегда возвращусь

Жить в рае, где правит поэма!

    Итог урока.

(Ответы на вопросы учителя).

Геннадий Малыш

О, как прекрасна УКРАИНА!

Ее таврийские поля,

Ее луга, леса, пригорки

И благодатная земля.

Нет неба чище в белом свете

И в родниках воды вкусней,

Я неземной поклон отвешу,

Любимой Родине своей.

Я босиком пройдусь по полю,

И полной грудью там вдохну!

Горжусь я тем, что украинец,

Я счастлив тем, что здесь живу.

Здесь цвет акации закружит,

Пьянит здесь песня соловья,

И хлебом пахнет в каждом доме,

Родился здесь и вырос я.

Я ни за что не променяю,

Ее вовек мне не предать.

Святому слову УКРАИНА,

Созвучно только слово МАТЬ.

На этой лирической ноте, мы заканчиваем свой урок. Конечно, невозможно всё рассказать о Родине, охватить её богатую историю, её традиции, красу. Важно понять только одно, что если мы будем любить и беречь свою Отчизну, то наша Родина будет богатеть и процветать. Вместе мы — великая сила, а «мы» — это почти 46 миллионов человек. Наша Родина – Украина! Мы все украинцы! Мы будем гордиться своей Родиной! Наша маленькая Родина – Крым! Мы- крымчане!

— Так с чего же начинается наша Родина?

(Ответы детей)

Учитель:

Ну, а теперь, ребята, давайте — ка заглянем в нашу волшебную шкатулочку и прочтём вслух ваши пожелания.

(Дети читают надписи на сердечках).




С крушением монархии в России принимаются декреты II и III Всероссийских Съездов Советов «О мире», «О земле», «О полноте власти Советов», «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» 8 ноября 1917 г.; Декларация прав народов России от 15 ноября 1917 г.; Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25 января 1918 г.; Резолюция III Всероссийского Съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики» от 28 января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата, закреплялось федеративное устройство государства и полновластие Советов.


Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Его сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 г., вслед за Конституцией СССР 1924 года почти дословно воспроизводит федеральную (Конституцию СССР). Эта Конституция юридически оформила государственно-правовой статус России как союзной республики в составе Союза Советских Социалистических Республик. Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 г. И провозглашала завершение строительства основ социализма. Четвертая российская Конституция Основной закон РСФСР – была принята 12 апреля 1978 г. в ней были отражены концепции построения развитого социализма и общенародного социалистического государства.


Современная Конституция Российской Федерации была выработана Конституционной комиссией и по решению Президента Российской Федерации вынесена на всенародное голосование, в котором приняли участие заинтересованных избирателей (54,8%), большинство из которых – или 58,4% проголосовали за принятие Конституции. День проведения голосования – 12 декабря 1993 г. стал днем принятия новой Конституции России. Она вступила в силу 25 декабря 1993 года - со дня своего официального опубликования по результатам всенародного голосования.


Юридические свойства Конституции Российской Федерации это такие качественные характеристики, которые отличают данный нормативно-правовой акт от других актов правовой системы России. Федеральной Конституции России присущи такие юридические свойства, как: учредительный характер; верховенство и высшая юридическая сила; прямое действие; юридическая база текущего законодательства; стабильность, обеспечиваемая особым порядком принятия, пересмотра и внесения поправок; особая правовая охрана.


Элементами структуры Конституций Российской Федерации выступают Преамбула (вводная часть), разделы, главы, статьи. В структуре Конституции России находит свое выражение логическая взаимосвязь составляющих его элементов, обеспечивается последовательность их расположения, внутренняя согласованность. Содержание каждого последующего раздела (главы) предопределено предыдущим (предыдущей), и все разделы (главы) Основного закона следует рассматривать в системной взаимосвязи.


Преамбула – это вводная часть к тексту Конституции. Она объясняет цели и задачи деятельности государства, исторические условия разработки и принятия Основного закона, способствует уяснению его содержания в целом и особенностей. Основную часть Конституции составляют положения раздела I, посвященные: 1) основам конституционного строя; 2) правам и свободам человека и гражданина; 3) федеративному устройству; 4) системе органов государственной власти и органов местного самоуправления; 5) государственной символике; 6) процедуре принятия и изменения Конституции. Раздел II «Заключительные и переходные положения». Нормы этого раздела фиксируют прекращение действия прежней Конституции, устанавливают порядок вступления Основного закона в силу, сроки образования новых органов публичной власти.


Конституционные права и свободы – это признаваемые государством согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и закрепляемые в Конституции основные, т.е. неотчуждаемые права и свободы, принадлежащие человеку от рождения. Они представляют собой гарантируемые государством основные юридические возможности человека и гражданина избирать вид и меру своего поведения в различных сферах жизни общества и государства и действовать в собственных интересах, интересах других лиц, общественных интересах. Основные права и свободы человека и гражданина подразделяются в зависимости от сфер жизнедеятельности личности на личные (гражданские), политические и экономические, социальные и культурные


Основные обязанности человека: уплата законно установленных налогов и сборов; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; долг и обязанность защиты Отечества; обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; обязанность родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования; обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.

Конспект открытого занятия «С чего начинается Родина?» с презентациями

(Для детей средней группы)

Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 21 «Елочка» Невгодовская Людмила Анатольевна

Цель: Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь к малой родине.

Задачи: 1)Развивать познавательную активность;2) закреплять знание домашнего адреса;3) формировать первичное представление о малой родине.4) расширять словарный запас детей.

Материал: фотографии домов, улиц каждого ребенка, интерактивная доска, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Что такое Родина? Наша Родина - это Россия, большая и сильная страна. Но еще для нас Родина—это то место, где ты родился и живешь. Это наша малая родина. С чего же начинается наша малая родина? Как вы думаете, ребята?

Дети: с мамы, папы, семьи, дома, улицы, друзей.

Воспитатель: Правильно. Можно сказать, что наша родина начинается с «отчего дома», то есть дома, где ты родился и живешь, где живут твои родители. И у каждого есть свой дом.

Презентация стихотворения В. Пальчинскайте « Есть у каждого свой дом»

1 слайд У лисы в лесу глухом

Есть нора—надежный дом

2 слайд Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3 слайд Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу,

В них забьется до весны

И всю зиму смотрит сны.

4 слайд Из ветвей, камней, коры

Хатки делают бобры—

Строят домик у пруда;

Вход туда—из- подо льда!

5 слайд К дому своему стремиться

Издалека аист - птица:

Прилетает каждый год

И в родном гнезде живет.

6 слайд Разве спросишь без улыбки:

Ну, а где же дом улитки?

И дошкольник рассмеется:

С ним она не расстается!

7 слайд Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру « Найди свой дом, улицу».

Дидактическая игра «Найди свой дом, улицу»

(Дети на фотографиях ищут свой дом, улицу).

Цель: учить узнавать свой дом, улицу по фотографии.

Пальчиковая игра «Дом»

Молоточком я стучу (постукивать кулачком друг о друга)

Дом построить я хочу (соединить кончики пальцев обеих рук)

Строю я высокий дом (поднять выпрямленные ладони вверх «домиком»)

Буду жить я в доме том. (похлопать ладонями).

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами еще поиграем.

Дидактическая игра «Какой дом?» презентация

Например: дом из дерева—деревянный дом

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру.

Воспитатель: Ребята, а все ли из вас знают свой домашний адрес? (ответы детей)

Дидактическая игра «Радиоэфир»

Цель: закреплять знание домашнего адреса.

Воспитатель: С чего еще начинается родина?

Дети: с мамы, папы, семьи, бабушки, дедушки.

Воспитатель: Правильно! С мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, друзей, то есть с « близких», «родных» людей.

Игра с мячом «Назови пару».

Дети встают в круг (в ряд).

Воспитатель: Напоминаю правила игры:

Я буду бросать мяч по очереди, и называть слово, а вы ловите мяч и
называете пару к моему слову, бросаете мяч мне.

Папа - .. .(мама),

бабушка - .. .(дедушка),

брат - .. .(сестра),

муж - .. .(жена),

дети -.. .(родители),

сын -.. .(дочь),

тетя-…(дядя).

Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру « Назови ласково».

Проводиться игра с мячом « Назови ласково».

Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, н-р: «мама». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково: (мамочка, мамуля, маменька, матушка).

Чтение стихотворения Я. Акима « Моя родня»

Мама с папой—моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие замечательные домики у вас получились!

Воспитатель: Что такое Родина? (Ответы детей). С чего начинается Родина? (Ответы детей). С чего же начинается наша малая родина? (Ответы детей).

Воспитатель: Кого мы называем «близкими», «родными» людьми? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, выберите себе смайлик, соответствующий вашему настроению после занятия.

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе

Тема: «С чего начинается Родина»

Тип урока: изучение нового материала

ЦЕЛЬ: формирование чувства гордости за свою Родину

ЗАДАЧИ:

    Развитие чувства любви к Родине, способности к гражданскому действию (гражданской активности), ответственности и гордости за достижения Родины;

    Формирование коммуникативных способностей, умений вести диалог, работать в группе и коллективе;

    Воспитание интереса к изучению истории страны, чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.

Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.

Ожидаемые результаты: расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека

Образовательные ресурсы : 1.Основы религиозных культур и светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений\ А. И. Шемшурина. -М.: Просвещение, 2015. 2. Раздаточный материал-информационные карточки

3. Фотографии родного города 4. Видеофильм о Семикаракорске

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Предметные:

    Умение давать определение новым понятиям;

    Понимание значения патриотизма в жизни человека и общества

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «ОРКСЭ», к школе.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

принимать роль в учебном сотрудничестве;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

воспринимать смысл познавательного текста;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Организационная структура урока:

I Психологический настрой, эмоциональное вхождение в урок.

Цель: включение учащихся в работу

1. Упражнение-энергизатор:

У: - Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением.

У: - Поднимите руку те, кому нравится общаться с одноклассниками.

2. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)

Приветствие учителя «Рисунок счастья»:

Хочется счастья вам пожелать,

Самое главное – не унывать!

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Самого светлого и прекрасного!

У: - Ребята, скажите своими словами, чего я вам пожелала?

Д: - Счастья, веселья, удачи, здоровья, мира, добра и красоты.

У: - Для чего люди желают друг другу много добра?

Д: - Чтобы было приятно, для создания хорошего настроения, чтобы успешно проходили дела.

У: - Наше настроение влияет на здоровье и успеваемость?

У: - Пусть наш урок будет успешным для каждого из нас! Желаю всем плодотворно потрудиться. Вместе восхитимся вашими глубокими знаниями по теме урока, вытащив из тайников вашей памяти все самое ценное. Не забывайте относиться друг к другу по-доброму, мыслите, работайте активно, творите прекрасное. Итак, начинаем наш урок, открываем знания вместе.

II Самоконструкция – составление прогноза по опорным словам. Открытие нового знания.

Цель: активизация знаний и представлений учащихся по изучаемой теме;

определение и формулирование учащимися темы урока

Просмотр видеофильма «Лучший город Земли» (http://bojcko.ucoz.ru/index/moj_gorod/0-5)

У: - Какие мысли у вас возникли при просмотре видеофильма?

Ответы детей.

У: - Назовите «рассыпанное» слово (на слайде: ОНАРИД ).

О чем пойдет речь на уроке?

Определение темы урока «С чего начинается Родина …»

У: - Как бы вы ответили на вопрос: с чего начинается Родина?

Эмоциональный отклик, отношение к теме урока:

У: - Что вы уже знаете об этой теме? Подберите слова на тему Родины.

У: - Какими словами вы можете передать свои чувства к Родине?

(на слайде: радость, тревога, восторг, вдохновение, восхищение, гордость, боль )

Ответы детей.

У: - Эти тонкие оттенки чувства передают ваше восприятие Родины в воспоминаниях, историях семьи, личном отношении к жизни. Эти сложные чувства особенно значимы, и вы будете возвращаться к ним в течение всей своей жизни.

III Ознакомление с новым материалом, сравнение с прогнозом.

Цель: совместная поисковая деятельность учителя и учащихся;

создание проблемной ситуации, её исследование и формулирование вывода по теме урока

У: - Произнесем слово «Родина» вслух и почувствуем в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

У: - Подберите к каждой букве слова «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.

Р - родная, раздольная и др.

О – огромная, очаровательная и др.

Д – добрая, дорогая и др.

И – интересная, известная и др.

Н – наилучшая, необъятная, незаменимая и др.

А – активная и др.

У: - Послушаем вместе песнюВениамина Баснера на слова Михаила Матусовского «С чего начинается Родина…» и подумаем об ответе на вопрос.

У: - Какие картины всплывали в вашей памяти при прослушивании песни? Почему разные?

Д: - В стране живут разные люди. У каждого человека свои чувства, своя маленькая родина.

У: - Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Д: - Все мы – россияне!

У: - Наша страна огромная, и люди проживают самые разные. У каждого из нас свои воспоминания о детстве, о родном доме. Но всех объединяет Родина и неразрывная связь с ней. С домашнего порога и колыбельной песни, которую пела вам мать, начинается эта связь, крепнет и расширяется в течение жизни.

Физкультминутка

У: - Предлагаю сбросить напряжение и выполнить упражнение «Гора с плеч».

Выполняется стоя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

«Концентрация на медитативном дыхании» (дыхательная техника)

У: - Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: “Я чувствую свой вдох... чувствую выдох...”

IV Совершенствование изученного: самостоятельное применение и использование полученных знаний

Цель: формирование умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях

Мнение «Для любимой Родины».

У: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

Работа с пословицами (работа в парах). Игра «Соедини начало и конец».

1. Одна у человека мать своя сторона.

2. Родная сторона – мать, одна у него и Родина.

3. Всякому мила, чужая – мачеха.

У: - Как понимаете смысл данных пословиц?

Ответы детей.

Работа по учебнику – с. 142.

У: - Обратимся к вековому опыту. Выберите высказывание великих людей о Родине, близкое вам по смыслу, обоснуйте его, используя прием творческого опроса «ПОПС-формула» (П - позиция, О - обоснование, П - пример, С - следствие).

Цель: учить лаконичности и развитию навыков логического мышления.

Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие предложения:

П - "Я считаю, что…"

О - "Потому что…"

П - " Я могу доказать это на примере..."

С - "Поэтому я делаю вывод, что…"

У: - Родина начинается с семьи. Связываете ли вы свое отношение к Родине с семьей? Как?

Ответы детей.

У: - Постараемся выработать советы себе, чтобы способствовать общему ладу в семье. Чего бы вы хотели достигнуть в семье? Приглашаю поработать в творческих мастерских. Самостоятельно выберите себе место работы в группе.

Работа в творческих мастерских:

Деконструкция – социализация.

1 группа – выработать правила для себя «Чтобы предотвращать ссоры»

2 группа - выработать правила для себя «Чтобы не было крика»

(выбор правил из предложенных вариантов)

3 группа - выработать правила для себя « Чтобы нравилось быть дома »

(выбор правил из предложенных вариантов)

V Демонстрация выполненной работы

Цель: обобщение изученного

Реконструкция – афиширование работы 1 группы:

Чтобы предотвращать ссоры:

- Умейте прощать;

- Признавайте ошибки и прощайте;

- Идите на компромисс;

- Избегайте оскорблений;

- Старайтесь оставаться спокойными;

- Говорите по одному;

- Воспринимайте критику спокойно;

- Не копите внутри себя раздражение и не таите обиду;

- Не «рубите сгоряча»;

- Не поддавайтесь, если вас провоцируют на ссору;

- Постарайтесь успокоить раздраженного человека, переведите все в шутку;

- Учитесь понимать себя.

Реконструкция – афиширование работы 2 группы:

Примеры несложных советов, которые помогут избавиться от крика в семье, да и не только в ней.

1. Промолчать.

2. Перейти на шёпот.

3. Разговор.

4. Заняться саморазвитием.

5. Начать лаять

6. Переждать бурю.

Реконструкция – афиширование работы 3 группы:

    В любой ситуации ставьте любовь на первое место.

    Меняйте свои привычки.

    Берегите друг друга.

    Гасите ссоры.

    Не стесняйтесь мириться первым.

    Умейте прощать обиды.

    Ставьте себя на место другого.

    Предупреждайте желания друг друга.

    Искренне говорите о своих чувствах.

    Доказывайте свою любовь каждый день.

    Чаще устраивайте праздники.

У: - Помните эти правила, старайтесь их выполнять, и в семье будет все ладно.

Какие чувства у вас вызывают цветы? Чем дороги нам? О чем могут напоминать?

Часто цветы – это живая ниточка, связывающая нас с дорогим местом нашей жизни. С детства нас окружает мир, в котором мы растем и развиваемся, который храним в душе долгие годы. И пусть мир нашей Родины всегда украшают цветы и дарят нам радость и красоту.

VI Итог урока. Рефлексия деятельности.

Работа по методике «Незаконченный тезис» – отношение к Родине

В моём понимании Родина…………………………………………………………………

Я горжусь своей страной за то, ……………………………………………………………

Мне нравится в своей стране………………………………………………………………

Я могу сделать для своей страны …………………………………………………………

Прием «Рефлексивные вопросы»

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой

1. Что в изученном сегодня для вас самое главное?

2. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

3. Какую пользу вы извлекли из этого урока?

У: - Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны. Вы, дети России, надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

Упражнение «Комплимент»

(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)

Цель: возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого

У: - За что можете похвалить себя? Одноклассников? Учителя?

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Букет настроения»

У: - Ребята, у вас на столах лежат цветы разных оттенков. Давайте составим «букет настроения». Если вам на уроке понравилось все – вы прикрепите на доску (в вазу) красный цветок, если понравилось не все – желтый цветок, если ничего не понравилось – голубой цветок.

У: - Я благодарю вас за активность, творчество, инициативность. Работа закончена, но наше сотрудничество продолжится. Всем спасибо. Ваш успех на уроке – лучший для меня подарок.



Рассказать друзьям