Конспект урока по литературе на тему "Пословицы и поговорки" (6 класс). Пословицы и поговорки Почему пословицы легко запоминаются

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что за роскошь, что за смысл, какой толк
в каждой поговорке нашей! Что за золото!

А. С. Пушкин

Народ создал несметное количество пословиц и поговорок, в которых мудро и точно отразилась вся его жизнь.

Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, не имеют автора.

Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил правдивость пословиц: «Пословица правду всем говорит», их мудрость: «Пень не околица, глупая речь не пословица». В пословице видели доброго советчика: «Пословица - всем делам помощница»; отмечали долголетие пословиц: «Пословица век не сломится».

Темы пословиц и поговорок бесчисленны и безграничны. Самый большой сборник «Пословицы русского народа» В. И. Даля, в котором более 30 000 пословиц и поговорок, содержит 180 разрядов по разным темам.

Хорошо известны пословицы о Родине: «С родной земли - умри, не сходи», «Своя земля и в горсти мила».

Много пословиц создано о труде, семье, воспитании: «Дело мастера боится», «Дерево смотри в плодах, а человека - в делах», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Дома и стены помогают».

В пословицах народ выразил своё отношение к обязанностям и поведению человека, его взглядам на дружбу: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух».

С осуждением и презрением народ говорит о лодырях и болтунах: «Под лежачий камень вода не течёт», «На печи по дрова поехал», «Не спеши языком, торопись делом».

Почти каждая пословица имеет прямой и переносный смысл, который расширяет рамки её применения. «Большому кораблю большое плавание» - это пословица не столько о корабле, сколько о человеке и его возможностях.

Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается, потому что в ней, как в стихотворении, есть ритм и рифма:

Отличие поговорки от пословицы сам народ видит в том, что поговорка - украшение речи (цветок), тогда как пословица - суждение полное, завершённое, зрелое (ягодка).

В живой речи поговорка часто становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. «Чужими руками жар загребать» - это поговорка. Так говорят о любителе использовать даром чужой труд. Это выражение может стать пословицей, если мы скажем: «Легко чужими руками жар загребать». В ней есть поучительный вывод и законченность суждения.

Пословицы

Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.

Не мил и свет, когда друга нет.
Один в поле не воин.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
К большому терпению придёт и умение.
Делу - время, потехе - час.

Красна птица перьем, а человек ученьем.
Без наук как без рук.
Корень учения горек, да плод его сладок.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Дело не медведь, в лес не уйдёт.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Молодец на овец, а на молодца - сам овца.

Пуганая ворона куста боится.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Дураков не сеют, не жнут - сами родятся.
На голове густо, а в голове пусто.
В трёх соснах заблудился.
Лоб что лопата, а ума небогато.

Поговорки

Лёгок на помине.
Кота в мешке покупать.
Ума палата.
Хоть шаром покати.
Их водой не разольёшь.
Соловьём поёт.

Ответы на вопросы о пословицах и поговорках

1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?

1. В пословицах люд гласит о многом, в том числе о наилучших и дурных человечьих качествах: о труде, семье, воспитании, об отношении к обязательствам и поведению человека, о дружбе, о лентяях и болтунах.

Пословицы просто запоминаются, так как они коротки, в их есть ритм и часто рифма.

И пословица, и поговорка - это короткое меткое изречение. Пословица содержит законченную идея, а поговорка - это часть суждения без вывода.

2. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость».

I. Родина.

II. Дружба.

III. Трудолюбие.

IV. Учение.

VI. Трусость

VII. Глупость.

3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.

О судьбе.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Что ни делается, всё к лучшему.
Придёт солнышко и к нашим окошечкам.

О счастье.

Счастье без ума нипочём.
Счастье со счастьем сойдётся, а без ума не разминётся. Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь.

О терпении и надежде.

Топор своего дорубится.
Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

О муже и жене.

Жена не сапог, с ноги не скинешь.
Не наряд жену красит - домостройство.
Муж и жена - одна душа.

О языке и речи.
Язык мал, великим человеком ворочает.
Язык языку ответ даёт, а голова смекает.
Язык до Киева доведёт.

4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.

Пословицы, которые возникли из басен И.А. Крылова:

«Сильнее кошки зверя нет» - басня «Мышь и Крыса»; «А Васька слушает да ест» - басня «Кот и Повар»;
«У сильного всегда бессильный виноват» - басня «Волк и Ягнёнок»;
«Слона-то я и не приметил» - басня «Любопытный»; «А воз и ныне там» - басня «Лебедь, Щука и Рак».

1. Определите смысл поговорок:
«Заткнуть за пояс» -победить кого-либо;
«Рвёт и мечет» -
«При царе Горохе» -
«Медведь на ухо наступил» -
Составьте предложения с этими поговорками.

1. «Рвёт и мечет» - говорят о человеке, который возмущается чем-то и эмоционально выражает это возмущение.
«При царе Горохе» - так говорят о том, что было очень давно, и неизвестно, было ли это вообще.
«Медведь на ухо наступил» - говорят о человеке, у которого нет слуха.

2. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.

Смысл выражения «Пословица несудима» в том, что о пословице нельзя составлять или высказывать какое- нибудь мнение, потому что она сама есть суждение.

3. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.

«Видит око, да зуб неймёт»: то, что видят глаза, иногда невозможно взять.
«Дорого, да мило, дёшево, да гнило»: хочется купить дешёвое, но дешёвое, как правило, бывает плохого качества; а то, что нравится, что мило, обычно бывает дорого.
«Делить шкуру неубитого медведя»: говорить о результате дела, которое ещё не сделано.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»: прежде чем сделать дело, надо хорошо подумать.
«Близок локоток, да не укусишь»: то, что кажется близко, иногда невозможно бывает достать.
«Мал золотник, да дорог»: не всегда бывает дорогим то, что большое по размерам. Золота может быть мало, но оно всё равно будет очень дорогое.

4. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?

5. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав её по первой части:

Пень не околица, глупая речь не пословица.
Своя земля и в горсти мила.
Век живи - век учись.
Делу время - потехе час.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Красно говорит, а слушать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.

6. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.

Примеры рифмы в пословицах:
Грамоте учиться всегда пригодится.
Чего в детстве просим, то под старость бросим.
На всякого Егорку есть поговорка.

Что за роскошь, что за смысл, какой толк
в каждой поговорке нашей! Что за золото!

А. С. Пушкин - -

Народ создал несметное количество пословиц и поговорок, в которых мудро и точно отразилась вся его жизнь.

Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, не имеют автора.

    Пословица - это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Например: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга», «Глаза страшат, а руки делают».

Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил правдивость пословиц: «Пословица правду всем говорит», их мудрость: «Пень не околица, глупая речь не пословица». В пословице видели доброго советчика: «Пословица - всем делам помощница»; отмечали долголетие пословиц: «Пословица век не сломится».

Темы пословиц и поговорок бесчисленны и безграничны. Самый большой сборник «Пословицы русского народа» В. И. Даля, в котором более 30 000 пословиц и поговорок, содержит 180 разрядов по разным темам.

Хорошо известны пословицы о Родине: «С родной земли - умри, не сходи», «Своя земля и в горсти мила».

Много пословиц создано о труде, семье, воспитании: «Дело мастера боится», «Дерево смотри в плодах, а человека - в делах», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Дома и стены помогают».

В пословицах народ выразил своё отношение к обязанностям и поведению человека, его взглядам на дружбу: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух».

С осуждением и презрением народ говорит о лодырях и болтунах: «Под лежачий камень вода не течёт», «На печи по дрова поехал», «Не спеши языком, торопись делом».

Почти каждая пословица имеет прямой и переносный смысл, который расширяет рамки её применения. «Большому кораблю большое плавание» - это пословица не столько о корабле, сколько о человеке и его возможностях.

Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается, потому что в ней, как в стихотворении, есть ритм и рифма:

    Ни то ни сё кипело,
    да и то пригорело.

    Дружно - не грузно,
    а врозь - хоть брось.

    Поговорка - это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения. Например: «Лёгок на помине», «Бить баклуши», «Как снег на голову», «Ни к селу ни к городу».

Отличие поговорки от пословицы сам народ видит в том, что поговорка - украшение речи (цветок), тогда как пословица - суждение полное, завершённое, зрелое (ягодка).

В живой речи поговорка часто становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. «Чужими руками жар загребать» - это поговорка. Так говорят о любителе использовать даром чужой труд. Это выражение может стать пословицей, если мы скажем: «Легко чужими руками жар загребать». В ней есть поучительный вывод и законченность суждения.

Пословицы

    Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха.
    На чужой стороне и весна не красна.

    Не мил и свет, когда друга нет.
    Один в поле не воин.

    Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
    К большому терпению придёт и умение.
    Делу - время, потехе - час.
    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Красна птица перьем, а человек ученьем.
    Без наук как без рук.
    Корень учения горек, да плод его сладок.

    Лежебоке и солнце не в пору всходит.
    Дело не медведь, в лес не уйдёт.
    Говорил день до вечера, а слушать нечего.

    Молодец на овец, а на молодца - сам овца.
    Волков бояться, так и в лес не ходить.
    Пуганая ворона куста боится.
    На печи не храбрись, а в поле не трусь.

    Дураков не сеют, не жнут - сами родятся.
    На голове густо, а в голове пусто.
    В трёх соснах заблудился.
    Лоб что лопата, а ума небогато.

Поговорки

    Лёгок на помине.
    Кота в мешке покупать.
    Ума палата.
    Хоть шаром покати.
    Их водой не разольёшь.
    Соловьём поёт.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отралсены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?
  2. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость».
  3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.
  4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.

    Определите смысл поговорок:

      «Заткнуть за пояс» - победить кого-либо;
      «Рвёт и мечет» -
      «При царе Горохе» -
      «Медведь на ухо наступил» -

    Составьте предложения с этими поговорками.

  5. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.
  6. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
  7. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?
  8. Назовите пословицу, отгадав её по первой части:

      Пень не околица.............................
      Своя земля и................................
      Век живи -.................................
      Делу - время,...............................
      Назовите пословицу по её второй части:
      ......................... так и в лес не ходить.
      ............................ а слушать нечего.
      .....................лучше большого безделья.

    Назовите пословицы полностью, объясните их смысл. По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный).

  9. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.
  10. Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.

    Подготовьте и проведите конкурс на лучшее знание пословиц и верное их толкование. Определите жюри конкурса, а также группу художников-дизайнеров, библиографов, которые подберут книги и статьи для выставки, иллюстрации к пословицам.

Тема. Пословицы и поговорки

Педагогические задачи: создать условия для организации в группах; способствовать формированию представления о малых жанрах УНТ, развитию интереса к использованию пословиц, поговорок в устной и письменной речи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: отличать малые жанры УНТ; владеть умениями самостоятельно добывать знания. Формировать собственное отношение к произведениям УНТ.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: ориентироваться в учебнике; обобщать, делать выводы; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: групповая, индивидуальная.

Ход урока

    Орг.момент

    Введение в тему урока

    С какого раздела начинается учебник «Литература»? Как вы думаете, почему?

    Вспомните малые жанры УНТ.

    Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя и попробуйте определить, о каких жанрах так говорил писатель. (слайд)

(«… в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом – все живое и задирающее за живое»)

    Обсуждение

    Формулирование темы урока

    Постановка целей и задач урока

Прочитайте высказывание А.С.Пушкина и сформулируйте цели урока.

    Открытие новых знаний

    Работа в группах (Те, у которых лежит цветная карточка, читают начало пословицы, остальные смотрят на карточки и находят продолжение.)

1 группа – Без углов дом не строится ,

2 группа – Корень учения горек , да плод сладок.

3 группа – Человек неученый , что топор неточеный.

4 группа – Поговорка – цветок , пословица – ягодка.

5 группа – Ум хорошо , а два лучше.

    Проверить, правильно ли дети разделились на группы.

    Групповая работа

1 группа

Что такое пословица?

Когда появились пословицы?

2. “Из пословицы… слова не выкинешь” (Вспомните продолжение пословиц. Объяснить смысл любых пяти пословиц.)

    Что написано пером …(не вырубишь и топором)

    Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда)

    Красна птица перьем…(а человек – ученьем).

    Готовь сани летом…(а телегу зимой)

    Поспешишь…(людей насмешишь)

    Старый друг…(лучше новых двух)

    Не спеши языком…(торопись делом)

    Кончил дело…(гуляй смело)

    Терпенье и труд…(все перетрут)

    Волков бояться…(в лес не ходить)

    Слово – не воробей…(вылетит– не поймаешь)

2 группа

Что такое поговорка?

1) Кота в мешке покупать.

3) Как снег на голову.

4) Их водой не разольёшь

3 группа (1. Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» и составить таблицу «Сходство и различия пословиц и поговорок».

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Семь пятниц на неделе.

    Семеро по лавкам.

    Седьмая вода на киселе.

4 группа (1. Выбрать из статьи учебника информацию, которая поможет ответить на вопросы:

1) Друг познается в беде, как золото в огне.

2) Дело мастера боится, а иной мастер – дела.

3)Шито-крыто, а узелок-то тут.

4) На чужой каравай рта не разевай, а раньше вставай и свой затевай.

5)В ступе воду толочь – вода будет.

5 группа - Прочитайте статью и ответьте на вопросы:

Заслуга В.И.Даля.

Вспомните и назовите по двум данным словам пословицы и поговорки:

    дело – смело 7) время – потеха

    шило – мешок 8) лес – щепка

    труд – пруд 9)журавль – синица

    болит – говорит 10)телега – сани

    коса – камень 11) брод – вода

    перо – топор 12) слово – воробей

Кончил дело – гуляй смело.

Шила в мешке не утаишь.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Нашла коса на камень.

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Делу – время, потехе – час.

Лес рубят – щепки летят.

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Готовь телегу зимой, а сани летом.

Не зная броду, не суйся в воду.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Сообщения учащихся

6. Рефлексия

- Что вы сегодня узнали для себя нового?

- Как вы можете это применить в жизни?

7. Домашняя работа

    Что посеешь…(то и пожнешь).

    Грамоте учиться…(всегда пригодится)

    Не сиди сложа руки…(так не будет и скуки)

    Не красна изба углами…(а красна пирогами)

    Не все то золото…(что блестит)

    Не рой яму другому…(сам в нее попадешь)

    Скучен день до вечера…(коли делать нечего)

    Глаза страшатся…(а руки делают)

    Что посеешь…(то и пожнешь).

    Что в воду упало…(то и пропало)

    Одна голова хорошо…(а две лучше)

    Родина-мать…(сумей за нее постоять)…

    Самостоятельная работа («Перевертыши») Запись в тетрадях.

Враги не знают друг друга в счастье.

На своей родине и зима прекрасна.

Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

Безделье неумеху не страшится.

    Проверка

Без углов дом не строится,

Корень учения горек

Человек неученый

Поговорка – цветок

Ум хорошо

без пословицы речь не молвится.

да плод сладок.

что топор неточеный

пословица – ягодка.

а два лучше.

без пословицы речь не молвится.

да плод сладок.

что топор неточеный

пословица – ягодка.

а два лучше.

без пословицы речь не молвится.

да плод сладок.

что топор неточеный

пословица – ягодка.

а два лучше.

без пословицы речь не молвится.

да плод сладок.

что топор неточеный

пословица – ягодка.

а два лучше.

1 группа – 1. Выбрать из статьи учебника информацию, которая поможет ответить на вопросы:

Что такое пословица?

Когда появились пословицы?

Какие темы отражены в пословицах?

2.“Из пословицы… слова не выкинешь” (Вспомните продолжение пословиц. Объяснить смысл любых пяти пословиц.)

    Что написано пером …

    Без труда не вытащишь…

    Красна птица перьем…

    Готовь сани летом…

    Поспешишь…

    Старый друг…

    Не спеши языком…

    Кончил дело…

    Тише едешь...

    Терпенье и труд…

    Волков бояться…

    Слово – не воробей…

    Грамоте учиться…

    Не сиди сложа руки…

    Не красна изба углами…

    Не все то золото…

    Не рой яму другому…

    Скучен день до вечера…

    Глаза страшатся…

    Что посеешь…

    Что в воду упало…

    Одна голова хорошо…

    Родина-мать…

2 группа (1.Выбрать из статьи учебника информацию, которая поможет ответить на вопросы:

Что такое поговорка?

Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?

- Объясните смысл поговорок. Придумайте ситуацию, когда можно использовать данные поговорки.

1) Кота в мешке покупать.

2) Чужими руками жар загребать.

3) Как снег на голову.

4) Их водой не разольёшь

3 группа (1. Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» и составить таблицу «Сходство и различия пословиц и поговорок». 2. Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Семь пятниц на неделе.

    Цени по заслугам, а не по услугам.

    Семеро по лавкам.

    Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Седьмая вода на киселе.

4 группа (1. Выбрать из статьи учебника информацию, которая поможет ответить на вопросы:

Чем отличается пословица от поговорки? Почему их легко запомнить?

2. Восстановите пословицы, используя поговорки. Объясните их смысл.

1) Друг познается в беде, А) А узелок-то тут.

2) Дело мастера боится, Б) а раньше вставай и свой затевай

3)Шито-крыто, В) вода будет.

4) На чужой каравай рта не разевай, Г) а иной мастер – дела

5)В ступе воду толочь – Д) как золото в огне.

5 группа

1. Прочитайте статью и ответьте на вопросы:

Когда появились пословицы? Когда началось собирание пословиц?

Заслуга В.И.Даля.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Лишь со второй половины 18 века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирев, Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, солдат, ремесленников.

2. Вспомните и назовите по двум данным словам пословицы и поговорки:

1)дело – смело 7) время – потеха

2)шило – мешок 8) лес – щепка

3)труд – пруд 9)журавль – синица

4)болит – говорит 10)телега – сани

5)коса – камень 11) брод – вода

6)перо – топор 12) слово – воробей

Творческое задание (работа в группах)

Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Сейчас, каждый из вас, в своих тетрадях, попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки. Чтобы вам было легче, я зачитаю один из таких рассказов.

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит», - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить!»

Вопросы и задания

  1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?

Народ создавал пословицы, как непреходящую мудрость. В них отражены темы о самых разных сторонах жизни человека:

  • о любви к Родине – своя земля и в горсти мила;
  • о труде – без труда не вытащишь и рябку из пруда;
  • о человеческих пороках – не спеши языком, торопись делом;
  • о дружбе – старый друг лучше новых двух;
  • о воспитании – что посеешь, то и пожнешь.

Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?

Пословицы легко запоминаются, потому что в них есть рифма и ритм. В ней отсутствуют лишние слова.

Общая черта пословиц и поговорок – они представляют собой краткие высказывания, которые легко запомнить. Отличия:

  • Пословицы – это законченные фразы, призванные поучать и наставлять. В них содержится завершенная мудрость.
  • Поговорки – меткие народные выражения, отражающие какие-либо явления жизни человека.
  1. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие»…

В учебнике по порядку перечислены такие группы пословиц:

о родине, о дружбе, о трудолюбии, об ученье, о лени, о трусости, о нерадивости.

  1. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.

Среди других пословиц можно вспомнить:

«Большому кораблю – большое плавание ». Эта пословица говорит о возможностях человека. Если у человека есть талант или желание, ум, воля, идея – он может достичь очень многого.

«Береги платье снову, а здоровье – смолоду ». В этой пословице говорится о необходимости следить за своим здоровьем с ранних лет. Иначе в зрелом возрасте Это обернется множеством болезней.

«Не с богатством жить, с человеком ». Пословица указывает на важность человеческих отношений и противопоставляет их корысти.

  1. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например:

Припомните, из каких басен эти пословицы :

  • «Сильнее кошки зверя нет » — Мышь и крыса
  • «А Васька слушает да ест » — Кот и повар
  • «У сильного всегда бессильный виноват » — Волк и ягненок
  • «Слона-то я и не приметил » — Любопытный
  • «А воз и ныне там » — Лебедь, щука и рак

Определите смысл поговорок:

«Заткнуть за пояс» - победить кого-либо;
«Рвёт и мечет» - злится
«При царе Горохе» - очень давно
«Медведь на ухо наступил» - у человека нету слуха

Составьте предложения с этими поговорками.

Ее не заткнуть за пояс – она многого добьется

Как же мне его успокоить – после того случая он рвет и мечет

Вспомнил еще, было то это при царе Горохе

Играет он еще сносно, но как петь начнет, сразу ясно – медведь на ухо наступил

  1. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл.

Пословица несудима – означает, что ее нельзя расценивать, как бессмыслицу. Пословица – отражение мудрости народа. Она поучает в любой сфере жизни человека.

Даль выбрал это изречение для своего труда «Пословицы русского народа», поскольку в народных высказываниях отражен русский менталитет – склад ума, понимание мира. Если часть русских пословиц воспринимать как ненужные (судить их), то и менталитет уже будет другим.

Придумайте предложения с этой пословицей.

Нельзя трактовать народную мудрость, она как пословица – не судима .

Пословица не судима , поэтому и чтут ее как непреходящую мудрость народа.

  1. Как вы понимаете пословицы:

«Видит око, да зуб неймёт» — человек понимает, как сделать какое-то дело, но возможностей для этого у него нет.

«Дорого, да мило, дёшево, да гнило» — за высокое качество приходится платить дороже.

«Делить шкуру неубитого медведя» — обсуждать результат еще не выполненных дел.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» — перед серьезной работой нужно хорошо подготовиться.

«Близок локоток, да не укусишь» — с виду дело доступное и легкое, а на деле – неосуществимое.

«Мал золотник, да дорог» — вещь может быть очень небольшой, но очень ценной. Еще относится к молодому, но перспективному таланту.

Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.

Рассказы по представленным выше пословицам вы найдете по ссылке конце статьи.

  1. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?

Умный без денег богат

Дело мастера боится

Не в бровь, а в глаз

  1. Назовите пословицу, отгадав её по первой части:

Пень не околица, глупая речь не пословица
Своя земля и в горсти мила
Век живи - век учись
Делу - время, потехе час

Назовите пословицу по её второй части :
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Мелет день до вечера, а слушать нечего.
Малое дело лучше большого безделья.

Назовите пословицы полностью, объясните их смысл. По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный).

  1. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.

Меткость, образность пословиц и поговорок отражается в следующих высказываниях:

Из худого кармана и последний грош валится

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом

Где коза прошла, там и солдат пройдет

Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком

Рифма в пословицах :

Грязью играть - руки марать

На грушу лезть - или грушу рвать, или платье драть

Что с возу упало, то пропало

Выбирай епанчу по плечу (епанча – широкий и длинный плащ старинного образца)

  1. Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.

Рассказы на школьную тему по пословице можно найти по ссылке:

Главная > Документ

Карточка №1.

Вы уже встречались с такими понятиями, как синонимы и антонимы. Вспомните: синонимы - это слова, звучащие по-разному, но близкие по значению. Антонимы - это слова, имеющие проти­воположное значение.

ЗАДАНИЕ. Даны пословицы, построенные на антони­мах. Объясните их смысл.

    Мал золотник, да дорог

    Из большой тучи малый дождь

    После большого веселья слезы бывают

    Мягко стелет, да жестко спать

    Много шуму из ничего

    Корень ученья горек, зато плоды его сладки

Вспомните и запишите несколько пословиц об уче­нии и науке.

Карточка №2.

Вспомните и запишите пословицы по двум данным словам.

    Дело - смело:______________________________________________________

    Болит - говорит:_____________________________________________________

    Журавль - синица:___________________________________________________

    Брод - вода:_________________________________________________________

    Слово - воробей:_____________________________________________________

    Одежда - ум:________________________________________________________

    Труд - рыбка:________________________________________________________

    Время - потеха:_______________________________________________________

    Перо - топор:_________________________________________________________

Ка рточка №3.

К каждой пословице (разных народов) левого столбца назовите русскую, соответствующую ей по смыслу. Русские пословицы найдите в правом столбце.

Образец: Перо сильнее меча (зарубежная, 2) - Что на­писано, пером, не вырубишь топором (русская, 7).

1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь,

1. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

2. Перо сильнее меча.

2. Слово - серебро, молчанье - золото.

3. С богачом о бедности не говорят.

3. Друзья познаются в беде,

4. Друга узнаешь в опасности.

4. Готовь летом сани, а зимой телегу.

5. Если есть дым, есть и огонь.

5. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

6. За стаей фазанов погнался - ни одного не поймал.

6. Сто голов, сто умов.

7. Молчаливость лучше — многословия.

7. Что написано пером, не вы рубишь топором.

8. Зонт готовь при ясной погоде.

8. Из мухи делать слона.

9. Много людей, много и

9. Сытый голодного не разумеет.

10. Не суди о человеке по его внешности.

10. Дыма без огня не бывает.

11. Из иголки делают палку.

11. Плясать под чужую дудку.

12. Плясать под чужую музыку.

12. По одежде встречают, по уму провожают.

Карточка №4.

Задание: Попытайтесь в рисунке передать смысл следущих поговорок:

1. Семь пятниц на неделе

2. Положить зубы на полку

Если вы не умеете или не хотите рисовать, напишите, что будет изображено на ваших рисунках:

Карточка №5.

Задание: Как характеризуют человека следующие поговор­ки? Объясните значение каждой из них. Подберите прилагательные, заменяющие их.

1. В рубашке родился _______________________

2. Семи пядей во лбу ________________________

Задание: Какое общее значение объединяет приведенные ниже пословицы разных народов мира? Вспомните русскую поговорку, близкую им по смыслу.

1. Иголка всем шьет, а сама голая (таджикская).

2. У портного спина голая (турецкая).

3. У плотника дверь всегда сломана (арабская).

4. Башмаки сапожника без каблуков (персидская).

5. Горшечник пьет воду из треснувшего кувшина (персид­ская).

Задание: Сергей Сергеевич Наровчатов писал, что пословицы и поговорки «скорее слуги, а не хозяева в нашей жизни, а следовательно и в творчестве на­рода». Эту мысль писателя выскажите по-своему:_____________________________________________

Задание: Кем создаются пословицы и поговорки? Продол­жите вывод самостоятельно.

Пословицы и поговорки создаются творчеством народа, а также входят в речь_____________________________________________________________________

Похожие документы:

  1. Мой любимый герой Санди Пруэль. На руке у меня татуировка: «я все знаю». Самое смешное, что это правда

    Документ построение счастья на земле. Человеку дан … чем махать каменным … в пословицы и … Смысл оправдывает и объясняет , … чему. Мал золотник , да дорог . Крошечного, … а Антоний предал … но «генотип» задан с рождением, … на уровне клеток, на уровне их электропотенциалов, на

  2. Лариса саломатина у природы нет плохой погоды

    Документ задание : поставьте имя существительное и имя прилагательное в нужный падеж, выберите окончания, объясните смысл пословицы . На … слово – историзм. Запишите в словарик: «золотник «. Слышали выражение: «Мал золотник , да дорог ?» Что оно означает? Д. Что …

  3. Кафедра русского языка пособие для подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников IX

    Документ на плоскости; недочёт, повреждение; первое представление, офицер для поручений. Задание 35. Спишите пословицы Мал золотник , да дорог . Приют наш мал Задание 61. Перепишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания; объясните их Антонов построен

  4. Александр Чудаков Ложится мгла на старые ступени

    Документ … , построенная ещё купцом Сапоговым, да несколько домов на станции. Они считались достопримечательностью; объясняя дорогу , махали рукою … , только в фольклорной обёртке. А псевдофольклорные пословицы , сочинённые по заданию какого-нибудь агитпропа! Юрик …

  5. Третья. Истребительно-трудовые Глава Персты Авроры

    Документ мало известно в литературных кругах, объясним же: Семен Фирин, несмотря на Золотников , … Да , дорогие плоды! И как же это отразилось на пословицей . Находим мы у ДаляПословицы … их интеллекта смысла данной заданиям , да … так же построенные на крови и …

Другие похожие документы..

У нас в памяти хранится большое количество старинных пословиц. Мы слышали их от бабушек и дедушек, вычитывали в книгах или запоминали из фильмов. И сегодня мы частенько их вспоминаем, хотя не всегда до конца понимаем смысл. Ведь полные версии пословиц забываются, серьезно меняя значение народной мудрости.

Один из самых ярких примеров того, как потерянный «хвостик» пословицы может кардинально поменять ее смысл, – присказка «пьяному море по колено». Сегодня ее часто понимают таким образом: пьяному ничего не страшно. И даже так: пьяным, как и дуракам, везет. Но стоит вспомнить полную версию пословицы, как все станет на свои места: «Пьяному море по колено, а лужа – по уши». Эта фраза куда лучше отражает реальность. Пьяным действительно может быть ничего не страшно, но пострадать или даже погибнуть они могут из-за любой мелочи.

Другую знаменитую пословицу «От добра добра не ищут» толкуют по-разному. Кто-то – как рекомендацию держаться за то, что есть, не искать большего. Другие объясняют ее смысл таким образом: не ждите ответного добра за хорошие поступки, его все равно не будет. Разъяснить ситуацию поможет полный текст пословицы: «От овса кони не рыщут, от добра добра не ищут». Если кони сыты, они не убегут. Если у человека все хорошо дома, он из семьи не уйдет.

Забавная судьба у пословицы «Рыбак рыбака видит издалека». Сегодня мы ее понимаем таким образом: люди со схожими интересами всегда найдут общий язык. Хотя в изначальной версии значение пословицы было гораздо ближе к современной шутке: «Рыбак рыбака ненавидит издалека». Потому что в полной версии она звучала так: «Рыбак рыбака видит издалека, потому и стороной обходит».

У меня всегда вызывало вопрос такое выражение: «Гол как сокол». Почему как сокол? Ведь сокол, если речь идет о птице, совсем не голый, а покрыт перьями. На самом деле, птицы тут не при чем. Слово «соко́л» с ударением на последний слог – это стенобитное орудие. По сути – обтесанное бревно без коры. То есть, голое. По другой версии, которая лично мне кажется более правдоподобной, это видоизменившееся слово «суко́л» – очищенный от веток кол, который использовали для поддержки старого, заваливающегося плетня. В таком случае аналогия легко прослеживается: бедняк не мог позволить себе новый забор, поэтому всеми возможными способами поддерживал старый. У этой пословицы тоже есть полная версия: «Гол как сокол, а остер как топор». То есть, бедный, но бойкий. Это уже, согласитесь, не так обидно.

Я никогда не могла понять фразу: «Бабушка надвое сказала». Что значит надвое? Из-за этой неясности много раз слышала, как ее переиначивают: «Бабушка на дворе сказала». Если вспомнить полную версию, все становится понятней: «Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет». Такая ироничная присказка к любым попыткам предсказывать будущее.

Кроме того, мне было не совсем понятно, почему выражение «Ума палата» чаще всего употребляется в ироническом смысле. Ведь палата – это большое помещение, к тому же именно в палатах бояре обсуждали судьбы государства и принимали важные решения. Казалось бы, комплимент. Если бы не одно «но». У народа имелись варианты этой фразы с продолжением: «Ума палата, да ключ потерян» или «Ума палата, да разума маловато». Так говорили о человеке, который выдает себя за умного, а поступает глупо. Эти «хвостики» потерялись, а ироничный смысл фразы сохранился.

А вам какие пословицы и поговорки больше всего нравятся? А какие кажутся странными или непонятными?

Катя Кожевникова , iledebeaute.ru

1.Где слова привета,там улыбка для ответа.2.Лодырь хочет прожить не трудом,а языком.3.Нос задирает,а в голове ветер гуляет.4.Доброму Савве добрая и слова.5.Один про Фому,другой про Ерему.

Найдите сначала имена существительные,которые отвечают на вопрос кто?,затем имена существительные,которые отвечают на вопрос что?
Какой вопрос вы поставили к каждому из других имен существительных?А теперь измените их так, чтобы они отвечали на вопрос «что?»(на вопрос кто?).

ОБРАЗЕЦ.(Что?)привета-(что?)привет.

Ответы:
1. смысл
1. приветливый, вежливый, добрый человек всем приятен, поэтому и вызывает эмоции радости (улыбку).
2. лодырь - лентяй, поэтому, чтобы мало делает, но много говорит, у него всегда есть причина, почему он что-то не сделал
3. так говорят о человеке, который очень высокого мнения о себе, а на самом деле бестолковый.
4. о том, кто делает добро, и отзываются добрым словом.
5. так говорят, когда люди говорят вроде на одну тему, но о совершенно о разном.

кто? лодырь, Савва (кому? Савве), Фома (про кого? про Фому), Ерема (про кого? про Ерему), один.

что? слова, привет (чего? привета), улыбка, ответ (чего? ответа), труд (чем? трудом), язык (чем? языком), нос, голова (в чем? в голове), ветер, слова.

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произведениях, статьях, письмах, речах прогрессивных общественных и политических деятелей, выдающихся писателей и поэтов:

Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка.

(А. С. Пушкин)

Дивишся драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценностей самой вещи.

(Н. В. Гоголь)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслейи – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(К. Г. Паустовский)

Не только количество слов, их многозначность, их словообразовательные возможности, грамматические особенности, синонимия, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка.

Фразеологический состав русского языка в широком понимании подразделяется на:

фразеологизмы или фразеологические единицы;

пословицы, поговорки;

крылатые слова и выражения.

Пословицы и поговорки

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.

Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Итак, пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.

Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.

Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как Битый небитого везет, По моему прошению, по щучьему велению и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии Господь даде, господь и отья было переведено с церковнославянского языка на русский: Бог дал, Бог взял.

С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А.С. Грибоедов), У разбитого корыта (А.С. Пушкин), Как белка в колесе (И.А. Крылов) и многие другие.

В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение А король-то голый! принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение Башмаков еще не успели износить (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.

Образность пословиц и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание. Например, пословица От яблони - яблочки, а от сосны - шишки воспринимается не буквально, а в переносном, иносказательном виде. Однако некоторые пословицы употребляются именно в прямом смысле: По одежке встречают, по уму провожают.

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Пословицы и поговорки в речи

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Писатели, публицисты, ораторы часто обращаюются к перлам народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М. А. Шолохова – 112.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.

Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.

Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.

Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М. А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» - 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают… кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола ...» «Расходитесь по квартирам да языками поменьше орудуйте, а то нынешним временам они не до Киева доводят , а аккурат до полевых судов да штрафных сотен». «Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад». Григорий Мелехов обращается к пословицы и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь - везде клин. Ждать да догонять – самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.

Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.

В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.

Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам ; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся – вот он что знает».

Н. Островский, определяя сущность жизни человека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, таже использует несколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем – святая обязанность. У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачий камень вода не течет . Кто не горит, тот коптит . Да здравствует пламя жизни!».

Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду).

Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».

Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое – будущее и т. д., - всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить; хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.

Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.

Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).

В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговороки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматические формы.

Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять – только стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит – попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь – вода и будет ».

Сестра относилась к слабостям этого человека с полупрезрительным снисхождением; как женщина не глупая, она понимала, что в камень стрелять - только стрелы терять. (М. Горький. Варенька Олесова).

Полезен и словарь «Русские пословицы, поговороки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений. Приведем образец словарной статьи «Делу время, потехе час»:

Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное им на книге, посвященной соколиной охоте.

Потеха (разг.) – забава, развлерение.

Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньше.

Говорится обычнр в качестве напоминания человеку, который, развлекался, забывает о деле.

Началось учение, - теперь в гости ходить нельзя… Это проводилось у нас очень строго; делу время, потехе час. В учебное время никаких развлечений, никаких гостей. (В. Вересаев. Воспоминания.).

Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничениях: «делу время, потехе час» (М. Горький. Об анекдотах и – еще кое о чем.).

Ну, делу время, потехе час! – сказал воспитатель. – Пора и за уроки браться.

Все стали усаживаться за парты, доставать тетради и книги. . Изюмский . Алые погоны.).

Веселый взгляд на мир не противоречит сочуствию и симпатии. Разумеется, по пословице - делу время, потехе час, мы должны различать, когда и в каких вопросах уместен этот целый взгляд (Н. Акимов . О театре)

Заключение

Поговорка - из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это - не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).

Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки - ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одежи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.

Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Список литературы

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.

3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.

4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.

6. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа.-1994 г., № 3, С.68 - 69.

7. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .

8. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

10. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.

11. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.



Рассказать друзьям