Конспект урока по литературе В.Г.Короленко. Слово о писателе."В дурном обществе"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Владимир Галактионович Короленко, чью краткую биографию мы сегодня рассмотрим — это писатель средины 19 начала 20 вв. Он был замечательным русским автором, работал в журналистике, был публицистом. Его творчество изучают в школе, поэтому Короленко и его краткая будет полезна для детей.

Короленко Биография. Кратко самое главное

Давайте сейчас познакомимся кратко с биографией Короленко, останавливаясь более подробно на его детстве, творчестве и интересных фактах из его жизни.

Владимир Короленко биография: детские годы

Жизненный путь и краткая биография Короленко, которого изучают в 5 классе, начинается в 1853 году в Житомире. Именно там в семье уездного судьи родился в июле будущий писатель. Его мать — полячка, поэтому будущий писатель с рождения знал польский. Начальные знания он получает в местной гимназии, а после переезда в Ровно, поступает в училище. Вообще детство и отрочество Владимира прошли в небольших городках, где окружали его польская, еврейская и украино-русская народности. Они и отразятся в будущем в его творчестве, где переплелись польская романтичность с украино-русским колоритом, поэтичностью и задушевностью.

После училища мальчик поступает в Петербурге в технический институт. На тот момент отец его умер, оставив семью без денег. Мальчику приходится терпеть лишения и голодать. Позже мать добьется переезда сына в Москву, где он станет в 1874 году стипендиатом в земледельческой академии. Но его оттуда исключают из-за участия в студенческих движениях. Его высылают в Кронштадт. По возвращении в Петербург в 1877 году он становится студентом горного института. Позже его и отсюда исключат, выслав в Глазов, а за отказ присягнуть Александру Третьему его вышлют в Сибирь.

Литературное творчество

Если говорить о его творческой биографии, то первая литературная деятельность пришлась, когда он учился в горном институте. Первое его произведение называлось Эпизоды из жизни искателя. Данную новеллу он пишет в 1879 году. Однако основное его творчество пришлось на период с 1885 по 1895 гг. За этот промежуток времени он пишет знаменитое произведение Сон Макара, позже будут и другие не менее замечательные работы, среди которых Без языка, написанный во время путешествия писателя по другим странам.

Его работы переводились на иностранные языки и были признаны по всему миру.

Короленко живет сначала в Петербурге, а потом переезжает в 1900 году в Полтаву. Там он продолжает писать новеллы, а на последних годах жизни пишет автобиографическую работу История моего современника. Умер В.Г. Короленко в 1921 году.

Если останавливаться на интересных фактах в биографии писателя, то стоит сказать, что родился он в Украине, там же и получил начальное образование.

Вторая половина 19-ого века принесла нашей стране немало талантливейших литературных деятелей. Один из них – это журналист, прозаик и публицист Владимир Галактионович Короленко.

Владимир Короленко появился на свет в 1853 году в городе Житомир, Украина. Отец Владимира работал судьёй. Он имел довольно строгий, но неподкупный характер, что выделяло его среди других чиновников. Мать Владимира — уроженка Польши, и именно поэтому в ранние годы жизни польский язык стал родным для будущего писателя.

Семья была многодетная: Владимир жил вместе с двумя братьями и сёстрами. Всё детство он провёл на Украине, и воспоминаниями об этих годах он заполнил впоследствии многие свои сочинения.

Образование и юность

Владимир Короленко проходил обучение в польском пансионе и Житомирской гимназии. Когда его отец ушёл из жизни, оставив семью в трудном положении, сын получил образование в Ровенском реальном училище.

В дальнейшем ему пришлось покинуть Петербургский технологический институт, так как на обучение не хватало денег. Он продолжил учиться в Петровской земледельческой академии и Горном институте, из которых его последовательно исключили за революционные наклонности.

Отношение к революции

Уже с юношества Короленко разделял идею народничества. За смелую критику царского режима власть не жалела молодого человека, раз за разом отправляя его в новую ссылку.

Шесть лет в тяжёлых условиях не ослабили его, только закалили характер и послужили в дальнейшем хорошим материалом для рассказов. Но Владимир Короленко критиковал и Октябрьскую революцию, которая, казалось бы, как раз отвечала интересам народнического движения. Как истинный гуманист, он не приветствовал массовые расправы над людьми. Об этом он делился с Луначарким в «Письмах», написанных в 1920 году.

Творчество

В журнале «Слово» Владимир Короленко опубликовал своё первое произведение «Эпизод из жизни искателя». Но самое большое признание получили рассказы «В дурном обществе», «Сон Макара» и «Слепой музыкант». В основу этих сочинений Короленко заложил свои детские воспоминания о жизни на родине.

Помимо прозы, Владимир создал немало и публицистических работ, посвящённых остросоциальным проблемам его современности. Например, статья «Бытовое явление» о подавлении революции в 1905 году.

Личная жизнь: жена и дети

Короленко женился один раз, на своей старой знакомой Евдокии Ивановской, которая, как и он, была революционеркой-народницей. С ней он прожил до конца своих дней, и вместе они воспроизвели на свет двух дочерей – Наталью и Софию.

Уже при жизни Владимир завёл множество добрых знакомств среди известных литераторов, которые отзывались о нем как о добром, жизнерадостном, умном человеке, за которым можно пойти, куда угодно.

Смерть

Последние годы жизни Короленко провёл в Полтаве. Здесь у семьи была собственная дача, куда все её члены приезжали на лето.

На закате своей жизни писатель создавал объёмное автобиографическое сочинение «История моего современника». Он скончался от воспаления лёгких в 1921 году, не закончив четвертый том.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательная цель – подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г.Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, формирование умения создавать учебный проект с использованием литературного источника.

Развивающая цель - создать условия для формирования коммуникативной (речевой) компетенции, самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков общения, формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Воспитательная цель – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма.

Задачи урока:

  • вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
  • использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, целеустремленность.

Оборудование урока:

  • портрет В.Г. Короленко, выставка книг различных изданий;
  • листы ватмана, принадлежности для оформления проекта;
  • методическая презентация 1 к уроку учителя, мультимедиапроектор, компьютер. Презентация 2 и фильм о В.Г.Короленко (находится у автора), созданные учащимися.

Эпиграф к уроку: “Человек создан для счастья, как птица для полета”.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок.

1 этап мастерской. Индукция – создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Вступительное слово учителя.

Ребята, я вас приветствую на проектной мастерской! У меня в руках – символическая птица счастья - это мое пожелание вам. Я надеюсь, что сегодня эта птица счастья действительно поможет вам наполнить вас новыми знаниями, жизнелюбием, а самое главное – понять о назначение человека в современном мире. И ещё пожелаю вам успешной и плодотворной работы в Мастерской! Но прежде чем мы начнем проектировать я хочу представить вам …

Уважаемые участники Мастерской сегодня вам представиться возможность:

  • поразмышлять о “назначении жизни” и “о человеческом счастье”;
  • научиться видеть позицию автора в художественном тексте;
  • создать творческий проект с использованием литературного источника;
  • определить “Что есть счастье? Для чего создан человек?”

2 этап мастерской: “Самоконструкция”. (Индивидуальное создание текста)

Учитель: Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, мы посвящаем нашу проектную мастерскую. Для счастливой жизни нужно очень мало. Всё заключается в человеке, в его образе мыслей, так говорил Марк Аврелий. Попробуем убедиться в его высказывании.

Задание 1: Запишите слово счастье и подберите ассоциативный ряд к этому слову, используя синонимы, антонимы. Ответьте письменно на следующие вопросы:

  • Что такое счастье?
  • Что необходимо для счастья?
  • В чем заключается счастье для вас?

Сходные понятия: блаженство, удача, успех, понимание, достижение, преодоление, участие, радость, здоровье, знание, любовь, доброта, нежность, забота, благосостояние, исполнение желаний.

Противоположные понятия: несчастье, беда, горе, болезнь, потеря, нищета, бедность, смерть, ненависть, равнодушие, безразличие, непонимание, неудача.

Принципы счастливого человека:

  • Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.
  • Счастье – это найти дело по душе и трудиться творчески.
  • Счастье – в преодолении себя, в самосовершенствовании.
  • Счастье – в общении с друзьями и родными.
  • Счастье – иметь все необходимое для интересной жизни.
  • Счастье – жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.
  • Счастье – быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих.
  • Предложите свои принципы.

3 этап Мастерской. “Социоконструкция”. (Работа учащихся в парах)

Учитель: У каждого человека свой путь, свое представление о счастье, мы сами строим свою жизнь. Перед вами открыты двери в будущее. И каждый хочет быть счастливым. Перед вами высказывания о счастье известных людей. Обсудите их в парах и ответьте на вопросы первого задания.

  • Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения. (С.Ожегов. Словарь русского языка)
  • В жизни есть только несомненное счастье – жить для другого. (Л.Толстой)
  • Современный педагог Б.Лихачев, считая счастье целью жизни человека, утверждает, что подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир – уметь ставить цель, строить планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать ее в жизнь.
  • Желание служить благу, должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…(А.П.Чехов)
  • Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон)
  • Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым (Л.Н.Толстой)
  • Беседа по вопросам:

    • Как вы понимаете счастье? Какое из высказываний вам наиболее близко?
    • Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

    Обсуждение в парах и ответы на вопросы.

    4 этап Мастерской. “Социализация”. (Работа в группах)

    Задание 1: Перед вами афоризмы о счастье, обсудите их в группе.

    • “Счастье не в счастье, а лишь в его достижении”. (Ф.М.Достоевский)
    • “За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…”. (А.П.Чехов)
    • “Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”. (Русская народная пословица)
    • “Не обязательно жить, но обязательно жить счастливо”. (Жюль Ренан, писатель)
    • “Где нет стремления к счастью, та нет и стремления вообще”. (Блез Паскаль, философ)

    Задание 2: Напишите небольшое размышление о счастье, о принципах счастливого человека, в чем заключается счастье для вас. (7 минут)

    Учитель: Размышляя о счастье, о назначении человека, о смысле жизни, мы не можем не вспомнить об одном замечательном русском писателе, современники которого называли великим гуманистом, “совестью эпохи, светлым духом”, “человеком с огромным сердцем”. Одна из групп приготовила проект к уроку “Судьба Короленко в произведениях”.

    Проект творческой группы “Судьба Короленко в произведениях”. (Фильм о В.Г.Короленко)

    Учитель: Через все творчество Короленко, демократа и гуманиста, четко проходит проблема человеческого счастья. Уже в первом своем художественном произведении “Эпизоды из жизни искателя” (1878) он утверждал мысль о счастье, как об активном отношении к действительности. Герои его рассказов жаждут большой деятельной жизни. В рассказе “Парадокс” (1894) Короленко провозглашает афоризм: “Человек…”, который в устах жалкого калеки, в мире социальной несправедливости превратился в парадокс.

    Беседа по вопросам.

    Что означает слово парадокс? (Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу; неожиданное явление, не соответствующее обычным привычным представлениям)

    • Какой вопрос звучит в начале произведения?
    • Какова основная мысль первой части очерка?
    • Перечитайте последний абзац второй части. Ответьте на вопрос: К каким размышлениям приводит писатель своих героев?

    Учитель: Конец второй части нас, читателей, Владимир Галактионович заставляет задуматься о том, что жизнь – реальная действительность, не похожая на игры детства. У каждого из нас мир неповторимый мир детства, но неминуемо наступает тот момент, когда в него входит действительность, и это вторжение человек может запомнить иногда на всю жизнь, как это случилось с героями очерка “Парадокс”. В мир фантазии и детства врывается феномен.

    Что поняли мальчики после встречи с этим необыкновенным человеком? (Не только, что “Человек…”, но и тому, что он должен оставаться человеком несмотря, ни на что, в обстоятельствах, когда невозможно быть счастливым)

    Задание 2: “Возвращаемся к эпиграфу”.

    “Человек создан для счастья, как птица для полета”. (В.Г.Короленко)

    Сравнение в афоризме счастья человека с полетом птицы заключает глубокий смысл. Птица – символ свободы, полет – проявление свободы;

    Свобода – необходимое, если не главное, условие счастья.

    Свобода предполагает активное отношение к жизни, стремление изменить жизнь к лучшему. Писатель Короленко своим творчеством, своей общественной бескорыстной деятельностью, помогал людям не опускать руки, преодолевать несправедливость, поддерживал их в стремлении к счастью.

    Итак, слова “Человек создан для счастья…” автором вложены в уста человека, от рождения, обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.

    Подумайте: С какой целью писатель использует столь разительный контраст и вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки?

    (Возможно, если бы природа не обделила этого человека, он, со своим умом, наблюдательностью, умением разбираться в людях, занял бы достойное место в обществе и принес пользу окружающим.)

    Учитель: Человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. В подтверждении этого я хочу обратить ваше внимание на людей с ограниченными возможностями в нашей современной жизни. К уроку вторая группа учащихся подготовила проект “Люди с ограниченным возможностями”. Предоставим им слово.

    Выступление творческой группы ребят с проектом “Люди с ограниченными возможностями в современной жизни”. (Презентация 2)

    Учитель: Вера в осуществимость счастья будит стремление к деятельности, а для того, чтобы добиться счастья, нужны труд и воля. “Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а все – таки общий закон жизни есть стремление к счастью. Только это я и пытался сказать своим парадоксом” В.Г.Короленко.

    5 этап Мастерской. “Разрыв”. (Работа в группах с источниками информации, выходят и осознают авторскую позицию)

    Учитель: Главный вопрос, на который мы отвечаем на уроке: для чего создан человек?

    В ходе обсуждения формируется вывод: судьба человека зависит от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным, не позволяй жизни пройти мимо тебя.

    Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неумолимый бег,-
    Тогда весь мир ты примешь как владенье,
    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

    (Р.Киплинг, “Заповедь”)

    С темой смысла жизни и счастья как достойной долей человека перекликается и поэтическая миниатюра “Огоньки”. В 1900 году Короленко создает миниатюру “Огоньки”, которая стала любимым произведением передовых читателей тех лет. Оно имело колоссальный успех в студенческой и рабочей среде, ходило по рукам в списках, исполнялось на молодежных вечерах. Оно вселяло бодрость, уверенность, оптимизм. Наша задача: ещё раз убедиться, что ни одно слово, ни один знак в художественном произведении не бывают случайными.

    Работа с поэтический миниатюрой “Огоньки”.

    • Какой рисует автор окружающую обстановку? (Темный осенний вечер, угрюмая сибирская река)
    • Какими свойствами наделяется противостоящий неприветливый природе огонек? (Он мелькнул – на один миг - и пропал; яркий, сильный; сверкает, обещает, манит, переливается)
    • Как вы поняли, помогли ли огоньки добраться до берега? Символом чего огоньки являлись? (Символом надежды на отдых, тепло, покой, уют. Как островки счастья)
    • На какие части можно условно разделить миниатюру? (1-ая часть – путь по реке, 2-ая часть – философское рассуждение автора)
    • Какова основная мысль миниатюры?

    Анализ символов в произведении.

    Задание 1: Определите символический смысл следующих слов и выражений:

    Путь по реке - Жизненный путь:

    Ущелья и скалы – преграды, трудности, препятствия.

    Тьма – тяжелое, беспросветное в жизни (обиды, потрясения, утраты).

    Огонек - надежда на счастье; манящие и недостижимые, но дающие надежду и силу огни на реке сопоставляются с мечтой, надеждой, верой, помогающей преодолевать трудный жизненный путь.

    Для достижения светлой цели “приходиться налегать на весла”

    – значит, жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели.

    Задание 2: Определите тему и идею миниатюры.

    (Тема - дорога по реке, идея - не терять надежды, стремиться к своему идеалу)

    Учитель: И здесь, как и в первых своих произведениях, Короленко ставит проблему счастья и борьбы за него. Говоря об “Огоньках”, писатель разъяснял: “Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении.… Если при этом люди научатся все больше понимать друг друга в пути, если будет все меньше отстающих, если на пройденных путях будет оставаться все больше маяков, светящих вперед,… - то это и значит, что счастья будет все больше. Потому что счастье только в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление”.

    1 этап - погружение в проект

    Объявление Мастером о проблеме проекта, сюжетной ситуации и о целях и задачах проектирования.

    Сегодня в Мастерской вы станете на время авторами проекта обращения к разным людям. Эти обращения мы разместим в молодежной газете города “Миг”.

    Цель проекта: создать текст обращения.

    2 этап – организация проектной деятельности.

  • Организация групп.
  • Планирование деятельности.
  • Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
  • У 3 групп будут разные обращения: “О назначении человека”, “О смысле жизни”, “О вере в счастливое будущее”.

    Обращения не только по тематике разные, но и по адресатам:

    1 группа - обращение к сверстникам из различных субкультур,

    2 группа – обращение к детям с ограниченными возможностями,

    3 группа – обращение к сверстникам.

    3 этап: осуществление проектной деятельности. Учитель организует обсуждение полученных в групповой работе результатов и дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

    Учащиеся готовят 3 проекта: “Человек создан для счастья, как птица для полета” (Обращение к детям с ограниченными возможностями) и “Путь к свету” (Обращение к сверстникам из различных субкультур), “И все-таки впереди огоньки…” (Обращение к сверстникам)

    6 этап мастерской. “Афиширование”. (Презентация проекта)

    Учащиеся демонстрируют понимание проблемы, цели и задач проекта, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

    Выводы по уроку. В каких бы “угрюмых берегах” ни текла жизнь, все – таки впереди огни! Эта мысль является одной из главных в очерке “Парадокс” и стихотворении в прозе “Огоньки”. Необходимо “Принимать ее (жизнь) такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что “…все-таки впереди – огни!”. Человек должен идти и дойти до этого света, даже если рушится последняя надежда. Тогда это личность цельная; сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, её надежда и опора и, конечно, её свет. Ведь и сам Короленко был именно таким”.

    7 этап мастерской. “Рефлексия”

    Ребята, я предоставляю вам право подвести итог сегодняшнего урока. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

    Урок подошел к концу, и мы хотим сказать…

    Нам больше всего удалось….

    Урок привлек нас тем…

    Урок показался интересным…

    Сегодня на уроке было трудным…

    Учитель: Я надеюсь, что вы будете жить, следуя своим принципам. Благодарю вас за помощь и поддержку и на прощанье хочу подарить вам такую притчу: “Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя…”. Я желаю вам, чтобы всегда видели прекрасный мир. Поймите, что истинное счастье заключено в вас самих. Не тратьте времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, но лишь, тот, кто дает. Протягивайте руку помощи. Делитесь. Улыбайтесь.

    Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учёбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертёжные работы, занимался корректурой.

    В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключён, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.

    Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьёй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”». Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошёл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко - повести «В дурном обществе» (1885 г.), «Слепой музыкант» (1886 г.), «Река играет» (1892 г.).

    Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.

    В 1900 г. Владимир Галактионович стал почётным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.

    Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых большевиками.

    Владимир Галактионович Короленко умер от воспаления легких в Полтаве 25 декабря 1921 года во время работы над четвертым томом большого автобиографического произведения «История моего современника».

    Владимир Галактионович Короленко – русский писатель, общественный деятель, публицист и журналист.

    Родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец писателя был суровым уездным судьей и коллежским асессором. Мать была родом из Польши, отчего писатель с детства в совершенстве знал польский язык. Начальное образование Короленко получил в Житомирской гимназии, затем семья переехала в Ровно, где он поступил в местное училище.

    После смерти отца Короленко поступил в Технологический институт в Петербурге, который не смог завершить из-за материальных трудностей. В 1874 году он перевелся в землевладельческую академию в Москве, где обучался на основе стипендии. В связи с тем, что писатель в юности участвовал в народнических движениях, он был исключен и выслан в Кронштадт. В 1877 году он вернулся в Петербург и поступил в Горный институт. Примерно в это же время началась его литературная карьера.

    Первая новелла В. Г. Короленко, «Эпизоды из жизни “искателя”» появилась в 1879 году. Весной того же года, по подозрению в революционной деятельности, его вновь исключили из учебного заведения и выслали в Глазов. А когда в 1881 году он отказался от присяги Александру III, был выслан на несколько лет в Сибирь. Наиболее плодотворными для писателя стали 1885-1895 годы. Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений - «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). .

    В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стал рассказ «Без языка» (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.



    Рассказать друзьям