Конспект урока по русской литературе "нравственные уроки романа "война и мир"". Конспект урока по русской литературе "нравственные уроки романа "война и мир"" Притча про свечу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В салоне Анны Павловны Шерер Том 1, часть 1, главы 1-4

Зачем Толстой использует так много французской речи? Кто из героев на вечере говорит по-русски? Почему? Почему Ипполит рассказывает анекдот по-русски (гл.4)? Что, по-вашему, Толстой хочет сказать через отношение к языку?

Охарактеризуйте атмосферу салона

Атмосфера салона Скука Однообразие Равнодушие Строгое следование раз и навсегда установившимся правилам Лицемерие Неестественность

Кто из героев отличается от остальных гостей? Почему?

Андрей Болконский (том 1,часть 1, глава 4) Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно.

Пьер Безухов (том 1, часть 1, глава 2) Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

Князь Андрей Болконский и Пьер Безухов

Том 1, часть 1, глава 5 (конец)

Путь жизненных исканий Пьер 1) Надежды «Три месяца выбирал карьеру и ничего не делал». « У него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза» (на вечере у А.П.Шерер) Князь Андрей 1) Надежды «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». «Это глупое общество, без которого не может жить моя жена». « Я иду (на войну) потому, что … эта жизнь – не по мне!»

Князь Андрей и Пьер (глава 7) От чего предостерегает Болконский Безухова? Какие отношения связывают героев? С кем из героев русской литературы близок князь Андрей и в чём?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Именины у Ростовых Том 1, часть1, главы 8-11, 15-17

Главы 8-9, 11 Семья Ростовых: Граф и графиня Вера Николай Наташа Петя Соня-племянница

Наташа Ростова (том 1, часть 1, глава 11) Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посередине комнаты…

Элен Курагина (том 1, часть 1, глава 3) Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизною плеч, глянцем волос и брильянтов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала.

Кто из детей Ростовых похож на Элен? Почему?

Ужин у Ростовых Главы 15-17

Атмосфера дома Ростовых Гостеприимство Радушие Открытость Отсутствие строгих правил Любовь Свобода Искренность

Домашнее задание Семья Болконских (том 1, часть 1, главы 22-25) Семья Ростовых (том 1, часть 1, главы 8-11, 15-17) Семья Курагиных (том 1, часть1, главы 1,2; том 1, часть 3, главы)

Проверка домашнего задания

«Мысль семейная « в романе Семья Ростовых Семья Болконских Семья Курагиных

Прощание князя Андрея с отцом и сестрой (том 1, часть 1, глава 25)

Семейные ценности Ростовы Любовь Взаимопонимание Доброта Свобода Естественность Честь Достоинство Болконские Любовь Взаимопонимание Естественность Духовная работа Самосовершенствование Честь Достоинство


краткое содержание других презентаций

«Герои «Преступления и наказания»» - Пульхерия Александровна Раскольникова. Лизавета. Предложенные позиции. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?. Конкурс капитанов. Эпиграф урока. Разумихин. «Домашняя проба пера». Катерина Ивановна. «Дебаты». Софья Мармеладова. Внимательно прочти текст! О ком он?. Лужин Пётр Петрович. Мармеладов. Дуня Раскольникова. Свидригайлов Аркадий Иванович. Преступление и наказание. Алёна Ивановна.

«Жанр молитвы у Лермонтова» - Не обвиняй меня, всесильный. Варвара Александровна Бахметева. Лирический герой. Я, матерь божия, ныне с молитвою. В минуту жизни трудную. Мир земной. Ландыш серебристый. Стихотворение. Молодость. Жанр стихотворения. Ангел. Прозрачный сумрак. Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. Пальма. Задания к стихотворению "Благодарность". Благодарность. Чудный пламень. Отношение к Богу. Благовещение. Задания к стихотворению "Молитва".

«Тест по «Войне и миру»» - Чьими глазами мы увидели совет в Филях. Лучшие черты русского национального характера. Кто противопоставлен Наполеону. Первое опубликованное произведение. Какое событие является кульминационным центром. Сколько лет Николеньке Болконскому в конце произведения. Годы жизни Л. Н. Толстого. Действие в «Войне и мире». В ком Л.Н.Толстой видит решающую силу истории. Писатель получил образование. Брак Андрея и Наташи.

«Текст научного стиля» - A) Разговорный стиль. C) Художественный. Е) Формы слов, придающие речи непринужденный характер. D) Официально-деловой. Жанры, использующие научный стиль. Е) Художественного стиля. Цель - дать представление о науке, заинтересовать читателя. B) Эмоционально окрашенная лексика, междометия. Е) Официально-делового стиля. C) Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

«Мой любимый поэт» - Мировая слава поэта. Омар Хайям - мой любимый поэт. Рубаи. Учитель Омар Хайям. Сергей Есенин. Чужая страна. Караван мой бренчит и плетется. Поэт Исаакян. Творчество Аветика Сааковича Исаакяна. Свет и тьма. Встречай рассвет и закат. Стиль Блока. Рубайят. Величественный мавзолей. Дай коснуться, любимая, прядей густых. Сборник стихов «Песни и раны». Стихотворный размер. Герман Плисецкий. Цель всего творенья – мы.

«Краткая биография Н.В.Гоголя» - Москва. Мать. Родительский дом. Родители писателя. Имение Яновщина-Васильевка. Стол. Биография. Учеба. Николай Васильевич Гоголь. Первые произведения. Родители. Камин. Дом Гоголя. Санкт-Петербург.

Урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

Учитель: Дорофеева Майя Александровна,

СОШ № 1440 г. Москва


Бородинское сражение - бой славы


Цель урока: проследить изображение Бородинского сражения в романе Л.Н.Толстого, выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе; показать, как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого - "мысль народная".

Оборудование : мультимедийная установка, видеофрагменты из

фильма «Война и мир», презентация, фотографии Бородинской панорамы, портреты Л.Н.Толстого, главных героев романа, героев Отечественной войны 1812 года, Кутузова и Наполеона.


Ход урока:

    Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» мы с вами говорили о том, что, несмотря на отчаянное сопротивление русских войск, французская армия все дальше и дальше продвигалась в глубь России, занимая оставленные жителями города и села.

В каком состоянии находились населенные пункты? Почему? (Местные жители сами сжигали дома, раздавали все: сено, продукты – солдатам, лишь бы это не досталось французам.

Кого из героев романа мы можем вспомнить? (Купец Ферапонтов в Смоленске, княжна Марья в имении Богучарово и др.)

Но французы подходили все ближе и ближе к Москве.

26 августа – произошло величайшее событие в истории России - Бородинское сражение! Битва при Бородине!

Нет, наверное, в нашей стране ни одного взрослого человека, который бы никогда не слышал этих слов.

Об этой битве много писали и пишут историки, подвиг героев Бородина прославляли писатели и поэты (назовите одно из самых известных произведений), музыканты, художники, сценаристы.

Свое видение этого события показал в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой.

Наша задача на сегодняшнем уроке -

выяснить, как изобразил это событие автор романа, и ответить на вопросы:

- В чем разница войн 1805-07г. и 1812г.?

- Почему было выиграно Бородинское сражение?

- Что есть истинный патриотизм и героизм, по мнению Толстого?

- Каково значение Бородинской битвы в жизни России и в жизни героев романа?

2. Презентация «Историческая справка о Бородинском сражении».
3. Работа с планом.

Дома при подготовке к уроку вы работали с оглавлением тех частей, которые посвящены подготовке и самому Бородинскому сражению.

Сколько глав посвящены этим событиям? (21 глава).

О чем рассуждает Толстой? (о существе и ходе Бородинского сражения, стр. 139-143, о жизни, вместе с князем Андреем, о патриотизме, вместе с Пьером, о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы, о духе русского войска и причинах победы в этом сражении).

Какие исторические личности встречаются в перечисленных главах? (Наполеон, Кутузов, Бенигсен, Вольцоген, Клаузевиц).

Какие уже знакомые нам герои Толстого проходят через Бородинское сражение? (князь Андрей, Пьер).

В 7 главах Пьер – действующее лицо. Почему день накануне битвы и частично саму битву Толстой показывает глазами Пьера, невоенного человека? (князь Андрей, Николай Ростов – искушенные военные, привыкшие к войне, к потерям. Для Пьера же все вокруг новое, необычное. Он, как неискушенный человек, принимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по мнению Толстого, и является причиной исхода сражения).


4. Работа над видеофрагментом.

В 20 главе Пьер выезжает из Можайска и оказывается в гуще событий. Дома вы читали эту главу. Какую фразу солдата, встреченного Пьером, можно считать главной мыслью не только этой главы, но и других, посвященных Бородинскому сражению.

«Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва».

Как Толстой, а вслед за ним режиссер фильма Сергей Бондарчук сумели подтвердить эти слова солдата? Обратите внимание на героев эпизода, звуки, изображение эпизода. (солдаты всех родов войск, мужики, врачи, дворяне, священники; солдатские песни, звон колоколов, говор разных людей по образованию, образу жизни и т.д.; массовость – круглая земля, по которой стекаются все участники события – ЕДИНЕНИЕ ).

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА.

Зачем Толстой описывает эпизод с иконой Смоленской богоматери? (набожность русских людей как особенность нации, святость момента, единение перед особенным событием ).

5. Работа с текстом романа + план глав.

Кто еще и когда говорит с Пьером о предстоящем сражении и настроении солдат? (князь Андрей ночью перед сражением, гл.25 стр. 157-158).

- Как объясняет кн.Андрей поражение под Аустерлицем?

Поясните слова Тимохина.

6. Работа над понятиями. Запись на доске и в тетрадях:

ПАТРИОТИЗМ

Готовность отдать жизнь

Всем народом, все вместе: солдаты, офицеры, главнокомандующий, мужики, священники, дворяне, купцы;

Без громких пустых слов, без эффектных подвигов (почти нет описания таких мнимых героев, как Жерков, который боялся пройти с сообщением главнокомандующего на передовую);

За свой дом, за свою землю, за своих родных;

За Отечество, за свободу.

Без чего не может быть патриотизма? (Без любви к Родине, к своему народу) – определение патриотизма по словарю Ожегова + повесить на доску.

Тесно связано с этим понятием другое -

ГЕРОИЗМ.

Как вы дадите определение этому понятию? Какие черты характера необходимы? (мужество, отвага, решительность и т.п.) + повесить определение героизма по словарю Ожегова.


- Почему же было выиграно Бородинское сражение? (потому что эти 2 понятия были не пустыми словами для тех, кто участвовал в сражении, а той истиной, без которой биться было недопустимо – солдаты и все остальные доказали свой патриотизм поступками и спмоотречением).

    Проверка домашнего задания – рассказы о героях Бородинского сражения по вариантам + план глав..
-Какие истинные герои битвы показаны автором романа? (батарея Раевского, полк князя Андрея).

1 вариант. Батарея Раевского (гл.31, 32).

Докажите, что солдаты геройски воевали и отдавали свои жизни за Родину (истинный героизм ).

- Что понял Пьер? Какое влияние оказало на него участие в битве? (объединился с народом, понял свое назначение в жизни, показывает понимание ужаса войны! )

2 вариант. Полк кн. Андрея (гл. 36).

Дополнительный вопрос из основных к уроку – всем:

- Какое влияние на него оказали события Бородинского сражения? (ранение – смерть, пришел к пониманию сострадания и любви, стр. 194 гл.37)


8. Работа над видеофрагментом + текст гл.39 + план глав.

Но не только солдаты и офицеры проявляли героизм и патриотизм. Какой эпизод показывает единство Кутузова и всей русской армии? (сцена за завтраком, гл. 35, стр. 187-188).

    Как Кутузов поддерживает дух армии?

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА.

Не смогли дать второго сражения, наступать на следующий день, но зато что смогли сделать? Ответ на это даст нам 39 глава стр. 199.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ ГЛАВЫ.

НРАВСТВЕННАЯ ПОБЕДА – В ЭТОМ И ЕСТЬ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ, ПО МНЕНИЮ ТОЛСТОГО.

Д/з: подготовить по вариантам рассказы с примерами из текста:

1 вариант - Кутузов на поле боя. Каким его изображает Толстой?

2 вариант - Наполеон на поле боя. Каким его изображает Толстой?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Краткое оглавление эпизодов и сцен «Войны и мира»

(том 3, часть 2).

XIX глава. Рассуждения Толстого о существе и ходе Бородинского сражения.

- Для чего было дано Бородинское сражение?

- Каким было соотношение сил?

- В каких условиях было принято Бородинское сражение?

XX глава. Пьер выезжает из Можайска.

- Какие слова солдата стали основной мыслью, лейтмотивом при описании подготовки и самого Бородинского сражения?

- Кто (рода войск, другое население) собрался для участия в Бородинском сражении?

XXI глава. Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск.

XXII глава. Пьер в свите Кутузова. Случайный и незначительный разговор штабных. Реплики Кутузова о чудесном, бесподобном народе.

XXIII глава. Пьер с Бенигсеном проехали от Горок до крайнего левого фланга.

XXIY глава. Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни и смерти. Приезд Пьера.

XXY глава. Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Разговор Вольцогена с Клаузевицем. Вывод Пьера о скрытой теплоте…

- Как объясняет князь Андрей поражение под Аустерлицем?

- Почему он уверен в победе под Бородином?

- Поясните слова Тимохина.

- Что понял Пьер в окружающих людях? Какую теплоту?

XXYI глава. Наполеон в стоянке у Валуева. Эпизод с портретом сына. Приказ Наполеона о сражении.

XXYII глава. Наполеон готовится к бою.

XXYIII глава. Рассуждения Толстого о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.

XXIX глава. Наполеон перед боем. Он едет к Шевардину.

XXX глава. Пьер со штабом Кутузова на кургане в Горках. Панорама начала сражения.

XXXI глава. Пьер на батарее Раевского.

XXXII глава. Борьба за батарею Раевского. Пьер уходит с поля сражения.

Домашнее задание по гл. 31-32 для 1 варианта.

Как называли французы редут Раевского? Почему?

Докажите, что все солдаты в батарее – семья. Сколько раз повторяется это слово? Как они отнеслись к Пьеру? Почему?

Докажите, что солдаты геройски воевали и отдавали свои жизни за Родину (истинный героизм).

XXXIII глава. Наполеон на поле Бородина. Его попытки руководить ходом сражения.

XXXIY глава. Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны, но русские не отступают.

XXXY глава. Кутузов в разгар сражения. Его умелое управление «духом войска».

Как поддерживает Кутузов дух войска?

Докажите, что Кутузов – настоящий патриот. Как относится к Кутузову Толстой? (несмотря на комическую сцену с жареной курицей).

XXXYI глава. Полк князя Андрея в резерве. Ранение князя Андрея.

Домашнее задание по гл. 36 для 2 варианта.

Докажите, что солдаты проявили особое мужество, находясь в резерве, хотя не участвовали в сражении.

Как проявил себя князь Андрей?

Опишите эпизод с раненным в голову и ногу солдатом.

XXXYII глава. Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненых. Примирение кн. Андрея с людьми.

XXXIX глава. «Пламя сражения медленно догорало». Победа, которую одержала Россия.

Не смогла русская армия дать второго сражения, наступать на следующий день, но зато что смогли сделать?

Тема урока:

«Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Эпиграф:

от крика

вспышки чувства умирающего старика, все

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Цели урока:

Образовательная: - познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие; - раскрыть смысл названия романа – эпопеи; - раскрыть смысл понятий «мир», «война»; - выявить проблематику; Развивающая: - развивать творческий потенциал студентов; - развивать у студентов умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком; - совершенствовать умение создавать собственные высказывания (формулировать выводы), совершенствовать монологическую речь студентов. Воспитательная: - формировать у студентов нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ; - воспитывать внимательное, бережное отношение к родному слову.

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Методы и приемы : эвристический метод, слово учителя; Оборудование урока : ноутбук, экран, проэктор, презентация;

Литература : Ю.В. Лебедев Литература 10 класс (2 часть); Библиографический словарь; Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Интернет-ресурсы:

Слайд №1

Сегодня мы приступаем к изучению необычного произведения. Вот уже более 150 лет интерес к нему не угасает во многих странах мира. Роман «Война и мир» Л.Н.Толстого - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века.

Из всех художественных созданий Толстого, а они все прекрасны, самым значительным, возвышенным, нравственно чистым и жизнеутверждающим является именно этот его роман.

Слайд №2

К.Симонов, известный поэт и прозаик 20 века, вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным... Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Слайд №3

Запишите тему урока: «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Проблематика, образы, жанр».

Слайд №4

Эпиграф:

Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорождённого ребёнка до последней

вспышки чувства умирающего старика, все

горести и радости, доступные человеку, -

всё есть в этой картине.

Н. Страхов .

Слайд №5

Первая читательница романа, жена писателя Софья Андреевна Толстая, писала мужу: «Перечитываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т.е. духовно твой роман». Над романом «Война и мир» Л.Н. Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Это была самая лучшая пора его жизни. Шестидесятые годы 19 века. Он был в том возрасте, который древние греки называли «акмэ», - возраст полного созревания всех физических и духовных сил человека.

Семь лет работал он над романом как художник и как историк. Нередко главы переписывались 12-13 раз. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период Толстой говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Он взял для него эпохальное событие, потрясшее в 19 веке мир, - Отечественную войну России с Наполеоном и его войсками, собранными почти со всех стран Западной Европы.

Наука и искусство слились в нерасторжимое единство. Справедливо писал об этом Достоевский: «Я вывел неотразимое заключение, что писатель - художественный, кроме поэмы должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим - граф Лев Толстой».

Современники были очарованы, восхищены, и, конечно, немедленно приступили к острым и долгим спорам. Славянофилы признали в Толстом своего единомышленника. Д.И. Писарев, злой и непримиримый критик дворянства, снисходительно корил автора романа за идеализацию дворянства, за его «невольную и естественную нежность» к своим героям-дворянам.

Слайд №6

Во многих вопросах нам предстоит разобраться в процессе изучения романа «Война и мир», а сегодня мы будем работать по следующему плану:

1.Время создания и историческая основа романа

2.Смысл названия

3.Система образов

4.Жанровое своеобразие

5.Проблематика романа

Слайд №7

А мы приступаем к первому пункту нашего плана.

Время создания и историческая основа.

Сообщение студента:

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы», от нее осталось всего три главы. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, замечает в своих дневниках, что сначала Л.Н.Толстой собирался писать о вернувшемся со своей семьей из Сибири декабристе, и действие романа должно было начаться в 1856 г. (амнистия декабристов по указу императора Александра 2), накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому, что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год.

Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно - исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810- 1820-х г.г., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилось и образовалась целая библиотека книг».

Слово учителя

Итак, роман был написан в 60-е годы 19 века, года начиналась новая, пореформенная эпоха русской истории. Правительство Александра 2 отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, и они бунтовали. Вернуло из Сибири декабристов, но осудило на 20-летнюю каторгу Чернышевского. Государство было подорвано неудачами Крымской войны.

Участник сражений в Севастополе, Толстой приезжает в Петербург. В это же время из Сибири возвращаются по амнистии декабристы со своими семьями. Именно в это время у писателя возникает мысль написать роман о декабристах. Но к выполнению этого замысла он приступил лишь в 1863 году.

Слайд №8

Давайте посмотрим как определил замысел сам

1856 год - начало замысла.

1856 г., когда вслед за окончанием Крымской войны монаршая милость даровала узникам Сибири прощение, и герой "Декабристов" возвращается в своё родовое московское гнездо.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год . Но затем Толстой решил перейти к эпохе заблуждений своего героя и начать рассказ с 1825 г. В это время его герой уже зрелый человек.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год - война. В сюжете выпадало решающее звено - молодость героя, совпавшая с Отечественной войной 1812 г.

«Чтобы понять моя героя, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы - заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

Слово учителя

Таким образом, автор начинает повествование с 1805 г., с его неприятной для русской армии кульминацией – Аустерлицем (Россия проиграла это сражение) - «временем наших неудач и нашего срама», как заметит Толстой. По выражению Толстого, ему было «совестно писать о торжестве русского оружия в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач в войне 1805-1807 г.г.».

Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ. Л.Н. толстой писал: «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.

Слайд №9

Хронология романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о борьбе России и наполеоновской Францией. Роман включает в себя 4 тома и эпилог .

В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на её территории.

Во 2-м томе - 1806 - 1811 г.г., когда русские войска находились в Пруссии.

3-й том - 1812 г. - войска Наполеона вторглись на территорию России.

4-й том - 1812 - 1813 г.г.- Отечественная война и ее последствия.

3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие романа охватывает 15 лет. Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и в России.

Слайд №10

Смысл названия.

Л.Н. Толстой начал публиковать роман ещё до завершения работы над ним. В 1865 - 1866 г.г. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». И лишь в конце 1866 года появилось заглавие «Война и мир».

Знаете ли вы, что в 19 веке слова МИРЪ и МiРЪ в русском языке различались по значению? Вот какие значения имеют эти слова в словаре В.И. Даля:

МИРЪ -

Отсутствие войны, ссоры - Согласие, единодушие - Спокойствие

МiРЪ -

Вселенная - Земной шар - Все люди - Община, общество крестьян

В современном русском языке существует единое написание данного слова. Они считаются омонимами, причём каждое слово в свою очередь многозначно. (Привести пример со словом «фарфор»:1.сервиз; 2.материал).

Вот как определяются значения этих слов в Академическом словаре :

МИР 1

1.Все формы материи в земном и космическом пространстве 2. Земной шар, Земля 3. Всё живое, всё окружающее 4. Люди вообще 5. Порядок, строй жизни

МИР 2

1.Согласие, отсутствие разногласий 2. Отсутствие войны 3. Прекращение военных действий, мирный договор 4. Покой, благополучие

Слово учителя

Как вы понимаете такие понятия, как «мир», «война»?

Слайд №11

Давайте запишем в тетради смысл слов «война», «мир» в понимании Л.Н. Толстого:

    Война (в толстовском повествовании) - не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях.

    Мир - это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества.

Таким образом, «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди. «Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Слайд №12

Система образов.

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион и др; показаны представители дворянства и народа.

Всех героев условно можно разделить на любимых люди мира» ) и нелюбимых люди войны» ). Кутузов, Болконские, Ростовы, Тимохин, Платон Каратаев - люди мира, т.к. ими движет жажда согласия . Они ненавидят не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Князь Василий, его дети, граф Растопчин, Друбецкие - люди войны, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизма. Это люди (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях), несущие разъединение, вражду, преступную аморальность.

Слово учителя

Таким образом, люди мира, любимые герои Толстого, ищут смысл жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью. Нелюбимые делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

Слайд №13

Жанровое своеобразие.

Уже современники Л.Н.Толстого почувствовали, что «Война и мир» - книга сложного жанра. И.С. Тургенев писал, что это произведение включает в себя эпопею, исторический роман и очерк нравов. Работая над произведением, Толстой понимал, что на его страницах не сможет отразиться «вся русская жизнь того времени». Поэтому предметом изображения становиться не жизнь человека, не жизнь поколения, а «деятельность всех людей, принимавших участие в событии». Постепенно произведение становится «рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни». Изменившийся замысел потребовал не только изменения названия, но и новой жанровой формы. Сам Толстой называл своё детище просто книгой, не принимая «научных» характеристик «Войны и мира».

Рассмотрим основные признаки эпопеи. Напомню, в романе около 600 персонажей, их них около 200 - лица исторические.

Во время работы над произведением писателю пришлось перечитать много исторической литературы. Проделав такую огромную работу, Толстой пришёл к выводу, что почти везде события описаны «со слов разных генералов». Он фактически создал новый метод изображения исторических событий. Частный человек в представлении писателя включен в историю не только тогда, когда он непосредственно участвует в войнах, сражениях, но и всей своей частной жизнью он постоянно, порой бессознательно творит историю.

Давайте разберемся с понятием «роман-эпопея ».

Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

А выразил он в форме романа – эпопеи.

По Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева:

Роман - эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще не сколько томов.

*Роман-эпопея (от « эпос» и греч . Poieo – творю) это большое по объему художественное произведение эпического характера. Одним из самых известных примеров эпопеи служит «Илиада» Гомера. Эпос – это один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером.

Слайд №14

Итак, выделим характерные черты эпопеи:

В центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;

Повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;

Одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;

Изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа.

Слайд №15

Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

Огромное количество человеческих характеров.

Большая протяженность во времени (15 лет).

Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Слово учителя

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Слайд №16

Проблематика романа

Что такое проблематика?

Ответ: Проблематика - выделение и осмысление автором тех сторон явлений и характеров, которые наиболее интересуют писателя.

Сложность и глубина содержания «Войны и мира» требовали, чтобы в этой книге переплелись компоненты многих жанров реалистической прозы.

Напомню, что роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

Исторический - обращение к реальным историческим событиям;

Философский - раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

Нравственный - глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

Слайд №17

Опираясь на вышесказанное, давайте попытаемся определить жанровые элементы в романе-эпопее «Война и мир».

1. Семейно-бытовой (в центре повествования несколько поколений, несколько семей, « семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.);

2. Психологический (показ взросления героев, формирование личности, анализ «диалектики души» героев (психологический анализ);

3. Философский (взгляды на исторический процесс; жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек; концепция непротивление злу насилием);

4. Исторический (наличие реальных исторических лиц; использование исторических документов; социальные и политические конфликты эпохи).

Слайд №18

Подведение итогов:

Толстой сумел поставить коренные вопросы народной жизни и

создать героическую эпопею в то время, когда во многих радикальных кружках сама мысль о России вызывала лишь досаду или откровенные насмешки. Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое. В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху.

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

Домашнее задание

Выставление оценок

Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Рассказать друзьям