Конспект занятия зимующие птицы. План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект логопедического занятия "Зимующие птицы"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Сахарова Ирина Ивановна учитель-логопед

Тема: Зимующие птицы

Февраль 2010г

Г. Подпорожье

Тема: Зимующие птицы

Цели: Уточнить и активизировать словарь по теме: «Зимующие птицы». Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме.

Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.

Воспитание бережного отношения к птицам, желание помочь им перезимовать.

Оборудование.

Предметные картинки с изображением зимующих птиц, ласточки, самолета.

Изображения птиц для фланелеграфа. Изображения птиц, разрезанные на части. Фигурки Снегурочки и Снежной королевы для фланелеграфа.

Ход занятия:

1. Игра «Что лишнее?». Развитие внимания, мышления.

На доске выставлены картинки с изображением вороны, воробья, сороки, самолета.

Логопед. Какая картинка лишняя? Почему? (Самолёт, потому что это вид транспорта, а на остальных картинках - птицы).

Вместо самолета добавить картинку с изображением голубя и ласточки.

Логопед. А теперь кто лишний? Почему? (Ласточка, потому что это перелётная птица, а остальные - зимующие).

2.Вопросы к детям. Развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи.

Логопед . Почему эти птицы называются зимующими?

Кто назовёт зимующих птиц по картинкам? (Вызванный ребёнок показывает указкой птиц и называет их).

Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Синица, дятел, снегирь).

Чем отличаются птицы от других животных? (клюв, 2 лапки, 2 крыла, перья).

Чем питаются птицы зимой?

3. Составление предложений с союзом а , употребление слов – антонимов.

Логопед. Птицы бывают разные по размеру, крупные и мелкие.

Посмотрите на картинки и скажите, кто крупная птица, а кто мелкая? (ворона, воробей).

Клювы у птиц бывают длинные и короткие, толстые и тонкие. Расскажите, у кого какой клюв?

Логопед показывает пары картинок: дятел и воробей, синица и снегирь. Дети составляют о них предложения с союзом а : у дятла клюв длинный, а у воробья короткий.

У птиц бывают разные хвосты. У кого какой хвост? (сорока и снегирь)

Лапки у птиц тоже разные. У кого какие? (ворона и синица)

4. Упражнение на образование сложных прилагательных.

Логопед. Птицы отличаются по окраске перышек, или по оперению.

Если у снегиря красная грудь, как про него можно сказать? (красногрудый)

А у какой птицы желтая грудка? Как про нее можно сказать?

У кого белые бока? Какая сорока? (белобокая).

Черные крылья? -

Черная голова?-

Длинный хвост? –

На фланелеграф, расположенный в другой части группы, прикрепляется изображение Снегурочки.

Логопед : Снегурочке очень понравилось, что вы много знаете о птицах. Она приглашает вас на свою полянку, посмотреть, какие зимующие птицы живут у нее в лесу. Мы поедем туда на лыжах.

Дети, имитируя ходьбу на лыжах, подходят за логопедом к фланелеграфу.

5. Составление целого из частей.

Логопед. Чтобы узнать, какие птицы здесь живут, надо выложить их из частей.

Логопед раздает детям подносы, на которых лежат плоскостные изображения птиц, разрезанные на части. Каждый выкладывает свою птицу. Прежде, чем дать поднос, логопед берёт с него одну часть и предлагает ребёнку описать её, догадаться по ней, какая здесь птица. (Длинный чёрный хвост – это сорока).

Как только ребенок выложил и назвал свою птицу, логопед выставляет такую же, только целую, на фланелеграф рядом с изображением Снегурочки.

6. Игра «Доскажи слово». Активизация глагольной лексики.

Логопед . Все птицы собрались на поляне и запели. Вспомним, как они подают голос?

Ворона … каркает

Сорока … стрекочет

Воробей … чирикает

Снегирь.. свистит

Синица … тинькает

7. Упражнение на зрительное внимание «Кто улетел?».

Дети закрывают глаза, логопед убирает одну птицу; дети угадывают, кого не стало. На фланелеграфе остаётся столько птиц, сколько рассказов планирует услышать логопед.

Логопед. Отгадайте, каких птиц Снегурочка любит больше всех? Почему? (Снегирей, потому что в словах Снегурочка и снегирь слышится слово снег , это слова –родственники). Покажем Снегурочке, как мы умеем играть в снегирей.

8. Подвижная игра «Снегири» (Нищева Н.В., 1, стр.125)

Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка руками по бокам и по

В красных майках снегири. 4 наклона головы в сторону на строку.)

Распушили перышки, (На первое слово каждой строки - частое Греются на солнышке потряхивание руками, на второе – один хлопок

по бокам.)

Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую строку.)

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по группе, взмахивая руками,

За метелью! За метелью! как крыльями.)

Логопед. Пока мы играли, на нашей поляне появилась Снежная королева, ей не понравилось, что птицы так весело поют, и она спрятала их в снежные комки. (На фланелеграф прикрепляется изображение Снежной королевы., а птицы накрываются белыми кругами из бумаги или синтепона).

Чтобы выпустить птицу на волю, надо рассказать о ней все, что знаешь.

9.Рассказы детей по схеме.

Логопед. Рассказывать будем по схеме. (Схема выставляется на доску). Сначала надо назвать птицу, сказать, крупная она или мелкая. Рассказать, как у неё окрашена головка, какой клюв, как окрашены грудка и крылья, какой хвост, какие лапки. Чем любит полакомиться эта птица.

Ребёнок выбирает, о какой птице он будет рассказывать. Логопед выставляет над схемой картинку с изображением этой птицы. После рассказа ребёнка на фланелеграфе с этой птицы снимается бумажный круг, она «освобождается».

10.Оценка.

Логопед. Молодцы, вы освободили всех птиц. Снегурочке очень понравилось, как вы о них рассказывали. Она просит, чтобы вы не забывали о них зимой, подкармливали их.

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Список использованной литературы

1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей общим недоразвитием речи. С-Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. С-Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М, «ТЦ СФЕРА», 2004.

4.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. С-Пб, «ДЕТСТВО-ПЕСС», «2003.

Схема для рассказывания

Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа).

Нестерович Александра Валентиновна, учитель-логопед

МБДОУ ДС №15 «Алёнка», г.Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край

Программное содержание:

    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы";

    развитие мышления детей на материале описательных загадок;

    автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;

    закрепление умения детей делить слова на слоги;

    развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;

    развитие навыков чтения путем составления слов из слогов;

    развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;

    развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

    воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

    воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;

Оборудование и материалы:

    предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц;

    модели птиц на каждого ребенка;

    картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком;

    магнитная доска;

    опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы";

    дидактическая игра "Назови по части целое";

    дидактическая игра "Составь слово";

    губки (по 2 штуки на каждого ребенка);

    простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

    Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика.

Логопед:

    Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

    Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

    Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

    Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это … (Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)

    Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

    Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

    Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

    Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)

    Для чего птице клюв?

    Для чего птице крылья?

    Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание) . Вы штриховали?

Дети: Мы штриховали.

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

    Физминутка.

    Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам

Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

Повороты головы вправо – влево

Имитируют руками взмахи крыльев

Дети садятся на стульчики.

    Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

    Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

    Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)

    Для кого этот корм? (Для птиц)

    Чей это корм? (Птичий корм)

    Чья это пища? (Птичья пища)

    Развитие связной речи.

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

Название птицы

<Рисунок 1>

Какая это птица? Зимующая или перелетная?

<Рисунок 2>

Эта птица крупная или мелкая?

<Рисунок 3>

Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

<Рисунок 4>

Чем питается зимой?

<Рисунок 12>

<Рисунок 13>

Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    птица – птичка, пичужка

    синица – синичка

    воробей – воробышек – воробьишко

    снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

    голубь – голубка, голубок

    галка – галочка

Логопед : Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

    Итог занятия.

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.

Конспект логопедического занятия. «Птицы»

Цель: создание предпосылок формирования связной речи.

1. коррекционно-образовательные:

Активизировать словарь детей по теме «птицы»;

Расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, повадках;

Закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;

Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;

Упражнять в согласовании существительных с числительными;

Закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.

2. коррекционно-развивающие:

Развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.

3. воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.

Оборудование:

Картинки с изображением птиц, картинки с изображением корми для птиц, полоски для составления схемы предложения.

План занятия:

1. Оргмомент.

Утро настало, солнышко встало!

Птицы запели

И к нам прилетели.

Много с собою нам дел принесли.

2. Постановка цели занятия.

Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.

Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.

1.Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит:

Постучит - и легче . (дятел)

2. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика . (синица)

3. Окраской сероватая.

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Кто она? (ворона)

4. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

5. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю . (воробей)

Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах)

3. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.

Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.

Выполняем артикуляционные упражнения.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.

«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд.

«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.

4. Игра «Четвёртый лишний»-классификация перелётных и зимующих птиц.

Какая птица на картинках лишняя? (ласточка)

Почему? (Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие)

Почему их так называют?

Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Выставляются картинки птиц.

5. Строение птицы.

Расскажите, что общего есть у всех птиц? (У птиц есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.)

6. Игра «Угадай» - словообразование притяжательных прилагательных.

На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.

Это хвост сороки. Он чей? – сорочий хвост.

Это крыло воробья – воробьиное крыло.

Это голова вороны – воронья голова. И т. д.

7.Игра «Путаница»-упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительного со словом НЕТ (в ответах на вопросы логопеда).

У вороны есть рога? - У вороны нет рогов.

У сороки есть когти?

У синицы есть копыта?

У дятла есть грива?и.т.д.

8. Игровое упражнение «Один-много»- родительный падеж множественного числа существительных.

В наших лесах и парках много (кого) …

Синица -(много синиц)

Ворона -(много ворон)

Дятел -(много дятлов)

Снегирь. (много снегирей)

Голубь -(много голубей)

Воробей. (много воробьёв)

Журавль. (много журавлей)

Грач. (много грачей)

Динамическая пауза «Улетает-зимует»

Педагог называет птиц. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то садится на палас и замирает.

9. Игра «Каждой птице свой корм»

Ребята, мы должны помогать птицам? Как?

На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)

Кто чем питается?

Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.

Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.

10. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» -согласование существительных с числительными.

Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?

(К кормушке прилетело два снегиря. К кормушке прилетело пять синиц. К кормушке прилетело четыре голубя. И т. д.)

11 Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы.

Синица летит к кормушке.

Воробей сидит в кормушке.

Дятел сидит на ветке.

Сорока ходит под деревом.

Как называются птицы, которые зимуют?

А как называются птицы, улетающие в тёплые края?

Почему птиц называют друзьями человека?

Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.

Как нужно заботиться о птицах?



Рассказать друзьям