Конспекты по изобразительному искусству. План-конспект учебного занятия по изобразительному искусству на тему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1001 идея интересного занятия с детьми


План-конспект урока по изобразительному искусству

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА»

Преподаватель изобразительного искусства МОУ ДОД «Детская школа искусств» пгт. Ленинское Шабалинского района Кировской обл. Носкова Ольга Сергеевна

Предмет (направленность): изобразительное искусство.

Возраст детей: 7-8 лет

Место проведения: класс


Вид занятий: вводное занятие


Цель:
Оборудование урока: а) Для учителя. Интерактивная доска, проектор, компьютер, работы учащихся для демонстрации нетрадиционных техник, магнитная доска, магниты, б) Для учащихся. – эскиз «Мир искусства» формат А3 – 2 шт., краски, кисти, фломастеры, маркеры, восковые мелки, широкие кисти, мятая бумага, пленка, губка, зубная щетка, ватные палочки, коробки спичечные, кисти, баночки для воды на партах, тряпочки, палитры.
Использование классной доски: тема урока – «Путешествие в мир искусства»

План и ход урока:

    Организационная часть - 2 мин.

    Сообщение учебного материала- 10 мин.

    Самостоятельная работа учащихся -20 мин.

    актуализация знаний 3-4 мин.

    Завершение урока и задание на дом - 2 мин.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных способов изображения и побуждение интереса к изобразительному творчеству.
Задачи: 1) Образовательная: познакомить с видами изобразительного искусства, нетрадиционными материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства; научить правильно, готовить рабочее место и пробудить интерес к изобразительному творчеству. 2) Развивающая: развивать внимание, наблюдательность. 3) Воспитательная: воспитать чувство к прекрасному, воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей природе.

Ход урока 1. организационная часть Здравствуйте, юные художники! Меня зовут Ольга Сергеевна. Я приехала к вам из города «мир искусства». Там живут художники. Это те люди, кто умеет и любит фантазировать и придумывать. Тот, кто в своем воображении создает целый мир, может себя так называть. А вы хотели бы стать художниками? Но так уж устроен этот мир, что всему на свете надо учиться и чтобы стать художником мало этого просто захотеть. Учеба дело не простое, она требует от нас терпенья, внимания, времени и сил. Но ведь вы не боитесь трудностей? Тогда я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в великий и загадочный Мир искусства. Наш урок так и называется «Путешествие в мир искусства». Прежде чем отправиться путешествовать, давайте определим, что же мы хотим узнать и достичь, иначе наше путешествие просто не имеет смысла? Как много вы хотите узнать! Но к сожаленью мы не сможем узнать сразу обо всем. Сегодня мы попытаемся раскрыть лишь некоторые тайны мира искусства. Познакомимся с видами искусства. А результатом нашего путешествие будет очень необычный рисунок! Думаю, теперь мы готовы. Садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку.
2. Сообщение нового материала Жил-был художник. Каждый день он видел моря и леса, поля и горы. Видел красоту неба, синеву моря и бескрайность полей. Они звали художника взять кисти в руки и рассказать об их красоте всему миру. Художник нарисовал множество картин, в которых показал, как удивительна окружающая жизнь. Нужно только внимательно вглядываться в предметы, природу, людей - и тогда волшебный мир красоты откроется. Этот художник передавал красоту природы на холсте при помощи красок. Он писал свои картины «живо» как в жизни. Такого художника называют – живописец. А вид искусства, который объединил его произведения – живописью. Живописью называют такой вид искусства, в котором картины пишутся красками: масляными, акварельными, гуашевыми. А его сосед – художник любил рисовать только карандашами, фломастерами, углем, мелками. Звали его - графист. А вид искусства, к которому относятся такие картины – графика. Графикой называют произведения, выполненные линиями, штрихами, точками. Рядом с друзьями жил скульптор. А вы знаете кто это? Это художник, который старается передать красоту животных и людей с помощью глины, гипса, камня. А как назовем вид искусства? Скульпту́ра - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. А на другой улице жила народная мастерица. Однажды увидев морозные узоры, она сотворила кружево. Посмотрите, как причудливо перевивается ниточка, составляя узор. Это вологодское кружево – народный промысел. Все народные промыслы мы относим к декоративно-прикладному искусству. Это еще один вид искусства. В этом городе жили и другие художники. Они украшали посуду, одежду, ткали ковры. Город строили и украшали красивыми зданиями, мостами строители и архитекторы. И город назвали – Мир искусства, потому что искусство-это и есть мир. Красиво изображенный художником, архитектором, мастерами ДПИ. Этот мир очень большой и разный! Давайте закроем на минутку глаза и представим, как выглядит город «Мир искусства» Но как в любой сказке у нас тоже должен быть отрицательный герой. Давайте это будет злая волшебница. Ей очень не нравилось, что этот город красивый, яркий, и что в нем живут прекрасные художники и мастера. И однажды она решила забрать из мира искусств все краски. В один миг город превратился из красочного в черно-белый. Вот таким он стал. Я предлагаю вам раскрасить город. А с помощью чего мы сможем это сделать? Перед вами находятся различные материалы, выберите из них те которые вам подойдут для раскрашивания рисунка.
(Детям предлагаются различные материалы: краски, кисти, фломастеры, маркеры, восковые мелки, широкие кисти, мятая бумага, пленка, губка, зубная щетка, ватные палочки, коробки спичечные).
Вы правы. Но давайте посмотрим на рисунки, расположенные на стенде. Эти работы выполнены ребятами. Можно ли их назвать обычными? А что в них особенного? Они выполнены в разных техниках и с применением различных материалов:…. Такие техники называются нетрадиционными техниками рисования. Потому что они отличаются от обычного рисования.
2.2. вводный инструктаж Так как наш город «Мир искусства» тоже не обычный. Давайте его раскрасим с помощью этих нетрадиционных материалов. А как давайте подумаем вместе. (показ на стенде с опорой на детские работы) - Как мы можем применить для рисования мятую бумагу, губку? (для печати). - Спичечные коробки - тоже для печати, получается геометрические отпечатки. Пленку можно раскрасить краской, а затем осторожно приложить к рисунку и отпечаток останется на нем. Очень удобно таким образом рисовать траву и небо.
Я не буду раскрывать вам всех секретов. Вы можете использовать все, что находится у вас на столах.
Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством. Сейчас мы этим и займёмся. - для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку; - чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука. - кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика. - Прежде, чем начать рисовать, нужно кисточку опустить в воду, затем взять на неё краску. Каждый раз меняя цвет, нужно кисточку хорошо мыть в банке с водой, а лишнюю воду можно промокнуть тряпочкой. Хранить краски надо чистыми, а вот на бумаге их можно и нужно смешивать.

3. Практическая работа 4. актуализация А пока наши работы сохнут, немного повторим: -В каком необыкновенном мире мы сегодня побывали? - какие вы запомнили виды искусства? - покажите мне предмет или рисунок, который соответствует такому виду искусства как живопись… Скульптура Графика ДПИ - а наши рисунки к какому виду отнесем? ПОЧЕМУ? - вы узнали что-нибудь новое для себя на этом уроке?
Расположение работ на доске.
Вот такой мир искусства у нас получился. Вы сами стали полноправными жителями города – художниками, теперь вы знаете как разнообразен Мир искусства. Мы познакомились с видами искусства и некоторыми техниками нетрадиционного рисования.
5. заключительная часть Я хочу подарить вам на память цветики-семицветики. Если вам понравился урок то нарисуйте ему улыбку, а если нет – грустное лицо. Эти цветы обладают волшебной силой творчества и принесут вам счастье и удачу. Они будут основной для вашего любого творческого замысла. С помощью цветка вы сможете творить прекрасное. Вот и закончился наш урок. Но путешествие в Мир искусства на этом не закончилось. А захотите ли вы его продолжить будет зависеть от вас.

А мне пора с вами прощаться, у меня еще много дел в Мире искусства.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Конспект урока ИЗО в 1 классе по программе Б.Неменского «Разноцветные краски».

Конструкт занятия

Тема занятия: «Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета»

Класс: 2

Тип: комбинированный

Вид занятия: беседа по искусству, тематическое рисование

Цель: формирование у учащихся эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов посредством цвета.

Задачи:

    познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык»;

    формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусства: живописным изображением, художественным словом и музыкальным произведением;

    Соотносить высоту музыкального звука (низкий - высокий) со степенью светлоты цвета (звонкий - глухой);

    развивать художественно-образное, творческое мышление детей;

Планируемый результат: готовый весенний пейзаж с заданным временем суток

УУД:

Личностные: формирование мотивации и целенаправленной познавательной потребности в художественно-познавательной деятельности, направленной на получение знаний о цветах, в частности глухих и звонких, композиционных умений.

Регулятивные : формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с подготовленным учителем материалом; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: формирование умения выявлять сущность особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевой анализ в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Материалы и оборудование

Для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, сигнализаторы, наглядный материал.

Для учащихся: акварель, кисти, листы бумаги

Ведущий вид деятельности : продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, наглядные, практические.

Функция учителя : ведущий, консультант, управляющий.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

Проблемного обучения

Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

ИКТ - технология (презентация, работа с компьютерами).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Формирование УУД

I . Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята. Я очень рада с вами снова встретиться. Напомню, что меня зовут Валерия Александровна. Все готовы к уроку?

Проверка готовности домашнего задания, если есть неготовые, то раздать заранее подготовленные эскизы для работы.

Личностные

Способность к самооценке

II . Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться слушать краски, узнаем, о чем они могут «говорить». Научимся понимать «язык разноцветных красок».

Так же мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться рисовать весенние пейзажи.

Ребята, а вы помните о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Правильно, о теплых и холодных цветах. А сегодня узнаем еще одну группу цветов- глухие и звонкие. Как вы думаете, какие это цвета? (Глухие и звонкие цвета – это оттенки одного и того же цвета, которые различаются по яркости и насыщенности. Например, ярко-желтый будет звонким по отношению к светло-лимонному оттенку).

Познавательные

Регулятивные

Личностные (смыслообразование)

III . Целеполагание, построение проекта выхода из проблемы

Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?

Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?

Голубым огнем, зеленым

Загорелись сосен кроны,

Мир зарею обновленный,

Встрепенулся, ожил вдруг.

Алою зарей плененный,

Обновленный, удивленный,

Алый, голубой, зеленый,

Разноцветный мир вокруг.

(Т. Курбатова «Утро»)

Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?

А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?

Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).

Познавательные

Коммуникативные

Аргументация своего мнения

IV . Реализация построенного проекта

После просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухих. (первое произведение)

Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)

Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?

(чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)

Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

Коммуникативные

Познавательные

V . Первичное закрепление материала

Физ-минутка:

Раз – потопали немножко,

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели.

Учащие выполняют задания. Рисуют пейзаж по выбору, передают состояние природы её особенности в разные части суток. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.

При затруднении в подборе цвета обратить внимание на цветовой круг, фотографии и опорные модульные таблицы.

Познавательные

Преобразование информации

Коммуникативные

Аргументация своего мнения

VI . Включение в систему знаний и повторение

В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?

Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?

С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?

Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?

Познавательные

VII . Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

У живописи особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке вы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.

Работа с сигнализаторами.

Сложно ли было смешивать цвета для получения нужного вам оттенка?

Испытывали ли вы трудность в передаче цветом определенного времени суток? Почему?

Будете ли вы использовать полученные знания в дальнейшем, на разных уроках?

Понравился ли вам урок в целом?

Домашнее задание: закончить работы.

Разработала и провела: Титова Валентина Михайловна
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Средняя общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением отдельных предметов, Пушкино

Задачи урока:
а) обучающая:
- познакомить с понятием цветоведения - как науке о цвете;
- закрепить понятие основные и составные цвета, ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные цвета;
б) развивающая:
- развивать творческий и художественный вкус, наблюдательность;
- развивать умение выражать свои творческие замыслы;
- развивать умение находить гармонические цветовые сочетания;
в) воспитывающая:
- воспитывать художественный вкус;

Цель урока:
- дополнить уже готовое изображение фоном, решить цветовое решение фона, учитывая чувства и эмоции, которые
переданы в изображение, показать как при помощи цвета и цветовых сочетаний можно передавать различные настроения

Оборудование:
Для учителя: проектор, экран, компьютер, презентация с иллюстрациями, репродукциями, объяснениями и рекомендациями, музыкальный центр с классической музыкой.
Для учащихся:
бумага формат А4, карандаш, гуашь, акварель, кисти, цветные карандаши,
2готовых рисунка в чёрно-белом изображении.

Ход урока.

1. Вступительное слово

Учитель (звучит музыка):
Вспомните радостные моменты вашей жизни. Радость – это чувство. Это не предмет. Мы ее не можем потрогать, но ведь можем увидеть, почувствовать. Это чувство мы часто испытываем когда общаемся с природой.
Прежде чем приступим к работе, я бы хотела вам показать природу нашего края (слайды о природе, звучит музыка песня « Россия-Родина моя!»)

Голубое, небо и белые облака, первая зелень и яркие цветы, ласковые улыбки и даже серебристый дождик – все радует нас, вселяет в души людей чувство прекрасного и доброго.
- Какие эмоции и чувства вы испытали? (ответы детей)
- Какие еще эмоции вы знаете? (ответы детей)
- Сейчас я буду показывать вам пиктограммы, а вы называть правильно эмоции: покой, удивление, обида, скромность, радость, страх, грусть, злость.
Молодцы, вы хорошо помните все эмоции.
- А как вы сообщаете другим людям о своих чувствах, эмоциях,переживаниях? (ответы детей)
-Как окружающие люди узнают о том, что вам грустно или наоборот весело? (ответы детей)
-По выражению лица мы передаём информацию о своём состоянии словами.
-А как музыкант или композитор может передать своё настроение?
/ С помощью музыки, нот/
- А при помощи чего художник создаёт у нас определённое настроение при рассмотрении картин?
/При помощи цвета,/
Сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира и как с помощью цвета передать чувства. Тема нашего урока «Цвет и чувства».

2. Сообщение нового материала:

Проблемы цвета под различными углами зрения изучаются в настоящее время в целом ряде наук и научных дисциплин. Физика изучает энергетическую природу цвета, физиология – процесс восприятия человеческим глазом цвета, психология проблемы восприятия цвета и воздействие его на психику, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов, математика разрабатывает методики измерения цвета. В искусстве цвет,- одно из самых выразительных средств. Совокупность перечисленных наук является цветоведение.

Знание научных представлений о цвете, конечно, не может, заменить изучение художником природы во всем ее многообразии и сложности форм и цвета, но может обогатить художественную практику, как это неоднократно наблюдалось в истории искусства. В этот период сложились основы цветоведения. Было выделено три главных цвета в искусстве. Назовите их? (Красный, желтый, синий)

Почему они называются главными? (Из них смешиваем все остальные цвета).

(работа с раздаточным материалом)
- Как называются фиолетовый, зеленый, оранжевый?
- Составные или дополнительные.
- Цвета делятся на две большие группы, какие?
- Ахроматические и хроматические.
- Ахроматические цвета это белый и черный, при смешивании их получаем многообразие серых оттенков.
- Хроматические цвета – цветные цвета. Назовите их?
- Эмоционально одни цвета воспринимаются, как теплые ассоциируются с теплом, холодные ассоциируются с ощущение холода. Назовите теплые и холодные цвета?
(работа по парам)…………

- Игра «Тепло – холодно».
Надо разделить понятия на две группы теплые и холодные: костер, снеговик, снежинка, солнце, небо, золотая рыбка, осенний лист.
.Какой сделаем вывод?
-Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей:

Послушайте стихотворение:
Солнце низко зашло
Стало тихо, тяжело.
И туманы потянулись.
В моё бедное окно.

А теперь закройте глаза и представьте себе осеннее поле, уголок леса.
Листья все жёлтые. У леса стоит домик, низкий и старый. На нём покосилась крыша. На другом краю поля, вдалеке виден краешек солнца. Солнце меньше и меньше и, наконец, его нет. На поле пал туман. Сначала ещё что-то видно, а потом совсем стемнело. Посидите одну минуточку тихо, представляя себе эту картину. Теперь возьмите краски и поищите цвет, который, напоминает нам это настроение…

Ещё раз вспомним наш короткий стишок……
-Годятся ли для изображения осеннего туманного вечера очень яркие краски? (ответы детей)
-Нет? Поищите нужную краску.
-Нет такой краски? Действительно, в наших наборах нет такой блёклой краски. Значит, надо смешать несколько красок или сильно разбавить водой…
Попробуйте получить на своих палитрах нужную краску.

Игра: Путём смешивания красок измените «Характер цвета»
1.Сделайте его веселым.
2.Разбудите.
3. Сделайте его спокойным.
4.Сделайте его печальным и т. д….
(каждый ребёнок получает свой цвет, работа ведётся на палитре)
(Здесь навык смешение цветов служит созданию эмоционально-выразительного образца)

3. Практическая часть:

У каждого из вас на партах лежат 2 рисунка в чёрно-белом изображении. Они наделены разными эмоциями и чувствами, разным состоянием человеческой души. Вам нужно к своему изображению подобрать цветовое решение, учитывая эмоциональное состояние изображения.

4. Визуализация «Волшебные краски»

Сядьте удобно и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните, затем выдохните. Я приглашаю вас в путешествие в волшебное царство-государство. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Вы приземляетесь на волшебную цветочную поляну. Свет яркое солнце. Вы вдыхаете легкий аромат цветов. Посмотрите, какие красочные цветы вокруг: красные маки и тюльпаны, синие васильки, колокольчики, желтые одуванчики. Наполнитесь цветом и ароматом цветов. Сделайте глубокий вдох и на выдохе открывайте глаза.
Какие ощущения вы сейчас испытываете? Удалось увидеть красочные цветы? Какое настроение у вас? (ответы детей)
Нужно выбрать цвет, который отражает ваше настроение сейчас и
приступить к работе. (Дети рисуют под музыку)
Готовые рисунки помещаем на классной доске магнитиками и подводим итог работы.

Молодцы, вы хорошо знаете не только эмоции, но и цвета.
Посмотрите, какие замечательные цветы у нас получились. Какое настроение у вас? Как вы себя чувствуете?

5. Рефлексия

Понравилось ли вам путешествие по волшебному царству? Что заполнилось больше всего? (ответы детей)

Итог урока: Сегодня на уроке мы с вами узнали как цвет влияет на чувства человека. Закрепили основы цветоведения.

Творите! Опираясь на свои творческие способности, которые называются креативностью.
Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.
Е.Торренс.

Рефлексия.
Учитель: ваши композиции получились интересными, а вам как кажется,
как вы потрудились сегодня на уроке? Если было интересно,
время прошло полезно, быстро, нарисуйте на листочке ломаную линию красного цвета (активность), если было что- то непонятно, скучно, время тянулось медленно, нарисуйте черную прямую линию (пассивность).
СПАСИБО ЗА УРОК!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» р.п Красные Баки, Нижегородской области.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА»

Работу выполнила:

Педагог дополнительного

образования первой категории

Маякова Людмила Витальевна

Красные Баки

201 3 г.

Конспект открытого занятия по изобразительному искусству Тема «Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета.»

Тема занятия: усвоение нового материала: « Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета».

Цели занятия:

Развивать у обучающихся представления о тёплых и холодных цветах, цветоведение;

Познакомить обучающихся с значимостью контраста, обогатить опыт их видения цветом и цветовыми сочетаниями;

Воспитывать аккуратность при работе с красками, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

1. Таблица с изображением основных цветов.

2. Композиция на сочетание тёплых и холодных цветов с преобладанием жёлтого в одном случае и преобладанием синего цвета в другом.

3. Рисунок на контраст тёплых и холодных цветов.

4. Альбом, гуашевые краски, кисти.

План занятия:

1. Орг. момент – 2 мин

2. Постановка целей урока -1 мин

3. Объяснение нового материала – 10 мин

4. Демонстрация наглядного материала – 5 мин

5. Самостоятельная работа – 20 мин

6. Проведение анализа работ – 6 мин

7. Подведение итогов – 1 мин

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Проверьте, на столе у вас должен быть альбомный лист, гуашевые краски, кисть и баночка с водой, тряпочка для кисточек.

Ребята, тема нашего занятия «Цвет – как средство выражения. Тёплые и холодные цвета».

Цвет он вносит яркость в создаваемый образ. Цвет предмета представляет собой мозаику, составленную из цветных пятен.

Ребята, а вы помните 3 основных цвета спектра? (жёлтый, красный, синий)

Правильно. Смешиваясь они образуют оранжевый, фиолетовый и зелёный

цвет (на доске таблица)

Художники договорились, например, синюю, голубую, фиолетовые краски считать холодными. А красную, жёлтую, оранжевую – тёплыми красками. Это, наверное, потому, что тёплыми красками можно нарисовать огонь, солнышко, цыплёнка. А холодными красками – хмурый день, дождик.

А сейчас я вам расскажу сказку. Жили-были на свете две девочки подружки, одну звали Снегурочка, а другую девочку Весна. Каждый год они встречались когда на смену холодной зиме приходила тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляли ковёр из своих цветов. Среди множества красок у каждой из них была одна самая любимая, самая волшебная. С помощью этих красок они могли любой цвет превратить в холодный или тёплый. Чтобы краски превратить в холодные, Снегурочка опускала в них маленькую синюю льдинку. Весна же наоборот, зажигала краски лучом солнечного жёлтого цвета, превращала их в тёплые, поэтому тёплые цвета всегда связывают с солнцем и называют солнечными. У девочек был ещё один секрет – расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу быть ярче, громче звучать, становиться сочнее. Но существовал между ними и спор. Никак подружки не могли решить – как же назвать зелёный цвет? Дело было в том, что зелёный цвет состоит из двух: тёплого жёлтого и холодного – синего цвета. Значит, если, замешивая зелёный цвет, Снегурочка, положит большую льдинку, он станет более холодным, но если Весна большим жёлтым лучом осветит синий, то получившийся зелёный цвет станет тёплым, радостным. Действительно, тёплые цвета воспринимаются как более солнечными, более радостными, счастливыми и весёлыми, в то время как холодные воспринимаются в некоторой тревоге, загадочности,таинственности, грусти и печали.

Демонстрация пособий:

Ребята, посмотрите на это композиционное сочетание тёплых и холодных цветов. Какой цвет преобладает в первом случае? (жёлтый)

Во втором? (синий)

Хорошо.

Прежде чем, вы приступите к практической работе, давайте повторим какие цвета относятся к тёплым? (красный, оранжевый, жёлтый)

А почему эти цвета назвали тёплыми? (так как этими красками можно нарисовать огонь, солнышко, цыплёнка)

Правильно. А какие цвета относятся к холодным? (синий, голубой, фиолетовый)

А почему их назвали холодными? (так как этими красками можно нарисовать холодный день и дождик.)

Хорошо. А сейчас, ребята, вы приступите к практической части. Вы должны будете изобразить ковёр из цветных лоскутков, которые составляли Снегурочка и Весна. Заполняя при этом весь лист, используя сочетание тёплых и холодных цветов, переданных большими мазками и расположенных рядом для большей выразительности и звучания.

Всё понятно?

Тогда приступайте.

(Во время работы педагог проходит по кабинету, наблюдает за работой обучающихся, даёт советы). После того, как занятие подошло к концу, проводим выставку готовых работ и их анализ.

Посмотрите, ребята, какая чудесная выставка у нас получилась. Каждая работа передаёт настроение своего автора. В некоторых работах преобладают тёплые цвета.

А какое настроение отражено в этих работах? (весёлое, радостное)

А кто мне покажет те работы, в которых преобладает холодный цвет?

Ребята, а здесь какое настроение отражено? (грустное, печальное)

Ребята, а на ваш взгляд, какая работа передаёт самое весёлое настроение?

А какая, самое грустное?

А теперь подведем итоги нашего занятия методом «цветопись»

Красный – занятие понравилось

Жёлтый – занятие не очень понравилось

Зеленый – занятие не понравилось

Ребята, вы очень хорошо работали на занятии, молодцы!

Занятие окончено.

Список литературы.

1.В. Визер. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве.- СПб.: Питер,2006. – 192 с.: ил.

2. Изобразительное искусство в школе: Сб. материалов и документов /Сост. Г. Г. Виноградова. – М. : Просвещение, 1990. – 175 с. –(Б-ка учителя изобразит. искусства).

3. Интернет картины в теплых и холодных тонах.



Рассказать друзьям