Константин Николаевич Игумнов: биография. Константин игумнов - биография, фотографии Игумнов николай пианист

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Родился 13 апреля (1 мая) 1873 года, (по другим источникам - 19 апреля и 17 апреля), в г. Лебедяни Тамбовской губернии, (ныне - Липецкая область, Россия), в купеческой семье. Отец, Николай Иванович, был известен как начитанный, образованный человек, который любил музыку и литературу.

Музыкальные способности мальчика проявились рано. С четырех лет его стали учить игре на фортепиано. 14 января 1881 года, когда ему шел восьмой год, он уже выступил в смешанном концерте с фантазией из оперы Верди «Трубадур».

Учась в прогимназии, Константин Игумнов в 1886 году вместе с товарищем дал концерт. Присутствовавшая на том концерте М. Моршанская вспоминала:

С 1887 года, параллельно с обучением в Первой московской классической гимназии, брал частные уроки игры на фортепиано у знаменитого педагога Н. С. Зверева (одновременно с Рахманиновым и Скрябиным). В 1888 году поступил вольнослушателем в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти , затем П. А. Пабста ; одновременно занимался полифонией у С. И. Танеева , пробовал силы в композиции. В 1892 году поступил в Московский университет - сначала на юридический, потом на историко-филологический факультет. Окончил консерваторию в 1894 году с золотой медалью и тогда же дебютировал как солист. Участвовал в 1895 году в Международном конкурсе пианистов имени А. Г. Рубинштейна в Берлине, где получил похвальный отзыв. В дальнейшем постоянно концертировал, преимущественно в Москве, давал частные уроки игры на фортепиано, был одним из самых популярных в Москве педагогов.

В 1898 году принял приглашение стать преподавателем Тифлисского отделения Императорского русского музыкального общества. В 1899 году стал профессором Московской консерватории, продолжая выступать как в России, так и за рубежом. По отзывам современников, пианизм Игумнова избегал крайностей: для него были типичны слегка приглушенная динамика, мягкое туше, певучий, бархатный звук, благородство интерпретации.

После Октябрьской революции 1917 года Игумнов вошел в состав Музыкального совета при Народном комиссариате по просвещению (концертный подотдел). При его участии происходила реформа музыкального образования; в частности, в Московской консерватории были созданы курсы эстетики, истории культуры, истории литературы, введен класс камерного ансамбля. С 1919 года - постоянный член учебно-художественного комитета консерватории; весной 1924 года был избран на пять лет директором.

В концертном репертуаре пианиста 1930-х годов - серия монографических концертов: Бетховен, Лист, Шопен, Чайковский, Рахманинов (Игумнов - первый в России исполнитель Рапсодии на тему Паганини, 1939 год), Метнер, Танеев ; особенно часто Игумнов играл как солист и ансамблист произведения Чайковского, став их непревзойденным интерпретатором.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Ученики

  • Р. В. Тамаркина , аспирантка

    Игумнов, Константин Николаевич - Константин Николаевич Игумнов. ИГУМНОВ Константин Николаевич (1873 1948), пианист, педагог Московской консерватории; один из создателей русской пианистической школы. Тонкий интерпретатор фортепьянных произведений П.И. Чайковского. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Игумнов, Константин Николаевич Дата рождения 17 апреля 1873 год Место рождения Лебедянь Дата смерти 24 марта 1948 Место смерти … Википедия

    - (1873 1948) пианист, педагог, народный артист СССР (1946). Создатель одной из отечественных пианистических школ. Профессор Московской консерватории (с 1899, в 1924 29 ректор). Государственная премия СССР (1946) … Большой Энциклопедический словарь

    Советский пианист, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Окончил Московскую консерваторию в 1894 по классу фортепьяно П. А. Пабста. В 1895 участвовал в… … Большая советская энциклопедия

    - (1873 1948), пианист, педагог, народный артист СССР (1946). Создатель одной из отечественных пианистических школ. Профессор Московской консерватории (с 1899, в 1924 29 ректор). Государственная премия СССР (1946). * * * ИГУМНОВ Константин… … Энциклопедический словарь

    Хороший пианист, род, 19 апреля 1873 в Лебедяни (Тамбовской губ.). Будучи в гимназии и московском университете учился в то же время игре на фп. у Зверева, а затем в московской консерватории, где был сначала вольнослушателем по классу Зилоти, а по … Большая биографическая энциклопедия

    - (1873, г. Лебедянь Тамбовской губернии — 1948, Москва), пианист, педагог, народный артист СССР (1946). Выходец из купеческого сословия. В Москве с 1887. Учился в 1 й московской классической, на юридическом, затем на историко филологическом… … Москва (энциклопедия)

Пиа-нист, педагог.

Директор Московск консерватори (1924-29).

Музыкой занимался с раннего детства. Переехав в Моск-ву (1887), в течение года брал частные уроки у Н.С. Зверева. В 1888-94 учился в Московск консерваториу А.И. Зилоти, затем - П.А. Пабста (фортепиано) и В.И. Сафонова (камерный ансамбль). Занимался теорией композиции у А. С.Аренского, М.М. Ип-политова-Иванова, С.И. Танеева. Окончил курс с золотой медалью. В 1892-94 учился также на юридическом, затем исто-рико-филологическом факультетах Московского университета. Получив в 1895 почетный отзыв на 2-м Международном конкурсе пианистов им. Антона Ру-бинштейна в Берлине, начал активно концертировать в стране и за рубежом. Гастролировал в Германии (1908, 1910, 1911).

Выступал как солист, а также в ансамбле с И.В. Гржимали, А.Я. Могилевским, Б.О. Сибором, А.А. Брандуковым, А.Э. фон Гленом, Квартетом им. Бетховена.

«Мой исполнительский путь сложен и извилист, - вспоминал И. - Я разделяю его на следующие периоды: 1895-1908 гг. - период академический; 1908-1917 гг. - период зарожде-ния исканий под влиянием художников и писателей (Се-ров, Сомов, Брюсов и др.); 1917-1930 гг. - период переоценки всех ценностей; увлечение колоритом в ущерб рисунку, злоупотребление rubato ; 1930-1940 гг. - посте -пенное формирование моих теперешних взглядов на про-блемы пианизма. Однако вполне я осознал их и нашел себя лишь после Великой Отечественной войны » (Игум-нов К.Н. 1966. С. 144).

Главной особенностью своей натуры считал эмоциональ-но-романтическое отношение к музыке: «До известной степе -ни она была создана созерцательным бытием и окруже-нием - моей учительницей, лирически чувствительной и религиозной; братом, любившим стихи; отцом, который постоянно любовался звездами и любил цветы... Все это настраивало меня на чисто романтическое миросозерца-ние, вызывало романтические настроения... » (К.Н. Игум-нов о творческом пути и исполнительском искусстве пианиста... С. 49).

Несравненными были умение пианис-та «петь» на рояле, благородство и красота звука. Центральное место в репертуаре занимала музыка композиторов-ро-мантиков - Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, А.Г.Рубин-штейна, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского (трактовка Игумновым цикла «Времена года» и ряда других произведений была призна-на шедевром русского исполнительского искусства). Первый исполни-тель (после автора) Сонаты №2, Концерта №4, «Рапсо-дии на тему Паганини» для фортепиано с оркестр Рахманинова, Кон-церта №1 для фортепиано с оркестр А.К. Глазунова, «Вариаций на тему Глинки» А.К. Лядова и др.

Выдающийся педагог, создатель крупнейшей пианис-тической школы. Педагогическую деятельность начал в Москве (1896). В1888-89 преподавал в Музыкальном училище при Тифлисском отделении ИРМО. С 1899 до конца жизни вел класс специального фортепиано в Московской консерватории (в 1942-43 работал в Ереванской консерватории). С 1918 ру-ководил фортепианным отделом, затем исполнительским факультетом. С 1935 воз-главлял одну из кафедр на фортепианном факультете. Воспитал свыше 500 музы-кантов, среди которых: К. Аджемов, Ан. Александров, В. Арга-маков, Б. Берлин, О. Бошнякович, А. Готлиб, М. Готлиб, М. Гринберг, Б. Давидович, И. Добровейн, А. Дьяков, А. Иохе-лес, П. Любошиц, Я. Мильшейн, И.Михновский, Л. Оборин, Н.Орлов, Я. Флиер, Н.Штаркман. В работе с молодыми пианистами придавал большое значение осмысленно-сти музыкальной речи, умению «горизонтально слышать музыку», воспринимать каждую деталь в связи с предшествующим и последующим (Мильштейн Я., 1975. С. 318).

Насторо-женно относился к музыкально-аналитическому методу в работе над произв.: «Когда играешь, вовсе не обязательно знать все формальные особенности произведения, все эти АВС, “шпили”, точки золотого сечения и т.п. Это все средства вспомогательные. Надо прежде всего, и в этом главное, ощущать движение произведения в соответствии с его основным смыслом, как бы “переживать” произведение, познавать его внутреннюю жизнь, а не разлагать его на составные части и потом их слагать » (Мильштейн Я., 1975. С. 345).

В отличие от многих музыкантов не мыслил раз-деление процесса работы на отдельные фазы или этапы: она шла по-разному в зависимости от исполняемой му-зыки. Все технические приемы должны были рождаться из поисков того или иного звукового образа (Там же. С. 278). В 1928-29 член редколлегии журнала «Музыкальное образо-вание» (изд. Московской консерватории). В 1946 - присуждение Сталинской премии.

Публикации:

  • К 60-летию Московской государственной кон-серватории // Музыка и революция. 1927. ¹4; Пробле-мы исполнительства // СИ. 1932. 21 апр.;
  • Творчество, а не ремесло // Там же. 1932. 26 нояб.;
  • О Шопене // Там же. 1935. 11 нояб.;
  • О фортепианных сочинениях Чайков-ского // СМ. 1940.;
  • Мои исполнительские и педа-гогические принципы [вступ. статья Я.И. Миль-штейтна] // СМ. 1948.
  • То же // Выдающиеся пиа-нисты-педагоги о фортепианном искусстве. Л., 1966.

Константин Николаевич Игумнов (1873 - 1948) - русский и советский пианист, педагог. Народный артист СССР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Доктор искусствоведения (1940).

Биография

Родился 13 апреля (1 мая) 1873 года, (по другим источникам - 19 апреля и 17 апреля), в городе Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область), в купеческой семье. Отец, Николай Иванович, был известен как начитанный, образованный человек, который любил музыку и литературу.

Музыкальные способности мальчика проявились рано. С четырёх лет его стали учить игре на фортепиано. 14 января 1881 года, когда ему шёл восьмой год, он уже выступил в смешанном концерте с фантазией из оперы Верди «Трубадур».

Учась в прогимназии, Константин Игумнов в 1886 году вместе с товарищем дал концерт. Присутствовавшая на том концерте М. Моршанская вспоминала:

«Помню себя гимназисткой. В то время я отдыхала летом в Лебедяни. Мы с мамой пришли на концерт учеников прогимназии. Сильное впечатление произвел на меня высокий, худощавый юноша. У него среди длинного лица выделялся орлиный нос. Меня поразила его игра: длинные музыкальные пальцы, согнутая фигура Константина Игумнова, казалось, сама была музыкальным органом, извлекавшим из фортепьяно с большой виртуозностью чудные звуки музыки».

С 1887 года, параллельно с обучением в Первой московской классической гимназии, брал частные уроки игры на фортепиано у знаменитого педагога Н. С. Зверева (одновременно с Рахманиновым и Скрябиным). В 1888 году поступил вольнослушателем в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, затем П. А. Пабста; одновременно занимался полифонией у С. И. Танеева, пробовал силы в композиции. В 1892 году поступил в Московский университет - сначала на юридический, потом на историко-филологический факультет. Окончил консерваторию в 1894 году с золотой медалью и тогда же дебютировал как солист. Участвовал в 1895 году в Международном конкурсе пианистов имени А. Г. Рубинштейна в Берлине, где получил почётный отзыв. В 1896 году году А. К. Лядов доверил молодому Игумнову впервые в концерте исполнить «Вариации на тему М. И. Глинки».

В дальнейшем Константин Игумнов постоянно концертировал, преимущественно в Москве, давал частные уроки игры на фортепиано, был одним из самых популярных в Москве педагогов.

В 1898 году принял приглашение стать преподавателем Тифлисского отделения Императорского русского музыкального общества. В 1899 году стал профессором Московской консерватории, продолжая выступать как в России, так и за рубежом. По отзывам современников, как пианист Игумнов избегал крайностей: для него были типичны слегка приглушенная динамика, мягкое туше, певучий, бархатный звук, благородство интерпретации.

После Октябрьской революции 1917 года Игумнов вошёл в состав Музыкального совета при Народном комиссариате по просвещению (концертный подотдел). При его участии происходила реформа музыкального образования; в частности, в Московской консерватории были созданы курсы эстетики, истории культуры, истории литературы, введён класс камерного ансамбля. С 1919 года - постоянный член учебно-художественного комитета консерватории; весной 1924 года был избран на пять лет директором.

В концертном репертуаре пианиста 1930-х годов - серия монографических концертов: Бетховен, Лист, Шопен, Чайковский, Рахманинов (Игумнов - первый в России исполнитель «Рапсодии на тему Паганини», 1939 год), Метнер, Танеев; особенно часто К. Н. Игумнов играл как солист и в ансамбле произведения Чайковского, став их непревзойдённым интерпретатором.

Ученики

  • Л. Н. Оборин
  • М. И. Гринберг
  • Я. В. Флиер
  • Б. М. Берлин
  • Р. В. Тамаркина (аспирантка)
  • Б. М. Давидович
  • Н. Л. Штаркман
  • А. А. Бабаджанян
  • О. Д. Бошнякович
  • М. Д. Готлиб
  • М. С. Гамбарян
  • Я. И. Мильштейн
  • Е. М. Тимакин
  • Н. А. Орлов
  • В. П. Агарков
  • Р. И. Атакишиев
  • А. Д. Франк
  • Р. Бакст

Награды и звания

  • Сталинская премия первой степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность
  • народный артист СССР (1946)
  • орден Ленина (14.07.1945)
  • орден Трудового Красного Знамени (1937)
  • медали.

Память

  • Именем К. Н. Игумнова названы:
    • Липецкое областное училище искусств
    • Детская музыкальная школа № 1 в Лебедяни
    • Международный конкурс-фестиваль юных пианистов (Липецк)
    • Улица в Лебедяни
    • Детская музыкальная школа в Москве на ул. Покровка, 39
  • На родине Игумнова в городе Лебедяни на доме на Советской улице, где он родился и жил, 19 мая 1973 года в ознаменование 100-летия со дня рождения установлен памятный барельеф.

Конкурс им. К.Н. Игумнова

В Липецкой области регулярно с 1993 проводится Всероссийский конкурс-фестиваль юных-пианистов им. К.Н. Игумнова, входящий в Ассоциацию музыкальных конкурсов России. Председателем Жюри конкурса является М.С. Гамбарян, ученица К.Н. Игумнова.

Конкурс состоит их трех туров. I тур - отборочный по видеозаписям, II и III туры проводятся в Липецке.

Источники

  • Курков А.С. Играть и играть как можно лучше... (К.Н. Игумнов). "Первый липецкий". Проверено 23 мая 2008. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012.
  • О. Черников. Он не прощал фальшивых отношений! Журнал "Музыка и время", № 8-2004
  • О. Черников. Раствориться в великом. Журнал «Студенческий меридиан», № 9-2004
  • О. Черников. Рояль и голоса великих. Серия: Музыкальная библиотека. Издательство: Феникс, 2011 г. Твердый переплет, 224 стр. ISBN 978-5-222-17864-5

Игумнов К. Н.

Константин Николаевич (19 IV (1 V) 1873, Лебедянь, ныне Липецкой обл. - 24 III 1948, Москва) - сов. пианист и педагог. Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Учился в Москве - с 1887 у Н. С. Зверева (фп.), с 1888 в консерватории по классу фп. у А. И. Зилоти и П. А. Пабста, по теории музыки и композиции у С. И. Танеева, А. С. Аренского и М. М. Ипполитова-Иванова, по классу камерного ансамбля у В. И. Сафонова, одновременно (1892-95) на историко-филологич. ф-те ун-та. Окончил консерваторию по классу фп. П. А. Пабста (1894). В 1895 участвовал в Междунар. конкурсе пианистов им. А. Г. Рубинштейна в Берлине (почётный диплом). Как концертирующий пианист впервые выступил в Москве в 1895. В 1896-98 преподавал и концертировал в Москве, в 1898-99 преподавал в Муз. училище в Тбилиси. С 1899 профессор Моск. консерватории; с 1918 (с небольшими перерывами) руководил последовательно фп. отделом, исполнит. ф-том, в 1924-1929 ректор.
Исполнит. иск-во И. заключало в себе лучшие черты рус. пианистич. школы. Для него характерны глубокая лирич. проникновенность, безупречный вкус, чувство меры и благородство выражения; лишённая внешних виртуозных эффектов, надуманности и вычурности, игра И. особенно впечатляла естественностью фразировки, певучестью, мягкостью и красотой тона, совершенным владением педализацией, тонким колоритом, к-рый никогда не являлся самоцелью. Каждая звуковая деталь была следствием общего исполнит. замысла.
В репертуаре И. - произв. разл. стилей и жанров. С успехом исполнял шедевры фп. классич. и романтической литературы, в т.ч. сонаты - op. 111 Л. Бетховена, h-moll P. Шопена, h-moll P. Листа, "Крейслериану" и "Фантазию" Р. Шумана, 2-й концерт c-moll и Рапсодию на тему Паганини С. В. Рахманинова, 2-ю сонату-фантазию А. Н. Скрябина; ряд пьес Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Шумана, Шопена, Листа, И. Брамса, М. И. Глинки, А. Г. Рубинштейна, А. К. Лядова, Скрябина, Рахманинова и др. нашли в нём выдающегося и самобытного интерпретатора.
Но наиболее значительным было исп. И. произв. П. И. Чайковского, в т.ч. "Времён года", Сонаты g-dur, Концерта b-moll, Концертной фантазии g-dur, фп. трио "Памяти великого артиста", Романса f-moll, Вальса fis-moll, Колыбельной и др. пьес, проникнутое удивительной простотой и целомудренностью, теплотой и задушевностью. И. - создатель одной из сов. школ пианизма, пользующейся мировой известностью. Его педагогич. метод осн. на всестороннем выявлении и развитии индивид. особенностей пианиста. И. были свойственны особая гибкость и проницательность в оценке сил и возможностей студентов, на которых он оказывал плодотворное влияние. Среди учеников: Н. А. Орлов, И. А. Добровейн, В. Н. Аргамаков, Ан. Н. Александров, Л. Н. Оборин, Я. В. Флиер, А. Б. Дьяков, М. И. Гринберг, И. И. Михновский, А. Л. Иохелес, Я. И. Мильштейн, А. Д. и М. Д. Готлибы, К. X. Аджемов, А. А. Бабаджанян, О. Д. Бошнякович, Н. Л. Штаркман, Б. М. Давидович, М. С. Гамбарян и др. Гос. пр. СССР (1946).
Сочинения : К 60-летию Московской Государственной консерватории, "Музыка и революция", 1927, No 4; Проблемы исполнительства, "Советское искусство", 1932, 21 апреля; Творчество, а не ремесло, там же, 1932, 26 ноября; О Шопене, там же, 1935, 11 ноября; О фортепианных сочинениях Чайковского, "СМ", 1940, No 5-6; Мои исполнительские и педагогические принципы. (Конспект доклада) (Вступит. статья; публикация Я. И. Мильштейна), "СМ", 1948, No 4. Литература : Я. М. (Мильштейн Я. И.), "СМ". 1948, No 2 (некролог); его же "Советское искусство", 1948, 27 марта (некролог); его же, К. Н. Игумнов, М., 1949; его же, Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова, в кн.: Мастера советской пианистической школы, М., 1954; его же, К. Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики, в кн.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 1, М., 1965; Рабинович Д., К. Н. Игумнов, в его кн.: Портреты пианистов, (М., 1962). 1970; Аджемов К., Константин Николаевич Игумнов, в его кн.: Незабываемое, 1972, с. 19-37; Венок Константину Николаевичу Игумнову, "СМ", 1973, No 5 (воспоминания Л. Оборина, Я. Флиера, А. Готлиба, А. Бабаджаняна, М. Гринберг, М. Зверева, П. Романовского, И. Козловского, Я. Милынтейна). Я. И. Мильштейн.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Игумнов К. Н." в других словарях:

    Ни один Игумнов не потомок игумна,то есть настоятеля (главы) монастыря: игумны не имели права жениться и заводить детей. Но именем Игумен из уважения к этому званию религиозные родители могли наречь своего сына. Отсюда и Игумновы. (Ф). Также… … Русские фамилии

    ИГУМНОВ - ИГУМНОВ, Сергей Николаевич (род. в 1864 г.), известный деятель земской медицины. По окончании мед. факультета в 1889 г. работал в качестве земского участкового и сан. врача в Тамбовской, Херсонской и Московской губ., а с 1904 г. в сан. бюро… … Большая медицинская энциклопедия

    Игумнов русская фамилия, происходит от православного церковного чина «игумен». Известные носители: Игумнов, Александр Васильевич (1761 1834) русский переводчик, востоковед и писатель. Игумнов, Александр Николаевич (1899 1976) горный… … Википедия

    Сергей Игумнов Сергей Николаевич Игумнов (8 октября (20 октября) 1864, город Лебедянь Тамбовской губернии, ныне Липецкой области России †25 октября 1942, Харьков) русский и украинский санитарный врач, историк земской медицины, поэт. Биография… … Википедия

    Константин Николаевич , советский пианист, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Окончил Московскую консерваторию в 1894 по классу фортепьяно П. А … Большая советская энциклопедия

    1. ИГУМНОВ Геннадий Вячеславович (род. 1936), губернатор Пермской области с 1996. 2. ИГУМНОВ Константин Николаевич (1873 1948), пианист, педагог, народный артист СССР (1946). Ученик П. А. Пабста. Создатель одной из отечественных пианистических… … Русская история

    Метеоролог 1900 гг. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    - (Александр Васильевич, 1761 1834) Родился в Сибири, где и провел почти всю жизнь; в 1781 82 гг. был переводчиком при нашей китайской миссии; превосходно знал монгольский яз. и его знаниями пользовались очень многие для своих литературных трудов.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Александр Васильевич Игумнов (1761 1834) русский переводчик, востоковед и писатель. Родился в Сибири, где и провёл почти всю жизнь. В 1781 1782 был переводчиком при российской миссии в Китае. Превосходно знал монгольский язык и его знаниями… … Википедия

Книги

  • Полупроводниковые устройства непрерывного действия , Д. В. Игумнов , Г. П. Костюнина , В книге изложены основы современных полупроводниковых цепей и устройств непрерывного действия. Приводятся сведения о физических явлениях в полупроводниковых элементах, рассмотрены различные… Категория: Электросвязь, электроакустика, радиосвязь Издатель:


Рассказать друзьям