Красавицы кустодиева. Кустодиевские красавицы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Красавица » — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича (1878-1927). 1915 год, холст, масло, 141х185 см. В настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве.

Картина, которая отличается некоторой пикантностью, в наше время представляется классическим изображением русской женщины, которую написал один из самых знаменитых живописцев прошлого. Во времена самого Кустодиева и сейчас картина «Красавица» оказывала и оказывает на зрителя огромное по силе воздействие.

Некий митрополит, увидевший обнажённую русскую красавицу, которую Кустодиев изобразил невероятно реалистично, рассказал, что буквально потерял голову и приписал силу воздействия полотна самому Дьяволу: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою «Кpасавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём. «Виной» тому, что зрителей охватывало сильнейшее чувство при виде картин Кустодиева, только его необыкновенный талант.

Борис Михайлович обладал по-настоящему божественным даром творения. Он видел натуру и свет каким-то неизведанным восьмым чувством, был способен преподать свою мысль и ощущения при помощи красок чрезвычайно реалистично, так что люди получали настолько яркое впечатление, что оно буквально вырывало их из реальности и полностью уносило в мир фантазий и грёз. Однако не только прирождённый талант сделали Кустодиева величайшим мастером русской живописи, но также желание постоянно работать и совершенствоваться, всегда быть оригинальным и превосходить других художников по уровню мастерства. Ещё одним секретом Кустодиева была глубокая любовь к своей стране и культуре русского народа, к русским людям и проявлениям российского общества во всех сферах жизнедеятельности. Любовь к российской культуре представлена в картинах Кустодиева очень наглядно, и это подкупает зрителя, который видит в его работах нечто очень знакомое, будто бы на картине отпечаталась часть истории его самого, история его жизни, случай из прошлого.

Картина «Красавица» была написана в 1915 году . В это время художник уже был прикован к инвалидному креслу. Однако тяжёлое положение не сломило художника. Даже наоборот, его картины стали ещё более красочными, пышными и жизнерадостными. Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие. Известно, что картина была написана с натуры, а натурщицей для «Красавицы» стала актриса Художественного театра. Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. 5 апреля 1893 года в Воронеже).

На картине пышнотелая, румяная красавица покидает красочную, расписную кровать. Несмотря на то что красавица обнажена, её вид и поза выглядят целомудренно. Весь образ картины напоминает смесь лубочной живописи, дымковской игрушки, хохломы и современной к тому времени техники живописи. Такое сочетание делает картину не только реалистичной, красивой, красочной, приковывающей взгляд зрителя, но также понятной и родной для человека, который живёт в России и знаком с её традициями.

Говоря о русском художнике Борисе Михайловиче Кустодиеве, тут же вспоминаются образы пышнотелых купчих, которых он писал довольно-таки много — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.

К художнику есть много вопросов — почему купчихи и почему практически все женские образы на полотнах художника обладают, по современным меркам, не самыми «идеальными» формами… Впрочем, рассуждать об идеальных формах самое последнее дело. Это все индивидуально. Важнее, первая часть вопроса — почему именно купчихи?

В поисках причинной связи, пролистал биографию художника. Борис Кустодиев жил в нелегкую эпоху — он пережил революцию, голодное время, гонения на ученых и людей искусства, которые были заподозрены в «буржуазности». Кустодиеву, изображавшего в большей степени купеческую и дореволюционную Россию, досталось по полной. Однако сам он не принадлежал к этому классу, часто недоедал, жил впроголодь.

В своих мечтах он уносился далеко — в сытную и мирную дореволюционную Россию, в детские годы и в небольшой флигель богатого купеческого дома, который арендовала семья Кустодиевых. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества.

  • «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал впоследствии Б. М. Кустодиев, — был как на ладони…

«Купчихи» Кустодиева — это в первую очередь наблюдения детства, пронесенные художником через десятилетия. Во-вторых, образ купчихи передается художником с легкой иронией. Русские Венеры — молоды и красивы, у них приятные полные лица, не вызывающие негативных эмоций, но Кустодиев определенно иронизирует, как бы позволяет зрителю беззлобно улыбнуться, увидев полных и добрых купчих, их застолья, чаепития, яства…платья всех цветов радуги…

В третьих, художник восхищается пышущими здоровьем, полногрудыми статными русскими красавицами, в которых есть что-то необычайно пленительное.

В четвертых, холеные фигуры женщин имеют символическое значение. Художник передает реальную и достоверную информацию о естественной и здоровой жизни людей в патриархальной России.

Чего больше — иронии или восхищения? Вряд ли это имеет какое-то значение. Как говорил сам художник: «Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»

Русские красавицы Кустодиева

Красавица, 1915 год

Моделью послужила актриса МХТ Ф. В. Шевченко.

Купчиха за чаем, 1918 год


Купчиха с зеркалом, 1920 год


Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Русская Венера, 1925 год

Русская девушка у окна, 1923 год


Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Осень, 1924 год


Лето. Провинция, 1922 год


Купчиха и домовой, 1922

В старом Суздале


Москва. Государственная Третьяковская галерея

Купчихи. 1912


Киевский национальный музей русского искусства, Украина

В бане. 1920


В березовой роще

Варвара. 1920


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Встреча (Пасхальный день). 1917


Две купчихи. 1913


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Девушка на Волге. 1919


Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

Купальщица. 1921


Купальщица. 1922


Тюменский областной музей изобразительных искусств

Купчиха. 1920


Томский областной художественный музей

Купчиха. 1919


Вологодская областная картинная галерея

Купчиха. 1915


Купчиха. 1915


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Купчиха на балконе. 1920


Купчиха на прогулке. 1920


Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург

Купчиха на прогулке (Провинция). 1920


Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ

Купчиха с покупками. 1920


Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Купчиха, пьющая чай. 1923


Нижегородский государственный художественный музей

Молодая купчиха в клетчатом платочке. 1919


Осень в провинции. Чаепитие. 1926


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Купчихи и красавицы — это «ноу-хау» Кустодиева. Его образ всегда складывался по одному типу – это обязательно женщина с округлыми формами и пышной грудью. Ему приходилось жить в мире фантазии, одним из «стержневых» образов которого и является эта «красавица».

Один из известнейших художников, писавший картины в первой половине 20 века, довольно часто изображал полных женщин. Как говорят мужчины об идеальной женщине: она должна быть симпатичной, миленькой, немного умной и не слишком самостоятельной.

Но не смотря на это, они вызывают восхищение у многих женщин и мужчин, они вызывают уважение и симпатию. В том же 1915 году Кустодиев завершил окончательное формирование своего стиля картиной «Красавица». Он раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием, и эротикой, и иронией, изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину.

Сайт о жизни и творчестве художника

Задачи синтеза волновали автора в картинах «Красавица» и «Русская Венера», отмеченных гипертрофией форм и цвета, в равной степени серьезных и ироничных. Ирония наряду с прославлением красоты ощутима во всех вариантах «Красавицы» Кустодиева. Оглядка» на прошлое — в данном случае — мотивировалась и еще двумя вещами. Яркие цветы на обоях, равно как и цветы, которыми расписан сундук, ассоциируются с цветущим возрастом здоровой красивой женщины.

Лицо «красавицы» таит странное выражение, что вообще характерно для кустодиевских героинь этого ряда (или, если угодно, «цикла»). Причем это, если можно так выразиться, гибкая округлость — обратите внимание на неестественно согнутую в локте руку. Вообще, несколько неуклюжая поза «красавицы» «рифмуется» с целомудренной чистотой.

Согласно тому представлению о красоте, которое бытовало в среде, где и обращались эти самые купеческие Венеры. Характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашены восхищением и мягкой авторской иронией.

Футуpисты pугали мастеpа за то, что он никак не может пpеpвать пуповину, связывающую его с Репиным, и поэтому все «оглядывается на пеpедвижников». С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского «Свои люди – сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Волки и овцы», «Гроза». Об этом мы и поговорим на сайте www.izbavitsya-ot-cellyulita.ru, рассказав о самых известных звездах с «апельсиновой коркой».

Дряблый целлюлит - это и есть последняя стадия целлюлита, с которым очень сложно бороться. Такое количесто «кустодиевских красавиц» еще не собиралось в одном месте: 28 декабря в Русском музее открылась выставка «Борис Кустодиев», к 125-летию художника. Она приехала в Петербург из Нижнего Новгорода и впервые картина будет показана зрителям с двух сторон. От любимого человека полной женщине требуется немного – любить, говорить комплименты и побольше гладить.

Стоит ли вести борьбу с лишним весом?

Гардероб сразу меняется с огромных балахонов до обтягивающих кофточек и юбочек и даже цветка в волосах. Все права на материалы, находящиеся на сайте женского журнала SuperStyle.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Психологические стереотипы, традиции и обычаи не исчезли с конституционным провозглашением равенства мужчин и женщин. Она передает информацию не только о товарах, услугах, но и о разных типах отношений в обществе, в том числе и о межличностных взаимоотношениях мужчины и женщины.

Современной СМИ буквально таки навязывает свои идеалы красоты женщин. Сегодня эталоном красоты считаются длинноногие девушки, с худосочными данными. В этом случае, на ум идет одна известная поговорка: «Мужчина – не собака, на кости не бросается». Как как утверждают специалисты, полная женщина полной – рознь. Здесь важно понимать, что под термином «полная женщина» понимают мужчины, ведь полнота – понятие относительное.

Что же это такое?

Советы по уходу за собой собраны в нашем интернет-журнале «Sweet-w», мы уверены, что они Вам пригодятся. Для того, чтобы понимать, отдают ли предпочтения мужчины дамам с избытком веса, можно не проводить никаких опросов. Это выгодно тем, кто продает продукцию для похудения и различные БАДы. Ведь их бизнес и держится на таких девушках, которые попадаются на рекламы и подвержены чужому мнению. Основой для картины послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры (позировала актриса МХТ Ш). С натуры написано и пуховое одеяло, которое мама подарила отцу в день рождения.

Как проявляется целлюлит?

Как-то бабушка, жившая в то лето в Петербурге, принесла нам три гипсовые фигурки, купленные на Сытном рынке. Они отцу очень понравились, и он вписал их в картину (на комоде, справа). Дома у нас хранилась чудесная старинная стенка сундука с росписью по железу — на черном фоне красные розы в вазе. Отец воспользовался и этим мотивом для yзоров на сундуке, хотя цвет и изменил.

Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации в сферу эстетического. Дебелая, золотоволосая, ясноглазая после сна «красавица», стыдливо прикрывающая грудь, изображена покидающей мягкую перину на расписном кованом сундуке. Пышнотелая, со свежей кожей и красивыми волосами, она спокойно взирает на мир, воплощая народное представление о здоровой красоте, о том, какой должна быть купчиха.

Художественное направление, к которому принадлежал Кустодиев в 1910-е годы, условно можно назвать «неоклассицизмом». В действительности красота бывает разной. У Кустодиева свой идеал. И он действительно идеален, иначе бы не волновал своим странным изяществом уже несколько поколений любителей живописи. Формам тела «красавицы» свойственна округлость — в героине полотна, в отличие от многих других персонажей тогдашней живописи, нет ничего резкого, изломанного, кричащего.

В 1915 году художник свою знаменитую «Красавицу» (неоднократно повторяемую). С ним женщины начинают бороться в самых начальных стадиях. Остались еще в природе такие мужчины, обычно худые и вечно голодные, которым нравятся только женщины рубенсовской красоты. Однако, в последнее время, в ней стали встречаться сильные и агрессивные женщины. Так что всегда очень трудно поверить в то, что им также могут быть знакомы проблемы с целлюлитом, от которых страдают многие женщины.

05.03.2018 18:00

Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему „русскому“ - это было всегда единственным „сюжетом“ моих картин

Кустодиев Б.

7 Марта исполняется 140 лет со дня рождения Бориса Кустодиева. Образы созданных им русских красавиц, наверное, самые известные. Им мы посвящаем сегодня выставку, приуроченную к 8 марта.

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев. Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту - наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности - тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою „Красавицу“, ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.

Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев . Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.

Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.



Рассказать друзьям