: в 1997 году в развалинах терм римского императора Траяна (чье строительство относится к I в. н.э.) исследователи обнаружили фреску размером в 10 кв.м., изображающую портовый город с высоты птичьего полета. Является ли это изображение реальным портом или вымышленным, до сих неизвестно. В средние века городской пейзаж вводился в сюжет картин как фон для портрета или полотен на библейские темы. В XVI-XVIII вв. карты и планы городов отпечатывались в гравюрах и офортах.
Лукас ван Фанкельборх. Весенний пейзаж (1587 г.)
Гарсиа Фернандес. Святые мученики в Лиссабоне (1530 г.)
В серединеXVII в. в Нидерландах жанр городского пейзажа стал самостоятельным. Посмотрите, как точно Ян Вермеер передал портрет города Делфта. Облик таких городов, как Амстердам, Харлем и Гаага также были запечатлены на бессмертных полотнах голландских мастеров. Вслед за ними последовали и художники из других европейских стран.
Ян Вермер. Вид Делфта (1660-1661 гг.)
Ян Вермеер. Маленькая улица (1657-1658 гг.)
Джованни Антонио Каналь (известный как Каналетто). Гранд-Канал и церковь Салюте. Венеция (1730 г.)
Франческо Лаззаро Гварди. Площадь Святого Марка. Венеция (около 1775 г.)
Томас Коул. Былое (1838)
Альберт Бенуа. Владимирский дворец в Санкт-Петербурге (1870-е гг.)
Эдуард Гартнер. Рыночная площадь возле церкви Святого Николая в Генте
Альберто Пазини. Каир
В конце XIX в. импрессионисты сосредоточились на атмосфере и динамике городской повседневной жизни. Уютные кафе, красочные улицы с прохожими, пригородные и промышленные районы, строительные площадки стали предметом для пленэрной живописи художников.
Людвиг Мунте. Дюссельдорфский городской театр (1891 г.)
Камиль Писсаро. Улица Сент-Лазар (1893 г.)
Альфред Сислей. Мост в Сент-Маммес (1881 г.)
XX в. стал временем абстрактного, концептуального искусства и жанр городского пейзажа преобразился, получил новые формы. В СССР большое внимание уделялось индустриальному пейзажу; в стране, где полным ходом шла «всесоюзная стройка», реализм заводов и высотных зданий был частью пропаганды.
Анатолий Акиимович Ненартович. Прокладка газопровода (1959 г.)
Эдвард Хоппер. Совы (1942 г.)
Ричард Эстес. Мэдисон-Сквер (1994 г.)
Как бы то ни было, городскому пейзажу трудно существовать без изображения людей. Даже незначительные фигуры делают пейзаж живым, динамичным, сюжетным.
Ли Чинг-Че
Пейзаж, как жанр, очень популярен и о нем написано огромное количество статей и книжных томов, которые затрагивают различные виды искусства — начиная с живописи, заканчивая фотографией. В большей мере всё, что написано, повествует о природных ландшафтах, при этом городские джунгли остаются обделены вниманием. А ведь пейзажи городов обладают индивидуальной красотой и поэтикой, которая совершенно не похожа на все прочие жанры. Конечно же, не стоит сравнивать ландшафты природы с городской картиной. Это совершенно разные явления. Поговорим лучше о красоте и выразительности городских видов.
Формат открыток
Для многих городской пейзаж ассоциируется с глянцевыми открытками, которые пестрят огнями. Подобные туристические и сувенирные фото становятся вдохновением для начинающих фотографов. В какой-то степени это не плохо. Всё то, что изображается на открытках, похоже на идеальное состояние города, который находится в атмосфере праздника. Это самый привлекательный его вид. Для такого снимка фотограф кропотливо подбирает сюжет, подгадывает погоду, чтобы выразить определенные эмоции присущие данному месту в определенное время. Зритель, просматривая такой снимок, может максимально точно представить себе местность, атмосферу и получить положительные эмоции. Минус таких снимков в том, что они лишены чувств, переживаний, эмоций. В них только настроение и идеальная картинка.
Портрет города
Если для вас рекламная фотография не перспективна и вы не турист, который пытается сделать очередной отчет о тех местах, в которых он побывал, то не нужно тратить своё драгоценное время на повторение того, что все давно уже видели. Постарайтесь наполнить свою фотографию эмоциями. Попробуйте с её помощью рассказать зрителю историю. Это наполнит снимок выразительностью и чувствами.
Фото Алексея Пищикевича
Ощущение городского духа и передача его на фото требует затрат большого количества сил, чутья, внимания и художественного мышления. Город живет своей жизнью и каждый видит его по-своему. Он имеет ного лиц и многогранный характер. Город требует к себе особого отношения. Не нужно пытаться перенести картинку на открытку. Отнеситесь к городу как к живому организму.
Фото Екатерины Вербовой
Фотографируя, снимайте не городской пейзаж, а его портрет. При съемке портрета мы пытаемся не просто создать красивую композицию, а передать эмоции, настроение, чувства. Вот и при фотографировании города смотрите не только на его внешность, а еще и на характер. Как только в кадре окажется «пульс» — открывайте затвор.
Где найти поэтику?
Перед тем как сделать снимок, вспомните, что искусство - это не только передача реальности, но и полет фантазии фотографа. Проявите свою фантазию. Наполните снимки чувством и смыслом. Постарайтесь представить такие картины, как:
- Ночь. Парк. Заснеженная скамья, на которую отбрасывают свои тени забор и деревья…
- Осень. Мостовая. Лужа, в которой отражается фонарь и осеннее небо…
- Золотые купола старой церквушки, вид на которые открывается из окон заброшенного дома…
- Размытые и дымчатые отражения машин и людей в стеклах витрин…
После этого подумайте, с каких ракурсов лучше снимать всё вышеперечисленное, какое должно быть освещение для передачи эмоций, как преобразится картина, если снимать с другим объективом или фильтром, какие эффекты можно добавить в фоторедакторе.
Фотограф - Иван Исаев
Прежде чем спускать затвор задумайтесь о композиции и включите воображение, оживите снимок. Замечательным примером могут послужить работы мастеров городской фотографии. Ознакомимся с творчеством двух совершенно не похожих друг на друга фотографов. Они сделали большой вклад в развитие фотографии. Это Атже и Родченко.
Эжен Атже
Изначально Эжен работал исключительно в коммерческих целях — он основал фирму, которая называлась «Documents Pour Artistes». Занимался Эжен продажей фотографий дизайнерам интерьеров, а также декораторам и художникам. Потом, фотография его по-настоящему увлекла, и он сделал более 100000 снимков городского пейзажа.
Атже фотографировал улицы, подъезды домов, дворы, скверы, витрины, особняки, парки, сады, памятники и отели. Иногда в кадре находились обитатели города - это рабочие, мусорщики, нищие и проститутки. Эжен часто фотографировал здания, которые вот-вот снесут. Привлекательность работ фотографа заключается в их естественности, в открытости и старании вобрать все, без разделения на социальную значимость эстетических штампов. Благодаря этому его фотографии сдержаны и лиричны.
На фотографиях Атже Париж представлен в более реальном виде, чем тот, который знают все.
Александр Родченко
Этот фотограф является одной из самых ярких фигур в фотоискусстве прошлых лет. Он знаменит не только в России, но и во всём мире. Родченко говорил о том, что каждый объект можно снять с различных ракурсов, и каждый из них будет являться собственной точкой зрения, ведь он выбран осознанно и индивидуально. В снимках мастера индивидуальность выражается в косых, необычных ракурсах.
Приемы, которые использует Родченко и его находки изначально были непривычны и слегка шокировали. Со временем эта техника прижилась и превратилась в шаблоны, штампы, которые используются многими. Плакаты и фотографии множество раз имитировались другими мастерами того времени и даже современности, но при этом работы Родченко не потеряли свою новизну и даже в наше время они смотрятся эффектно и современно.
И напоследок — не стоит забывать, что в городе есть много разных мест, и в погоне за очередным кадром постарайтесь обращать внимание на то, что съемка разрешена не везде, поэтому читайте таблички и предупреждающие знаки. Это поможет избавиться от неприятностей.
На основе материалов с сайта:
Мы, современные люди, часто ругаем город. Город суетлив и душен, он опасен, его улицы переполнены людьми, машинами, мусором, в нём нет и следа вольного воздуха первозданной природы…. Да, всё это так. Но! Если бы было только так – в городе невозможно было бы жить! Город может быть и другим – волшебным, манящим, уютным, прекрасным! Город – создание человека и, как и человек, умеет быть всяким. И кому, как не художнику, чувствовать и видеть всю красоту города!
Художники всегда рисовали, рисуют и будут рисовать городской пейзаж. Милая, домашняя атмосфера провинциальных улочек , державная стройность классической архитектуры европейских столиц, головокружительная высота небоскрёбов в мегаполисах – для разных людей город показывает разную красоту и мало кто остаётся к ней равнодушен.
Благодаря художникам многих эпох и многих стилей мы можем увидеть времена и культуры, побывать в сотнях городов и городков и понять: до чего же они не похожи друг на друга! Вот – городок Харлем в Голландии в конце 17-го века, Геррит Адрианс Беркхейде.
А вот – прекрасная Венеция, 18-й век, вид на герцогский дворец, Джованни Каналетто.
Фёдор Алексеев, вид старой Москвы 1800 года.
Каждый город имеет свой ритм, свою ауру, свой цвет. Это стремились передать великие художники – импрессионисты в своих картинах, Клод Моне «Парламент в Лондоне» .
Винсент Ван-Гог «Терраса ночного кафе».
Огюст Ренуар - «Площадь Сан-Марко».
В наши дни городской пейзаж как никогда разнообразен: он может быть и старинным - милым и добрым, и ультрасовременным - энергичным и ярким. Париж и Нью-Йорк, Прага и Рим, Марсель и Токио подарят вашему дому часть своей ауры. Картина маслом, изображающая городской вид,подчеркнёт стиль вашего интерьера : изящный прованс или лаконичный минимализм, ироничный ар-нуво или функциональный хай-тек.
В интернет-магазине вы можете купить картину на любой вкус! Городской пейзаж представлен у нас в самых разнообразных художественных стилях: от реализма до авангарда.