Краткая биография для школьников. Джозеф киплинг - биография, фотографии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Имя: Редьярд Киплинг (Джозеф Редьярд Киплинг)

Возраст: 70 лет

Деятельность: писатель, поэт

Семейное положение: был женат

Редьярд Киплинг: биография

Британский писатель и поэт Редьярд Киплинг на родине получил популярность благодаря рассказам и стихотворениям. Афоризмы, цитаты и высказывания автора не теряют актуальности. Жизнь и творчество писателя также продолжают вызывать интерес – у Киплинга сложилась хоть и интересная, но непростая судьба.

Детство и юность

Джозеф Редьярд Киплинг родился 30 декабря 1865 года в Бомбее. Имя, как полагают, дано мальчику в честь одноименного озера, где познакомились его мама и папа. Ранние годы в атмосфере экзотических видов Индии были для ребенка счастливыми. Но когда ему исполнилось 5 лет, Редьярда с сестрой, которой на тот момент было 3 года, отправили учиться в Англию.


Следующие 6 лет Киплинг проживал в частном пансионе. В это время ему пришлось тяжело: владельцы плохо относились к ребенку, часто наказывали. Воспитательница оказалась недоброй женщиной и ханжой. Редьярда постоянно ограничивали, запугивали и били. Такое негативное отношение оказало крайне сильное влияние на Киплинга и оставило последствия: автор до конца жизни мучился от бессонницы.

Мать, которая отправилась навестить детей через пару лет, ужаснулась состоянию сына: мальчик почти ослеп от нервных потрясений. Женщина забрала детей обратно в Индию, но дома Киплинг был недолго.


Чтобы Редьярд поступил в престижную военную академию, его в возрасте 12 лет устроили в Девонское училище «Вествард-Хо». Должность директора занимал друг отца Киплинга – Кормелл Прайс, первым начавший поощрять интерес ребенка к литературе.

В учебном заведении царила атмосфера муштры и насилия. Мальчику досаждали и невежественные учителя, и ученики, среди которых встречались грубые и примитивные юноши. Редьярд много читал, в возрасте 12 лет он носил очки и был маленького роста. Пребывание в «Вествард-Хо» стало для будущего писателя сложным испытанием, но ничто не сломало юношу как личность. За 5 лет он притерпелся и даже «вошел во вкус» грубых розыгрышей.


Подросток полностью уверовал в необходимость уроков подчинения, что позволило ему сохранить самоуважение. Киплинг признал жесткое воспитание целесообразным, а идея закона как условной системы запретов и разрешений овладела сознанием Киплинга. Время пребывания в училище во многом определило взгляды и принципы Киплинга. Его личность сформировалась рано, как и идеалы юноши.

Из-за плохого зрения Редьярд не продолжил военную карьеру. Он покинул «Вествард-Хо» недоучившись, а поскольку училище не выдавало дипломов для поступления в Оксфорд или Кембридж, образование Редьярда на этом закончилось.


Находясь под впечатлением от рассказов сына, отец устроил его на должность журналиста в редакцию «Гражданской и военной газеты», которая выходила в Лахоре. На жизнь юноши оказало влияние принятие его в масонскую ложу. Её дух, обрядность, беспрекословное подчинение законам и мессианизм играли в судьбе Редьярда далеко не последнюю роль.

Литература

Киплинг, ощутив писательское призвание, создал произведение «Школьная лирика», где в основном подражает ведущим поэтам того времени. Через 3 года в сборнике «Отзвуки» писатель меняет стиль написания, пародируя известных поэтов и обнажая условность и искусственность их манеры.

Стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь». Читает Максим Калужских

В конце 1882 года юноша возвращается на родину и работает журналистом. В свободное время Редьярд пишет рассказы и стихи, которые отправляются на публикацию в газету. Киплинг занимался журналистикой 7 лет: много колесил по стране, где массовое невежество и предрассудки переплетаются с высокой духовностью. Репортёрское ремесло позволило ему развить природную наблюдательность и общительность.

Редьярд быстро овладел мастерством короткого рассказа, он поражал ранней зрелостью и плодовитостью. При написании произведений Киплинг соблюдает жесткое условие: укладываться в 1200 слов. Лучшие вошли в первый сборник «Простые рассказы с гор». Большинство рассказов, созданных в Индии, вышли в виде небольших томиков в мягкой обложке.


Газета, выпускаемая в Аллахабаде, предложила журналисту сделать серию очерков о разных странах. Восторженный Киплинг с интересом исследовал быт народов Азии и Америки. Неповторимые впечатления, полученные от знакомства с непохожими культурами, воплотились в 6 книгах. Мир литературы принял автора с воодушевлением, а критики оценили оригинальную самобытность его слога.

После путешествий по Англии Киплинг отправился в Китай, посетил Бирму, Японию и Северную Америку. О Киплинге поначалу заговорили в Индии, а вскоре и в метрополии. Получив массу впечатлений от странствий, Редьярд вернулся в Лондон, где начал работу над новыми произведениями.

Стихотворение Редьярда Киплинга «Серые глаза - рассвет». Читает Максим Калужских

Тут его рассказы шли нарасхват, Киплинг продолжает развивать индийскую тему, а расстояние между автором и домом придавало ещё больше яркости его впечатлениям. Помимо творчества, писатель старался участвовать в литературной жизни столицы. Критики положительно отзывались о произведении «Библиотека Индийской железной дороги», а что касается романа «Свет погас» - он не получил благоприятных отзывов.

Удивительный успех юного писателя сравним разве что со всеобщим любимцем . Популярность Киплинга объясняется мерой и характером его новаторства. Он вошел в литературный мир как раз в тот момент, когда эта сфера нуждалась в обновлении, росла необходимость в новых героях и интересных идеях.


Редьярд обратил внимание на обычных людей, показывая их в необычных и экстремальных ситуациях, где высвечивается вся сущность человека, открываются его потаенные глубины. Во время всеобщего уныния и апатии писатель славил труд и открывал героику повседневного созидания.

Стихотворение Редьярда Киплинга «Бремя белого человека». Читает Ирина Нармонтене

После Киплинг увлекается написанием детских рассказов. Критики одобрили эти произведения – сказки принесли автору небывалую популярность. В 1907 году Киплинг, первый в мире англичанин по национальности, получил Нобелевскую премию по литературе. Интересно, что Киплинг – самый молодой из удостоенных премии. Автор приехал на церемонию, но не произносил торжественной речи. Вскоре после этого события творческая активность писателя снизилась.

Личная жизнь

В Лондоне Редьярд Киплинг познакомился с молодым издателем Уолкоттом Бейлсиром, который в 1892 году умер от тифа. Вскоре после его смерти писатель женился на сестре Уолкотта – Каролине. Когда пара наслаждалась друг другом во время медового месяца, банк, где лежали сбережения Киплинга, обанкротился. Средств у молодых людей хватило только на дорогу до Вермонта, где жили родственники жены.


В первое время молодожены снимали небольшое жилье. Но вскоре после рождения дочери Джозефины, когда втроем в помещении стало тесно, семья купила землю, выстроив и обустроив на ней дом. Вторая дочь Элси родилась уже в этом доме. Тут семья жила четыре года, до момента ссоры Киплинга с шурином.

После скандала в 1896 году семья возвращается в Англию, где рождается третий ребенок – сын Джон. Редьярд был любящим отцом, даже сказки, в которых так много душевного тепла, Киплинг сочинял для детей.


Не всё в личной жизни у писателя складывалось гладко. Во время поездки в США от воспаления лёгких умерла старшая дочь Джозефина – это стало для автора сильным ударом.

На этом потери Редьярда не закончились - гибель сына в Первой мировой войне, тело которого так и не нашли, оставила рану в сердце автора. Киплинг и Каролина в военное время работали в Красном Кресте, они потратили 4 года на выяснения обстоятельств смерти сына.


У них была надежда, что сын попал в плен к немцам. Но в июне 1919 года, окончательно отчаявшись, писатель сообщил военному командованию о гибели сына. Об этих событиях снят фильм «Мой мальчик Джек».

Из трёх детей Киплинга только Элси прожила долгую жизнь: умерла в возрасте 80 лет. Женщина, фото которой есть в Интернете, на протяжении жизни старалась сохранить традиции мужа и отца. После смерти Элси завещала свою собственность Национальному фонду.

Смерть

Редьярд продолжал писать, но успех всё меньше сопутствовал автору. Ещё с 1915 года писатель страдал от гастрита, но впоследствии оказалось, что диагноз поставлен неверно – в действительности Киплинг мучился язвой. Писатель скончался в Лондоне 18 января 1936 года, менее чем через неделю после операции. Тело Редьярда кремировали, а прах расположен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве, рядом с Чарльзом Диккенсом и .


Закат писательской славы Киплинга объяснялся, скорее всего, великодержавными и консервативными взглядами, а также общедоступностью произведений. Модернисты предполагали, что писатель обходит стороной темы и эстетические принципы, которые они исповедуют.

Однако с начала 40-х годов творчество Киплинга переосмысливается критиками. После повторного выпуска сборника стихотворений Редьярда интерес к произведениям возрождается.

Библиография

  • 1888 – «Простые рассказы с гор»
  • 1888 – «Три солдата»
  • 1888 – «Крошка Вилли Винки»
  • 1893 – «Белый котик»
  • 1894 – «Книга джунглей»
  • 1895 – «Вторая книга джунглей»
  • 1896 – «Отважные капитаны»
  • 1896 – «Семь морей»
  • 1896 – «Белые тезисы»
  • 1898 – «Труды дня»
  • 1899 – «Сталки и К»
  • 1899 – «Бремя белого человека»
  • 1903 – «Пять наций»
  • 1901 – «Ким»
  • 1904 – «Пути и открытия»
  • 1906 – «Пак с холма Пука»
  • 1909 –«Действие и противодействие»
  • 1910 – «Награды и Феи»
  • 1910 – стихотворение «Заповедь» («Владей собой среди толпы смятенной»)
  • 1918 – «Гефсиманский сад»
  • 1919 – «Серые глаза рассвет»
  • 1923 – «Ирландские гвардейцы во время Великой войны»
  • 1932 – «Ограничение и обновление»
  • 1937 – «Немного о себе»

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1907. Родился 30 декабря 1865 в Бомбее (Индия). Отец, крупный специалист по истории индийского искусства, был директором музея; мать происходила из известной лондонской семьи; оба деда были методистскими священниками. В шесть лет мальчика отослали в Англию на попечение кальвинистской семьи. В 1882 шестнадцатилетний Редьярд вернулся в Индию и устроился помощником редактора в лахорской газете. Не по летам развитый юноша удивлял местное общество проницательными суждениями о тайных пружинах колониального правления и знанием Индии, почерпнутым в основном в разговорах с энциклопедически образованным отцом. Ежегодные отпуска в гималайском городе Симле стали источником многих работ писателя. В 1886 он выпустил книгу стихов Департаментские песни (Departmental Ditties). За ней последовали Простые рассказы с гор (Plain Tales from the Hills, 1888) – лаконичные, зачастую грубоватые рассказы о жизни британской Индии. В 1887 Киплинг перешел в газету «Пайонир» в Аллахабаде. Лучшие его рассказы в

ышли в Индии, в дешевых изданиях, и позже были собраны в книгах Три солдата (Soldiers Three) и Ви-Вилли-Винки (Wee Willie Winkie), содержащих картины жизни британской армии в Индии.

В 1889 Киплинг путешествовал по всему миру, писал дорожные заметки. В октябре он приехал в Лондон и почти сразу сделался знаменитостью. Следующий год стал годом славы Киплинга. Начав с Баллады о Востоке и Западе (The Ballad ofEast and West), он шел к новой манере английского стихосложения, создав Песни казармы (Barrack-Room Ballads).

С выходом первого романа Киплинга Свет погас (The Light That Failed) (1890) связаны некоторые библиографические трудности, поскольку он появился в двух вариантах – один со счастливым концом, другой с трагическим. Из-за переутомления здоровье писателя пошатнулось, и большую часть 1891 он провел в путешествиях по Америке и британским доминионам. Вернувшись в январе 1892, женился на сестре американского издателя У.Балестьера, в соавторстве с которым написал не имевший успеха роман Науланка (Naulanka, 1892).

время медового месяца, который чета Киплингов проводила в Японии, банковский крах оставил их без гроша, и они обосновались в доме Балестьеров в Братлборо (шт. Вермонт). За четыре года, прожитых в Америке, Киплинг написал лучшие свои произведения. Это рассказы, вошедшие в сборники Масса выдумок (Many Inventions, 1893) и Труды дня (The Day " s Work, 1898), стихи о кораблях, о море и моряках-первопроходцах, собранные в книге Семь морей (Seven Seas, 1896), и две Книгиджунглей (Jungle Books, 1894–1895). В 1896 он написал книгу Отважные мореплаватели (CaptainsCourageous). Жизнь Киплингов в Новой Англии закончилась нелепой ссорой с шурином, и в 1896 они вернулись в Англию. По совету врачей писатель проводил зимы в Южной Африке, где сблизился с идеологами колониализма А.Милнером, Л.С.Джеймсоном и С.Родсом. Был военным корреспондентом во время англо-бурской войны 1899–1902.

На вершине славы и богатства Киплинг избегал публичности, игнорировал враждебную критику, отказался от звания поэта-лауреата и многих почестей. В 1902 он пос

елился в глухой деревне в графстве Суссекс. В 1901 Киплинг выпустил роман Ким (Kim), свое прощальное слово к Индии, в 1902 – восхитительную детскую книгу Сказки просто так (Just So Stories).

К середине жизни писателя его литературная манера изменилась, теперь он писал неторопливо, осмотрительно, тщательно выверяя написанное. Для двух книг исторических рассказов Пак с холма Пука (Puck of Pook " s Hill, 1906) и Награды и Феи (Rewards and Fairies, 1910) характерен более высокий строй чувств, некоторые из стихов достигают уровня чистой поэзии. Киплинг продолжал писать рассказы, собранные в книгах Пути и открытия (Traffics and Discoveries, 1904), Действие и противодействие (Actions andReactions, 1909), Самые разные существа (A Diversity of Creatures, 1917), Дебети кредит (Debits and Credits, 1926), Ограничение и обновление (Limits andRenewals, 1932).

В 1920-е годы популярность Киплинга уменьшиллась. Гибель сына в Первую мировую войну и неотвязные болезни писатель перенес стоически. Умер Киплинг в Лондоне 18 января 1936.

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Редьярд Киплинг: биография, творчество, факты, видео» — о жизни английского писателя, поэта, новеллиста и лауреата Нобелевской премии по литературе. Годы жизни: 1865-1936.

Джозеф Редьярд Киплинг

Будущий известный писатель, которого по праву причислили к «великим сказочникам», появился на свет в таинственной и загадочной стране — Индии, в Бомбее. Его отец служил преподавателем в художественном училище. Мальчик рос на попечении слуг-индийцев и на хинди начал говорить раньше, чем по-английски.

Хотя большая часть его жизни прошла за пределами Индии, он всегда ощущал себя англоиндийцем. А это была совершенно особая категория людей. Сохраняя живую связь с Англией, своей страной они считали все-таки Индию.

Хорошо ее знали и по-особому любили и саму страну, и населяющие ее народы, не забывая, однако, что они – посланцы более высокой цивилизации. Такой взгляд на население английских колоний – понимающий, внимательный, даже уважительный, но все же свысока – писатель сохранит навсегда, и он многое определит в его творчестве.

Когда мальчик немного подрос, его отправили в Англию. Там он жил у чужих людей, как сам потом говорил – «в доме отчаяния». В своей семье он был балованным любимцем. Здесь его пытались воспитывать строгостью и унизительными наказаниями.

На нервной почве у Редьярда стало быстро ухудшаться зрение. Душевный опыт несвободы и унижения не забылся. «Дом отчаяния» он потом опишет в рассказе «Мэ-э, Паршивая овца» (1888 г.).

Творчество Киплинга

Получив хорошее образование, Джозеф возвратился в Индию. Здесь в одной из газет, которая выходила в городе Лахор, появляются его статьи и рассказы («Ворота Ста Печалей»). Эти рассказы впоследствии составили сборники «Простые рассказы с холмов» (1887 г.), «Вилли-Винки», «Под деодарами», «Три солдата» (все три – 1888 г.).

Для литературы Великобритании эти рассказы явились новым, непривычным жанром. Необычной была прежде всего их краткость: газетные площадки не позволяли развернуться. Но это внешнее обстоятельство мастер слова превратил в художественный прием. В его прозе каждое слово на виду, почти как в стихах.

Английская литература (в отличие от американской и французской) к такому не привыкла. «Киплинг ухватил холодную, ясную жестокость французского рассказа. Рассказы эти вроде уколов: и быстро, и очень больно», – писал Г. К. Честертон.

Язык Киплинга был приближен к повседневной речи англоиндийцев. В частности изобиловал заимствованиями из индийских языков (благодаря чему, многие из них впоследствии утвердились и в литературном английском).

Наконец, сюжеты свои он строил на материале, который для литературы тоже был нов, хотя его первым читателям отлично знаком, – на описаниях жизни колониальных чиновников. Пока известность Киплинга не вышла за пределы Индии, это воспринималось как реализм, причем иногда шокирующе грубый и жесткий.

Вскоре писателем заинтересовалась и английская публика. Бытовой фон его рассказов сразу превратился в экзотику. События и персонажи окутались романтической дымкой.

Поэзия Киплинга

В поэзии Редьярд Киплинг дебютировал еще раньше. Его сборник «Школьная лирика» вышел в 1881 г., когда Джозефу едва исполнилось шестнадцать лет. Его поэтический стиль очень своеобразен. Этот признанный классик стоит особняком в классической английской поэзии.

Редьярд Киплинг: биография и творчество →Потрясающее стихотворение «Если»

Ни язык, ни ритм, ни герои его стихов, кажется, не обращают никакого внимания на традиции.

Язык классической английской поэзии (как и русской) сохраняет многие устаревшие слова и обороты и тем самым обособлен от прозаической речи. Киплинг пишет не просто «прозаическим» языком, но часто языком нарочито неправильным.

Его излюбленный прием – вести рассказ от лица персонажа: солдата, моряка. А они говорят не совсем грамотно – перевирая плохо знакомые слова, употребляя просторечные и диалектные формы и профессиональные выражения. Русский читатель может вспомнить как аналогию песни Высоцкого и Галича.

Киплинг хотел, чтобы стихи звучали как подлинная речь персонажей. А в каком жанре солдат или матрос могут естественно говорить стихами? Конечно, в песне. Поэтому ритмы многих стихотворений будто диктуют мелодию.

Киплинг и впрямь был проповедником, но проповедовал он отнюдь не только империализм. Он пытался научить своих современников жить достойно – даже если не веришь в то, что за каждый поступок, злой или добрый, воздастся на небесах.

Дело и Закон

Киплинг на место Божьих заповедей поставил идею Закона. Его герои постигают и защищают законы своей страны, своего полка, своей «стаи». Иногда и в буквальном смысле, как в рассказах о Маугли.

Закон существует для тех, у кого есть общее Дело. Это – вторая важнейшая ценность для Киплинга. В одном из лучших своих стихотворений – «Томлинсон» – он с издевкой описывает загробную судьбу человека, у которого в жизни не было Дела.

Его не пускают в рай, но и у адских врат повторяется то же. В итоге сатана из жалости отправляет его на землю.

Человек без Дела – не человек. А Делом англичанина Киплинг считал Империю. Но те, кто сочтет его обычным шовинистом, ошибутся. Во-первых, Империя для него означала служение покоренным народам, то есть долг, а не привилегию.

А во-вторых, у Киплинга нет и следа неуважения к тем народам, которые сопротивлялись британской власти. Он понимал, что у них своя «стая», и если они следуют ее Закону, то они – хорошие люди, достойные уважения. Потому что две вещи на свете – Любовь и Война – древнее и выше любого Закона.

Лучшая книга об Индии

Долгое время писатель оставался мастером малой формы: читатели ценили его рассказы и стихотворения. И только в 1900 году вышел «Ким» – шедевр писателя и по общему мнению, лучшая книга об Индии.

В этом романе приключенческая интрига удивительным образом сочетается с философской глубиной, а яркие картины индийской жизни – с психологической четкостью.

Его герои – буддийский монах и мальчик-сирота, сын английского солдата, – одновременно и причастны Индии ( – религия индийского происхождения, а мальчишка вырос беспризорником в индийском городе и чувствует себя в этой стране как рыба в воде), и отделены от нее.

Их глазами и видит читатель все многоцветье языков, религий, народов и обычаев этой великой и прекрасной страны.

Киплинг достиг вершин славы на рубеже веков: она уже шла на убыль, когда в 1907 году писатель получил Нобелевскую премию. А после Первой мировой войны его творчество стало восприниматься в Англии только как назойливая и лживая пропаганда.

В России Киплингу повезло больше, – правда, здесь его знали главным образом как поэта и детского писателя. В наши дни, однако, и в англоязычных странах он становится признанным классиком. Вероятно, миру опять понадобились мужество и честь, певцом которых он был.

Джозеф Редьярд Киплинг (1865-1936) – английский поэт и писатель, новеллист. Во всём мире известны его многочисленные стихи, а также самое лучшее произведение «Книга джунглей». В 1907 году он стал первым английским писателем, который получил по литературе Нобелевскую премию. Его часто называли человек-хамелеон, так сложился жизненный путь Киплинга, что он всё время как будто оказывался между двух миров – белый человек, но родившийся в Индии; он был надежда семьи и в то же время брошенный ребёнок; сказочник, «воспевавший британский империализм».

Сказочное детство

Редьярд появился на свет в Британской Индии, так в Южной Азии называлось колониальное владение британцев. Произошло это в Бомбее 30 декабря 1865 года.

Его отец, Джон Локвуд Киплинг, был руководителем Бомбейской школы прикладного искусства, имел звание профессора, являлся великим знатоком истории Индии, позднее работал в Лахоре на престижной должности директора музея индийской культуры. Также отец увлекался декорированием и скульптурой.

Мама, Алиса Киплинг (Макдональд), родом происходила из известной английской семьи. Алиса была настолько творческой натурой, что про неё даже говорили: «Миссис Киплинг никогда не встретится со скукой в одной комнате». Она писала очерки, которые печатали в местных газетах.

Джон и Алиса познакомились в Англии, романтическая встреча произошла возле озера Редьярд неподалёку от Бирмингема, в честь него они решили назвать своего сына.

Семья Киплингов была очень дружной, и мальчик рос абсолютно счастливым ребёнком. До шести лет его воспитанием занималась няня, родом из Португалии, и индийские домашние слуги. Редьярд был таким хорошеньким, что все его баловали и никогда ни за что не наказывали.

Слуги укладывали мальчика спать, пели колыбельные песни и рассказывали сказки на индийском языке, потому он научился говорить на нём раньше, чем на родном английском. Правда, потом получил от родителей строгий наказ, одевшись после сна, он должен был общаться с папой и мамой чисто по-английски. И тогда ему приходилось быстро в уме перестраивать свои мысли с местных наречий, на которых он думал и мечтал.

Слуги ласково называли мальчика Ридди. Индус брал его с собой на службу в местный храм, где ребёнок любил в полумраке разглядывать улыбающихся индийских Богов. А с няней он обожал ходить на фруктовый бомбейский рынок.

А вечерами Ридди и его младшая сестрёнка со слугами отправлялись на прогулку у моря, он любил расположиться в тени огромных пальм и слушать, как ветер шумит их листьями и нагоняет с моря волны. Пели древесные лягушки, заходило за горизонт солнце, а по жемчужному морю проплывали арабские корабли, где на палубах мальчик рассматривал разодетых в яркие одежды персидских купцов.

Уже тогда весь этот волшебный сказочный мир прочно поселился в детском сознании шестилетнего Редьярда, формируя в нём талант и предопределяя дальнейшую судьбу. Через много лет Киплинг сказал свою знаменитую фразу, ставшую афоризмом: «Скажи, каким ты был в шесть лет, и я опишу тебе всю дальнейшую жизнь» . Недаром потом героем многих его чудесных рассказов стал очаровательный мальчик, шалун и умница, которого все любили.

Обучение

Во всех англоиндийских семьях было принято отсылать детей учиться на родину в Англию, чтобы они получили достойное образование и избавились навсегда от индийского акцента. Но родители Киплинги сделали крайне неудачный выбор. По объявлению была найдена английская семья, куда отдали на воспитание маленького Ридди. Вдова Холлоуэй не понимала, что перед ней ребёнок необычный, она травила его, как могла.

Любая малейшая провинность выливалась в унижение, избиение, строгое наказание с запиранием в тёмном чулане. Всё это наложило отпечаток на успеваемость Редьярда в школе, в учёбе он не блистал. Он очень поздно научился читать, за это получал плохие оценки, которые всё время пытался скрывать, предчувствуя, каким будет наказание. Однажды он решился на скверный шаг, спрятал табель об успеваемости за месяц и сказал, что потерял. Когда обман раскрылся, его избили кочергой, а на следующий день отправили в школу, закрепив на спине табличку «Лжец».

Научившись хорошо читать, только в книгах он стал находить отраду. Редьярд читал их запоем – сказки, приключения, повести о путешествиях, подростковые журналы. Строгой Холлоуэй не понравилось это увлечение ребёнка, и она стала отнимать у него книги. У мальчика не выдержали нервы, он тяжело заболел, потерял зрение на несколько месяцев, его стали мучить галлюцинации.

В 1878 году приехала мама, забрала ребёнка из этого ада и устроила в закрытый колледж полувоенного типа. Здесь готовили для Индии офицеров в армию и чиновников на гражданскую службу. Для армии больной подросток не годился, чиновником он сам не стал бы ни за какие деньги, но здесь давали хорошее образование, и Редьярд настигал упущенное время, занимаясь науками.

Обучение в колледже стоило недорого, Киплингам было вполне по средствам, да и руководил заведением их знакомый. Так что Редьярд учёбу окончил успешно и в возрасте 17 лет вернулся в Индию.

Творческий путь

Молодой Киплинг приехал в Бомбей, где отец уже подготовил ему рабочее место. В «Гражданской и военной газете» парень стал трудиться помощником редактора.

Писать рассказы Редьярд начал ещё во время учёбы в колледже, что и повлияло на такой выбор будущей профессии. Отец читал произведения сына, потому и подыскал ему место именно в издательстве.

В 1883 году в газете был напечатан первый рассказ Киплинга «Ворота ста печалей». Это была сенсация, ведь автору ещё не исполнилось и 19 лет.

Дальше его литературная карьера развивалась стремительно. Он заключил контракт с газетой «Пионер», куда его взяли корреспондентом. Начался период путешествий Киплинга и написаний путевых очерков. Он объездил всю Азию, Англию, Америку, побывал в Бирме, Японии и Китае. Но, наряду с очерками для газеты, сам Редьярд стал замечать в себе редкостный талант выдумщика.

В 1890 году был опубликован его первый роман «Свет погас». Далее последовали стихи «Последняя песнь честного Томаса» и «Баллады о Востоке и Западе». Киплинг набирал популярность, и в Англии его даже прозвали литературным наследником Чарльза Диккенса.

днажды, во время его пребывания в США, одна американская детская писательница попросила Киплинга написать книгу об индийских джунглях. Его захлестнули детские воспоминания, а за сюжет Редьярд взял фольклорную историю о том, как маленького мальчика воспитали звери. Чудесная сказка о том, как сосуществовали человек и животные, вылилась в «Книгу джунглей» в 1894 году и во «Вторую книгу джунглей» в 1895 году. В них было только доброе, светлое, вечное – разум, смелость, человеческое достоинство и дружба. Имя мальчику Киплинг придумал сам. Так появился человеческий дитёныш Маугли («лягушонок»), которого знают и любят теперь во всём мире.

После успехов Маугли Киплинг принял решение посвятить свою жизнь творчеству для детей, которых он очень любил. Одно за другим выходили его произведения:

  • сборники стихов «Белые тезисы» и «Семь морей»;
  • повесть «Отважные мореплаватели»;
  • детская книга «Сказки просто так»;
  • самое лучшее его произведение – роман «Ким»;
  • «Пак с холмов»;
  • «Награды и феи».

В 1907 году за свою яркую фантазию и выдающийся талант Редьярд Киплинг первым среди англичан был удостоен Нобелевской премии по литературе. На момент получения премии ему было 42 года, Киплинг стал самым молодым писателем, получившим Нобелевскую награду, его рекорд до сих пор никем не побит.

Потом началась Первая мировая война, погиб сын Киплинга, самого Редьярда мучил гастрит – всё это отложило отпечаток на творчестве литератора, его писательская активность снизилась. В 1923 году вышла книга «Ирландские гвардейцы во время Великой войны», её Киплинг написал в память о полке, где служил его сын.

Личная жизнь

В январе 1892 года Киплинг женился на сестре своего коллеги, американского издателя Уолкотта Бейлстира, с которым Редьярд работал над повестью «Наулахка». Во время медового месяца Редьярда и Кэролайн обанкротился банк, в котором Киплинг держал свои сбережения. Оставшись без средств к существованию, они отправились в Америку к родственникам Кэролайн. В конце 1892 года у супругов родилась дочь Жозефина. В течение четырёх лет они жили в Америке.

Вслед за Жозефиной у пары родились девочка Элси и мальчик Джон.

В 1899 году на семью обрушилось горе. Сам Киплинг и его старшая дочь Жозефина заболели воспалением лёгких. Редьярд долгое время находился в критическом состоянии, а маленькая девочка справиться с болезнью не смогла. О смерти Жозефины Киплингу сказали не сразу, опасаясь, что такое известие убьёт писателя, который только-только начал поправляться от болезни, но был ещё слишком слаб. Эту потерю Киплинг перенёс тяжело, маленькая Жозефина мерещилась ему везде: в детской комнате, на пустом месте за их семейным столом, в разных уголках тенистого сада.

Во время Первой мировой войны погиб сын Киплинга Джон. Это произошло в сентябре 1915 года, Джон находился в составе ирландских гвардейцев, после битвы при Лосе он пропал. Тело юноши не было найдено, и у отца с матерью долгое время теплилась надежда, что их сын жив, возможно, он попал в плен к немцам. Во время войны Редьярд с супругой работали в Красном Кресте, после окончания военных действий Киплинг стал членом Комиссии по военным захоронениям. В течение четырёх лет он пытался выяснить, что произошло с его сыном, но в 1919 году сделал заявление о том, что признаёт гибель Джона.

У самого Киплинга долгое время мучивший его гастрит перерос в язву. 18 января 1936 года у писателя открылось кишечное кровотечение, Редьярд скончался. Его похоронили в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.

Редьярд Киплинг получил Нобелевскую премию в 42 года, он - самый моло­дой писатель-лауреат. Причину такого необычного успеха следует усматривать прежде всего в его поразительной даровитости.

«Киплинг совершенно самостоятелен. Он оригинален как никто другой в современной.литературе. Могущество средств, которыми он обладает в своем творчестве, прямо неисчерпаемо. Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность рассказа, порази­тельная наблюдательность, остроумие, блеск диалога, сцены гордого и простого героизма, точный стиль, или, вернее, десятки точных стилей, экзотичность тем, бездна знаний и опыта и многое, многое другое составляют художественные данные Киплинга, которыми он властвует с неслыханной силой над умом и воображением читателя».

Для Киплинга не существовало неразрешимых задач. Он блестяще владел и разнообразной стихотворной формой, и новеллой, и рома ном, и сказкой, и очерком. Киплинг стал реформатором английского стиха, а его рассказы - энциклопедией сюжетов. Всего Киплингом выпущено 37 самостоятельных книг беллетристики, в том числе 24 сборника рассказов, 5 книг стихов, 4 романа, 2 книги путевых очерков, 1 пьеса и 1 критическое исследование, а также ряд брошюр на полити­ческую и социальную тематику.

Он много писал об Индии, и в его представлении местное населе­ние - великий народ с гордой душой. В мировой литературе именно у него это показано впервые. Вместе с тем чувствуется четкое понима­ние Киплингом различия между мироощущением и образом действий людей разных рас и народов. В «Балладе о Востоке и Западе» это выра­жено чеканными строками:

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток,

и с мест они не сойдут,

Пока не предстанут Небо с Землей

на Страшный Господень суд.

Перевод Е. Полонской

Преобладание восточной темы в его творчестве не случайно. Родился Киплинг в Бомбее, куда его отец, начинающий художник, от­правился с молодой женой в поисках надежного заработка и устойчи­вого положения в обществе. Мальчик рос в дружной семье, где его отчаянно баловали. Все изменилось, когда шестилетнего Редьярда вме­сте с младшей сестрой Беатрисой отправили в Англию для получения образования. Дети попали на попечение дальних родственников, которые держали нечто вроде частного пансиона. Здесь всем заправ­ляла жестокая и вздорная хозяйка. Она делала все, чтобы подавить волю мальчика, и довела его до нервного заболевания, сопровождав­шегося временной потерей зрения. Проведенные в этом аду шесть лет ставили в душе Редьярда травму на всю жизнь. В одном из рассказов он писал: «Когда детским губам довелось испить в полной мере горь­кую чашу Злобы, Подозрительности, Отчаяния, всей на свете Любви не хватит, чтобы однажды изведанное стерлось бесследно».

После этого мальчика на пять лет определили в закрытую школу в Лондоне, где растили будущих «строителей Империи». От воспитан­ников требовали не столько знаний, сколько подчинения полувоенной дисциплине. Пребывание в шкале оказало решающее влияние на фор­мирование мировоззрения будущего писателя. внушив ему преклоне­ние перед порядком, организованностью.

Первый сборник его стихов «Школьная лирика» был издан в Bндии, когда Киплингу исполнилось 16 лет. Этим был подведен итог отроческих опытов. Вернувшись в 1882 году в Лахор (ныне один из крупнейших городов Пакистана), где работал в то время его отец, Редьярд Киплинг деятельно принялся за журналистику и литературу. В течение пяти лет он работал штатным сотрудником, а затем соредактором «Гра­жданской и военной газеты» в Лахоре. В число его обязанностей вхо­дил выпуск еженедельного приложения к газете с занимательными очерками и рассказами. Поскольку известных авторов привлечь для этого не удалось, молодой журналист сам взялся за работу. Затем ему в таком же качестве довелось сотрудничать в другой газете, после чего он перебрался в Англию, предварительно совершив путешествие в Японию и США. Последний раз Киплинг побывал в Индии в 26 лет, до этого посетив Южную Африку (куда, кстати, ездил в дальнейшем ежегодно летом), Австралию и Новую Зеландию. Вскоре он женился на молодой американке, пробовал обосноваться в Америке, но жизнь в США омрачилась смертью старшей дочери, шестилетней Жозефины, и с 1902 года он поселился в одном из городков Англии, где и прожил до конца дней.

Для Киплинга характерно необычно раннее достижение творчес­кой зрелости. Уже в первой книге стихов «Департаментские песни», вышедшей, когда автору было всего 21 год, и в появившихся в последу­ющие два года нескольких сборниках новелл ощущалась твердая рука мастера.

Ко времени нобелевской славы Киплинг написал почти все из тех произведений, значение которых сохранилось до наших дней: роман «Свет погас», воспроизводящий историю трагической юношеской любви автора, повесть «Маугли » о живущем среди зверей мальчике, роман «Ким» о индийском подростке, состоящем на шпионской службе у англичан, книжку «Сказки просто так для маленьких детей», множе­ство рассказов и стихов.

Слава Киплинга была всемирной. И причиной тому не только его редчайший талант, но и то, что он смог предложить читателям свое, нестандартное видение мира, свое толкование общечеловеческих проблем и проблем личности. Ирландский поэт Уильям Баглер Йетс, ровесник Киплинга, получивший Нобелевскую премию 16-ю годами позже, назвал свое поколение трагическим. Именно этому поколению, первому в истории, довелось столкнуться с крахом религиозного миро­восприятия, итог которому Фридрих Ницше подвел формулой «Бог умер!». Вместе с этой потерей от людей ушло понимание высшего смы­сла мира, разрушились эталоны, с которыми человек мог сверять свои помыслы и поступки.

Выход из этой мировоззренческой катастрофы искали многие, в том числе и те, кто оказался в списке награжденных Нобелевской премией. Киплинг вместе со своим поколением испытал ужас перед опустевшей Вселенной и попытался сконструировать свое понимание нового мира. Единственное спасение от его бессмысленности он видел в действии, освященном высшей, надиндивидуальной целью. Отсюда родилась центральная идея Киплинга - идея высшего нравственного Закона, то есть господствующей над человеком и обществом системы запретов и разрешений, «правил игры», нарушение которых недопустимо. Если ты волк, утверждает он, ты обязан жить по Закону Стаи, если мат­рос - по Закону Команды, если офицер - по Закону Полка. Самым высшим для него стал Закон Британской Империи, в которой он хотел видеть законодателя и лидера, ведущего «избранные народы» к эсхато­логическому спасению.

Наиболее одаренный провидец бедствий XX века Джордж Оруэлл, которого не заподозришь в стремлении согласовать свою точку зрения с канонами узколобой материалистической критики, сказал: «Бессмы­сленно делать вид, будто киплинговский взгляд на вещи, взятый в целом, может быть приемлем или простителен для любого цивилизо­ванного человека...Да, Киплинг - оголтелый империалист». Осо бенно Киплингу доставалось за программное стихотворение «Бремя белого человека» (1898). Оно начинается словами:

Неси это гордое Бремя -

Родных сыновей пошли

На службу тебе подвластным

Народам на край земли -

На каторгу радл угрюмых

Мятущихся дикарей,

Наполовину бесов,

Наполовину людей.

Перевод А. Сергеева

Недостаточность и даже тупиковость мировоззренческой докт­рины Киплинга проявилась сравнительно скоро. Первая мировая вой­на, на фронтах которой погиб его единственный сын, поставила точку под этим приговором времени. Творчество Киплинга перестало быть фактором культуры. Когда его хоронили в Вестминстерском аббатстве (честь, которой удостаиваются немногие), в церемонии, на которой присутствовал премьер-министр Англии, не пожелал участвовать ни один мало-мальски значительный писатель.

И тем не менее книги Киплинга ценят и сейчас. И не только за их высочайшую художественность. Немаловажное значение имеет и его проповедь личной ответственности человека перед миром. Свое миро­ощущение он лучше всего выразил в блестящей «Заповеди» - стихо­творении, написанном в форме обращения к сыну. Из него взят эпи­граф к этому очерку, другим отрывком, характеризующим отношение «железного Редьярда» к жизни, его и закончим:

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Перевод М. Лозинского

ИЗДАНИЯ КИПЛИНГА

Лиспет: Рассказы. Л.: ХЛ, 1968. 487 с.

Стихотворения. Рассказы//БВЛ. Т. 118. М.: ХЛ, 1976. С. 339-732.

Избранное [роман «Свет погас», рассказы, стихотворения]. Л.: ХЛ, 1980.

Ким. Роман. М.: ВШ, 1990, 287 с.

ЛИТЕРАТУРА О КИПЛИНГЕ

Куприн А. Редиард Киплинг//Куприн А. Собр. соч. в 9 т. Т. 9. М.: Правда, 1964. С. 478-483.

Дьяконова Н., Долинин Л. О Редьярде Киплинге//Киплинг Р. Избранное. Л., 1980. С. 3-26.

Долинин А. Загадки Редьярда Киплинга//Киплинг P. I Ьбранное [на англ. яз.]. М.: Радуга , 1983. С. 9-32.

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»



Рассказать друзьям