Краткая биография Радищева Александра: история жизни, творчество и книги. Биография радищева александра николаевича

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Родился в Немцове (г.Москва). Спустя несколько лет семья переехала в село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества (г.Петербург).

А.Н.Радищев - это первый российский революционный писатель и поэт, философ и юрист.

В то время как молодой поэт служил Екатерине II, он ни чуть не забывал о литературе, по возможности читал произведения Иоанна Вишенского и Федора Грибоедова. Наблюдая за жизнью родной страны, по большей мере, обращал внимание на войны, битвы и путешествия, после чего, основываясь на увиденное, писал свои произведения.

Первый свой отрывок, в будущем из собственной книги "Путешествие из Петербурга в Москву", прислал журналу «Живописец» анонимно. Чуть позднее были напечатаны рассказы «Офицерские упражнения», «Дневник одной недели» и «Размышления о греческой истории». В своих произведениях А.Н.Радищев рассуждал о крепостном праве, писал о незаконной торговле людьми.

Правительство не оставило писателя без наказанным, Радищев был выслан в ссылку посмертно. В последние свои годы он успел написать трактат «О человеке, его смертности и бессмертии».

11 сентября Александр Николаевич кончает жизнь самоубийством, чувствую за собой вину перед народом. Вина заключалась в том, что он понимал и знал всю правду о высших слоях общества и не знал как защитить от этого ужаса своих "сородичей". Позднее выяснилось, что умерший оставил письмо, в котором было написано: "Потомство за меня отомстит!"

Биография Радищева для 9 класса

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) – русский писатель, философ, политический и литературный деятель.

Детство и юношество

Родился в семье зажиточного сельского помещика под Калугой. Отец его хоть и не служил, но был человеком образованным и владел несколькими языками, и свою тягу к знаниям передал сыну. Родители старались дать каждому из своих десяти детей достойное образование – и Радищев с ранних лет учился грамоте и языкам.

В 1855 году его отправляют в Москву, где он продолжает обучение под присмотром дяди своей матери. В возрасте 13 лет поступает в Пажеский корпус и отправляется в столицу. К сожалению, практически ничему, кроме умения деражть себя при дворе, в этом заведении обучить юношей не могли; к счастью, Радищеву выпадает возможность приобщиться к европейскому образованию – в числе двенадцати счастливчиков в 1766 году он отправляется слушать учебные курсы в Лейпцигском университете.

После университета

Вернувшись на родину в 1771 году Радищев некоторое время работал на мелкой должности в Сенате, затем перевёлся в штаб Главнокомандующего графа Брюса. Ненадолго оставив службу в 1775 году – для женитьбы – в 1776-ом он снова сменил должность и посвятил себя Коммерц-Коллегии.

Протрудившись там четыре года в статусе асессора, Радищев перешел в подчинение управляющего Петербургской таможней и сделался его ближайшим помощником. По долгу службы вынужденный постоянно общаться с англичанами, Александр Николаевич быстро выучил английский язык, что позволило ему познакомиться с оригиналами великих произведений литературы Великобритании. Еще через десять лет – в 1790 году – Радищев стал управляющим Петербургской таможни.

После «Путешествия из Петербурга в Москву»

Известнейшее произведение Радищева – очерк «Путешествие из Петербурга в Москву» - вышло в свет в том же 1790 году. После заключения под стражу и многочисленных допросов Александру Николаевичу был вынесен смертный приговор, заменённый по милости императрицы Екатерины Второй десятилетней ссылкой. Её цензурный запрет, наложенный на «Путешествие», был окончательно снят только в 1867 году. В ссылке в городе Илимске Радищев прожил в общем счёте пять лет (1792 – 1797).

Помилованный императором Павлом I, он вернулся домой – в усадьбу Немцово, принадлежавшую его семейству. Полную свободу ему даровал Александр I, сменивший Павла на престоле. В 1801 году в Петербурге Радищев был сделан членом Комиссии для составления законов. В течение следующих двух лет он работал над проектом законодательства, основанного на соблюдении всех естественных прав и свобод всех граждан государства.

Ходят слухи о том, что в Комиссии этот проект восприняли в штыки, намекнули Александру Николаевичу, что за него можно поплатиться свободой и угодить во вторую ссылку; после чего тот покончил жизнь самоубийством, отравившись азотной кислотой.

В историографии нет единого мнения о смерти Александра Николаевича Радищева – доподлинно известно, что он скончался 11-го сентября 1802 года, в скором времени был похоронен, но могила его до настоящего времени не сохранилась.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Русский революционер, писатель, философ-материалист, родился 20(31). VIII.1749 г. в Москве в богатой дворянской семье; умер 12(24).IX.1802 г. в Петербурге.

Детские годы провел в подмосковном имении отца селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове (Пензенской губернии).

Начальное образование Александр Николаевич Радищев получил дома, под руководством отца. Грамоте научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. Запомнилась на всю жизнь нянюшка Прасковья Клементьевна.

С 1756 он живет в Москве, в семье родственника М. Ф. Аргамакова, с детьми которого занимается на дому с преподавателями и профессорами недавно открытого первого русского университета (1755).

В 1762, после переворота, на престол вступила Екатерина II . Во время коронационных празднеств в Москве в том же году Александр Николаевич вместе с другими дворянскими юношами был определен в Пажеский корпус. До 1766 он прожил в столице, учась в корпусе и выполняя обязанности пажа при Екатерине, дежуря в царском дворце.

Желая заполнить судебные учреждения образованными юристами, Екатерина решила отправить в Лейпцигский университет наиболее отличившихся пажей. Радищев вместе со своим товарищем Алексеем Кутузовым оказался в их числе.

С 1766-71 учеба в Лейпцигском университете. Там, Радищев занимался не только на юридическом факультете, но изучал литературу, естественные науки, медицину. Университет дал ему отличные знания, помог овладеть в совершенстве несколькими иностранными языками.

Но жили русские студенты в чудовищных условиях, под надзором начальника русской колонии невежественного, жадного и деспотического майора Бокума.

Студенты, «доведенные до крайности», подняли бунт, во главе которого стал старший по возрасту студент Федор Ушаков. Ненавистник рабства, свободолюбец, Ушаков делал блестящую карьеру в Петербурге . Но, увлеченный философией, он бросил службу и вместе с молодыми людьми уехал в Лейпциг. Человек большого самобытного ума и таланта, твердой воли и непреклонного чувства, он завоевал уважение и любовь своих товарищей, заняв место идейного вождя в русской колонии. Бунт против Бокума дал свои результаты: улучшились условия жизни, студенты стали чувствовать себя свободнее и «с того времени жили... почти как ему (Бокуму) неподвластные». Радищев же сделал важный вывод для себя: насилию, неправде, самодержавному гнету надо противиться. Только сопротивляясь, только бесстрашно борясь против деспотической власти, человек может добиться победы и сохранить себя как личность, отстоять свою свободу и достоинство.

Живя в Лейпциге, русские студенты не теряли связей с родиной. Они внимательно следили за работой Комиссии по составлению «Нового уложения» (законов), которая заседала с 1767. Демократические депутаты, споря с дворянскими идеологами, ставили вопрос об ограничении прав помещиков, о смягчении рабства. Они читали сочинения первых русских просветителей - Я.Козельского («Философические предложения»), сатирический журнал Н. Новикова «Трутень», в котором обличались помещики-крепостники, защищались крепостные крестьяне, развертывалась смелая полемика Н. Новикова с самой Екатериной - автором статей в журналов «Всякая всячина».

Помимо посещения лекций в университете, русские студенты приобретали широкие знания в домашних занятиях, которые проходили под руководством Ушакова. Он считал, что нельзя ограничиваться науками, преподававшимися в университете. Изучая философию, он стремился «иметь понятие и о других частях учености». Так началось знакомство с философией и литературой французского Просвещения, с сочинениями Руссо и Гельвеция, Мабли и Дидро. На этих занятиях, по словам Радищева, он начинал «учиться мыслить». Жизнь его в Лейпциге проходила в напряженном идейном развитии, в активной подготовке к исполнению своего долга по возвращении на родину. Накануне окончания срока обучения ему суждено было пережить большое горе: умер его друг и «учитель, по крайней мере в твердости» - Ф. Ушаков.

В конце ноября 1771 Радищев со своими друзьями - Кутузовым и Рубановским - вернулся в Россию. В декабре они уже были назначены протоколистами в сенат. В обязанности протоколиста входило составление экстрактов (краткого извлечения) всех разбиравшихся там дел по челобитным (жалобам) и подготовка проектов решений.

Работа эта требовала знания юриспруденции и русского законодательства. В свое время он, по обязанности пажа бывая во дворце, видел екатерининское правление с его парадной стороны. Теперь сенат открыл ему крепостную Россию с черного хода - без прикрас, какой она была в действительности: с деспотизмом помещиков, бесправием крестьян, с безнаказанными действиями крупных чиновников государства, бравших взятки, обворовывавших казну, торговавших интересами отечества. Служба в сенате - учреждении, призванном следить за исполнением законов,- убеждала его, что искать правду в самодержавном государстве - дело безнадежное.

Первым общественным выступлением Радищева Александра Николаевича был перевод книги Мабли «Размышление о греческой истории», в которой французский просветитель, прославляя гражданские добродетели и демократический характер государственных учреждений древней Греции, нападал на тиранов. Материалы истории перекликались с современностью, позволяли под покровом истории осуждать монархическую власть. Этим и воспользовался Радищев. Его намерение с особой силой и откровенностью проявилось в примечаниях, которыми он снабдил переводимую книгу. Так в число русских просветителей вошел новый деятель.

С мая 1773-75 он работал в штабе финляндской дивизии. Служба в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора), знакомство с делами беглых рекрутов раскрыли Радищеву жизнь крепостного крестьянства, злоупотребления помещиков при продаже рекрутов, преступные действия правительства. Военная служба помогла ему следить за ходом крестьянского восстания, читать приказы военной коллегии, знакомиться с манифестами Пугачева, в которых были высказаны надежды и требования народа. Восстание Пугачева явилось определяющей вехой в идейном развитии Радищева Александра Николаевича. Русская действительность, социальные противоречия эпохи, вылившиеся в могучую крестьянскую войну против своих угнетателей, довершили его воспитание.

Впервые с такой потрясающей очевидностью раскрылась для него ненависть крестьян к своим поработителям.

Впервые он увидел великую энергию народа в общественном движении, его умение создавать свою армию, узнал о выдвинувшихся «из среды народный» замечательных руководителях восстания, военачальниках, во главе с Пугачевым одержавших победы над прославленными генералами. Все это послужило мощным толчком для теоретической работы Радищева, определило демократизм его убеждений.

Именно после крестьянского восстания 1773 - 75 коренные вопросы социального и политического развития отечества стали в центре внимания Радищева А.Н.. Он настойчиво стал изучать жизнь народа, его художественное творчество, проявляя особый интерес к многочисленным и постоянным в крепостническом государстве «бунтам, к расправам крестьян со своими помещиками-мучителями.

В 1775 уйдя в отставку, Радищев Александр Николаевич женился на племяннице своего университетского товарища - Анне Васильевне Рубановской.

В 1777 он вернулся на службу, поступив в Коммерц-коллегию, руководителем которой был гр. А. Р. Воронцов, либеральный вельможа, настроенный оппозиционно к Екатерине II. Огромные знания Радищева, его честность и принципиальность в исполнении своего служебного долга были замечены и высоко оценены Воронцовым. Он приблизил к себе Радищева, между ними возникли дружеские отношения.

Десять лет служил Радищев в таможне в должности помощника Даля.

С 1780-х гг. начинается новый этап развития Радищева - его произведения проникаются революционной мыслью. В своих сочинениях он будет выступать как революционер. Годы, проведённые в Петербурге, были годами напряженной работы - служебной и литературной. Много времени отнимала семья.

В 1780 Радищев написал «Слово о Ломоносове» (опубл. в 1790), в котором дал высокую оценку замечательному русскому деятелю - ученому и поэту, «исторгнутому из среды народныя».

В 1782 - «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего», посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I работы Фальконе (знаменитый Медный всадник). В облике Петра Радищев увидел могучую личность великого преобразователя, русского «плотника», «обновившего Россию». В то же время он подчеркнул и второй лик Петра - «властного самодержца», который, укрепляя русское помещичье государство, «истребил последние признаки дикой вольности своего отечества».

В 1783 после непродолжительной болезни умерла жена Радищева, оставив ему четверых маленьких детей - трех сыновей и дочь. Приходилось заниматься воспитанием детей и всеми домашними делами. К счастью, в лице сестры жены, Елизаветы Васильевны Рубановской, самоотверженной девушки, он нашел верного и доброго помощника.

В то же десятилетие внимание всего мира привлекли события за океаном - там тринадцать английских колоний подняли восстание против колониального владычества королевской Англии и образовали новую республику - Соединенные Штаты Америки: Радищев А.Н. с огромным интересом следил за вооруженной борьбой народа за свою свободу.

В 1783 американская революция победила. Ее опыт подтверждал правильность складывавшейся у Радищева теории, что уничтожить рабство, угнетение может только сам народ, которому свойственно и высшее творчество - революция.

Служба в Коммерц-коллегии, а потом в таможне не могли его удовлетворить. Он стремился к деятельности на благо страждущего в оковах народа. Какой же могла быть эта деятельность? Работа французских и русских просветителей помогала Радищеву определить свой путь.

Он принимает решение выступить единым фронтом с просветителями и передовыми писателями, избрав для этого писательскую деятельность, рассматривая свободное слово как сильное оружие в борьбе. Предстояло написать правду о политическом строе России, о положении народа, о деспотизме екатерининского правления, о революции, которая одна только может преобразовать отечество на началах вольности. Радищев А.Н. определил свое понимание роли писателя: он не только патриот (какими были Ломоносов и Державин), но и революционер, «прорицатель вольности» и потому активный политический деятель, вождь освободительного движения.

В 1783 Радищев закончил оду «Вольность» - первое революционное стихотворение в России. В ней Радищев приветствовал победивший американский народ, славил его революцию. Ода - произведение огромного философского и политического содержания, в ней была изложена теория народной революции. Создавая оду, пробуя свои силы в поэзии, писатель должен был «вдаваться в области неизведанные», прокладывать пути русскому революционному стихотворству. Он избрал жанр оды, который получил широкое распространение в европейском и русском классицизме. В одах раскрывалась высокая, торжественная тема, причем, как правило, высокое определялось тем, что было посвящено богу и царю. Радищев же написал революционную оду, в которой, воспевая свободу, отстаивал право народа судить и казнить царя-злодея. Александр Николаевич создает новое представление о высоком - это стремление человека к свободе, ко всему прекрасному. Ода начинается гимном вольности.

Она «бесценный дар» человека, «источник всех великих дел». Что же является «препоной свободе»? Законы, создаваемые самодержавием и освящаемые церковью, согласно которым у народа отняли вольность и утвердили рабство. Значит, народ имеет право вернуть отнятую у него свободу, выступить против монарха.

Ода завершается вдохновенным пророчеством о будущей победе русской революции.

Историзм помог ему понять, что в современных ему условиях победа еще невозможна.

Ода Радищева «Вольность» глубоко лирична, она воссоздает духовный облик автора - первого русского революционера. Небывалым предстал нравственный мир личности, избравшей для себя жребий «прорицателя вольности». Ненавистник рабства, он мечтал - и это была мечта о революции в России, о «дне, избраннейшем всех дней».

В 1784 из бывших воспитанников Московского университета, определившихся после окончания обучения на службу в столицу, в Петербурге было создано «Общество друзей словесных наук». Кроме бывших студентов, в него входили молодые чиновники, а позже - молодые офицеры. В это общество вступил Радищев А.Н., желая установить тесные связи с передовой молодежью и мечтая подчинить целям революционной пропаганды журнал общества - «Беседующий гражданин». В журнале печатались статьи, получившие общее одобрение всех его членов. На одном из собраний он прочитал статью «Беседа о том, что есть сын отечества», проникнутую «вольностью духа» (опубл. в 1789). Писатель доказывал, что свободного по рождению человека преступно превращать в «тяглый скот». Истинным сыном отечества, патриотом может быть только свободный человек.

Потому им не может быть крепостной крестьянин, превращенный в раба.

В 1787 Радищев закончил автобиографическую повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (опубл. в 1789), посвященную воспоминаниям о годах, проведенных в Лейпцигском университете. Повесть рисовала образ положительного героя - человека и гражданина, готового к борьбе за свободу своего народа.

С середины 80-х гг. Радищев А.Н. приступил к работе над главным своим сочинением - «Путешествием из Петербурга в Москву», в котором мужественный писатель ставил коренные проблемы русской революции. Книга отличалась необыкновенной широтой охвата явлений русской действительности XVIII в. и глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи. Жанр путешествия, при котором возможно описание самых различных сторон жизни, Александр Николаевич использовал для освещения вопросов экономики и права, политики и религии, войны и мира, морали, семейных отношений, положения женщины, воспитания детей, вопросов культуры (школа, цензура, печать) и другого.

Вся книга пронизана, с одной стороны, страстной любовью автора к русскому закрепощенному крестьянину и, с другой - ненавистью революционера к помещикам- крепостникам, «алчным зверям и пиявицам ненасытным», ко всему самодержавно- крепостническому строю. Главными героями книги стали народ, движущая сила будущей революции, и передовой дворянин, от имени которого ведется рассказ, порывающий со своим классом и становящийся в ряды «прорицательной вольности», деятелей революции. Книга должна была «отнять завесу с очей» тех, кто «взирал непрямо на окружающие его предметы», должна была открыть истину, раскрыть заблуждения, научить понимать «истинное блаженство».

Весной 1789 «Путешествие» было отдано в цензуру. Цензор по небрежности дал разрешение печатать книгу, не прочитав ее. Для того чтобы издать революционное сочинение, Радищеву пришлось завести у себя в доме маленькую типографию, где с помощью своих друзей он и напечатал ее в количестве 650 экз.

В апреле 1790 он официально был назначен директором столичной таможни.

А в мае 1790 уже продавалось в книжной лавке Зотова в Гостином дворе «Путешествие». Слух о выходе революционного сочинения быстро распространился по столице. Дошел он и до Екатерины II. Секретарь императрицы Храповицкий записал в дневнике: «Говорено о книге «Путешествие от Петербурга до Москвы»...

Открывается подозрение на Радищева...Сказывать изволили, что он бунтовщик, хуже Пугачева». После ареста книгопродавца Зотова писатель уничтожил нераспроданные экземпляры книги. 30 июня 1790 Радищева по приказу Екатерины был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

В июле 1790 сенат приговорил его к смертной казни «посредством отсечения головы». Екатерина - возможно, из опасений потерять в Европе репутацию просвещенной императрицы - повелела сослать его «на десятилетнее безысходное пребывание» в далекий сибирский острог - Илимск.

8 сентября его, закованного в кандалы, отправили в Сибирь. Императрица, проявляя «милость», была уверена, что он не вынесет тяжелого пути и погибнет, еще не доехав до места ссылки. Так бы оно и случилось, если бы не вмешался вельможа Воронцов. Он потребовал от Екатерины, чтобы она приказала снять с осужденного кандалы.

Затем, используя свои связи с губернаторами и свое влияние, он послал вслед за Радищевым специальных курьеров с письмами к тем губернаторам, через чьи губернии должен был ехать ссыльный. В письмах он просил оказать ему личную услугу и облегчить осужденному Радищеву Александру Николаевичу условия тяжелой дороги. Желая заручиться поддержкой могущественного вельможи, губернаторы выполнили его просьбы, снабдили Радищева всем необходимым для дальнего и трудного пути. В далеком Тобольске он задержался на полгода. Туда же к нему прибыла Елизавета Васильевна Рубановская с его двумя младшими детьми.

Мужественная девушка, полюбив Александра Николаевича, решила последовать в Сибирь за дорогим ей человеком, чтобы быть вместе с ним, чтобы облегчить его участь и скрасить его жизнь в ссылке.

Ни следствие, ни суд, ни ссылка не сломили могучий дух революционера. Живя в Илимске, он ищет и находит способы и пути к многообразной деятельности. В центре всех занятий Радищева в Илимске была работа над философским сочинением «О человеке, о его смертности и бессмертии», за которое он принялся уже на двенадцатый день своей илимской жизни. В нем основной философский вопрос - об отношении сознания к природе - Радищев А.Н. решал как материалист. Он указывал, что мозг является материальным органом мысли.

Здесь же он развивал тезис о познаваемости мира человеком, категорически отвергая учение о врожденных идеях. Развивая идею изменения природы, вскрывая влияние окружающей среды на развитие организма, Радищев, однако, оставался метафизическим материалистом. Он писал: «Шествие природы есть тихо, неприметно и постепенно».

Он не только освоил достижения материализма и естественных наук XVIII в., но и внес в теоретическую разработку проблем материализма революционную идею, которая отличает его от материализма французских энциклопедистов, бывших сторонниками мирных способов социальных преобразований.

Смерть Екатерины в ноябре 1796 избавила Александра Николаевича от сибирской ссылки. Новый император Павел разрешил ему покинуть Илимск и поселиться в подмосковном имении его отца Немцове, где он должен был жить под строжайшим полицейским надзором. Радость возвращения в родные края была омрачена новым несчастьем: по дороге простудилась и после тяжёлой болезни умерла подруга Елизавета Васильевна. В Немцово он прибыл с маленькими детьми.

Только в 1801 он получил полную свободу, когда на престол вступил Александр I . Вернувшись в Петербург, Радищев много работает, пишет поэтические и прозаические сочинения, встречается с новыми общественными деятелями - просветителями, литераторами. Указом нового царя он назначается в Комиссию по составлению законов и активно занимается составлением проектов законодательных реформ. До нас дошли три юридических сочинения Радищева:

«О законоположении»,

«Проект гражданского уложения».

«Проект для разделения уложения Российского».

Программа Радищева, сформулированная им в 1802 в законодательных сочинениях, включала требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, уничтожения чудовищного произвола властей, отмены телесных наказаний. И в период либеральных обещаний Александра I писатель подвергался травле в Комиссии по составлению законов за вольнолюбивые «особые мнения» по казусным (спорным) делам («О ценах за людей убиенных», «О праве подсудимых отводить судей и выбирать себе защитника»). Председатель комиссии гр. П. В. Завадовский заявил Радищеву, что если он не смирится, то его ждет новая сибирская ссылка. Понимая невозможность осуществления своих идеалов, Радищев А.Н. в ответ на угрозы и преследования покончил жизнь самоубийством.

Главной книгой Радищева, делом его жизни, революционной энциклопедией русского Просвещения, было «Путешествие из Петербурга в Москву». Пушкин называл его «сатирическим воззванием к возмущению». Выдвинув идею народной революции, Р. изобразил народ в своем «Путешествии» так, как он еще никогда не изображался ни в русской, ни в мировой литературе. До Радищева народ не был героем искусства. Для классицизма жизнь крепостного крестьянства - «низкая» тема, поэтому писатели-классицисты изображали не народ, а отдельного крестьянина, да и то как сатирический персонаж - в комедии или басне. Новое искусство - сентиментализм - разрушало сословный принцип и учило ценить любого человека, вне зависимости от его происхождения и положения.

Но своим героем оно сделало не народ, а представителя третьего сословия, чаще всего мелкого буржуа, человека, делающего карьеру или отстаивающего свое семейное счастье. В русской литературе первое изображение крепостного мы встречаем у Новикова в «Трутне» (1769). В соответствии со своими просветительскими убеждениями он протестовал против крепостного права, показывал униженную рабством и ужасающей нищетой жизнь, взывал к чувству, к человеколюбию, к жалости дворян. Отсюда и характер изображения крепостного: несчастный Филатка лишь скорбно плачется на свою судьбу, он не протестует, но молит барина быть милостивым отцом своих крепостных.

Радищев , писатель-революционер, сделал именно народ героем своей книги, совершив тем самым переворот в литературе. Его открытие состояло в том, что, изображая русских крестьян, людей, отягощенных рабством, низведенных крепостничеством на положение «пленников в отечестве своем», он героизировал их, видя в каждом мужике дремлющую до случая силу, которая сделает его истинным сыном отечества, патриотом, деятелем революции. Мы чувствуем в «Путешествии» в каждом русском крепостном будущего освободителя России. Через индивидуальный облик каждого просвечивает потенциальная судьба свободного человека. Радищев писал так о русском народе потому, что верил и понимал, что именно ему предстоит решить судьбу русского государства, обновить отечество.

Образ бурлака открывает галерею крестьян «Путешествия». Утверждая свою веру в народ, Радищев дерзко бросает вызов дворянству и самодержцу, заявляя: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровью от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской». В Любани происходит встреча с пашущим крестьянином. Писатель подчеркивает: как ни чудовищно положение крепостного, но его труд, даже безмерно тяжелый, спасает его и от голодной смерти, и от нравственной гибели. Несмотря на бедность, он полон достоинства и потому не плачется, а судит своего жестокого барина. В нем нет ни капли смирения и унижения.

Еще более характерна встреча путешественника с крестьянской девушкой Анютой в деревне Едрово. Несмотря на бедность, сиротство и рабское положение, она независима, горда, полна достоинства. Основа ее жизненного поведения, как и у крестьянина из Любани,- труд. По деревне о ней слава: «Какая мастерица плясать! всех за пояс заткнет, хоть бы кого... А как пойдет в поле жать... загляденье». Крестьянин из Любани, Анюта из Едрова - крепостные, сумевшие, несмотря на гнет рабства, сохранить в себе «величественные преимущества человека».

Встреченный в Городне рекрут - крепостной интеллигент; волею «человеколюбивого помещика» он получил образование, и в нем оказались разбуженными дремавшие силы, таланты и способности. Главное в нравственном облике образованного крепостного - рост самосознания; он говорит о себе: Я «есмь человек, реем другим равный».

Он «тверд в мыслях» и ненавидит «робость духа». Разбуженное в нем человеческое достоинство делает его активным и смелым. Как истинно русский человек, он терпелив, но до предела. Он грозно предупреждает своего мучителя: «не доводи до отчаяния души», «страшись!». Рядом с образом крепостного интеллигента - образ Ломоносова, сына холмогорского рыбака («Слово о Ломоносове»). Крепостной интеллигент - только возможность, Ломоносов - свершение. Ломоносов - великий деятель русской национальной культуры - неопровержимое свидетельство талантливости русского трудового народа, его огромных потенциальных сил, его способности к величайшему созидательному творчеству.

С еще большей силой новаторство Александра Николаевича Радищева проявилось в созданном им коллективном образе народа. Крестьяне даны Р. в действии, в наивысший момент своей жизни - в момент, когда они совершали справедливое отмщение своим мучителям и поработителям. Впервые мы сталкиваемся с народом в действии в главе «Зайцево», где крестьяне, доведенные до крайности помещиком, обрушили на него свое мщение. В главе «Хотилов» прямо говорится о Пугачевском восстании, которое подняло десятки тысяч крестьян и сделало из них мужественных воинов, одушевленных желанием «освободиться от своих властителей». Создавая образ русского народа, писатель использовал народнопоэтические мотивы, в особенности русскую песню. Он был убежден, что песня, обнаруживая «образование души нашего народа», раскрывает его характер. Герцен отлично понял это, сказав, что в песне автор «Путешествия» нашел «ключ к таинствам народа». Новаторство Радищева как писателя тесно связано с его революционными убеждениями.

Создав первую революционную оду - «Вольность», он утверждал пафос борьбы за свободу человека как основное содержание гражданской поэзии, тем самым надолго определив поэтический словарь русской вольнолюбивой лирики - декабристов, Пушкина, Лермонтова, Огарева. При внешнем сходстве книги Радищева А.Н. с жанром сентиментального путешествия она не может быть отнесена к литературному направлению сентиментализма. Пафос «Путешествия» Радищева не в изображении внутреннего мира автора, а в создании реальной картины действительности, правдивых, социально заостренных портретов крестьян и крепостников.

Исторический подход к обществу, понимание социальной обусловленности человека позволили Радищеву создавать типические характеры. Своим творчеством он способствовал победе реализма в русской литературе.

Александр Николаевич Радищев. Родился 20 (31) августа 1749 года в Верхнем Аблязово (Саратовская губерния) - умер 12 (24) сентября 1802 года в Санкт-Петербурге. Российский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.

Александр Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича Радищева (1728-1806), сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича.

Детство провёл в отцовском имении в сельце Немцово Боровского уезда Калужской губернии. В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками.

Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглым солдатом.

Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755-1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году, после коронации , Радищев был пожалован в пажи и направлен в Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами.

Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. За время, проведенное там, Радищев колоссально расширил свой кругозор. Помимо основательной научной школы, он воспринял идеи передовых французских просветителей, труды которых в огромной степени подготовили почву для разразившейся через двадцать лет буржуазной революции.

Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Ушаков по тому большому влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Ушаков был человек более опытный и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали сразу его авторитет. Он служил для других студентов примером, руководил их чтением, внушал им твёрдые нравственные убеждения. Здоровье Ушакова было расстроено ещё до поездки за границу, а в Лейпциге он ещё испортил его, отчасти плохим питанием, отчасти чрезмерными занятиями, и захворал. Когда доктор объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твёрдо встретил смертный приговор. Он простился с своими друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным». Последние слова Ушакова «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Радищева.

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку и женился, а спустя два года поступил на службу в Коммерц-коллегию, ведавшую торговлей и промышленностью. Там он очень близко подружился с графом Воронцовым, который впоследствии всячески помогал Радищеву во время его ссылки в Сибирь.

С 1780 года работал в Петербургской таможне, дослужившись к 1790 до должности её начальника. С 1775 года по 30 июня 1790 года он жил в Петербурге по адресу: Грязная улица, 14 (ныне улица Марата).

Основы мировоззрения Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности. Возвратясь в 1771 году в Петербург, он спустя пару месяцев прислал в редакцию журнала «Живописец» отрывок из своей будущей книги «Путешествие из Петербурга в Москву» , где тот и был анонимно напечатан. Через два года был издан перевод Радищева книги Мабли «Размышления о греческой истории». К этому периоду относятся и другие работы писателя, такие как «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

В 1780-х годах Радищев работал над «Путешествием», писал и другие сочинения в прозе и стихах. К этому времени относится огромный общественный подъем во всей Европе. Победа американской революции и последовавшая за ней французская создали благоприятный климат для продвижения идей свободы, чем и воспользовался Радищев.

В 1789 году он завел у себя дома типографию, а в мае 1790 напечатал своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Его трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» содержит многочисленные парафразы сочинений Гердера «Исследование о происхождении языка» и «О познании и ощущении человеческой души».

Книга стала быстро раскупаться. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие» и которая назвала Радищева - «бунтовщик, хуже Пугачева».

Радищев был арестован , дело его было перепоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберег детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог.

Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

После воцарения Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов.

Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д.

Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой: выпил яд и умер в страшных мучениях.

В книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, предложена иная версия гибели Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти, по Бабкину, стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти.

В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллежский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.

Могила Радищева до настоящего времени не сохранилась. Предполагается, что его тело было захоронено вблизи Воскресенской церкви, на стене которой в 1987 году установлена мемориальная доска.

Семья и личная жизнь Радищева:

Александр Радищев был женат дважды.

Первый раз он женился в 1775 году на Анне Васильевне Рубановской (1752-1783), приходившейся племянницей его товарищу по обучению в Лейпциге Андрею Кирилловичу Рубановскому и дочерью чиновнику Главной дворцовой канцелярии Василию Кирилловичу Рубановскому. В этом браке родилось четверо детей (не считая двух дочерей, умерших в младенчестве):

Василий (1776-1845) - штабс–капитан, жил в Аблязове, где женился на своей крепостной Акулине Савватеевне. Его сын Алексей Васильевич стал надворным советником, предводителем дворянства и городским головой Хвалынска.
Николай (1779-1829) - писатель, автор поэмы «Алёша Попович».
Екатерина (1782)
Павел (1783-1866).

Анна Васильевна умерла при рождении сына Павла в 1783 году. Вскоре после высылки Радищева, к нему в Илимск, вместе с его двумя младшими детьми (Екатериной и Павлом) приехала младшая сестра его первой жены Елизавета Васильевна Рубановская (1757-97). В ссылке они вскоре начали жить как муж и жена. В этом браке родилось трое детей:

Анна (1792)
Фёкла (1795-1845) - вышла замуж за Петра Гавриловича Боголюбова и стала матерью известного русского живописца-мариниста А. П. Боголюбова.
Афанасий (1796-1881) - генерал-майор, подольский, витебский и ковенский губернатор.

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31 – по новому стилю) августа 1749 года в семье состоятельного помещика. Грамоте обучался по часослову и Псалтырю. Когда Радищеву исполнилось шесть лет, к нему приставили учителя-француза. Впоследствии выяснилось, что тот был беглым солдатом. Тогда отец решил отправить ребенка в Москву и отдать его на воспитание в дом М. Ф. Аргамакова – родственника по материнской линии. Там Радищев получил хорошее образование. Не в последнюю очередь благодаря гувернеру-французу, бывшему советнику руанского парламента, который сбежал от преследований правительства Людовика XV. Возможно, именно он первым познакомил Радищева с некоторыми идеями философии эпохи Просвещения.

В 1762 году Радищев переехал в Санкт-Петербург, чтобы начать обучение в Пажеском корпусе. В 1766 году по приказу Екатерины II двенадцать молодых дворян были отправлены в Лейпциг для научных занятий. Среди них оказался и Радищев. Годы, проведенные в Лейпцигском университете, не прошли для него даром. На родину Радищев вернулся в 1771 году, будучи одним из самых образованных людей своего времени, причем не только в России.

Приехав в Петербург, Александр Николаевич поступил на службу в Сенат, но долго там не смог оставаться. В частности, ему мешало плохое знание русского языка, который он практически забыл за время пребывания в Германии. Кроме того, Радищеву не нравилась грубость начальства. После Александр Николаевич стал обер-аудитором в штабе генерал-аншефа Брюса, командовавшего в Петербурге. В 1775 году Радищев вышел в отставку, женился. В 1778 году он поступил на службу в Коммерц-коллегию. С 1780 года работал в Петербургской таможне, за десять лет ему удалось дослужиться до должности ее начальника.

В 1790 году Радищев напечатал в собственной домашней типографии свое главное сочинение – «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга попала в руки Екатерины II и вызвала ее недовольство. Сохранился экземпляр, испещренный циничными пометками императрицы. Радищева Екатерина II охарактеризовала следующим образом: «Он бунтовщик хуже Пугачева». В итоге писателя арестовали. На допросах Александр Николаевич раскаивался, надеясь смягчить грозившее ему наказание. При этом порой он высказывал те же мысли, что фигурировали в «Путешествии из Петербурга в Москву».

В сентябре 1790 года был издан именной указ. В нем говорилось, что Радищев заслуживает смертной казни. «По милосердию и для всеобщей радости» она была заменена на десятилетнюю ссылку в Сибирь, в Илимский острог. Из ссылки Радищева вернул император Павел I в 1796 году. Александру Николаевичу предписали жить в его имении в селе Немцове Калужской губернии. За перепиской и поведением Радищева было велено наблюдать губернатору. Полную свободу писатель получил только после восшествия на престол Александра I в 1801 году. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии для составления законов. Александр Николаевич скончался 12 (24 – по новому стилю) сентября 1802 года. Могила писателя до наших дней не сохранилась.

Краткий анализ творчества

В числе первых литературных опытов Радищева, предназначенных для печати, - перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), который Александр Николаевич дополнил семью своими примечаниями. Одно из них можно считать конспектом работы Руссо «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762). В частности, в этом примечании Радищев рассуждает о самодержавии, называя его «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».

Американская революция, воспринятая Александром Николаевичем как война народа против угнетателей, вдохновила Радищева на создание оды «Вольность» (1781-83), которая считается наиболее значительным его поэтическим произведением. В ней Радищев прославляет свободу человека, провозглашает право народа свергнуть монарха и казнить. Впоследствии она была включена в книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» .

В конце 1780-х годов Александр Николаевич завершил работу над произведением «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Оно посвящено другу Радищева, с которым писатель учился в Лейпцигском университете и который рано скончался. Книга пользовалась успехом. По замечанию княгини Дашковой, в произведении «встречались опасные мысли и выражения». Несмотря на это, тогда Радищев не подвергся преследованиям со стороны властей.

«Путешествие из Петербурга в Москву» создавалось Александром Николаевичем на протяжении многих лет. С точки зрения формы повесть следует канонам жанра сентиментальных путешествий. Главы получили название в честь населенных пунктов, мимо которых следует автор. Что касается содержания, то в книге нашли отражение размышления и чувства Радищева, касающиеся всех главных вопросов бытия Российской империи. Особое внимание уделено тяжелому положению крепостных крестьян.

Среди философских произведений Радищева стоит отметить трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», написанный в ссылке. Главная проблема, которая в нем рассматривается: бессмертна ли душа человека и если да, то в каком виде она существует после смерти тела? Трактат Радищева в большей степени приглашает читателя к размышлению, нежели предлагает ему безусловные истины.

Происхождение

Александр Николаевич Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича , сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича. Первые годы жизни писателя прошли в Немцове (под Малоярославцем Калужской губернии).

Образование

В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди (мать Радищева, в девичестве Аргамакова, состояла в родстве с директором университета Алексеем Михайловичем Аргамаковым). Здесь Радищев был поручен заботам хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году Радищев был пожалован в пажи и отправился в Петербург для обучения в пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами. Через четыре года, в числе группы студентов, он был отправлен в Лейпциг для обучения праву. Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Васильевич Ушаков по тому огромному влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова.

Служба

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку, а в 1778 году снова поступил на службу в Коммерц-коллегию, впоследствии (в 1788 году) перейдя в петербургскую таможню.

Литературная деятельность

Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), затем начал составлять историю Российского Сената, но написанное уничтожил.

Литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». Вслед за ним Радищев выпустил своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» . Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы ». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь» .

Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Радищев был арестован, дело его было «препоручено» С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своём раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии». Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье », о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

Ссылка

4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской» ; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

Возвращение и смерть

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яд и умер в страшных мучениях.

Тем не менее в книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, мы находим исчерпывающее объяснение обстоятельств смерти Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою », при выносе был священник Василий Налимов. А. П. Боголюбову, конечно, были известны эти обстоятельства, и он даёт имя деда для православного поминовения.

Потомки

Дочери - Анна и Фёкла. Последняя вышла замуж за Петра Гавриловича Боголюбова и стала матерью известного русского живописца-мариниста Алексея Петровича Боголюбова.

Сын - Афанасий, губернатор Подольской губернии в 1842 году, Витебской губернии в 1847-1848 годах, в 1851 году был Ковенским губернатором.

Адрес в Санкт-Петербурге

Увековечивание памяти

В Москве есть улицы Верхняя и Нижняя Радищевская, на Верхней стоит памятник писателю и поэту.

Улица Радищева есть в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Также в честь Радищева названы улицы в Петрозаводске, Иркутске, Мурманске, Туле, Тобольске, Екатеринбурге, Саратове, бульвар в Твери .

Пушкин о Радищеве

Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А.С. Пушкина. Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву» в юности, Пушкин явно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819), а также учитывает в «Руслане и Людмиле» опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Альоша Попович» (Пушкин ошибочно считал автором этой поэмы Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям юного Пушкина. Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е годы сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 году Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике», сопроводив их статьёй «Александр Радищев» - самым развёрнутым своим высказыванием о . Помимо смелой попытки впервые после 1790 года ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора.

"Мелкий чиновник, человек безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия, противу Екатерины! … У него нет ни товарищей, ни соумышленников. В случае неуспеха - а какого успеха может он ожидать? - он один отвечает за всё, он один представляется жертвой закону. Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию.…

«Путешествие в Москву», причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Мы бы могли подтвердить суждение наше множеством выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного.…

Какую цель имел Радищев? Чего именно желал он? На сии вопросы вряд ли бы мог он сам отвечать удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. Все прочли его книгу и забыли её, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, несколько благонамеренных предположений, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностию и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви" .

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем, публикация всё равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. В черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу» .

Восприятие Радищева в XIX-XX вв.

Представление о том, что Радищев - не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём:

«Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности ».

Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева:

«У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше ».

С подобным восприятием, конечно, должна соотноситься и статья А. С. Пушкина. И оценка, данная в 1858 году А. И. Герценом при публикации «Путешествия» в Лондоне (он ставит Радищева в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов»), вылившаяся в 1918 в характеристику А. В. Луначарского: «пророк и предтеча революции », восходит, несомненно, к этой, сложившейся ещё в первые десятилетия XIX века оценке «Путешествия из Петербурга в Москву» не как художественного произведения, а как человеческого подвига. Г. В. Плеханов подметил, что под влиянием радищевских идей «совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий » . Следует отметить, что на допросах декабристов, когда Следственный комитет, назначенный императором Николаем I и руководимый им, ставя вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли », хотел показать случайный характер выступления декабристов, возникший якобы под влиянием заимствованных идей - декабристы действительно называли имена великих французских просветителей, английских экономистов, немецких философов, приводили примеры из произведений величайших мыслителей древнего мира, но подавляющее большинство из них называло, в первую очередь, имя Александра Николаевича Радищева - настолько глубоко в сознание передового русского общества проникли свободолюбивые, антикрепостнические идеи Радищева .

Вплоть до 1970-х годов возможности ознакомиться с «Путешествием» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 году почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 года, когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил полторы тысячи экземпляров. В 1905-1907 годах вышло несколько изданий, но после этого 30 лет «Путешествие» в России не издавалось. В последующие годы его издавали несколько раз, но в основном для нужд школы, с купюрами и мизерными по советским меркам тиражами. Ещё в 1960-х годах известны жалобы советских читателей на то, что достать «Путешествие» в магазине или районной библиотеке невозможно. Только в 1970-х годах «Путешествие» начали выпускать по-настоящему массово. В 1930-1950 годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное «Полное собрание сочинений Радищева», где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические.

В 1950-1960 годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Штром и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. И. Эйдельман и др.). В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и другие, подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, несводимая к борьбе против крепостного права .

Философские воззрения

«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“.

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“. Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“. Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи - воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева - позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.»

Сочинения

  1. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву - СПб.: б. и., 1790. - 453 с.
  2. Радищев А. Н. Князь М. М. Щербатов, «О повреждении нравов в России»; А. Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». С предисловием Искандера (А. И. Герцен). - London, Trübner, 1858.
  3. Радищев А. Н. Сочинения. В двух томах./Под ред. П. А. Ефремова. - СПб., 1872. (издание уничтожено цензурой)
  4. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений А. Радищева / Ред., вступ. ст. и прим. В. В. Каллаша. Т. 1. - М.: В. М. Саблин, 1907. - 486 с.: п., То же Т. 2. - 632 с.: ил.
  5. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. Т. 1 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1938. - 501 с.: п. То же Т. 2 - М.; Л.: Академия наук СССР, 1941. - 429 с.
  6. Радищев А. Н. Стихотворения / Вступ. ст., ред. и примеч. Г. А. Гуковского. Ред. коллегия: И.А. Груздев, В.П. Друзин, А.М. Еголин [и др.]. - Л.: Сов. писатель, 1947. - 210 с.: п.
  7. Радищев А. Н. Избранные сочинения / Вступ. ст. Г. П. Макогоненко. - М.; Л.: Гослитиздат, 1949. - 855 с.: П, к.
  8. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения / Под общей ред. и с предисл. И. Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. - 558 с.: п.
  9. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. 1749-1949 / Вступит. статья Д. Д. Благого. - М.; Л.: Гослитиздат, 1950. - 251 с.: ил.
  10. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. К 150-летию со дня смерти. 1802-1952 / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. - М.: Госполитиздат, 1952. - 676 с.: п.
  11. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / Вступит. статья Д. Благого. - М.: Дет. лит., 1970. - 239 с. То же - М.: Дет. лит., 1971. - 239 с.

Литература

  1. Шеметов А. И. Прорыв: Повесть об Александре Радищеве. - М.: Политиздат, 1974 (Пламенные революционеры) -- 400 с, ил. То же. - 2-е изд., перераб. и доп. - 1978. - 511 с, ил.

Примечания

  • Радищев Н.А. О жизни и сочинениях А. Н. Радищева / Сообщ. Н. П. Барсуков // Русская старина. - 1872. - Т. 6. - № 11. - С. 573-581.
  • Сухомлинов М. И. К биографии А. Н. Радищева // Исторический вестник. - 1889. - Т. 35. - № 1. - С. 244-246.


  • Рассказать друзьям