Краткая биография шумана. Шуман, Роберт – краткая биография Монеты и почтовые марки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Известный немецкий композитор Роберт Шуман - романтик, мечтатель с нежной и ранимой душой, привнес в традиционную классическую размеренность мирового музыкального искусства прогресс и новаторство. Соединив в своем творчестве поэтику, гармонию и философию, он добился того, что его произведения были не просто мелодичными и красивыми по звучанию, но были внешним отражением внутреннего мироощущения человека, его стремлением выразить душевное состояние. Шумана с полным правом можно считать новатором, стремившемся к прогрессу в европейской классической музыке 19 века.

Годы жизни

Шуман прожил не слишком длинную жизнь, отмеченную печатью и страданиями тяжелой и мучительной болезни. Он родился 8 июня 1810 года, а умер 29 июля 1856 года. Его родная семья была совершенно не музыкальной. Он родился в семье книгопродавца, где помимо него было четверо старших детей. С семи лет мальчик начинает заниматься музыкой у местного органиста, а в 12 лет он попытался создать собственное музыкальное произведение.

Родители мечтали, чтобы их сын стал юристом и Роберт потратил несколько лет на учебу, чтобы угодить им, но оказалось, что его призвание к музыке гораздо сильнее желания угодить родителям и устроить благополучное будущее для себя. Учась в Лейпциге на юридическом факультете, она все свободное время посвящал музыке.

Его знакомство с Францем Шубертом, путешествие в итальянскую Мекку искусства – Венецию, восторг от посещения концертов Паганини, укрепили в нем желание посвятить себя музыке. Он начинает брать уроки фортепьяно у Фридриха Вика, где знакомится со своей будущей женой Кларой, ставшей его верной единомышленницей и спутницей до конца жизни. Ненавистная юриспруденция остается в стороне, и Шуман полностью посвящает себя музыке.

Его стремление стать пианистом закончилось практически трагически. Для увеличения беглости пальцев, что очень важно для исполнителя, Шуман сделал операцию, которая оказалась неудачной, и он потерял возможность сделать карьеру музыканта. Но теперь он все свое время посвящал сочинительству музыкальных произведений. Вместе с другими молодыми музыкантами Шуман начинает выпускать журнал «Новая музыкальная газета». Для этого журнала Шуман пишет большое количество критических статей о современном музыкальном искусстве.

Произведения Роберта Шумана, начиная с самых первых произведений, полны романтизма, идиллической мечтательности и наполнены отголосками его собственных чувств. Но, не смотря на столь модный для его времени налет сентиментальности, в нем было развито стремление к материальному успеху. Особенно это проявилось, когда Шуман решил создать семью. Его избранницей стала Клара Вик, дочь его музыкального педагога и наставника. Клара была одаренной и очень успешной пианисткой, поэтому союз этих двух музыкально талантливых людей был очень гармоничным и счастливым.

Практически каждый год в семье Роберта и Клары появлялся очередной ребенок, всего их было восемь. Но это не помешало супругам успешно гастролировать по европейским городам. В 1844 году они посетили с концертами Россию, где им был оказан очень теплый прием. Его супруга была удивительной женщиной! Сама прекрасная пианистка, она, сознавая необыкновенный талант своего мужа, постаралась оградить его от бытовых сложностей, и Шуман смог полностью посвятить себя сочинительству.

Шестнадцать счастливых супружеских лет подарила судьба Шуману, и только тяжелая душевная болезнь омрачала этот счастливый союз. В 1854 году болезнь обострилась и даже добровольное лечение в передовой клинике не помогло. В 1856 году Шумана не стало.

Творчество композитора

Роберт Шуман оставил после себя огромное музыкальное наследие. Начиная с первых напечатанных произведений «Бабочки», «Давидсбюндлеры», «Фантастические пьеы”, «Крейслериана» таких воздушных, нежных, прозрачных миниатюр, наполненных воздухом и светом, и заканчивая операми «Фауст», «Манфред», симфониями и ораториями, он всегда оставался, верен своему идеалу в музыке.

Роберт Шуман, несомненно, тонкий и талантливый мастер, гениально передает все оттенки чувств и настроений, поэтому его знаменитые лиричные циклы «Круг песен», «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», по-прежнему пользуются необыкновенной популярностью среди исполнителей и слушателей. Многие, как и его современники, считают его произведения трудными, сложными для восприятия, но сочинения Шумана это образец духовности и благородства человеческой натуры, а не только блеск и мишура гламурности.

В музыке Шумана воплотились самые характерные черты немецкого романтизма - психологизм, страстное стремление к идеалу, интимность тона, острота иронии и горечь от ощущения убожества мещанского духа (как он сам говорил, «кричащих диссонансов» жизни).

Духовное формирование Шумана началось в 20-е годы XIX века, когда романтизм в Германии только что пережил свой блистательный расцвет в литературе; влияние литературы на творчество Шумана было очень сильным. Трудно найти композитора, у которого переплетение музыки и литературы было бы столь тесным, как у него (разве что у Вагнера). Он был убежден в том, что «эстетика одного искусства есть эстетика и другого, только материал различен». Именно в творчестве Шумана осуществилось глубинное проникновение литературных закономерностей в музыку, характерное для романтического синтеза искусств.

  • прямое сочетание музыки с литературой в вокальных жанрах;
  • обращение к литературным образам и сюжетам («Бабочки»);
  • создание таких музыкальных жанров, как циклы-«рассказы» (), «Новеллетты», лирические миниатюры, подобные поэтическим афоризмам или стихотворениям («Листок из альбома» fis-moll, пьесы «Поэт говорит», «Warum?»).

В своем увлечении литературой Шуман прошел путь от сентиментального романтизма Жан Поля (в юности) к острой критичности Гофмана и Гейне (в зрелые годы), а затем - к Гёте (в поздний период).

Основное в шумановской музыке - сфера духовности. И в этом акценте на мире внутреннем, усилившемся даже по сравнению с Шубертом, Шуман отразил общую направленность эволюции романтизма. Главным содержанием его творчества стала самая личная из всех лирических тем - тема любви . Внутренний мир его героя более противоречив, чем у шубертовского странника из «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути», его конфликт с окружающим миром острее, импульсивнее. Это усиление дисгармонии приближают шумановского героя к позднеромантическому. Сам язык, которым «говорит» Шуман, сложнее, ему присуща динамика неожиданных контрастов, порывистость. Если о Шуберте можно говорить как о романтике-классике, то Шуман в наиболее характерных своих сочинениях далек от уравновешенности, законченности форм классического искусства.

Шуман - композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Его постижение мира - это не последовательный философский охват дей-ствительности, а мгновенная и обостренно чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника. Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается множеством градаций: нежность и ироническая шутка, бурный порыв, драматический накал и растворение в созерцании, поэтических грезах. Портреты-характеры, картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, народный юмор, веселые зарисовки, поэзия быта и сокровенные признания - все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.

«Лирик кратких мгновений», как назвал Шумана Б. Асафьев . Он особенно самобытно раскрывает себя в ци-клических формах, где целое создается из множества контрастов. Свободное че-редование образов, частая и внезапная смена настроений, переключение из одного плана действия в другой, нередко противоположный, - весьма характерный для него метод, отразивший импульсивность его мироощущения. Немалую роль в формировании этого метода сыграла романтическая литературная новеллистика (Жан Поль, Гофман) .

Жизненный и творческий путь Шумана

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в саксонском городе Цвиккау , который в то время был типичной немецкой провинцией. Дом, в котором он родился, сохранился до наших дней, сейчас там музей композитора.

Биографов композитора не случайно привлекает личность его отца, от которого Роберт Шуман очень многое унаследовал. Это был человек очень интеллигентный, незаурядный, страстно влюбленный в литературу. Вместе со своим братом он открыл в Цвиккау книжное издательство и книжный магазин «Братья Шуман». Роберт Шуман воспринял и эту отцовскую страсть к литературе, и выдающийся литературный дар, который так блестяще сказался позже в его критической деятельности.

Интересы юного Шумана сосредотачивались главным образом в мире искусства. Он еще мальчиком сочиняет стихи, устраивает в доме театральные представления, очень много читает и с величайшим наслаждением импровизирует за фортепиано (сочинять он стал с 7 лет). Его первые слушатели восхищались удивительной способностью юного музыканта создавать в импровизациях музыкальные портреты знакомых людей. Этот дар портретиста впоследствии также проявится в его творчестве (портреты Шопена, Паганини, своей жены, автопортреты).

Отец поощрял художественные склонности сына. Со всей серьезностью он отнесся к его музыкальному призванию - даже договорился о занятиях с Вебером. Однако из-за отъезда Вебера в Лондон эти занятия не состоялись. Первым учителем музыки Роберта Шумана стал местный органист и педагог Куншт, у которого он обучался с 7 до 15 лет.

Со смертью отца (1826) страстное увлечение Шумана музыкой, литературой, философией вступило в очень напряженный конфликт с желанием его матери. Она категорически настаивала на том, чтобы он получил юридическое образование. По словам композитора, жизнь его превратилась «в борьбу между поэзией и прозой». В конце концов, он уступает, поступив на юридический факультет Лейпцигского университета.

1828-1830 - университетские годы (Лейпциг - Гейдельберг - Лейпциг). При широте интересов и любознательности Шумана занятия наукой не оставили его полностью равнодушным. И все же он с нарастающей силой чувствует, что юриспруденция - не для него.

В это же самое время (1828 год) в Лейпциге он познакомился с человеком, которому суждено было сыграть в его жизни огромную и неоднозначную роль. Это Фридрих Вик, один из самых авторитетных и опытных фортепианных педагогов. Ярким доказательством эффективности фортепианной методики Вика служила игра его дочери и ученицы Клары, которой восхищались Мендельсон, Шопен, Паганини. Шуман становится учеником Вика, занимаясь музыкой параллельно с учебой в университете. С 30-го года он всецело посвящает свою жизнь искусству, бросив университет. Возможно, это решение возникло под впечатлением от игры Паганини, которого Шуман услышал в том же 1830 году. Оно было исключительным, совершенно особенным, возродив мечту об артистической карьере .

Из других впечатлений этого периода нужно отметить поездки во Франкфурт и Мюнхен, где Шуман познакомился с Генрихом Гейне, а также летнее путешествие по Италии.

Композиторский гений Шумана во всей полноте раскрылся в 30-е годы , когда одно за другим появляются его лучшие фортепианные сочинения: «Бабочки», вариации «Abegg», «Симфонические этюды», «Карнавал», Фантазия C-dur, «Фантастические пьесы», «Крейслериана». Художественное совершенство этих ранних произведений кажется неправдоподобным, ведь только с 1831 года Шуман стал систематически заниматься композицией у теоретика и композитора Генриха Дорна.

Сам Шуман почти все, созданное им в 30-е годы, связывает с образом Клары Вик, с романтической историей их любви . Шуман познакомился с Кларой еще в 1828 году, когда ей шел девятый год. Когда дружеские отношения стали перерастать в нечто большее, на пути влюбленных возникла неодолимая преграда - фанатически упорное сопротивление Ф. Вика. «Забота о будущем дочери» приняла у него крайне жесткие формы. Он увез Клару в Дрезден, запретив Шуману поддерживать какие-либо связи с ней. Полтора года их разделяла глухая стена. Влюбленные прошли через тайную переписку, длительные разлуки, тайное обручение, наконец, открытый судебный процесс. Они поженились лишь в августе 1840 года.

30-е годы - это также период расцвета музыкально-критической и литературной деятельности Шумана. В центре ее - борьба с мещанством, филистерством в жизни и искусством, а также защита передового искусства, воспитание вкуса публики. Замечательное качество Шумана-критика - это безупречный музыкальный вкус, острое чутье на все талантливое, передовое, независимо от того, кто автор сочинения - мировая знаменитость или начинающий, никому не известный композитор.

Дебютом Шумана-критика была рецензия на шопеновские вариации на тему из «Дон Жуана» Моцарта. Эта статья, датированная 1831 годом, содержит знаменитую фразу: «Шляпы долой, господа, перед вами гений!» Так же безошибочно оценил Шуман талант , предсказав никому не известному тогда музыканту роль крупнейшего композитора XIX века. Статья о Брамсе («Новые пути») была написана в 1853 году, после длительного перерыва в критической деятельности Шумана, еще раз подтвердив его пророческое чутье.

Всего Шуманом создано около 200 удивительно интересных статей о музыке и музыкантах. Они часто изложены в форме занимательных рассказов или писем. Одни статьи напоминают дневниковые записи, другие - живые сценки с участием многих действующих лиц. Главные участники этих выдуманных Шуманом диалогов - это Фрорестан и Эвзебий, а также маэстро Раро. Флорестан и Эвзебий - это не только литературные персонажи, это олицетворение двух различных сторон личности самого композитора. Флорестана он наделил активным, страстным, порывистым темпераментом и иронией. Он горяч и вспыльчив, впечатлителен. Эвзебий, напротив, - молчаливый мечтатель, поэт. И то, и другое было в одинаковой степени присуще противоречивой натуре Шумана. В широком же смысле, в этих автобиографических образах воплотились 2 противоположных варианта романтического разлада с действительностью - бурный протест и умиротворение в мечте.

Флорестан и Эвзебий стали наиболее активными участниками щумановского «Давидсбюнда» («Союза Давида»), названного так по имени легендарного библейского царя. Этот «более чем тайный союз» существовал только в голове своего создателя, который определил его как «духовное содружество» художников, объединившихся в борьбе с филистерством за подлинное искусство.

Вступительная статья к песням Шумана. М.,1933.

Например, так же как создателям романтической новеллы в литературе, Шуману был важен эффект поворота в конце, внезапность его эмоционального воздействия.

Данью восхищения игрой гениального скрипача явилось создание фортепианных этюдов по каприсам Паганини (1832-33 гг.)

В 1831 году и Шуману, и Шопену было всего по 21 году.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шумана Роберта Александра

ШУМАН (Schumann) Роберт (1810-56), немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый музыкальный журнал», 1834). Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды», 2-я редакция 1852). Опера «Геновева» (1848), оратория «Рай и Пери» (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849).

ШУМАН (Schumann) Роберт (полное имя Роберт Александер) (8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856, Эндених, предместье Бонна), немецкий композитор.

Победила любовь к музыке
Родился в семье книготорговца и издателя. Рано обнаружил способности пианиста и композитора, а также литературный дар (до зрелого возраста сохранил юношеское пристрастие к творчеству немецкого писателя-романтика Жана Поля, в чьем творчестве лирика причудливо переплетается с гротеском и иронией). В 1828 отправился в Лейпциг изучать право, однако значительную часть своего времени посвящал литературным занятиям и музицированию; брал уроки фортепиано у видного педагога Фридриха Вика (1785-1873), написал несколько фортепианных пьес и песен. Из Лейпцига Шуман переехал в Гейдельберг, где также вместо юриспруденции занимался главным образом музыкой. Вскоре он сумел убедить свою семью в том, что карьера пианиста больше соответствует его наклонностям, и в 1830 вернулся в Лейпциг, где поселился в доме Вика. Вскоре он повредил руку (возможно, из-за использования самодельного механизма для тренировки пальцев) и вынужденно отказался от намерения стать концертирующим пианистом. Тем не менее он продолжал сочинять музыку для фортепиано; в 1830 появился его опус 1 - «Вариации на имя ABEGG» (в теме этих вариаций зашифрована фамилия тогдашней подруги композитора).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Давидово братство
В 1834 Шуман основал в Лейпциге периодическое издание Neue Zeitschrift fur Musik («Новый музыкальный журнал») и до 1844 оставался его главным редактором и выступал в нем в качестве автора. Проявил себя как блестящий, проницательный музыкальный критик, приверженец передовых тенденций в искусстве, первооткрыватель молодых талантов. Свои статьи Шуман нередко подписывал псевдонимами Эвзебий и Флорестан, первый из которых олицетворял лирически-созерцательную, второй - импульсивную, пылкую сторону его личности. Эти герои, наряду с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Н. Паганини и будущей женой Шумана пианисткой Кларой Вик вошли в состав придуманного Шуманом фантастического «Давидова братства» (Davidsbund), противостоящего филистерским взглядам на искусство. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах молодой Шуман избрал форму фортепианного цикла, состоящего из разнообразных по настроению и фактуре характерных пьес. В течение 1830-х годов появились циклы «Бабочки», «Карнавал» (в нем фигурируют музыкальные «портреты» членов Давидова братства - давидсбюндлеров), «Танцы давидсбюндлеров», «Детские сцены», «Крейслериана» (по мотивам прозы Э. Т. А. Гофмана), «Венский карнавал», сборник миниатюр «Фантастические пьесы». «Флорестановское» и «эвзебиевское» начала прихотливо сочетаются и в многочастных непрограммных произведениях этого же периода - трех сонатах (третья из них включает обаятельные «Вариации на тему Клары Вик»), масштабной трехчастной Фантазии, «Симфонических этюдах» (в форме вариаций на тему Ф. Вика), «Юмореске».

Любовь
Сердечные дела всегда играли важную роль в жизни Шумана, влияя на его творчество. В середине 1830-х годов начался роман Шумана с Кларой, дочерью Вика, который всячески стремился воспрепятствовать их браку. Противодействие Вика было преодолено только решением суда, в 1840 признавшего за Кларой право на замужество без отцовского согласия. Период борьбы за Клару и вынужденной разлуки с ней был отмечен в жизни композитора глубокими депрессиями. Бракосочетание Шумана и Клары состоялось в сентябре 1840. Биографы композитора часто именуют этот год «годом песен». В едином творческом порыве Шуман создал свыше 100 песен для голоса с фортепиано, в том числе вокальные циклы «Любовь и жизнь женщины» (на слова А. Шамиссо, в 8 частях) и «Любовь поэта» (на слова Г. Гейне, в 16 частях). Песни, составляющие каждый из циклов, складываются в целостный сюжет с трагическим концом; оба цикла завершаются большими фортепианными «эпилогами», ностальгически воссоздающими безмятежную атмосферу начальной песни (в «Любви и жизни женщины») или одной из центральных частей (в «Любви поэта»). Изобилующий деталями, насыщенный подтекстами фортепианный аккомпанемент - отличительная черта большинства лучших вокальных миниатюр Шумана, в том числе из сборника «Мирты» (26 песен на слова разных поэтов) и тетрадей на слова Гейне (соч. 24) и Й. фон Эйхендорфа (соч. 39).

Зрелый Шуман
В 1841 Шуман писал преимущественно оркестровую музыку. Из-под его пера вышли, в частности, 1-я симфония, первая редакция 4-й симфонии и предназначенная для Клары поэтичная Фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии ставшая первой частью Фортепианного концерта ля минор (закончен в 1845). В 1842, пока Клара находилась в длительной концертной поездке, Шуман, который не любил бывать в тени собственной жены и поэтому предпочитал оставаться дома, написал несколько крупных камерно-инструментальных опусов, в том числе популярный Квинтет для фортепиано и струнных. К этому времени стиль Шумана, в значительной степени утратив прежнюю импульсивность и непосредственность, стал более уравновешенным, на смену характерной для произведений 1830-х годов многослойной, богато декорированной («арабесочной») фактуре пришли более экономные и традиционные формы изложения. Следующий, 1843 год был отмечен созданием большой симфонической кантаты (по существу, светской оратории) «Рай и Пери» (по поэме Т. Мура) и началом работы над музыкой для солистов, хора и оркестра к отдельным сценам «Фауста И. В. Гете; первой была написана музыка к заключительной сцене трагедии - одно из самых величественных и гармоничных творений композитора.

Трудные годы
Тогда же Шуман занял должность профессора только что открывшейся Лейпцигской консерватории, во главе которой стоял его друг Ф. Мендельсон. Очень скоро обнаружилось, что Шуман совершенно неспособен к преподаванию; его попытки заняться дирижированием также привели к весьма скромным результатам. В 1844 Шуман вместе с семьей переехал в Дрезден, где его продолжали преследовать депрессии, серьезно затруднявшие его деятельность. Лишь в 1847-48 композитор пережил относительный творческий подъем, сочинив несколько камерных опусов, ряд песен и хоров и оперу «Геновева» (ее премьера в Лейпциге прошла без особого успеха). В 1848 Шуман основал и возглавил дрезденское Общество хорового пения, силами которого в 1849 были впервые исполнены отрывки из его музыки к «Фаусту».
В 1850 Шуман занял пост городского музикдиректора в Дюссельдорфе. Поначалу он чувствовал себя счастливым и испытал прилив вдохновения, о чем выразительно свидетельствуют обаятельные Концерт для виолончели с оркестром и 3-я симфония, так называемая «Рейнская» (одна из ее частей навеяна впечатлениями от знаменитого Кельнского собора). Однако возможности Шумана-дирижера оказались слишком ограниченными для работы в качестве музыкального руководителя целого большого города; в 1852-53 его физическое и душевное состояние ухудшилось, и он осознал, что больше не сможет выполнять свои обязанности. Последние крупные опусы Шумана (Фантазия для скрипки с оркестром, 3-я соната для скрипки и фортепиано, Концерт для скрипки с оркестром) свидетельствуют об упадке его вдохновения. В 1854 у Шумана начались галлюцинации, и 27 февраля он совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу, где умер два года спустя. Судя по всему, душевная болезнь Шумана явилась результатом сифилиса, которым он заразился в юности. До последнего дня о нем заботились Клара и молодой И. Брамс.
У Клары и Роберта Шуман родилось восемь детей. Клара пережила своего мужа на 40 лет. До 1854 она сочиняла музыку; ее лучшие произведения (Фортепианное трио, некоторые песни) характеризуются незаурядной фантазией и мастерством. Современники ценили Шуман-пианистку не только за блестящее владение новейшим репертуаром (Шопен, Шуман, Брамс), но и за высокую культуру интерпретации и певучий тон. До конца жизни она поддерживала близкие отношения с Брамсом.

Роберт Шуман (нем. Robert Schumann; 8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856) - немецкий композитор и пианист. Один из самых известных композиторов-романтиков первой половины XIX века.
Родился Шуман в семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и музыкальные. До 16 лет Шуман не мог выбрать между музыкой и литературой. Учился в гимназии, сочинял стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гете, античную литературу. Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жаном Полем. Под его влиянием написал роман. С семи лет писал музыку. В детстве на него произвела впечатление игра пианиста Мошелеса. Первый учитель - органист Куншт. Под его руководством Шуман достиг больших успехов. Он изучал музыку Моцарта, Вебера. Писал музыкальные зарисовки (изображение человека в музыке). Он полюбил Шуберта и написал несколько песен.

В 1828 г. под влиянием матери поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Кроме этого учится у Фридриха Вика на фортепиано - 30 год. Шуман слышит Паганини и хочет стать виртуозом. В последствии он написал этюды по каприсам Паганини и концертные этюды. Шуман сформировал кружок любителей музыки (во время учебы в университете). Пишет цикл пьес ‘Бабочки’ для фортепиано.

В 1829 г. он переводится в университет Гейдельберга, который в 1830 году бросил. Учась в университете, он побывал в Мюнхене, где познакомился с Гейне, а так же в Италии. В этот период написал Вариации на тему ‘Абегг’, токкату, обработки каприсов Паганини. После университета поселился у Вика в Лейпциге. Растягивая пальцы, повредил руку, из-за чего прекратил исполнительскую деятельность. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна.

30-е годы - рассвет фортепианного творчества. Написал: вариационный цикл «Симфонические этюды», фотрепианный цикл «Карнавал», фантазию, фортепианный цикл «Фантастические пьесы». Начинается публицистическая деятельность. 1-я статья о Шопене ‘Шляпы долой, господа, перед Вами гений!’. В 1834 г. основал ‘Новую музыкальную газету’. Выступал против консерватизма, мещанства, развлекательности. Там пропагандировали Берлиоза, Листа, Брамса, композиторов Польши и Скандинавии. Шуман призывал к созданию немецкого музыкального театра в традициях ‘Фиделио’ и ‘Волшебного стрелка’.

Стиль всех статей был очень эмоциональным. В 1839 г. Шуман отыскал партитуру симфонии C-dur Шуберта, а его друг Мендельсон исполнил ее. В 1840 г. женился на пианистке Кларе Вик, дочери Фридриха Вика. Написал циклы песен: ‘Мирты’, ‘Любовь и жизнь женщины’, ‘Любовь поэта’.

40-е - начало 50-х годов принесли симфонии, камерные ансамбли, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, оратория ‘Рай и Перри’, сцены из Фауста Гете, музыка к Манфреду Байрону. В 1843 г. Мендельсон открыл Лейпцигскую консерваторию и пригласил туда Шумана по фортепиано, композиции и чтению партитур. В 1844 г. Шуману пришлось отставить музыкальную газету и консерваторию. Ездил в Россию, где был известен как муж Клары Вик. В России был моден Мендельсон и Италия. Значение Шумана поняли не многие: Антон Рубинштейн, Чайковский, композиторы ‘Могучей Кучки’. Болезнь развивалась, и семья уехала в Дрезден. Шуман хочет получить место руководителя музыкального театра, но не получается. Встреча с Вагнером. Музыка Вагнера была чужда Шуману.

1848 г. - была революция во Франции и Германии. Написал 4 республиканских марша, 3 мужских хора на революционные тексты. Через несколько лет реагирует на революцию по-другому. В 50г. семья Шумана уезжает в Дюссельдорф. Там руководил оркестром и хоровыми обществами.

1853 г. - знакомство Шумана с Брамсом. В 1854 г. Шуман пытается покончить жизнь самоубийством. Развивалась психическая болезнь: в голове звучал звук. В то время, пока жена была на гастролях, предпринял неудавшуюся попытку утопиться в Рейне. Его отправили в клинику для душевнобольных и после 2-х лет безрезультатного лечения в 1856 г. Шуман скончался. Клара Вик смогла увидеть его только после смерти.

Глава VIII. Заключение

Характеристика творчества Шумана. – Шуман как человек: его молчаливость, отношение к людям. Различные черты его характера и некоторые случаи из его жизни .

Должное признание, которого Шуман так желал достигнуть при жизни, выпало на долю его произведений лишь после его смерти. Слава давно приняла его в ряды своих избранных. Его музыка, понятая лишь немногими его современниками, сделалась теперь одною из наиболее популярных и любимых: с берегов Эльбы она завладела Старым и Новым Светом и не проходит концерта, в котором бы не раздавались звуки ее дивных мелодий.

Шуман – романтик: романтизм обрел в нем своего представителя в музыке. Музыка Шумана прежде всего поражает нас своей коренной самобытностью: она своеобразна по замыслу, по содержанию и по способу выражения; Шуман редко подчиняется условным приемам и придает своим сочинениям произвольные формы. Он оригинален с первой до последней ноты как в мелодии, так в гармонии и в ритме.

Шуман дорожил выше всего своей самобытностью, и ничто его не могло так уязвить, как сравнение с кем-нибудь. «Пожалуйста, – пишет он Кларе, – не называй меня Жан Полем вторым или Бетховеном вторым; за это я способен тебя ненавидеть целую минуту. Я предпочитаю в десять раз больше быть ниже других, но все-таки оставаться самим собой».

Шуман был особенно велик в малом, то есть в коротких вещах, в которых как бы сконцентрировались его творческие богатства. Он и предпочитал писать небольшие пьесы, и даже большинство его крупных произведений состоит из группировки отдельных коротких частей. В его творчестве участвовало три фактора: Шуман – человек, поэт и музыкант; первый привносил искренность чувства и глубину мысли; второй украшал написанное неисчерпаемым богатством фантазии и блестящим юмором, третий скреплял все печатью гения и оригинальности. Те слова, которые Шуман прилагает к Шуберту, могут быть сказаны и про него: «Он находил созвучия для тончайших ощущений и мыслей, событий и положений. Как в тысячу различных лучей преломляются человеческие думы и чувства – так и его музыка. Все, на что упадет его взор, к чему прикоснется его рука – превращается в музыку; из камней, которые он бросает, встают, как у Девкалиона и Пирры, живые существа. Он был самый избранный после Бетховена и, смертельный враг всех филистеров, творил музыку в высшем значении этого слова».

Кроме самобытности музыка Шумана отличается субъективностью: при его природной молчаливости все впечатления от событий, внешних и внутренних, которые воспринимала его глубокая душа, находили себе единственный исход в музыке, и она является для него почти исключительным способом выражения самого себя. «Я почти совсем не говорю, вечером больше, и за фортепиано больше всего», – пишет он. О своем творчестве он сообщает Кларе: «Я могу быть иногда очень серьезен, иногда по целым дням, но не беспокойся – это внутренняя работа души, мысли о музыке и сочинениях. Меня все затрагивает, что совершается в мире: политика, литература, люди, обо всем я размышляю по-своему, и все это потом вырывается наружу через музыку, через нее ищет себе исхода. Многие из моих сочинений потому так трудно понять, что они связаны с отдаленными событиями, иногда очень тесно, так как все выдающееся меня захватывает и я должен выразить это звуками. Потому меня так мало удовлетворяют новейшие сочинения, что они, кроме технических недостатков, вертятся и в музыкальном отношении на ощущениях низшего сорта, на обыденных лирических восклицаниях. Наивысшее, что среди них создается, не доходит до начала моего рода музыки. То может быть цветком, это – одухотворенное стихотворение; то – влечение грубой натуры, это – произведение поэтического сознания».

В сочинениях Шумана, по его выражению, «кровь его сердца», потому они так глубоко действуют на слушателя. Шуман мыслил образами, при создании известной вещи в его душе проносились воспоминания или вставали поэтические картины. Он любил давать названия, которые бы выражали общий характер его произведения. Например, «Humoreske», «Kinderszenen», «Abends», «Traumeswirren» заключают уже в самом слове известное настроение или картину. Некоторые критики находили совершенно ошибочно, что Шуман писал «программную» музыку, то есть музыкальную иллюстрацию к известному тексту, подчиняя музыку словам. Он был враг всякого стеснения творчества, тем более зависимости его от подобных условий, и очень определенно выражается относительно подобного приема сочинения. «Признаюсь, что питаю предубеждение против такого способа творчества, и если композитор предлагает нам программу к своей музыке, то я говорю: прежде всего дай мне выслушать, написал ли ты хорошую музыку, а после того и программа твоя может мне быть приятной». Шуман возмущается не только «программами» разных композиторов, но ставит в упрек Бетховену его пояснения в пасторальной симфонии, видя в этом недоверие к пониманию других. «Человек проникнут каким-то священным трепетом, – замечает он по этому поводу, – перед работой гения: он не хочет знать причин, орудий и тайн творчества, так сама природа проявляет известное целомудрие, закрывая корни землею. Пусть артист замкнется со своими страданиями; мы бы узнали страшные вещи, если бы во всяком произведении могли проникнуть до самой причины его зарождения».

При богатой фантазии Шуман объяснял по большей части поэтическими образами как свои, так и чужие произведения, но эти представления являлись в его вещах после их возникновения. Так, например, к одной части «Фантазиштюка» – «Ночи» – он нашел впоследствии пояснение в истории Геро и Леандера; каждую ночь Леандер переплывает море, отправляясь к своей возлюбленной, ожидающей его на маяке и указывающей ему путь пылающим факелом. При исполнении этой вещи Шуману постоянно рисовалась картина их поэтических свиданий, но это толкование произвольное; «Ночь» не написана на этот сюжет и может в воображении другого артиста вызвать другие представления. О наименованиях своих вещей Шуман говорит, что они «возникали, конечно, позднее и не представляют ничего иного, кроме тонкого указания для понимания и исполнения». «Очень ошибаются те, – пишет он, – кто думает, что композитор берет перо и бумагу с жалким намерением изобразить то или другое. Тем не менее нельзя не придавать никакого значения влиянию мира и впечатлению от того, что приходит извне. Безотчетно, наряду с музыкальной фантазией, действует и мысль, наряду со слухом – зрение, и этот постоянно деятельный орган рисует под звуки известные очертания, которые, определяясь по мере возникновения музыки, принимают известный образ».

Наивысшего совершенства и выразительности в изображении самых тонких и разнообразных душевных состояний и ощущений Шуман достиг в своих песнях. Мелодии их скорее можно назвать музыкальной декламацией, которая следит за каждым тончайшим оттенком чувства и мысли, причем фортепиано не занимает уже второстепенного места и перестает быть простым сопровождением голоса, но сливается с ним в одно стройное целое и отражает все различные душевные настроения.

Творчество Шумана, единственное в своем роде по свежести, глубине чувства, яркости красок, богатству фантазии и поэзии, оправдывает предположения автора, которому иногда казалось, что он открывает новые пути в музыке. Та яркая оригинальность, которая характеризует его как композитора, отличала его и как человека, но носила более пассивный характер. Вся энергия его поглощалась страшной внутренней работой, и на активное проявление себя как человека у него не хватало ни времени, ни сил. Отсюда его необыкновенная молчаливость, известная всем его близким друзьям, которые охотно ее сносили, зная, какие перлы она скрывает в своей глубине. Генриетта Фогт рассказывает, что они часто совершали вместе прогулки по воде и по большей части сидели в лодке молча, но, прощаясь, Шуман крепко жал ей руку и говорил: «Сегодня мы хорошо друг друга поняли».

Друг его, Брендель, тоже сообщает: «Шуман открыл отличный маркобруннер (вино) в Голисе и пригласил меня пойти туда вместе с ним. В палящий зной направились мы туда, не произнося ни слова, и по прибытии на место маркобруннер оказался действительно нашей главной целью. Из Шумана нельзя было извлечь ни слова, и так мы пустились в обратный путь. Он сделал только одно замечание, осветившее мне то, что его наполняло. Он говорил о своеобразной прелести такого летнего дня, когда все голоса смолкают и в природе царит полная тишина. Он был захвачен этим впечатлением и заметил только, что древние определяли его очень метким выражением: „Пан спит“. В такие минуты Шуман обращал внимание на внешний мир лишь потому, что он непроизвольно вплетался в его мечты. Общество людей ему требовалось тогда только затем, чтобы освободить его от сознания одиночества. Но далеко не все понимали верно его молчаливость и многие объясняли ее себе очень невыгодно для Шумана. Так, его однажды пригласил к себе на большой вечер директор дюссельдорфской академии Шадов. Хозяин тщетно пытался вовлечь в разговор своего гостя, погруженного по обыкновению в раздумье. Шуман, не расслышав хорошенько, о чем с ним говорят, кивнул головой, приветливо улыбаясь, и отошел в сторону. Шадов, недостаточно знакомый с приемами Шумана, обиделся его поведением и решил его больше не приглашать».

Нечто подобное случилось с Рихардом Вагнером. «Шуман – высокоодаренный музыкант, – пишет он, – но невыносимый человек. Когда я возвращался из Парижа, то навестил его, говорил о положении музыки во Франции, потом о состоянии ее в Германии, говорил о литературе и политике – он же оставался нем почти целый час! Ведь невозможно же говорить всегда одному! Невыносимый человек!» Шуман же, в свою очередь, нашел, что «Вагнер – умный малый, полный причуд, но говорит безостановочно, что под конец становится нестерпимо!» Молчаливость Шумана заставляла некоторых приходить к ложному заключению, что Шуман по большей части «дремлет». Его мысли, напротив того, находились в постоянном возбуждении, и если казалось, что Шуман не принимает никакого участия в разговоре, то огонь, которым вспыхивал его взор, когда что-нибудь в беседе ему особенно нравилось, показывал, с каким интересом он следил за всем, что происходило вокруг него.

Молчаливость Шумана происходила также отчасти от его крайней застенчивости, и впоследствии болезненное состояние мозга выразилось в затруднении речи. Шуман говорил обыкновенно беззвучно, отрывистыми фразами, как будто разговаривая с самим собой. Василевский пишет о нем, что «он не умел разговаривать об обыденных вещах и повседневных событиях, так как пустая болтовня была ему противна, а в разговор о важных, интересных предметах он пускался очень неохотно и редко. Надо было ловить счастливую минуту. Когда же она являлась, то Шуман становился по-своему красноречив и поражал меткими, из ряда вон выходящими замечаниями, освещавшими с известной стороны необыкновенно ярко обсуждаемый предмет. Но лишь немногим близким лицам своего интимного кружка Шуман оказывал такую милость, в большинстве же случаев, часто с ними видясь, он не затевал никаких разговоров». Генрих Дорн, его бывший учитель теории, рассказывает следующее: «Когда я после долгих лет разлуки снова свиделся с Шуманом в 1843 году, то у него, по случаю дня рождения жены, был музыкальный вечер. Среди присутствующих находился Мендельсон; мы не успели сказать друг другу ни слова, приходили все новые и новые поздравители. Когда я уходил, Шуман сказал мне с сожалением в голосе: „Ах, нам совсем не пришлось поговорить“. Я стал утешать его и себя, что приду другой раз и прибавил смеясь: „Тогда мы вволю намолчимся“. „О, – возразил он тихо и краснея, – так вы меня не забыли!“»

Шуман далеко не был меланхоликом, хотя находил, что в меланхоличных ощущениях лежит какая-то притягательная и укрепляющая сила для фантазии; но он пишет матери: «Если я иной раз так тих, то не принимайте меня за недовольного или меланхолика; я мало говорю, когда погружен в какую-нибудь мысль, книгу или душу». При всей своей нелюдимости Шуман, однако, любил посещать то общество, в котором он мог себя чувствовать нестесненным, хотя и не был тем, что принято называть «светским» человеком. «Я охотно вращаюсь в порядочных и избранных кружках, – пишет он, – коль скоро они не требуют от меня ничего другого, кроме простого, вежливого обхождения. Льстить и беспрестанно кланяться я, конечно, не в состоянии и не владею всеми светскими тонкостями». Его обращение с людьми отличалось необыкновенной простотой, задушевностью и ласковой приветливостью, которой он умел совершенно очаровать посетителя. В основании его характера лежало благородство, серьезность и необыкновенная скромность; честность взглядов соединялась с прямотой и искренностью суждений; он ненавидел все, что «не от внутреннего влечения». Будучи женихом Клары, Шуман с необыкновенной прелестью подготавливает ее к своим «недостаткам». «Иной раз тебе придется иметь много терпения со мной и даже меня бранить. У меня много недостатков, но меньше, чем прежде. Один у меня – невыносимый: это, что я людям, которых больше всего люблю, стараюсь часто доказать свою любовь тем, что делаю им назло. Так, например, передо мной давно лежит письмо для ответа. Ты мне скажешь: „Милый Роберт, ответь, пожалуйста, на это письмо, оно давно лежит“. Ты думаешь, я сделаю? Нет, я найду тысячу любезных извинений. Еще я хотел бы сообщить тебе кое-что о своем характере: как часто меня нельзя понять, как часто самые искренние выражения любви я принимаю холодно и именно тех, которых люблю больше всего, обижаю и отталкиваю. Часто мне приходится упрекать себя за это, так как я признателен в душе за всякое внимание, понимаю всякий взгляд и малейшее движение в душе другого; и все-таки так часто грешу в словах и поступках. Но ты сумеешь меня понять и простишь наверно, так как у меня не злое сердце и я люблю все доброе и прекрасное от глубины души».

Шуман был примерный сын, нежный муж и отец. Своих детей он горячо любил, но не умел проявлять своей привязанности: встречая детей на улице, он останавливался, следил за ними некоторое время, потом говорил: «Ну, вы мои милые крошки!» – и продолжал свой путь. К товарищам он относился с необыкновенным дружелюбием, идеальным доброжелательством; готов был всегда выдвинуть их, помочь им словом и делом; никогда чувство зависти не омрачало его чистой души и мысли ни на мгновение не останавливались на интриге. Только назойливых и нахальных он умел устранять с милой иронией. Обыкновенно спокойный и сдержанный, Шуман выходил из себя, когда в его присутствии отзывались дурно о близких ему людях. Однажды, в 1848 году, его посетил один знаменитый артист, который имел неосторожность острить не особенно лестно о Мендельсоне. Шуман слушал некоторое время молча, но вдруг поднялся, схватил элегантную фигуру гостя за плечи и произнес взволнованным голосом: «Милостивый государь, кто вы такой, что позволяете себе так говорить о Мендельсоне!» И вышел из комнаты.

В тех случаях, когда недоразумение выходило по вине самого Шумана, он умел необыкновенно мило загладить свой проступок. Во время своего управления оркестром в Дюссельдорфе он очень рассердился на одного из музыкантов, своего друга Василевского, за его замечание насчет неверности темпа. Поглядев на него несколько секунд в упор сверкающим взором, Шуман сказал с удивлением: «Я совсем не понимаю, чего вы хотите». Василевский обиделся, сказался больным на концерте и некоторое время избегал встречаться с Шуманом. Дней через восемь в его дверь раздался тихий стук. Он пошел поглядеть, кто бы это мог быть. Перед ним стоял сам маэстро Шуман, приветливо улыбаясь. Последовали несколько неловких минут, когда не знаешь что сказать. Наконец Шуман, войдя в комнату, прошептал доверчивым, искренним голосом:

– Где же вы были так долго?

– Здесь, в Дюссельдорфе.

О нет, – возразил он, – вы, верно, уезжали.

– Сохрани Бог, – ответил Василевский, – я все время не покидал города.

– Нет, нет, – повторял он сердечно добрым, шутливым тоном, – вы, конечно, путешествовали, – и протянул ему руку.

Мир был восстановлен.

Шуман не любил, чтобы ему мешали во время работы. Во избежание помех он или запирался в своей комнате, или прибегал к очень оригинальным мерам для удаления посетителя. Как-то друг его, Крэген, приехав в Дрезден, хотел с ним повидаться. Подойдя к его дому, он услышал звуки фортепиано, доносившиеся из комнаты Шумана, и тем увереннее дернул звонок. Но дверь не открылась. Он позвонил второй и третий раз, дверь все оставалась закрытой. Наконец распахнулось маленькое окно, из него выглянул сам Шуман, ласково кивнул ему и сказал:

– А, Крэген, это вы? Меня нет дома!

Вслед за этим закрыл окно и исчез.

Шуман был высокого роста и крепкого сложения. До болезни в осанке его отражалось благородство, спокойствие и достоинство. Он обыкновенно сидел облокотившись на стол, подпирая голову рукой и не переставая курил небольшие, тоненькие сигары, которые называл «маленькими чертиками». Ходил он медленно, почти неслышно ступая, иногда без всякой причины на цыпочках. С болезнью вся фигура его приняла вид угнетенный и подавленный.

Таков был Шуман. «Мудрым как змий и чистым как голубь» рисуется нам по его письмам и по отзывам друзей этот великий музыкант и редкий человек. Слова, сказанные им о Шуберте, могут послужить лучшим заключением его собственной биографии: «Пусть будет он именно тот, кому мы еще и еще раз мысленно пожмем руку. Не горюйте о том, что рука эта уже давно охладела и не может вам ответить, а подумайте лучше, что если есть на свете люди, подобные тому человеку, о котором мы только что говорили, то жизнь наша еще имеет цену. Но смотрите, чтобы вы, так же как он, всегда оставались верны себе, то есть тому высшему, что в вас вложено десницей Бога».

Из книги Александр Герцен. Его жизнь и литературная деятельность автора Соловьев Евгений

Глава XII. Заключение Судьба щедро наделила Герцена умом, талантом, материальными средствами, и вместе с тем его жизнь не может быть названа счастливой. Нельзя не верить его искренности, когда он говорит, например, в «Былом и думах»:«Разочарование, усталь, Blasiertheit», –

Из книги Барон Николай Корф. Его жизнь и общественная деятельность автора Песковский Матвей Леонтьевич

Глава X. Заключение И по характеру, и по условиям деятельности барон Н. А. Корф занимает совершенно особенное положение в ряду всех других русских общественных деятелей. Он представляет собою глубоко поучительный пример, как надо понимать нравственные обязанности

Из книги Адам Смит. Его жизнь и научная деятельность автора Яковенко Валентин

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отсутствие систематичности в “Исследованиях о богатстве народов”. – Конкретный и реальный характер их. – Успех в среде общественных деятелей. – Индивидуализм Смита. – Его космополитизм. – Значение “Исследований о богатстве народов” в

автора

Из книги Книга воспоминаний автора Романов Александр Михайлович

Глава XX. Заключение Вот уже тринадцать лет, как я веду жизнь эмигранта. Когда-нибудь я напишу другую книгу, которая будет повествовать о впечатлениях порой радостных, порой грустных, которые ожидали меня на пути моих скитаний, уже ни освещенных лучами Ай-Тодорского

Из книги Жорж Санд автора Венкстерн Наталия Алексеевна

Глава шестнадцатая Заключение В 1904 году в Ногане в день столетнего юбилея со дня рождения при огромном стечении народа был открыт памятник Жорж Санд. В этот день буржуазная Франция канонизировала писательницу, долгое время считавшуюся насадительницей развращающих

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Н. Г. Чернышевский. Книга вторая автора Плеханов Георгий Валентинович

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ - Заключение Вот как формулирует сам Чернышевский, в немногих словах, те принципы, которые должны лечь в основу будущего экономического устройства. Они состоят "в том, что труду не следует быть товаром; что человек работает с полною успешностью лишь

Из книги Разведка и контрразведка автора Ронге Макс

Из книги Загадка Скапа-Флоу автора Корганов Александр

VIII Заключение кэптена С. У. Роскилла Выдержки из «Войны на Море» - официального издания британского Правительства (HMSO) (Том I, февраль 1961 г.)«11 октября корабли адмирала Форбса по завершению флотских операций (8–11.10.1939) вернулись в Лох Ю. Линейный корабль „Ройал Оук“ был

Из книги «Зефир» и «Эльза». Разведчики-нелегалы автора Мукасей Михаил Исаакович

Глава VIII Заключение Исходя из задач, поставленных Центром, мне было поручено организовать в Западной Европе резидентуру связи для сохранения и поддержания отношений с нашими разведчикам-нелегалами, работавшими в Италии, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Англии, Индии и

Из книги Записки цирюльника автора Джерманетто Джованни

Глава XL Заключение Несмотря на невероятные строгости, я с месяц еще прожил в Милане и принял участие в нескольких совещаниях. Мы вынуждены были окончательно отказаться от легальной работы, и переход в подполье дал мне возможность продержаться еще некоторое время в

Из книги Сингапурское чудо: Ли Куан Ю автора Коллектив авторов

Глава 10 Заключение Когда вашингтонские политики, специалисты по вопросам внешней политики, лидеры делового мира и просвещенные граждане закончат чтение этого небольшого тома, мы уверены, что они сделают это с четким представлением всех тех сложностей и вызовов, с

Из книги Жизнеописания прославленных куртизанок разных стран и народов мира автора де Кок Анри

Из книги Пункт назначения – Москва. Фронтовой дневник военного врача. 1941–1942 автора Хаапе Генрих

Глава 30 Заключение Такой была наша первая зима в России.В мае весна пришла наконец в Малахово и Ржев. Снег исчез, а вместо него появилась грязь, километр за километром тянулась глубокая, липкая трясина. Последнюю часть пути от Ржева до Малахово мне пришлось преодолеть на

Из книги Никаких оправданий! Невероятная, но правдивая история победы над обстоятельствами и болезнью автора Мейнард Кайл

Глава 13. Заключение Моя школьная карьера в спортивной борьбе закончилась на чемпионате штата Джорджия. У меня была возможность встретиться с тридцатью двумя лучшими борцами штата в моей весовой категории. Мой личный рекорд составлял 35 побед и 16 поражений за год, с



Рассказать друзьям