Краткая биография твена. Краткая биография марка твена, выдающегося американского писателя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Псевдоним

До начала литературной карьеры

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к работе лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году . Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад . Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора Территории Невада . Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в Неваде добывали серебро.

На Западе

Марк Твен

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско , штат Калифорния , где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Творческая карьера

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна ». Также очень популярны «Приключения Тома Сойера », «Принц и нищий », «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура » и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с непритязательных юмористических куплетов, а заканчивал полными тонкой иронии очерками человеческих нравов, остро-сатирическими памфлетами на социально-политическую тематику и философски-глубокими и, при этом, весьма пессимистическими размышлениями о судьбе цивилизации.

Многие публичные выступления и лекции были утрачены или не были записаны, отдельные произведения и письма были запрещены к печати самим автором при его жизни и на десятилетия после смерти.

Твен был прекрасным оратором. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла , они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура . Технические подробности, приводимые в романе, свидетельствуют о хорошем знакомстве Твена с достижениями современной ему науки.

Двумя другими наиболее известными увлечениями Марка Твена были игра на бильярде и курение трубки . Посетители дома Твена иногда говорили, что в кабинете писателя стоял такой густой табачный дым, что самого хозяина почти нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин . В ответ на эти события, в которых погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году , через 14 лет после смерти Твена.

Время от времени некоторые произведения Твена запрещались американской цензурой по разным причинам. В основном это объяснялось активной гражданской и социальной позицией писателя. Некоторые произведения, которые могли бы оскорбить религиозные чувства людей, Твен не печатал по просьбам своей семьи. Так, например, «Таинственный незнакомец » остался неопубликованным до 1916 года . А самой противоречивой работой Твена, пожалуй, была юмористическая лекция в парижском клубе, опубликованная под названием «Размышления о науке онанизма». Центральная идея лекции была такой: «Если уж нужно рискнуть жизнью на сексуальном фронте, то не мастурбируйте слишком много». Эссе было опубликовано лишь в 1943 году ограниченным тиражом в 50 экземпляров. Ещё несколько антирелигиозных произведений оставались ненапечатанными до 1940-х годов.

Сам же Марк Твен относился к цензуре c иронией. Когда в 1885 году публичная библиотека в Массачусетсе решила изъять из фонда «Приключения Гекльберри Финна», Твен написал своему издателю:

Они исключили Гека из библиотеки как «мусор, пригодный только для трущоб», из-за этого мы несомненно продадим ещё 25 тысяч экземпляров.

В 2000-е годы в США вновь были предприняты попытки запретить роман «Приключения Гекльберри Финна» из-за натуралистичных описаний и словесных выражений, оскорбительных для негров. Хотя Твен был противником расизма и империализма и в своём неприятии расизма зашёл гораздо дальше своих современников, многие слова, бывшие во всеобщем употреблении во времена Марка Твена и использованные им в романе, сейчас действительно звучат как расовые оскорбления . В феврале 2011 года в США вышло первое издание книг Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера», в котором подобные слова и выражения заменены на политкорректные (например, слово «ниггер» заменено по тексту на «раб» ) .

Последние годы

Успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю трёх из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти несколько преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

Марк Твен был заядлым кошатником.

Личная позиция

Политические взгляды

Со взглядами Марка Твена на идеальную форму правления и политический режим можно ознакомиться, прочитав его речь «„Рыцари труда“ - новая династия», с которой 22 марта 1886 года он выступил в городе Хартфорде, на заседании клуба «В понедельник вечером». Впервые эта речь под заглавием «Новая династия» была опубликована в сентябре 1957 года в журнале «New England Quarterly» .

Марк Твен придерживался позиции, что власть должна принадлежать только и только народу. Он считал, что

Власть одного человека над другими означает угнетение - неизменно и всегда угнетение; пусть не всегда сознательное, преднамеренное, обдуманное, не всегда суровое, или тяжкое, или жестокое, или огульное, - но так или иначе - всегда угнетение в том или ином виде. Кому ни вручи власть, она непременно проявится в угнетении. Дайте власть дагомейскому царьку - и он тут же начнет проверять меткость своей новенькой скорострельной винтовки на каждом, кто проходит мимо его дворца; люди будут падать один за другим, но ни ему, ни его придворным и в голову не придет, что он совершает нечто неподобающее. Дайте власть главе христианской церкви в России - императору, - и он одним мановением руки, точно отгоняя мошкару, пошлет несчетное множество молодых мужчин, матерей с младенцами на руках, седовласых старцев и юных девушек в невообразимый ад своей Сибири, а сам преспокойно отправится завтракать, даже не ощутив, какое варварство только что совершил. Дайте власть Константину или Эдуарду IV, или Петру Великому, или Ричарду III, - я мог бы назвать еще сотню монархов, - и они перебьют своих ближайших родичей, после чего отлично заснут, даже без снотворного… Дайте власть кому угодно - и эта власть будет угнетать.

Автор подразделял людей на две категории: угнетателей и угнетённых . Первых немного - король, горстка других надсмотрщиков и подручных, а вторых множество - это народы мира: лучшие представители человечества, рабочие люди - те, кто своим трудом добывает хлеб. Марк Твен считал, что все правители, какие до сих пор правили в мире, сочувствовали и покровительствовали классам и кланам раззолоченных бездельников, ловких казнокрадов, неутомимых интриганов, возмутителей общественного спокойствия, думающих только о своей выгоде. И по мнению великого писателя, единственном правителем или королём должен быть сам народ:

Но этот король - прирожденный враг тех, кто интригует и говорит красивые слова, но не работает. Он будет нам надежной защитой против социалистов, коммунистов, анархистов, против бродяг и корыстных агитаторов, ратующих за «реформы», которые дали бы им кусок хлеба и известность за счет честных людей. Он будет нам прибежищем и защитой против них и против всех видов политической хвори, заразы и смерти. Как он использует свою власть? Сначала - для угнетения. Ибо он не более добродетелен, чем те, кто властвовал до него, и не хочет вводить никого в заблуждение. Разница лишь в том, что он будет угнетать меньшинство, а те угнетали большинство; он будет угнетать тысячи, а те угнетали миллионы. Но он никого не будет бросать в тюрьмы, никого не будет бить плетьми, пытать, сжигать на кострах и ссылать, не будет заставлять своих подданных работать по восемнадцать часов в день и не будет морить голодом их семьи. Он позаботится о том, чтобы все было справедливо - справедливый рабочий день, справедливая заработная плата.

Отношение к религии

Жена Твена, глубоко верующая протестантка (конгрегационалистка), так и не смогла «обратить» мужа, хотя он старался при её жизни избегать острых тем. Немало романов Твена (например, «Янки при дворе короля Артура») содержат крайне резкие выпады в адрес католической церкви . В последние годы Твен написал немало рассказов на религиозную тематику, в которых высмеивает протестантскую этику (например, «Любознательная Бесси»).

Теперь давайте поговорим об истинном Боге, настоящем Боге, великом Боге, высочайшем и верховном Боге, подлинном творце реальной вселенной… - вселенной, не изготовленной вручную для астрономической детской, но возникшей в безграничной протяженности пространства по повелению только что упомянутого подлинного Бога, Бога невообразимо великого и величественного, по сравнению с которым все другие боги, мириадами кишащие в жалком людском воображении, подобны рою комаров, затерявшемуся в бесконечности пустого неба…
Когда мы исследуем бесчисленные чудеса, великолепие, блеск и совершенство этой бесконечной вселенной (теперь мы знаем, что вселенная бесконечна) и убеждаемся, что всё в ней, от стебелька травы до лесных великанов Калифорнии, от неведомого горного ручейка до безграничного океана, от хода приливов и отливов до величественного движения планет, беспрекословно подчиняется строгой системе точных, не знающих исключения законов, мы постигаем - не предполагаем, не заключаем, но постигаем, - что Бог, который единой мыслью сотворил этот неимоверно сложный мир, а другой мыслью создал управляющие им законы, - этот Бог наделен безграничным могуществом…
Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, - и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств - нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, - что он не обладает ни одним из них.

По полному отсутствию у него любого из тех качеств, которые могли бы украсить бога, внушить к нему уважение, вызвать благоговение и поклонение, настоящий бог, подлинный бог, творец необъятной вселенной ничем не отличается от всех остальных имеющихся в наличии богов. Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными - разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось.

  • Марк Твэн . Собрание сочинений в одиннадцати томах. - СПб. : Тип. братьев Пантелеевых, 1896-1899.
    • Том 1. «Американский претендент», юмористические очерки и рассказы;
    • Том 2. «Янки при дворе короля Артура»;
    • Том 3. «Похождения Тома Соуэра», «Том Соуэр за границей»;
    • Том 4. «Жизнь на Миссисипи»;
    • Том 5. «Приключения Финна Геккльберри, товарища Тома Соуэра»;
    • Том 6. «Прогулка за границей»;
    • Том 7. «Принц и нищий», «Сыскные подвиги Тома Соуэра в передаче Гекка Финна»;
    • Том 8. Рассказы;
    • Том 9. Простодушные у себя дома и заграницею;
    • Том 10. Простодушные у себя дома и заграницею (заключение);
    • Том 11. «Вильсон Мякинная голова», из «Новых странствований вокруг света».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 12 томах. - М .: ГИХЛ, 1959.
    • Том 1. Простаки за границей, или путь новых паломников.
    • Том 2. Налегке.
    • Том 3. Позолоченный век.
    • Том 4. Приключения Тома Сойера. Жизнь на Миссисипи.
    • Том 5. Пешком по Европе. Принц и нищий.
    • Том 6. Приключения Гекльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура.
    • Том 7. Американский претендент. Том Сойер за границей. Простофиля Вильсон.
    • Том 8. Личные воспоминания о Жанне Д`Арк.
    • Том 9. По экватору. Таинственный незнакомец.
    • Том 10. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1863-1893.
    • Том 11. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1894-1909.
    • Том 12. Из «Автобиографии». Из «Записных книжек».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: «Правда» (Библиотека «Огонёк»), 1980.
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: Голос, Глагол, 1994. - ISBN 5-900288-05-6 ISBN 5-900288-09-9 .
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 18 томах. - М .: Терра, 2002. - ISBN 5-275-00668-3 , ISBN 5-275-00670-5 .

О Твене

  • Александров, В. Марк Твен и Россия. // Вопросы литературы. № 10 (1985), стр. 191-204.
  • Балдицын П. В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М.: Издательство «ВК», 2004. - 300 с.
  • Боброва М. Н. Марк Твен. - М .: Гослитиздат, 1952.
  • Зверев, А. М. Мир Марка Твена: очерк жизни и творчества. - М .: Дет. лит., 1985. - 175 с.
  • Марк Твен в воспоминаниях современников. / Сост. А. Николюкина; вступ. статья, коммент., указ. В. Олейника. - М .: Худож. лит., ТЕРРА, 1994. - 415 с. - (Серия лит. мемуаров).
  • Мендельсон М. О. Марк Твен. Серия: Жизнь замечательных людей, вып. 15 (263). - М .: Молодая гвардия, 1964. - 430 с.
  • Ромм, А. С. Марк Твен. - М .: Наука, 1977. - 192 с. - (Из истории мировой культуры).
  • Старцев А. И. Марк Твен и Америка. Предисловие к I тому Собрания сочинений Марка Твена в 8 томах. - М .: Правда, 1980.

Образ Марка Твена в искусстве

В качестве литературного героя Марк Твен (под своим настоящим именем Сэмюэль Клеменс) появляется во второй и третьей частях научно-фантастической пенталогии писателя Филипа Хосе Фармера Мир Реки . В книге второй, под названием «Сказочный корабль», Марк Твен, возрожденный в таинственном Мире Реки вместе со всеми умершими в разные времена на Земле людьми, становится исследователем и искателем приключений. Он мечтает о постройке большого колесного речного парохода, чтобы проплыть по Реке до самого её истока. Со временем это ему удается, однако после постройки пароход у писателя крадёт его партнер, король Иоанн Безземельный . В книге третьей, под названием «Тёмные замыслы», Клеменс, преодолевая многочисленные трудности, заканчивает строительство второго парохода, который у него тоже пытаются украсть. В двух экранизациях цикла, снятых в и 2010 годах , роль Марка Твена сыграли актеры Камерон Дейду и Марк Деклин.

Примечания

Ссылки

Марк Твен (1835-1910) – американский писатель, общественный деятель и журналист.

Детские годы

Настоящее имя Марка Твена – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Он родился 30 ноября 1835 года. На момент его рождения родители – Джон и Джейн Клеменс – проживали в небольшом местечке Флориде американского штата Миссури. Город был настолько маленьким, что позднее Марк Твен в шутку говорил: «Я родился, и население Флориды увеличилось на один процент» .

В семье Клеменсов выжило четверо детей, Сэм был третьим из них. Хотя и за него врачи почти до 7-летнего возраста говорили, что это не жилец, таким болезненным и хилым рос мальчик.

Жила семья скромно, иногда они даже испытывали нужду. Сэм был ещё совсем маленьким, когда родители решили переехать в другой город Ганнибал в поисках лучшей работы и жизни. Отец работал судьёй и открыл в городке небольшую юридическую контору. Именно этот населённый пункт через много лет Марк Твен опишет в своём знаменитом произведении «Приключения Тома Сойера».

Юному Сэму ещё не исполнилось и двенадцати лет, как от пневмонии скончался его отец. Он оставил много долгов, расхлёбываться с ними, а также зарабатывать на пропитание семье пришлось старшему брату Орайону. Он занялся издательством газеты, куда свою трудовую лепту вносил и Сэмюэл. Будущий писатель подрабатывал в качестве наборщика, но иногда, когда брат был в отъезде, проявлял своё авторство и печатал статьи.

Юность

Но в юном возрасте Сэма Клеменса всё-таки больше манила не литература, а протекавшая рядом величественная река Миссисипи. Познать её воды – это была его детская мечта. Он устроился на пароход, который проводил регулярные рейсы по реке, сначала учеником, потом помощником лоцмана. Именно здесь, на корабле, и появился его будущий псевдоним – Марк Твен. На английском языке эти два слова означают морской термин – отметку в две сажени. На пароходе часто кричали «mark twain», что означало – в реке глубина, достаточная для прохождения судна.

Если бы не гражданская война, начавшаяся в Америке в 1861 году, Твен, возможно, провёл бы на воде всю свою жизнь. Но речное пароходство было закрыто, и с карьерой на судне пришлось завязать.

В поисках работы и счастья молодой человек уехал в Неваду, где какое-то время работал на серебряных рудниках. Он долго жил в лагере с другими старателями, и этот период жизни позднее нашёл отображение в его литературных произведениях. Пробовал он себя и в качестве золотоискателя в Калифорнии, но особых успехов на этом поприще не добился. А вот с литературой дело обстояло совсем иначе.

Творческий путь

Свой творческий путь в литературе и журналистике Марк Твен начинал с издательства «Territorial Enterprise» в Вирджинии. Здесь он надолго не задержался и уехал в Сан-Франциско, где трудился сразу в нескольких газетах. Его первым литературным успехом считается небольшой юмористической рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», опубликованная в 1865 году. Произведение перепечатывали по всей Америке и признали «лучшей юмористической литературной работой».

В 1866 году издательство отправило Марка Твена в командировку на Гавайи. В ходе путешествия он делал очерки, которые после публикации имели оглушительный успех.

В 1867 году Твен путешествовал по Европе, побывал во Франции и Греции, Турции, Одессе, Севастополе и Ялте. В Ливадии он даже посетил резиденцию русского императора. В результате в 1869 году увидел свет сборник путевых рассказов «Простаки за границей». Книга стала бестселлером, читателям особенно нравилось, что писатель ведёт повествование с иронией и юмором.

Имея такой успех, Марк Твен начал выступать с публичными юмористическими лекциями. Оратором он был превосходным, публика во время его выступлений рыдала от хохота.

В 1870 году имя писателя и журналиста Марка Твена знала уже вся Америка. По несколько раз страна перечитывала рассказы из его сборников:

  • «Закалённые»;
  • «Позолоченный век»;
  • «Жизнь на Миссисипи».

В 1876 году вышел роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера», благодаря которому он вошёл в список крупнейших американских писателей. Эта книга и в наше время является настольной у многих девчонок, мальчишек и даже их родителей, так как в ней отличным образом сочетаются мудрость, остроумие и философия.

В 1880 году вышел второй роман Твена «Принц и нищий». В 1884 году было издано произведение, которое перевернуло американскую литературу «Приключения Гекльберри Финна» о жизни бедного, маленького, беззащитного мальчишки. У героя этого произведения был прототип – мальчик, с которым писатель в детстве дружил, когда семья проживала в Ганнибале. Он был старше Твена на четыре года, и звали его Том Бланкеншип. Их семья жила в крайней бедности, а отец – разнорабочий – слыл первым городским пьяницей. Мальчик был безграмотным, немытым и постоянно голодным, но с самым добрым сердцем в мире.

Последним значимым произведением писателя стал роман «Янки при дворе короля Артура».

Семья и последние годы жизни

В 1870 году Марк Твен сочетался браком с Оливией Лэнгдон. У них родилось четыре дочери.

Писатель обожал кошек, всегда в его доме жило по нескольку этих пушистых и ласковых животных. Имена он подбирал для них самые невероятные – Зороастр, Вельзевул, Сауэр Мэш, Болтун, Сатана, Буффало Билл.

Ещё одним хобби в его жизни был бильярд, игре он обучил и дочерей.

На своих романах Марк Твен заработал приличное состояние, но у него никогда не получалось удачно вкладывать деньги, что в результате и привело его к банкротству.

С наступлением ХХ века в жизнь писателя пришла чёрная полоса. В 1904 году умерла его супруга, сам он полностью обанкротился, трагически ушли из жизни три его дочери. У Марка Твена началась жуткая депрессия, из дома он не выходил, с людьми не общался. По-прежнему продолжал писать, но все произведения, вышедшие из-под его пера в тот период, отличаются пессимистичностью, наполнены болью и грустью.

Твен погрузился в мистику, попытался найти смысл жизни в религии. Но героем его последних книг стал безраздельно правящий миром Сатана:

  • «Сделка с Сатаной»;
  • «Дневник Евы»;
  • «Таинственный незнакомец».

Марк Твен ушёл из жизни 21 апреля 1910 года от приступа стенокардии. Писатель похоронен в Элмайре штата Нью-Йорк.

В местечке Ганнибал, где прошли детские годы писателя, до сих пор существуют дом и пещеры, в которых жил и играл Сэм Клеменс. Эти пещеры посещают туристы, а те, кому не удаётся побывать в Ганнибале, читают о них в «Приключениях Тома Сойера».

(настоящее имя - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс)

(1835-1910) родоначальник американского реализма

Марк Твен - сатирик и юморист, создатель прекрасных рассказов и романов, в которых представлена глубокая и всеобъемлющая картина жизни Америки более чем за полвека.

Сэмюэл Клеменс родился в штате Миссури, в селении Флорида, в семье юриста. Вскоре семья переселилась в город Ганнибал на берегу Миссисипи, где прошло короткое детство маленького Сэма. После смерти отца он был отдан учеником наборщика в типографию. Свои первые литературные опыты опубликовал в газете. Клеменс много времени проводил в библиотеке печатников, и огромный увлекательный мир американской и европейской литературы заворожил юношу. С 18 лет он кочевал по городам Миссисипи как бродячий наборщик. Жизнь на большой судоходной реке обогащала пытливого юношу массой впечатлений, особенно покорили его «боги» реки - лоцманы. Будущий писатель стал лоцманом и водил суда по Миссисипи. Река стала колыбелью его псевдонима. Mark twen (термин измерения уровня воды: «Мерка два!») - этот крик лотового обозначал для лоцмана безопасный путь.

Началась Гражданская война между Севером и Югом. Юного лоцмана мобилизовали в армию рабовладельческого Юга, и ему пришлось спешно бежать от военных властей в Неваду. Попав в атмосферу приисковой серебряной горячки, он несколько лет провел в кварцевых шахтах в поисках богатой жилы. Обогатиться не удалось, но время от времени газета «Энтерпрайз» печатала присылаемые им заметки под псевдонимом Джош. Сюда, в Вирджиния-сити, за несколько сот километров, он и пришел пешком, бросив горняцкий лагерь.

Уже первые юмористические рассказы сделали его популярным. Учителем по литературной технике стал уже известный писатель Брет Гарт, автор книги «Счастье ревущего стана». Первый сборник рассказов Марк Твен назвал по имени произведения, сделавшего его известным, - «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Потом вышла книга путешествий «Простаки за границей» (1869) по впечатлениям поездки в Европу и Палестину. Обе книги стали большой победой молодого писателя. В американскую литературу вошел искрометный юмор, основанный на мудрости и гуманизме народных юморесок. «Простаки за границей» сыграли огромную роль в формировании национального сознания американцев.

Серьезный тон традиционного американского рассказа Марк Твен сменяет озорным и веселым повествованием, придав ему форму анекдота, пародии, мистификации, фантастики, бурлеска, комически обыгрывая нелепости, несообразности. Многообразный мир писатель изображает в самых разнообразных жанрах - заметках, зарисовках (скетчах), юморесках, очерках, статьях, фельетонах, рассказах-памфлетах, пародийных миниатюрах.

В сборнике «Старые и новые очерки» (1875), куда вошли написанные на рубеже 70-х годов новеллы, продолжается сатирическое изобличение вопиющих противоречий американского общества, беспощадной и жестокой конкуренции в нем. В сатирически заостренных, контрастных картинах писатель характеризует, по его собственному выражению, «пропасть между должным и сущим». Им создана целая галерея сатирических портретов американских «бизнесменов церкви», торгующих нефтью, хлопком, спекулянтов на хлебной бирже (рассказ «Важная переписка»), деятелей «Американского библейского общества», пособников банкиров Моргана и Дюпонов. Автор рисует продажность правительственных учреждений, сенаторов и конгрессменов («Дело Джорджа Фишера», «Дело о поставке мяса»), разоблачая лживую идеологию, прикрывающуюся словом «свобода» («Таинственное посещение», «Как меня выбирали в губернаторы», «Журналистика в Теннесси»), выступает против войны с индейцами, гневно бичует американский расизм («Друг Гольдсмита снова за рубежом» - на русском языке «Письма китайца»). Он выступает за честь и совесть «сынов Линкольна», растлеваемых идеологией расизма. Но горечь, озорство и веселье соседствуют в каждом рассказе.

Иной стиль в «Позолоченном веке» (1873), написанном в содружестве с Чарлзом Уорнером, где Марк Твен развенчивает американскую плутократию и узаконенный Конгрессом грабеж, продажный суд и прессу. Сатирик вырабатывает гротескный стиль - здесь и юмористическое преувеличение, и масштабная сатирическая карикатура, неожиданное смещение трагического в плоскость смешного, обилие пародийных приемов. Главное бедствие страны он предвидит в превращении политики в бизнес. Жажда обогащения охватывает и слои бедняков, и рядовых граждан Америки. Название романа стало нарицательным для поры спекуляций и афер, периода разъедающих американское общество после Гражданской войны цинизма и приобретательства.

В 1870 г. после поездки в Европу и женитьбы Марк Твен поселяется в Хартфорде, штат Коннектикут, где проживет до 1891 г. Здесь он создает так называемый Эпос реки Миссисипи: очерки «Старые времена на Миссисипи» (1875), «Приключения Тома Сойера» (1876), «Жизнь на Миссисипи» (1883), «Приключения Гекльберри Финна» (1884). От буржуазной действительности Америки писатель обращается к прошлым ее временам. Да, и в прошлой Америке было много жестокого и дикого, фальшивого и нелепого. И мальчишка Том - бунтарь. Он выступает и против ханжеского благочестия, и против застойной жизни обывателей, и против скуки пуританства в семье и школе. Символом свободолюбия становится - уже навсегда в творчестве Марка Твена - могучая река. Это был гимн детству, переложенный в прозу, «очаровательный эпос юности» (Джон Голсуорси).

Детский ум Тома свободен от мертвящих условностей, наводящих одуряющую скуку. Возня с пуделем в церкви во время воскресной службы нарушила чопорную церковную обрядность. Но ведь неожиданному развлечению рада и взрослая паства, с трудом сдерживающая хохот. В рутине и формализме школьной жизни, которая для Тома «тюрьма и кандалы», отражена тусклая и убогая жизнь американского мещанства. И если Тома не калечит эта мертвящая рутина, то только потому, что он живет другими интересами. Его решительный и мужественный характер формируется в борьбе с реальными злоключениями и предрассудками, суеверными страхами. Безудержная фантазия Тома - «первого выдумщика» - защищает духовный мир подростка от мертвящего влияния косного общества.

Обыватели Сент-Питерсберга воспринимают благородные стремления друга Тома, Гека Финна, - независимость, вольнолюбие, презрение к благам цивилизации - презрительно, как сумасбродство, своеволие.

Живая жизнь Тома и Гека противопоставлена сонной одури взрослых. Здесь Марк Твен предстает как мастер обрисовки конфликта, портрета, психологической мотивировки поступков. Это следующая ступень мастерства писателя-реалиста.

В романе-сказке «Принц и нищий» (1881) Марк Твен проводит аналогию между современной Америкой и средневековой Англией по бесчеловечности законов. Справедливый юный правитель Том Кенти - «принц нищеты» - отверг деспотические законы, а государственную печать употреблял для раскалывания орехов. Мудрому человечному правителю не нужны ни печати, ни указы, ни чиновники.

Это увлекательный, динамичный роман со всем арсеналом поэтических средств сказки: отнесенностью действия в былые времена, исполнением желаний, невероятными приключениями, хэппи-эндом, в основе которого парадокс - принц получает королевские права из рук нищего.

Самая больная проблема Америки - рабство - лежит в основе центрального романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Автор описывает трогательную дружбу белого мальчика Гека и взрослого негра Джима. В центре романа - идея враждебности американскому народу собственнического, античеловеческого строя Америки, где господствуют владельцы золота и человеческих жизней. Важнейшая драматическая ситуация романа связана с решением Гека и Тома «выкрасть негра из рабства». Роман большой социальной силы превращен в утопию. Это отразило эпоху ожесточившихся классовых боев в Америке. Ни о какой реальной свободе, кроме свободы в обращении к природе, быть не могло. Роман заканчивается охотой на негра, облавой, как на дикого зверя.

Многие писатели считали книгу о Геке и Джиме своей любимой. Э. Хемингуэю принадлежат слова: «Вся современная американская литература вышла из одной книги М. Твена, которая называется «Гекльберри Финн».

М. Твен в этом романе не только отразил идейные, социальные аспекты, но и стал родоначальником нового американского литературного языка, обогащенного диалектными формами.

В 1889 г. появляется последний роман писателя «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Действие в произведении перенесено в Англию VI века. Роман был ответом Марка Твена на рост противостояния создавшимся объединениям американских рабочих. В Чикаго после демонстрации, на которой провокатором была брошена бомба, были приговорены к смертной казни 19 рабочих. Роман защищал право рабочих на власть, так как они представляют всю нацию. Янки произносит горячую речь об очистительной роли французской революции XVIII века.

В 1895 г. М. Твен совершает изнурительную поездку с публичными лекциями в Австралию, Новую Зеландию, на Цейлон, в Индию и Южную Африку в надежде разделаться с долгами после неудачной попытки основать издательскую фирму.

Во многих произведениях этого периода усиливаются горькие ноты: «Простофиля Вильсон», «Личные воспоминания о Жанне д"Арк» (1896), памфлеты «Человеку, ходящему во тьме» (1901) и другие. Но по-прежнему он видел в смехе воинствующего врага всяких мерзостей и опору человеческой стойкости в мире фальши, эксплуатации и насилия.

Высоко ценили Твена в России. М. Горький написал очерк о встрече с ним в Америке, писал о нем и А. Куприн.

Если Генри Джеймс углубил национальное самосознание, одновременно распахнув его в мир за пределами США, и обогатил американскую литературу стилистической виртуозностью, то Марк Твен (1835—1910) дал ей неподражаемую свободу самовыражения. Он стал голосом сомнений и противоречий, ностальгии о прошлом и надежд на будущее послевоенной Америки. "Линкольн нашей литературы", — сказал о нем Хоуэллс.

Популярность Твена при жизни была велика — не померкла и после. Что же касается его признания литературной критикой, то здесь ему повезло значительно меньше. Его современники в США восхваляли его как "бесподобного развлекателя публики", "непревзойденного мастера шутовских колокольчиков". Репутация "шутника" и "забавника" доставила Твену много горьких минут, особенно в последние десятилетия его жизни. В первой половине XX века развился противоположный взгляд на писателя как на "пламенного обличителя пороков капиталистической системы". Между тем данный подход также не вполне корректен.

Сама биография Марка Твена служит ярчайшей иллюстрацией осуществления "американской мечты", доказательством головокружительных возможностей, которые открываются в Америке любому талантливому и деятельному человеку, независимо от его социального происхождения. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, творивший под псевдонимом Марк Твен (на лоцманском жаргоне: "мерка два", то есть безопасная для судоходства глубина в две сажени — своего рода творческое кредо писателя), был уроженцем американского Юго-запада.

Его родители, небогатые, но хорошей южной крови виргинцы, двинулись вместе со всей страной на Запад и сначала осели во фронтирской деревушке Флорида, штат Миссури, где появился на свет Сэмюэл Клеменс, а через четыре года перебрались в городок Ганнибал на берегу Миссисипи. Отец Твена, мировой судья, умер, когда сыну было одиннадцать лет, и тому пришлось оставить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Основное население региона составляли тогда скотоводы и фермеры. Быт их был труден и не слишком утончен, и большим подспорьем в суровой фронтирской жизни служил юмор, умение посмеяться над ситуацией и над собой. Твен, с детства предоставленный самому себе, рос среди носителей фольклорной традиции фронтира и глубоко воспринял характерные для нее байки, анекдоты и рассказы-розыгрыши. Это и был тот свежий источник, который питал затем его творчество.

Как истинный потомок пионеров, Твен не склонен был мудрствовать лукаво и всегда писал лишь о том, что хорошо знал. А знал он немало: его жизненный опыт к началу писательской карьеры оказался весьма обширным. Он успел поработать типографским наборщиком, два года проплавать помощником лоцмана, а затем лоцманом по Миссисипи, повоевать ополченцем в армии конфедератов в Гражданскую, пока, как он пояснил, ему не "стало совестно сражаться за сохранение рабства". После этого он двинулся в Неваду и Калифорнию, сотрудничал в газетах, печатая юмористические рассказы и скетчи о Западе, которые затем вошли в сборник "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" (1867).

Уже ранние рассказы и две книги комических путевых очерков "Простаки за границей" (1869) и "Налегке" (1872) обнаруживают специфику твеновского юмора — его неразрывную связь с фронтирским фольклором, которая будет отличать и лучшие зрелые произведения писателя. Излюбленная Твеном форма повествования от первого лица, своеобразная "маска простака", которую частенько надевает герой-повествователь, склонность к гиперболизации — все это черты устного рассказа фронтирсменов. Наконец, в основе индивидуального творческого метода Твена лежит главный принцип американского народного юмора — комическое обыгрывание нелепых, а порой и трагических ситуаций. Американский фольклор определил и сам дух произведений Твена — гуманизм, уважение к человеку труда, к его разуму и здравому смыслу, победительный оптимизм.

Вышучивая такие свойства своих соотечественников, как бесцеремонность, кичливость, религиозное ханжество и невежество, Твен выступал прежде всего патриотом своей великой страны: он прибегал к смеху как к мощному оружию морального воздействия.

"Простаки за границей" укрепили финансовое положение автора, и он купил ежедневную газету в Баффало, штат Нью-Йорк, стал ее редактором и женился на красавице Оливии Лэнгдон, дочери и наследнице угольного промышленника. Брак оказался исключительно счастливым; семейное благополучие явилось важной составной частью жизненного успеха Твена и его общественной репутации. В 1871 он обзавелся собственным домом в Хартфорде, городе, который занимал — как в географическом, так и в интеллектуальном пространстве — промежуточное положение между двумя литературными столицами: Нью-Йорком и Бостоном. Здесь уже сложилась определенная писательская среда: Г. Бичер-Стоу, Ч.Д. Уорнер и другие.

Особняк на Фармингтон Авеню, 351, ныне музей Марка Твена, был одной из достопримечательностей Хартфорда — массивный, сложенный из камня и кирпича, он напоминал одновременно пароход, средневековую крепость и домик кукушки в часах. Твен вторично съездил за океан — уже не в качестве корреспондента, командированного нью-йоркским журналом и обязанного присылать отчеты о путешествии, как в первый раз, а в качестве состоятельного туриста и американской знаменитости, чтобы отдохнуть от затхлости "позолоченного века" (таково было название романа, написанного в соавторстве с Ч.Д. Уорнером в 1873) и "подышать вольным воздухом Европы".

Результатом, однако, как и в первом случае, стала книга путевой прозы "Пешком по Европе" (1880), а также исторический роман на английском материале "Принц и нищий" (1881). К этому моменту индивидуальный почерк Твена уже вполне сложился, и один за другим выходили его лучшие произведения: "Старые времена на Миссисипи" (1875), "Приключения Тома Сойера" (1876), "Приключения Гекльберри Финна" (1885), "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889).

К середине 1880-х Твен, казалось, и в личном, и в творческом плане достиг всего, о чем мог только мечтать мальчишка из фронтирской деревушки и маленького городка на берегу большой реки: у него были деньги, семейное счастье, прочное положение в обществе и в литературных кругах (благодаря давней дружбе с У.Д. Хоуэллсом, главным редактором влиятельного нью-йоркского журнала "Атлантик Мансли"), всеамериканская и международная писательская известность. Баловень судьбы, живое воплощение сбывшейся "американской мечты" — таким предстает Марк Твен в зените его карьеры.

Он, однако, совсем не собирался успокаиваться на достигнутом; неутомимый пионерский дух, бьющая через край творческая энергия заставляли его искать новые пути в литературе. Свернув с уже проторенной им как признанным реалистом дороги, Твен вступил в область, весьма мало (лишь в ходе отдельных его и его предшественников "партизанских вылазок") освоенную национальной словесностью. Он создал не юмористический рассказ или скетч, а полноформатный роман на юго-западном диалекте, повествование в котором ведется от лица малограмотного мальчишки, находящегося в самом низу социальной лестницы. Работа над "Приключениями Гекльберри Финна" заняла восемь лет, но это был шедевр, не сразу, но единодушно, в конце концов, признанный.

В последние два десятилетия жизни Твена судьба, казалось, отвернулась от него. Его литературная слава, впрочем, осталась неизменной, но уже стареющего и всегда очень удачливого человека одно за другим начали постигать личные несчастья. Предприятие, в которое Твен вложил крупные суммы, лопнуло, и, чтобы поправить материальное положение семьи, Твену пришлось отправиться в турне с публичными выступлениями по Австралии, Новой Зеландии, Индии и Южной Африке — опыт, описанный им в книге путевых очерков "По экватору" (1897). Во время работы над этой книгой в Лондоне Твен получил каблограмму о смерти от менингита его любимой дочери. Он действительно едва оправился от шока, так что в знаменитой твеновской остроте, отправленной им из Лондона в 1897: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены", — была изрядная доля правды.

Так или иначе, он выжил и, поправив материальное положение, в 1900 вернулся в США. Гул приветственных голосов, который его встретил, не смолкал уже до самой смерти писателя: "Герой нашей литературы, — кричали газетные заголовки, — самая известная личность на планете!" Он был идолом нью-йоркского общества и самым цитируемым писателем своего времени. С горьким стоицизмом Твен встретил известие о неизлечимой болезни младшей дочери, а затем и кончину любимой супруги, с которой был счастлив 35 лет.

Гениальный шоумен, а не только писатель, он неизменно появлялся в белом костюме, гордо неся голову с копной седых кудрей и в ореоле табачного дыма: он пояснял, что его правило — "никогда не курить во сне и никогда не воздерживаться от этого во время бодрствования". А между тем творчество Твена демонстрировало глубинные перемены в его мировосприятии. Прежде всего, изменился его стиль: былая искрометность и радостная непредсказуемость сменились безупречной логической ясностью.

В поздних произведениях звучат ноты отчаяния, и они становятся все мрачнее и безысходнее. Современная американская жизнь практически уходит из собственно художественных произведений Твена и становится исключительно темой его публицистики. В 1900-е годы один за другим издаются твеновские памфлеты, такие, как "Военная молитва", "Человеку, ходящему во тьме", "Мы — англосаксы", "Соединенные линчующие штаты" и, наконец, "Что такое человек?", смысл которых предельно остро выражен в заглавиях.

В этих памфлетах все громче обличается политика со стороны силы, империализм, расизм, финансовые злоупотребления, лицемерие в морали и религии и другие проявления того, что наша критика долго именовала "пороками капиталистической системы", а Твен называл "проклятой человеческой породой". Что касается крупных произведений позднего Твена, то последним из них, посвященным американской жизни, был роман "Простофиля Вильсон" (1894). Скептические эпиграфы, предпосланные главам, свидетельствовали о растущем пессимизме автора: "Если подобрать издыхающего с голоду пса и накормить его, он не укусит вас. В этом принципиальная разница между собакой и человеком".

Дальнейшие заметные книги писателя, кроме, естественно, "Автобиографии", удалены от американской действительности во времени и пространстве. Она, однако, то и дело заявляет в них о себе в виде нападок на меркантилизм и тупую жестокость, свойственные, якобы, лишь минувшим эпохам ("Личные воспоминания о Жанне Д’Арк", 1896). Действительность дает о себе знать в общем мрачном тоне произведений, в той позиции стоического отчаяния, которую занимает автор. Таков "Дневник Евы" (1905), своего рода эпитафия недавно умершей жене, заключающаяся словами Адама: "Там, где была она, был Рай".

Таков и "Таинственный незнакомец", повесть, над которой писатель работал с 1898 года, и которая была опубликована лишь после его смерти, в 1916, своеобразное духовное завещание Твена. Таинственный незнакомец, явившийся трем мальчишкам и поражающий их чудесами — это сам Сатана. Он существует "за пределами добра и зла", и его финальное заявление проливает свет на душевное состояние автора: "Все, что я говорю тебе сейчас, это правда. Нет Бога, нет Вселенной, нет человеческого рода, нет жизни, нет Рая, нет ада. Все это только сон, замысловатый, дурацкий сон. Нет ничего, кроме тебя. А ты — только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве".

К концу жизни Твен склонен был отрицать свою роль величайшего комического гения Америки и понапрасну ожидал, что его выслушают всерьез. Публика продолжала смеяться над "Знаменитой скачущей лягушкой", а он в это время писал: "Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет". Твен умер в Стормфилде, его последнем доме, построенном на манер итальянской виллы и расположенном на вершине холма в Реддинге, штат Коннектикут.

Марк Твен (Mark Twain) - американский писатель. Родился 30 ноября 1835 в поселке Флорида (шт. Миссури). Детство провёл в городке Ханнибал на Миссисипи. Был учеником наборщика, позднее вместе с братом издавал газету в Ханнибале, затем в Мескатине и Кеокуке (шт. Айова). В 1857 стал учеником лоцмана, воплотив свою детскую мечту «познать реку», в апреле 1859 получил права лоцмана. В 1861 переехал к брату в Неваду, почти год был старателем на серебряных приисках. Написав несколько юморесок для газеты «Территориал энтерпрайз» в Вирджиния-Сити, в августе 1862 получил приглашение стать её сотрудником. Для псевдонима взял выражение лотовых на Миссисипи, выкликавших «Мерка 2», что означало достаточную глубину для безопасного плавания.

В мае 1864 Твен уехал в Сан-Франциско, два года работал в калифорнийских газетах, в т.ч. корреспондентом калифорнийской «Юнион» на Гавайских островах. На гребне успеха своих очерков выступал с юмористическими лекциями о Гавайях во время трехмесячного турне по городам Америки. От газеты «Альта Калифорния» участвовал в средиземноморском круизе на пароходе «Квакер-Сити», собрал материал для книги «Простаки за границей» (The Innocents Abroad, 1869), подружился с Ч. Лэнгдоном из Элмайра (шт. Нью-Йорк) и 2 февраля 1870 женился на его сестре Оливии. В 1871 Твен переехал в Хартфорд (шт. Коннектикут), где прожил 20 лет, самые счастливые свои годы. В 1884 он основал издательскую фирму, номинально возглавленную Ч. Л. Вебстером, мужем его племянницы. Среди первых публикаций фирмы - «Приключения Гекльберри Финна» (Huckleberry Finn, 1884) Твена и ставшие бестселлером «Воспоминания» (Memoirs, 1885) восемнадцатого президента США У. С. Гранта. Во время экономического кризиса 1893–1894 издательство разорилось.

В целях экономии и возможности заработков в 1891 Твен с семьёй переехал в Европу. За четыре года долги были выплачены, материальное положение семьи выровнялось, в 1900 они вернулись на родину. Здесь в 1904 скончалась его жена, а накануне Рождества 1909 в Реддинге (шт. Коннектикут) от приступа эпилепсии умерла дочь Джин (еще в 1896 от менингита умерла любимая дочь Сьюзи). Умер Марк Твен в Реддинге 21 апреля 1910.

Твен гордился общественным признанием, особенно ценил присуждение ему учёной степени доктора литературы Оксфордского университета (1907), но познал и горечь жизни. Его последнее, наиболее едкое обличение «проклятого человеческого рода» - «Письма с Земли» (Letters from the Earth), не публиковавшиеся дочерью Кларой до 1962.

Твен пришел в литературу поздно. В 27 лет стал профессиональным журналистом, в 34 года опубликовал свою первую книгу. Ранние публикации (он начал печататься в 17 лет) интересны в основном как свидетельство хорошего знания грубоватого юмора американской глубинки. С самого начала его газетные публикации несли черты художественного очерка. Он быстро уставал от репортажа, если материал не располагал к юмору. Превращение из одарённого любителя в настоящего профессионала произошло после поездки на Гавайи в 1866. Важную роль сыграло чтение лекций. Он экспериментировал, искал новые, более разнообразные формы выражения, рассчитывал паузы, добиваясь точного соответствия замысла и результата. Тщательная шлифовка устного слова осталась и в его творчестве. Путешествие на «Квакер-Сити» продолжило «гавайскую школу». В «Простаках за границей», книге, сделавшей его известным в Америке, определился крайне простой лейтмотив творчества Твена – путешествие в пространстве. Обоснованный в «Простаках» самим маршрутом поездки, он сохранится также в книгах «Закаленные» (Roughing It, 1872, в рус. переводе - «Налегке» , 1959), «Пешком по Европе» (A Tramp Abroad, 1880) и «По экватору» (Following the Equator, 1897). Самым впечатляющим образом он использован в Гекльберри Финне.

Подступ к художественной прозе был постепенным, осторожным. Первый роман, «Позолоченный век» (The Gilded Age, 1873), написан в соавторстве с Ч. Д. Уорнером. Действие романа, задуманного как современная социальная сатира, спотыкается о плохо вписывающиеся куски стандартных викторианских сюжетов. Несмотря на художественное несовершенство, роман дал название периоду президентства Гранта. Тогда же встреча с другом детства напомнила Твену об их детских приключениях в Ханнибале. После двух-трёх неудачных попыток, в их числе повествование в форме дневника, он нашел нужный подход и за 1874–1875, с перерывами, написал роман «Приключения Тома Сойера» (The Adventures of Tom Sawyer, 1876), создавший ему репутацию мастера характеров и интриги и замечательного юмориста. Том, по словам Твена, «воплощение мальчишества». Фон повести - автобиографический, Санкт-Петербург - это Ханнибал. Однако персонажи отнюдь не плоские копии, но полнокровные характеры, рождённые воображением мастера, вспоминающего свою юность.

С января по июль 1875 в «The Atlantic Monthly» публиковались «Старые времена на Миссисипи» (Old Times on the Mississipi), в 1883 они вошли в книгу «Жизнь на Миссисипи» (Life on the Mississipi, главы IV–XVII). Почти сразу по окончании Тома Сойера был задуман Гекльберри Финн. В 1876 он был начат, несколько раз откладывался и наконец опубликован в 1884. В Гекльберри Финне, высшей творческой удаче Твена, повествование ведётся от первого лица, устами двенадцатилетнего мальчика. Впервые разговорный язык американской глубинки, прежде употребимый только в фарсе и сатире на нравы простонародья, стал средством художественного изображения вертикали довоенного южного общества - от аристократии до «дна».

Среди книг, предшествовавших Геку, - «Принц и нищий» (The Prince and the Pauper, 1881), первая попытка создать историческое повествование. Ограниченный эпохой, местом и историческими обстоятельствами, автор не ушёл в сторону и не сбился на бурлеск, и книга до сих пор завораживает юных читателей.

Напротив, в «Янки при дворе короля Артура» (A Connecticut Yankee at King Arthur"s Court, 1889) Твен дал волю своему темпераменту сатирика. Его самая серьёзная историческая проза, «Личные воспоминания о Жанне д"Арк» (Personal Recollections of Joan of Arc, 1896), потерпела неудачу. Твен ещё попытался возродить мир своих шедевров в «Простофиле Вильсоне» (Pudd"nhead Wilson, 1894), «Томе Сойере за границей» (Tom Sawyer Abroad, 1894) и «Томе Сойере-сыщике» (Tom Sawyer, Detective, 1896), но вновь потерпел неудачу. Из рассказов, опубликованных в последние годы жизни, наиболее примечателен «Человек, который совратил Гедлиберг» (The Man that Corrupted Hadleyburg, 1898), а также острые, обличительные памфлеты. Эссе «Что такое человек?» (What is Man?, 1906) - экскурс в философию. Произведения последних лет в основном не закончены. Крупные фрагменты автобиографии (он диктовал её в 1906–1908) так и не были объединены в единое целое. Последнее сатирическое произведение - повесть «Таинственный незнакомец» (The Mysterious Stranger) - опубликовано посмертно в 1916 по незавершённой рукописи. Фрагменты автобиографии напечатаны в 1925 и позднее.

Элементы научной фантастики Марк Твен использовал в следующих произведениях: «Окаменелый человек» (The Petrified Man, 1870), «Приятное и увлекательное путешествие» (A Curious Pleasure Excursion, 1874), «Удивительная республика Гондур» (The Curious Republic of Gondour, 1875), «Любовь Алонзо Фитц Кларенса и Розанны Этельтон» (The Loves of Alonzo Fitz Clarence and Rosannah Ethelton, 1878), «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (A Connecticut Yankee at King Arthur"s Court, 1889), «Передача мысли на расстоянии» (Mental Telegraphy, 1891), «Ещё о передаче мысли на расстоянии» (Mental Telegraphy Again, 1895), «Из «Лондонской таймс» за 1904 год» (From the «London Times» of 1904, 1898), «Сделка с Сатаной» (Sold to Satan, 1904), «Три тысячи лет среди микробов» (3,000 Years Among the Microbes, 1905), «Путешествие капитана Стормфилда в рай» (Captain Stormfield"s Visit to Heaven, 1909).

Из непереведённых на русский язык: «The Generation Iceberg» (1935), «The Mysterious Balloonist» (1935), «Synopsis of «A Murder, a Mystery, and a Marriage» (1945), «The Great Dark» (1962), «Earthquake Almanac» (1865), «History 1,000 Years from Now» (1972), «The Secret History of Eddypus, the World-Empire» (1972), «Shackleford"s Ghost» (1984), «My Platonic Sweetheart» (1912).

Такие жанры как хоррор, фэнтези, мистика в творчестве Твена нашли отражение в рассказах: «Людоедство в поезде» (Cannibalism in the Cars, 1868), «История с привидением» (A Ghost Story, 1870), «Средневековый роман» (A Medieval Romance, 1870), «Рассказ коммивояжера» (The Canvasser"s Tale, 1876), «Кое-какие факты, проливающие свет на недавний разгул преступности в штате Коннектикут» (The Facts Concerning the Recent Carnival of Crime in Connecticut, 1876), «Похищение белого слона» (The Stolen White Elephant, 1882) «Диковинный сон» (A Curious Dream, 1872), «Школьная горка» (Schoolhouse Hill, 1898), «Пять даров жизни» (The Five Boons of Life, 1902), «Таинственный незнакомец» (The Mysterious Stranger, 1916).



Рассказать друзьям