Краткое сочинение "в чем трагедия печорина герой нашего времени". В чем трагедия печорина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В чем состоит трагедия Печорина?
Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья иль сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов.
Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею "лишних людей". Печорин - это "Онегин своего времени" (Белинский). Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе "силы необъятные", но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет "роль топора в руках судьбы", "необходимого действующего лица всякого пятого акта". Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. "Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!"
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но обречен исторической действительностью и особенностями своего психологического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он сам говорит: "Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротивЕ я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!"
Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести единственное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: "Е Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой". Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина, и то, что "тоненький" прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина после гибели Бэлы: "Е Его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горяЕ" И только по вскользь оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль о том, что "зло порождает зло". Безразличие героя к старому "приятелю" приводит к тому, что "добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном". Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Григория, которые "не смеялись, когда он смеялсяЕ Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти". В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в "Журнале Печорина".
Запискам героя предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести "Тамань", "Княжна Мэри", "Фаталист" показывают, что Григорий Александрович не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и насыщенных франтов, которые "пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходомЕ играют и жалуются на скуку".
Печорин отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего "сделаться героем романа". В поступках Григория чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мэри основан на знании "живых струн сердца человеческого". Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мэри первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мэри. Поведение героя благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя очень сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Печорина совершенно. "При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" - признается он. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой "упал на траву и, как ребенок, заплакал". Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Судьба Бэлы, княжны Мэри и Веры доказывает это.
История с Грушницким - это иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Григорий по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. "Пуля оцарапала мне колено", - комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: "Я решился предоставить все выходы Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушияЕ Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала ". И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропастьЕ Победа не доставляет лермонтовскому герою радости, свет меркнет в его глазах: "Солнц казалось мне тускло, лучи его меня не грели".
Подведем итоги "практической деятельности" Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок "честных контрабандистов"; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мэри; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина "топором в руках судьбы"?
Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели - углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Григорий предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом - признак ранней "омертвелости", того, что перед нами действительно полутруп, у которого "царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством - эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: "Вы говорите, что он - эгоист? Но разве он не презирает и ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизмЕ " Но что же это? Ответ на это вопрос дает нам сам герой: "Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерлиЕ " Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который "из жизненной буриЕ вынес только несколько идей - и ни одного чувства". Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: "Е Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятныеЕ Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни".
Мне кажется, что трагизм судьбы лермонтовского героя связан не только с социальными условиями его жизни (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, "бремя познанья и сомненья" приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с намиЕ А закончить сочинение мне хочется строками из стихотворения Я.П. Полонского "На пути из-за Кавказа":
И душа на простор вырывается
Из-под власти кавказских громад -
Колокольчик звенит-заливаетсяЕ
Кони юношу к северу мчатЕ
В стороне слышу карканье ворона -
Различаю впотьмах труп коня -
Погоняй, погоняй! Тень Печорина
По следам догоняет меняЕ

«Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, показывает нам один из новейших образов в литературе, ранее открытый Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», показанный через главного героя, офицера Григория Печорина. Читатель уже в первой части «Бэла» видит трагедию этого персонажа.

Григорий Печорин – типичный «лишний человек». Он молод, привлекателен внешне, талантлив и умен, однако сама жизнь кажется ему скучной. Новое занятие вскоре начинает ему надоедать, и герой пускается в новые поиски ярких впечатлений. Примером тому может быть та же поездка на Кавказ, где Печорин знакомится с Максимом Максимычем, а после – с Азаматом и его сестрой Бэлой, красавицей-черкешенкой.

Григорию Печорину мало охоты в горах и общения с жителями Кавказа, и он, влюбленный в Бэлу, похищает ее при помощи брата героини, своенравного и гордого Азамата. Юная и неокрепшая умом девушка влюбляется в русского офицера. Казалось бы, взаимная любовь – что еще нужно герою? Но вскоре ему и это становится скучно. Страдает Печорин, страдает Бэла, обиженная невниманием и холодностью возлюбленного, страдает и Максим Максимыч, наблюдающий все это. Немало бед пропажа Бэлы принесла и семье девушки, а также Казбичу, который хотел на ней жениться.

Эти события заканчиваются трагически. Бэла погибает почти на руках Печорина, и тому остается только покинуть те места. От его вечной скуки и поисков пострадали люди, которые никак не касаются героя. А «лишний человек» отправляется дальше.

Достаточно одного этого примера, чтобы понять, как Печорин из-за своей скуки способен вмешаться в чужие судьбы. Он не может зацепиться за что-то одно и держаться за это всю жизнь, ему нужна смена мест, смена общества, смена занятий. И все равно ему будет надоедать действительность, и все равно он отправится дальше. Если люди ищут что-то и, обретя цель, успокаиваются на этом, то Печорин не может определиться и найти свой «финиш». Если он остановится, он все равно будет страдать – от однообразия и скуки. Даже в случае с Бэлой, где у него была взаимная любовь с юной черкешенкой, верный друг в лице Максима Максимыча (ведь старик готов был помогать Печорину) и служба, Печорин все равно вернулся к своему состоянию скуки и апатии.

Но найти свое место в обществе и жизни герой не может не только потому, что ему быстро становится скучно любое занятие. Он равнодушен ко всем людям, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч». Не видевшиеся пять лет люди не смогли даже поговорить, ведь Печорин с абсолютным безразличием к собеседнику старается поскорее закончить встречу с Максимом Максимычем, который, кстати, успел соскучиться по Григорию.

Можно с уверенностью сказать, что Печорин, как истинный герой нашего времени, способен найтись в каждом из современных людей. Равнодушие к людям и бесконечные поиски себя останутся вечными чертами общества любой эпохи и страны.

Вариант 2

Г. Печорин – центральный персонаж произведения «Герой нашего времени». Лермонтова обвиняли в том, что он изобразил нравственного урода, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует глубокого анализа.

Лермонтов не случайно назвал Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с самого детства попал в развращающий мир высшего света. В искреннем порыве он рассказывает княжне Мэри, как пытался действовать и поступать согласно правде и совести. Его не понимали и смеялись над ним. Постепенно это производило серьезный перелом в душе Печорина. Он начинает поступать вопреки нравственным идеалам и добивается расположения и благосклонности в дворянском обществе. При этом он действует строго в соответствии с собственными интересами и пользой и становится эгоистом.

Печорина постоянно гнетет тоска, ему скучно в окружающей обстановке. Переезд на Кавказ лишь на время оживляет героя. Скоро он привыкает к опасности и опять начинает скучать.

Печорину жизненно необходима постоянная смена впечатлений. Три женщины появляются в его жизни (Бэла, княжна Мэри, Вера). Все они становятся жертвами беспокойной натуры героя. Он сам не чувствует к ним особой жалости. Он уверен, что поступал всегда правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то он не виноват в этом. Виноват его характер.

Печорин при всех его недостатках – исключительно правдивый образ. Его трагедия заключается в ограниченности дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные поступки, то честность Печорина не позволяет ему этого сделать.

Индивидуализм главного героя мог бы в других условиях помочь ему стать выдающейся личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате представляется окружающим бездушным и странным человеком.

Несколько интересных сочинений

    С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени

    Какова роль образования в жизни человека? Каких людей считают образованными и для чего так необходимо получить образование? Наверное, эти вопросы волнуют каждого человека на определенном этапе его жизни.

Сочинения по литературе: В чем трагедия печорина В истории жизни Печорина - главного героя романа М. Ю. Лермонтова - отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его "понимает и... часто встречал".

Это "портрет, составленный из пороков... поколения в полном их развитии". Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки. Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, "водяное общество"). И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся "силы необъятные". Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа.

Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование. Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги. Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что "скука не живет под чеченскими пулями", он отправляется на Кавказ. Однако где бы Печорин ни появился, он становится "топором в руках судьбы". В повести "Тамань" поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни "мирных контрабандистов".

В повести "Бэла" Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести "Княжна Мери". В "Фаталисте" сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича), а в повести "Максим Максимыч" он подрывает веру старика в молодое поколение. На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов.

Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что "любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой". В разговоре с Вернером он говорит, что "из жизненной бури... вынес только несколько идей - и ни одного чувства". "Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия", признается герой. Если Печорин "без участия" относится к своей собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим людям? Мне кажется, что герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: "...

такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать...

я сделался нравственным калекой..." Я думаю, что М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: "Герой нашего времени". С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой - указывает на то, что Печорин является порождением своего времени.

Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности. "Герой нашего времени" - одно из самых значимых произведений русской классической литературы, а Печорин - один из самых ярких и запоминающихся образов. Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения, вызывать неприязнь или симпатию. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа.

Печорин - человек, раздираемый противоречиями, предающийся постоянному самоанализу, непонятый окружающими и не понимающий их. В чем-то он сродни Евгению Онегину. Тот тоже не видел никакого смысла в своем существовании и ставил себя отдельно от общества. Лермонтов дает очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер.

Облик главного героя написан очень любовно, с большой тщательностью. Это позволяет увидеть Печорина как наяву. Внешность его сразу производит впечатление. Даже такие, казалось бы незначительные, черты, как темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности, противоречивости и в то же время - аристократичности. Глаза у Печорина никогда не смеются и блестят холодным стальным блеском. Всего несколько фраз, но как много этим сказано!

Внешность главного героя описывается только во второй главе и дополняет то, что мы уже знаем о нем. Первая глава посвящена истории мимолетного увлечения Печорина и трагической гибели молодой женщины, похищенной им. Все заканчивается печально, но надо признать, что Печорин не стремился к этому и не знал, что так будет. Он искренне хотел сделать Бэлу счастливой. Однако его постигло очередное разочарование. Он просто не может испытывать длительных чувств. На смену им приходит скука - его извечный враг. Что бы ни делал Печорин - это делается от желания чем-то занять себя.

Но уже ничто не приносит удовлетворения. Читатель начинает понимать, что за человек перед ним. Печорину скучно жить, он постоянно ищет остроты ощущений, не находит и страдает от этого. Он готов рискнуть всем ради исполнения собственной прихоти. При этом он походя губит всех, кто встречается ему на пути. Здесь опять уместно провести параллель с Онегиным, который также хотел от жизни удовольствий, а получал лишь скуку. Оба героя не считались с людскими чувствами, поскольку воспринимали окружающих не как живых существ со своими мыслями и эмоциями, а, скорее, как интересные объекты для наблюдения. Раздвоенность личности Печорина в том, что первоначально он обуреваем самыми благими намерениями и начинаниями, но, в конце концов, разочаровывается и отворачивается от людей. Так случилось с Бэлой, которой он увлекся, похитил, а затем стал тяготиться ею.

С Максимом Максимычем, с которым он поддерживал теплые отношения, пока это было нужно, а затем холодно отвернулся от старого друга. С Мери, которую он заставил влюбиться в себя из чистого эгоизма. С Грушницким, молодым и восторженным, которого он убил так, как будто совершил нечто обыденное. Беда в том, что Печорин прекрасно понимает, как заставляет страдать окружающих.

Он холодно, рассудительно анализирует свое поведение. Зачем он добивается любви труднодоступной женщины? Да просто потому, что его прельщает тяжесть задачи. Ему совершенно неинтересна женщина, которая уже любит его и на все готова. Почему-то в своих недостатках Печорин склонен обвинять общество. Он говорит, что окружающие читали на его лице признаки "дурных свойств". Именно поэтому, считает Печорин, он и стал обладать ими. Ему и в голову не приходит винить себя.

Интересно то, что Печорин действительно может довольно объективно оценить себя. Он постоянно подвергает анализу свои собственные мысли и переживания. И делает это с каким-то научным интересом, как будто проводит над самим собой эксперимент. Печорин, вращаясь в обществе, стоит вне его. Он наблюдает за людьми со стороны, как и за собой. Он лишь свидетель жизни, но не ее участник. Он пытается найти хоть какой-то смысл в своем существовании.

Но смысла нет, нет Цели, к которой следовало бы стремиться. И Печорин приходит к горькому выводу, что единственное его назначение на земле - разрушение чужих надежд. Все эти печальные раздумья приводят Печорина к тому, что он становится равнодушен даже к собственной смерти. Мир, в котором он живет, опостылел. Нет ничего, что привязывало бы к земле, нет человека, который понял бы метания этой странной души. Да, были люди, которые любили Печорина. Он умел производить впечатление, был интересен, язвителен, изыскан. Кроме того, он обладал эффектной внешностью, что не могло остаться незаметным для женщин.

Но, несмотря на всеобщее внимание, не было никого, кто понимал бы его. И это сознание было тяжело для Печорина. Ни мечты, ни желаний, ни чувств, ни планов на будущее - ничего не было у Печорина, ни одной нити из тех, что привязывают людей к этому миру. Зато было полное и ясное осознание своей никчемности. Печорина остается только жалеть.

В чем трагедия Печорина?

Примерный текст сочинения

Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" был создан в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это мрачное десятилетие породило новый тип людей - разочарованных скептиков, "страдающих эгоистов", опустошенных бесцельностью жизни. Таков и лермонтовский герой.

Он наделен острым аналитическим умом, силой характера, своеобразным обаянием, в его душе таятся "силы необъятные". Но на совести его много зла. С завидным постоянством, сам не желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. Он сталкивает своего героя с разными людьми: горцами, контрабандистами, "водяным обществом". И везде выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество. Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и решительность толкают его в "Тамани" на поиски опасных приключений, которые заканчиваются разрушением налаженного мирка "мирных контрабандистов". Неудачей оканчивается и попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу в том, что "любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой".

Такого человека, как Печорин, не может удовлетворить любовь простой девушки. Он стремится к чему-то большему. Его богатый и сложный внутренний мир не в состоянии постичь ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добродушный Максим Максимыч. Именно рассказ старого штабс-капитана впервые знакомит нас с этим загадочным героем. При всей своей симпатии к Печорину Максим Максимыч сумел заметить лишь некоторые странности "тоненького прапорщика". Его возмущает кажущееся безразличие Печорина после смерти Бэлы. И только по вскользь оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", можно догадаться о подлинной силе его переживаний.

В повести "Максим Максимыч" автор дает возможность пристально вглядеться в оригинальную внешность Печорина, которая приоткрывает сложность и противоречивость его внутреннего мира. Обращает на себя внимание редкое сочетание белокурых волос и черных глаз, широких плеч и бледных худых пальцев. Но особенно поражает его взгляд: глаза его "не смеялись, когда он смеялся". Автор делает вывод: "Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". Загадку печоринской натуры помогает понять дневник героя, его искренняя и бесстрашная исповедь. Повести "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист" показывают, что Печорин, обладая незаурядными способностями, не находит им применения. Особенно отчетливо это проявляется во взаимоотношениях героя с людьми своего круга, с "водяным обществом" Пятигорска. Печорин на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые "пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом... играют и жалуются на скуку".

Григорий Александрович отлично видит ничтожество Грушницкого, мечтающего при помощи солдатской шинели "сделаться героем романа". В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери основан на знании "живых струн сердца человеческого". Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях, умело используя их слабости. В разговоре с Вернером он признается: "Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою". Все же, вопреки его собственным утверждениям, Печорин способен к искреннему большому чувству, но любовь героя сложна. Так, его чувство к Вере с новой силой пробуждается именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая понимала его. Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким - иллюстрация того, что необъятные силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим в повестях "Бэла" и "Тамань". Вмешательство Печорина в жизнь горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный мирок контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.

Что же сделало Печорина топором в руках судьбы"? Сам герой пытается найти ответ на этот вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное, причина трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с которыми мы знакомимся в дневнике. Он не верит в дружбу, потому что "из двух друзей всегда один раб другого". По его определению, счастье - это "насыщенная гордость". Это изначально неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за "приманками страстей", которая, по сути, и составляет смысл его жизни.

Григорий Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом раскрывается его беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед самим собой за бездарно прожитую жизнь.

Но попытаемся разобраться в причинах такого печоринского взгляда на жизнь. Безусловно, это связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую. Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний, разрывая его связи с обществом. В этом, мне думается, беда Печорина, трагизм его судьбы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

" Герой нашего времени " - это роман, " в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно. " Главный его герой - Григорий Александрович Печорин, личность глубокая, противоречивая и несчастная.

Он - натура одаренная. Умен, может испытывать сильные страсти, может владеть собой. Печорин верно судит о людях и о себе. Характеристики, данные им его современникам, правильны. Сердце Печорина бьется ровно, хотя " бешеные порывы " одолевают героя. Григорий Александрович хочет быть полезным людям, но почти всегда его попытки заканчиваются неудачей. Почему?

Лермонтов считает Печорина " нравственным калекой ", ибо действует он противоречиво. Противоречие - и во внешности. Он не смеется, когда на лице улыбка, походка небрежна,хотя и тверда,сложение - крепкое при нервической слабости. Максим Максимыч, добрый друг, замечает, что время от времени Печорин грустит, кутаясь в теплые вещи, хотя солнце за окном, а может и окно распахнуть, и на кабана сходить - и ни словом не обмолвиться о том, что было холодно.

" Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку", - так он думает о себе В чем это проявляется? Во - первых, в его взгляде на мир. Ведь он живет " из любопытства", желая творить. Во- вторых, он не верит сам себе, потому что думает головою, а не чувствует при этом ничего. Сердце же у него - горячее, способное понимать других, но...

Противоречия в характере героя проявляется в отношении к женщинам, их внимания он добивается из желания покорить, влюбить и бросить. Так произошло и с Бэлой, и с Мэри.

Печорин - эгоист, но на любовь до беспамятства он способен. Не разбирая дороги, он поехал вслед за умирающей Верой, которая стала для него дороже чести, жизни, счастья. Не догнав, Григорий Александрович лег на траву и заплакал как ребенок. Потом разум возобладал, и душа " нравственного калеки" стала действовать по привычным законам.

Накануне дуэли Печорин думает о том,для какой цели он родился. Ведь он убивает Грушницкого, разрушает жизнь контрабандистов, избавляет от иллюзий Мэри, холодно общается с лучшим другом Максимом Максимычем. Поступки его мелки, что бы он ни писал у себя в дневнике. Печорин любит весь мир, а свое ближайшее окружение не бережет. Потому одинок, несчастлив и обречен.

Кто виноват в жизненной драме героя, " умной ненужности" ? Воспитание? Светское общество? Он сам?

Можно на все три вопроса ответить положительно. Но все же я бы поставила последний - на первое место. В любой обстановке при любых обстоятельствах человек - хозяин своих эмоций, чувств и дум, и только лично от него зависит счастье, несчастье, " вписывание" во время и в память потомков.



Рассказать друзьям