Крушение теории раскольникова. Теория раскольникова и ее крушение В чем заключаются причины краха теории раскольникова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Техникум технологий и дизайна

на тему: «Крах теории Раскольникова»

Выполнила:

Кишкина Ольга Сергеевна

Королёв, 2015 г.

Введение

Суть теории Раскольникова

Крах теории «обыкновенных» и «необыкновенных»

Заключение

Список литературы

Введение

Роман «Преступление и наказание» был написан и опубликован Ф.М. Достоевским в 1866 году, то есть, вскоре после отмены крепостного права и начала смены общественно-экономического строя. Подобная ломка социальных и экономических устоев влечет за собой непременное экономическое расслоение, то есть обогащение одних за счет обнищания других, освобождение человеческой индивидуальности от культурных традиций, преданий и авторитетов. И как следствие, преступность.

Достоевский в своей книге обличает буржуазное общество, порождающее все виды зла - не только те, что сразу бросаются в глаза, но и те пороки, которые таятся в глубинах человеческого подсознания.

Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, в недавнем прошлом студент петербургского университета оказался на грани нищеты и социального падения. Ему нечем платить за проживание, гардероб изношен настолько, что в нем и на улицу стыдно выйти приличному человеку. Часто приходится голодать. Тогда он решает совершить убийство и оправдать себя теорией об «обыкновенных» и «необыкновенных» людей, которую придумал он сам.

Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.


Теория Раскольникова - явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Наиболее обсуждаемой в обществе эта проблема стала после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, - утверждает Раскольников, - и в голову не пришло бы мучиться вопросом - можно ли убить старушонку, - он зарезал бы без всякой задумчивости».

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он - сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели.

Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям.

Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закон. А необыкновенные имеют право совершать преступления и переступать закон. Данная теория очень цинична по всем моральным принципам, которые складывались на протяжении многих веков с развитием общества, но Раскольников находит примеры для своей теории. Например, это французский император Наполеон Бонапарт, которого Раскольников считает «необыкновенным», потому что Наполеон убил за свою жизнь много людей, но совесть его не мучила, как считает Раскольников. Сам Раскольников пересказывая свою статью Порфирию Петровичу отметил, что «необыкновенный человек имеет право …разрешить своей совести перешагнуть … через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того требует».

По теории Раскольникова к первому разряду относятся люди консервативные, чинные, они живут в послушании и любят быть послушными. Раскольников утверждает, «что они должны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного». Второй разряд переступают закон. Преступления этих людей относительны и многоразличны, они могут «перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь» для выполнения своих целей.

Вывод: создав свою теорию, Раскольников надеялся, что его совесть примирится с его намерением убить человека, что после совершения страшного преступления не будет его мучить, донимать, выматывать его душу, но как оказалось, Раскольников сам обрёк себя на мучение, не справившись со своей натурой.

Крах теории «обыкновенных» и «необыкновенных»

Теория Раскольникова <#"justify">Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не "тварь дрожащая". В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро.

Вывод: Достоевский не показывает окончательного нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман <#"justify">Заключение

достоевский преступление наказание раскольников

Таким образом, теория Раскольникова оказалась не способной дать обществу путь к его преобразованию. Разделив людей на две категории, Раскольников наоборот отодвинул назад его переустройство. Ведь «обыкновенные» также хотят улучшать жизнь общества, как и «необыкновенные», но таки способом. Раскольников посчитал себя сильной личностью, способной совершать преступления на благо общества и не подверженной мучению своей совести. «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать» - это фраза Порфирия Петровича полностью убеждает читателя, что теория Раскольникова в корне оказалась неверной, он разрушил её ещё при совершении пробы своей теории, убив вместе со старухой её сестру Лизавету, которую он сам хотел осчастливить. Действительно Раскольников посчитал, что справиться со своей и не будет мучатся до конца своей жизни за совершённое убийство.

Достоевский утверждает, что единственным путём к преобразованию общества является только христианская любовь и самопожертвование.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию, и самую передовую, и самую преступную. То есть жизнь не может проходить по теории. И поэтому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека (то есть Раскольникова), одержимого теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова о возможности стоять над людьми («Кто я: Наполеон или тварь дрожащая?»), презирая все их законы, построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других (надо отметить, что тема «униженных и оскорбленных» прошла через все творчество Ф. М. Достоевского и даже один из романов носит название «Униженные и оскорбленные»). Убийство старухи-процентщицы было задумано Раскольниковым как жизненная проверка своей теории на частном примере. Преступление, которое он совершил, - это низкое и подлое дело.

Разумихин, Дуня, Порфирий Петрович, а больше всех Соня Мармеладова - все они подталкивают Раскольникова к мысли о неправильности, антигуманности его теории. Но самую значительную роль в развенчании «наполеоновской» теории Раскольникова сыграла, конечно же, Соня Мармеладова.

Раскольников был первым человеком, который отнесся к Соне с искренним сочувствием, принял ее как «приличную» барышню, усадил рядом со своими родными. Поэтому и неудивительна та страстная преданность, какой ответила ему Соня. Она не понимала, чем может быть интересна для такого человека, как Раскольников. Ей, конечно же, не приходило в голову, что Раскольников видит в ней почти такого же преступника, как и он сам: оба они, по его мнению, убийцы; только если он убил старуху-процентщицу, то она совершила, может быть, даже более страшное преступление - убила самое себя и тем самым обрекла себя на одиночество среди людей.

Именно в разговорах с Соней Раскольников начинает сомневаться в своей теории. Ему хочется получить ответ на утверждение, можно ли жить, не обращая внимания на страдания, мучения и гибель других.

Раскольников совершил преступление сознательно, что наиболее страшно, презрев свою человеческую натуру. Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики», ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей «как будто ножницами». Его человеческая натура не принимает этого отчуждения от людей. Раскольников начинает понимать, что даже такой гордый человек, как он, не может жить без общения с людьми. Поэтому его душевная борьба становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в тупик. Раскольников пока по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называет себя подлецом. Но в то же время страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если он начнет о них думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему разряду», к «тварям дрожащим», и, следовательно, топор другого «необыкновенного» человека может обрушиться на их головы, а также на головы Сони и Катерины Ивановны. Раскольников, по своей теории, должен отступиться от тех, за кого страдает, должен презирать, ненавидеть тех, кого любит. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» В этом монологе действительно выявляется весь ужас его положения: его человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Сразу после этого монолога Достоевский дает сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она смеется над ним. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Наконец, Раскольников не выдерживает и открывается Соне Мармеладовой. Происходит столкновение их идей, каждый из них упорно стоит на своем: Раскольников утверждает, что настоящий человек имеет право игнорировать моральные устои общества; Соня же не менее упорно утверждает, что нет такого права. Его теория приводит ее в ужас, хотя с самого начала она была охвачена горячим сочувствием к нему. Раскольников, страдая сам и заставляя страдать Соню, все же надеется, что она предложит ему какой-нибудь иной путь, а не явку с повинной. «Соня же представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут - или ее дорога, или его». Раскольников идет с повинной.

Следователь Порфирий Петрович сознательно старается побольнее задеть совесть Раскольникова, заставить его мучиться, выслушивая откровенные и резкие суждения о безнравственности преступления, какими бы целями оно ни обосновывалось. Порфирий Петрович увидел, что перед ним не ординарный убийца, а один из тех, кто отрицает устои современного общества и считает себя вправе хотя бы в одиночку объявить этому обществу войну. К личности Раскольникова, к его теории и преступлению Порфирий Петрович относится совершенно определенно, - несмотря на необходимость все время хитрить, он однажды высказался прямо: «…убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит…» Однако при самых резких суждениях о Раскольникове Порфирий Петрович прекрасно понимает, что перед ним отнюдь не уголовник, позарившийся на чужое имущество. Самое страшное для общества заключается именно в том, что преступник руководствуется теорией, движим сознательным протестом, а не низменными инстинктами: «Еще хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

Раскольников был сослан в Сибирь. Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению, и, может быть, именно потому, что он не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявил желание сам еще более обвинить себя.

Задача Ф. М. Достоевского состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной бывает сама идея. Идея героя о праве избранных на преступление оказывается абсурдной и ложной. Жизнь победила теорию, хотя Раскольников стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так бессмысленно и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться, покориться «бессмыслице» нелепого приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.

Теория Раскольникова и ее крушение

Примерный текст сочинения

"Преступление и наказание" - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он - сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "твари дрожащей".

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не "тварь дрожащая". В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.kostyor.ru/


В социально-философском романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показывает сложный путь эволюции душевного состояния главного героя. Бывший петербургский студент Родион Раскольников умен, способен и наблюдателен, но жизнь его проходит в нищете, он не может реализовать честолюбивые мечты.

Видя обездоленность и страдания маленьких людей, Раскольников размышляет о несправедливости социального устройства общества.

Окружающая атмосфера наводит Родиона на мысль о создании собственной теории мироустройства. Он делит людей на слабых «тварей дрожащих» и сильных - «право имеющих». В его понятии последним дозволено переступать моральные нормы, совершать преступления ради справедливой конструкции мира и достижения великих целей.

Эта бесчеловечная философия полностью захватила студента. Он пытается понять: к какой группе людей относится сам? Решение об убийстве старухи-процентщицы дается нелегко, ведь одно дело – расправиться с зловредным человеком в мыслях, другое – совершить «страшный суд» в реальности. Но когда преступление уже совершено, наступает черед наказания.

Карой для убийцы становится сложное психологическое осознание содеянного.

Теория о спасении «униженных и оскорбленных» не сделала из него сильную личность, она лишь ухудшила сложную ситуацию, добавив к лишениям душевные муки. Раскольников понял, что ошибочно превращать догадки и самоанализ в пафосную истину. Крах собственной теории стал для героя крахом существования. Он перешел черту и оказался отрезанным от мира и дорогих сердцу людей.

Если бы не Сонечка Мармеладова, Родион не смог бы жить с таким грузом на душе. Падшая девушка помогла герою понять смысл бытия, открыла свою «правду», заключавшуюся в искренности, вере в Бога и людей. Еще долгое время Раскольников чувствовал внутреннюю пустоту, без идеи и смысла жизнь как бы остановилась. Лишь на сибирской каторге пришло полное прозрение – Родион переродился, обратившись к традиционным христианским ценностям. Абсурдная теория, порожденная несправедливостью судьбы, побеждается светлыми сторонами жизни. Лишь вера, всепрощение, любовь и добро способны спасти человечество.

Автор донес до читателя простую, но важную истину. За каждое преступление рано или поздно наступает расплата. Смерть не является искуплением, человек должен жить для переосмысления совершенных ошибок. Благодаря глубокому анализу Достоевскому становится ясно, что не стоит повторять сложный путь Раскольникова для осознания простых истин.

Обновлено: 2017-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Один из лучших романов писателя-философа Федора Михайловича исследует темную природу человеческой души. Непростое для прочтения произведение «Преступление и наказание» реалистично показывает мир, в котором немногим персонажам удается остаться в рамках человеческих ценностей. Большинство героев считает, что нищета является главной причиной их несчастий. Достоевский помещает своего чрезмерно гордого, с пытливым умом главного героя в тесную, мрачную комнату. Вдобавок усугубляет его психологическое состояние отсутствием даже минимальных средств к существованию. В подобных физических ограничениях, смешанных с чувством голода, у бывшего студента юридического факультета зарождается крамольная, антигуманная теория, которая подвергает сомнению признанные общечеловеческие ценности.

Высокомерие молодого человека, ущемленного несправедливостью этого мира, отказывается принять унылую действительность. В поисках основной причины своих несчастий, Родион Раскольников приходит к оригинальным умозаключениям. Он считает, что достоин большего, лучшего и прямо сейчас. Подкрепив свою теорию рядом философских размышлений и исторических примеров, Раскольников настолько убеждается в гениальности своего открытия, что решается опубликовать свою теорию в печатном издании. Одним дается все, а другим ничего, потомучто люди делятся на два вида. И чтобы изменить унизительную реальность, достаточно лишь доказать свою теорию одним решительным шагом. Убийство. Объясняя самому себе, что действует во благо не только себя, но и других людей, обиженных старухой-процентщицей, Раскольников убивает Алену Ивановну, затем, нечаянно, убивает несчастную Лизавету Ивановну, потом крадет какую-то мелочь, бежит, прячется, врет близким, следователю, другу, запутывается в своих мыслях и снах и, что самое главное, двери в мир избранных людей не открываются, а наоборот рушатся последние связующие с реальность нити.

Теория Раскольникова неверна, что и требовалось доказать. Великий гуманист Достоевский расколол сознание своего героя, но его физически истощенная душа спаслась благодаря любви. Ведь только любовь, сострадание и доброта делают из человека человека. Да, люди равны, но не одинаковы. Не все способны совершить преступление, не все преступники понесут законное наказание, но никто не избежит суда своей совести.
Нет ни всемогущих, ни тварей дрожащих, а есть преступление и неотвратимое наказание. Теория Раскольникова запнулась о человеческую природу, о чувство совести, которое Родион недооценил в своей жестокой философии.

«Ах, если бы меня никто не любил, мне было бы легче» - говорит Раскольников, понимая свою главную ошибку. А его любит мама, сестра, друг и Соня. Хрупкая и несчастная Соня, нашедшая спасение в вере в Бога. Она объясняет избитые человеческие ценности несостоявшемуся сверхчеловеку. Давно доказанные прописные истины помогают двум грешникам найти свой путь к искуплению наказания. Человеческие мучения им облегчает каторга.

Теория Раскольникова и её крах краткое сочинение

К совершению убийства героя привело не желание помочь матери, и воспользоваться деньги самому, не мечты о счастье ближних людей. За два месяца до совершения преступления, в газете "Периодическая речь" Раскольников опубликовал статью о преступлениях, в которой он рассуждает о праве сильной личности. Он говорит о том, что исторический прогресс осуществляется на чьих-то жертвах, поэтому его идея такова, что кто вершит этот самый исторический прогресс сильные личности, поэтому они имеют право на кровопролития и прочие преступления, и история оправдает их жертвы во имя прогресса.

Таким образом получается, что есть категория людей, которые ведут за собой остальные массы убирая с дороги ненужных и неугодных личностей. Эту категорию Раскольников прозвал правоимеющие, сам он относит себя к таким личностям. Из числа таких людей был Наполеон Бонапарт, вторая категория - это "твари дрожащие".

После этого Раскольников услышал о старухе процентщице, встреча с Мармеладовым, письмо матери и главный герой замыкается в себе и начинает обдумывать план самопроверки. В том случае если он убьет старуху и равнодушно перейдет через пролитую им кровь, при этом не испытывая чувства сожаления значит он будет относиться к первому типу людей.

Сознание Раскольникова уже окончательно поработила эта теория. Он не желает ничего для себя, но не в состояние смериться с несправедливостью в обществе. В нем борются свет и тьма, в конце концов теория одерживает вверх, и Раскольников идет на убийство, как человек потерявший над собой контроль. Он настолько слился с идеей, что поддался ей на практике. Автор утверждает, что над душами людей властвуют не только чувства и эмоции, но и такие злобные идеи, которые точно приведут к печальным последствиям. Достоевский вводит в повествование Свидригаелова для, того что бы показать почему эта теория ужасна. Свидригаелов циничен и жаден до денег, Раскольников понимает, что его взгляды близки, но одновременно он и не приятен Родиону.

После преступления Раскольников мучается от того, что преступить то он преступил, на том же месте и остался. Это означало только то, что он относится к "тварям дрожащим", а преступление было абсолютно бессмысленным.

3 вариант

Произведения автора Достоевского “Преступление и наказание” носит в себе довольно глубокий смысл, который он красивым и понятным литературным языком доносит до своего читателя, тем самым давая ему полностью понять и прочувствовать все те эмоции, которые он испытывал при написании произведения. В произведении автор также затрагивает темы человеческого Я, которое при взаимодействии с обществом может выдавать совершенно невероятные результаты, от которых у простого, неподготовленного читателя может закружиться голова. Автор высказал в своём произведении именно то, чего жаждало услышать общество, однако само боялось об этом говорить, именно потому это произведение стало таким популярным и читаемым. Называется данное произведение “Преступление и наказание”.

В своём произведении автор описал схему работы человеческого общества, сказал именно то, о чём и думало общество в тот момент, о чём размышляло, чего боялось и к чему стремилось. Общество на то время было довольно алчным и обладало очень завышенной самооценкой, которая и регулировали разделение между слоями. В то время многие люди очень сильно задумывались насчёт социального разделения слоёв, ведь высшее общество серьёзно полагало, что если ты принадлежишь к высшим слоям, то ты на порядок выше любого человека из нижних слоёв, даже не говоря о навыках и талантах. Просто причисление к слою высшему считалось самой лучшим качеством человека. Прекрасным примером послужит персонаж Раскольникова.

Раскольников – главный герой произведения, на котором автор и строит всю конструкцию своей темы, которую он собственно и раскрывает в произведении. Через его образ автор пытается донести тему того, что люди в то время очень сильно разделяли друг друга на социальные слои, относя себя то туда, то туда. Однако через образ и мировоззрение Раскольникова, и его дальнейший крах, мы видим, что данная тема верна и толкование её автором верно. Сама же теория Раскольникова заключается в том, что принадлежность человека к высшему обществу можно проверить одним способом – убийством. Он говорил о том, что если он не будет испытывать вины за убийство человека низкого слоя, то он принадлежит к слою высокому. Однако впоследствии он понял, что данная теория в корне не верна, отчего он и пересмотрел своё мировоззрение, и начал смотреть на мир по новому.

Маша остаётся с князем, но продолжает любить Владимира. Князя, не смотря на все его старания, она так и не полюбит. Детей у них нет, ради чего и кого жить - не понятно. Князь начинает по-тихоньку спиваться,

  • Образ и характеристика Дедушки главного героя рассказа Белый пудель Куприна сочинение

    В произведении А. И. Куприна Белый пудель подобную характеристику имеет главный герой рассказа по имени Лодыжкин Мартын. Сгорбленный, обессилевший с виду старик имеет довольно болезненный вид

  • Три дня на воле Мцыри сочинение

    Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение. Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь



  • Рассказать друзьям